Срок камеральной проверки ндс в году. Камеральная проверка - что это? Риск-ориентированный подход налоговиков при проведении камеральных проверок

Для того, чтобы определить насколько правомерно решение налоговых органов по камеральной проверке в отношении проверяемой организации, в первую очередь нужно определить какие законодательством установлены сроки проведения камеральной налоговой проверки.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Сроки проведения камеральной налоговой проверки ограничены тремя месяцами. При этом началом проверки считается день, который следует за датой представления отчета в ИФНС. Определить срок проверки можно так: если отчет в налоговую сдан 20 апреля 2017 года, то камеральная проверка может проводиться с 21 апреля по 20 июля 2017 года. Причем, если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то крайний срок переносится на следующий рабочий день. Таким образом, если крайний срок пришелся, например, на 1 мая, то переносится он на ближайший рабочий день, то есть 5 мая.

Если в третьем месяце срока проверки соответствующее число определить нельзя, то закончится проверка в последний день третьего месяца.

Например, ИФНС получила декларацию от организации 31 августа 2017 года, то крайний срок должен приходиться на то же число, но через три месяца, то есть на 31 ноября 2017 года. Такой даты нет, а значить срок проведения камеральной проверки заканчивается 30 ноября 2017 года.

Исключения из определения срока проведения проверки не предусмотрены и тогда, когда организация сдала отчет или декларацию досрочно. Отчет срока налоговой проверки начинается со дня, следующего за датой поступления отчета в налоговую, независимо от того, какой срок подачи является крайним.

Камеральная проверка при подаче «уточненки»

Рассмотрим как определить срок камеральной проверки если организация в ходе проверки декларации подала по ней же уточненную декларацию. Правило трехмесячной проверки действует как для первичной, так и для уточненной отчетности. При подачи уточненной декларации, налоговая останавливает камеральную проверку по первичной и приступает к проверке «уточненки».

Соответственно, с подачей уточненной декларации срок проверки первичной заканчивается в этот же день. А следующий день является датой начала новой проверки.

Конечно, данное правило не работает, если к тому времени, как организация подала уточненную декларацию, налоговая уже проверила первичную и составила соответствующий акт. В этом случае сначала буде вынесено решение по первой отчетности, а затем по «уточненке».

Продление срока проверки

Нарушение срока камеральной проверки

Даже если налоговая инспекция нарушила срок проверки, но решение по ее итогам организации предоставила, отменить его уже нельзя. Для отмены решения ИФНС должна нарушить более значимые условия проведения проверки. Например, если налоговая не дает возможность организации принимать участие в рассмотрении материалов, а также представлять пояснения по ним. Решение также может быть отменено, если, например, нарушения налоговиков привели к неверному решению в отношении проверяющей организации. Но превышение срока проверки к нарушению отнести нельзя и отмена решения из-за этого невозможна.

Важно! Налоговая инспекция может по итогу камеральной проверки вынести решение в более поздний срок, чем установлен НК РФ. Такое решение отмене не подлежит.

Но это правило не касается запросу документов, необходимых для проверки. Если налоговая после трехмесячного срока потребует предоставить какие либо подтверждающие документы, то решение налоговиков по итогам проверки можно признать незаконным.

Как определить день представления декларации

Для того, чтобы точно определиться с датой начала и окончания камеральной налоговой проверки, нужно точно знать день подачи декларации.

Определяют день подачи декларации исходя из способа, которым она была подана. Различают три способа:

  1. Лично в налоговую инспекцию. В этом случае дата представления считается дата фактической подачи декларации.

Важно! Подавая декларацию лично в налоговую инспекцию, проследите за тем, чтобы принимающий инспектор поставил отметку о принятии на вашем экземпляре. Такая отметка будет содержать дату получения инспекций отчета.

  1. Через ТКС в виде электронной отчетности. При оправке отчетов по каналам телекоммуникационной связи дата будет указана в квитанции о приеме, которую зафиксирует оператор.
  2. Почтой России. Несмотря на то, что последний день отправки отчета таким способом совпадает с крайним сроком представления декларации, инспекторы получат ее только через несколько дней. С даты получения письма налоговой и будет отсчитываться срок проверки в 3 месяца.

Для того, чтобы при отправлении отчета Почтой РФ организация точно могла определить дату получения декларации налоговым органом, письмо следует оформить должным образом. То есть отправлять отчет нужно ценным письмом, с описью вложенных документов и уведомлением о вручении. Тогда организация будет точно знать дату получения налоговой декларации.

Акт проведения камеральной проверки

В настоящее время каждый отчет и декларация, подаваемые в налоговую подлежат камеральной налоговой проверке. Если организация не получила никаких уведомлений о результате проверки, это не означает, что проверка не была проведена.

От того ка прошла камеральная проверка налоговыми органами зависит ее результат. Если при проведении проверки ИФНС нарушений не выявила, то оформлять каким то образом свое решение налоговики не будут. То есть, налоговые органы не обязаны уведомлять организацию о том, что проверка прошла успешно. Соответственно, если по прошествии установленного законодательством срока компания не получила акт камеральной проверки, это означает только одно, что нарушения в ходе проверки выявлены не были. Но исключения из такого правила все же есть. При подаче декларации по НДС на возмещение налога, налоговики обязаны сообщать о любом результате камералки. Для этого в семидневный срок ИФНС направляет в организацию уведомление о результате проверки.

Если организация с вынесенным налоговыми органами решением не согласна, она вправе написать в инспекцию возражение, либо обжаловать решение налоговой в УФНС или суде.

Законодательная база

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: По итогам камеральной проверки налоговая прислала в адрес нашей организации акт о нарушении, по которому мы занизили сумму налога. В акте указан срок проведения проверки, значительно превышающий 3 месяца. Может ли наша организация обжаловать такое решение налоговой?

Ответ: Если Ваша организация действительно занизила налог к уплате, обжаловать решение налоговой, основываясь только на превышении срока проверки не получится. Если Вы не согласны с решением, озвученном в акте проверки, Вы можете написать возражение в налоговую.

Каждая декларация, поданная в налоговую инспекцию, подлежит проверке, которую осуществляет уполномоченный представитель государственного органа. Эта процедура необходима для того, чтобы проверить, соблюдены ли все условия по уплате налоговых сборов.

Одной из таких проверок является камеральная. Она осуществляется на основании данных, которые указаны в декларации 3-НДФЛ. Проводится эта процедура в местном отделении налоговой службы. Цель камеральной проверки – осуществление контроля правильности ведения отчетности. При этом уполномоченные сотрудники налоговой инспекции выясняют, представлены ли все необходимые сопутствующие справки в срок. Также в процессе процедуры выясняется, соответствует ли информация в декларации данным бухгалтерского учета. Инспектор должен проверить:

  • правильность исчисления налоговой базы;
  • обоснованность требования в представлении вычета;
  • правильность применения льгот.

Декларация 3-НДФЛ подается в местный налоговый орган. Крайний срок – 30 апреля года, следующего за текущим отчетным периодом.

Как подавать 3-НДФЛ для камеральной проверки

Обращаться в местное отделение налоговой можно самостоятельно или через представителя. Один экземпляр нужно отдать уполномоченному сотруднику. Второй с пометкой «принято» вы оставляете себе. Помните, что такой документ надо хранить в течение трех лет.

Также надо представить реквизиты банковского счета, доверенность. Если вы отправляете документы почтой, для отправки декларации необходимо использовать конверт А4. Дополнительно нужно составить опись документов в двух экземплярах. Один из них передается почтовому работнику. Письмо должно быть оформлено как ценное.

Чтобы упростить процедуру подачи документов, следует зарегистрироваться на сайте государственных услуг. Во вкладке «Налоги и сборы» выбрать «Подача декларации». Затем вам сообщат, когда нужно прийти в налоговую, чтобы поставить подпись. При необходимости повторная подача осуществляется аналогичным способом.

Процедура проверки 3-НДФЛ и сроки

После представления документов и декларации 3-НДФЛ в налоговой осуществляют ее проверку. Она может быть приостановлена, если в процессе рассмотрения будут обнаружены ошибки или несоответствия данных. В этом случае плательщику дается пять дней для устранения ошибки после получения им соответствующего уведомления из налоговой. При этом срок процедуры начинают отсчитывать после повторной подачи декларации в исправленном виде. День подачи документов считается первым днем проверки. Максимальный срок проведения этой процедуры составляет три месяца. После завершения, если были обнаружены нарушения, уполномоченный работник составляет акт. Если он обнаружит, что были совершены лишние выплаты, он должен сообщить об этом плательщика в течение десяти дней.

Получить информацию о рассмотрении декларации 3-НДФЛ можно, обратившись в местное отделение налоговой инспекции. Также эту информацию вы найдете в «Личном кабинете» плательщика, зайдя на сайт налоговой службы.

Камеральная проверка по НДС проводится по правилам, закрепленным законодателем в Налоговом кодексе РФ. Связанные с проведением камеральной проверки по НДС нюансы будут рассмотрены в этой статье.

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация .

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017-2018» .

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте .

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?» .

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета» .

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС» .

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом .

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов» .

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас» .

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут "мониторить"» .

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке .

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Камеральная проверка – мероприятие, которое проводится при необходимости выявления факта уклонения от налоговых выплат.

Вся документация, которая была предоставлена налогоплательщиком, является основанием для расчетов и перечислений всей необходимой суммы в качестве налога. Во внимание берется и уже имеющая информация у сотрудников налоговой инспекции.

Цели и предмет

Камеральная проверка является средством, которое необходимо для осуществления полного контроля в правильности заполненных документов и достоверности предоставленных данных, отражающихся в декларации. Контроль не ограничивается исключительно проверками цифр .

Сотрудники налоговой инспекции берут во внимание также и правдивость указанной информации в отчетах на базе имеющихся сведений о налогоплательщиках.

Такие способы проверки несут под собой инструменты исключительно предварительного отбора категорий налогоплательщиков, которых в будущем будет «навещать» налоговая инспекция при .

Основные сущности камеральной налоговой проверки заключаются в следующем :

  • осуществление контроля над соблюдением налогоплательщиками всех налоговых законодательств и сборов;
  • своевременное выявление денежных средств, которые по каким-либо причинам не были уплачены в качестве налога по обнаруженному правонарушению;
  • при необходимости взыскание денежных средств, которые не были уплачены в качестве налогов в полном или частичном объеме от положенной суммы;
  • при необходимости привлечение к уголовной и административной ответственности правонарушителей;
  • подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора категорий налогоплательщиков для осуществления выездной проверки (при потребности).

Если говорить о сроках камеральной проверки, то они составляют не более 90 дней .

Нормативная база

Вопросы о камеральной или выездной проверке четко регламентируются законодательной базой РФ.

Выездная проверка осуществляется на основании следующих нормативных актов.

Камеральная проверка отталкивается от следующий законодательных актов.

Законодательные нормы Описание
Статьи 88, 31 и 37 Налогового кодекса РФ О методах осуществления камеральной проверки
Статья 81 Налогового кодекса РФ О необходимости предоставления налоговым органам дополнительных документов по требованию
Статья 96 Налогового кодекса РФ О проведении необходимых экспертиз для обнаружения фактов фальсификации документов
Статья 31, подпункт 1 Налогового кодекса РФ О необходимости обязательного информирования налогоплательщика при осуществлении каких-либо мероприятий по выявлению факта уклонения от уплаты налогов

Этапы проведения

Как таковых, в действующем законодательстве РФ не существует этапов осуществления камеральных проверок. Согласно статьям 88-101 Налогового кодекса РФ, всю данную процедуру можно разделить на такие условные этапы , как:

  1. Прием всей необходимой документации от налогоплательщиков.
  2. Формирование и проведение камеральной проверки.
  3. Документальное оформление проверки (результат).
  4. Проведение анализа полученных сведений и вынесение завершающего вердикта.

Изначально, сотрудники налогового органа произведут подробную проверку предоставленной документации, которая прилагалась к уже заполненной декларации. После того как пришло подтверждение получения отчета, начинается формирование самой проверки.

При возникновении ситуации, когда в заполненной декларации были обнаружены льготы, налоговая инспекция попросит налогоплательщика подтверждающую документацию о предоставлении этих льгот.

После этого начинается камеральная проверка по вопросам НДС. Здесь сотрудники ФНС вправе потребовать от налогоплательщиков предъявить документы, которые подтверждают уже факт использования полученных льгот.

По завершению этого этапа начинается формирование результатов проведенной проверки. При выявлении нарушений будет составлен соответствующий акт, в противном случае сотрудники налоговой инспекции сообщают о завершении проверки.

Истребование документов

Сотрудники налоговой инспекции имеют полное право в процессе проведения камеральной проверки потребовать предъявить ряд необходимой дополнительной документации.

Это может произойти в следующих ситуациях.

При выявлении в процессе осуществления проверки ошибок, различных разногласий в документах и так далее Необходимо будет откорректировать перечень документов, где содержатся какие-либо ошибки
В предоставленной декларации указан меньший размер уплаченных налогов Необходимо будет предоставить документацию, которая способна обосновать такое решение налогоплательщика
Есть острая необходимость в подтверждении льгот Предоставить удостоверение льготника
Необходимо осуществить возмещение НДС Предъявляются все документы/справки, которые в полной мере подтверждают эту возможность

Этот вопрос регулируется статьей 88 Налогового кодекса РФ – осуществление проверки производится сотрудниками ФНС на протяжении 90 календарных дней с момента получения декларации и последних поданных отчетов с подтверждением указанной в них информации.

Не редко возникают ситуации, когда установленный период отсчитывается от момента получения сотрудниками ФНС документов или от даты принятия решения о проведении камеральной проверки.

Здесь нужно помнить об одном нюансе – такие действия в полной мере считаются неправомерными , и есть основания обращаться по этому вопросу в арбитражный суд.

Если сотрудниками ФНС были обнаружены правонарушения со стороны налогоплательщика, они имеют полное право обратиться в суд на протяжении первых шести месяцев с момента выявления этого нарушения. Если исковое заявление буден подано позже, штрафные санкции к налогоплательщикам не применяются.

В случае ошибок

Если в заполненной декларации были допущены ошибки или полученные сведения противоречат уже имеющимся, сотрудники ФНС будут просить исправить данную ситуацию и предъявить дополнительные документы, которые подтверждают достоверность данных.

По запросу налоговой службы налогоплательщики обязаны предъявлять документы в течение первых 5 календарных дней с момента получения уведомления.

Оформление результатов и их обжалование

При возникновении ситуации, когда по результатам проведения проверки были выявлены правонарушения, выражающиеся в неуплате необходимой суммы налогов, преднамеренного занижения их размера, необоснованного заявленного вычета, убытка, а также при несвоевременной подаче самой декларации, сотрудники налоговой инспекции будут вынуждены составить соответствующий .

Сам Акт составляется в течение первых 10 календарных дней с момента завершения проверки и в обязательном порядке подписывается всеми проверяющими, а также лицом, по отношению к которому проводилась проверка.

Акт, согласно действующему законодательству, должен включать в себя такие сведения , как:

  • дату и номер самого акта;
  • полные инициалы должностных лиц, которые проводили проверку;
  • инициалы лица, по отношению к которому производилась проверка;
  • дату, когда в налоговый орган была подана декларация;
  • присвоенный государственный номер декларации;
  • дату начала и завершения проверки;
  • полный перечень всех мероприятий, которым было проведены при осуществлении проверки;
  • какие нарушения были обнаружены при проверке;
  • какова общая картина проверки и какие меры будут приняты по отношению к правонарушителю.

После составления акта, он должен быть предоставлен налогоплательщику для ознакомления лично в руки или другим вариантом. К примеру, если налогоплательщик не изъявил желания явиться в налоговую службу для получения акта, сотрудники ФНС вынуждены будут отправить его по почте в виде заказного письма.

Согласно действующему законодательству, в частности Налоговому кодексу РФ, датой получения правонарушителем акта принято считать шестой день (если речь идет о передаче его через почту России).

Однако, всем известно, что получить письмо налогоплательщик может и в более поздний срок, который напрямую зависит от скорости работы почты России. По этой причине отсчитывать допустимый период для подачи своих возражений правонарушителям следует начать с даты, когда письмо непосредственно дошло до адресата и об этом есть подтверждение от сотрудников почты (ФСН получает уведомление о получении письма).

Процесс обжалования результатов

Если налогоплательщик не соглашается с теми событиями, которые отображаются в акте, он имеет все юридические основания направить в налоговую инспекцию свои возражения по этому поводу. Причем возражения могут быть как по всему акту, так и по некоторым его частям.

Возражения излагаются в письменном виде на протяжении первых 30 календарных дней с того момента, как ему был вручен акт о результатах проверки. Сотрудники налоговой инспекции рассматривают обращение налогоплательщика также в период до 30 календарных дней , по истечении которых уведомляют о своем решении.

Решение по вопросу обжалования от сотрудников налоговой инспекции вступает в юридическую силу по истечении 30 календарных дней с момента уведомления о нем налогоплательщика.

Если налогоплательщик повторно не согласен с вердиктом, он имеет полное право в течении опять же таки 30 календарных дней подать апелляцию в вышестоящие органы. После того как решение будет принято в вышестоящей инстанции, его можно оспорить исключительно в ходе судебного заседания.

Ниже можно посмотреть подробный видеосеминар о камеральных налоговых проверках.

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ . Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки - 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки - не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ , подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение - если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.