Самое важное о налоговой политике Венгрии — на заметку физическим и юридическим лицам. Налогообложение в венгрии

Налоги в Венгрии

Страна исправно занимала первые места по тяжести налогообложение для граждан. В прошлом году Венгрия начала налоговою реформу, с целью «сделать систему налогообложения пропорциональной».

Парламент одобрил налоговую реформу, некоторые положения которой вступили в силу 1 января 2011 года, а другие - 1 января 2013 года.

Для индивидуальных налогоплательщиков прогрессивная шкалаподоходного налога была заменена пропорциональной системой взимания налога. Ставка составляет 16% (в предыдущей системе ставка составляла от 17% до 32% в зависимости от величины доходов). Налог на прирост капиталов составит те же 16%.

С 2013 годаналог на прибыль для компаний – 10%. В данный момент система выглядит вот так:

10% при годовом суммарном доходе менее 500 млн. форинтов (примерно 73 млн. рублей)

19% при годовом суммарном доходе более 500 млн. форинтов

Предполагается снижение налога на доходы юридических лиц всех форм до 10%

Этот налог рассчитан на всемирный доход компаний, то есть полученный как на территории Венгрии, так и вне ее.

Корпоративным налогом в Венгрии не облагаются:

100% полученных дивидендов (но облагаются дивиденды контролируемых иностранных компании. Контролируемая иностранная компания: Иностранная компания, чей доход из венгерских источников более 50%; Иностранная компания, где 10% акцийвладеет венгерское физическое лицо; Иностранная компания, чей налог составляет менее 10%)

100% прибыли на прирост капитала при продаже зарегистрированного долевого участия (владение минимум 30% акций в течение минимум одного года)

100% прямых затрат, связанных с собственной деятельностью по НИОКРи/или услугами по НИОКР, предоставленными лицами, не являющимися резидентами Венгрии

50% полученных лицензионных доходов

15% заработной платы разработчиков программного обеспечения, участвующих в НИОКР, в случае если это малые и средние предприятия

10% заработной платы, связанной с НИОКР

Другие корпоративные налоги в Венгрии:

Налог на добавочную стоимость – один из немногих налогов в Венгрии полностью соответствующий европейский стандартам. Ставка НДС в Венгрии – 5% и 25%. Он налога освобождены: внутригрупповое финансирование и операции с активами.

Местный индустриальный налог – это налог муниципалитетов на валовую прибыль компании. Не берется налог с дивидендов, полученных процентов и роялти. Размер налога определяется самим муниципалитетом (по закону не может быть выше 2%). Будапешт – один из тех муниципалитетов, не взывающих налог на своей территории вообще.

Налог в инновационный фонд – 0.3% на валовую прибыль. Этот налог не уплачивают малые и средние предприятия (менее 250 человек в штате, менее 50 млн. евро чистой выручки, менее 43 млн. евро активов и пассивов компании).

Нововведения в налоговой системе страны:

Задача первая – стимулирование роста населения страны. То есть поощрить рождение венгерских детей. Для этого семьям с двумя детьми и более дали налоговую льготу на каждого ребенка. В некоторых случаях налоговая льгота может полностью покрыть выплаты подоходного налога.

Задача вторая – растить этих детей здоровыми. Для этого был принят знаменитый уже «налог на чипсы», то есть повышенный налог на продукты питания с большим содержанием сахара, соли, углеводов и кофеина (это все шоколадки, соленые орехи, чипсы, мороженное и энергетические напитки).

Налог на передачу недвижимости

Налог на передачу недвижимости в Венгрии составляет 10% от цены покупки , когда покупается дача или помещение под предприятие. Для жилых домов действует ставка в 2% на первые 4 миллиона форинтов (примерно 16 тыс. евро). За каждый форинт сверху налог в 6%.

Муниципальные налоги

Каждый муниципалитет в Венгрии может сам определять величину местных налогов (прочие налоги на недвижимость, потребительский налог, туристический налог и налог на предпринимательскую деятельность). Для некоторых из этих налогов правительство определяет максимальную величину.

Подоходный налог

Подоходный налог в Венгрии имеет две ставки.

