Этапы экономических реформ в кнр. Характеристика экономической реформы китая

Культурная революция в Китае, проводившаяся с 1967 г, нанесла огромный вред экономике. Модель экономического развития основывалась на приоритете развитии сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Благодаря труду крестьян были построены ирригационные каналы и расчищены большие участки земли для промышленного земледелия. Однако это не ликвидировало отставание сельского хозяйства, в котором производительность труда за годы культурной революции снизилась почти в 2 раза, и в стране, несколько раз возникала угроза голода. Сократилось также промышленное производство, в стране назрели очень серьезные социально-политические проблемы. После смерти Мао Цзэдуна (1976) Китай сменил курс экономического развития.

В 1978 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая пришел к выводу о необходимости проведения в стране преобразований «подобных революции». Основная цель реформы - превратить Китай в богатое демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Руководство Китая под руководством Ден Сяопина сделало ставку на эволюционные методы реформирования, что помогает сохранить стабильность в обществе. Виды хозяйственной деятельности, присущие рыночной экономики берутся за образец, формируются постепенно, исходя из собственных экономических интересов. Политическая система не меняется, сохраняется социалистическая идеология, привычная большей части населении, что помогает адаптироваться к реформам, не нанося психологический вред старшему поколению, постепенно социалистическая идеология заменяется патриотической, внушающей гордость за достижения страны, пропагандируется необходимость консолидации общества на этапе структурной трансформации экономики.

Экономические реформы в Китае начались с сельского хозяйства, так как к концу 1970-х годов на селе проживало почти 80% населения страны, поэтому существовали объективные предпосылки экономического развития через сельскохозяйственное производство.

Аграрная реформа . Перед началом реформ в 1978 году на долю сельского хозяйства в структуре ВВП приходилось 28.1%. Аграрная реформа началась с передачи земли в аренду крестьянам в виде семейного подряда сначала на 3-5 лет, потом аренду продлили на 15 и более лет. Были отменена практика единых закупок и поставок и ограничения цен на сельхозпродукцию. После того, как в экспериментальной провинции передача земли в аренду привела к увеличению урожая на 10%, аренда земли распространилась на все провинции. Надо отметить, что все реформы сначала апробировались в одном районе, если они были удачными, то распространялись на весь Китай.

Аграрная реформа была успешной, в стране в 2 раза увеличился сбор зерна, возросли доходы крестьян, улучшение их благосостояния повысило спрос на промышленные товары. Через семь лет после начала реформ в 1985 году Китай впервые за 25 лет стал экспортировать зерно.

Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью сельскохозяйственных районов страны (на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли, меньше, чем, в среднем по миру) низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. В целом, сельскохозяйственное производство в настоящее время сохраняет полунатуральный характер. Это определяется низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%), которую закупает государство. И, тем не менее, производство сельскохозяйственной продукции постоянно растет.

Основная проблема сельского хозяйства КНР – низкий уровень занятости, для ликвидации этого дисбаланса в сельской местности создавались так называемые волостные и поселковые предприятия, на которых работают крестьянские семьи, которым сельскохозяйственный труд приносит недостаточный доход. Качество потребительской продукции, выпускаемой на этих предприятиях (одежда, обувь и пр.) низкое, поставки идут исключительно на внутренний рынок и удовлетворяют потребности населения с низким уровнем доходов.

Реформы в государственном секторе. Успех в сельском хозяйстве заложил основу для дальнейших преобразований. В КНР, как социалистическом государстве, был мощный госсектор, позиции которого были особенно сильны в традиционных областях экономики - нефтепереработка (84.9%), электроэнергетика (75.3%), металлургия (70.8%), производство алкоголя (96.9%). Государство с середины 1980-х годов пыталось увеличить самостоятельность предприятий, переводя промышленные предприятия на хозрасчет. К 1992 году практически все промышленные предприятия были переведены на хозрасчет. Были легализированы все частные предприятия, с численностью рабочих до 100 человек. Через 5 лет число этих предприятий возросло со 100 тысяч до 58 миллионов. Таким образом, параллельно с реформированием государственных предприятий, создавалась и развивалась частная собственность, возникали элементы рыночной экономики. Коммунистическая партия Китая, не скованная коммунистическими догмами, поводила в жизнь лозунг “Одна страна – две системы”.

С начала 90-х годов наступил новый этап производственных реформ. Реформирование государственных предприятий стало включать расширение прав, при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии. Предприятиям передали ценообразование, инвестиции, кадры и внешнюю торговлю, многие из них были акционированы. За 1992-95 годы удельный вес рабочей силы, занятой в госсекторе сократился с 95% до 19%.

Но предприятия не стали реально самостоятельными, так как их поддерживает государство, и они не подвержены инвестиционным рискам, продукция их часто неконкурентоспособна, но производство не закрывается из-за нежелания обострять безработицу. Неэффективные предприятия также стремятся к расширению производства и, поэтому в госсекторе существует почти неограниченный спрос на ресурсы, в частности на банковские кредиты под расширение производства. Это приводит к увеличению денежной эмиссии, результатом которой является инфляция. Особенность налоговой политики заключается в том, что предприятие платит фиксированную сумму налоговых отчислений, а прирост доходов использует по своему усмотрению, как правило, на увеличение зарплаты и инвестиционную деятельность. Это способствует увеличению потребительских расходов и сбережений населения. Сбережения помещают на депозиты в государственных банках, это, в свою очередь, позволяет банкам выдавать новые кредиты предприятиям.

Денежная политика . Для ускорения темпов экономического роста, создания дополнительных рабочих мест государство ослабляет денежную политику. Правительство постепенно сокращало налоги с 31.3% ВВП в 1979 до 10.3% ВВП в 2000 году, одновременно были сокращены госрасходы. Увеличение ресурсной базы предприятия привело к увеличению темпов роста экономики. Либеральный характер всей проводимой политики привел к усилению хозяйственной активности предприятий, периодически в экономике возникает инвестиционный бум, приводящий к высоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Когда инфляция достигает социально недопустимого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, происходит замедление темпов роста экономики, инфляция постепенно снижается. Таким образом, хотя всплески инфляции в Китае наблюдаются регулярно с 1980-х годов, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15-20%.

Экономическая политика государства ставила своей целью сохранение политической стабильности общества, поэтому правительство, в целях увеличения объемов экспорта в целях протекционистской защиты собственных товаров, не использовало такой инструмент, как девальвация национальной валюты. За годы экономических реформ, среднегодовые темпы снижения валютного курса составили около 8%. Были также обеспечены сравнительно низкие темпы инфляции благодаря умеренным темпам прироста денежной массы и грамотному регулированию экономического цикла.

КНР взял курс на строительство социалистической рыночной экономики, в конституции страны в качестве экономического курса закреплен термин “Социализм с китайской спецификой”.

Либерализация внешней торговли. Руководство КНР большое внимание уделило реформам внешнеэкономической деятельности. Ранее закрытое государство (автаркия), проводящее в жизнь концепцию “опоры на собственные силы”, взяло курс на вхождение в мировое хозяйство. В современной трактовке социалистическая экономика не исключает использование зарубежных технологий и финансовых источников, а наоборот, активно их использует в целях ускорения развития технологического уровня страны.

Внешнеэкономические реформы начались с либерализацией внешней торговли, сокращения импортных таможенных пошлин на сырье и комплектующие изделия (17.7% - в 1978, 2.5% - в 2000). Китай, с его безграничным рынком труда сделал ставку на производство трудоемкой продукции в рамках международного разделения труда. Возросла зависимость Китая от импорта, импортная квота увеличилась с 5% в 1978, до 28.3% в 2007 году, что свидетельствует о значительном вовлечении страны в мирохозяйственные связи.

Новые технологии позволили развернуть в стране широкомасштабное производство трудоемкой продукции и реализовывать ее на внешних рынках. Первоначально это были, в основном, изделия швейной промышленности, которые определяли структуру экспорта страны, впоследствии страна стала специализироваться в производстве более технологичной продукции, такой как электрические и электронные бытовые приборы, строительные материалы, мебель.

В 2001 году интегрируясь в мировую экономику Китай вступил в ВТО, делая акценты на переходе от экстенсивных факторов роста, основанных на использовании дешевого труда, к интенсивным факторам, опирающихся на развитие экономики знаний, использующей достижения научно-технического прогресса. С 1978 по 2010 год (табл.39) объем внешней торговли вырос более, чем в сто раз с 20.1 до 2173 млрд.долл.США, экспортная квота за этот период выросла с 4 до 36% ВВП

С 2000 года наблюдается особо динамичный рост внешней торговли страны, в 2004 году ее объем превысил трлн.долл.США, традиционно положительное сальдо внешней торговли с 2005 года превышает 100 млрд.долл.США, и формирует профицитный бюджет страны. Динамичное развитие внешней торговли замедлилось под влиянием мирового финансового кризиса, сократившего мировое потребление товаров, особенно длительного срока пользования.

Таблица 39

Динамика внешней торговли с 1978 по 2010 год, млрд.долл.США

Составлено по: [ www.wto.org ].

Несмотря на то, что страна производит треть мировых текстильных изделий и занимает ведущее позиции в этой отрасли, в настоящее время первое место в экспорте занимает более технологичные товары, которым можно отнести сложные предметы электроники, техники и оборудования. На первом месте в экспорте находится продукция машиностроения (42%), электроника (12%), одежда и обувь (25%). В структуре экспорта готовые изделия составляют более 80%, доля текстиля и одежды с 1990 года снизилась с 27 до 10.7%. Доля высокотехнологичной продукции составляет 30% экспорта - это электротехническая продукция, телекоммуникационное оборудование и др.

Доля сырьевых товаров в экспорте очень мала, несмотря на имеющиеся в стране мировые запасы угля, доля этой товарной группы не превышает 4% в структуре экспорта. Китай не стремится торговать природными ресурсами, а перерабатывает их в конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, и продает на внешнем или внутреннем рынке.

В настоящее время Китай вышел на первое место в мире, основной объем экспорта направляется в развитые страны и в первую очередь в США, куда направляется 20.0% китайского экспорта, Гонконг – 12.0%, Япония – 8.3%, Республика Корея – 4.5%, ФРГ-4.3%. На долю этих стран приходится 70% закупок техники и 90% - лицензий, ноу-хау, патентов.

Основные торговые партнеры по импорту: Япония – 12.3%, Гонконг- 10.1%, Респ.Корея – 9.0%, Тайвань-6.8%, ФРГ – 5.5% Япония (машины и оборудование – 50% всех закупок) США (самолеты и электронно-вычислительная техника) ФРГ – продукция хим.пром

Привлечение иностранных инвестиций . Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 5 специальных экономических зон (СЭЗ): Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун (1980 год), Сямэнь в провинции Фуцзянь (1980), провинция Хайнань (1988) и “новая зона развития Пудун” (район Шанхая, 1990). В эти зоны были направлены потокипрямых иностранных инвестиций из Гонкон­га, Тайваня и США. В свободные зоны был разрешен беспошлинный ввоз сырья, проводилась льготная политика для привлечения инвестиций. Создание новых предприятий обеспечивало новые рабочие места для китайцев, повышало квалификацию рабочей силы, качество продукции и управления. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, тех­нологиями и финансированием, китайская сторона предоставляла инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству иностранные инвесторы должны были приобретать сырье и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. В 1995 году суммарный товарооборот экспорт этих зон составил 20% от внешней торговли КНР. В этих зонах зарегистрировано 15% всех предприятий с иностранными инвестициями, привлечено 11 млрд.долл.иностранных инвестиций. Огромную роль в подъеме экономики сыграла китайская диаспора (хуацяо), жители Гонконга, Тайваня и стран Юго-Восточной Азии, на их долю приходится 75% всех инвестиций в Китай. При вступлении Китая в ВТО свободные экономические зоны потеряли часть льгот, как недопустимой меры торговой защиты, противоречащей нормам ВТО, но в китайской экономике, эти зоны сыграли решительную роль при создании наукоемкого и технологичного производства.

Бурный рост китайской экономики делает ее привлекательной в глазах иностранных инвесторов, на мировых инвестиционных рынках Китай является вторым, после США, центром вложения иностранных инвестиций. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику вырос с 4 млрд.долл.США в 1982, до 42 млрд.долл.США - в 2000 году, в настоящее время он составляет более 500 млрд.долл.США, увеличившись в 144 раза за три десятка лет. Предприятия с иностранными инвестициями, имеющие множество налоговых льгот, обязаны внедрять в производство новейшие научно-технические достижения, что делает китайские товары конкурентоспособными на мировых рынках, и позволяет расширять внешнюю торговлю. Предприятия с иностранными инвестициями, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. Импорт технологий позволяет развивать информационный сектор, телекоммуникационные и биотехнологии. В “Китайской силиконовой долине” в районе Хайдиан севернее Пекина размещаются иностранные корпорации ведущих стран мира. Здесь сосредоточены многочисленные НИИ центры и университеты.

На рис.2 показана динамика ПИИ, за последние 12 лет она была положительной, иностранные инвестиции выросли почти в три раза, ежегодные темпы роста составляли от 5 до 25% в год.

Рис.2 Динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в китайскую экономику и темпы их прироста с 1997 по 2008 годы

Наибольший рост иностранных инвестиций был отмечен с началом мирового кризиса в 2008 году. По сравнению со многими странами мира, сократившими промышленное производство, темпы роста экономика Китая, хотя и немного снизились (с 13% в 2007, до 9% в 2008), но оставались достаточно высокими, что привлекало иностранных инвесторов.

Политика открытости и создания благоприятного инвестиционного климата превратила Китай в экономику, привлекательную для иностранных инвесторов, а бурный рост внешней торговли и ее нарастающее положительное сальдо определяют изменение динамики китайских инвестиций за рубежом, которые по объему догоняют иностранные инвестиции в экономике Китая (табл.40).

Таблица 40

Динамика движения капитала КНР, в 2005-2011, годах млрд.долл.США

Иностранные инвестиции в экономику Китая 60,0 758,9 576,1 548,9 697,2
Китайские инвестиции за рубежом 11,0 184,0 227,3 317,2 322,0

Составлено по: .

Сокращение товарного экспорта Китая компенсируется увеличением инвестиционных потоков. В настоящее время объем иностранных инвестиций в экономику Китая более, чем в два раза превышает китайские инвестиции за рубежом, которые вкладываются в развитие добывающей промышленности в наименее развитых странах Азии и Африки. Надо отметить, что со второй половины первой декады XXI века, темпы роста китайских инвестиций за рубежом резко увеличились.


Похожая информация.


После смерти в сентябре 1976 года Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю.

Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

В декабре 1978 года Дэн Сяпоин встал у «руля китайской компартии». Имея опыт работы в экономических ведомствах, в том числе и в министерстве финансов,

Переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной.

В самом начале своих реформ Дэн Сяпоин опубликовал «четыре основных принципа», которые доказывают верность социалистическому выбору. Во-первых, КНР продолжит идти «социалистическим путем». Во-вторых, страной будет править «диктатура пролетариата». В-третьих, реформы будут осуществляться под руководством компартии, а, в-четвертых, КПК будет исходить из «духовного наследия марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна». Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года.

Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяпоина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями. За пять лет была решена продовольственная проблема и модернизировано с/х. Государство инвестировало средства в деревню. КНР стала экспортировать зерновые.

Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований. В 1978 году 100 предприятий в провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет.


В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона. Развивался мелкий и крупный бизнес. В 87 году объявлялось, что Китай строит «рыночный социализм».

После 1984 года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в «местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с 10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве инвестиций в новое оборудование.

После изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов. Но сохранялась руководящая роль государства и коммун партии.

Всего лишь четыре десятка лет назад такая страна, как Китай, имела довольно слабую, отстающую экономику. Произошедшие за эти годы экономические реформы, сделавшие экономику страны более либеральной, принято считать китайским экономическим чудом. Темпы роста экономики за последние 30 лет невероятны и поразительны: в среднем на 10% в год повышался ВВП страны, и на 9% рос ВВП на душу населения. Сегодня Китай занимает лидирующие позиции среди мировых экономик. Рассмотрим, как удалось этой стране достичь таких показателей, как происходило экономическое чудо, каковы его причины и какая обстановка предшествовала ему.

КНР в середине ХХ века

После окончания Второй мировой войны Китай стоял на распутье и не знал, что выбрать: либеральный капиталистический или, по примеру великой державы СССР, социалистический путь развития. Сотрясавшая страну до 1949 года гражданская война привела к отделению острова Тайвань и созданию Китайской Народной Республики во главе с Мао Цзедуном.

С приходом коммунистической партии начинается болезненная стройка социализма: национализация собственности и проведение аграрной реформы, осуществление пятилетних планов развития хозяйства... Принимая помощь от СССР и ориентируясь на политический и экономический строй своего социалистического соседа, Китай проводит индустриализацию экономики. Порой приходилось прибегать к жестким и бескомпромиссным методам.

«Большой скачок» в никуда

Однако после 1957 года отношения Китая и СССР остыли, и не разделявший взглядов тогдашнего советского руководства Мао Цзедун принимает решение о реализации новой программы, получившей название «Большого скачка». Целью амбициозной программы было резкое развитие экономики, но новое направление оказалось неудачным и имело трагические последствия как для народа, так и для экономики Китая в целом.

В 60-е страна переживает сильный голод, культурную революцию и массовые репрессии. Многие государственные инструменты перестали действовать, разваливалась коммунистическая партийная система. Но в начале 70-х правительство берет курс на восстановление партийных организаций и улучшение отношений с США. После кончины «Великого кормчего» Мао Цзедуна в 1976 году страна оказалась в тяжелом экономическом положении, возросла безработица, была введена карточная система.

С конца 1976 года во главе Китая становится Хуа Гофэн. Но фактические бразды правления берет на себя Дэн Сяопин - политический деятель, попавший в жернова культурной революции и восстановившийся в должности вице-премьера Китая в 1977 году.

Решающий пленум

Считая во многом ошибочной программу «Большого скачка», Дэн Сяопин, опираясь на поддержку коммунистической партии, начинает осуществление программы по модернизации экономики. В 1978 году на очередном пленуме компартии официально провозглашается курс на социалистическую рыночную экономику, в которой будут сочетаться две экономические системы: планово-распределительная и рыночная.

Новый правительственный путь называют курсом реформ и открытости. Либеральные реформы Сяопина основываются на постепенном переходе экономических структур на рыночные рельсы и сохранении коммунистического строя. заверил что все преобразования будут проходить под руководством компартии, а диктатура пролетариата будет укрепляться.

Основные моменты преобразований и реформ

Если говорить о новых реформах кратко, то экономика Китая должна быть ориентирована на экспортное производство и массовое привлечение инвестиций. С этого момента Поднебесная провозглашает себя страной, открытой для расширения связей с другими государствами, что привлекло иностранных инвесторов. А либерализация внешней торговли и создание территорий особых экономических зон для иностранных предпринимателей привели к невиданному росту экспортных показателей.

Первым делом Сяопин снижает государственный контроль над многими секторами экономики и расширяет управленческие функции руководителей предприятий. Всячески поощрялось развитие частного сектора, появляются фондовые рынки. Серьезные преобразования коснулись аграрного сектора и промышленности.

Четыре этапа

В ходе всего реформирования экономики Китая можно выделить четыре временных этапа, проводившихся под определенным лозунгом. Первый (с 1978 по 1984) этап, подразумевающий преобразования в сельской местности, создание специальных экономических зон, имел такой лозунг: «Основа - плановая экономика. Дополнение - рыночное регулирование».

Второй (с 1984 по 1991) этап - это перемещение внимания с аграрного сектора на городские предприятия, расширение их поля деятельности и самостоятельности. Вводится рыночное ценообразование, реформам подвергаются социальная сфера, наука, образование. Этот этап носит название «Плановая товарная экономика».

Третий (с 1992 по 2002) этап проходил под лозунгом «Социалистическая рыночная экономика». В это время формируется новая экономическая система, подразумевающая дальнейшее развитие рынка и определяющая инструменты макрорегулирования государственного контроля на новой основе.

Четвертый (с 2003 года и по сей день) обозначен как «Этап совершенствования социалистической рыночной экономики».

Преобразования в аграрной сфере

Китайское экономическое чудо началось с преобразования Сутью аграрной реформы было упразднение существовавших тогда народных коммун и переход к семейному подряду с единой коллективной собственностью. Это означало передачу земли китайским крестьянам в собственность на срок до пятидесяти лет, часть полученной продукции с этой земли отдавалась государству. Также было введено свободное ценообразование на крестьянскую продукцию, разрешалась рыночная торговля сельхозтоварами.

В результате таких преобразований сельское хозяйстве получило толчок к развитию и вышло из застоя. Новая сложившаяся система коллективной собственности и семейного подряда качественно повысила уровень жизни крестьян и помогла решить продовольственную проблему.

Преобразования в промышленности

Хозяйственная система промышленных предприятий была почти освобождена от директивного планирования, их предполагалось превратить в самоокупаемые предприятия с возможностью самостоятельного сбыта продукции. Крупные предприятия стратегического назначения остаются под контролем государства, а средним и мелким дается право не только на управление хозяйствованием, но и на смену формы собственности. Все это способствовало тому, что государство сосредоточилось на улучшении положения дел в крупных госпредприятиях и не мешало развитию частного сектора.

Постепенно происходит уменьшение дисбаланса в производстве тяжелой промышленности и товаров народного потребления. Начинается поворот экономики в сторону роста производства товаров для внутреннего потребления, тем более что большая численность населения Китая этому способствует.

Особые экономические зоны, налоговая и банковская системы

К 1982 году в качестве эксперимента некоторые приморские регионы Китая объявили себя особыми экономическими зонами, а после пленума 1984 года в качестве специальных экономических зон утверждены 14 городов в общей сложности. Целью формирования этих зон стало привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая и освоение новых технологий, ускорение экономического развития этих регионов, выход экономики страны на международную арену.

Реформы коснулись и налоговой, банковской и валютной системы. Вводятся налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для организаций. В центральные бюджеты стала поступать большая часть доходов благодаря новой системе распределения между местными администрациями и центральным правительством.

Банковская система страны разделилась на государственные банки, проводящие экономическую политику правительства, и остальные кредитно-финансовые организации на коммерческой основе. Курсы иностранных валют теперь пустились в «свободное плавание», которое регулировалось лишь рынком.

Плоды реформ

Китайское экономическое чудо начинает проявляться уже в конце 80-х. Результаты преобразований качественно отразились на жизни обычных граждан. Снижаются показатели безработицы в 3 раза, удваивается розничный товарооборот. Объемы внешней торговли к 1987 году увеличились в 4 раза по сравнению с 1978 годом. Были привлечены миллиарды долларов иностранных инвестиций, и к 1989 году насчитывалось 19 000 совместных предприятий.

Если говорить кратко, развитие экономики Китая проявилось в уменьшение доли тяжелой промышленности и увеличении производства предметов народного потребления и легкой промышленности. Значительно расширяется сфера услуг.

Поражал небывалыми темпами роста: 12-14% в начале 90-х. Многие эксперты в эти годы говорили о феномене китайского экономического чуда и предрекали Китаю роль экономической сверхдержавы 21 века.

Отрицательные последствия реформ

Как и у всякой медали, у китайских реформ было две стороны - положительная и отрицательная. Одним из таких отрицательных моментов стала угроза инфляции, последовавшей как побочный эффект роста производительности труда после реформ в аграрном секторе. Также в результате ценовой реформы усугубилось положение в индустриальном секторе. Начались волнения, вылившиеся в студенческие демонстрации, в результате которых в отставку отправляется генсек Ху Яобан.

Только в начале 90-х предложенный Дэн Сяопином курс ускорения и оздоровления экономической среды помог преодолеть перегрев экономики, создать системы контроля за инфляцией и развитием страны.

Китайское экономическое чудо и его причины

Итак, теперь о причинах. Изучая феномен экономического чуда Китая, многие экспертами выдвигаются следующие причины экономического подъема:

  1. Эффективная роль государства в экономических преобразованиях. На всех этапах проведения реформ управленческий аппарат страны адекватно отвечал задачам экономической модернизации.
  2. Значительные трудовые ресурсы. Спрос на рынке труда Китая всегда больше предложения. Это позволяет сохранять низкие зарплаты при высокой производительности.
  3. Привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая, а также в высокотехнологичные отрасли.
  4. Экспортоориентированная модель развития, позволявшая за счет валютной выручки повысить наукоемкость экономики и освоение новейших технологий.

Однако главный экономический прогресс Китая состоял в отказе от «шоковой терапии» и в постепенном формировании рыночного механизма, который оздоровил экономику благодаря эффективному рыночному регулированию.

Китай сегодня

К чему привели четыре десятилетия мудрых реформ Китая? Рассмотрим основные показатели экономики далее. Сегодняшний Китай - это мощная ядерная и космическая держава, имеющая современную промышленность и развитую инфраструктуру.

Немного цифр

За три квартала 2017 ВВП Китая достиг около 60 триллионов юаней. Это составляет 6,9% в годовом выражении. Увеличение ВВП Китая в 2017 году составляет 0,2% к периоду прошлого года. Увеличивается доля в ВВП аграрного, промышленного секторов, сферы услуг в среднем на 5-7 %. В 2017 году сохраняется тенденция роста инновационных и высокотехнологичных секторов экономики.

В целом, несмотря на небольшое замедление темпов роста, экономика Китая (кратко рассказать об этом феномене довольно сложно) сегодня сохраняет потенциал длительного роста и продолжает структурные реформы.

Прогнозы развития китайской экономики

Создав рыночный механизм в экономике, правительство Китая планирует и дальше ее совершенствовать, показывая при этом преимущества социализма. Однако специалисты делают как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы развития китайской экономики. Одни уверены, что сложно будет противостоять нарастающим экономическим, политическим и социальным проблемам, сохраняя коммунистическую власть. Растущая эмиграция в развитые страны, пропасть между бедными и богатыми может снизить эффективность государственной власти и роль партии. Им в противовес другие эксперты утверждают, что все-таки гибрид социализма и капиталистического рынка возможен в силу самобытности китайской нации и менталитета, только ей свойственного. Остается только сказать, что время расставит все на свои места.

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

Цзян Цзэминь, продолжая развивать общий конфуцианский подход, заявил о том, что необходимо к середине нынешнего века значительно повысить уровень материального благосостояния китайцев, перейти от улучшения жизни социальных слоев к улучшению жизни всего народа. В решениях XVI съезда КПК в 2002 году заявлено о продолжении избранного курса, что партия будет способствовать всестороннему строительству «общества средней зажиточности» (сяокан).

Вплоть до начала нового века в Китае действовала с 1955 года «система регистрации постоянного населения». Крестьянство оказалось изолированным от городского населения и, согласно законодательству, прикреплялось к земле, постоянному месту жительства. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность - сырьем. Лишь в 2002 году была отменена сельская прописка и введена единая система регистрации китайских граждан.

Цзян Цзэминь начал эксперименты в целях изменения этого порядка и поставил точку над средневековой традицией, полностью изжившей в условиях нового политического курса.

К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане многого. XXI век открыл для Китая новые возможности для модернизации и превращения его в одну из развитых стран мира.

Ху Цзиньтао (2002) на XVI съезде КПК был избран в качестве нового генерального секретаря КПК – рулит страной.

Цзян Цзэминь, который играл на съезде решающую роль, передавая политическую власть Ху Цзиньтао, подвел некоторые итоги своего правления. Успехи действительно впечатляют. За 13 лет правления Цзяна темпы прироста экономики составляли ежегодно 9,8 процента и являлись самыми высокими в мире. ВВП за два десятилетия вырос более чем в 20 раз. В начале XXI века Китай по более чем 11 показателям основных традиционных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции занял лидирующее положение в мире. Он стал занимать первое место в мире по производству мяса, зерна, хлопка, семян рапса и пр. В ходе реформ, несомненно, повысился жизненный уровень китайского населения. Сократилось число беднейших слоев населения. До 2002 года действовало постановление госсовета Китая «О семилетке преодоления бедности 80 миллионов человек». Основная задача удовлетворения потребности населения в пище и одежде для 1,5 миллиардного населения Китая в основном выполнена. Среднестатистический уровень повышения благосостояния страны превзошел 500-долларовый рубеж, а к 2050 году поставлена задача достижения нынешних среднедушевых показателей развитых стран. Намечено, что к 2015-2050 годам Китай достигнет и превзойдет абсолютные показатели совокупной национальной мощи США и Японии по всем основным современным видам производства. Однако при решении этих задач необходимо учитывать одну из главнейших проблем, которая приобрела для Китая глобальный характер и воздействовала на все процессы экономического и социального характера. К ней необходимо отнести колоссальное демографическое давление при решении наиболее важных вопросов экономики. Китаеведами подсчитано, что для решения экономических и социальных проблем Китай должен постоянно поддерживать темпы развития не менее семи процентов. Даже если Китай к середине XXI века добьется промышленного уровня ведущих капиталистических стран, то и тогда он будет серьезно отставать от высокоразвитых государств по уровню жизни. Это связано с тем, что население в Китае в пять раз больше, чем в США, в десять раз больше, чем в Японии и в девять раз больше, чем в России. Хотя по многим видам промышленной продукции Китай стал занимать первое место в мире, однако на душу населения производство товаров отстает, например, от Японии в 30 раз.

Решение социальных проблем требует особого внимания политических лидеров в Китае. До сих пор не решена проблема гигантской безработицы, которая фактически к началу века приняла критическое содержание. Излишняя рабочая сила колеблется от 150 до 180 миллионов безработных. Это представляет горючий материал для создания угрозы стабильности страны. Данная проблема увязывается с углублением пропасти между богатыми и бедными в период развития реформ в Китае. Увеличение темпов дифференциации крестьян началось в начале XXI века в связи с процессом концентрации земель в руках так называемых «мастеров урожая». С начала экономических реформ закрепление земельных наделов за подрядными дворами осуществлялось на 15 лет, то есть до 2000 года. Начался пересмотр условий распределения земель и нового подворного подряда. Концентрация земель в руках «мастеров урожая» и кооперативов нового типа, способных применять современные агротехнологии, будет способствовать выталкиванию миллионов крестьян и появлению более широкого круга безземельных крестьян. Процесс маргинализации социальных слоев за период реформ остановить не удалось.
Подведение итогов развития деревни за годы реформ показало, что многие проблемы села решить так и не удалось. Несмотря на официальную статистику увеличения номинальных доходов, среднедушевые показатели доходов крестьян остаются все равно крайне низкими. Увеличение доходов в денежном выражении поглощается ростом потребительских цен, которые за двадцать лет выросли в 3,6 раза. По утверждениям китайской печати, налоги на крестьянские хозяйства нисколько не уменьшились - они должны были оплачивать до 400 различных налогов, сборов, взносов. В официальных документах признавалось, что остающиеся довольно низкими доходы сельских жителей, стали серьезным ограничителем темпов социально-экономического развития страны. Низкая покупательная способность сдерживала становление внутреннего общенационального рынка и развитие промышленности. Руководители страны во главе с Ху Цзиньтао вынуждены были сосредоточить главное внимание на решении именно этих проблем, без которых невозможно было дальнейшее продвижение вперед по пути реформирования.