Централизованная (командная) экономика. Экономическая система

экономическая система , традиционная экономика , централизованная экономика , рыночная экономика , смешанная экономика

Итак, как мы уже выяснили, человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности.

Причем если в условиях натурального хозяйства люди могут жить независимо друг от друга, то при разделении труда и специализации необходим обмен продуктами. Никто не стал бы специализироваться, скажем, на шитье костюмов или писании книг, если бы не надеялся обменять свои костюмы и книги на продукты питания, одежду и другие блага и услуги, удовлетворяющие его потребности. Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности. Такое согласование должна осуществлять экономическая система — определенный способ организации экономической жизни.

Какие вопросы решает экономическая система?

Каждая экономическая система должна решать следующие вопросы:

  1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг?
  2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? Решив первый вопрос, следует выбрать технологию производства — определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкость) и небольшой вклад капитала (капиталоемкость) . В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается, а капиталоемкость, как правило, возрастает. Экономическая система должна выбирать способ производства, который позволяет получить от имеющихся ресурсов возможно большую отдачу.
  3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Предположим, что в экономической системе определены нужные продукты, распределены производственные ресурсы, подобраны наилучшие технологии и произведены готовые изделия. Как их распределить? В какой пропорции обменивать?

Так или иначе, все эти вопросы должны быть решены. Однако различные экономические системы решают их по-разному. К основным типам экономических систем относятся традиционная , централизованная (командная) и рыночная экономики .

Традиционная экономика

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долины Амазонки.

В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов — трудовых — диктовалось нерушимыми многовековыми традициями.

То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой — не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось, каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах, а значит, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне.

Вопросы распределения и обмена продуктов (ДЛЯ КОГО производить?) в традиционной экономике также решались согласно обычаям. Было определено, какую часть урожая надо отдавать феодалу, королю, церкви. В остальном сельское хозяйство, в котором трудилось в традиционной экономике подавляющее большинство людей, как правило, оставалось натуральным, а значит, проблемы с распределением продукта не возникало — его потребляли сами производители. Что касается ремесленников, то они чаще всего производили свои изделия на заказ и заранее знали своего покупателя. Небольшая часть продуктов поступала на рынок, но и там действовали освященные веками правила торговли, и цены изменялись нечасто.

В целом традиционная экономика обладает некоторыми привлекательными чертами — она обеспечивает стабильность общества и его полную предсказуемость, добротность и иногда даже высокое качество производимых благ, разнообразие которых, правда, очень ограниченно.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

И, конечно, огромный недостаток традиционной экономики — ее неспособность к самосовершенствованию, прогрессу. Население при такой экономике должно удовлетворять лишь минимум постоянных основных потребностей и не стремиться к большему.

Централизованная (командная) экономика

В этой экономической системе решения о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в Советском Союзе и других странах, которые под влиянием СССР пошли по «социалистическому пути». В настоящее время командную экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.

В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству. Что же касается работников, то они подчинены государственному чиновнику, тот — более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии.

Согласование экономической деятельности в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Процесс планирования происходит примерно так. На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап — расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до самого работника-сталевара.

Преимущество плановой экономики — возможность быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области.

Поэтому, например, Советскому Союзу удалось в свое время быстро реализовать программу освоения космоса. Однако при этом всегда приходят в запустение другие отрасли экономики (в СССР — легкая промышленность и сельское хозяйство), откуда забираются средства на развитие главных отраслей.

Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того чтобы побуждать подчиненных выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Все это очень дорого стоит. Но главная трудность централизованного планирования производства заключается в определении того, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать необходимый объем их производства не сможет даже самый мощный суперкомпьютер — ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана при такой экономической системе происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объему производства добавляется еще немного, предположим 2%). Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия. Понятно, что точность и обоснованность такого плана оставляют желать много лучшего.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизованной системе принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и пр. Поскольку управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах ее работы, он вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведенные в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и перераспределяются им в соответствии с планом. Приблизительный характер планов может создать при распределении немалые сложности как для предприятий, так и для рядовых потребителей. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину нужно делать поправки, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Другой важный недостаток централизованной экономики — это отсутствие достаточных стимулов к производству. Дело в том, что доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел. Размер получаемых доходов в первую очередь определяется местом, которое занимает человек в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего — главному начальнику. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм, например основанный на вере в светлое будущее. В Советском Союзе использовались оба эти способа.

Сильные стороны централизованной экономики сказываются при ее малых размерах, когда у центра есть возможность непосредственно контролировать все, что происходит в хозяйстве. Собственно говоря, любая фирма представляет собой небольшую централизованную экономическую систему. Если же хозяйство становится слишком большим, получение точной информации и контроль усложняются, возникает необходимость в большом бюрократическом аппарате управления, и недостатки централизованного планирования начинают перевешивать достоинства.

Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели — личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен продуктами — товарами . Только обменивая свой товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, производитель в рыночной экономике часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной, рыночная экономика не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Итак, обмен товарами играет ключевую роль в рыночной экономике. Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов.

Выход может быть только такой — условиться, что какой-нибудь один товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами . Без денег рыночная экономика успешно работать не сможет.

Продажа товара — это обмен его на деньги, а покупка — обмен денег на товар.

Экономическая система, объединяющая свободных людей, связанных между собой отношениями купли-продажи, называется рыночной . Слово «рынок» на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать с незапамятных времен, потому что даже в те времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности — привозили из других мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жителей не была постоянно связана с рынком.

В конце XVIII — середине XIX в. в западноевропейских странах произошла промышленная революция, в результате которой большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось, и они начали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли сделались машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работников, которые могли свободно им распоряжаться, в отличие от крепостных, цеховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала , земли и труда . Общественный строй, при котором в экономике господствует рыночная система, получил название «капитализм».

В рыночной экономике факторы производства и его результат — продукт — принадлежат не общине, как в традиционной экономике, и не государству, как в централизованной, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его столько, чтобы получить в итоге как можно больше денег. Технология производства также выбирается по возможности самая эффективная, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Поэтому рыночная экономика благоприятствует техническому прогрессу, в результате которого создаются новые, более производительные технологии.

Пожалуй, самый сложный вопрос — о распределении продуктов. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих что кому заблагорассудится? Ведь здесь обеспеченность населения необходимыми благами, а также справедливость распределения и обмена не гарантируются ни обычаем, ни планом, подкрепленным властью государства.

На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист и философ Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), которую для краткости начинают просто «Богатством народов».

Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над двумя другими экономическими системами. Она простейшим образом решает проблему стимулов экономической деятельности, обладает способностью сравнительно быстро приспосабливаться к неожиданным изменениям, благоприятствует техническому прогрессу. Конечно, рыночная экономика — не идеал. Ей могут быть свойственны сильное неравенство доходов, поскольку государство не вмешивается в их распределение (в традиционной и централизованной экономике разрыв в доходах между «начальством» и рядовыми работниками очень велик, но сами работники находятся примерно в равном положении), периодические экономические спады, безработица и другие проблемы. Но мы можем назвать рыночную экономику наименее плохой из существующих экономических систем.

В последующих главах мы более подробно рассмотрим, как решаются эти проблемы и как работает система рыночной экономики.

Смешанная экономика

До сих пор мы вели речь об экономических системах в чистом виде. Однако, как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. Элементы различных экономических систем особым образом сочетаются в каждой стране. В развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки можно найти элементы всех трех типов экономических систем. В развитых странах мы сталкиваемся с сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Например, даже в одной из самых рыночных экономик мира — американской — государство активно вмешивается в процесс распределения продукта и централизованно выдает бедным талоны на покупку еды. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма допускались элементы рыночной экономики, например продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли попытаться купить то, что не получали от государства. Однако разница между экономикой, где преобладает централизованное планирование, и экономикой, где преобладает рынок, огромна. Ее почувствовало на себе население нашей страны, где происходит долгий и болезненный переход от плановой к рыночной экономике.

Краткое содержание

Приведение в соответствие безграничных потребностей и ограниченных возможностей членов общества осуществляет экономическая система. Каждая экономическая система решает три важнейших вопроса: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную) и рыночную. В традиционной экономике проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решаются на основе обычаев и традиций, в централизованной — с помощью плана, устанавливаемого государством, а в рыночной -на основе целей и интересов свободных производителей, которые изготовляют наиболее выгодные для себя продукты.

В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику с преобладанием той или иной системы.

Из истории экономической мысли

Адам Смит (1723-1790)

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди, обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы напили бы ее кафедрой общественных наук). Первая книга Смита, «Теория нравственных чувств» (1759), посвящена проблемам этики — науки о морали, о правилах человеческого поведения. Уже в этой книге Смит пытался решить проблему согласования интересов различных людей. Он отметил, что это согласование может осуществляться через свойственное человеку чувство симпатии. Смит понимал под этим тот факт, что, оценивая свои поступки, человек может встать на точку зрения другого человека.

Казалось, что после выхода книги жизнь ее автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 г. все изменилось: Смит оставил кафедру и уехал во Францию в качестве гувернера и воспитателя молодого английского герцога Баклю. В Европе он много путешествовал и встречался с самыми известными учеными своего времени — Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение — «Богатство народов». Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий: он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, с большой энергией занимался исследованиями и публицистикой.

В «Богатстве народов» Смит открыл еще один способ согласования личных интересов, основанный уже не на симпатии, а на рыночной экономике при условии свободной конкуренции (соревнования) участников рынка.

Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государства ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что в рыночной системе каждый человек, преследуя личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому каждый человек в отдельности (значит, и все общество в целом) достигает наилучшего для себя результата, а ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает конкуренция и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, «невидимая рука» подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.

Прямое вмешательство государства скорее вредит, чем помогает рыночной экономике — этот вывод Смита произвел наибольшее впечатление на его современников. Дело в том, что в то время в экономической мысли господствовали так называемые «меркантилисты» — сторонники активного государственного регулирования всех сторон экономической жизни и особенно внешней торговли.

С «Богатства народов» Смита начинается самостоятельная экономическая наука — ранее экономические знания относились к предмету нравственной философии.

Существует множество экономических систем. Их можно классифицировать по разным критериям. Одним из таких критериев являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда или рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономика – это экономическая система, в которой основные вопросы экономики решаются на основе обычаев и традиций.

Этот тип экономики присущ отсталым в экономическом отношении странам.

Основные черты традиционной экономики:

* Организация производства, обмен, распределение доходов базируются здесь на обычаях и традициях. Вид продукции (что производить) передаётся из поколения в поколение.

* Количество продукции определяется опытным путём.

* Технический прогресс и внедрение новшеств резко ограничены, так как они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя.

* Религиозные и культурные ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью.

*Права собственности и экономическая роль человека определяется наследственностью и кастовой принадлежностью.

* Применяется внеэкономическое принуждение (с помощью насилия).

Традиционные экономические системы существовали многие века до появления машинного производства. В настоящее время современные экономические системы могут также содержать элементы традиционной системы.

Централизованная (командная) экономика – экономическая система, при которой решения основных вопросов принимается центральным плановым органом.

Эту систему характеризуют:

· Общественная собственность почти на все материальные ресурсы и коллективное принятие решений посредством централизованного экономического планирования.

· Предприятия являются собственность государства и осуществляют производство на основании государственных директив.

· Рабочие закреплены за профессиями и распределяются согласно плану по районам страны.

· Цены на продукцию устанавливаются государством.

· Способ реализации продукции – государственный.

Командная экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один государственный орган не может чётко определить запросы в ресурсах каждого производства.

