Региональная экономическая политика и механизм ее реализации. Теоретические основы региональной экономической политики

Цель изучения темы

Основные вопросы

1. Суть, принципы и цели региональной политики.

2. Основные формы и методы государственного регулирования развития регионов.

3. Особенности реализации региональной политики в Украине.

Программная аннотация

Теоретические основы понятия региона. Виды регионов и способы их классификации. Функции регионов. Понятие регионального развития. Взаимоотношения государства и региона. Типы регионального развития. Основные теории регионального развития. Цели и задачи регионального развития. Факторы регионального развития. Ограниченность саморегулирования развития регионов. Региональное развитие как предмет экономической политики. Государственная региональная политика как основной инструмент регулирования регионального развития. Объекты и субъекты региональной политики. Особенности реализации региональной политики. Цели государственной региональной политики. Государственная региональная политика и стратегия регионального развития. Региональное управление. Индикативные уровне конвергенции и дивергенции регионов. Концепция устойчивого регионального развития. Прогнозирование регионального развития. Региональные уровне открытости экономики Украины. Региональная дивергенция в Украине. Направления и инструменты гармонизации региональной политики в Украине. Механизм реализации региональной политики в контексте приближения к европейским стандартам.

Суть, принципы и цели региональной политики

Регион - территория страны со специфическими природно и экономическими условиями и характерной направленностью развития производительных сил с учетом демографических, исторических, социальных особенностей, развитие которой осуществляется на основе законов национальной экономики и региональных, в результате чего формируются региональные экономические отношения. Основной критерий выделения региона - общность народнохозяйственных и региональных задач, технико-экономические особенности развития промышленности и сельского хозяйства, наличие субъектов, объединенных региональными экономическими, политическими, социальными, культурно-этническими интересами, в результате которых образуется региональный тип воспроизводства социальной системы.

Региональная политика государства - это:

Сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим и социальным развитием отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных интересов;

Социально-экономическая политика отдельных регионов, направленная на реализацию определенных целей и задач, исходя из внутренних потребностей и имеющихся ресурсов.

Оптимальное сочетание этих двух аспектов обеспечивает рациональную региональную социально-экономическую политику государства (рис. 11.1).

Рис. 11.1.

Стратегические цели региональной политики государства предусматривают:

o политические - сохранение унитарного (единственной) независимого государства, устранения условий для дезинтеграционных, сепаратистских процессов;

o экономические -обеспечение комплексного, сбалансированного развития регионов на основе реализации их потенциала, уменьшения социально-экономической дифференциации, ускорения рыночного реформирования;

o социальные - реализация конституционных прав граждан, обеспечения необходимых условий для жизни независимо от места жительства.

Все это реализуется через комплекс задач государственной региональной политики: укрепление основ украинской государственности; поиск оптимальной модели государственного и территориального устройства; обеспечение экономической самодостаточности областей через согласование общегосударственных, региональных и местных интересов и экономических; активное участие регионов и органов местного самоуправления в управлении государством и самостоятельное решение проблем в пределах своей компетенции; повышение и выравнивание региональных жизненных условий населения.

Состав субъектов государственной региональной политики приведен на рисунке 11.2.

Рис. 11.2.

Систему принципов государственной региональной экономической политики приведен на рисунке 11.3.

Рис. 11.3.

Комплекс целей государственной региональной политики предусматривает:

а) укрепление основ украинской государственности;

б) поиск оптимальной модели государственного и территориального устройства;

в) обеспечение экономической самодостаточности областей через согласование общегосударственных, региональных и местных интересов и экономических;

г) активное участие регионов и органов местного самоуправления в управлении государством и самостоятельное решение проблем в пределах своей компетенции;

д) повышение и выравнивание региональных жизненных условий населения.

Формирование государственной региональной политики требует четкого определения концептуальных принципов развития регионов на общегосударственном уровне. Такая концепция должна формировать идеи, цели и приоритеты развития региона на тактическую и стратегическую перспективы, учитывать основные проблемы и направления их решения для обеспечения структурной перестройки региона, улучшения территориальных экономических пропорций, осуществление разгосударствления и приватизации имущества, земельной реформы, способствовать развитию предпринимательства, постепенно выравнивать существующие различия между экономическими и социальными уровнями развития отдельных регионов с учетом исторических, демографических, природно-ресурсных и экономических особенностей.

Одной из существенных характеристик региона является его экономический потенциал, который определяют, во-первых, по его природными условиями, составляют природно-экологический базис развития регионов и рассматривается по качеству земли, природными ресурсами, удаленностью от рынков сбыта, развитостью инфраструктуры, погодно-климатическими условиями, экологическим состоянием территорий, непосредственно влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности региона; во-вторых, по производственным потенциалом, который вместе с ресурсами имеет конкретное денежное определение и существует в реальных формах производственного капитала: основной и оборотный капитал, фонды обращения и оборотные средства с учетом износа основных фондов. Третьим фактором, определяющим развитие регионов, является трудовой потенциал, который характеризуется по численности, структуре и качеству рабочей силы в соответствии с уровнем квалификации и образования работников.

Государственная региональная политика направлена на поддержку внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности социально-экономического развития, экологического состояния и улучшения жизненного уровня людей. Главным С основополагающих принципов государственного управления экономикой регионов является распределение власти между центром и регионами и практическая деятельность в регионах - это составляет предмет политики государства в отношении регионов, тактика государства заключается в ее действиях по выравниванию условий деятельности и социально-экономического состояния разных регионов, создание условий для их эффективного функционирования.

Итак, сущностью государственной региональной политики является совокупность организационно-правовых и экономических мер по текущих целей государства и эффективного развития регионов, рационального использования ресурсов, создания нормальных условий жизнедеятельности людей, обеспечения экологической безопасности окружающей среды и тому подобное.

Для решения на современном этапе ряда экономических проблем (несовершенства существующей отраслевой структуры большинства региональных хозяйственных комплексов, их низкой экономической эффективности; значительных различий между регионами в уровнях социально-экономического развития и существенного отставания некоторых регионов от нормативов развития социальной и производственной инфраструктуры - особенно это касается сельской местности; нерационального использования местных природных и трудовых ресурсов; чрезмерного загрязнения окружающей среды во многих городах и районах; отставание в комплексном развитии городов и сел; неудовлетворительной реализации возможностей регионов по международной интеграции Украины, совместного предпринимательства в сфере туризма и рекреации, привлечения в страну иностранных инвестиций и т.д.) возникает необходимость создать условия для оптимальной экономической самостоятельности регионов, принять организационных, правовых и экономических мер для обеспечения эффективного государственного регулирования процессов регионального развития страны и координации межрегиональных связей, то есть разработать основы продуманной государственной региональной политики (ДРЛ).

Однако поспешность экономической самостоятельности регионов без обеспечения правового поля может носить преимущественно политический характер, когда по региону будет закреплена роль пассивного наблюдателя экономических процессов, происходящих на его территории. Чтобы избежать такой ситуации важно определить региональную политику государства с точки зрения распределения власти между центром и регионами, который характеризует ее как совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития страны в соответствии с ЕЕ текущих и стратегических целей. Такие мероприятия направлены на стимулирование эффективного развития производительных сил, рационального использования ресурсов, создания нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечение экологической безопасности и совершенствования территориальной организации общества.

Проблемы самостоятельности региональной политики не могут быть решены принятием закона, здесь должна быть последовательность по созданию хозяйственно-финансовых условий для самостоятельности, что позволило бы привлечь промышленно-сырьевой потенциал той или иной территории и соответственно создать возможности для реального участия в территориальном воспроизводственном процессе.

Сейчас, несмотря на существенные особенности и потребности в применении региональных принципов управления экономикой, в управлении региональными процессами и дальше используют универсальные критерии и показатели, не отражают их специфики. Фактически регионы рассматриваются как уменьшенные копии национальной экономики в целом. Поэтому функции территориальных органов управления как возводились, так и сводятся к пассивному обобщения тенденций и показателей уровня развития предприятий и ведомств, расположенных в пределах территории.

Эффективная социально-экономическая политика имеет возможности укрепления унитарных принципов украинской государственности, поэтому ее формирование требует четкого определения концептуальных принципов развития регионов на общегосударственном уровне. Такая концепция формировать идеи, цели и приоритеты развития регионов на тактическую и стратегическую перспективы, определять основные проблемы и направления их решения для обеспечения структурной перестройки региона, улучшения территориальных экономических пропорций, осуществление разгосударствления и приватизации имущества, земельной реформы, способствовать развитию предпринимательства, постепенно устраняя имеющиеся различия между экономическими и социальными уровнями развития отдельных регионов с учетом исторических, демографических, природно-ресурсных и экономических признаков. Такая политика направляется на поддержку внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности социально-экономического развития, экологического состояния и повышение жизненного уровня людей.

Самым главным из принципов государственного управления экономикой регионов является распределение власти между центром и регионами и практическая деятельность в регионах, составляет предмет политики государства в отношении регионов. Тактика же государства заключается в ее действиях по выравниванию условий деятельности и социально-экономического состояния разных регионов, создания обстоятельств для их эффективного функционирования.

Экономический потенциал регионов определяют, во-первых, по его природными условиями, составляют природно-экологический базис развития. Они рассматриваются по качеству природных ресурсов, удаленностью от рынков сбыта, развитостью инфраструктуры, климатическими условиями, экологическим состоянием территорий, непосредственно влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности региона. Во-вторых, по производственным потенциалом, который вместе с ресурсами имеет конкретное денежное выражение и существует в реальных формах производственного капитала: основной и оборотный капитал, оборотные фонды и оборотные средства с учетом износа основных фондов. В-третьих, по трудовым потенциалом, который характеризуется численностью, структурой и качеством рабочей силы в соответствии с уровнем квалификации и образования работников.

Сущностью государственной региональной политики является совокупность организационно-правовых и экономических мер, направленных на текущие цели государства и эффективное развитие регионов, рациональное использование ресурсов, создания благоприятных условий жизнедеятельности людей, обеспечения экологической безопасности окружающей среды и тому подобное.

На этапе становления рыночных отношений на формирование и реализацию политики социально-экономического развития регионов Украины влияют четыре группы факторов:

1) государственная региональная политика;

2) экономические отношения в регионе (рыночная трансформация)

3) природно-ресурсный и производственный потенциал региона;

4) организационно-управленческие.

Первая группа факторов - это база для достижения социально-экономических целей. Факторы других групп имеют двойное назначение: с одной стороны, они являются основой для достижения социально-экономических целей, а с другой - на определенном этапе они являются целями социально-экономического развития региона. Важный методологический момент в этом процессе - это то, что региональная политика социально-экономического развития не является частью государственной региональной политики, а разрабатывается на ее основе с учетом принципов и основ последней.

Именно в связи с этим следует разработать соответствующие механизмы политики социально-экономического развития региона: реализации государственной региональной политики; обоснование целей политики социально-экономического развития, институционально-рыночных преобразований, рационального использования природно-ресурсных и производственных факторов развития; совершенствование управленческих решений.

Государственную региональную экономическую политику на современном этапе нужно строить, учитывая несовершенство существующей отраслевой структуры большинства региональных хозяйственных комплексов, их низкую экономическую эффективность; значительные различия между регионами в уровнях социально-экономического развития и существенное отставание некоторых регионов от нормативов развития социальной и производственной инфраструктуры (особенно это касается сельской местности); нерациональное использование местных природных и трудовых ресурсов; чрезмерное загрязнение окружающей среды во многих городах и районах; отставание в комплексном развитии городов и сел; неудовлетворительная реализация возможностей регионов по международной интеграции Украины, совместного предпринимательства в сфере туризма и рекреации, привлечения в страну иностранных инвестиций.

Итак, для решения этих проблем крайне необходимо создать условия для оптимальной экономической самостоятельности регионов, принять организационных, правовых и экономических мер для обеспечения действенного государственного регулирования процессов регионального развития страны и координации межрегиональных связей. Иначе говоря, следует выработать основы взвешенной государственной региональной политики, потому что преждевременная экономическая самостоятельность регионов без обеспечения правового поля будет преимущественно политический характер, когда региона будет отведена роль пассивного наблюдателя за ходом экономических процессов на его территории. Чтобы избежать такой ситуации, важно определить региональную политику государства с точки зрения распределения власти между центром и регионами, который характеризует ее как совокупность организационно-правовых и экономических мер, которые осуществляет государство в сфере регионального развития страны в соответствии с ее текущих и стратегических целей. Такие меры направляются на стимулирование эффективного развития регионов, рациональное использование ресурсов, создание нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечение экологической безопасности и совершенствования территориальной организации общества.

Объекты государственной региональной политики - это территориальные образования, в пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление, состав этих объектов определяется административно-территориальным устройством и экономическим районированием Украины; субъекты - органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионов.

Именно недостаток собственной региональной политики в недалеком прошлом привела к значительным диспропорциям в региональной структуре экономики государства, накопления экономических и социальных проблем. Сегодня для регионов Украины важным является вопрос о специфике становления предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности, реформирования аграрной сферы, социальной защиты населения. На региональном уровне для обеспечения функционирования полноценных рыночных отношений принципиально важно повысить покупательную способность населения, поскольку нынешний ее уровень отрицает возможность Существование современного рынка - рынка потребителя.

Составляющими государственной региональной политики является экономическая, социальная, экологическая, научно-техническая, гуманитарная, национальная, управленческая, демографическая, внешнеэкономическая и управленческая политика. Для каждой из них государство должно установить цели, задачи, приоритеты в региональном аспекте, то есть определить права, сферу, ресурсы и методы работы регионов, осуществлять определенные действия относительно них и поручать выполнение отдельных задач. Рассмотрим подробнее все названные виды политики.

Политика вообще - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, сред­ства и институты, с помощью которых данные интересы формулиру­ются, отстаиваются и защищаются. Политика - это интересы в дей­ствии.

Региональная политика - система намерений и действий, кото­рая реализует интересы государства в отношении регионов и внутрен­ние интересы самих регионов методами и средствами, соответству­ющими современным региональным процессам.

Под региональной политикой в Российской Федерации понима­ется система целей и задач органов государственной власти по управ­лению политическим, экономическим и социальным развитием регио­нов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президен­та РФ от 3 июня 1996 г. .

Региональная политика в России, так же как и за рубежом, прово­дится в жизнь комплексом законодательных, административных, соци­ально-экономических, экологических мероприятий, предпринимаемых федеральным центром, региональными и местными органами власти. Правовой ее основой является Конституция РФ. В этой связи следует различать региональную политику, проводимую федеральной властью по отношению к региональным, и собственно региональную, осущест­вляемую региональными властями на подведомственной им террито­рии. При этом все большая часть задач и мер по региональному разви­тию должна закрепляться за регионами, но данный процесс не должен


носить стихийный характер. Контроль за регионами со стороны госу­дарства должен сохраняться.

Многие рассматривают региональную политику как особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в региональном аспекте.

Региональная политика России имеет несколько основных направ­лений, среди которых региональная экономическая политика занима­ет одно из первых мест. В Основных направлениях региональной поли­тики Российской Федерации ей посвящен специальный раздел. В нем подчеркивается, что новое геополитическое положение России, много­образие форм собственности изменили критерии рациональности раз­мещения производства, специализации регионов, строительства отдельных предприятий. Возросшая самостоятельность регионов тре­бует совершенствования экономических и, прежде всего, бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.

Главная цель предстоящего времени - стабилизация производ­ства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.

В связи с этим усилия органов государственной власти РФ и орга­нов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на решение следующих задач:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, станов­лению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капи­тала, институциональной и рыночной инфрастуктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапном создании условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благо­состояния населения, рационализации систем расселения;

Достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышении ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транс­порта, связи, информатики и др.);

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомо-i ивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографиче­скими и миграционными проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отно­шении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующи­ми специальных методов регулирования (районов Арктики и Крайне­го Севера, Дальнего Востока, приграничных и других районов);

Совершенствование экономического районирования страны.
Главным условием реализации этих задач является обеспечение

единства экономического пространства страны, которое определяется единством и скоординированным развитием институциональных структур. При этом решение конкретных задач развития и совершен­ствования производства, бюджетных отношений, экономических и дру­гих проблем должно осуществляться соответствующими им способами и методами. Дальнейшее развитие должны получить прогнозирование и программирование.

Важнейшими исходными пунктами должны стать:

Прогнозирование платежеспособного спроса и его регионально­го распределения;

Изучение региональных рынков;

Оценка финансовых и других возможностей регионов;

Выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее вре­мя и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению региональных и федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Последние годы ознаменовались усилением внимания исполни­тельной власти к программной политике. Возможно, это объясняется тем, что на момент своего избрания Президент РФ не имел четкой эко­номической стратегии и спешил компенсировать данный пробел. Новая экономическая программа, рассчитанная на десятилетний период, была подготовлена Центром стратегических разработок. В ее основе - идея усиления рыночной компоненты и сокращение присутствия государ­ства в экономике, снижение государственных бюджетных расходов, фискального бремени.

Программа открывает перед страной три базовых пути развития.

1, Первый путь состоит в усилении либерального курса. Бюджет­ные расходы, в том числе и на социальную сферу, будут сокращаться. Такой курс приведет к росту социальной напряженности в стране вследствие падения реальных доходов населения.


2. Второй путь заключается в «реванше отраслевиков». Он пред-
;. полагает, что правительство будет активно инвестировать реальный
\ сектор экономики, стимулировать платежеспособный спрос. В усло-

| виях долговой зависимости реализовать его можно будет только за счет: масштабной эмиссии, которая резко ухудшит макроэкономические показатели и в конечном счете приведет к тем же, что и в первом слу-■ чае, результатам.

3. Третий путь, инерционный, предполагает сохранение нынеш-
I него компромиссного курса.

Ближайшее время покажет, какой из этих путей развития обще-I ство и Президент изберут и как они проявятся на региональном и мест-I ном уровнях.

До настоящего времени региональная политика России в целом,

и экономическая в частности была непоследовательной и противоре-I чивой. Вначале она осуществлялась под лозунгом «Берите суверени-Втета столько, сколько сможете», сегодня - под лозунгом укрепления г вертикали власти. Субъекты Федерации разрабатывают каждый свою

региональную политику, делая ставку на собственные возможности I (природные, материальные, трудовые и другие ресурсы). Такая поли-I тика учитывает общегосударственный интерес, экологические и другие I препятствия, которые могут проявиться при ее реализации. Так, Том-I екая область в региональной политике ориентируется на развитие I нефтегазового, научно-образовательного комплексов. Большое внима-I ние при этом уделяется отраслям аграрно-промышленного комплекса

В СССР начало активного проведения РЭП приходится на 1920-е гг.

I этап ее проведения охватывает 1920-1930 гг. Это период преодоления последствий гражданской войны и индустриализации страны. В этот период в управлении страной преобладал территори­альный принцип.

II этап РЭП охватывает 1940-е - первую половину 1950-х гг. В это время система совнархозов (т. е. территориальных органов управления) была заменена системой наркоматов (отраслевых органов). В управлении экономикой доминировал отраслевой принцип.

III этап приходится на 1957-1965 гг. В этот период снова были созданы совнархозы, и в управлении народным хозяйством терри­ториальный принцип вновь стал превалирующим.

IV этап начался в 1965 г., когда совнархозы были упразднены, и про­длился до 1980-х гг. В это время вновь возобладал отраслевой принцип управления. Проблемам регионального развития уделялось явно не­достаточно внимания. В конце 1980-х гг. была предпринята попытка резкой активизации РЭП. Разрабатывались модели «республиканского хозрасчета», усилилось внимание к проблемам, существовавшим в рес­публиках СССР. Тем не менее, это был весьма короткий период.

