Законы потребностей.

ВОПРОС 4

1. Экономические потребности. Закон возвышения потребностей.

Центральные категории экономики – потребности и возможности. Потребность есть нужда – ощущение человеком нехватки чего-либо, необходимого для жизнедеятельности, трансформированная в соответствии с нормами его культуры. Ощущение необходимости чего-либо (нужда) порождает желание получить недостающее.

Окружающий нас мир и мы сами при всем его разнообразии устроены таким образом, что процессы и явления в природе и в обществе подчиняются определенным правилам. Универсальные всеобщие способы «поведения» всего сущего в мире, объективно свойственные всем явлениям данного рода, класса, принято называть законами. Наличие законов обнаружено и многократно подтверждено в физическом и биологическом мире. Это законы механики, закон сохранения и превращения вещества и энергии, законы наследственности и эволюции всего живого. Принципиальная особенность таких законов состоит в том, что они действуют независимо от воли и сознания людей, в т. ч. на объекты неживой природы и все живые организмы.

Довольно часто приходится слышать о существовании и проявлении экономических законов, характеризующих типовые черты взаимосвязей и взаимодействий между частями, элементами экономической системы, включая и людей, участвующих в экономических процессах. Обычно имеется в виду наличие всеобщих, постоянно наблюдаемых связей и соотношений между производством, распределением, обменом, потреблением вещей, благ, услуг и показателями, характеризующими эти процессы.

Экономические законы отличаются по своему содержанию и продолжительности действия. Наряду со специфическими законами, действующими на протяжении какой-либо одной общественно-экономической формации, функционируют общие экономические законы, присущие всем или ряду общественно-экономических формаций. Например, общие законы рыночной экономики, закон экономии времени, закон повышения производительности труда, закон соответствия производственных отношений уровню производительных сил.

Закон возвышения потребностей

Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называются потребностями. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.

Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширяющиеся возможности экономики неизбежно обуславливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Абрахам Маслоу (1908-1970) очень удачно описал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д. А. Маслоу, выделил пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей:

1. Физиологические потребности - это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т.д.

2. Экзистенциальные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, в гарантированной занятости (гарантированном получении дохода), страховании от несчастных случаев и т. д.

3. Социальные потребности - это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии всовместной трудовой деятельности.

4. Потребности в самоуважении, престижные - это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Личностные, духовные потребности - это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.

Первые два типа потребностей А. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В графическом виде положения теории Маслоу изображаются в виде «Пирамиды потребностей», где физиологические потребности находятся внизу, а личностные, духовные потребности – наверху.

ВОПРОС 5

2. Блага и ресурсы производства. Факторы производства.

В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.
Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.
Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:
1) недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);
2) долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);
3) настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;
4) будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;
5) прямые – это блага, направленные только на потребление;
6) косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;
7) взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);
8) взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.
Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.
Существует несколько разновидностей ресурсов:
1) природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
2) человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
3) капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;
4) предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.
В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.
Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.
Рассмотрим их основные виды:
1) земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;
2) труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;
3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;
4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).
Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.
Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.

ВОПРОС 7

3. Понятие собственности. Правовые и экономические аспекты собственности. Роль собственности в экономике. Теория прав собственности.

Существует много определений в экономической теории категорий собственности.

Собственность – это система экономических отношений между людьми выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства. Ее рассматривают с экономических и юридических точек зрения.

С экономической точки зрения собственность можно представить как систему отношений между людьми в производстве и быту. Основные моменты:

1. Присвоение фактора производства и продуктов труда

2. Это хозяйственное их использование

3. Это реализация экономической выгоды от них.

Юридические аспекты собственности. Здесь собственность можно представить как имущественные отношения. Основные моменты:

Владение объектом собственности.

Пользование объектом собственности.

Закон возвышения потребностей

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Закон возвышения потребностей
Рубрика (тематическая категория) Производство

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, ᴛ.ᴇ. такого взаимодействия общественного производства и потребления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан. ”Этот закон возвышения потребностей,- указывал В.И.Ленин, - с полной силой сказался в истории Европы – сравнить, к примеру, французского пролетария конца XVIII и конца XIX в. или английского рабочего 1840-х годов и современного. Этот же закон проявляет свое действие и в России: быстрое развитие товарного хозяйства и капитализма в пореформенную эпоху вызывало и повышение уровня потребностей крестьянства…”.

Действительно, история Европы в еще большей перспективе, чем XVIII – XX веков, нагляднее демонстрирует действие данного закона. С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением желœезных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного – господствующего в обществе класса. За счёт низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше – политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счёт совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всœегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в серединœе XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял всœе возможности для роста духовных потребностей. При этом автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой базовых классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них - ϶ᴛᴏ проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Марксистско-ленинское решение этой проблемы, насаждаемое всœеми средствами пропаганды в социалистических странах, обусловлено идеологической ориентацией на построение коммунистического общества. В соответствии с этим возвышение потребностей понималось как не столько “ расширение или интеллектуализация потребностей, использование для их удовлетворения всœе более совершенных в техническом отношении предметов потребления, сколько… процесс совершенствования структуры потребностей личности, ее поступательное всœестороннее развитие, знаменующее высокий уровень социализации, коммунистической сознательности и убежденности”.

Марксистское сведение сущности человека к его социализации и подчинœение ей закона возвышения потребностей несостоятельно. Это убедительно показал опыт существования в XX веке социалистических обществ, в которых всœе воспитание подрастающего поколения ориентировалось на социализацию личности, то есть на подчинœение ее существующим общественным порядкам, на превращение человека в простой винтик большой общественной машины.

В условиях существования антагонистических классов выдвижение социализации в понимании человека на первый план было оправданным и необходимым. Это способствовало сплочению угнетенных классов и слоев общества в борьбе за улучшение своей жизни и соответственно за прогрессивное развитие общества. Теперь же, когда исчез антагонизм классов и общество достигло высокой сплоченности, успешное развитие его зависит от индивидуальности, то есть от развития индивидуальных способностей и талантов каждого человека, от максимальной творческой отдачи от каждого индивида.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сущность закона возвышения потребностей состоит в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всœех потребителœей – как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Οʜᴎ обусловлены конкретно – историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития. Ибо он должна быть ниже, как, к примеру, в Советском союзе или современной России, в которых из-за неэффективности власти и ее равнодушия к нуждам народа всœегда отставал и сейчас отстает от технико-технологического и культурного развития общества.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, ᴛ.ᴇ. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т.д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. В случае если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всœего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всœего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определœенная связь. В случае если индивид не может даже на минимально крайне важно м уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: “Голодное брюхо к ученью глухо”. При этом и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (к примеру, сочинять стихи или писать романы). В случае если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (к примеру, графоманством). По этой причине желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в данном случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Отвечая на него, нужно признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, ᴛ.ᴇ. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в какой-либо мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т.д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всœего ориентируются на то, как принято в какой-либо социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. В случае если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, к примеру, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие “возвышение ” связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом нужно признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателœем развития человека является качественное состояние его потребностей. К примеру, в случае если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. В случае если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это – третий, высший уровень. По этой причине закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.

Закон возвышения потребностей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закон возвышения потребностей" 2017, 2018.

ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называются потребностями. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей .

Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.

Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширяющиеся возможности экономики неизбежно обуславливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ

Как описывается во многих учебниках, главная задача экономики состоит в использовании экономических ресурсов (земля, труд, капитал, знания) в целях получения экономического продукта (продукция, товары, работы, услуги). Экономический продукт необходим человеку, семье, социальным группам, народу, обществу, государству для удовлетворения их многочисленных потребностей, нужд, интересов.

