Функции и роль государства в смешанной экономике. Экономические функции государства в смешанной экономике

В экономической теории в явном виде дискуссия о функциях государства в экономике началась в эпоху меркантилизма. При этом государство провозглашалось ключевым субъектом экономики. Так предлагая королю "урегулировать всю мелкую торговлю в королевстве", автор термина «политическая экономия», французский ученый А. Монкретьен ссылается на теоретическое положение, "что основа ценности неизменна, тогда как рыночные цены зависят в большей или меньшей степени от множества обстоятельств". Но уже во второй половине XVIII века в той же Франции группа, называвшая себя сначала "экономистами", а затем "физиократами" (Ф. Кенэ, А. Тюрго, и др.), провозгласила, что наилучшим для национальной экономики является не государственное управление, а совсем наоборот, невмешательство государства в экономические процессы, "естественные" законы которых они и начинают изучать. Суть провозглашенного ими лозунга "laissez faire, laissez passer" (пусть все идет, как идет) - в требовании неограниченной свободы, сообразной "естественному порядку". Одновременно в Англии А. Смит формулирует знаменитую "теорему о невидимой руке", согласно которой всякий производитель, преследуя свои собственные интересы, "как бы невидимой рукой" направляется к служению общему благу, так что не возникает никакой надобности, а тем более необходимости, в государственном вмешательстве в рыночный механизм.

В течение XVIII-XIX веков идеи либерализма, невмешательства государства были определяющими в экономической науке. Государство рассматривалось как «ночной сторож», минимизирующий свое присутствие в экономике, прежде всего, в части вмешательство в ценообразование и хозяйственную деятельность субъектов. Типичная позиция о функциях государства представлена в пятой книге «Богатства народов» А. Смита, в которой были представлены такие функции госдударства, как оборона, безопасность, внешние связи, образование, содержание судебной системы, т.е. те, которые связаны с производством общественных благ. Близко к идее провалов рынка подошел Джон Стюарт Милль. Вместе с тем, в явном виде неоклассический подход к функциям государства был сформирован уже в XX веке в работах сперва А. Пигу, а впоследствии Р. Масгрейва и П. Самуэльсона.

Вместе с тем, под влиянием Кейнсианской революции сформировались современные функции государства в смешанной экономике. Основные направления для деятельности государства следующие:

1) Производство чистых (оборона безопасность, государственное управление, и, в меньшей степени, смешанных (здравоохранение, образование) общественных благ.

2) Создание институциональной среды функционирования рынка. В идеальной неоклассической модели государство как выразитель интересов всех граждан создавая 3 ветви власти, координирует и разрешает споры путем создания правовых рамок деятельности. Способствует снижению неопределенности и асимметрии информации на рынках факторов производства (рынке труда, фондовом рынке)

3) Развитие конкуренции и реализация антимонопольной политики

4) Сглаживание внешних эффектов

5) Стабилизационная политика, в части выравнивания неравновесия на рынках, управления совокупным спросом)

6) Социальная политика и перераспределение доходов

Вместе с тем, чрезмерный государственный активизм привел к кризису в 1970-х годов моделей «государства всеобщего благоденствия», предусматривавшей широкое участие государства в экономике, перераспределение доходов и т.д. В результате концепция «провалов рынка» дополнилась неолиберальной концепцией «провалов государства». Направлением критики стали такие формы провалов государства, как бюрократизм, запаздывания (лаги) в экономической политике, неэффективность функционирования организаций общественного сектора, чрезмерность регуляций и т.д.

46. Конкуренция и монополия: сущность, классификации, вопросы теории.

Конкуренция в переводе с латинского языка означает «сталкиваться». В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов monos – единственный, один и poleo – продаю). Монополизм понимают двояко:

1. Как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения кон-курентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.

2. Как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

В ХХ веке одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые тем не менее не следует противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурирует множество независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если не решающим фактором стало функционирование монополистических объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т. п.



Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать прежде всего марксистскую теорию , точнее – ряд не совпадающих во многом теорий сторонников марксизма.

Рассматривая конкуренцию при капитализме, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. К. Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается прежде всего на разнице между стоимостью товара и издержками производства. При этом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

В работах Р. Гильфердинг «Финансовый капитал» (1910) подчеркивается, что монополии и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм, прежде всего в финансовой сфере, означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил. В свою очередь, австрийский марксист К. Каутский в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма . Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.

Аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции занимал В.И. Ленин, хотя он критиковал теоретические построения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его взгляды наиболее полно изложены в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (написана в 1915–1916 гг., опубликована в 1917 г.). Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции империализмом , т. е. монополистическим капитализмом . Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства и капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничивают свободу конкуренции. Сами основы товарного хозяйства оказываются подорванными. Едва ли не решающими источниками прибыли становятся монопольный взлет цен на продукцию, монопольный диктат на рынках сырья и капиталов.

Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции . Ее автор – австрийский (с 1932 г. – американский) экономист Й. Шумпетер. В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологии, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она оказалась порождением нововведений, вознаграждением за техническое и организационное новаторство.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

В 30-е гг. XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции .

Автором первой был американский ученый Э. Чемберлин. Э. Чемберлин исходит из того, что чистая конкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если все они создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно одинаковых условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям.

В реальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонта неисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по их информированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т. п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть, по существу, конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами, реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничивает возможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.

Английский экономист Дж. Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены.

До Дж. Робинсон экономисты ограничивались анализом монополии на стороне предложения. Дж. Робинсон ввела в круг исследований монополию на стороне спроса, в частности на факторы производства, включая труд. Такая монополия именуется монопсонией.

При сходстве многих моментов теории Э. Чемберлина и Дж. Робинсон глубоко различны. Э. Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция – это механизм, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсон провозглашает, что в условиях несовершенной конкуренции появляется возможность эксплуатации и не обеспечивается оптимальное использование производственных ресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершенной конкуренции может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством в рыночные процессы. Дж. Робинсон, в частности, выступала за правительственное регулирование минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы как регулятор предложения труда, считала теоретически справедливым в определенных условиях государственное регулирование цен.

Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений НТП в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению НТП.

В то же время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

В качестве недостатков монополий можно отметить то, что, по мнению большинства экономистов, они приводят к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

Следует учесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

В целом же современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.

Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях , которые выделяются в экономической литературе:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными предприятиями, преобразование и т. п.;

стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

· Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевуюконкуренцию . Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат труда, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

· Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная .

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

Количество производителей и потребителей на рынке;

Тип производимой продукции;

Способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;

Барьеры на пути вступления в отрасль;

Отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борь-бы.

С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).

В заключение отметим, что в экономической литературе можно встретить и другие классификации конкуренции. Так, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую конкуренцию (по цене и качеству). Здесь мы привели наиболее распространенные подходы.

Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.

1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1.1. Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т. е. имеется единственный продавец и много покупателей).

1.2. Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т. е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

2.1. Чистые монополии (монопсонии ) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

2.2. Абсолютная монополия (монопсония ) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

3.1. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т. п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т. п.). В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.

3.2. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имеют несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХIХ века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии , которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах:

· Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.

· Товарные знаки – закрепляют исключительное право владель-ца товарного знака пользоваться и распоряжаться этим товарным знаком и запрещают его использование другими лицами.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к массовым выступлениям против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и разработке антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

ограничение монополизации рынка;

запрещение слияний конкурирующих компаний;

запрещение установления монопольных цен;

сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде и США. Последний – это знаменитый закон Шермана (1890), получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. дол. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. дол.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (1914, 1939, 1950). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Робинсона – Пэтмэна (1936) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли («ножницы цен», ценовая дискриминация и др.), т. е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.

Закон Селлера – Кефовера (1950) дополнил закон Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Теперь запрещались не только горизонтальные слияния, но также вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса).

В Западной Европе (Нидерланды – 1933; Бельгия – 1935; Дания – 1937) также были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой формой монополии. В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в свя-

зи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. По-

вышается уровень осуществляемой политики.

Государство может с помощью правовых, административных и эконо-

мических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного

конкурентного механизма и предпринимательства, а с другой стороны, кор-

ректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации

уровней доходов населения, расхождением между существенно необходи-

мыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и

среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличи-

ем высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для

функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и

поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное

развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии част-

ной собственности, свобод.

Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и раз-

вития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабили-

зационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать

доходы трудящихся.

Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффек-

В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собствен-

ной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Есте-

ственная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порож-

дать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с

оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информи-

рованность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и

потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов

в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью

(неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая

неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу

продукции.

Изъяны рынка возникают главным образом в ходе производства и по-

требления отдельных, специфических видов товаров и услуг. Следовательно,

как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации,

ограничение возможностей диверсификации и ослабление ее заинтересован-

ности в получении максимально возможной прибыли зачастую допустимы и



целесообразны.

Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна по-

крывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регули-

рование этих доходов в большинстве случаев неоправданно. Если необходи-

мо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать

не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер

такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы

между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом

случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нуж-

ды самой организации, например на строительство новых зданий, приобрете-

ние оборудования и т.п.

Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли

– отличительные черты некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведе-

ния, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профи-

ля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, бла-

готворительные фонды и др. Такие организации, будучи субъектами рыноч-

ной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические ин-

тересы подчинены стремлению реализовать свои конкретные миссии. Чтобы

добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций со-

знательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии

их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех,

кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, за-

то заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей



Некоммерческие организации не всегда непосредственно принадлежат

к общественному сектору (находятся в государственной собственности). Но

для них в целом свойственны более тесные взаимоотношения с ним, чем для

прибыльных предприятий. Это обусловлено тем, что и общественный сектор,

и некоммерческие организации служат инструментами преодоления изъянов

рынка. Общественный сектор функционирует преимущественно при посред-

стве некоммерческих организаций. Многие из них являются государствен-

ными или муниципальными учреждениями, для других государство или его

органы могут выступать в роли соучредителей, для третьих выполнение гос-

ударственных заказов служит основным источником доходов, а потому ре-

шающим образом формирует стратегию деятельности, четвертые получают

государственные субсидии.

Контрольные вопросы 

 Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?

 Почему ресурсы общественного сектора включают не только имуще-

ство государственных предприятий и организаций?

 В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов ры-

ночного хозяйства?

 Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической

 Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы?

 Каковы причины и условия возникновения естественной монополии?

Как можно преодолеть ее последствия?

 Что представляют собой позитивные и негативные экстерналии? Поче-

му они ведут к неоптимальному использованию ресурсов? Каким обра-

зом их можно преодолевать?

 Что такое неполнота рынков?

 При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия?

Можно ли ее нейтрализовать?

 Каковы особенности некоммерческих организаций? При каких услови-

ях некоммерческие организации принадлежат к общественному секто-

 Совпадают ли между собой доли общественного сектора и совокупном

доходе и капитале нации?

 Как оцениваются масштабы общественного сектора?

 Насколько доля общественного сектора в национальной экономике

различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой до-

 Какие факторы влияют на развитие общественного сектора в период

перехода к рынку?

Тестовые задания 

1. Верно ли утверждение: «Экономика общественного сектора изучает зако-

номерности и практические проблемы, связанные с производством обще-

ственных и коллективных благ, экономические механизмы достижения

социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов».

2. Экономика общественного сектора предполагает, что:

а) государство функционирует в рыночной среде;

б) цели государственных органов и способы их достижения, а также

стратегии предприятий и некоммерческих организаций определяются

интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

в) государство использует финансовые инструменты реализации своих

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Общественный сектор включает:

а) только организации, находящиеся в собственности государства;

б) только доходы и расходы бюджета;

б) совокупность ресурсов государства, находящихся в распоряжении

государства.

4. Верно ли утверждение: «Главное отличие организаций частного и обще-

ственного сектора в том, что в общественном секторе организации являются

прибыльными».

5. Главное отличие государства от других субъектов экономической деятель-

ности состоит в том, что:

а) обладает правом принуждения;

б) имеет публичную власть;

в) характеризуется верховенством, самостоятельностью и независимо-

6. К числу изъянов рынка относятся (несколько правильных вариантов отве-

а) тенденции к установлению монопольной власти;

в) отсутствие возможностей контроля над государственным аппаратом;

г) внешние эффекты (экстерналии);

д) неполнота информации.

7. Как называются дополнительные выгоды или издержки, возникающие как

побочный эффект от деятельности других лиц или организаций?

а) неэффективность рынка;

б) внешние эффекты;

в) ассиметрия информации.

8. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить

диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить насколько эффективно оно

осуществляется. При стремлении врача к максимизации прибыли с его сто-

роны возможны злоупотребления, в том числе связанные с нанесением

ущерба здоровью клиента. Данная ситуация является примером:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

9. Если подвести коммуникации (например, водопровод) нескольких конку-

рирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет от-

сутствовать. Данная ситуация служит примером такого изъяна рынка, как:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

10. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный

сектор занимает прочное положение в:

а) образование;

б) здравоохранение;

в) энергетика;

г) транспорт;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

11. К причинам, вызывающим информационную ассиметрию, не относится:

а) высокие затраты на получение информации;

б) ненадежность получаемой информации;

в) неспособность экономических агентов переработать информацию;

г) нет верного ответа.

12. К провалам государства не относятся:

б) несовершенство политического процесса;

в) внешние эффекты;

13. Фактором, способствующим коррупции, является такой изъян государ-

ства, как:

а) ограниченность доступной информации;

б) несовершенство политического процесса;

в) неспособность государства полностью контролировать деятельность

контрагентов;

г) ограниченность контроля над государственным аппаратом.

14. Верно ли утверждение: «Для реальной экономики характерны ситуации,

когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государ-

Рефераты и доклады 

2. Роль и место государственного сектора в экономике современной России.

Для заметок 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Занятие 2: Общественные блага

1. Свойства общественных благ.

2. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника».

3. Государство как поставщик общественных благ.

Ключевые понятия : общественное благо, несоперничество, неисключае-

мость, чистое общественное благо, смешанное общественное благо, кол-

лективное благо, локальное общественное благо, переполнение, теория клу-

бов, спрос на общественные блага, цены Линдаля, проблемы «безбилетника»,

коллективное действие, избирательный стимул.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

☺ устойчивый экономический рост.

☺ стабилизация цен

☺ мах занятости

☺ соблюдение внешнеэкономического равновесия

☺ охрана окружающей среды

☺ обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 5. Функции государства в смешанной экономике:

  1. 36. Формирование смешанной экономики. Национальные модели смешанной экономики.
  2. 2. Изменение роли и функции государства в развитии экономики
  3. 6. Государственное регулирование в современной смешанной экономике.
  4. 44. Экономические функции государства. Формы, методы, цели и инструменты государственного регулирования экономики.

Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

В общем виде необходимо отметить: при всех достоинствах рыночной модели остаются сферы общественных отношений, где свободное действие рыночных сил не обеспечивает равновесия.

Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем современного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства. В первую очередь с данных позиций рассматриваются пределы, или изъяны, рынка.

Изъяны рынка (провалы рынка, неэффективность рынка) – ситуация, при которой свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов.

Изъяны рынка возникают вследствие различных причин, из которых выделяют проблему внешних эффектов, неполноты информации, наличия трансакционных издержек, неспособность производить общественные блага и др.

Несовершенство рыночной системы обусловлено тем, что она:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

· не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

· не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (общественного транспорта, дорог, образования, обороны);

· не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода;

· не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

· подвержена нестабильному развитию с наличием инфляционных процессов и кризисов.

Решение перечисленных задач лежит на государстве. Можно выделить ряд причин, объективно обусловливающих вмешательство государства в рыночную экономику, а именно:

1. Необходимость поддержания самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности.

2. Тенденция к монополизации, неизбежно следующая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Она становится объектом антимонопольного регулирования – через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности, поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

3. Смягчение проблемы внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

4. Необходимость производства общественных благ, или общественных товаров. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в общественных благах (чистых, смешанных). К ним относятся: оборона, услуги государства по обеспечению законности, правовых основ хозяйственной деятельности, государственного управления, поддержание денежной системы, услуги образования, здравоохранения, культуры, поддержание единой энергосистемы, национальных сетей коммуникаций.

5. Участие государства в решении проблемы распределения доходов. Рыночный механизм неспособен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью налогов, трансфертов и других мер, обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу.

6. Существование и собственно макроэкономических ситуаций, требующих государственного регулирования. Это инфляционные процессы, обеспечение нужным количеством денег, фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика и др.

7. Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства – равновесие платежного баланса страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира.

Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Функции государства можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

· экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;

· социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

· культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

· охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

· природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

· оборона страны;

· взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

· межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

· культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

К экономическим функциям, выполняемым государством, прежде всего относятся следующие:

· создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

· антимонопольное регулирование;

· проведение политики макроэкономической стабилизации;

· воздействие на размещение ресурсов;

· деятельность в сфере распределения доходов;

· деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Центральный банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

В целом государство претворяет в жизнь политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Исходя из этого к основным функциям государства в смешанной экономике относятся:

· создание правовой основы для принятия экономических решений: государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, а также предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

· стабилизация экономики: правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

· поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

· выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;

· ориентированное распределение ресурсов: государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

· обеспечение социальной защиты и социальных гарантий: государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим;

· поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;

· обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;

· поддержание на должном уровне обороноспособности страны.

У государства есть, кроме основных функций, еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.

Субъекты и объекты

Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т. е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т. е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.

На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер.

Первый блок – это макроэкономические объекты ГРЭ:

· экономический цикл;

· структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);

· региональная политика;

· инвестиционный климат;

· цены и ценообразование;

· антиинфляционная политика;

· научно-техническая и инновационная политика;

· государственный сектор;

· предпринимательство;

· антимонопольная политика;

· теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

· денежно-финансовое обращение;

· условия сохранения и накопления капитала;

· налоги и налогообложение;

· государственный внешний и внутренний долг;

· платежно-торговый баланс страны;

· экспортно-импортные операции.

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

· занятость, безработица, миграционные процессы;

· социальная защита и социальное обеспечение;

· образование, в том числе для государственной службы;

· здравоохранение;

· охрана окружающей среды.

При переходе к рынку в России остро стояла и сейчас стоит задача создания класса эффективных собственников, поэтому такие объекты государственного регулирования, как структура собственности, разгосударствление, демонополизация, должны находиться под пристальным вниманием государства.

Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации к ним относятся:

· Президент РФ;

· Федеральное Собрание – парламент;

· Правительство РФ;

· Конституционный суд РФ;

· Региональные органы власти.

Изменение функций и объектов государственного регулирования в смешанной экономике сопровождалось возникновением новых субъектов. Главными субъектами регулирования в смешанной экономике до 60-х гг. XX в. выступали национальные государства.

В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и не зависящий от национальных государств транснациональный капитал. Он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство.

Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технологии, технику и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака и других ресурсов, 85% меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти.

Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть. Экономическая мощь крупных ТНК, выраженная в показателе ВВП, сравнима с уровнем средних государств, и они диктуют свою волю другим странам. Так, объемы продаж американской корпорации «General Motors» превышают ВВП таких стран, как Швеция, Австрия, Швейцария вместе взятые.

Если учитывать размеры ТНК, то оказывается, что только половина мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, другая же половина – в своеобразной плановой системе. На таком пути наметился переход к конвергентной экономической системе, сочетающей плановые и рыночные начала. Транснациональный капитал своей мощью может свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки и может при желании «обрушить» финансовые рынки практически любого государства. Многие государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных интервенций, противодействующих движению транснационального капитала.

Субъектами регулирования являются также надгосударственные политические и международные организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. д.

Важным наднациональным субъектом государственного регулирования выступают сейчас группы стран с общими целями регулирования национальных экономик и применяющие общие механизмы регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский союз (ЕС), некоторые государства перешли на единую валюту.

В России с начала рыночных преобразований к национальным и региональным субъектам государственного регулирования присоединились международные организации, часто определяя условия предоставления и использования кредитов. Это прежде всего Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

В субъектах государственного регулирования экономики следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения.

Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких предпринимателей, а с другой – в явно повышенном внимании правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно-энергетического и сырьевого комплексов, например ОАО «Газ-пром», РАО «ЕЭС России», от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета.