ТЕМА 8. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.
Особенности переходной экономики России
Приватизация
Рыночные преобразования
Особенности переходной экономики России.
Переходная экономика – это состояние перехода от одной экономической системы к другой экономической системе, которое приводит к изменению ее основ, то есть форм хозяйственных связей, типов координации деятельности между субъектами экономики, типов собственности.
Отличительные черты переходной экономики:
1. Переходная экономика призвана сформировать основы новой экономической системы.
2. Переходная экономика, как правило – многоукладная экономика.
3. Переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство.
4. Относительная длительность преобразований в переходной экономике.
В экономической истории различают несколько типов переходных состояний экономики.
Во-первых, это радикальный переход от капитализма к социализму, осуществленный в СССР в довольно сжатые сроки, примерно в период с 1917 по 1930 годы. Здесь произошла революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими. Экономика была превращена в одноукладную командную экономическую систему. Наблюдалась ведущая роль государства в виде диктатуры пролетариата.
Во-вторых, к переходной экономике относят коренные изменения в способах координации экономики. К этому типу принадлежит, например, трансформация регулирования экономики западных стран после Великой депрессии 1929-1933 гг. Здесь не происходит смены экономической системы, но меняются принципы и технологические основы регулирования экономики.
В-третьих, к переходной экономике относят процесс ликвидации деформаций в экономике, вызванных внутренними или внешними причинами в бывших колониальных странах (или странах, пошедших по так называемому «некапиталистическому пути развития» при фактически традиционных экономических системах). Здесь происходит создание базиса независимой экономики, ликвидация отсталости в области социальной инфраструктуры. Однако для этих стран характерна политическая нестабильность и мучительный поиск своего места в международном разделении труда при уже сложившихся хозяйственных связях.
В-четвертых, к переходным состояниям относят процесс преодоления длительной полосы нестабильности в развитии экономики, как это происходило в странах Латинской Америки, где необходимо было преодолеть финансовую зависимость и макроэкономическую несбалансированность на фоне гиперинфляции.
Наконец, к переходной экономике относят ее специфические формы в постсоциалистических странах. Данный тип переходной экономики представляет собой межсистемный переход. Именно к такому типу относится и переходная экономика России.
В экономическом плане российское общество в значительной мере несет черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть - человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека.
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
В связи с этим главные задачи переходной экономики России были следующие:
1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.
2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.).
3. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованной от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.
4. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии, минимизации госбюджета и т.д.
5. Формирование сильной системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики.
6. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
В числе важнейших институциональных изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии, можно назвать следующие:
Либерализация цен;
Введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов;
Принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей;
Перевод государственных предприятий на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятий и государства;
Ликвидация традиционного централизованного планирования;
Развертывание малой приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания;
Разработка правовых и организационных основ для проведения большой приватизации в промышленности, строительстве и на транспорте;
Обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства;
Достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу;
Создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введение пособий по безработице.
Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства государства в экономику с целью дать простор для ее самостоятельного развития. Для этого крайне необходимо преобразовать отношения собственности, провести разгосударствление и приватизацию.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Переходный процесс в России развертывается в конце XX в. в особых исторических условиях – условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. В названный период развитые индустриальные страны находятся в полосе перехода к постиндустриальному обществу. Страны с существенным развитием элементов традиционной экономики в настоящее время быстро прогрессируют на пути к современным формам рыночной экономики. Причем интенсивно идущий процесс обобществления, интернационализации производства и обмена позволяет им утилизировать целый ряд достижений постиндустриальной стадии. Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на переходную экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных, отмеченных выше, общечеловеческих глобальных тенденций.
Кроме того, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: выступает своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет всегда был проникнут данным «раздвоением». На этой основе развивалась борьба западников и славянофилов.
Подобная внутренняя особенность российской экономики и в прошлом и настоящем - также своеобразная уникальная черта, очевидно накладывающая свой отпечаток на содержание протекающих переходных процессов. Она также подчеркивает сомнительность эффективного использования в России моделей, разработанных на базе опыта западной экономики, требует искать конкретные формы переходной экономики, отвечающие данной особенности России.
