Кто осуществляет выбор в экономике. Курсовая работа: Проблема выбора в экономике

Эк. выбор – способ распределения ограниченных ресурсов, который позволяет добиться максимума благ.

Но выбор – всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является производство. Экономика – это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство – в экономику.

Любое общество, является ли оно полностью коллективизированным коммунистическим гос-вом, кап. индустриальной нацией, племенем индейцев, затерянным в джунглях Амазонки или даже если оно состоит из одного Робинзона, должно решать тем или иным путем три коренные в/связанные эк. проблемы (три главных вопроса).

Эти три вопроса – основные и общие для всех эк. систем, но способы их решения в каждой эк. системе разные. В условиях слаборазвитого общества поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? – можно обращаться к традициям и обычаям, закрепленным веками. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения.

В командной экономике (например, СССР) на эти фундаментальные вопросы ответ давало государство в лице своих административных органов (министерств, ведомств, комитетов). Этот антирыночный мир был основан на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потребления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество продукции, не востребованной потребителем, но произведенной по плану.

Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.



Т.о., рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить – с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

В процессе хоз деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая в себя объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика любой страны функционирует как самостоятельная большая система. И каждое звено этой системы может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, т.е. находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.

Т.о.,экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Система всегда находится в развитии. Современный мир характеризуется наличием самых разных эк. систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития. Ученые-экономисты неодинаково понимают историч. процесс, что объясняется использованием различных критериев для характеристики данного явления.

Например, известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. Его применял К. Маркс, который выделял три основные формации: первичная (архаичная), куда относится первобытнообщинный способ производства; вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм); коммунистическая. По Марксу, коммунизм есть “не идеальный способ производства”, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Способ производства – это особый способ присвоения труда непосредственных производителей и его результатов, обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общ. формой труда. Сегодня классическое выделение 5 способов производства вызывает сомнения, поскольку оно применимо лишь к Западн. Европе и не учитывает азиатский способ производства, широко распространенный в древн. цивилизациях Востока.

Современная эк. мысль (Джон Гэлбрейт и др.) на основе использования критерия “степень индустриального развития общества” выделяет следующие эк. системы:

Индустриальное общество - развитие техники и технологии достигает такого уровня, что преодолевается зависимость человека от внешней природы, происходит развитие научной организации труда, форм организации бизнеса, внедряется поточно-массовое производство;

Постиндустриальное общество, в котором наука превращается в непосредственную производительную силу, а центр тяжести экономического развития переносится в непроизводительную сферу;

Неоиндустриальное(информационное) -ведущим фактором становятся информация и накопленные знания.

Наибольшее распространение получила классификация хоз. систем по двум признакам:

по форме собственности на средства производства;

по способу, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность.

Вхоз. деят-ти людей известны два основных правовых режима: частной собственности и гос. собственности, поэтому средства производства могут находиться или преимущественно в частной, или преимущественно в гос. собств-ности.

Экономика рассматривает два основных способа координации и управления хоз. деят-тью: спонтанный , или стихийный , порядок и иерархия. В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Если, например, цены на ресурсы и произведенные с их помощью блага изменяются, то хозяйственные агенты получают информацию, что следует предпринять в ответ, как следует изменить объем производства этих благ. Т.о, механизм колебания цен может скоординировать экономический выбор людей. Спонтанный порядок возник естественным путем, он называетсярынком.

Но есть и др. способ получения информации, посредством которого координируется и управляется хоз. деятельность. Это иерархия, т.е. система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственным производителям.

На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида.

1-Традиционная экономическая система – система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Эта система распространена в слаборазвитых странах, экономика которых базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности, в которых преобладающую роль в жизни общества играет кастовое и сословное деление, освященные веками традиции и обычаи.

2-Рыночная система (чистый капитализм) – хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счет, все основные решения принимаются ими самостоятельно на свой страх и риск.Эта система была характерна для капитализма эпохи свободной конкуренции. В ней поведение каждого участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается только защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

3-Полярной альтернативой чистому капитализму является административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует гос. форма собственности и основные, а также менее значимые, эк. решения принимаются на высшем уровне управления в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой эк. единицы. Предприятия являются собственностью гос-ва и осуществляют производство на основе гос. директив.План конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Соотношение в нац. продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения.

4-В реальной действительности эк. системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономикой, т.е. проявляются как смешанные системы. Смешанная экономика – современное хозяйство, складывающееся в наиболее развитых странах, а также некоторых развивающихся странах; представляет собой рыночную экономику, в которой активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее его и корректирующее его провалы. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

Особое место в развитии чел. общества занимает переходная экономика экономика административно-командной системы в процессе её трансформации в рыночное хозяйство. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого осуществляется смена общественных отношений одного типа на другой, как это сейчас происходит в России.

В каждой системе существуют свои нац. модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономическогоразвития, социальными и национальными условиями. В современной рыночной системе существуют различные модели. В зависимости от степени воздействия гос-ва на экономику и от приоритетных задач выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства .

Шведская модель отличается сильной соц. политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название “функциональной социализации”, при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ сформировалось на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно воздействует на эк. процессы, например, влияет на цены, налоги, технические нормы.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активнойчасти населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача соц. равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производ-сти труда и массовой ориентации на достижение личн. успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производит.-сти труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные мат. жертвы ради процветания страны.

Сегодня Россия находится на перепутье, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями. Однако необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционно высокая роль гос-ва, усиление соц. начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию гос-ва в экономике сужают этот теоретически широкий выбор до модели соц. рыночного хозяйства.

6. Сущность кривой производственных возможностей. (КПВ)

Производственные возможности – это возможности производства эк. благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития научно-технического прогресса.

Т.к. ресурсы ограничены, а потребности людей, как мы уже отмечали ранее, безграничны, то общество должно делать выбор: от чего оно вынуждено отказаться, чем поступиться, т.е. какую жертву принести, чтобы получить желаемый результат. Здесь мы сталкиваемся с проблемой альтернативности использования ресурсов. Например, если эк. ресурсы (земля, материалы, рабочая сила) исп. для строительства жилых домов, то общество отказывается от строительства больниц, офисов, школ, которые мб построены из этих же ресурсов. Т.о, общество вынуждено от чего-то отказываться, чем-то жертвовать, чтобы получить желаемый результат. Количество одного товара, которым нужно пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками.

Для их обозначения иногда исп. другой термин – вмененные (скрытые) издержки достижения выбранного обществом результата. В нашем примере вмененными издержками будут больницы, офисы, школы и т.д. Общество может абсолютно все ресурсы направить на строительство жил. домов, а может построить меньшее количество домов, но зато какое-то количество других объектов.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его исп-я и поиска лучшего сочетания факторов производства. Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рацион. поведении человека в процессе хоз. деятельности. Его суть – минимизация затрат и максимизация выгоды. Показатель = Выгоды

Если вы учились в школе бизнеса, то наверняка рассматривали примеры ведения бизнеса в крупных компаниях. Реальные истории помогают студентам лучше понять успешные и неудачные стратегии.

Имеются классические примеры, в число которых входят решение Apple сменить название и победа Ryanair над более мощными конкурентами. Интернет-издание Business Insider с помощью преподавателей из американских школ бизнеса составило список 15 примеров, которые должны знать студенты программы MBA.

Почему Apple сменила название

  • Пример: Apple Inc.
  • Основной вывод: иногда невозможно в лоб одержать победу над конкурентом, не изменившись самому.
  • Что произошло: Apple сменила название Apple Computers на Apple Inc. в 2007 г. Этот шаг отразил фундаментальное изменение приоритетов: от культовых компьютеров Mac к принципиально новым видам электроники iPod и iPhone, которые сегодня приносят американской компании более половины прибыли. Трансформация компании произошла вовремя и чрезвычайно успешно.

Как Lululemon сохранила репутацию культовой компании

  • Пример: менеджмент, культура и изменения в Lululemon.
  • Основной вывод: вместо вражды найти возможность объединить основателей компании.
  • Что произошло: в середине 2008 г. управление компанией перешло от ее основателя Дениса Уилсона к новому президенту Кристине Дэй. Тогда же Уилсон высказал тревогу по поводу угрозы традициям и стоимости фирмы в связи с новым руководством. Между тем Дэй унаследовала массу проблем, в том числе плохие результаты сетевых кафе, неудачную стратегию в недвижимости и плохую коммуникацию между подразделениями компании. Используя свой опыт и новую стратегию, она сделала все, чтобы расширить присутствие Starbucks в мире. Более того, она убедила основателей компании пройти курс управления в Гарварде и Стэнфорде, чтобы лучше понимать необходимость перемен. За 4 года стоимость компании выросла с $350 млн до $10,59 млрд.

Как Cisco вновь стала конкурентоспособной

  • Пример: Cisco Systems - развитие стратегии человеческого капитала.
  • Основной вывод: выращенные внутри компании таланты могут помочь пережить трудные времена.
  • Что произошло: Cisco развивалась чрезвычайно быстро в период пузыря hi-tech, купив в это время 70 фирм и увеличив в 2 раза численность сотрудников корпорации. После того как пузырь лопнул, Cisco пришлось изменить стратегию развития и вместо быстрого роста заняться воспитанием собственных талантов. Для наиболее перспективных специалистов компания создала университет Cisco. В течение трех лет ситуация в корпорации кардинально изменилась, что позволило ей вновь стать лидером на рынке.

Как газета USA Today вновь стала прибыльной

  • Пример: развитие новой стратегии в USA Today
  • Основной вывод: иногда старые лидеры не могут успешно руководить компанией в новых условиях.
  • Что произошло: когда тираж газеты резко пошел вниз, президент USA Today Том Кюрли решил интегрировать различные подразделения компании, в том числе интернет-сайты, телеканалы и печатные издания, и эффективнее использовать содержание новостей. При этом многие старые руководители в его команде выступали против новой стратегии. В итоге Кюрли пришлось заменить пятерых из семи высокопоставленных менеджеров.

Как Dreyer пережил катастрофу

  • Пример: сеть кафе-мороженых Dreyer
  • Основной вывод: не пытайтесь вводить в заблуждение сотрудников.
  • Что произошло: многочисленные проблемы, в том числе высокая стоимость сырья, падение продаж и завершение контрактных отношений с Ben & Jerry"s, заставили компанию провести срочную реструктуризацию. Во время ее проведения руководители лично встречались с каждым работником и обсуждали предстоящий план действий, а также внимательно слушали их советы. Стратегия доверия, открытости и веры в собственных сотрудников помогла компании в течение двух лет вновь стать прибыльной.

Как Microsoft решила конкурировать с Google

  • Пример: поисковик Microsoft
  • Основной вывод: нет чудесных методов, необходимо вовлекать всю компанию и все ее ресурсы.
  • Что произошло: через 10 лет после своего основания Google смогла стать ведущим поисковиком в интернете. Microsoft занимала третью строчку, уступая даже Yahoo!. Но компания мобилизовалась и решила кардинально изменить ситуацию, создав в 2009 г. поисковик Bing!, который смог бросить серьезный вызов лидеру рынка.

Как Ryanair обошла более крупных конкурентов

  • Пример: Ryanair - борьба за небо Европы
  • Основной вывод: ограниченная в ресурсах компания может мобилизоваться и обойти более богатых конкурентов.
  • Что произошло: в 1986 г. два брата Райан объявили о создании новой компании, которая не побоится бросить вызов таким гигантам индустрии, как British Airways и Aer Lingus, на маршруте Лондон – Дублин. Предложив билеты по рекордно низким ценам, Ryanair смогли привлечь пассажиров, которые раньше пользовались поездом или паромом.

Этические вопросы воспринимаются по-разному в мире

  • Пример: Merck Sharp & Dohme Argentina, Inc.
  • Основной вывод: этические решения не всегда бывают легкими.
  • Что произошло: новому президенту аргентинской "дочки" Merck была поставлена задача сделать компанию современной и профессиональной. Через некоторое время у него возникла этическая дилемма. Один из кандидатов на престижное место в программе стажеров был сын высокопоставленного чиновника в Министерстве здравоохранения Аргентины. Президенту недвусмысленно дали понять: если студент будет взят в компанию, то лекарства Merck будут включены в государственную программу распространения, что, безусловно, приведет к росту продаж. Это был реальный конфликт между желанием Москера реформировать компанию и реальностью ведения бизнеса в развивающейся стране.

Почему Cirque du Soleil решил отказаться от привычного комфорта

  • Пример: Cirque du Soleil – новое здание привело к новому партнерству
  • Основной вывод: иногда следует отказаться от старых партнеров для роста
  • Что произошло: Cirque du Soleil имел взаимовыгодные отношения с казино MGM Mirage. Казино сделало значительные инвестиции в специально построенное здание для уникальных выступлений цирка. Но появившиеся возможности в Азии и на Ближнем Востоке заставили президента Cirque du Soleil Даниэля Ламэрра начать переговоры о новых партнерских отношениях.

Почему Airborne Express проиграл конкуренцию

  • Пример: Airborne Express
  • Основной вывод: узкая специализация может дать преимущество, но только на непродолжительное время.
  • Что произошло: Airborne Express, небольшой конкурент FedEx и UPS, смогла добиться значительных результатов, несмотря на свой размер. Успех объясняется продолжительной забастовкой сотрудников UPS, чем умело воспользовалась Airborne Express. Новая компания решила стать узкоспециализированной, предлагая сервис по низким ценам лишь в больших городах. Однако эта стратегия оказалась малоуспешной, и компанию в итоге приобрела DHL.

Как плохая коммуникация чуть не уничтожила менеджера

  • Пример: Эрик Петерсон
  • Основной вывод: порой трудно преодолеть бюрократические барьеры
  • Что произошло: недавний выпускник школы бизнеса был назначен директором региональной "дочки" крупной телефонной компании в конце 1980-х гг. Фирма под управлением Петерсона начала масштабную работу по развитию мобильного сервиса в штатах Вермонт и Нью-Гемпшир. Однако новый проект отставал по срокам, и Петерсон предложил руководству пересмотреть даты. Но он не смог быстро и своевременно связаться с начальством, что в итоге привело к многочисленным проблемам.

Как Уильям Авери стал легендой

  • Пример: Crown Cork & Seal в 1989 г.
  • Основной вывод: не бойся думать о себе
  • Что произошло: Уильям Авери стал президентом Crown в 1989 г., когда на рынке появились новые конкуренты, а подразделение по выпуску металла становилось все более убыточным. Первое, что Авери сделал, – начал разработку долгосрочной стратегии развития компании, которая включала в себя покупку конкурентов и освоение производства новых упаковок. Успех не заставил себя долго ждать: сегодня компания выпускает одну из пяти банок/бутылок для прохладительных напитков по всему миру.

Почему Cisco решила играть по-крупному

  • Пример: новые приобретения Cisco
  • Основной вывод: компаниям нужны разные вещи в разное время
  • Что произошло: примерно в 2006 г Cisco решила отказаться от стратегии приобретения небольших инновационных стартапов, концентрируя внимание лишь на редких покупках больших игроков. Старая стратегия была оптимальной на фоне быстрого развития интернета. Но ситуация на рынке изменилась, а значит, стали необходимы и новые модели ведения бизнеса.

Как Lincoln Electric добилась успеха с необычной стратегией

  • Пример: Lincoln Electric Co
  • Основной вывод: делай все просто
  • Что произошло: это один из классических примеров американского бизнеса. Крупнейший производитель изделий электродуговой сварки с 1975 г. не имеет профсоюза и не предлагает дополнительные бонусы сотрудникам. В то же время Lincoln Electric гарантирует каждому сотруднику пожизненное трудоустройство и возможность стать акционером компании. Размер зарплаты напрямую зависит от уровня прибыли фирмы. Столь необычные методы до сих пор не мешают Lincoln Electric оставаться конкурентоспособной и прибыльной компанией. Стратегия Lincoln убедительно подтверждает важность мотивации сотрудников.

Почему Nucor Steel решила рискнуть

  • Пример: Nucor на распутье
  • Основной вывод: инвестиции определяют размер нового проекта
  • Что произошло: в 1986 г. перед президентом Nucor Кенес Иверсон был непростой выбор: принять или нет новую технологию отливки стали. Технология позволила бы компании получить много преимуществ, в том числе значительное снижение расходов. Но для ее внедрения необходимы значительные инвестиции, а технология не была еще одобрена контролирующими органами. В итоге Nucor все же решила построить в 1989 г. первый завод с использованием новой технологии. С тех пор компания остается крупнейшим производителем стали в США.

Экономический выбор (economic choice) - выбор наилучшего варианта среди альтернативных, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах, или максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Он проявляется в эффективном использовании ресурсов.

Экономический выбор проявляется в эффективном использовании ресурсов. В обычной жизни вы смотрите в кошелек и выбираете, что вам купить: кроссовки или мороженое? Точно так же экономика в целом решает вопросы: что и сколько производить? Если объединить все товары в две группы - средства производства (например, станки) и предметы потребления (например, хлеб), то общество должно решить: сколько производить станков и сколько хлеба? Иначе говоря, отдельный индивидуум, организация и общество в целом решают одну и ту же проблему - проблему выбора: что и сколько производить. В этом случае фирма преследует свой собственный интерес, основанный на рациональном эгоизме, - получение максимума прибыли. Компания определяет оптимальный вариант из множества имеющихся на основе анализа ограниченных производственных возможностей1 и исследования доступной информации с целью эффективной реализации выбранного варианта за определенный период времени.

Зададимся вопросом: зачем нужно решать проблему выбора? Ответ очевиден - из-за ограниченности ресурсов. Таким образом, суть проблемы выбора - в эффективном использовании ресурсов. Отсюда новое определение микроэкономики.

Микроэкономика - это наука об эффективности использования редких ресурсов.

Эффективность характеризует связь между количеством редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и количеством и качеством какого-либо произведенного продукта. Чем больше производится продукта отданного объема затрат, тем эффективнее производство, а точнее, воспроизводство.

Типы воспроизводства в хозяйственной жизни

Воспроизводство (англ. reproduction) в хозяйственной жизни - непрерывно продолжающийся (незатухающий, бесконечно повторяемый) процесс производства благ, по ходу которого возобновляются (воспроизводятся) и жизненные средства, и их производители (человек как потребитель и как рабочая сила), и производственные отношения между участниками этого общественного процесса.

В количественном аспекте воспроизводство исследуется с позиции трех его типов:

  • o простое воспроизводство (simple reproduction) - возобновляющееся в неизменном объеме;
  • o суженное воспроизводство (contracted reproduction) - возобновляющееся в сокращенном объеме, фактически недопроизводство;
  • o расширенное воспроизводство (expanded reproduction) - возобновляющееся в возрастающем объеме, рассматриваемое как "норма", синоним прогресса.

В комплексном социально-экономическом анализе воспроизводство общественного продукта представляется как предпосылка существования человечества и как системообразующий фактор условий его бытия, изменяющийся в зависимости от конкретных исторических условий. В классической экономической теории оно рассматривается как единый процесс воспроизводства:

  • o материальных благ;
  • o рабочей силы;
  • o производственных (экономических) отношений.

Вот что интересно. Все мы хотим иметь хорошую квартиру, машину, дачу и т.д. Но что получается? Да, кто-то имеет все это, но далеко не все желающие. Причина заключается в том, что из-за недостаточности освоения ресурсов и их редкости воспроизводство не обеспечивает население достаточным количеством благ. Экономика не может предложить неограниченный выпуск товаров и услуг, обеспечить всех нормальным жильем, поэтому экономисты принимают решения, какие и в каком количестве товары и услуги следует производить, а от каких временно отказаться.

Рассмотрим пример. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства, скажем, промышленных роботов, потребует переключения части ресурсов с производства пиццы. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства роботов (табл. 1.2). Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. В этом суть проблемы экономии.

Таблица 1.2.

Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта X (пиццы), чтобы получить больше продукта У (роботов). Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать обе позиции одновременно.

Чтобы углубить наше понимание производственных возможностей, рассмотрим приведенные в таблице данные в их графическом отображении (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

Из рисунка 1.6 видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей АВСйЕ представляет максимальный объем производства двух продуктов. Точка Л", расположенная внутри области производственных возможностей, означает, что ресурсы не используются полностью. Это возможно в условиях спада производства. Точка М, расположенная за пределами кривой, характеризует такой объем продукции, который хотя и желателен, но недостижим, так как нет достаточных ресурсов. Следовательно, только точки, лежащие на кривой АВСйЕ, представляют одновременно возможный объем производства.

Итак, кривая производственных возможностей показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Если улучшается технология или увеличивается количество ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх.

Человеческое общество на любом этапе своего развития стремится использовать имеющиеся у него возможности для получения материальных благ. В чем заключается проблема экономического выбора? Этих благ ему нужно произвести как можно больше.

Нужно много товара

Для этого производитель должен максимально задействовать имеющиеся ресурсы. Он стремится наиболее эффективно использовать свои возможности для производства товаров:

  • Ресурсы нужно целенаправленно использовать с наибольшей отдачей (немного пользы от не обученного персонала при работе на станках с ЧПУ).
  • Без использования передовых технологий сложно добиться роста производства (не стоит по старинке делать работу вручную при большом выборе машин-автоматов).

Выбирая, нужно принять решение в пользу одного хозяйственного действия и при этом отказаться от другого. В чем и заключается проблема экономического выбора — как осуществить оба действия одновременно?

Производитель делает выбор, находясь в дефиците ресурсов производства. Потребитель — между своими желаниями и возможностями.

Экономика и выбор

Выбора в экономике заключена в трех главных вопросах.

  1. Что именно выпускать?

Предприниматель, запуская производство нового продукта, должен знать, что он найдет своего покупателя.

Производство бессмысленно, если товар не приносит прибыль. В чем заключается проблема? В экономическом выборе потребителя.

Продукт покупается, если он отвечает нуждам покупателей. И если они могут себе позволить его купить. Производитель ориентируется не только на вкусы потребителя. Он должен учесть возможности своего производства.

2. Каким образом производить?

Предприниматель определяет технологию выпуска товара, оценивает наличие ресурсов. С другой стороны — учитывает интересы покупателя. Цена товара должна быть для него привлекательной.

3. Для кого производить?

Изучение ниши рынка и целевой аудитории потребителей дает возможность сосредоточиться на определенных потребностях. Не распылять ресурсы и снизить затраты на выпуск товаров.

В чем решение?

Отвечая на эти вопросы, производители понимают, в чем заключается проблема экономического выбора.

Возникает она в результате того, что возможности для производства ограничены.

Решение находится в альтернативе. Заменяют выпуск одного товара другим. При этом учитывают возможности производства, доступные технологии и ценность нового продукта.

Например, у государства нет возможностей выращивать фрукты. Зато находится множество ресурсов для изготовления электроники. Делается выбор: сокращение выращивания фруктов и увеличение выпуска электроники.

Сделать верный экономический выбор поможет построение кривой производственных возможностей. Она наглядно показывает, что увеличить выпуск одного продукта можно, только снижая производство какого-то другого.


Экономический выбор - это принятие субъектом, осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.
Субъектом, делающим экономический выбор, может быть любой экономический агент. Но в зависимости от того, в какой фазе общественного производства он осуществляет или планирует осуществить свою экономическую деятельность, он может быть:
- производителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных производственных ресурсов;
- потребителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных возможностей и обусловленности потребительских предпочтений.
Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.
1. Что производить? Производитель, прежде чем запустить производство, должен быть уверен, что его продукт будет пользоваться спросом. В противном случае продукт не будет покупаться, производитель не будет получать прибыль и производство будет бессмысленно. Продукт будет покупаться только в том случае, если он максимально удовлетворяет потребности покупателей и доступен для них. Каждый производитель решает этот вопрос индивидуально. Значение имеет не только ориентация на потребительские предпочтения, но и наличие факторов производства, их стоимость.
2. Как производить? Этот вопрос ставит производителя перед выбором технологии производства. Задача состоит в том, чтобы сделать производство продукта максимально дешевым, а значит, и более привлекательным для потребителя.
3. Для кого производить? Изучение сегмента рынка потребителей позволяет производителю снизить производственные затраты путем удовлетворения именно тех потребностей, которые важны для данного класса потребителей.
Ограниченные ресурсы - это все виды экономических ресурсов, которые в результате использования теряют свои качественные и количественные свойства.
Ограниченность производственных ресурсов порождает проблему выбора. Проблема выбора в свою очередь находит решение в альтернативности производимых благ - замене производства одного блага другим с учетом производственных возможностей и ценности производимых благ.
Практическое применение альтернативности очень просто. Например, государству не хватает ресурсов для выращивания зерна, но при этом имеется избыток ресурсов для производства самолетов. Естественным экономическим выбором будут увеличение производства самолетов и сокращение производства зерна.
Правильному экономическому выбору способствует изучение кривой производственных возможностей. Ее экономический смысл заключается в том, что общество в условиях полной занятости и полного использования ресурсов каждый раз должно делать выбор между производством экономических благ путем перераспределения ресурсов.
Анализ кривой производственных возможностей:
- каждая точка на кривой обозначает абсолютное использование всех ресурсов и показывает максимальное производство благ;
-все точки ниже кривой свидетельствуют о неполном использовании ресурсов;
- все точки выше кривой означают, что производство при данном ресурсном потенциале невозможно;
- увеличение производства одного блага возможно только за счет одновременного уменьшения производства другого блага;
- кривая, как правило, имеет выпуклую форму. Это говорит о том, что при максимизации производства одного блага эффект его использования в условиях ограниченности ресурсов снижается.
Экономическая система - это система отношений и связей, которая возникает в результате взаимодействия производителей и потребителей материальных и нематериальных благ.
В задачи экономической системы входят:
- организация хозяйственной деятельности;
- координация хозяйственной деятельности;
- эффективное использование экономических ресурсов;
- решение трех главных вопросов экономики: что производить, как и для кого.
К элементам экономической системы относятся:
- производительные силы;
- экономические отношения;
- ограниченные экономические ресурсы;
- проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов.
Центральным звеном, позволяющим классифицировать экономические системы, является собственность как экономическая категория.
Собственность - это система экономических отношений, складывающаяся между отдельными индивидами,социальными группами и индивидами, между группами и государством.
Эта система включает следующие виды экономических отношений:
- присвоения - экономическая связь между людьми, которая формирует отношение к факторам производства и экономическим благам как к своим;
- отчуждения - экономическая связь между людьми, которая формирует отношение к факторам производства и экономическим благам как к чужим;
- хозяйственного использования - экономические отношения, характеризующие временное владение и использование факторов производства и экономических благ (например, лизинг, прокат);
- экономической реализации - отношения, возникающие, когда собственность приносит доход, например, рента (собственность - земля), ссудный процент (собственность - денежный капитал).
В качестве собственника могут выступать:
- домохозяйства (в том числе отдельный человек);
- организации;
- регионы;
- государство.
Выделяют следующие формы собственности:
- частную, представленную собственностью граждан, юридических лиц;
- совместную, основанную на собственности совместных организаций;
- государственную, представленную собственностью федеральной и образований в составе государства.
Экономические системы подразделяются по следующим критериям:
- форме собственности на средства производства;
- способу, посредством которого управляется и координируется хозяйственная деятельность.
Выделяют четыре типа экономических систем.
1. Традиционную, обладающую следующими характеристиками:
- преобладание частной формы собственности;
- осуществление хозяйственной деятельности на основе традиций, обычаев и обрядов;
- значительная роль государства и силовых структур в регулировании экономики;
- низкий уровень социально-экономического развития.
2. Командную, обладающую следующими характеристиками:
- вся собственность - общественная, из всех форм собственности на факторы производства возможна только государственная;
- осуществление хозяйственной деятельности на основе централизованного государственного планирования;
- управление экономикой государством и силовыми структурами;
- отсутствие конкуренции.
3. Рыночную, характеризующуюся:
- преобладанием частной формы собственности на факторы производства;
- осуществлением хозяйственной деятельности на основе рыночных законов экономики;
- невмешательством государства и силовых структур в регулирование экономики, так как в этом нет необходимости;
- свободой предпринимательства, экономического выбора, конкуренции.
4. Смешанную - рыночную экономику, дополненную государственным регулированием.