К виду международного движения капитала не относится. Теории международного движения капитала

Международное движение капитала - перемещение в международном масштабе капиталов в денежной форме с целью получения более высокой прибыли и представляющее собой финансовые потоки между кредиторами и заемщиками, которые находятся в разных странах, или между собственниками и принадлежащими им предприятиями, находящимися за границей.

Основной целью вывоза капитала является получение предпринимательской прибыли или ссудного процента (если вывозится ссудный капитал). Кроме этого преследуются цели завоевания новых сегментов мирового рынка и закрепления на них, т. е. цели собственно экспансии капитала.

Причины международного движения капитала:

1.Относительный избыток или перенакопление капитала в стране;

2.Несовпадение объемов спроса капитала и объемов предложения в различных звеньях мировой экономики;

3.Наличие дешевой рабочей силы и сырья в стране, куда экспортир. капитал;

4.Возм-ть монополизации местного рынка принимающей капитал страны.

5.Благоприятный инвестиц. климат в принимающей стране и стабильная политическая обстановка в принимающей стране по сравнению со страной-донором.

6.Экономия финансовых ресурсов от применения более низких таможенных тарифов и льготных тарифных мер в странах, куда перемещается капитал;

Формы международного движения капитала.

По характеру использования:

Вывоз предпринимательского капитала - средства, которые прямо или косвенно предназначены для вложения в произ-во с целью получения прибыли.

Вывоз ссудного капитала - средства, предоставляемые взаймы с целью получения прибыли в форме процентов. К конкретным формам вывоза ссудного капитала относятся займы, кредиты, вложения средств в иностранные банки, покупка облигаций и акций иностранных компаний и др.

По источникам происхождения:

Официальный, т.е. государственный, капитал — это средства государственного бюджета, предусмотренные соответствующими его статьями и перемещаемые за рубеж либо принимаемые из-за рубежа по решению правительства согласно двусторонним или многосторонним договоренностям (государственные займы, ссуды, помощь и т.д.Другая разновидность официального капитала — это капитал, который предоставляется из средств международных организаций — кредиты МВФ, МБР (Мирового банка), структур ООН и пр.).

Частный капитал —это средства корпораций и частных вкладчиков и других неправительственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа, по решению руководящих органов.

По сроку вложений капитал подразделяется на:

Краткосрочный - предоставляется на срок до 1 года и выступает обычно в виде ссудного капитала в торговых кредитах.

- среднесрочный - средства, предоставляемые, как правило, от 1 до 5 лет.

Долгосрочный - (более 5 лет) являются все вложения предпринимательского капитала в формах прямых и портфельных инвестиций; ссудный капитал в виде государственных кредитов (и займов), поскольку ссудные средства всегда предоставляются на довольно длительные сроки.

По целям вложения:

Прямые инвестиции — вложение капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала.

Портфельные инвестиции — вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не связанные с возможностями реального контроля над объектами вложений (инвестирований).

По каналам движения:

- межфирменное - движение капитала между отдельными фирмами;

Внутрифирменное - движение капитала внутри дочерних компаний между филиалами, принадлежащим одной корпорации и расположенных в разных странах.

По степени законности:

- легальный;

Нелегальный - это те способы миграции капитала, идущие в обход национального и междунар. права, которые называют «бегством» или утечкой капитала.

По субъектам:

- микроуровневый - межграничный трансферт капитала внутри ТНК по внутрикорпоративным каналам;

- макроуровневый - межгосударственной движение капитала. Отражается в платежном балансе.

По направлениям:

Финансовый вложения иностр. инвесторов - вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в иностранные ценные бумаги, процентные облигации, уставные капиталы иностр. фирм, а также международные займы.

Иностранные инвестиции в нефинансовые активы - зарубежные инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт, а также иностранные инвестиции в нематериальные активы и другие нефинансовые активы.

Экономическая целесообразность экспорта

1.Увеличение товарооборота

2.Получение доп.прибиыли

3. доступ к новейшим технологиям

4.Приближение производства к новым рынкам сбыта

5.Установление контроля над другими объектами

6.Сохранение производств. секретов, путем создание зарубежных филиалов.

7.Экономия на налоговых платежах, особенно при создании и регистрации промышленности в оффшорных зонах и СЭЗ;

8.Снижение расходов на окр. Среду.

Минусы:

1.Рост безработицы

2.Ухудшение платежного баланса

3.Уменьшение объема внутреннего инвестирования

Экономическая целесообразность импорта

1.Возможность развития новых производств

2.Привлечение дополнит.валютных ресурсов.

3.Экономический рост

4.Расширение научно - технического потенциала,передача технологий

5.Создание дополнительных раб.мест

6.Улучшение платежного баланса

Минусы

1.Потеря контроля над национальным производством, фактический контроль над некоторыми отраслями переходит к странам-донорам.

2.экономическая, политическая зависимости.

3.продвижение на рынок страны-реципиента товара, уже прошедший свой жизненный цикл и может быть снят с производства в стране-доноре.

4.ухудшение платежного баланса, увеличение внешней задолженности

5.ухудшением экологической обстановки

6.Использование корпорациями трансфертного ценообразования может привести к потерям в стране-реципиенте налоговых поступлений и таможенных сборов.

Страны-экспортеры капитала: США, Великобритания, Люксембург, Испания, Франция, Канада, Гонконг, Япония и др. Страны-импортеры капитала: США, Великобритания, Китай, Люксембург, Австралия, Бельгия, Гонконг, Франция, Бразилия, Мексика, Сингапур, РФ и др.

Международную миграцию капитала можно определить как движение стоимости в денежной и (или) товарной форме из одной страны для получения более высокой прибыли в стране-импорте капитала.

Иначе это можно выразить как встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам соответствующий доход.

Движение капитала значительно отличается от движения товаров. Внешняя торговля сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны.

Сначала вывоз капитала был свойственен небольшому числу промышленно развитых стран. Сейчас процесс вывоза капитала становится функцией любой успешно развивающейся страны. Капитал вывозят и ведущие страны, и среднеразвитые страны, и развивающиеся. В особенности НИС.

Причиной вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. Важнейшими из них являются:

1) несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства;

2) возможность освоения местных товарных рынков;

3) наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

4) стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных экономических зонах;

5) более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране-доноре капитала;

6) стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установившие высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации.

Факторы, способствующие вывозу капитала и стимулирующие его:

1) растущая взаимосвязь и взаимоувязка национальных экономик;

2) международная промышленная кооперация;

3) экономическая политика промышленно развитых стран, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития;

4) важными стимуляторами являются международные финансовые организации, направляющие и регулирующие поток капитала;

5) международное соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствует развитию торгового, научно-технического сотрудничества.

Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения являются:

1) частные коммерческие структуры;

2) государственные, международные экономические и финансовые организации.

Движение капитала, его использование осуществляется в следующих формах:

1) прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

2) портфельных инвестиций;

3) среднесрочных и долгосрочных международных кредитов ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;

4) экономической помощи;

5) бесплатных (льготных) кредитов.

В мировой практике перемещение капитала существенно отличается от иностранных инвестиций.

Перемещение капитала содержит: платежные получения по операциям с зарубежными партнерами, предоставление займов и т. п.

Под иностранными инвестициями понимается перемещение капитала, преследующее цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.

Основными формами прямых инвестиций являются:

1) открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов;

2) создание совместных предприятий на контрактной основе;

3) создание совместных разработок природных ресурсов;

4) покупка или аннексия (приватизация) предприятий страны, принимающей иностранный капитал.

Международное движение капитала занимает ведущее место в МЭО, оказывает огромное влияние на мировую экономику:

1) способствует росту мировой экономики;

2) углубляет международное разделения труда и международное сотрудничество;

3) увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Последствием для стран, экспортирующих капитал, является вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций, что ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран.

Вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере, а перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующие:

1) регулируемый импорт капитала (способствует экономическому росту страны-реципиента капитала);

2) привлекаемый капитал (создает новые рабочие места);

3) иностранный капитал (приносит новые технологии);

4) эффективный менеджмент (способствует ускорению в стране научно-технологического прогресса);

5) приток капитала (способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента).

Существуют и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала:

1) приток иностранного капитала смещает местный либо пользуется его бездействием и вытесняет из прибыльных отраслей;

2) бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;

3) импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства из-за выявленных недоброкачественных свойств;

4) импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;

5) использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Макроуровень движения капитала – межгосударственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе стран.

Микроуровень движения капитала – движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.

2. Мировой рынок капиталов. Понятие. Сущность

Финансовые ресурсы мира – это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира.

Финансовые ресурсы это только те, которые используются в международных экономических отношениях, т. е. отношениях между резидентами и нерезидентами.

Мировой финансовый рынок представляет собой совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов.

Если мировой финансовый рынок рассмотреть с функциональной точки зрения, то его можно разбить на такие рынки, как валютный, деривативов, страховых услуг, акций, кредитный, а эти рынки, в свою очередь, подразделяются на еще более узкие, как, например, кредитный рынок – на рынок долгосрочных ценных бумаг и рынок банковских кредитов.

Часто все операции с финансовыми активами в виде ценных бумаг объединяют в фондовый рынок как рынок всех ценных бумаг, но чаще под ним подразумевают только рынок акций.

По срокам обращения финансовых активов мировой финансовый рынок можно разбить на две части: денежный рынок (краткосрочный) и рынок капитала (долгосрочный). Краткосрочный характер внушительной части мирового финансового рынка делает его подверженным притокам и отливам финансовых средств.

Более того, существуют финансовые активы которые нацелены на пребывание на денежном рынке с одной только целью – получения максимальной прибыли, в том числе и за счет целенаправленных спекулятивных операций на денежном рынке.

Подобные финансовые средства часто называют «горячими деньгами». В период финансового бума они особенно активно перетекают между финансовыми центрами, а также между этими центрами и периферией, а в периоды финансовых кризисов и в их преддверии быстро возвращаются обратно.

Границы между различными сегментами мирового финансового рынка неясны, и без особых трудностей возможна переориентация внушительной части финансовых ресурсов мира с одних его частей на другие.

В итоге, например, увеличивается взаимосвязь между валютными курсами (определяются прежде всего ситуацией на валютном рынке), банковским процентом (определяется ситуацией на рынке долговых ценных бумаг) и курсом акций в разных странах мира.

Все это приводит к тому, что финансовый рынок мира нестабилен. Многие экономисты считают, что эта нестабильность нарастает.

Глобализация финансовых ресурсов растет, потрясения на одних финансовые рынки все больше воздействуют на финансовых рынках других стран.

3. Евро и доллары (евродоллары)

Мировой рынок банковских кредитов в большинстве случаев основывается на финансовых ресурсах, которые пришли из одних стран в банки других стран.

Международные экономические отношения обслуживают исключительно рынок и поэтому утратили свою национальную принадлежность.

Это в основном средства в долларах и европейской валюте, которые находятся на депозитах, в основном в Европе.

По этой причине их еще называют евровалютом или по имени главной валюты таких финансовых активов – евродолларами.

Однако значительная масса этих потерявших национальную принадлежность валютных ресурсов обращается в финансовых центрах не только Европы, но и других регионов мира.

К евродолларам относятся также и те 40–60 млрд долларов, вращающиеся в России (и банках или на руках у населения и предпринимателей).

Другими словами, евродоллары – это депозиты в той или иной валюте, расположенные за пределами стран своего происхождения. Масштаб рынка евродолларов близок к 10 трлн, получается, что американские доллары составляют примерно 2/3 этой величины.

Тот сегмент рынка банковских кредитов, на котором оперируют евродолларами, называют еврорынком (рынком евродолларов), а активных кредиторов на этом рынке – евробанками, берущиеся на нем займы – еврозаймами, выпускаемые на этом рынке ценные бумаги – евробумагами (еврооблигациями, евронотами) и т. д.

Основными причинами возникновения и стремительного роста рынка евродолларов являются следующие:

1) некоторые владельцы финансовых средств предпочитают держать их за рубежом и в наиболее надежных валютах мира в основном из-за политической, социальной и экономической нестабильности своих стран, незаконности происхождения своих финансовых средств, а также намерения уйти от высоких национальных налогов;

2) концентрация крупных финансовых ресурсов в ключевых валютах дает возможность быстро и без боязни переводить громадные средства в различные точки мира.

Евровалюта – это валюта, которая размещается в одной из европейских стран, но одновременно не является национальной валютой этой страны.

Например, доллары, депонированные в швейцарском банке, называются евродолларами; иены, депонированные в Германии, называются евроиенами, и т. д.

Евровалюты применяются в обеспечении кредитов и займов, а евровалютный рынок часто предоставляет возможность приобрести дешевую и удобную форму ликвидных средств для финансирования международной торговли и зарубежных инвестиций.

Коммерческие банки, крупные компании и центральные банки – это основные заемщики и кредиторы. Привлекая средства в евровалюте, удается достичь более выгодных условий и процентных ставок, а иногда – избежать национального регулирования и налогообложения.

В большинстве своем депозиты и ссуды являются краткосрочными, однако результатом роста популярности евровалюты стали среднесрочные займы, особенно в форме еврооблигаций.

В известной мере рынок евровалют заменил собой синдицированный рынок ссудных капиталов, на котором банки, стремясь разделить риск, для проведения кредитных операций объединялись в группы. 1950 г. – период возникновения еврорынка.

4. Основные участники мирового финансового рынка

Главными участниками мирового финансового рынка являются транснациональные банки, транснациональные компании и так называемые институциональные инвесторы. Но немалую роль играют и государственные органы, и международные организации, которые размещают или предоставляют свои займы за рубежом.

На мировых рынках капитала действуют также физические лица, но в основном опосредованно, преимущественно через институциональных инвесторов.

В число институциональных инвесторов включают такие финансовые институты, как пенсионные фонды и страховые компании (из-за значительной величины временно свободных средств они весьма активны в покупке ценных бумаг), а также инвестиционные фонды особенно взаимные.

О величинe активов институциональных инвесторов говорит тот факт, что в США она значительно превышает величину всего ВВП (приближается к величине общего ВВП). Подавляющая часть этих активов вложена в различные ценные бумаги, в том числе иностранного происхождения.

Одним из главных институциональных инвесторов в мире являются совместные (взаимные) фонды, особенно американские.

Аккумулируя взносы своих пайщиков, преимущественно физических лиц среднего достатка, подобные фонды в США достигли колоссальных размеров. К началу 1998 г. величина активов по оценке была близка к 4 трлн долларов, и около половины этой суммы было помещено в акции, в том числе зарубежных компаний.

Бурный рост совместных фондов обусловлен переходом мелких вкладчиков от хранения своих сбережений преимущественно в банке к помещению их в более доходный финансовый институт – совместный фонд.

Последний к тому же объединяет достоинства сберегательного банка и инвестиционных банков (инвестиционных компаний), которые вкладывают средства своих клиентов в самые различные ценные бумаги. Часть инвестиционных фондов создана для работы с иностранными ценными бумагами вообще или с ценными бумагами отдельных стран и регионов мира.

5. Мировые финансовые центры

Наиболее активно перелив финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовых центрах. К ним относятся те места в мире, где торговля финансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы.

Это в Америке – Нью-Йорк и Чикаго; в Европе – Лондон, Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург; в Азии – Токио, Сингапур, Гонконг, Бахрейн. В будущем мировыми финансовыми центрами могут стать и нынешние региональные центры – Кейптаун, Сан-Паулу, Шанхай и др.

В мировые финансовые центры уже превратились некоторые офшорные центры, прежде всего в бассейне Карибского моря – Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские острова и др.).

В мировых финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Это не только капитал страны базирования финансового центра, но и привлеченный сюда из других регионов мира капитал. Особенно это характерно для тех финансовых центров, которые расположены в небольших странах.

Потеряв часто свою национальную окраску, этот космополизированный капитал считает «своим домом» международные финансовые центры.

Отсюда он в годы благоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не только в страны базирования таких центров, но и на периферию мирового финансового рынка.

6. Международный кредит. Сущность, основные функции и формы международного кредита

Международный кредит – движение ссудного капитала в области международных экономических отношений, связанное с обеспечением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

Принципы международного кредита:

1) возвратность;

2) срочность;

3) платность;

4) материальная обеспеченность;

5) целевой характер.

Принципы международного кредита выражают его связь с экономическими законами рынка и используются для достижения текущих и стратегических задач субъектов рынка и государства.

Функции международного кредита воссоздают особенности движения ссудного капитала в области мирового экономического отношения.

Во-первых, это перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит способствует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль и повышение ее массы.

Во-вторых, это экономия издержек обращения в сфере международных расчетов с помощью замены действительных денег кредитными, а также путем развития и ускорения безналичных платежей, замены наличного валютного оборота международными кредитными операциями.

В-третьих, это форсирование концентрации и централизации капитала.

Роль функций международного кредита неоднородна и меняется по мере развития национального и мирового хозяйства.

В современных условиях международный кредит осуществляет функцию регулирования экономики и сам является объектом регулирования.

Международный кредит способствует ускорению процесса воспроизводства по следующим направлениям:

1) кредит стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны. Международный кредит служит средством повышения конкурентоспособности фирм страны-кредитора;

2) международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций, так как. обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора;

3) кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны;

4) кредит повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности страны.

Международный кредит активизирует перепроизводство товаров, перераспределяя ссудный капитал между странами и способствуя скачкообразному расширению производства в периоды подъема, увеличивает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая формирование наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые привлекаются иностранный капитал.

Кредитная политика стран предназначается средством укрепления позиций страны-кредитора на мировом рынке.

Лекция 2. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Классификация ОЭЗ

В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

Промышленные или промышленно-производственные зоны;

Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

Сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон1.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. .



Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг с области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений п научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений н идей.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.

1. Зоны формирования «открытого.сеісгора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

2. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

3. Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной тергозли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

4. Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

5. Комплексные зоны - организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

6. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

7. Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привле-чением квалифицированного персонала».

В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

Являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

Выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

Являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

Способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

Являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

Стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

Являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

Опыт создания ОЭЗ в России

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. ГІо форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одновременно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендовали на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4-5 зон. Не-сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, па первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь которых не превышает 350 га.

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990- 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

Упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

Льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих па территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностраиными инвестициями;

Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

Особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

Упрощенный порядок въезда и выезда иностранных іраждап, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более "Л территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и развития ОЭЗ в России в 1990-е годы.

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельностью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенциальными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, которые были задуманы как комплексные зоны производственной направленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране, переживающей глубокий экономический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, например, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития - более масштабные задачи общеэкономического развития. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъектов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику образования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколько кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образований.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ - это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

Промышленно-производственные - с целыо размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

Технико-внедренческие - с целыо создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях пауки и техники, общей площадью пе более 2 кв. км, на срок не более 20 лег.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее территории в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-про- изводственпой или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осуществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы), в том числе в течение первого года - не менее 2 млн евро.

Процесс создания ОЭЗ следующий.

1. Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

2. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие сс территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

3. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

Координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

Управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:

Ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

Снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

2. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

3. На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога па имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческого типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбирались по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотии зон, а только с шести, - подчеркнул Г. Греф, - чтобы отработать технологии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. решено провести еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в первую шестерку. Такие конкурсы будут проводиться ежегодно. В 2006 г. состоится конкурс по туристическо-рекреационным зонам." Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части (4% из 24%), которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на создание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. будут гораздо выше сумм, заложенных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов. Казенный рубль будет работать над созданием и развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ключевым моментом соглашения является распределение долей финансового участия центра и регионов при создании ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся. Так, федеральный бюджет и бюджет Москвы и Санкт-Петербурга вкладывают деньги на паритетных началах, тогда как в Томской области центр обязался обеспечить 74% вложений. Такой расклад не будет меняться как минимум в течение двух ближайших лет.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение таког о же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов техниковнедренческих зон снижена до с 26% до 14% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости. В промышленпо-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и оборудования, снято 30-процентное ограничение, связанное с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5-7% в промышленно-производственных и на 3- 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3- 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:

Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более 2 кв. км;

ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно- территориального образования;

Срок существования ОЭЗ - 20 лет, и он продлению не подлежит;

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млп евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

В число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

В особой экономической зоне Грязипского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - около 42%. Ожидается общий объем инвестиций около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2008 г. составит 13,5 млрд, через пять лет он увеличится до 39 млрд руб. в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге на площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2008 г. составит 27 млрд руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ - около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ - 9800.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске - промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт- Петербурге - аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 65%. В 2006 - 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд руб. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

В Санкт-Петербурге на двух земельных участках общей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель - добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов импортных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидептстве. Резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. Принятие закона должно способствовать превращению региона в экспортоориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза1.

Лекция 1. Инвестиции как форма международного движения капитала

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и Т.Д.).

К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение цепных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

Иное имущество (в том числе имущественные права);

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

Работы и услуги;

Нематериальные блага;

Информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

Цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

Имущественные права;

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций

По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных эко-номических субъектов.

Государственные инвестиции - инвестиции го-сударственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля

По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осу-ществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

  1. Функциональное предназначение: ссудный капитал, предпринима­тельский капитал.
  2. Целевое назначение: прямые инвестиции, портфельные инвестиции.
  3. Принадлежность: частный капитал, государственный капитал, капи­тал международных организаций.
  4. Сроки: краткосрочный капитал, среднесрочный капитал, долгосрочный капитал.

Капитал осуществляет свое движение в двух основных формах: предпринимательской и ссудной.

Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита, а предпринимательского - путем осуществления зарубежных инвестиций.

Ссудный капитал приносит доход его владельцу в виде процента по вкладам, займам и кредитам. Предпринимательский капитал приносит доход преимущественно в виде прибыли.

Предпринимательский капитал делится на прямые и портфельные инвестиции. Характерная черта прямых инвестиций состоит в том, что инвестор владеет управленческим контролем над объектом, в котором инвестирован его капитал. Портфельные инвестиции такого контроля не дают. Они обычно представлены пакетами акций, на которые приходится менее 10-25% собственного капитала фирмы.

Различают два способа регулирования иностранных инвестиций: национально-правовой и международно-правовой. Национально-правовое регулирование основано на использовании норм и институтов традиционных отраслей национальной системы права (административное, гражданское и др.). В большинстве стран сложился свод законов по иностранным инвестициям - инвестиционные законы.

Основные положения:

1) Условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране. Цель этих гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов. По существу речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.

2) Предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенным политическим и коммерческим рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций частного капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Приняты и действуют следующие межгосударственные соглашения:

1. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами в международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) при МБРР». Нормы в этой Конвенции для регулирования процедуры разрешения споров можно разделить на две группы: касающиеся примирительной процедуры; регламентирующие порядок арбитражного производства.

При этом в случае осуществления примирительной процедуры за сторонами остается право в любой момент прибегнуть к процедуре арбитражного урегулирования спора. В отличие от решения примирительной комиссии решения арбитража являются обязательными для обеих сторон.

2. Сеульская конвенция 1985 г. о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР.