Договор осаго будут заключать в день обращения клиента. Осторожно! очень злой юрист

В 2017 году систему ОСАГО ждёт сразу несколько серьёзных изменений.

Во-первых, страховщиков обяжут предоставлять автовладельцам такую услугу, как оформление электронных полисов. Во-вторых, денежную выплату обещают заменить ремонтом транспортного средства.

Необходимость реформы в страховой сфере назрела давно. Слабые места системы наиболее остро выявил 2016 год, и это в первую очередь ощутили донские автовладельцы. В первой половине года жителям области приходилось практически штурмом брать офисы компаний, ждать по нескольку дней, чтобы оформить страховку. Причина - нехватка полисов.

Во второй половине года стартовала система единого страхового агента, бланки ОСАГО вроде как появились, но водители продолжают жаловаться: то очередь огромную приходится отстоять, то дополнительные услуги фирмы навязывают.

Старые песни о бланках

«Истекает срок действия ОСАГО, обратился в страховую компанию. Оттуда меня отправили к какому-то агенту, объяснив, что в самом офисе бланков нет. Ну а посредник стал навязывать то страхование жизни, то техосмотр, который мне не нужен. В итоге вместо 4 тысяч рублей, которые отдавал раньше за полис, мне насчитали 10 тысяч! И вот как быть в такой ситуации: идти на сделку с наглыми страховщиками и переплачивать или оставить машину в гараже и ездить на общественном транспорте?» - недоумевает Анатолий Воронин из Красного Сулина.

А в прокуратуру Волгодонска обратился местный житель, который также пожаловался на навязывание услуг. Без согласия автовладельца на «допы» страховая компания «ЭНИ» отказывалась выдавать полис. В итоге фирму оштрафовали на 200 тысяч рублей.

Компании «Росгосстрах» придётся заплатить и вовсе более 15 млн рублей. Эти деньги организация перечислит в федеральный бюджет.

«Сотрудники нашего ведомства установили, что Росгосстрах вместе с индивидуальным предпринимателем заключили антиконкурентное соглашение, которое позволяло заключать договор ОСАГО, выдавая автомобилистам диагностические карты технического осмотра без его непосредственного прохождения. Таким образом, автомобилист получал возможность ездить на транспортном средстве, техническое состояние которого никто не проверил», - пояснили в пресс-службе УФАС по Ростовской области.

Росгосстрах обжаловал решение о наказании сначала в Апелляционной коллегии ФАС России в Москве, а затем в Арбитражном суде Ростовской области, но в обоих случаях фирма получила отказ.

«Мы ждём перемен»

Проблему с доступностью полисов и навязыванием услуг можно решить, заставив страховщиков продавать ОСАГО через интернет. Сейчас это только дополнительная услуга, обязательной она станет с нового года.

Сайты, на которых можно купить страховку, должны будут работать круглосуточно, а за неисполнение этого требования на компанию наложат штраф в размере 300 тыс. руб.. Исключение составляют временные технические неполадки.

«Пробовал этим летом оформить полис через сеть. И что вы думаете: сайты многих компаний постоянно показывают ошибку доступа. Начинаешь заполнять форму, и тебя просто выбрасывает с портала. Боюсь, что с нового года большинство компаний будут прикрываться именно техническим сбоем», - считает батайчанин Сергей Ковыль .

Ещё одно нововведение - ремонт автомобиля вместо денежной выплаты. Натуральная компенсация ставит множество вопросов: где найти включённую в полис техническую станцию, как быстро там сделают ремонт, не будет ли проволочек при оформлении необходимых документов, а главное - не будут ли эти станции под влиянием самих страховых компаний?

