Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть

Макро- и микроэкономика являются важными науками в плане изучения происходящих хозяйственных процессов. Что они изучают? Как? На эти, а также на ряд других вопросов, будет дан ответ в рамках статьи.

Общая информация

Что же собой представляет макро/микроэкономика? Теория на этот счет имеет четкое разделение. Макроэкономика занимается изучением функционирования экономики страны или же отраслей в целом. Для нее интерес представляют такие общие процессы как рост, безработица, государственное регулирование, бюджетный дефицит и прочее.

Макроэкономика осуществляется оперирование такими терминами как совокупное предложение и спрос, ВНП, ВВП, платежный баланс, рынки товаров, труда и денег. Широкое распространение получили агрегированные показатели.

Тогда как микроэкономика занимается изучением агентов во время осуществления производственной, распределительной, обменной и потребительской деятельности. То есть, главное отличие - это то, на каком уровне они работают. А теперь давайте поподробнее о том, чем же является макро- и микроэкономика.

Общий план

Макроэкономика занимается изучением закономерностей функционирования и развития хозяйственного сектора страны или нескольких государств. Для неё, в отличии от микроэкономики, отдельные рынки и особенности ценообразования при разных типах конкуренции не представляют интерес. При работе на макроэкономическом плане существует потребность в абстрагировании от различий и опор на ключевые моменты. В связи с этим выплывают интересные моменты.

Особенности исследований

Упор будет делаться на макроэкономику, хотя для пояснения отдельным моментов внимание будет уделено и микроэкономике. Итак:

  1. В анализе макроэкономикой используются агрегированные величины. В качестве примера можно навести показатель ВВП. Тогда как микроэкономику интересует выпуск продукции отдельным предприятием. Также для макроэкономики интерес представляет уровень цен в экономике, а не стоимость конкретных товаров. Агрегированные совокупности объединяют в себе и производителей, и покупателей.
  2. Макроэкономика во время анализа не учитывает поведение отдельных в качестве которых выступают домохозяйства и фирмы. Тогда как для микроэкономики они являются независимыми.
  3. При работе на уровне государства или отрасли происходит постоянное расширение числа субъектов, которыми создаётся экономика. Макро- и микроэкономика при этом включают иностранных потребителей и производителей. Правда, при использовании инструментария микроанализа внешнеэкономические факторы, как правило, не учитываются.

О макроэкономике

Эта наука не просто является механической суммой всех элементов хозяйственного сектора, в котором есть различные локальные региональные, ресурсные, отраслевые рынки и множество потребителей и производителей. Макроэкономика - это ещё и совокупность экономических связей, что соединяют и определяют отдельные элементы национальной экономики в одно-единое целое. Показателями этого является:

  1. Наличие разделения труда между большими сферами производства (не только в рамках всей экономики, но и в отдельных регионах).
  2. Кооперация труда, которая обеспечивает производственную и взаимосвязь между разными структурными подразделениями.
  3. Существование национального рынка, который представляет собой целое экономическое пространство государства.

Макро- и микроэкономика разняться ещё и тем, что для первой фундаментом является материальное богатство. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех ресурсов, что есть в стране, и что нужны для того, чтобы обеспечивать производство необходимых благ. Для этого должна присутствовать специфическая экономическая база, которая может обеспечить существующие общенациональные интересы и потребности.

Это в немалой степени зависит от проводимой политики и существующей инфраструктуры. При этом стоит отметить роль финансового рынка в макро- и микроэкономике. При правильной государственной политике и честности людей, которые пользуются его услугами, можно получить значительный прирост экономики. И наоборот - если действовать попустительски, то негативный эффект будет чрезвычайно сильным.

О микроэкономике

Она занимается изучением на уровне отдельных предприятий и домохозяйств. Так, с помощью инструментария микроэкономики можно изучать, почему потребители выбирают определённый набор благ, покупают у конкретного предприятия, как формируются цены и насколько экономически эффективны используемые методы рынка.

Так, значительное внимание уделяется аспектам организации производства и сбыта. При этом изучаются и потребности домохозяйств, специфика их активности на конкретных рынках, процентные ставки в банковских учреждениях на определённые нужды - то есть, всё то, что является кирпичиками для строение современной экономики.

Заключение

Вот нами и были рассмотрены понятия макро- и микроэкономики. Конечно, их специфика в том, что просто знать эту информацию - недостаточно. Необходимо уметь ещё и применять её на практике. А с этим, увы, часто есть значительные проблемы. Но с другой стороны - информация, что представляется макро- и микроэкономикой служит базисом для последующей деятельности.

Самым же эффективным способом получения новых данных является Но количество набитых синяков можно значительно сократить, если воспользоваться доступной информацией, которую предлагает мировая паутина и различные подготовительные курсы, которые массово организовывают различные не/государственные формирования.

30 ответов на вопросы теста по "Микроэкономика".

1. Какое из следующих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

a. эффективность использования ресурсов

b. неограниченные производственные ресурсы

c. максимальное удовлетворение потребностей

d. редкость блага

Ответ: b

2. Цена земли как территории:

a. определяется соотношением спроса на землю и предложением земли

b. определяется государством

c. зависит от предложения сельскохозяйственных продуктов

d. представляет собой сумму денег, которая будучи помещенной в банк, приносит доход, равный земельной ренте.

Ответ: d

3. Основы теории макроэкономики были заложены:

a. А.Маршаллом

b. школой меркантилизма

c. школой монетаризма

d. Дж.Кейнсом

Ответ: d

4. Микроэкономика изучает:

a. уровень и темпы инфляции

b. экономический рост в масштабах национальной экономики

c. деятельность индивида, отдельной фирмы, функционирование различных товарных рынков

d. распределение доходов в обществе

Ответ: b

5. Научная абстракция - это метод, состоящий в:

a. разложении целого на составные элементы

b. мысленном отвлечении от несущественных сторон явления

c. обобщении данных, добытых анализом

d. движении мысли от частного к общему

Ответ: b

6. Синтез - это метод исследования, заключающийся в:

a. обобщении в единое целое данных анализа

b. мысленном отвлечении от несущественных сторон

c. разложении целого на составные элементы

d. умозаключении от общего к частному

Ответ: a

7. Как называется метод исследования, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами:

a. индукция

b. дедукция

d. системный подход

Ответ: b

8. Студенту предложили распространять газеты в выходной день за 10 тыс. рублей. Вместо этого он посетил выставочный зал и кафе и потратил 7 тыс. рублей. Какова альтернативная стоимость выходного дня?

a. 10 тыс. рублей

b. 7 тыс. рублей

c. 3 тыс. рублей

d. 17 тыс. рублей

Ответ: d

9. Экономические блага:

a. ограничены

b. создаются в процессе производства

c. требуют затрат ресурсов

d. все ответы правильные

Ответ: d

10. Ограниченность ресурсов означает:

a. недостаток денежных средств

b. невозможность удовлетворить все потребности людей

c. проблему, возникающую только в малоразвитых странах

d. дефицит на рынках факторов производства

Ответ: b

11. Эффективность функционирования экономической системы на графике производственных возможностей отражается:

a. точкой, лежащей вне кривой

b. точкой, лежащей внутри кривой

c. любой точкой, лежащей на кривой

d. все ответы неверны

Ответ: c

12. Общий уровень цен и безработицы в экономической теории изучается в разделе:

a. микроэкономики

b. макроэкономики

c. менеджмента

d. мировой экономики

Ответ: b

13. Если однопроцентное сокращение цены на товар приво¬дит к однопроцентному увеличению величины спроса на него, то спрос:

a. неэластичный

b. эластичный

c. единичной эластичности

d. абсолютно неэластичный

Ответ: c

14. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

Рынки факторов производства

b. безработицу

c. инфляцию

d. экономический рост

Ответ:a

15. Что из перечисленного изучает макроэкономика:

a. спрос и предложение на товары

b. издержки предприятия

c. экономический рост

d. рынки факторов производства

Ответ: c

16. Что из перечисленного изучает мировая экономика:

a. спрос и предложение на товары

b. издержки предприятия

c. экономический рост

d. основные формы внешнеэкономических связей

Ответ: d

17. О чем говорит закон возвышения потребностей:

a. потребности уменьшаются

b. потребности не меняются

c. потребности ограничены

d. потребности безграничны и постоянно растут

Ответ: d

18. Что отражает кривая производственных возможностей:

a. потребности безграничны

b. проблему выбора, связанную с ограниченностью ресурсов

c. проблему неравенства доходов

d. проблему инфляции

Ответ: b

19. Спрос на факторы производства зависит от:

a. цены данного фактора производства

b. спроса и цены товара, изготавливаемого с помощью данного фактора производства

c. производительности данного фактора производства

d. все ответы правильные

Ответ: d

20. Какая школа считала, что источником богатства является труд во всех отраслях материального производства:

a. меркантилизм

b. физиократизм

d. кейнсианская

Ответ: c

21. Какая школа считала, что источником прироста богатства является сфера обращения (торговля):

a. меркантилизм

b. физиократизм

c. классическая политическая экономия

d. кейнсианская

Ответ:a

22. Какая школа считала, что источником богатства является труд в сельском хозяйстве:

a. меркантилизм

b. физиократизм

c. классическая политическая экономия

d. кейнсианская

Ответ:b

23. Какая современная экономическая школа 20 века доказывала, что только через государственое регулирование можно решать проблемы инфляции, безработицы, спада в экономике:

a. школа меркантилизма

b. классическая политическая экономия

c. неоклассическая школа

d. кейнсианская школа

Ответ: d

24. Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражается при помощи:

a. кривой производственных возможностей

b. производственной функции

c. кривой предложения

d. кривой общих затрат

Ответ:b

25. В долгосрочном периоде все издержки:

a. являются постоянными

b. выступают как явные

c. являются переменными

d. выступают как неявные

Ответ:c

26. От объема производства продукции не зависят:

a. валовые издержки

b. средние постоянные издержки

c. средние валовые издержки

d. постоянные издержки

Ответ:d

27. Какое из следующих утверждений является правильным:

a. экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки

b. бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль

c. экономическая прибыль - неявные издержки = бухгалтерская прибыль

d. явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки

Ответ:b

28. Предельные издержки:

a. издержки на единицу продукции

b. прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции

c. разница между средними и общими издержками

d. издержки, показывающие, прибыльно ли производство при данных издержках

Ответ:b

29. Валовые издержки - это:

a. постоянные издержки за вычетом переменных

b. разница явных и неявных издержек

c. переменные издержки за вычетом постоянных

d. сумма постоянных и переменных издержек

Ответ: d

30. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

a. все ответы правильные

b. прибыль, которую фирма получила бы при эффективном ведении дел

c. минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах направления деятельности

d. прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни

Микроэкономика: предмет, объект, метод.

ОТВЕТ

ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика – это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

Состояние отдельных рынков;

Распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

Экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

Принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

Проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности; б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

Что производить и в каком объеме;

Каким образом производить избранные виды благ;

Кто получает то, что произведено;

Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой – для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части – теории распределения – анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

ОБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ – это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие:

1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством – функция. Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, у является функцией х и записывается таким образом: у = f (х), где у – функция х, а х – аргумент функции.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию или улучшают, или отвергают и создают новую. Позитивисты считают – нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.

Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

В микроэкономике применяются модели двух видов – оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических субъектов. В этих моделях основными рабочими категориями являются предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических субъектов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические субъекты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический субъект не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения цено-образующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

В микроэкономике, как и в макроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика – состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

1. Предмет и метод бухгалтерского учета Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица, которая осуществляется с помощью хозяйственных средств:1) основные средства;2) нематериальные активы;3) оборотные

Из книги Теория бухгалтерского учета автора Дараева Юлия Анатольевна

3. Предмет и метод бухгалтерского учета Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица, которая осуществляется с помощью хозяйственных средств:1) основные средства;2) нематериальные активы;3) оборотные

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

4. Предмет и метод бухгалтерского учета Предмет бухгалтерского учета – отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности хозяйствующего субъекта (организации). Наиболее полно содержание предмета раскрывается через объекты

автора

Вопрос 2 Экономическая теория: предмет и метод

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 71 Предмет и метод макроэкономики

автора Мизес Людвиг фон

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

XIV. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КАТАЛЛАКТИКИ

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 1 Микроэкономика: предмет, объект, метод. ОТВЕТПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной

Из книги Общая теория статистики: конспект лекции автора Коник Нина Владимировна

1. Предмет и метод статистики как общественной науки Статистика – самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и методы исследования, которая возникла из потребностей общественной жизни. Статистика – это наука, изучающая количественную сторону всех

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

Глава II ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Иногда приходится встречаться с мнением, согласно которому разграничение предмета и объекта науки не имеет существенного значения для осознания и понимания ее особенностей, более того, – что такое разграничение носит

автора

Предмет и объект анализа Объект нашего действия есть всегда социотехнический объект. Мы очерчиваем его определенные границы, исходя из наших целей, и затем переводим эту сложнейшую реальность в тот или иной схематизм. Мы, с одной стороны, создаем связку между этой схемой

Из книги Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления автора Щедровицкий Георгий Петрович

Предмет и объект Здесь работает представление о предмете и объекте. Мы имели знаковую форму - и Кондильяк первым обратил внимание на системность знаковой формы, - а теперь начали обсуждать вопрос, каким же является объект, и начали проецировать на объект те расчленения,

Из книги Теория организации: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.Теория организации

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого

1) Уровень безработицы;

2) динамику валового внутреннего продукта;

3) совокупные доходы;

4) ценообразование на предприятии.

6. Макроэкономика изучает:

1) спрос и предложение на определённые товары;

2) законы и закономерности развития национальной экономики в целом;

3) экономические издержки и пути их сокращения;

4) систему показателей эффективного использования производственных ресурсов на предприятии.

7. Объективность экономических законов означает, что:

1) они издаются законодательными органами страны;

2) люди бессильны в их познании и использовании;

3) они действуют независимо от воли и сознания людей;

4) они зависят от воли и сознания человека.

8. Подтвердить научные экономические выводы можно:

1) математическим методом;

2) методом индукции и дедукции;

3) методом общественной практики;

4) методом логического мышления.

Какую функцию не выполняет экономическая теория?

1) познавательную;

2) методологическую;

3) прогрессивную;

4) критическую.

Вариант 3. Теоретический вопрос. Рыночная конкуренция и ее виды. Решение задачи.

Учебная цель – изучить конкуренцию, как основной фактор, влияющий на рыночное ценообразование. Исследовать сущность и виды конкуренции, механизм действия, антимонопольное законодательство.

2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция.

3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

2. Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 15 – 2P. Функция предложения данного товара Q s = -10 + 3P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Тестовые задания:

1. Назовите черту не присущую монополии:

1) однородность или разнородность продукции;

2) единственная фирма-гигант в определённой отрасли;



3) наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок;

4) обладание полной информацией.

2.Назовите черту, не присущую олигополии:

1) немногочисленность и крупные размеры фирм;

2) невосприимчивость научно-технических достижений;

3) высокие барьеры (размеры фирмыи сложность технологии);

4) взаимозависимость фирм основана на тайном сговоре в ценах.

Какой из представленных элементов затрат не входит в трансакционные издержки?

1) Затраты на поиск информации;

2) издержки по ведению переговоров;

3) издержки по приобретению материалов;

4) издержки по юридической защите.

Какое из утверждений не относится к недостаткам рыночной системы?

1) Несостоятельность конкуренции (она не является полной);

2) рынок не производит общественные блага;

3) рынку присуща прагматическая адаптация эгоизма людей;

4) механизм рыночной системы регулируют внешние эффекты;

5) безработица, инфляция, неравновесие.

Что из названного не присуще конкуренции как экономическому явлению?

1) Балансировка частных и общественных интересов;

2) стимул к эффективному использованию ресурсов;

3) стимул к получению сверхприбыли;

4) развитие НТП, быстрый экономический рост.

Что из приведенного не относится к неценовой конкуренции?

1) Повышение качества, новизны и технического уровня производимого и продаваемого товара;

2) приближение точек реализации товара к потребителю;

3) уменьшение издержек производства;

4) организация послепродажного технического обслуживания покупателя;

6) организация производства и продажи сопутствующих товаров.

В какой из названных организационных форм монополий её участники, сохраняя производственную самостоятельность, утрачивают коммерческую?

1) Синдикат;

2) картель;

3) трест;

4) концерн.

Какой из представленных ниже методов не относится к методам прямого вмешательства государства в экономику?

1) Принятие законодательных актов;

2) предоставление безвозмездных дотаций, субсидий, субвенций;

3) меры фискальной и кредитно-денежной политики;

4) участие в предпринимательской деятельности в роли собственника предприятия.

Какой из названных методов не относится к политике косвенного государственного регулирования?

1) Бюджетно-налоговая политика;

2) таможенная политика;

3) амортизационная политика;

4) антимонопольное регулирование.

Какое из перечисленных направлений не является направлением государственного регулирования экономики?

1) Стабилизация макроэкономических колебаний;

2) перераспределение ресурсов;

3) борьба с монополизмом;

4) регулирование платёжного баланса;

5) ограничение конкуренции;

6) регулирование занятости.

Вариант 4. Теоретический вопрос . Фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы.Решение задачи.

Учебная цель – изучить теории фирмы, историю и источники формирования капитала фирмы, кругооборот и оборот ее капитала, основной и оборотный капитал.

1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы.

2. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 10 – P. Функция предложения данного товара Q s = -5 + 2P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Тестовые задания:

1. Постепенное перенесение суммы износа основных средств на изготовленную продукцию – это:

1) издержки предприятий;

2) амортизация;

3) издержки обращения;

4) кругооборот капитала;

5) внешние издержки.

2. Издержки в расчёте на одну единицу изготовленной продукции – это:

1) себестоимость;

2) убытки;

3) издержки;

4) цена;

5) затраты.

3. Источник инвестиционных средств представляет собой:

1) общий доход;

2) резервный фонд;

3) фонд накопления;

4) средний доход;

5) предельный доход.

4. Приращение общего дохода за счёт дополнительной единицы продукции – это:

1) резервный фонд;

2) фонд потребления;

3) общий доход;

4) фонд накопления;

5) предельный доход.

5. Фонд, создаваемый на случай прекращения деятельности предприятия и покрытия кредитной задолженности:

1) фондоотдача;

2) фонд потребления;

3) предельный доход;

4) резервный фонд;

5) фонд накопления.

6. Доход, полученный в расчёте на одну единицу реализуемой продукции – это:

1) общий доход;

2) амортизация;

3) средний доход;

4) фондоотдача;

5) предельный доход.

7. Денежные средства, предназначенные для финансирования мероприятий по социальному развитию и материального поощрения коллектива, – это:

1) фонд потребления;

2) прибыль;

3) резервный фонд;

4) рентабельность;

5) фонд накопления.

8. Часть производственного капитала, который служит на протяжении нескольких лет и переносит свою стоимость на готовый продукт постепенно, по частям, – это:

1) амортизация;

2) основной капитал;

3) фондоотдача;

4) кругооборот капитала;

5) оборотный капитал.

9. Все денежные выплаты, которые фирма производит поставщикам факторов производства, зафиксированные в бухгалтерских регистрах (документах), – это:

1) издержки обращения;

2) себестоимость;

3) убытки;

4) внешние издержки;

5) издержки предприятий.

10. Показателем эффективности использования текущих затрат является:

1) прибыль;

2) издержки предприятий;

3) себестоимость;

5) рентабельность продукции.

Вариант 5. Теоретический вопрос. Рынок факторов производства. Ценообразование и доходы от факторов производства.Решение задачи.

Учебная цель – разобраться в особенностях спроса и предложения на факторы производства, определить специфику рынков земли, труда, капитала. Изучить особенности ценообразования на рынках факторов производства, собственниками которых являются работник, землевладелец, предприниматель, владелец денежного капитала, получающие в форме дохода заработную плату, земельную ренту, прибыль и ссудный процент.

1. Спрос и предложение на факторы производства.

2. Экономическая природа прибыли.

3. Процент как доход собственника ссудного капитала.

4. Земельная рента как доход с земли.

5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика.

Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 7 – P. Функция предложения данного товара Q s = -5 + 2P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Тестовые задания:

1. Цель рационального потребителя состоит в том, чтобы:

1) купить товар по меньшей цене;

2) на определенную сумму денег купить максимально возможное количество товаров;

3) на определенную сумму денег приобрести максимально полезный набор товаров и услуг;

4) такую цель невозможно определить.

2. Согласно правилу полезности потребляемого однородного блага:

1) полезность каждой единицы однородных потребляемых благ не зависит от их количества;

2) полезность каждого последующего потребляемого однородного блага для потребителя уменьшается;

3) полезность каждого последующего потребляемого однородного блага для потребителя возрастает;

4) полезность суммы потребляемых однородных благ для потребителя должна быть неизменной по величине.

3. По теории полезности цена партии однородного товара определяется:

1) средней полезностью;

2) общей полезностью;

3) полезностью последней единицы товара;

4) наибольшей полезностью.

4. Кривая безразличия показывает различные комбинации:

1) двух благ-заменителей с общей равной полезностью для потребителя;

2) двух дополняющих благ, которые можно приобрести за одинаковую сумму денег;

3) двух благ-заменителей, которые можно приобрести на заранее фиксированную сумму денег;

4) товаров и услуг, которые можно приобрести на определенную сумму денег.

5. Располагаемый доход - это:

1) разница между личным доходом и суммой индивидуальных налогов и неналоговых платежей;

2) сумма зарплаты, ренты и процента на капитал;

3) личный доход плюс сумма неналоговых платежей.

6. Эффект замещения вызывается:

1) уменьшением цены одного из товаров;

2) изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе;

3) уменьшением относительной цены товара с ростом дохода;

4) изменением цены товара и соответствующим изменением реального дохода.

7. Если доходы семьи превышают расходы, то ее бюджет:

1) сбалансированный;

2) дефицитный;

3) профицитный;

4) несбалансированный.

8. Правило Энгеля состоит в том, что с ростом доходов семьи:

1) уменьшается удельный вес расходов на питание;

2) доля расходов на одежду и жилищно-коммунальные услуги практически не меняются;

3) растет доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных потребностей;

4) растет доля сбережений в доходе семьи;

5) такого правила нет.

9. При увеличении объема потребления полезность единицы товара:

1) остается неизменной;

2) уменьшается;

3) увеличивается;

4) трансформируется;

5) дифференцируется.

10. Предельная полезность товара для покупателя определяется:

1) равновесной ценой;

2) ценой спроса;

3) ценой предложения;

4) рыночной ценой;

5) государственной ценой.

Приложение 1

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

Ярославский торгово-экономический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Студента(ки)

заочного отделения

группы________

Шифр__________

___________________________

Преподаватель: Контуева Н.О.

Оценка:______________

Дата__________

ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика – это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

  • цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
  • состояние отдельных рынков ;
  • распределение ресурсов между альтернативными целями.

    Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

    Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

    В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство ;
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

    Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

    а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности; б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода .

    Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;
  • каким образом производить избранные виды благ;
  • кто получает то, что произведено;
  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой – для будущего.

    Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

    Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части – теории распределения – анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

    Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

    Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

    Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

    ОБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ – это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

    МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

    Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

    Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

    Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие:

    1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

    2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством – функция. Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, у является функцией х и записывается таким образом: у = f (х), где у – функция х, а х – аргумент функции.

    3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

    4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию или улучшают, или отвергают и создают новую. Позитивисты считают – нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.

    Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

    В микроэкономике применяются модели двух видов – оптимизационные и равновесные.

    Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических субъектов. В этих моделях основными рабочими категориями являются предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.

    Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических субъектов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические субъекты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический субъект не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения цено-образующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

    Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

    В микроэкономике, как и в макроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика – состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.