Г осдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) до 20% с 18%, а также новые тарифы социальных взносов.

Законопроект инициирован правительством, изменения вступают в силу с 1 января 2019 года. По подсчетам правительства, повышение НДС принесет федеральному бюджету дополнительные 620 млрд рублей в год.

Льготы по НДС при этом сохраняются. Речь идет о пониженных ставках НДС в размере 10% для товаров социального назначения: продовольственных товаров (за исключением деликатесных), детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Нулевые ставки НДС действуют для внутренних межрегиональных воздушных перевозок.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Данный вид налога распространен во многих странах. Стоит отметить, что в большинстве стран Европы НДС выше чем в России.

Самая низкая ставка НДС в Европе действует в Люксембурге . В этом карликовом государстве НДС составляет 17%. Чуть выше ставка налога (18%) на Мальте .

Германия, Кипр и Румыния удерживают ставку налога на уровне 19%.

Россия после принятия закона встанет в один ряд с Австрией, Болгарией, Великобританией, Словакией, Францией и Эстонией , в которых ставка также составляет 20%.

На 1% выше НДС установлен в Бельгии, Испании, Латвии, Литве, Нидерландах и Чехии . 22% взимают правительства Италии и Словении , а 23% - власти Ирландии, Польши и Португалии.

Оправляющаяся от кризиса и сокращающая расходы Греция сейчас взимает НДС в размере 24%. Такой же налог взимает Финляндия .

Психологический порог в 25% установлен в Дании, Хорватии и Швеции .

Самая высокая ставка налога на добавленную стоимость в Европе установлена в Венгрии . Будапешт взимает 27% НДС. Выше ставка этого налога была только в России после его введения в 1992 году.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18%.

Среди Европейских стран, не входящих в ЕС, самый низкий НДС установлен в Швейцарии (8%). Самый высокий - в Исландии (24,5%) и Норвегии (25%).

Армения, Албания, Белоруссия, Молдавия, Сербия и Украина установили НДС в размере 20%. Босния и Герцеговина удерживают налог на уровне 17%, Грузия, Турция и Македония - на уровне 18%.

Вне Европы самый низкий НДС установлен на Острове Джерси (3%), в Малайзии и Сингапуре (5%)

Для определенных товаров практически во всех странах есть специальная сниженная ставка налога. Например, в России сейчас она составляет 10% для определенной группы товаров. Некоторые товары в России не облагаются НДС.

Самая низкая сниженая ставка налога в Великобритании, Венгрии и на Мальте. Она составляет 5% для определенных видов товаров и услуг. Самая высокая - в Чехии (15%).

Самая низкая ставка НДС для специальных товаров (в России - 0%) в Европе составляет 2,1% во Франции и 3% в Люксембурге. Как и в России подобные виды товаров не облагаются налогом в Великобритании, Ирландии, Польше и Швеции.

Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.

Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.

До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.

Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.

До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.

Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.

Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.

Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.

На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.

Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.

Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).

Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.

При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.

Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.

В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.

При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.

Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).

Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.

Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.

В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.

Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.

В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.

Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).

Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.

венгрия законодательство налоговая система

Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).

Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.

Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.

Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.

Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.

Несмотря на то что офшорный режим в Венгрии с 2006 года был отменен, некоторые черты действующего налогового законодательства сохраняют ей статус популярной юрисдикции. В частности, это касается налогообложения пассивных доходов: дивидендов, процентов и роялти. Кроме того, Венгрия входит в Евросоюз и обладает отрегулированной сферой услуг, в том числе финансовых и юридических.

Основными же недостатками Венгрии являются довольно высокие ставки налогов на доходы и нестабильность налогового законодательства, чем эта страна очень похожа на Россию.

Налог на прибыль в Венгрии взимается по двум ставкам - 19 и 10 процентов

Налоговые резиденты Венгрии уплачивают налог на прибыль предприятия в размере 19 процентов от общемировой прибыли. Если она не превышает 50 млн венгерских форинтов (около 7,5 млн рублей), то при соблюдении определенных требований налог уплачивается по пониженной ставке - 10 процентов. Резидентом считается любая венгерская компания или постоянное представительство иностранной компании.

Налоговая база формируется обычным способом - доходы компании уменьшаются на величину признаваемых расходов. При этом убытки могут быть перенесены на будущее без каких-либо ограничений.

Доход от продажи акций в общем случае облагается в Венгрии налогом как часть дохода от основной деятельности. То есть по ставке 19 процентов. Однако прибыль от такой продажи может быть освобождена от налогообложения вовсе, если:

  • - продавец реализует не менее чем 30-процентный пакет акций «дочки»;
  • - период владения им составляет более года;
  • - продавец в свое время уведомил венгерскую налоговую службу о приобретении пакета акций - это условие исключает оформление покупки задним числом для необоснованного получения освобождения.

Размер процентов по займам, которые венгерский резидент может учесть в расходах, нормируется по правилам тонкой капитализации. Так, не признаются в учете проценты по той части задолженности (за исключением банковского долга), которая превышает сумму собственного капитала в три и более раза.

Контроль за ценами по сделкам между взаимозависимыми сторонами тоже есть. В частности, документация об установлении цены по этой сделке должна быть в наличии и предоставляться налоговым органам по первому требованию. Если последние заподозрят, что цена сделки не соответствует рыночной, то она пересчитывается со всеми вытекающими последствиями для всех участников сделки.

Налоговый год обычно составляет 12 месяцев и соответствует календарному году. Бухгалтерская отчетность подается до 31 мая года, следующего за отчетным. При этом компаниям разрешено вести и подготавливать ее не в национальной венгерской валюте, а в евро. Может использоваться и иная валюта, но только если в ней осуществляется более 25 процентов оборота общества.

В Венгрии установлено льготное налогообложение процентов, дивидендов и роялти

Самым интересным элементом налоговой системы Венгрии является налогообложение процентов, роялти и дивидендов, полученных из-за рубежа или перечисленных иностранному партнеру. Это делает страну привлекательной для международного налогового планирования.

Полученные дивиденды независимо от резидентства дочерней компании не облагаются налогом на прибыль, а выплаченные - налогом у источника. Однако с дивидендов, перечисленных учредителям - физическим лицам, удерживается налог у источника по ставке 25 процентов.

Проценты по займу, полученные из иностранных источников, увеличивают налогооблагаемую прибыль венгерской компании. Однако 75 процентов этой суммы подлежит вычету. То есть реально налоговая база увеличивается лишь на четверть полученной суммы. Следовательно, входящие проценты облагаются в Венгрии по эффективной налоговой ставке в размере 4,75 процента (19% : 4).

Роялти, перечисленные в Венгрию иностранным контрагентом, также включаются в налоговую базу местной компании. Однако и в этом случае ей предоставляется вычет в размере 50 процентов полученной суммы. То есть лишь половина лицензионных платежей облагается налогом на прибыль. Что дает эффективную ставку налога в размере 9,5 процента (19% : 2).

Что же касается обложения налогом у источника процентов и роялти, то их выплата резидентам страны, подписавшей соглашение об избежании двойного налогообложения с Венгрией, освобождена от налога. Это же касается и платы за ряд услуг, в частности, управленческие, консультационные, рекламные, маркетинговые, посреднические.

Подобные перечисления резидентам прочих зарубежных юрисдикций облагаются в Венгрии налогом у источника по довольно внушительной ставке - 30 процентов.

Льготные ставки могут применять не все иностранные компании

Чтобы затруднить уклонение от налогообложения с использованием пассивных доходов, в Венгрии введены правила о контролируемых иностранных компаниях. Таковой считается зарубежная организация, в отношении которой выполняются три условия:

  • - юрлицо уплачивает налоги по месту регистрации по действительной налоговой ставке ниже 12,67 процента (2/3 от общей венгерской ставки);
  • - юрисдикция, где зарегистрировано общество, не является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и не подписала налоговое соглашение с Венгрией;
  • - реальным владельцем не менее чем 10-процентной доли зарубежной компании в течение большей части налогового периода является частное лицо - налоговый резидент Венгрии, либо это иностранное общество получает большую часть своего дохода от источника в Венгрии.

Если нерезидента признают контролируемым, то венгерской организации придется изменить налоговый учет в отношении сделок с ним. Во-первых, проценты, роялти и иные вознаграждения, перечисленные контролируемому обществу, могут быть учтены в налоговых расходах, только если будет доказана их деловая цель.

Во-вторых, дивиденды, полученные от контролируемого юрлица, облагаются налогом в Венгрии по общей налоговой ставке 19 процентов. В отличие от дивидендов, полученных от независимых «дочек».

В-третьих, в отношении дохода от продажи акций контролируемого иностранного общества не применяются правила освобождения. То есть они также облагаются налогом по ставке 19 процентов, независимо от срока владения акциями и величины пакета.

Российско-венгерская конвенция предусматривает выгодный порядок уплаты налогов

Жесткие правила по контролируемым компаниям касаются лишь откровенных офшоров, тогда как Венгрия подписала 65 международных налоговых соглашений, в том числе с Кипром, Нидерландами, Великобританией и Россией. Конвенция от 01.04.94 между нашими странами была ратифицирована Федеральным законом от 25.05.97 № 81-ФЗ.

В соответствии с ее положениями при выплате дивидендов налог у источника не может превышать 10 процентов (п. 2 ст. 10 конвенции). Получается, что при движении сумм из России в Венгрию ставка налога у источника составит 10 процентов, а в обратную сторону - 0 процентов. При выплате же процентов и роялти налог у источника не удерживается в принципе (п. 1 ст. 11 и п. 1 ст. 12 конвенции).

Осложнения могут вызвать дополнительные налоги

Все венгерские резиденты обязаны уплачивать дополнительные налоги. При принятии решения о размещении дружественного резидента в этой стране необходимо их учесть.

Муниципальный налог на предпринимательскую деятельность. Налоговой базой является выручка компании, уменьшенная лишь на некоторые расходы. В частности, на себестоимость реализованных товаров, стоимость сырья и материалов, а также посреднических услуг. Амортизация, расходы по заработной плате и общехозяйственные расходы вычету не подлежат. Решение о ставке налога принимается местными органами управления, но она не может превышать 2 процентов от налоговой базы.

Налог на покупку недвижимости. Он уплачивается при покупке недвижимого имущества или доли не менее 75 процентов в уставном капитале общества, владеющего недвижимостью в Венгрии. Общая ставка налога составляет 4 процента от стоимости объекта, но не более 200 миллионов венгерских форинтов (то есть не более 30,2 млн рублей).

В случае приобретения доли в уставном капитале может быть применена пониженная ставка - 2 процента. Но только если рыночная стоимость недвижимости, принадлежащей этому юрлицу, превышает 1 млрд венгерских форинтов (около 150,8 млн рублей). Эта же ставка применяется и к приобретению жилой недвижимости с рыночной стоимостью до 4 млн форинтов (около 0,6 млн рублей).

НДС уплачивается по стандартным правилам

Система исчисления НДС в Венгрии стандартна для стран Евросоюза. Налог взимается по ставке 25 процентов при реализации товаров, работ, услуг, а также при импорте товаров. При этом налог, уплаченный компанией поставщикам, можно принять к вычету. Отчетность по начислению НДС представляется ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате.

Пониженная ставка 18 процентов применяется при реализации основных продуктов питания, 5 процентов - медицинских товаров и услуг, коммунальных услуг населению и художественной литературы. Реализация некоторых товаров и услуг от НДС освобождена. Экспорт облагается налогом по ставке 0 процентов.

Налоги на заработную плату довольно высокие

В Венгрии работа физлица по найму предполагает уплату следующих налогов и взносов: подоходный налог, взнос в пенсионный фонд, взнос в фонд социального страхования, взнос в фонд медицинского страхования и профессиональный взнос.

Ставка подоходного налога составляет 17 процентов для налогооблагаемого годового дохода, не превышающего 5 млн форинтов (около 0,8 млн рублей). С доходов, превышающих эту сумму, уплачивается 32 процента.

Отметим, что в налогооблагаемый доход физлица включается также и сумма отчислений на социальное страхование с зарплаты работника, уплаченная в бюджет работодателем. Учитывая, что последний отчисляет на эти цели 27 процентов от фонда оплаты труда, получается, что подоходным налогом облагается 127 процентов заработной платы сотрудника.

Также компания уплачивает за работников 1,5 процента фонда оплаты труда - в качестве профессионального взноса. Работник в свою очередь перечисляет взнос в пенсионный фонд - 9,5 процента и в фонд медицинского страхования - 7,5 процента.

Доход от прироста капитала и дивиденды, полученные частными лицами, облагаются по ставке 25 процентов. С этих сумм также уплачивается взнос в размере 14 процентов в фонд медицинского страхования. Однако максимальная сумма выплат в этот фонд ограничена и составляет не более 450 тыс. форинтов в год (около 68 тыс. рублей).

Как венгерские компании используются в международном налоговом планировании

Из-за льготного налогообложения пассивных налогов Венгрию нередко выбирают для размещения материнской компании группы. Вот несколько примеров ее использования на практике.

Перераспределение прибыли из стран, где осуществляется реальная хозяйственная деятельность, в любые низконалоговые юрисдикции. Как уже упоминалось, и входящие, и исходящие (в ряде случаев) дивиденды не облагаются налогом на прибыль. Для этого иностранные «дочки» не должны быть контролируемыми, поскольку в таком случае освобождение от налогообложения не применяется.

Схема 1 иллюстрирует подобную передачу прибыли в офшор транзитом через Венгрию. Единственное место, где может возникнуть дополнительное налогообложение по этой схеме, - при первичном перечислении дивидендов в Венгрию от юрлиц, осуществляющих реальную хозяйственную деятельность. Последние могут располагаться в любой стране.

В большинстве заключенных Венгрией соглашений об избежании двойного налогообложения в качестве максимально возможного налога у источника выплаты дивидендов установлена ставка 5 или 10 процентов. Например, из России - 10 процентов, из Кипра - 0 процентов. Кроме того, на территории Евросоюза выплата дивидендов может осуществляться без налога у источника в соответствии с положениями Директивы о материнских и дочерних компаниях.

Эффективная выплата лицензионных платежей. Как уже упоминалось, венгерское законодательство разрешает принять к вычету из прибыли до уплаты налога половину полученного дохода в виде роялти. Конечно, если такой вычет не превышает 50 процентов общей прибыли компании до налогообложения.

Это позволяет создать в Венгрии компанию (см. схему 2), владеющую дорогостоящим нематериальным активом, например торговой маркой. Она получает лицензионные доходы от резидентов других стран, с которых уплачивает налог по ставке 9,5 процента. Тем более что некоторые из действующих налоговых соглашений Венгрии (в том числе и с Россией, Францией, Швейцарией, Израилем) предусматривают обложение роялти налогом лишь в стране получателя. То есть лицензионные платежи могут выплачиваться из этих стран в Венгрию без удержания налога у источника.

После уплаты 9,5 процента налога в Венгрии аккумулированную сумму роялти без дополнительной налоговой нагрузки перечисляют в любую низконалоговую юрисдикцию. Например, в виде дивидендов.

Центр финансирования в Венгрии. Поскольку три четверти процентного дохода из иностранных источников не облагается в Венгрии налогом на прибыль (эффективная налоговая ставка - 4,75%), в этом государстве может быть создан финансовый центр, кредитующий иностранную группу компаний. Особенно актуально это в случае с российскими компаниями, так как в соответствии с налоговой конвенцией между Россией и Венгрией проценты не облагаются налогом у источника.

Выплата процентов с территории Венгрии также может осуществляться без налога у источника, если получатель является резидентом страны, у которой с Венгрией заключено соглашение. Причем сам факт наличия такого соглашения дает право на освобождение независимо от содержания документа.

Если деньги группы компаний аккумулированы в офшоре, например, на Британских Виргинских островах, то венгерскому финансовому центру выгодно получить их в заем по цепочке БВО - Кипр - Венгрия, а только затем перекредитовать российского заемщика. Тогда ни на одном из этапов перечисления процентов не возникнет налог у источника (см. схему 3).

Если же венгерская компания предоставляет заем из собственных средств, то проценты также будут выплачиваться российским юрлицом в Венгрию без налога у источника. А после уплаты 4,75процентного налога в Венгрии прибыль венгерской компании в случае необходимости может быть распределена в качестве дивидендов в любую низконалоговую юрисдикцию (например, той же виргинской компании) без удержания налога у источника выплаты.

Налоговые юрисдикции Подписчикам в «Личном кабинете» доступен новый сервис , с помощью которого можно сравнить основные условия налогообложения разных стран.

Три главные элементы в начале XXI в. составляют основу венгерской налоговой системы - подоходные налоги, налоги с оборота и местные налоги. Кроме того, компании и предприниматели платят взносы в фонды здравоохранения, пенсионного обеспечения и в другие социальные фонды.

Подоходные налоги

Подоходный налог с предпринимателей. В системе подоходного налога закон о корпоративном налоге (налог на прибыль предприятий и организаций) и налог на дивиденды регулирует налогообложение хозяйственных организаций. Субъект налогообложения - хозяйственное общество, кооператив, государственное предприятие. Другие организации (в частности благотворительные фонды, общественные фонды, общественные организации) являются субъектами налогообложения только в том случае, если занимаются хозяйственной или иной деятельностью с целью получения доходов. Субъекты налогообложения, находящихся в Венгрии, обязаны платить налог с доходов, полученных и в стране, и за рубежом, а в иностранных субъектов налогообложения (в частности филиалов) облагаются только доходы, полученные в Венгрии.

Прибыль определяется в соответствии с требованиями и предписаний закона о бухгалтерском учете; сумма прибыли уменьшается в соответствии с положениями закона о налогообложении:

20% прямых затрат на исследования и разработки;

В случае предоставления работы ученикам профессионально-технических училищ - 6000 форинтов в месяц;

В случае принятия на работу безработного;

Сумма ренты социального страхования в течение одного года (кроме учета ее как производственные расходы).

Закон о бухгалтерском учете обусловливает сроки амортизации: для стоимости материальных прав - шесть лет или более, для стоимости фирмы - от 5 до 15 лет. Для большой группы машин и оборудования норма амортизационных отчислений как расходов - ЗО%, для сверхточных машин и оборудования - 33%. Ставка корпоративного налога - 18%.

Инвесторы в течение определенного времени могут воспользоваться рядом налоговых льгот. В случае создания производственных мощностей для производства готовой продукции стоимостью не менее 1 млрд форинтов на всей территории страны в течение пяти лет предоставляется налоговая льгота в размере 50% без предварительных договоренностей по расширению штатов. Этой льготой можно воспользоваться как при создании новых так и при расширении действующих гостиничных мощностей, однако в этом случае предъявляются строгие требования по увеличению поступлений от реализации.

В приоритетных регионах и промышленных зонах предоставляются льготы в размере 100% на срок до пяти лет для создания новых производственных мощностей и строительства гостиниц без предварительного определения стоимости инвестиции. Приоритетными считаются регионы с уровнем безработицы выше 15%. В промышленных зонах норма амортизации зданий - 10%, нормы амортизации машин и оборудования могут быть рассчитаны сразу после покупки. В приоритетном регионе и промышленной зоне предприниматели, которые не подпадают под действие указанных выше льгот, могут воспользоваться льготой в размере 6% от стоимости приобретенных средств. Эта льгота распространяется в приоритетных регионах на приобретение машин и оборудования, в промышленных зонах - на машины, оборудование и здания; в обоих типах регионов - на инвестиции по модернизации и развитию инфраструктуры.

В 2002г. В Венгрии принят закон, согласно которому налоговая льгота для фирм, финансирующих научные исследования, составляет 200%. То есть не только не облагаются расходы на научные исследования, а еще и на такую же сумму уменьшается общая база налогообложения.

Ставка корпоративного налога оффшорных фирм - 3%. Эти общества с ограниченной ответственностью, созданные в свободной таможенной зоне, имеют право заниматься сугубо коммерческой деятельностью за рубежом и предоставлять услуги, за исключением финансовых, иностранным фирмам. Фирмы имеют свои банковские счета в Венгрии, обязаны пользоваться услугами венгерских юрисконсультов и аудиторов; в ревизионных комиссиях граждане Венгрии должны составлять большинство, и фирмы не имеют права при дбаваты паи и акции в венгерских хозяйственных обществах и кооперативах.

При налогообложении иностранной организации, не располагает филиала на территории Венгрии, при определении налогооблагаемой суммы следует учитывать ссудный процент предоставленного кредита, процент облигации, гонорар за исполнительскую и спортивную деятельность на территории Венгрии, авторский гонорар. Не подлежат налогообложению проценты по облигациям венгерского государства и Венгерского национального банка по полученным кредитам.

Налог на дивиденды уплачивается из перечисленных за границу дивидендов; ставка налога - 20%, однако размер налоговой ставки ограничивается договорами об отказе от двойного налогообложения. Для филиалов - в зависимости от положений договора - налог взимается с утвержденных дивидендов. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налога при реинвестировании дивидендов в Венгрии.

Закон о налоге с личного дохода определяет статус на основе постоянной прописки или привычного местонахождения. По заключенным договорам об исключении двойного налогообложения местом привычного пребывания есть такое, где субъект налогообложения проводит не менее 183 дней в год.

При заемном процента, ниже учетной ставки Венгерского национального банка, разница в процентных ставках предоставленного фирмой кредита является доходом, облагаемым налогом по ставке 44%.

Ставка налога от дивиденда, прибыли по курсам валют, доходы от фьючерсных сделок и опционов - 20%. Ставка налога с доходов от дивидендов - 35%, если сумма дивидендов превышает сумму, рассчитанную от доли частного лица в уставном капитале предприятия с использованием удвоенной учетной ставки Венгерского национального банка.

Подоходный налог с физических лиц. Для определения размеров подоходного налога в Венгрии возникла необходимость решить несколько задач. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, а не обложив граждан с наиболее низкими доходами. С другой - налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тыс. Форинтов. их доля составляет 60 70% от общей численности занятых в экономике. Верхний предел доходов, в рамках которой они не облагаются налогом, составляет 48 тыс. Форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% населения, работающего по найму, и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не платят.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен он в пределах страны или за рубежом. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается доход от работы по найму, мелкотоварного сисльськогосподарського производства, предпринимательской деятельности, научной деятельности и изобретательства, продажи подвижности и недвижимости или сдачи их в аренду, взносов в сберегательные кассы и ценных бумаг и др. Размеры налога приведены в табл. 17.4.

Таблица 17.4. Налоговая таблица, форинтов

Пределы дохода

Размер налога

20% суммы свыше 48 000

4400 и 25% суммы свыше 70 000

9400 и ЗО% суммы более 90 000

18400 и 35% суммы свыше 120 000

28900 и 39% суммы свыше 150 000

40600 и 44% суммы свыше 180 000

67000 и 48% суммы свыше 240 000

124000 и 52% суммы свыше 360 000

249400 и 56% суммы свыше 600 000

361400 и 60% суммы свыше 800 000

Как показывает табл. 17.4 годовой доход в пределах 48 тыс. Форинтов налогообложению не подлежит. Подоходный налог имеет степень-сплошь прогрессивный характер, налоговая ставка колеблется от 20 до 60%. Пример расчета размера налога приводится в табл. 17.5. В случае годового дохода в размере 9,5 тыс. Форинтов размер налога вычисляется так.

Таблица 17.5. Расчет размера налога на годовой доход в 95 тыс. Форинтов

Приведенные примеры показывают, что всякий раз налогом облагается та часть суммарного дохода, которая попадает в определенные пределы. При этом не имеет значения, полученный доход из одного источника или из нескольких. Налоговые ставки зависят от общей суммы доходов.

Наиболее важная налоговая льгота, которая касается всех работающих по найму, установлена в размере 12 тыс. Форинтов. Это означает, что при определении налоговой ставки на доход, получаемый по основному месту работы, можно автоматически ежемесячно вычитать 1000 форинтов. Итак, в случае работы на государственном предприятии или в кооперативе гарантируется освобождение от налога на доход в пределах 60 тыс. Форинтов в год. Эта льгота распространяется и на работающих по найму в частном секторе.

Налоговая система Венгрии учитывает и тот факт, что налогообложению подлежат все виды доходов, в том числе "чаевые". Однако для того чтобы сделать такие доходы "видимыми", нужно создать ряд условий: улучшение снабжения, ликвидации дефицитов, усиление контроля и др. Работа в этом направлении ведется, однако превращение "невидимых" доходов на видимые не является задачей налоговых преобразований. Очевидно, что налоговая система в лучшем случае может лишь усилить те мотивы, по которым часть из теневых доходов попадет в сферу налогообложения.

Согласно размера подоходного налога повышается (зарплата-брутто) заработная плата работающих на основном месте работы. Источником такого повышения заработной платы на предприятиях и в кооперативах есть те средства, которые образовались благодаря отмене ряда других налогов. В целом, система взимания подоходного налога в Венгрии построена так, что реальное увеличение отчислений от заработка возникает только в случае получения дохода из нескольких источников.

С учетом того, что одновременно с этим в Венгрии была введена единая процентная ставка отчислений в пенсионный фонд в размере 10% (ранее она зависела от размеров заработной платы), процесс "бруттошитування" (зарплата без уплаты налогов) заработка по основному месту работы иллюстрирует табл. 17.6.

Таблица 17.6. Определение заработка и налоговых сборов

Таблица показывает, что для того, чтобы нетто-доход работника не уменьшился, в рассматриваемом случае ему должны повысить годовую заработную плату на 7231 форинт, или на 9%.

Согласно закону такой порядок распространяется только на доходы по основному месту работы. О работе по совместительству, то повышение зарплаты зависит от условий конкретной трудового соглашения, и обязательно "бруттошитування" на нее не распространяется.

Если венгерский гражданин получает доход только по основному месту работы, то взимание подоходного налога происходит для него как автоматически, так как это входит в обязанность работодателя. Поэтому значительная часть работников не контактирует непосредственно с налоговым ведомством. Предприятия, кооперативы, частные предприниматели в течение года ежемесячно авансом вычитают из заработной платы лиц, работающих по найму, часть подоходного налога, а в конце года устанавливается окончательная сумма налога и проводится окончательный расчет. Итак, в этом случае нет необходимости в заполнении податовои декларации, а ответственность за все операции, связанные с уплатой подоходного налога, ложатся на работодателя.

Венгерские граждане, вместе с основным местом работы имеют и другие источники дохода, до 20 февраля должны предоставлять в налоговое ведомство налоговую декларацию о размере дохода, полученного в период с 1 января по С декабря прошлого года. К декларации прилагается справка с основного места работы, где указывается размер налога и сумма уже погашенного налога.

Итак, подоходный налог также является формой самостоятельного налогообложения, основанное на взаимном доверии между налогоплательщиком и налоговым ведомством.

Согласно закону пенсии - независимо от их величины - подоходным налогом не облагаются. Однако все другие доходы, если их сумма вместе с пенсией превышает 96 тыс. Форинтов в год, подлежат налогообложению. Итак, если годовой размер пенсий составляет менее 96 тыс. Форинтов, а пенсионер имеет дополнительный доход, но вместе эта сумма все равно не превышает 96 тыс. Форинтов в год, то налог платить не надо.

Если суммарный доход при пенсии ниже 96 тыс. Форинтов в год превышает эту сумму, налог рассчитывается следующим образом (табл. 17.7).

Таблица 17.7. Схема вычисления суммы налога при годовом размере пенсии менее 96 тыс. Форинтов

Если размер пенсии превышает 96 тыс. Форинтов в год и к этому добавляются другие виды доходов, налог рассчитывается по схожему принципу (табл. 17.8).

Таблица 17.8. Схема вычисления суммы налога при годовом размере пенсии свыше 96 тыс. Форинтов

Если пенсионер получает дополнительный доход как лицо, работающее по найму, то на него распространяется общепринятая льгота. Следовательно, при исчислении налога с суммы, подлежащей налогообложению, нужно вычесть 12 тыс. Форинтов.

Чтобы укрепить связь между гражданином и государством, с 1989 г.. Принятый порядок, по которому подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной степени зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.