На данном сайте уже повстречала отзыв о системе онлайн-страхования в ВСК. Собственно, суть моего негативного отзыва в следующем: решила застраховать автомобиль в данной компании. Друг посоветовал приобрести полис ОСАГО онлайн. При оформлении полиса все данные прошли проверку, но при нажатии «Оплатить полис» система «зависла» на пункте проверки данных (причем, каких конкретно не указано, ведь в процессе оформления вводимые данные проверялись). Спустя несколько часов безуспешных попыток приобрести полис онлайн я решила обратиться в офис данной фирмы в своем городе. И тут началось самое интересное. На сайте среди дополнительных услуг мной был выбран пункт «Защита от несчастного случая» стоимостью 390 р. В офисе мне предложили оформить полис с купе с данной услугой, но здесь цена возросла до 1500 рублей. При моем отказе от покупки дополнительной услуги мне сообщили, что бланки полюса ОСАГО закончились и компания не может предоставить мне услугу страхования автотранспорта. Собственно говоря, вызывает интерес, с каких пор обязательным условием страхования ОСАГО является оформление дополнительного вида страхования.

после сложившийся ситуации рассматривала отзывы людей, столкнувшихся с подобными проблемами. На протяжении года ВСК не может навести порядок с сервисом онлайн-страхования. Если не можете соответствовать требованиям онлайн-сервисов, может стоит совсем прекратить поставлять подобную услугу онлайн, как поступило РГС (и правильно сделали). А по поводу дополнительных услуг, хоть бы сделали единый прейскурант, а то иронично несоответствие цен на официальном сайте и в офисах.

В Банке России прошло закрытое совещание с участниками страхового рынка. На нем регулятор дал понять, что если с помощью механизма увеличенных продаж ОСАГО в пяти регионах РФ страховщики не решат проблемы с доступностью полисов обязательной «автогражданки», то этот сегмент страхования будет отдан госкомпании. Он подчеркнул, что в случае создания госкомпании сегмент ОСАГО фактически станет субсидированным.

Дело идет к «плану Б»

«Сегодня довольно явно заявил директор департамента страхового рынка (Банка России, Игорь Жук), который сказал: или вы с агентом (РСА) уже как-то решите проблему (в ОСАГО), или мы перейдем к плану Б. Один из вариантов плана Б - это создание государственной страховой компании. Собственно, сегодня это прозвучало: если сами не справитесь, то как с Национальной перестраховочной компанией будет», - передает слова президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса агентство ТАСС.

Впрочем, позже агентству непосредственно в пресс-службе ЦБ если не опровергли, то не подтвердили это сообщение. «На общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА) приняты основные принципы агентского соглашения, направленные на обеспечение доступности полисов ОСАГО в отдельных регионах. Другие варианты решения сложившейся ситуации, включая создание государственной компании, сейчас не рассматриваются», - заявили в пресс-службе регулятора.

Между тем, ситуация в сегменте остается крайне тревожной. Количество страховых компаний на рынке ОСАГО на сегодняшний день составляет уже менее 80, сообщил Игорь Жук на заседании в Госдуме. «Все начиналось в 2003 году. Сначала компаний было 48, потом их стало 180, сейчас на рынке у нас меньше 80 компаний», - передает «Прайм» слова чиновника. Зампред ЦБ Сергей Швецов ранее заявлял, что на сегодняшний день в менее чем 20 регионах РФ полис ОСАГО не является убыточным для страховых компаний.

А почему бы и нет?

Проблема доступности полисов ОСАГО сейчас стоит довольно остро и крайне медленно решается, - соглашается член экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Соничев. - Этой проблеме уже не первый год и страховые компании часто навязывают к полису ОСАГО дополнительные страховки или отказывают в его покупке, ссылаясь на отсутствие бланков, например. В ряде регионов ситуация накалилась и появились еще дополнительные сложности с доступностью услуги ОСАГО.

Это связано, - отмечет аналитик, - с деятельностью автоюристов, которые добиваются выплат больших компенсаций и увеличивают количество исков, что делает ОСАГО еще более убыточным для страховых компаний. В результате рынок ОСАГО в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Челябинской и Мурманской областях стал слишком убыточен и некоторые страховые компании закрылись, а оставшиеся не могут обеспечить доступность полисов ОСАГО для граждан.

Выход из ситуации есть, полагает Соничев, но он практически не зависит от компаний, поскольку для них это очень затратно и невыгодно. Проблему нужно решать на уровне законодательства и регулятора. Например, ввести обязанность продаж электронного ОСАГО, что повысит доступность полисов для автовладельцев из всех регионов. Хорошим выходом может стать и предлагаемая передача сегмента ОСАГО госкомпании. Для граждан принятие подобных мер означает повышение доступности ОСАГО, ускорение срока заключения договора страхования и отсутствие дополнительных страховок.

Участники что-то разнылись

Безусловно, сейчас речь идет лишь о том, чтобы убедить страховщиков в необходимости вывода рынка ОСАГО из сложившегося кризиса своими силами, без дополнительного участия государства, - считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. - Понятно, - говорит он, - что такая непопулярная мера, как работа с единым страховым агентом, вызвала недовольство участников рынка и они будут до последнего сопротивляться новации, но это не отвечает интересам государства. Тут сложно говорить о методах кнута и пряника, поскольку само по себе ограничение рыночных механизмов в проблемных регионах уже - более чем суровая мера, но, очевидно, что ЦБ готов идти до конца, о чем уже вполне открыто говорит: если страховщики не готовы идти на уступки, то торга не будет.

Вообще говоря, - полагает Кирилл Яковенко, - природа кризиса в сфере автострахования носит искусственный характер. Несмотря на то что с начала года рынок сжался на 20%, только за первый квартал за вычетом выплат страховщики заработали на нем более 15 млрд рублей, что примерно столько же, сколько удалось заработать на полисах КАСКО. Опять же отмечу, что на протяжении последних лет постоянные уступки привели к нескольким волнам подорожания полисов для клиентов, что в принципе выглядит несправедливым уже к ним, однако жаловаться продолжают именно участники рынка, отмечу, что они жалуются, но не уходят, а это говорит о том, что не так уж и убыточен бизнес.

С другой стороны, - продолжает аналитик, - сам факт введения распределительной системы аж в 5-ти регионах говорит о том, что страховщики нуждаются в контроле, поскольку в противном случае капризы и нежелание работать в новых условиях могут попросту уничтожить механизмы обязательного страхования. «На мой взгляд, создание нового государственного института в сфере автострахования более чем реалистично, причем сделано это может быть уже до конца года», - заключает Кирилл Яковенко.

Анна КОРОЛЕВА Expert Online



Смотрите другие материалы по этой тематике:

Банк России пригрозил страховщикам передать рынок обязательного автострахования специальной госкомпании, если частники не справятся с проблемой доступности полисов и не наведут порядок в своем хозяйстве. «Лента.ру» выясняла, решится ли государство на создание нового казенного предприятия в условиях нехватки денег и как его появление повлияет на стоимость услуг для автомобилистов.

Гнать всех в шею

В начале июня произошло два важных для рынка ОСАГО события. Во-первых, в силу особое указание Банка России, которое позволяет клиенту страховой компании расторгнуть договор навязанного добровольного страхования (его часто дают в нагрузку к ОСАГО) в течение пяти рабочих дней с момента его заключения (если, конечно, за этот период не произошел страховой случай). Компания обязана вернуть деньги в полном объеме.

Кроме того, с начала первого летнего месяца в пяти российских регионах заработал механизм увеличения продаж ОСАГО. Это такой порядок покупки полисов, при котором каждая страховая компания (имеющая лицензию ОСАГО) на агентских началах продает полисы других компаний. Таким образом у автолюбителя, желающего приобрести ОСАГО, появляется выбор: прийти к страховщику и взять его полис или тут же оформить полис сторонней компании.

Данные меры направлены на излечение от двух основных болезней рынка обязательного автострахования. Во-первых, они защищают клиентов от «добровольно-принудительных» услуг. Во-вторых, позволяют автомобилисту получить-таки заветный полис ОСАГО (зачастую страховщики не выдают их, ссылаясь на дефицит документов) - ведь теперь компания продает не только свои, но и чужие страховки (впрочем, это распространяется только на пять регионов).

Страховщики, в свою очередь, жалуются на нерентабельность этого вида страховых услуг и постоянно просят регулятора поднять тарифы. В ответ на подобные жалобы возникает вопрос к страховщикам: а почему бы не сдать лицензию ОСАГО, раз вам это так невыгодно?

О том, что у Центробанка созрела идея создания госкомпании по ОСАГО, рынок 7 июня от главы Всероссийского союза автостраховщиков Игоря Юргенса. По его словам, о грозном предупреждении регулятора ему поведал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. Позднее от пресс-службы регулятора последовало о том, что такой вариант решения проблемы пока не рассматривается. Впрочем, Жук мог и не делиться своими идеями с пресс-службой.

В этом споре ключевой вопрос для каждого потребителя - итоговая стоимость ОСАГО. Напомним, в апреле они почти в полтора раза (базовый тариф увеличился до 3432-4118 рублей).

Денег жалко

«В случае создания госкомпании тарифы не изменятся», - считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, и поясняет, что их снижение означало бы увеличение нагрузки на бюджет (ведь государственный страховщик будет работать за казенный счет). С другой стороны, повышения тарифов не выдержат граждане. «Сейчас они находятся на пике. Продажи ОСАГО сейчас сокращаются. Как это возможно - не знаю: может, люди отказываются от езды, может, готовы платить штрафы, но по факту покупают меньше полисов», - констатирует Янин.

К идее создания госкомпании глава потребительской ассоциации отнесся скептически. «Вряд ли в ближайшие несколько лет это произойдет. Заявление об этом - скорее, попытка стимулировать страховые компании оказывать услуги, а не говорить об убыточности бизнеса», - считает он. Янин подчеркнул, что для страховщиков ОСАГО - прибыльный рынок, и они не заинтересованы в том, чтобы с него уходить, особенно в таких регионах, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Впрочем, признает эксперт, есть убыточные регионы, которые многие страховщики хотели бы с себя сбросить.

Сходное мнение высказал «Ленте.ру» генеральный директор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов: «Вероятность создания госкомпании я оцениваю как не самую высокую: нужно время и деньги, а проблемы с доступностью [ОСАГО] надо решать сегодня».

С точки зрения страховщиков, рынок сегодня дает широкие возможности автоюристам и мошенникам, пытающимся заработать на «липовых» страховках. «Если не будут приняты изменения в закон о натуральном возмещении и об обязательном осмотре, то частные страховые компании могут начать сдавать лицензии, и введение госкомпании станет неизбежным», - считает Скворцов. Но, по его мнению, это повлечет за собой куда большие проблемы для государства: содержание такой компании будет стоить бюджету десятки миллиардов рублей в год.

Это основной аргумент в пользу того, что государство не решится на создание своего автостраховщика - в условиях «новой экономической реальности» (по выражению Банка России) расходы казны никто увеличивать не будет.

Рынок в помощь

Глава кафедры страхового дела Финансового университета при правительстве Александр Цыганов считает, что все перекосы на рынке ОСАГО будут существовать до тех пор, пока на нем нет свободного ценообразования: «В нынешних условиях тариф сложно изменить в зависимости от региона, от аварийности конкретного водителя и так далее. Поэтому страховщики и жалуются. Они не могут гибко конкурировать на этом рынке из-за введенных государством искусственных ценовых ограничений».

По его мнению, дорогие полисы для неаккуратных водителей будут стимулировать к осторожной езде, что в целом сделает дорожное движение безопаснее. С другой стороны, признает Цыганов, в случае полной либерализации рынка тарифы в ряде регионов просто вырастут и станут неподъемными для автомобилистов.

Тем не менее, отмечает эксперт, международный опыт говорит в пользу либерализации рынка обязательного автострахования. По его словам, этот путь прошли многие европейские страны: «Сначала вводилось госрегулирование тарифов, а потом от этого отказались и рынок освободили». Цыганов убежден, что Россия рано или поздно пойдет по тому же пути.