Нужно подчеркнуть, что потребности обладают печальной особенностью: в целом они не ограничены, не насыщаемы и к тому же непрерывно возрастают в количественном и в качественном отношении. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить полностью, насытить. Как отмечают авторы одного из учебников по экономике, потребность человека в операции аппендицита вполне удовлетворяется одной операцией. Даже самому большому любителю молока достаточно десятка пакетов для насыщения. Вряд ли семье понадобится больше трех чайников или газовой плиты в квартире. Но индивидуальные желания в отношении богатства, денег не имеют явно выраженного предела. То же самое касается стремления людей приобрести те ценности, которых у них просто нет. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они воистину во многом, если не во всем, практически беспредельны в том смысле, что трудно назвать четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения.

Итак, люди, население, страны нуждаются, желали бы потреблять весьма значительное, практически неограниченное количество конечного экономического продукта в виде потребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее количество и разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства), получение которых требует изначального использования экономических ресурсов: природных, трудовых, основных и оборотных средств, информации. И вот тут-то возникает неизбежное противоречие между желаемым и возможным, между потребностями и ресурсами.

Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир - все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми. Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы, как уже упоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.

Тема 2. Общая характеристика хозяйственной деятельности

1. Экономические потребности, их классификации. Закон возвышения потребностей

2. Блага и ресурсы производства. Факторы производства

3. Проблема экономического выбора. Модель границы производственных возможностей общества

4. Теория общественного производства

4.1 Простые моменты процесса труда

4.2 Общественное производство, его цель и кругооборот.

4.3 Простое и расширенное воспроизводство. Типы экономического роста производства

Экономические потребности, их классификации. Закон возвышения потребностей

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества.

Потребность - это объективная нужда в чем-либо, необходимом для обеспечения жизнедеятельности человека, развития его личности.

Неопределенное чувство нехватки чего-то конкретизируется, когда человек принимает решение в пользу определенного товара. С экономической точки зрения значение имеет только та часть овеществления потребностей, которая направлена на определенные товары и может быть удовлетворена в рамках соответствующих технических и экономических отношений. Например, при прогулке по городу возникает чувство жажды (это - неопределенное желание). Оно конкретизируется в нужде в чае, кофе, лимонаде и т.д. Поэтому потребностями называют сумму конкретизированных желаний. Они имеют покупательную силу. Такие потребности называют экономическими .

К человеческим потребностям относится также стремление к любви и безопасности, к уважению и самореализации. Эти потребности называются неэкономическими и, следовательно, не рассматриваются в экономической теории, так как их нельзя удовлетворить с помощью товаров и услуг.

Факторы, формирующие потребности:

Биологическая природа человека;

Духовный мир человека;

Природно-климатические условия;

Национальные, культурные, религиозные представления;

Социально-экономические условия жизни;

Уровень развития производства, НТП и др.

В экономической науке существуют различные критерии классификации потребностей, но поскольку речь идет об экономическом субъекте (человеке в хозяйственной деятельности), то его личные потребности подразделяются на:

Потребности воспроизводства рабочей силы - они отражают условия производительной деятельности человека. Например, потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и др. От полноты удовлетворения этих потребностей зависит эффективность труда работника, его настроение, так как стремление полнее удовлетворить свои потребности побуждает человека постоянно и качественно трудиться, повышать свою квалификацию.

Потребности всестороннего развития личности - отражают все условия жизнедеятельности человека в обществе, так как его положение в обществе не ограничивается производственной деятельностью. Это потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, в культурном и эстетическом воспитании и др. Удовлетворение этих потребностей предполагает потребление особых благ и услуг, таких как музыкальные инструменты; изучение художественной литературы, правил хорошего тона; занятия спортом, музыкой, живописью.

Классификация потребностей включает в себя и другие критерии деления потребностей:

Первичные (низшие) – потребности в средствах существования, которые нельзя ничем заменить (питание, одежда, жилье)

и вторичные (высшие) – потребности, которые могут быть заменены, или потребности выбора (книги, путешествия, украшения и т.п.)

Неотложные и могущие быть отложенными,

Прямые и косвенные,

Действительные (настоящие) и абсолютные (будущие).

Но такое деление сугубо индивидуально для каждого человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или пище. Поэтому классификации потребностей носят относительный характер.

По носителю потребности могут быть индивидуальными и коллективными,

По объекту потребности делятся на материальные, духовные, этические и эстетические,

По сферам деятельности можно выделить потребности труда, общения, отдыха

Существует пирамида потребностей А. Маслоу:

5. Потребность в саморазвитии

4. Потребность в уважении

3. Потребность в социальных контактах

2. Потребность в безопасности

1. Физиологические потребности

Потребности не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Потребности изменяются как количественно, так и качественно, Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, моды и рекламы. В результате скрытые (латентные) потребности становятся осознанными и поэтому открытыми. Это превращение является движущей силой экономического процесса и причиной структурных изменений всей экономики. Примером этого могут служить

Изобретения: паровой машины, телефона, телевидения, компьютеров, микропроцессоров;

Изменения моды;

Появление новых видов отдыха (серфинг, велосипедный туризм, экстремальные приключения и т.п.)

Таким образом, потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности. Они могут изменяться под внешним воздействием.

Развитие и формирование потребностей человека - это процесс объективный, поскольку определяется действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей : каждая удовлетворенная потребность рождает новые, более высокого порядка. Следовательно, потребности общества безграничны, полностью неутолимы- это первая аксиома экономики .

Государство в определенной степени воздействует на процесс формирования потребностей через свою социально-экономическую политику (обязательное бесплатное образование, специальное высшее образование, страховая медицина, пропаганда здорового образа жизни, рациональное питание, контроль качества товаров и услуг и т.д.).

Нужда каждого человека в определенных средствах для нормальной жизни. Закон возвышения потребностей подразумевает использование необходимых товаров, услуг и различных благ, которые определяют уровень жизни каждого индивидуума. К примеру, в советские времена было абсолютно нормально, если у женщин некоторые вещи гардероба были схожи, а одинаковая колбаса на витринах разных магазинов, проезд на одном автомобиле - считалось нормой и вполне приемлемыми вещами. С развитием постсоветского пространства начали расти и требования гражданина государства.

Именно этот процесс и называется – «закон возвышения потребностей ». Представьте только, если бы социум развивался, а потребности оставались на своих местах. Сложно представить? Это утопия. Закон возвышения потребностей - необходимая закономерность развития цивилизации. Не каждое государство способно удовлетворить желания гражданина. Отсюда и появляется экспорт-импорт и прочие рыночные отношения.

Например, кто-то хочет более новый и комфортабельный автомобиль, из отечественного производства ему ничего не нравится. Так как человек хочет получить свой запрос, он ищет всевозможные пути для получения желаемого автомобиля. Сейчас с эти проще. Заграничные товары попадают к нам в руки проще, дело лишь в цене. Раньше ситуация была совсем плачевная. Читать также: социальное поведение .

Но в потребности входят не только нужда каждого человека по отдельности. Закон возвышения потребностей рассматривает непосредственно и потребности государства в целом, поскольку государство постоянно находится в процессе развития, потребности растут. Это можно заметить в совершенствовании техники, медицинского оборудования, транспорта. Разумеется, потребности человека это не только материальные ценности. Человек должен развиваться и духовно. Поэтому, желание к самосовершенствованию и улучшению знаний имеет также сильное влияние на возвышение потребностей.

Говоря о потребностях личности, сложно не вспомнить о Маслоу, который выделил пять степеней нужды каждого человека. Согласно его пирамиде, высшая степень нужды человека - это потребность в самовыражении. К этой степени человек приходит, получив четыре предыдущих спектра - необходимость в жилье, безопасности, отношениях, утверждения себя как личности. Узнайте: