Особенности переходной экономики россии. Особенности переходной экономики России

ТЕМА 8. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.

Особенности переходной экономики России

Приватизация

Рыночные преобразования

Особенности переходной экономики России.

Переходная экономика это состояние перехода от одной экономической системы к другой экономической системе, которое приводит к изменению ее основ, то есть форм хозяйственных связей, типов координации деятельности между субъектами экономики, типов собственности.

Отличительные черты переходной экономики:

1. Переходная экономика призвана сформировать основы новой экономической системы.

2. Переходная экономика, как правило – многоукладная экономика.

3. Переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство.

4. Относительная длительность преобразований в переходной экономике.

В экономической истории различают несколько типов переходных состояний экономики.

Во-первых, это радикальный переход от капитализма к социализму, осуществленный в СССР в довольно сжатые сроки, примерно в период с 1917 по 1930 годы. Здесь произошла революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими. Экономика была превращена в одноукладную командную экономическую систему. Наблюдалась ведущая роль государства в виде диктатуры пролетариата.

Во-вторых, к переходной экономике относят коренные изменения в способах координации экономики. К этому типу принадлежит, например, трансформация регулирования экономики западных стран после Великой депрессии 1929-1933 гг. Здесь не происходит смены экономической системы, но меняются принципы и технологические основы регулирования экономики.

В-третьих, к переходной экономике относят процесс ликвидации деформаций в экономике, вызванных внутренними или внешними причинами в бывших колониальных странах (или странах, пошедших по так называемому «некапиталистическому пути развития» при фактически традиционных экономических системах). Здесь происходит создание базиса независимой экономики, ликвидация отсталости в области социальной инфраструктуры. Однако для этих стран характерна политическая нестабильность и мучительный поиск своего места в международном разделении труда при уже сложившихся хозяйственных связях.

В-четвертых, к переходным состояниям относят процесс преодоления длительной полосы нестабильности в развитии экономики, как это происходило в странах Латинской Америки, где необходимо было преодолеть финансовую зависимость и макроэкономическую несбалансированность на фоне гиперинфляции.

Наконец, к переходной экономике относят ее специфические формы в постсоциалистических странах. Данный тип переходной экономики представляет собой межсистемный переход. Именно к такому типу относится и переходная экономика России.

В экономическом плане российское общество в значительной мере несет черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть - человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека.

Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

В связи с этим главные задачи переходной экономики России были следующие:

1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.).

3. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованной от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.

4. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии, минимизации госбюджета и т.д.

5. Формирование сильной системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики.

6. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

В числе важнейших институциональных изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии, можно назвать следующие:

Либерализация цен;

Введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов;

Принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей;

Перевод государственных предприятий на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятий и государства;

Ликвидация традиционного централизованного планирования;

Развертывание малой приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания;

Разработка правовых и организационных основ для проведения большой приватизации в промышленности, строительстве и на транспорте;

Обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства;

Достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу;

Создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введение пособий по безработице.

Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства государства в экономику с целью дать простор для ее самостоятельного развития. Для этого крайне необходимо преобразовать отношения собственности, провести разгосударствление и приватизацию.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Переходный процесс в России развертывается в конце XX в. в особых исторических условиях – условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. В названный период развитые индустриальные страны находятся в полосе перехода к постиндустриальному обществу. Страны с существенным развитием элементов традиционной экономики в настоящее время быстро прогрессируют на пути к современным формам рыночной экономики. Причем интенсивно идущий процесс обобществления, интернационализации производства и обмена позволяет им утилизировать целый ряд достижений постиндустриальной стадии. Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на переходную экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных, отмеченных выше, общечеловеческих глобальных тенденций.

Кроме того, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: выступает своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет всегда был проникнут данным «раздвоением». На этой основе развивалась борьба западников и славянофилов.

Подобная внутренняя особенность российской экономики и в прошлом и настоящем - также своеобразная уникальная черта, очевидно накладывающая свой отпечаток на содержание протекающих переходных процессов. Она также подчеркивает сомнительность эффективного использования в России моделей, разработанных на базе опыта западной экономики, требует искать конкретные формы переходной экономики, отвечающие данной особенности России.

