Антициклическое регулирование и взаимодействие экономических циклов.

Известно, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на сельскохозяйственную продукцию и др.).

Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских направлений большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных направлений уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъектуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.

В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

Периодическое повторение циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику в целом определили необходимость государственного антициклического регулирования. Признавая тот факт, что государство должно сглаживать эти колебания, экономисты расходятся в определении методов регулирования циклического развития экономики и степени интенсивности этого регулирования. На сегодняшний день выделяется два направления антициклического регулирования: неокейнсианское и неоконсервативное .

Первое (неокейнсианское) направление опирается на регулирование государством совокупного спроса, второе (неконсервативное) – совокупного предложения. Регулирование совокупного спроса и предложения осуществляется с помощью как фискальной, так и денежно-кредитной политики. При этом сторонники концепции регулирования совокупного спроса большее внимание уделяют бюджетной и фискальной политике, а сторонники концепции регулирования совокупного предложения – денежно-кредитной политике. Но, несмотря на разные подходы к антициклическому регулированию, существуют общие мероприятия, необходимые для сглаживания циклических колебаний экономики. Так, в фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. При реализации фискальной политики предлагается снижение налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, увеличение государственных расходов. При осуществлении области денежно-кредитной политики проводятся меры кредитной экспансии. Её цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег», которая означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды. Эта политика проводит конкуренцию увеличения капиталовложений, усиления деловой активности, снижения безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций. В фазе роста, наоборот, государство, в целях предотвращения перегрева экономики, проводит политику сдерживания. Так, фискальные и денежно-кредитные мероприятия включают: повышение налоговых ставок, сокращение государственных расходов, реализацию политики «дорогих денег», с помощью которой процентные ставки по ссудам повышаются. Но в этом случае необходимо осторожно обращаться с элементами денежно-кредитной политики, так как в долгосрочном плане кредитная рестрикция может, через сокращение инвестиций и, соответственно, производства, привести к росту безработицы.

На сегодняшний день, правительства большинства развитых стран научились грамотно осуществлять макроэкономическую стабилизацию. Учитывая проводимые государством антициклические мероприятия, необходимо отметить наиболее заметные изменения в движении циклов в современный период времени:



– кризисы часто стали протекать асинхронно, т. е. не одновременно во всех странах с рыночной экономикой, а как бы последовательно перемещаясь из страны в страну;

– кризисы, как правильно, отличаются меньшей продолжительностью, чем в начале ХХ в.;

– произошло стирание резких граней между фазами цикла;

– переход от одной фазы к другой, стал более постепенным (экономика теперь не проваливается в кризис, а «вползает» в него).

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается краткосрочный период развития от долгосрочного?

2. В чем состоят особенности колебания макроэкономических величин?

3. Какое влияние на экономику оказывает процентная ставка?

1.4 Антициклическое регулирование

Если прежде стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровня заработной платы, цен, занятости, то в настоящее время их колебания не оказывают необходимого воздействия. Развитие конкуренции, монополии и развитие олигополистических рынков способствовали государственному вмешательству. Основной и главной задачей антициклического регулирования является предотвращение возникновения кризисов. Для этого используется кредитно-денежный и бюджетно-налоговый механизмы.

На стадии подъема темпы развития экономики достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения кризиса. Как раз в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой активности способствует сокращение государственных расходов. Иногда для преодоления наступающего кризиса правительство провоцирует его наступление раньше времени. Такой метод применяется для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.

В период кризиса или депрессии правительство всячески стимулирует производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, чтобы защитить внутренний рынок от импортных товаров. Также здесь стимулируется экспорт и изменение курсов валют.

Государственное регулирование должно сочетать две противоположные цели: во-первых, предотвращение спада производства и повышение занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.


2. Экономический кризис в России

2.1 Экономические и политические причины

В настоящее время финансовые кризисы являются особо актуальной и угрожающей проблемой страны. Причины ее многие ищут, начиная с финансовых капиталистов в других странах и заканчивая спекулянтами внутри страны. Но, как правило, это не отображает истинных причин финансовых кризисов.

Естественно, что переход к рынку не мог не отразиться на российской экономике. Рынок – это система, в которой любая произведенная продукция оплачивается со стороны потребителя. В плановом хозяйстве производилось много лишней продукции: основная цель производства была не обеспечение страны необходимым количеством продукции, а повышение показателей, чтобы на фоне других государств наша страна была несомненным лидером. Так, например, до перехода к рыночным отношениям, Россия производила в 7 раз больше тракторов, чем США. Продавались они ниже себестоимости за счет нахождения предприятий на дотациях, для этого колхозам и совхозам выдавались беспроцентные государственные кредиты, которые через 3 – 5 лет списывались. В результате перехода к рынку производство тракторов сократилось в 20 раз, так как хозяйства должны были расплачиваться своими деньгами, а не госкредитами. Такие примеры можно приводить не только по тракторам, но и по грузовикам, и по бульдозерам, и по железнодорожным вагонам и по многому другому. Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т. стали (когда Америка выплавляла всего 70) бессмысленно, так как с падением платежеспособного спроса объем выплавляемой стали упал в 3 раза. То же самое и с зерном. Несмотря на то, что урожай зерна составлял 120 млн. т., наша страна еще докупала зерно. Была цель: 1 т. зерна на душу населения. Нерационально расходовалось зерно на корм скота: у нас уходило огромное количество зерна в погоне за увеличением количества мяса. В то время как в Европе количество зерна на душу населения составляло около 0.42 т., и мяса она получала в 3 раза больше. Поэтому переход к рынку – крайне болезненная вещь, требующая огромного сокращения производства.

Реформирование и применение жестких и строгих мер относительно производственных сил страны проводилось в основном на примерах других государств, на основе западных идей, что совсем не соответствовало принципам российской экономики. В нашей стране своя особая экономическая система, исключительно неадекватная и непредсказуемая, так как правительство само не знает чего ожидать не то, чтобы через несколько лет, оно даже не может составить прогноз на самое ближайшее будущее. В чем же истинные причины наших многолетних кризисов? Почему кризисы, которые существуют в нашей стране фактически с 1992 г., носят такой глобальный характер? Самое интересное то, что этот год ознаменован распадом Советского Союза. Быть может, в этом и заключается причина возникновения наиболее ярко выраженного и все более четко проявляющегося циклического развития российской экономики?

Однозначно, что причины наших нынешних бед заключаются отнюдь не в экономике. Настоящей причиной является то, как относится человек, гражданин своей страны, к правительству и государству в целом. Он не знает чего ожидать завтра: проведения очередных реформ, которые могут привести либо к отторжению, либо к успеху; компенсации сбережений; резкого падения или даже не выплаты заработной платы; лишения устоявшихся социальных льгот и выплат; очередной вспышки инфляции и много другого. Неудивительно, почему граждане России так относятся к правительству: традиционное уклонение и нежелание объяснить народу, почему именно так, а не иначе – способствовало возникновению недоверия, а затем и с каждым днем его усилению. И это далеко не единственный недостаток российского правительства.

Для психологии российских реформаторов характерно ни чем не объяснимое пренебрежение, с которым они относятся к инвестиционным возможностям индивидуального клиента банка. Ни денежно – финансовые власти страны, ни Сбербанк совсем не стремились привлечь личные сбережения в банки, а иногда наоборот: длительно удерживающийся минусовой процент по частным вкладам. При получении вкладов в банки, правительство стремится вложить их в сомнительные мероприятия или в покупку российских ценных бумаг. На Западе и в Европе банки, получая прибыль от вкладов, инвестируют промышленность и потом, получив процент, решает, в какую отрасль лучше вложить деньги.

До начала проведения кардинальных реформ наша страна обладала большим наукоемким, технологическим и техническим потенциалом. Все это рухнуло и осталось в памяти как миф, а все потому, что наше правительство состоит из тех людей, которые больше политики и мастера политической интриги, чем профессионалы и специалисты в области государственного управления*.

Подбираемые исполнительной властью кадры, в своем большинстве, опираются на опыт предыдущих лет. Плохо понимая происходящие в реальном времени процессы, наши министры и политики стремятся не к изменению положения в стране, а они, возможно, подсознательно хотят заморозить ситуацию в стране, и только в этом случае их «ценный опыт» будет неотъемлемым подтверждением их пребывания на своих постах. В итоге это привело страну в фазу застоя, когда уже начинает казаться, что лучшая государственная политики – это ее полное отсутствие.

На самом деле это не единственная причина возникновения экономических кризисов в стране, но она является фундаментом в постройке российской экономической системы. Еще одним немало важным фактором, который способствовал сначала возникновению, а затем и углублению кризисов, является чрезмерно долгое пребывание первого и, надо надеяться, последнего в своем роде президента, чье историческое время закончилось не то, чтобы в конце второго срока, а еще в середине первого. Ельцин, подучивший мандат доверия во время проведения болезненных реформ еще в начале первого срока, своими полномочиями привел к полной парализации всей системы для решения каких-либо важных проблем.

По этому поводу очень яркое и отображающее реальную деятельность правительства сравнение привел Явлинский:

Российская политическая жизнь напоминает полет в самолете, где все расселись по местам, кто где, и все время голосуют. В результате голосования люди передвигаются из первого класса в «бизнес», потом в «экономический», но в кабину пилота никто войти не может!

А в кабине пилота как раз и находится Борис Николаевич Ельцин с совершенно непрофессиональной командой. Они рассматривают стрелочки на приборах и поражаются тому, что эти стрелочки показывают. И никто из самолета не может проникнуть в кабину, чтобы сказать, что самолет уже давно летит не туда, куда все купили билеты. Кстати, капитана вообще не интересует, куда взяли билеты все эти пассажиры, куда собрались лететь. А у тех стойкое ощущение, что самолет просто падает. Но благодаря тому, что высота набрана большая, он пока еще не упал.

Когда в самолете начинается шум, к ним высылают стюардессу, но в кабину пилота, по-прежнему, никого не пускают. Так не плохо вооружены на тот случай, если кто-нибудь все-таки потребует захватить пилотское кресло. А время от времени по радио передают сообщение: «Внимание, говорит капитан корабля и посылает вас всех подальше!».

Граждане все равно пытаются провести демонстрацию, например, 7 октября, но делается это из чувства самосохранения, осторожно, потому что разгерметизация самолета при смещении центра тяжести может привести к очень тяжелым последствиям.

Самая важная проблема здесь заключается в том, что выбрать на пост президента совсем некого, нет достойных кандидатов на эту должность: вот и приходится довольствоваться тем, что имеем.

Но этого оказалось мало. Все началось с непонятной и неоправданной конфискации сбережений 1992 г., что подорвало доверие граждан к государству. Все последующие действия реформаторов только усугубляли отношения между народом и новой властью. В России начинают возникать огромные состояния и безнаказанно продолжает разворовываться государственное имущество, что являлось непонятным для простых людей, поэтому у российского человека возникает впечатление о наступлении эры криминального государства.

- «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача государственной собственности во время приватизации политическим деятелям, предпринимателям и другим;

Режим «экспортных квот», позволявший нашим олигархам увеличивать свое многомиллионное состояние и оставлять часть его за пределами страны;

Таможенные льготы для якобы ветеранских, спортивных и другого вида организаций на различные виды продовольствия, автомобили и т.д.;

Черный, безнаказанный криминал в виде торговли наркотиками, коррупции, финансовых «пирамид», подпольного производства, контрабанды и т.п.;

Вместе с этим проводилась политика снижения выпуска денег, дабы искусственно создать денежный недостаток, что лишило множество предприятий всяческих средств к существованию.

Следствием действия этих факторов являются всеобщие неплатежи: из бюджета не выплачиваются задолженности предприятиям, выполняемым государственные заказы, невыплата пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы. Предприятия не выплачивают проценты по кредиту, налоги в бюджет, друг другу, работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и, таким образом, возникает замкнутый круг, виновником которого является бюджет.

Самое интересное и делающее нашу страну особенно «уникальной» - это то, что государственные неплатежи во всем мире считается либо банкротством, либо преступлением, в нашей же стране это называется «антиинфляционной политикой».

В «антиинфляционной программе» правительство и Центробанк решили вместо регулирования эмиссии использовать метод финансовой «пирамиды», обеспечив выпуск краткосрочных ценных бумаг с нереально завышенным уровнем прибыли ЦБ, Сбербанку и другим участникам спекуляционной системы – от 50 до 200 и более процентов в год. Перетечка денежных средств на фондовые рынки для участия в финансовых спекуляциях привела к хронической нехватке денежной массы, что привело к углублению кризиса неплатежей и увеличению бартерных сделок. Вследствие этого денежные и товарные потоки были изолированы друг от друга, что привело к лишению предприятий кредитов, инвестиций и просто возможности получать денежные средства за произведенную продукцию.

В нашей стране есть и еще одна немаловажная проблема – огромная утечка отечественного капитала. По разным оценкам из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1.5 – 2 раза превышает внешнюю задолженность страны, а с учетом не выплаченных внешних долгов нам – в 3 раза. И получается, что не мир финансирует Россию с ее огромным потенциалом, а ослабшая от кризисов Россия финансирует мир.

Еще одним из макроэкономических просчетов, которые привели страну на грань финансового краха, является валютная политика, суть которой заключался в искусственном завышенном курсе рубля, не обеспечивающий соответствующий экономический потенциал. Поддержание этого искусственного курса способствовало постоянной валютной интервенции из Центробанка, что в последствии привело к истощению золотовалютных запасов страны. Такая политика может проводиться только в краткосрочном периоде и, если она не дополняется рядом мер по стимулированию отечественного производства, то такая политика чревата снижением эффективности производства и снижением конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Это привело, в свою очередь, к снижению экспортных поставок и повышению конкурентоспособности иностранной продукции, что заметно отражалось на снижении сальдо платежного баланса и сокращало возможность увеличения валютных резервов. Поддержание высокого курса рубля способствовало всплеску инфляционных ожиданий и стремительному росту цен.

Теперь можно с уверенностью сказать, что так называемая денежно-кредитная политика не оправдала ожиданий, сумев только на короткое время снизить инфляцию, но при этом, не способствуя ни какому экономическому росту и увеличению производства в реальном секторе.

На самом деле, причин, приводящих нашу страну на край пропасти весьма и весьма много и перечисление их всех не возможно ни теоретически, ни практически, так как определяющим фактором здесь является информационная недостаточность.

По сути, демократическое государство подразумевает полноценную работу прессы и всех остальных информационных источников, и Россия, которая считается демократическим государством, никогда не обеспечивала требуемых условий демократии. Поэтому все основные российские СМИ в той или иной мере зависимы от людей, работающих не на государство, а заставляющих работать государство на себя. Наша пресса могла бы давать объективную и полноценную информацию о наступающих негативных последствиях преобразований, но, так как все СМИ находится в руках все тех же олигархов, такая работа информационных источников им не на руку. Даже, несмотря на это, наши работники СМИ не проявляют энтузиазма. Приходят новые, зачастую недалекие и неглубокие, люди, которым не интересна сама проблема, они не пытаются проникнуть в суть вещей. Хотя многие политики выступают за свободу прессы, естественно, в своих корыстных целях, работать с журналистами им очень не легко.

Антикризисное регулирование является основой антициклической регулирования. Важнейшую роль в нем играет государство.

Антициклическое регулирования экономики - сознательные и целенаправленные действия государства и наднациональных органов, а также мощных корпораций и частично рыночных рычагов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и увеличения темпов экономического роста.

Впервые в истории развития капиталистического способа производства оно было применено в США во время кризиса 1929-1933 гг. С целью выхода из кризиса государство, кроме названных выше мероприятий, закупала излишки продукции, оказывала помощь фермерам, разоренным компаниям и др. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.

После Второй мировой войны в большинстве развитых стран был расширен антикризисные меры государства, дополнен их определенными антициклической мерами с целью смягчения антициклических колебаний: стимулирование жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует срок погашения кредитов, размер процентов и др.) проведение политики ускоренной амортизации; предоставление налоговых скидок при установлении нового оборудования; снижение налогов на доходы корпораций и др.

Особенности антициклической регулирования в значительной степени обусловлены доминированием монополий (в том числе олигополий) в экономике. Э. Чемберлин обоснованно утверждал, что даже при отсутствии сделок (письменных или устных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Он и некоторые другие западные ученые отмечали отсутствие подвижности цен по сравнению с периодом свободной конкуренции. При господстве коллективных монополий (олигополий) цены остаются неизменными или даже растут, потому что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен. Этой негативной тенденции может частично противостоять только деятельность государства по стимулированию денежного спроса с помощью соответствующей денежно-кредитной политики. Этот метод активно использовался и в послевоенный период, способствуя сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы роста денежной массы, как правило, были выше (5-8%), чем по рекомендациям монетаристов (до 3% ежегодно).

Однако значительное увеличение денежной массы в конце 60-х - начале 70-х годов привело (наряду с другими факторами, например резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса) к усилению инфляционных тенденций: темпы роста цен в середине 70-х годов составляли более 10%. Поэтому в 80-е годы правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, осуществляя жесткую денежно-кредитную политику. В частности, в период высокой экономической активности (или "перегрева" экономики, по классификации западных ученых) государство значительно повышает норму процента, что приводит к удорожанию кредита, а во время депрессии и кризиса - снижает ставку процента и удешевляет кредит. Преимуществом этого метода антициклического регулирования является его оперативность (без принятия соответствующего закона). Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса государство в фазах кризиса и депрессии снижает ставки налогообложения на доходы, заработную плату, предоставляет льготы в условиях ускоренного списания стоимости основных фондов, служит средством стимулирования инвестиций в негосударственном секторе экономики. При наличии государственного сектора правительство во время кризиса увеличивает объем прямых капиталовложений прежде всего в области экономической и социальной инфраструктуры (транспорт и транспортное строительство, электро-, газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.). В 1948-1949 гг. В США государство увеличило объем инвестиций в 2 раза (по сравнению с 1946 г.). Однако затем объем государственных капиталовложений во многих развитых странах постепенно сокращался. Так, в ФРГ их доля в ВНП за период 1970-1985 гг. Снизилась с 6,1% до 3,9, во Франции - с 4,2 до 3,0, в Великобритании - с 5,0 до 2,4, в странах ЕЭС - с 5,0 до 4,0%.

В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, тормозит процесс чрезмерного "перегрева" экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой.

Между осуществлением мероприятий кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит большой промежуток времени. Так, по оценкам западных ученых, этот лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема - 10-24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса. Поэтому важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла. В общем антициклическое регулирование осуществляется с помощью экономических, правовых и административных методов.

Олигополии обеспечивают антициклическое регулирования через выработку согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере, поэтому наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, является важным фактором антициклического регулирования. Благодаря этому, а также ослаблению основного противоречия существуют такие различия между современными экономическими кризисами (послевоенного периода) и кризисами XIX - начала XX в.:

1) современные кризисы менее глубокие, но происходят чаще;

2) вместо перепроизводства товаров во время кризисов XIX - начала XX в. сейчас происходит перепроизводство основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей);

3) во время кризисов в прошлом резко снижались цены, а в современных условиях в большинстве случаев не снижаются;

4) современные кризисы характеризуются короткими фазами собственно кризиса и депрессии и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема;

5) кризиса в прошлом протекали стихийно, а современные экономические кризисы все больше поддаются регулированию со стороны государства и наднациональных органов;

в) современные кризисы, прежде всего финансовые, отличаются синхронизацией экономического цикла. Свидетельством этого является, в частности, финансовый кризис в Японии, Южной Корее, развернувшейся в конце 1997 г.. Для ее локализации, предотвращение перерастания в мировой финансовый кризис МВФ предоставил беспрецедентный по величине кредит Южной Кореи в сумме 47 млрд долл., Индонезии - 40 млрд долл. Чтобы ослабить глубину этого кризиса, японское правительство снизил кредитные ставки до 0,25%. Россия потеряла тогда в 110 млрд долл., Значительно меньшие убытки понесла экономика Украины. Основной причиной этого кризиса является антирыночная деятельность США в финансовой сфере, с помощью которой они пытались ослабить своих конкурентов на Дальнем Востоке, а также Россию. Это обстоятельство признают некоторые авторитетные западные экономисты.

В 90-х годах экономические кризисы во многих развитых странах получили новые признаки. Так, в США в 1992 году. Началось самое продолжительное экономический подъем ", которое продолжалось почти 10 лет. В 1993 г.. В Германии, Франции и некоторых других странах Европы происходил спад, который в 1995-1996 гг. Перерос в депрессию. Япония пережила кризис в 1979-1999 гг., что свидетельствует асинхронность цикла. В 2003 г.. темпы роста ВВП в США составляли примерно 3%.

Антициклическое регулирования стало важным фактором ослабления глубины экономических кризисов, удлинение фазы подъема, сокращение фаз кризиса и депрессии и других форм модификации экономического цикла. Однако оно не способно преодолеть циклический характер производства, устранить противоречия общественного воспроизводства.

АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Эффект акселератора

Государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора».

Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию веде! к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость «эффектом акселератора».

Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через некоторое время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.

В целом акселератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

Акселератор отражает степень изменения I объема валовых инвестиций (расходов) в! зависимости от изменения величины национальною; дохода.

Коэффициент акселерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального Дохода.

V коэффициеш акселерации;

1 - величина инвестиций;

Y - величина национального дохода;

t - год, в который были осуществлены инвестиции.

Так, если увеличение совокупного спроса на потребительские товары имело место между 2002 и 2003 годом, то инвестиции будут сделаны только в 2004 году, так как коэффициент акселерации надо будет рассчитывать следующим обпгпом-

Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае - один год.

Политика государственного антициклического регулирования экономики

Как мы уже отмечали, в основе политики

государственного регулирования экономики лежат

неокейнсианские и неоклассические принципы. Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления рекомендуют государству непосредственно вмешиваться в экономические процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на

ограничении прямого государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, предлагая косвенные меры регулирования экономики. Нсоксйнсианцы делают акцент на регулировании совокупного спроса, в то время как ориентиром неоклассиков выступает совокупное предложение.

Одной из основных целей экономической политики правительства является достижение постоянных, умеренных темпов роста ВВП, что ведет к увеличению благосостояния и повышению уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».

Добиться устойчивою экономического роста - это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как нсоксйнсианскис, так и неоклассические рецепты для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться.

Неокейнсианским инструментом регулирования

экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

В противоположном случае правительство должно будет снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы не Допустить экономического кризиса и вывести экономику на -Л°ь1шательную волну. Именно в период подъема правительство

должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде.

Еще одним инструментом антициклического

регулирования является кредитно-денежная, или монетарная,

политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика

является основой антициклического регулирования. Ее суть

сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы

знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное

изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной

волне правительство в лице центрального банка должно

уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего

станет рост процентной ставки (вспомните график равновесия на

денежном рынке в занятии № 8). Рост ставки ведет к

удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом

также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут

пользоваться кредитом не только для расширения, но и

поддержания на прежнем уровне своих производственных

объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с

поставщиками, потому" что произведенная продукция не сразу

может бьпь продана или не сразу получены деньги за ее

реализацию). Совокупное предложение перестане!

увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста цен.

Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и

неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцепт па первой, а нсоклассики - на второй.

Представим направления антициклического государственного регулирования экономики на графике (рис. 13.1).


Как уже отмечалось, независимо от применяемых Инструментов антициклического регулирования, правительство ставит цель достижения постоянного, или устойчивою, экономического роста. В случае резкого экономического роста правительство начинает проводить политику, направленную на охлаждение конъюнктуры (политику сдерживания, или рсстрикционную политику), ведущую к уменьшению деловой активности и объема ВВП. Если экономика сталкивается с падением темпов экономического роста, то правительство ЛЕрлодит политику, направленную на разогрев конъюнктуры

(политику разогрева, или экспансионистскую политику), выражающуюся в повышении деловой активности и объема ВВП страны. Представители нсоксйнсианского направления рекомендуют использовать для этого в первую очередь бюджетно-налоговую политик)", а неоклассики делают акцент на кредитно-денежной политике.

1. Акселератор показывает зависимость

увеличения инвестиций от роста национального дохода.

Несмотря на то. что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство счремится к поддержанию нос гонимых темпов экономического роста.

Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций.

В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса.

Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с номошыо кредитно-денежной политики.