В результате происходившего с конца 1980-х гг. перехода к рыночным отношениям в России сформировалась национально-специфическая модель переходной экономики. На формирование ϶ᴛᴏй модели, особенно на начальном этапе переходного процесса, сильное воздействие оказали исходные экономические и социальные условия:
Крайне высокая даже для социалистических стран степень огосударствления экономики;
Длительное существование принципиально антирыночной экономики, отсутствие коллективной памяти о рыночных отношениях;
Огромные диспропорции в отраслевой структуре национальной экономики, где главное место занимали военно-промышленный комплекс и отрасли по добыче и первичной переработке сырья и топлива при неконкурентоспособности большей части обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
Невысокий жизненный уровень основной массы населения при неплохой системе социальной зашиты, здравоохранения и образования.
Эти, в основном неблагоприятные, исходные экономические и социальные условия усугублялись отрицательным воздействием исходных политических условий, из которых главными были:
Распад союзного государства и необходимость формирования новой российской государственности:
Отсутствие в обществе в первое десятилетие преобразований консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, что обусловливало политическую нестабильность.
Наконец, характеризуя условия становления российской модели рыночной экономики, следует учитывать, что Россия в социокультурном отношении будет связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Поэтому российское общество издавна тяготело не только к западным, но и восточным моделям, о чем свидетельствуют следующие его социокультурные особенности:
Огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
Неразвитость частной собственности, прежде всего на землю, и неразрывная связь власти и собственности;
Слабое и запоздалое развитие автономного от государства гражданского общества;
Слабость индивидуальной хозяйственной инициативы при сильных коллективистских тенденциях .
В результате в России в 90-х гг. реализовался «компромиссный» вариант преобразований, в котором сочетались либеральные концепции с сохранением некоторых русских и советских хозяйственных и социальных институтов, особенно в нерыночном секторе. Этот путь оказался в социально-экономическом отношении неэффективным, он сопровождался глубоким и долгим спадом производства, примитивизацией его структуры, снижением жизненного уровня, разрастанием теневой экономики и другими негативными последствиями.
Но одновременно ϶ᴛᴏт «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:
Союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть данных элит;
Номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;
Нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;
Неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;
Сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По ϶ᴛᴏй причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;
Высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);
Слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «ϲʙᴏих» нормами;
Значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности.
Сегодня нашей экономике брошены два новых вызова. Первый – внутренний. Он заключается в том, что страна находится в довольно тяжелом социально-экономическом положении, которое характеризуется триадой показателей: стагнацией, наступившей с 2013 г.; рецессией, то есть снижением ВВП (с третьего квартала 2014 г.); и стагфляцией, которая связана с ускорением инфляции с 5% в 2012 г. до 6,8% в 2013 г. и до 7,6% в годовом выражении в 2014 г. И вырваться из этой триады сложно. Второй вызов – внешний (санкции западных стран против России) .
Безусловно, эти неблагоприятные изменения не могут не отражаться на состоянии потребительского рынка и на показателях социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.
Надеемся, что российская экономика прошла пик кризиса, т.к. наблюдаются признаки стабилизации деловой активности, рост ВВП, промышленности и товарооборота.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них будет стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для ϲʙᴏих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при кᴏᴛᴏᴩой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.
Преодоление данных недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».
Заключение
Сделаем следующие выводы:
Рыночная экономика и ее становление в современном мире – очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.
Переходная экономика – это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика переходного периода необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого – это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.
Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная – преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые экономические отношения и формы.
Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.
Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.
Переходная экономика – это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач: финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики; приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства; демонополизация – важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции.
Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход.
Список литературы
Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н. Переходная экономика. – Ульяновск: УлГТУ, 2011.
Красникова Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Рмега-Л, 2005.
Кривонос Ю.Е. Экономическая теория. –Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Крюков В.А. Нерешаемые… решаемые проблемы? // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №10. – С. 2 – 5.
Кулешов В.В. Современные вызовы социально-экономическому развитию России // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №12. – С. 5 – 14.
Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2009.
После 1990 г., когда Советский Союз де-факто и де-юре прекратил свое существование, Россия вновь обрела свою государственность, – с бывшими союзными республиками в составе СССР были установлены дипломатические отношения, каждой республикой вводилась своя денежная единица и таможенные границы. Вся экономическая система СССР, базировавшаяся на планово-централизованном планировании и кооперации производства, фактически перестала существовать.
В этот период Россия оказалась в чрезвычайно сложной ситуации: с одной стороны, на ее экономику давил груз застарелых проблем – значительная монополизация экономики, ее милитаризация, структурные деформации, устаревание основные производственных фондов; с другой стороны, к существующим проблемам непрерывно добавлялись новые, – в наследство от СССР Россия получила около 70 млрд. долл. долга иностранным государствам и банкам, миграционные проблемы, этнические конфликты, падение мировых цен на сырьевые ресурсы, острую внутреннюю политическую борьбу.
На существующие проблемы накладывался мировоззренческий и культурный кризис российского общества: одни ценности утратили свое былое значение, другие еще не сформировались. В итоге российское общество периода 1991-2000 гг. характеризовалось большой степенью дезорганизации, экономическим и культурным упадком.
Однако кризисные явления и хозяйственный спад при формировании рыночной экономики стал характерным не только для России, но и для всех государств постсоветского пространства. Так, индекс реального ВВП в 1999 г. по сравнению с 1989 г. (1989 = 100%) составил для Чехии 94,7%, Румынии – 73%, Болгарии – 66,8%, России – 56,1%, Грузии – 33,8%, Молдовы – 30,5%. Таким образом, можно отметить, что трудности переходного периода носят объективный характер, так как для становления и эффективного развития рыночной экономики необходимо формирование:
· Значительного частного сектора в торговле, промышленности, в сфере услуг и других отраслях экономики;
· Законодательной базы рыночного типа;
· Достаточно многочисленной группы предпринимателей и частных собственников («среднего класса»);
· Системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для «новой экономики»;
· Адекватной налоговой системы, товарных и финансовых рынков;
· Общественных институтов и рыночного мышления.
Естественно, что все вышеперечисленные предпосылки не могут появиться одномоментным образом, – для появления и закрепления необходимых явлений и процессов необходимо время, – иногда весьма продолжительное. Это особенно важно для современной России, в которой живут люди разных поколений и мировоззрений – многие люди старшего возраста воспринимают переход к рынку как предательство идей справедливости и строительства нового общества, за которое они боролись, трудились и воевали. Это обстоятельство существенно затрудняло выработку адекватной законодательной базы для создания эффективной экономики, делало его половинчатым и компромиссным. Сейчас, на середину 2010-х годов, острота этой проблемы стала сниматься, но тогда, в переходный период, это было большим барьером для значительных групп населения.
Наряду с этим следует подчеркнуть, что переходный период – это не только период трансформационного спада, а вся фаза перехода от планово-распределительной системы к рынку, включая все процессы становления новой экономической системы, хозяйственного законодательства, менталитета субъектов экономики. За переходный период экономической системе необходимо сформировать рынки рабочей силы, жилья, капиталов. Как осуществлять эти мероприятия – сразу или постепенно, в какой последовательности, – эти вопросы являются основополагающими для всего общества.
Российским руководством в 1991 г. был избран вариант быстрого и кардинального реформирования экономической системы – так называемый вариант «шоковой терапии». Однако крайняя непоследовательность в его реализации, низкая бюджетная и финансовая дисциплина, высокие налоги и слабый государственный контроль за хозяйственными процессами не позволили быстро и безболезненно реформировать российскую экономику. Переходный период в нашей стране неоправданно затянулся и происходил с большими материальными и моральными издержками.
Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.
Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.
Но одновременно этот «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:
1. союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;
2. номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;
3. нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;
4. неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;
5. сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;
6. высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);
7. слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;
8. значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая государственные учреждения.
Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.
Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».