В результате происходившего с конца 1980-х гг. перехода к рыночным отношениям в России сформировалась национально-специфическая модель переходной экономики. На формирование ϶ᴛᴏй модели, особенно на начальном этапе переходного процесса, сильное воздействие оказали исходные экономические и социальные условия:

Крайне высокая даже для социалистических стран степень огосударствления экономики;

Длительное существование принципиально антирыночной экономики, отсутствие коллективной памяти о рыночных отношениях;

Огромные диспропорции в отраслевой структуре национальной экономики, где главное место занимали военно-промышленный комплекс и отрасли по добыче и первичной переработке сырья и топлива при неконкурентоспособности большей части обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

Невысокий жизненный уровень основной массы населения при неплохой системе социальной зашиты, здравоохранения и образования.

Эти, в основном неблагоприятные, исходные экономические и социальные условия усугублялись отрицательным воздействием исходных политических условий, из которых главными были:

Распад союзного государства и необходимость формирования новой российской государственности:

Отсутствие в обществе в первое десятилетие преобразований консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, что обусловливало политическую нестабильность.

Наконец, характеризуя условия становления российской модели рыночной экономики, следует учитывать, что Россия в социокультурном отношении будет связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Поэтому российское общество издавна тяготело не только к западным, но и восточным моделям, о чем свидетельствуют следующие его социокультурные особенности:

Огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

Неразвитость частной собственности, прежде всего на землю, и неразрывная связь власти и собственности;

Слабое и запоздалое развитие автономного от государства гражданского общества;

Слабость индивидуальной хозяйственной инициативы при сильных коллективистских тенденциях .

В результате в России в 90-х гг. реализовался «компромиссный» вариант преобразований, в котором сочетались либеральные концепции с сохранением некоторых русских и советских хозяйственных и социальных институтов, особенно в нерыночном секторе. Этот путь оказался в социально-экономическом отношении неэффективным, он сопровождался глубоким и долгим спадом производства, примитивизацией его структуры, снижением жизненного уровня, разрастанием теневой экономики и другими негативными последствиями.

Но одновременно ϶ᴛᴏт «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

Союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть данных элит;

Номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

Нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

Неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

Сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По ϶ᴛᴏй причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

Высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

Слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «ϲʙᴏих» нормами;

Значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности.

Сегодня нашей экономике брошены два новых вызова. Первый – внутренний. Он заключается в том, что страна находится в довольно тяжелом социально-экономическом положении, которое характеризуется триадой показателей: стагнацией, наступившей с 2013 г.; рецессией, то есть снижением ВВП (с третьего квартала 2014 г.); и стагфляцией, которая связана с ускорением инфляции с 5% в 2012 г. до 6,8% в 2013 г. и до 7,6% в годовом выражении в 2014 г. И вырваться из этой триады сложно. Второй вызов – внешний (санкции западных стран против России) .

Безусловно, эти неблагоприятные изменения не могут не отражаться на состоянии потребительского рынка и на показателях социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.

Надеемся, что российская экономика прошла пик кризиса, т.к. наблюдаются признаки стабилизации деловой активности, рост ВВП, промышленности и товарооборота.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них будет стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для ϲʙᴏих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при кᴏᴛᴏᴩой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.

Преодоление данных недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».

Заключение

Сделаем следующие выводы:

Рыночная экономика и ее становление в современном мире – очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.

Переходная экономика – это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика переходного периода необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого – это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.

Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная – преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые экономические отношения и формы.

Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.

Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.

Переходная экономика – это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач: финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики; приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства; демонополизация – важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции.

Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход.

Список литературы

    Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н. Переходная экономика. – Ульяновск: УлГТУ, 2011.

    Красникова Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Рмега-Л, 2005.

    Кривонос Ю.Е. Экономическая теория. –Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

    Крюков В.А. Нерешаемые… решаемые проблемы? // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №10. – С. 2 – 5.

    Кулешов В.В. Современные вызовы социально-экономическому развитию России // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №12. – С. 5 – 14.

    Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2009.

После 1990 г., когда Советский Союз де-факто и де-юре прекратил свое существование, Россия вновь обрела свою государственность, – с бывшими союзными республиками в составе СССР были установлены дипломатические отношения, каждой республикой вводилась своя денежная единица и таможенные границы. Вся экономическая система СССР, базировавшаяся на планово-централизованном планировании и кооперации производства, фактически перестала существовать.

В этот период Россия оказалась в чрезвычайно сложной ситуации: с одной стороны, на ее экономику давил груз застарелых проблем – значительная монополизация экономики, ее милитаризация, структурные деформации, устаревание основные производственных фондов; с другой стороны, к существующим проблемам непрерывно добавлялись новые, – в наследство от СССР Россия получила около 70 млрд. долл. долга иностранным государствам и банкам, миграционные проблемы, этнические конфликты, падение мировых цен на сырьевые ресурсы, острую внутреннюю политическую борьбу.

На существующие проблемы накладывался мировоззренческий и культурный кризис российского общества: одни ценности утратили свое былое значение, другие еще не сформировались. В итоге российское общество периода 1991-2000 гг. характеризовалось большой степенью дезорганизации, экономическим и культурным упадком.

Однако кризисные явления и хозяйственный спад при формировании рыночной экономики стал характерным не только для России, но и для всех государств постсоветского пространства. Так, индекс реального ВВП в 1999 г. по сравнению с 1989 г. (1989 = 100%) составил для Чехии 94,7%, Румынии – 73%, Болгарии – 66,8%, России – 56,1%, Грузии – 33,8%, Молдовы – 30,5%. Таким образом, можно отметить, что трудности переходного периода носят объективный характер, так как для становления и эффективного развития рыночной экономики необходимо формирование:

· Значительного частного сектора в торговле, промышленности, в сфере услуг и других отраслях экономики;

· Законодательной базы рыночного типа;

· Достаточно многочисленной группы предпринимателей и частных собственников («среднего класса»);

· Системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для «новой экономики»;

· Адекватной налоговой системы, товарных и финансовых рынков;

· Общественных институтов и рыночного мышления.

Естественно, что все вышеперечисленные предпосылки не могут появиться одномоментным образом, – для появления и закрепления необходимых явлений и процессов необходимо время, – иногда весьма продолжительное. Это особенно важно для современной России, в которой живут люди разных поколений и мировоззрений – многие люди старшего возраста воспринимают переход к рынку как предательство идей справедливости и строительства нового общества, за которое они боролись, трудились и воевали. Это обстоятельство существенно затрудняло выработку адекватной законодательной базы для создания эффективной экономики, делало его половинчатым и компромиссным. Сейчас, на середину 2010-х годов, острота этой проблемы стала сниматься, но тогда, в переходный период, это было большим барьером для значительных групп населения.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что переходный период – это не только период трансформационного спада, а вся фаза перехода от планово-распределительной системы к рынку, включая все процессы становления новой экономической системы, хозяйственного законодательства, менталитета субъектов экономики. За переходный период экономической системе необходимо сформировать рынки рабочей силы, жилья, капиталов. Как осуществлять эти мероприятия – сразу или постепенно, в какой последовательности, – эти вопросы являются основополагающими для всего общества.

Российским руководством в 1991 г. был избран вариант быстрого и кардинального реформирования экономической системы – так называемый вариант «шоковой терапии». Однако крайняя непоследовательность в его реализации, низкая бюджетная и финансовая дисциплина, высокие налоги и слабый государственный контроль за хозяйственными процессами не позволили быстро и безболезненно реформировать российскую экономику. Переходный период в нашей стране неоправданно затянулся и происходил с большими материальными и моральными издержками.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Но одновременно этот «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

1. союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

2. номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

3. нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

4. неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

5. сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

6. высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

7. слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;

8. значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая государственные учреждения.

Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.

Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».