V этап РЭП начинается с 1993 г., когда были подписаны Мааст­рихтские соглашения. РЭП принимает межнациональной характер и осуществляется в рамках Европейского союза. К ее основным це­лям относятся:

1) обеспечение ускоренного развития стран ЕС, ко­торые отстают от среднего уровня;

2) решение внутренних проблем регионального развития, существующих в отдельных странах ЕС. В настоящее время в странах Западной Европы проводится весьма активная РЭП, которая дифференцирована по четырем группам стран: первая - это страны «сплочения». К ним относятся Ирландия, Греция, Португалия и Испания. Они являются относительно слабо­развитыми странами Европейского союза, на их территории распо­ложены самые бедные регионы в Западной Европе;

Вторая группа - страны «высокой дифференциации». Данную группу образуют Германия и Италия. Эти страны характеризуются существенными внутренними различиями в уровне развития терри­торий - между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;

Третья группа - Скандинавские страны (включают Финляндию и Швецию). Эти государства отличаются низкой плотностью населе­ния, существенной удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Четвертая группа - страны Северной Европы, включают Авст­рию, Францию, Данию, Бенилюкс, Объединенное Королевство. Глав­ные региональные проблемы, имеющиеся в этих странах, связаны с происходящими структурными изменениями экономики, региональ­ными проблемами занятости.

Следует отметить, что в странах Восточной Европы, многие из которых стали членами ЕС, проблемы регионального развития го­раздо острее, чем в странах Западной Европы. Основные противо­речия имеют место как в связи с существенной разницей в ситуации по линии «центр - периферия», так и с наличием депрессивных рай­онов. Эти же проблемы весьма остры и в России.

Понятие, задачи и принципы региональной экономической политики .

Региональная экономическая политика (РЭП) - комплекс различ­ных, законодательных, административных и экономических мер, про­водимых государством как на центральном, так и местном уровне с це­лью устранения диспропорций в экономическом развитии, достиже­ния более полного использования потенциала региона, содействия развитию депрессивных регионов страны, решения экологических и социально-экономических проблем регионального развития.

Соответственно, к задачам региональной экономической политики можно отнести следующие:

Создание условий для ликвидации различий в качестве жизни населения между регионами, а также крупными, средними и малы­ми городами, городскими и сельскими населенными пунктами;

Развитие специализации экономики регионов, обеспечиваю­щей наиболее полное соответствие ресурсного потенциала местным условиям, формирование эффективных национальных и внутрирегиональных производственных комплексов;

Обеспечение комплексного развития территорий регионов;

Решение существующих проблем регионального развития (эко­логических, демографических и др.);

Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стра­тегическое значение для государства в целом. РЭП, для того, чтобы быть эффективной, должна отвечать оп­ределенным принципам. К ним следует отнести:

Приоритетность. Данный принцип заключается в концентра­ции усилий на решении наиболее"важных проблем развития регионов;

Субсидиарность. Означает, что центр или вышестоящий орган власти должны обеспечивать решение только тех проблем регио­нального развития, которые местные органы управления не в со­стоянии решить сами;

Гибкость и превентивность. Предполагается, что проведение РЭП должно осуществляться на регулярном анализе ее эффектив­ности и своевременной корректировке, а также постоянном монито­ринге и прогнозировании социально-экономической ситуации в ре­гионах и принятии своевременных мер, упреждающих развитие негативных последствий;

Партнерство. Взаимодействие и сотрудничество республи­канских и местных органов управления и самоуправления, а также всех заинтересованных сторон в разработке и реализации региональной политики.

Виды и методы региональной экономической политики .

Региональная экономическая политика подразделяется на различные виды в зависимости от того, кто ее осуществляет, на какие объекты она направлена, как, какими методами и для решения ка­ких задач осуществляется. Прежде всего, следует отметить, что РЭП может быть как государственной, так и негосударственной. Первый ее вид разрабатывается и осуществляется государственными органами управления, он является составной частью всей социально-экономической политики государства. Негосударственная РЭП осуществляется крупными производственными, торговыми и финансовыми структурами, деятель­ность которых распространяется на различные регионы и которые, как правило, имеют в своем составе широкую территориальную сеть филиалов и подразделений. Это могут быть транснациональные кор­порации или национальные структуры. Например, ОАО «АСБ Бела-русбанк» имеет сотни региональных подразделений в своем составе, деятельность которых охватывает все административные районы республики, а также заграничные представительства. Естественно, что он осуществляет определенную РЭП, включающую стратегию и так­тику развития сети отделений и представительств. Кроме того, можно выделить национальную и межнациональную РЭП. Пример последней - РЭП Европейского союза.

РЭП относится к различным районам и уровням территориальной организации. В первом случае речь идет о различных регионах или их совокупностях, выделенных по тому или иному признаку (географическому, экономическому и др.), во втором - о типах населенных мест и территорий (сельская территория, малые города и т. д.). Возможно и сочетание этих предметных областей (например, малые города северного региона). Исходя из видов общественных подсистем, на которые направлена региональная политика, можно выделить собственно экономическую, а также научно-техническую, экологическую, демографическую и другие виды региональной политики. По степени охвата выделяется локальная (осуществляется в пределах районов или об­ластей), национальная и межнациональная РЭП. Важное значение имеет разделение РЭП на такие виды, как эксплицитпая (от англ. explicit - ясный, открыто выраженный) и имп­лицитная (от англ. implicit - подразумеваемый). Эксплицитная РЭП отражена в соответствующих программных документах, направле­на на решение четко определенных задач, относящихся к проблемам регионального развития. Что касается имплицитной РЭП, то она четко не декларируется, как относящаяся к региональной, а включает последствия для регионального развития различных социально-экономических решений, относящихся к промышленной, аграр­ной и другим видам экономической политики. Как и другие виды экономической политики, региональная может осуществляться прямыми и косвенными методами. К инструментам косвенного регулирования относятся те, посредством которых формируются условия, определяющие деятельность социально-экономических субъектов. К ним относятся налоговая, денежно-кредитная политика, создание правовых основ региональ­ного развития и др. Инструменты прямого регулирования включают разработку и осуществление определенных программ, принятие административных и экономических решений, относящихся к конкретным экономическим субъектам. Важным методом осуществления РЭП является программный. К числу государственных программ, определяющих цели, задачи, приоритеты, а также конкретные меры регионального развития, мож­но отнести: «Национальную стратегию устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года»,

Раздел 8. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Региональная экономическая политика - органическая часть общей социально - экономической политики государства, синтезирующая ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально - экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.

8.1. Особенности социально - экономической ситуации и хода реформ в регионах Российской Федерации

Кризисные процессы в экономике России охватили все регионы - субъекты Российской Федерации. На социально - экономическое положение регионов Российской Федерации решающее негативное воздействие оказывают макроэкономические факторы: сужение внутреннего рынка, инфляция, кризис неплатежей, обострившаяся внешняя конкуренция. Вместе с тем кризисные явления имеют значительные региональные особенности.

Наибольший спад производства характерен для регионов с высокой концентрацией отраслей промышленности, спрос на которые сокращается (особенно оборонной промышленности, инвестиционного машиностроения), испытывающих недостаток сырья или не выдерживающих конкуренцию импортной продукции рынка (например, "текстильные" регионы), удаленных от основных поставщиков и потребителей (регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока). По мере развития открытой рыночной экономики преимущества имеют регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой и экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.

В 1994 году 53 субъекта Российской Федерации снизили выпуск промышленной продукции более чем на четверть по сравнению с 1993 годом. Среди них все территории Центрального, Волго - Вятского, Северо - Западного и Северо - Кавказского (кроме Краснодарского края) экономических районов, значительная часть Западной Сибири, Дальнего Востока и Урала. Особенно обострилась ситуация в старопромышленных районах.

При продолжающемся спаде сельскохозяйственного производства появляются регионы, в которых наблюдается некоторый рост продукции сельского хозяйства (Удмуртия, Татарстан). Однако это не компенсирует снижения производства в основных специализированных сельскохозяйственных регионах: Центрально - Черноземном, Северо - Кавказском, а также в Алтайском крае.

Движение к общероссийскому рынку пока еще не смогло преодолеть начавшуюся в конце 80-х годов тенденцию территориальной дезинтеграции экономики. Продолжает снижаться интенсивность межрегионального обмена основными видами товаров. Рост транспортных тарифов сделал нерентабельными устоявшиеся хозяйственные связи окраинных регионов, создал опасность их обособления от экономического ядра России и преимущественной экономической ориентации на соседние государства (это особенно показательно для Дальнего Востока). Уже в течение ряда лет сохраняется критическая ситуация с завозом продовольствия и топлива в районы Крайнего Севера.

Увеличивается дифференциация регионов по уровню жизни. Существенно различается покупательная способность номинальных денежных доходов с учетом региональной дифференциации прожиточного минимума. Покупательная способность доходов в Северном, Центральном и Западно - Сибирском районах выше среднероссийской. Значительно ниже средней покупательная способность населения Дальневосточного, Восточно - Сибирского и Северо - Кавказского районов.

В сфере занятости населения особую тревогу вызывают депрессивные территории типа Ивановской области (уровень зарегистрированной безработицы - более 8 процентов), традиционно трудоизбыточные районы Северного Кавказа, а также районы с моноотраслевой и слабо диверсифицированной структурой хозяйства ("закрытые" зоны, потенциал которых определяют оборонные предприятия, а также малые и средние города, основу которых составляют одно - два предприятия).

Изменения условий жизни населения в регионах России и ближнем зарубежье качественно повлияли на географию миграционных связей. Традиционный приток населения в северные и восточные районы сменился на массовый отток. Реэмиграционный поток направляется в основном в районы европейской части России, в том числе на Северный Кавказ, имеющий и без того избыток рабочей силы и, кроме того, принимающий вынужденных переселенцев и беженцев из "горячих" точек.

Углубление различий между регионами осложняет проведение общероссийских реформ, чревато опасностями социально - экономических конфликтов.

В ходе экономической реформы серьезные различия наблюдаются в темпах и направлениях ее проведения. Модели реформирования экономики регионов, опирающиеся на использование региональных льгот и дотаций, в основном исчерпали свои возможности. Сохраняются различия между регионами по интенсивности рыночных преобразований и использованию административных методов регулирования. В этой ситуации особенно важно проводить дифференцированную по регионам федеральную политику.

Важнейшим направлением проводимой в регионах экономической реформы выступают институциональные рыночные преобразования. На начальном этапе реформы (1992 - 1993 годы) они быстрее осуществлялись в Центральном, Северо - Западном, Волго - Вятском, Уральском экономических районах. Относительно низкие темпы институциональных преобразований в восточных и северных регионах страны объяснялись особенностями приватизации предприятий топливно - энергетического комплекса и сырьевых отраслей, необходимостью учета в процессе приватизации экономических интересов малочисленных народов. Акционирование предприятий топливно - энергетического комплекса и других отраслей специализации Сибири и Дальнего Востока создает предпосылки для привлечения в эти регионы крупномасштабных внешних инвестиций. По-прежнему медленнее проходит процесс формирования многоукладной экономики в регионах с аграрной специализацией и особенно трудно - в группе наиболее отстающих по социально - экономическому уровню регионов (Калмыкия, Северная Осетия, Дагестан, Тыва и др.).

Ход реформ в России также затрудняется объективными особенностями регионального развития:

Специализацией ряда регионов на узком наборе видов хозяйственной деятельности, усугубляемой неразвитостью сферы услуг;

Преобладанием предприятий с собственным жилым фондом и объектами социальной инфраструктуры, ставящих многие города в зависимость от убыточности или прибыльности предприятия - гиганта;

Обилием образований типа "закрытых" городов, изолированных от окружающих населенных пунктов, с особым сложившимся укладом жизни, население которых менее подготовлено к рыночным условиям;

Существованием удаленных регионов с неразвитой транспортной инфраструктурой.

Организационно - правовые предпосылки, заложенные в новой Конституции Российской Федерации, позволили интенсифицировать развитие экономического федерализма и государственной региональной политики.

В ходе реализации Программы на 1993 - 1995 годы созданы база бюджетного федерализма и условия для перехода от индивидуально - договорного к нормативно - расчетному методу регулирования межбюджетных взаимоотношений. Установление региональными органами власти ставок налогообложения прибыли (как правило, на уровне 22 - 25 процентов), введение предусмотренных федеральным законодательством местных налогов укрепили доходную часть территориальных бюджетов. Но в процессе исполнения федерального бюджета заложенные при его утверждении механизмы действовали с серьезными сбоями. Практически всем регионам в том или ином виде предоставлялась помощь из федерального бюджета, а заложенные в федеральном бюджете пропорции распределения фонда поддержки субъектов Российской Федерации оказались нарушенными.

Налоговый потенциал размещен по территории страны крайне неравномерно, что объективно усложняет реализацию унифицированных нормативно - расчетных методов регулирования взаимоотношений между уровнями бюджетной системы России. Эти трудности усиливаются фактическим неравноправием субъектов Российской Федерации. Хотя из Республики Татарстан и Республики Башкортостан налоговые поступления увеличились, по ряду других республик положение принципиально не изменилось, что блокирует усилия федеральных органов исполнительной власти по расширению сферы применения нормативных методов территориального перераспределения бюджетных ресурсов.

По вопросам региональной политики в соответствии с Программой на 1993 - 1995 годы принят ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Реализуются федеральные целевые программы, оказывающие влияние на развитие регионов. Утверждена генеральная схема расселения. На разных стадиях разработки находятся более десяти федеральных законов, регламентирующих сферу действия региональной политики.

Правительство взяло курс на создание равных экономических возможностей во всех регионах и повышение однородности формируемого общероссийского рыночного пространства. С этой целью отменяются не оправдавшие себя налоговые и таможенные льготы и субсидии отдельным регионам и хозяйствующим субъектам.

8.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики

Цели региональной экономической политики Правительства имеют многолетнюю перспективу и связаны со стратегическими направлениями социально - экономического развития России. Главными целями являются:

Укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

Повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;

Всемерное использование региональных условий и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики.

Для достижения этих целей в период 1995 - 1997 годов Правительство намечает решение следующих задач:

Обеспечить устойчивую работу основных систем жизнеобеспечения, научно - производственного потенциала, федеральных и региональных инфраструктурных систем, преодолеть спад производства прежде всего в наиболее развитых опорных регионах, свести к минимуму социальный и экономический ущерб от сокращения неконкурентоспособных производств;

Содействовать созданию в каждом регионе - субъекте Российской Федерации ресурсно - финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально - экономического развития;

Содействовать восстановлению нарушенных и формированию новых рациональных межгосударственных и межрайонных экономических связей;

Развивать общероссийский рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

Сократить разрыв в уровнях социального и экономического развития регионов - субъектов Российской Федерации путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий;

Удержать в социально безопасных рамках уровень безработицы в крупных центрах и индустриальных районах;

Принять меры к урегулированию миграции населения, обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах, имеющих для этого необходимые предпосылки.

Правительство Российской Федерации будет использовать разнообразные формы и методы государственного воздействия при практическом осуществлении задач региональной экономической политики.

Основными формами этого регулирования являются:

Использование федерального бюджета и других источников для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;

Размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

Каждая федеральная целевая программа должна иметь детально разработанный территориальный разрез.

Основная часть мероприятий Правительства, оказывающих воздействие на региональное развитие, будет осуществляться в рамках общей макроэкономической, структурно - инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, проведения институциональных преобразований. При разработке и реализации должны учитываться интеграционный (агломерационный) региональный эффект и соответствие его интересам комплексного социально - экономического развития Российской Федерации. Так, при проведении конкурсов инвестиционных проектов с долевым (20 процентов) участием государства важно учитывать их влияние на социально - экономическую ситуацию в конкретных регионах (создание рабочих мест, развитие социальной сферы и т.д.).

По мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться фонд регионального развития, средства которого будут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения.

В целях развития наукоемких производств, высоких технологий и активизации международных экономических связей Российской Федерации в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, будут создаваться условия для формирования свободных экономических зон, технополисов и других "точек роста".

Всемерное вовлечение во внешнеэкономические связи регионов Российской Федерации - необходимое условие их социально - экономического развития, формирования экспортной базы, создания конкурентоспособных производств.

При этом совместная работа федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна обеспечить:

Координацию внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе с целью максимальной реализации их экспортного потенциала;

Формирование и реализацию межрегиональных программ внешнеэкономической деятельности;

Выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей, затрагивающих интересы соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для успешной реализации государственной региональной экономической политики предусматривается продолжить создание системы правовых и организационно - экономических норм, научно - технических и проектных работ, совершенствование механизмов государственного регулирования регионального развития.

В 1995 - 1997 годах намечается:

Подготовить нормативно - правовые документы о разграничении и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также об общих принципах организации местного самоуправления;

Разработать проект закона о субъекте Российской Федерации;

Законодательно - нормативно закрепить процедуру оказания мер государственной поддержки регионам;

Пересмотреть структуру подразделений федеральных служб в регионах и размещение их;

Шире использовать возможности новых организационных форм экономического сотрудничества (региональные и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, территориальные финансово - промышленные группы и другие);

Обеспечить единое нормативно - правовое пространство для всех субъектов хозяйствования на всей территории Российской Федерации;

Разработать и внедрить систему мониторинга и научных прогнозов финансово - экономического и социального развития регионов России с учетом требований рыночной экономики.

Приоритетными направлениями действий Правительства на 1995 - 1997 годы являются укрепление экономического единства страны и поддержка регионов, оказавшихся в наиболее тяжелой экономической ситуации.

8.3. Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции

Основы экономического механизма федеративных отношений в России, заложенные на предшествующем этапе политических, правовых и экономических реформ, будут развиваться в направлениях совершенствования бюджетно - налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию) между бюджетами различных уровней.

Будут создаваться условия, при которых регионы были бы заинтересованы в достижении лучших экономических результатов, в расширении финансовых возможностей федерального бюджета. Деятельность Правительства Российской Федерации будет направлена на создание такого механизма взаимодействия субъектов Российской Федерации, который обеспечивал бы свободу предприятий различных форм собственности и не допускал административных ограничений в перемещении товаров, финансовых ресурсов, рабочей силы между регионами. Должны учитываться интересы регионов при принятии решений, касающихся управления федеральной собственностью, находящейся на их территории.

В процессе реформирования налогово - бюджетной системы будет усилена роль рентных платежей при справедливом распределении экономического эффекта от природопользования между бюджетами всех уровней.

Развитие общероссийской и межрегиональной производственной инфраструктуры останется приоритетной областью инвестиционной деятельности государства. В то же время Правительство Российской Федерации будет создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций, в том числе иностранных, для развития теле- и транспортных коммуникаций федерального и межрегионального значения.

Принимая во внимание, что основные элементы федеральной инфраструктуры (железнодорожный транспорт, главные телекоммуникации и т.п.) являются естественными монополиями, Правительство Российской Федерации будет осуществлять контроль за их экономической деятельностью, в том числе над ценообразованием.

Сохранится контроль органов исполнительной власти за формированием железнодорожных тарифов, особенно на тех транспортных направлениях, где уровень тарифов существенно ограничивает производственную деятельность регионов и межрегиональные связи. В частности, будет продолжено сдерживание роста тарифов на железнодорожные перевозки на Дальний Восток на расстояния свыше 3000 километров.

Правительство будет поддерживать региональные и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, располагающие большими возможностями объединения усилий территорий. Государственным органам и ассоциациям целесообразно сосредоточить совместную деятельность на подготовке и реализации целевых программ, использовании преимуществ межрегиональной интеграции, создании эффективных форм хозяйствования, формировании территориально - производственных комплексов и "точек роста", поддержке предпринимательства, создании при необходимости совместной собственности.

8.4. Поддержка проблемных регионов

Особое внимание государство будет уделять проблемным регионам, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально - экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в экономическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом. На развитие экономической базы отстающих регионов потребуются значительное время и активная поддержка государства, прежде всего в вопросах привлечения в эти регионы инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств федерального бюджета. Населению этих регионов будет оказываться социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Депрессивные районы - территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризующиеся устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Российской Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик, что позволит оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Российской Федерации. Предусматривается разработка специальной федеральной программы по социально - экономическому развитию депрессивных районов, выделение в федеральных бюджетах на 1996 - 1997 годы необходимых средств для ее финансирования.

Предусмотренные нормативно - законодательными актами методы и механизмы поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействие инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовка кадров и т.д. с целью облегчения доступа предприятий и населения этих регионов к действующим (или формирующимся) каналам финансовой помощи будут являться основной формой поддержки депрессивных регионов. В связи с этим при разработке программы будет проведена полная инвентаризация такого рода механизмов, оценена эффективность их действия и определены возможности сосредоточения их применения преимущественно (или исключительно) в депрессивных регионах. Обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, предусмотренных федеральными программами развития производственной инфраструктуры, имея в виду:

Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально - политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), будут решаться с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы будут распространяться меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.

Народное хозяйство России не может нормально развиваться без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки топливно - энергетического и горнопромышленного комплексов. Будут решаться проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации. Особое внимание будет уделяться созданию благоприятных условий для коренных народностей Севера, обеспечению жизнедеятельности населения индустриальных центров, совершенствованию системы завоза товаров, переселению избыточного населения в районы, более благоприятные для проживания. Необходимо в 1995 году доработать и принять федеральную программу социально - экономического развития районов Севера.

Особое геополитическое положение Дальнего Востока и Калининградской области предопределяет необходимость принятия специальных целевых федеральных программ социально - экономического развития этих регионов, укрепления их транспортных связей с центральной Россией, усиления их роли во внешнеэкономических отношениях.

Требуют внимания регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Новое приграничье России глубоко интегрировано с сопредельными зарубежными территориями в экономическом, культурно - этническом и демографическом плане. Поэтому посредством правовых и экономических инструментов будет поощряться стремление приграничных районов к всеобъемлющему сотрудничеству с соседними областями Республики Казахстан, Украины, Республики Беларусь, других республик бывшего СССР. Учитывая прогресс в вопросах создания общего экономического пространства СНГ, намечается подготовить на межгосударственной основе предложения по нормативно - договорному оформлению приграничного сотрудничества по вопросам координации и регулирования транспортных, торговых, медицинских, культурных, информационных и других связей с прилегающими зарубежными регионами, совместного решения экологических проблем, правоохранительной деятельности и др.

В предстоящий период будет законодательно определен статус проблемных регионов разного типа.

  • 1.9. Методы гму и их информационное обеспечение
  • 1.10. Управленческие решения и контроль их исполнения. Организация работы с обращениями граждан.
  • 1.11.Зарубежный опыт гму.
  • 4. Статус государственного служащего (права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности)
  • 1.12. Сми в системе гму
  • 1.13. Пресса и администрация: проблемы управления и взаимодействия
  • 1.14.Система и структура федеральных органов государственной власти
  • 1.15.Система государственной власти субъектов рф
  • 2.1. Конституционные основы организации государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 2.2. Система законодательства о гму
  • 2.3 Юридическая защита прав и свобод граждан
  • 2.5. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих
  • 2.6 Правовое регулирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 2.7 Правовая защита государственных и муниципальных служащих. Контрактная система договорных отношений.
  • Российский федерализм: становление, проблемы и пути его совершенствования
  • 3.1.Необходимость грэ: цели, принципы,границы.
  • 3.2. Грэ: виды и функции.
  • 3.3. Структурная и инвестиционная политика государства в современной экономике.
  • 3.4. Региональная экономическая политика государства: цели и инструменты.
  • 3.5. Промышленная и аграрная политика государства в переходный период.
  • 3.6. Денежно – кредитная политика государства в рф.
  • Глава7 № 86-фз «о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»от 10.07.2002 полностью посвящена дкп.
  • 3.7. Современная оценка результатов экономической деятельности в системе снс.
  • 3.8. Бюджетная система рф и ее значение в обеспечении эффективности гму.
  • 3.9. Местный бюджет и социальная политика органов местного самоуправления
  • Экономические и финансовые основы мсу.
  • 3.11. Муниципальная экономика и ее регулирование.
  • 3.12. Банки, банковская деятельность и ее роль в формировании хозяйственного комплекса региона.
  • 3.13. Экономика социальной сферы: особенности современного этапа развития.
  • 3.14. Принципы управления природопользованием. Экологически ориентированное управление.
  • Экологический менеджмент: понятие, цели, задачи.
  • 3.16.Внешнеэкономическая политика Российского государства.
  • 3.17. Система государственного управления вэд.
  • 3.18. Роль статистики в грэ.
  • 3.19. Государственное регулирование предпринимательства в переходной экономике.
  • 3.20.Формы и методы государственного регулирования экономики региона
  • 4.1 Гос-ная и муници-ная служба: понятие, цели, функции
  • 4.2.Организационные и методологические основы государственной и мун службы
  • 4.4. Федеральное законодательство о гмс
  • 4.5.Государственный служащий в системе государственной службы.
  • 4.6.Современные проблемы становления государственной службы в рф
  • 4.7. Государственная кадровая политика в рф.
  • 4.8. Механизм реализации гкп
  • 4.9. Административно – упр-кая элита: сущность, структура, функции.
  • 4.10. Виды гос.Службы
  • 4.12.Должности гражд.Службы
  • 4.13.Требования к служебному поведению Гр-х служащих
  • 5.1. Кадры в системе государственной службы. Формирование персонала государственных и муниципальных органов власти.
  • 5.2 Система подбора и продвижения персонала в огму.
  • 5.3. Аттестация персонала государственной и муниципальной службы. Технология формирования кадрового резерва.
  • 5.4 Мотивация в работе с персоналом.
  • 5.5 Самоменеджмент и рационализация деятельности ГиМ служащих.
  • 5.6 Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала государственной и муниципальной службы.
  • Процесс управления и его организация. Цикличный характер управления.
  • Управленческий труд и оценка его результативности. Проектирование рабочих мест.
  • 5.9. Управленческая культура госслужащего.
  • 5.10. Современный отечественный и зарубежный опыт управления персоналом и использование эффективных технологий управленческой деятельности.
  • 5.11.Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
  • 5.12.Оценка эффективности деятельности органов самоуправления городск.Округов и муниципал.Районов.
  • 5.13.Фед.Программа «Реформирование и развитие системы гос.Службы рф(2009-2013)»:цели, задачи,пути реализации.
  • 5.14.Действующее законодательство о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должн.Лица(руководителя высшего исполнит.Органа гос.Власти) субъекта рф.
  • 3.4. Региональная экономическая политика государства: цели и инструменты.

    Регион – часть территории РФ, обладающая общностью природных, СЭ, национально-культурных и иных условий.

    Региональная политика (РП) РФ - система целей и задач органов ГВ по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.

    Государственная РП - политика государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития страны.

    РП является одним из важнейших направлений ГРЭ, она призвана обеспечить как более или менее равные возможности достижения желаемого уровня благосостояния жителям всех регионов, так и рациональное использование производственного и ресурсного потенциала каждого региона в целях общенационального развития.

    Рыночные отношения сами по себе не могут создавать экономические условия, которые бы позволили на различных территориях обеспечить одинаковый уровень жизни населения. Дифференциация уровней жизни неизбежно ведет к миграции населения, обострению межнациональных противоречий, замедлению развития регионов с более неблагоприятными условиями жизни. Опора на саморегуляционные возможности рыночных механизмов хозяйствования и отсутствие общегосударственной политики регионального развития усугубляет дезинтеграцию уровней жизни.

    Цели РП в РФ :главная цель – свести к минимуму неравенства, которые мешают социально – экономическому развитию страны; сохранение единства и целостности России;

      Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты граждан, независимо от экономических возможностей регионов;

      Обеспечение эк, социальных, правовых, организационных основ федерализма в РФ;

      Выравнивание условий с – эк развития регионов;

      Комплексная экологическая защита региона (предотвращение, ликвидация загрязн);

      Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

      Максимальное использование природно-климатических особенностей региона;

      Становление и обеспечение гарантий МСУ.

    Важнейшие положения РП:

    1. Децентрализация власти путём закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения. Усиление влияния населения на принятие решений ФОГВ. Эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия ФОГВ и ОГВ субъектов РФ, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Российского государства.

    2. Обеспечение действия принципа равноправия субъектов РФ между собой и в их отношениях с ФОГВ с учётом специфики каждого из них. Осуществляется это путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ в ходе подготовки и принятия правовых актов ФОГВ.

    Главная цель РЭП – стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.

    Задачи РЭП:

    1) укрепление эк основ территориальной целостности и стабильности государства;

    2) содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению регионального и общероссийского рынков товаров, труда и капитала, развитию рыночной инфраструктуры;

    3) сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне СЭР регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы, повышение благосостояния населения, рационализация систем расселения;

    4) достижение экономики и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение её жизнеспособности в рыночных услов;

    5) развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.)

    6) стимулирование развития регионов и городов, располагающих крупным НТ потенциалом, могущих стать «точками роста» экономики субъектов РФ;

    7) оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

    8) разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующих специальных методов регулирования;

    9) совершенствование экономического районирования страны.

    Одним из ключевых вопросов РЭП является реформа бюджетной системы, которая должна включать в себя: децентрализацию и изменение соотношения отдельных звеньев бюджетной системы, при которой значительная часть социальных расходов будет передана на места. Формирование самостоятельной базы регионов должно сопровождаться развитием местной рыночной инфраструктуры.

    РЭП должна обеспечивать структурные преобразования, способствующие развитию рыночных отношений, улучшению соотношения различных видов производства. Отраслевая политика государства должна стимулировать экономический рост и деловую активность в тех секторах народного хозяйства, которые могут эффективно производить продукцию для внутреннего и мирового рынков и где стабилизация производства имеет важное значение (ТЭК, АПК, конверсия военной промышленности).

    У каждого региона свои природно–географические характеристики. Эффективное применение этих условий требует соответствующей предпринимательской деятельности, создание и функционирование промышленных, сельскохозяйственных и др. предприятий соответствующего профиля. Именно такая научно – обоснованная политика рационального использования природных ресурсов региона должна проводиться при развитии и размещении предпринимательских структур.

    Другая проблема: в связи с жесткой конкуренцией, банкротством ряда предприятий, банков, миграцией населения безработица приняла массовый характер. Поэтомуобеспечение занятости трудоспособного населения и сокращение безработицы – одно из направлений РЭП.

    КРИЗИС: Содействие занятости населения.

    Максимальный размер пособия по безработице повышен с 3124 до 4900 рублей. В полном объеме пособие будет выплачиваться и гражданам, уволенным по собственному желанию.

    В федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости,

    включая: организацию общественных работ, как для безработных, так и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся в вынужденных отпусках; опережающее переобучение высвобождаемых работников; содействие в переезде к новому месту работы. Указанные средства будут выделяться под региональные программы создания рабочих мест и организации общественных работ. - Снижена квота на привлечение в РФ иностранной рабочей силы.

    Пропорциональность развития всех отраслей и сфер народного хозяйства – непременное условие подъема экономики региона. Один из рычагов решения этой проблемы – регулирование предпринимательской деятельности (инициирование развития, стимулирования и поддержания предпринимательства в тех отраслях общественного производства, где возникли или прогнозируются диспропорции). Для этого нужно восстановить разрушенные экономические связи, поддерживать конкуренцию в экономике региона.

    К основным формам этого регулирования относятся:

        инвестиции;

        создание предприятий необходимого профиля и вложение средств в эти предприятия;

        развитие производственной кооперации, торговых экономических и НТ связей с др. регионами и государствами;

        сдача в аренду гос. собственности, имущества гос. и мун. предприятий на определенных условиях;

        приватизация;

        льготное налогообложение;

        госзаказы;

        гос. поддержка инновационной деятельности.

    Инструменты РЭП:

    1. Федеральные целевые программы СЭР регионов.

    2. Участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсных и контрактных систем их реализации.

    3. Реализация федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

    4. Поддержка наукоёмких производств и развития высоких технологий.

    5. Содействие активизации международных экономических связей регионов РФ.

    6. Создание условий для формирования СЭЗ и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру.

    7. Содействие малому и среднему бизнесу.

    К числу инструментов РЭП относят прогнозирование и программирование, фискальную, монетаристскую, тарифную политику, регулирование предпринимательства.

    В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития регионов ЮФО, повышения благосостояния и качества жизни населения действует ФЦП « ЮГ России» на 2008-2012 (задачи: увеличить уровень бюджетной обеспеченности республик, повысить уровень занятости населения, сократить уровень бедности в республиках, снижение социальной напряженности в регионе)