Рыночная экономика – саморегулирующаяся экономическая система, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения, а регулятором выступает цена.

Эта система характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Здесь никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением основных проблем экономической организации общества. В данной системе на рынке сталкивается множество мелких продавцов и покупателей, каждый из которых преследует свой личный интерес, т.е. достижение собственной экономической выгоды. Столкновение интересов участников рыночных отношений приводит к рациональным результатам, как для отдельных лиц, так и для общества в целом. Государство в этой системе не вмешивается в экономическую жизнь. Его задача сведена к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, соблюдать строгий правопорядок в обществе.

Смешенная экономика. Для неё характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Современная смешенная экономика представляет собой регулируемое рыночное хозяйство. Это означает, что преобладающей формой собственности является частная, но в отличии от классического капитализма это крупная частная, акционерная собственность. Из этого также следует, что преобладающей формой регулирования выступает рынок и конкуренция, которые дополняются государственным регулированием.

Cтраница 2


Первая группа инструкций и методических указаний - документы, оставшиеся в наследство от системы регулирования бухгалтерского учета централизованной экономики и неактуализированные по настоящее время. Они действуют в части, не противоречащей новым нормативным актам.  

Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, но в централизованной экономике оно носит более директивный, командный характер.  

Однако всегда встает вопрос, до каких пределов может государство вмешиваться рыночный механизм с тем, чтобы не трансформировать его в плановую, централизованную экономику, каковы масштабы и направления государственного вмешательства. По этому поводу существует широкий спектр мнений и подходов - от признания полного государственного контроля до крайнего экономического либерализма. Одно бесспорно: что это вмешательство должно носить точечный характер и быть безупречно стратегически выверенным в направлении не на один десяток лет вперед, способствовать развитию рыночных принципов, т.е. государственное регулирование должно осуществляться на основе долгосрочного прогнозе и полноформатной программы реформ.  

Этап охватывает период с 1986 г. Правительство СССР в середине 1980 - х годов выработало кардинальную концепцию экономической реформы в стране, направленную на трансформирование централизованной экономики в рыночную систему. Замена одной системы управления хозяйством другой, в жизни общества вызвала тяжелые кризисные явления. Не был отработан механизм проведения реформ, недоработки центра вызвали опасные тенденции в развитии производств на местах.  

Поскольку вопрос о частной собственности на землю и свободном обороте земли в отечественном законодательстве до сих пор остался открытым, в России сохраняется характерное для централизованной экономики положение, при котором земля удалена за рамки товарно-денежных отношений.  

Оценку экономики Болгарии перед приватизацией АД Нефтохим Бургас необходимо делать с учетом демократического переустройства восточноевропейских стран, начавшегося в конце 1989 г. Уже через 3 4 года был достигнут немалый прогресс в трансформировании централизованной экономики в демократическую рыночную систему.  

Из концепции доходов и расходов вытекает вывод о неправомерности в системе рыночных отношений в организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, постановки вопроса о производственной и непроизводственной деятельности, а значит, о делении затрат и активов на производственные и непроизводственные в том понимании этих терминов, которое вкладывалось в них в условиях централизованной экономики. Все расходы организации осуществляются с единственной целью - возможного извлечения дохода, с той лишь разницей, в каком отчетном периоде ожидается получение этого дохода. Если доход не ожидается, то признаются убытки. Расходы, связанные с ее осуществлением, также являются производственными, но относящимися к разным отчетным периодам.  

Канал связи Z содержит так называемое задающее воздействие (задание), которое в принципе и определяет необходимый режим функционирования системы. Но если в централизованной экономике задающее воздействие представляет собой государственный план, который может иметь даже силу закона, то возникает вопрос, что же собой представляет это задающее воздействие в условиях рыночной экономики.  

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.  

В условиях командно-административной экономики господствовало представление, что планомерность позволяет осуществлять хозяйствование без каких-либо элементов риска. Однако это противоречило действительному положению дел, которое заключалось в том, что, во-первых, централизованная экономика на ранних этапах своего развития не гарантирует от непредсказуемых потерь, во-вторых, деформации модели административно-централизованной экономики усугубили противоречия хозяйствования, в-третьих, российская экономика всегда была подвержена влиянию рыночных отношений.  

Для административной экономики характерна комплексная регламентация хозяйственной деятельности, экономических отношений, включая и функцию бухгалтерского учета. Самостоятельное, обоснованное мнение специалиста - бухгалтера, касающееся интерпретации отдельных фактов хозяйственной деятельности, в условиях централизованной экономики не было востребовано.  

Государственное регулирование в широком смысле слова включает планирование, программирование, финансирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, но в централизованной экономике оно носит более директивный, командный характер.  

Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12 % - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60 % всех налоговых поступлений. И это положение имеет место на фоне российских налоговых ставок, практически не менее либеральных, а с 2001 г., значительно более либеральных, чем ставки налога в других странах. Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый План счетов носит переходный характер: это уже не единая инструкция, как План счетов 1991 года, однако это и не документ сформировавшейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В целом, новый План счетов, как ни один другой документ, отразил противоречия развития бухгалтерского учета в переходный, от централизованной экономики к рыночной, период.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый План счетов носит переходный характер: это уже не единая инструкция, как План счетов 1991 года , однако это и не документ сформировавшейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В целом, новый План счетов , как ни один другой документ, отразил противоречия развития бухгалтерского учета в переходный, от централизованной экономики к рыночной, период.  

Прочитаем информацию .

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал - основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок - экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ - добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики - использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству - выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок - введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству - получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес - главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок - главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству - личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).

Рассмотрим примеры .

Тип экономической системы

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и .
Америка : Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия : Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).

Википедия. Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Википедия. Экономическая система

Типы и модели экономических систем.

Википедия. Список государств и зависимых территорий Океании

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

В этой экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Все работники здесь подчинены государственному чиновнику, он - более важному чиновнику и так далее вплоть до императора или Генерального секретаря правящей партии. Командная экономика, существовала в нашей стране до самого последнего времени.

Согласование деятельности различных производителей в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Это делается примерно так.

На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (у нас это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается, сколько всего каждого продукта должно быть произведено. Эти цифры доводятся до министерств, отвечающих за каждую отрасль. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство в свою очередь расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько продукции какого вида каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет план по цехам, цех -по участкам и т.д. вплоть до самого работника-сталевара.

Для работы этого сложного механизма требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того, чтобы побуждать подчиненных выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Все это очень дорого стоит. Но главная трудность



централизованного планирования производства заключается в определении, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать их производство с какой-то степенью точности не сможет даже самый мощный суперкомпьютер. Ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают "наверх", сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объему производства добавляется еще немного, предположим 5%). Эти количества с небольшими поправками кладутся в основу плана, который затем возвращается "вниз", на те же предприятия.

Понятно, что в централизованной экономической системе менять сложившуюся структуру производства, т. е. соотношения между выпуском различных изделий, почти так же трудно, как и в традиционной. Но в отличие от традиционной в централизованной экономике не распространено натуральное хозяйство и достаточно развито разделение труда, а значит, все предприятия взаимозависимы. Поэтому приблизительный характер планов может создать перед ними немалые сложности. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину их менять, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизованной системе принадлежат все здания, сооружения, станки и прочие ресурсы. Поскольку управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах ее работы, он вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведенные в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и распределяются им. Размер получаемых человеком благ зависит от места, которое он занимает в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего - высшему начальнику. Обмен продуктами происходит в рамках ограниченного участка экономической системы - розничной торговли потребительскими товарами (т. е. в продовольственных и промтоварных магазинах и на базарах). При этом цены товаров тоже назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют производители, свободные от власти традиций и не подчиненные государственным органам. Каждый из них сам решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели - личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготовляет продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменивая свой товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, товаропроизводитель часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной

рыночная экономика не гарантирует производителю, что он сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того, чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов вроде той, которую у нас часто можно встретить при обмене квартир.

Выход может быть только такой: условиться, что какой-нибудь один товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами.

В истории человечества деньгами перебывали разные товары: скот, меха, ракушки. Затем в большинстве стран решили сделать деньгами драгоценные металлы: золото и серебро. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые

центральным банком каждого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве эти деньги в отличие от скота, мехов и т.д., а также монет из драгоценных металлов, которые можно переплавить на украшения, не имеют. Ценность придает им авторитет выпускающего их государства.

Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.

Экономическая система, состоящая из свободных товаропроизводителей, которые связаны между собой отношениями купли и продажи, называется рыночной. Слово "рынок" на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать

с незапамятных времен, потому что даже во времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности - привозили из других мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жителей не была связана с рынком

В конце XVIII - середине XIX вв. в западноевропейских странах произошла промышленная революция, в результате которой большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось и они стали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли

только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работников, которые теперь могли свободно им распоряжаться в отличие от крепостных и цеховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и труда. Общество, в котором в экономике господствует рыночная система, получило название капитализм. В рыночной, или капиталистической, экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно получить больше всего денег. Технология также выбирается по возможности самая эффективная, потому что все произведенные блага принадлежат изготовителю, и чем их больше, тем он богаче.

Более сложный вопрос о распределении продуктов в рыночной экономике. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих, что кому заблагорассудится? Ведь здесь справедливость распределения и обмена не обеспечивается ни обычаем, ни властью государства. На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист Адам Смит в своей книге "Богатство народов" (1776 г.).

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди. Обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы назвали бы ее кафедрой общественных наук).

Первая книга Смита "Теория нравственных чувств" посвящена проблемам этики - науки о морали, о правилах человеческого поведения. Казалось, что после ее выхода жизнь автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 г. все меняется: Смит оставляет кафедру и уезжает во Францию в качестве гувернера молодого английского герцога. В Европе он много путешествует и встречается с самыми известными учеными своего времени - Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение - "Исследование о природе и причинах богатства народов", которое увидело свет в 1776 г. Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий; он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, вел активную исследовательскую и публицистическую деятельность

С "Богатства народов" Смита начинается самостоятельная экономическая наука, ранее экономические знания относились к предмету нравственной философии.

АДАМ СМИТ (1723-1790)

Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государство ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что" в рыночной системе каждый человек, преследуя собственный интерес, иначе говоря, личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому все люди (а

значит, и все общество) достигают наилучшего для себя результата, ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает соревнование (конкуренция) и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, "невидимая рука" подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.

В последующих главах мы более подробно рассмотрим, как работает система рыночной экономики.

Смешанная экономика

Как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. В развитых странах мы сталкиваемся с I сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них, а в развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки - всех трех типов экономических систем. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Например, в самой рыночной экономике мира - в США государство тоже вмешивается в процесс распределения продукта и выдает бедным талоны на покупку продуктов. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма существовали продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли попытаться купить то, что не получали от государства.

3. Проблема координации в различных экономических системах

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

1) согласовать между собой решения производителей;

2) согласовать решения потребителей;

3) согласовать решения о производстве и потреблении в целом. Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенных видах экономической деятельности.

Типы экономических систем
Традиционная Командная
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
Рыночная Смешанная
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ
Достоинства и недостатки экономических систем
Тип экономиче­ской системы Достоинства Недостатки
Командная (плановая) Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне» Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления- Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления
Рыночная Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка») Свобода выбора и деятель­ности предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адап-тированность к изменяю­щимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам
Смешанная (развитая смешанная экономика) Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями Обеспечение политиче­ской стабильности Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки Отсутствие стандартных схем Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики