Общая система и особенности налогообложения малого бизнеса. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства


Налогообложение субъектов МСП Упрощенная система налогообложения; Единый налог на вмененный доход; Единый сельскохозяйственный налог; Патентная система налогообложения (Гл.26.5 НК РФ). – Распространяется только на ИП и применятся с 1 января 2013 года Количество плательщиков – субъектов МСП (в % от общего количества субъектов МСП) на 1 января 2012 г УСН 6%УСН15%ЕНВД 15%ЕСХН 6%ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА 6% Общая система налого- обложения 25,8 %13,7 %46 %2,5 %С 2013 года12% В России действуют следующие специальные режимы налогообложения для субъектов МСП: 2


Специальные налоговые режимы для МСП 3 Суть специальных налоговых режимов заключается в замене определенного набора общих налогов единым. Перечень заменяемых налогов и сборов различен для организаций и индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики Организации Налог на прибыль организации НДС Налог на имущество организации Индивидуальные предприниматели НДФЛ НДС Налог на имущество физических лиц Важно! Переход на любой из специальных налоговых режимов является добровольным!


Единый сельскохозяйственный налог 4 Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и ИП, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу; осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах); реализующие эту продукцию и (или) рыбу; в общем доходе доля дохода от сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы, не менее 70 процентов. Не вправе перейти: 1) занимающиеся производством подакцизных товаров; 2) осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 3) бюджетные учреждения.


Единый сельскохозяйственный налог 5 Объект налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговый период - календарный год Отчетный период – полугодие Установление подобных сроков учитывает сезонный характер ведения сельскохозяйственного производства. Налоговая ставка 6 % Внимание! Организации, применяющие ЕСХН, обязаны вести учет на основании данных бухгалтерского учета, а индивидуальные предприниматели ведут учет в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином РФ.


Упрощенная система налогообложения 6 Целью УСН является уменьшение налогового бремени и упрощение отчетности для малых и средних предприятия и индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим критериям: - для перехода на УСН размер дохода за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН, не должен превышать 45 млн. руб.; - размер дохода за календарный год при применении УСН не должен превышать 60 млн. руб.; - среднесписочная численность работников не более 100 человек; Не вправе применять УСН: - организации, имеющие филиалы и (или) представительства; - банки, страховщики, НПФ; - инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг; - ломбарды; -производство подакцизных товаров; -добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; - частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; - доля других организаций составляет более 25 процентов; - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей. бюджетные учреждения; - иностранные организации.


Упрощенная система налогообложения 7 Объект налогообложения: - доходы; - доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка: для объекта доходы - 6 %; для объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 5-15% (определяется субъектами в зависимости от категории налогоплательщиков). Если по итогам отчетного (налогового) периода нарушены условия применения УСН, налогоплательщик обязан пересчитать налоги по общему режиму налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные нарушения. Налоговый период – календарный год. Внимание! Организации, применяющие УСН, с 1 января 2013 года ведут бухгалтерский учет.


Единый налог на вмененный доход 8 Фиксированный налоговый платеж, не зависящий от результатов финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика. Налогоплательщики ЕНВД – организации и индивидуальные предприниматели, не подпадающие под следующие ограничения: - деятельность в рамках договора простого товарищества; - организация является крупнейшим налогоплательщиком (см. ст. 83 Налогового кодекса РФ); - среднесписочная численность работников превышает 100 человек; -доля участия других организаций составляет более 25 процентов; -учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения; - услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций; - организации и индивидуальные предприниматели, если их деятельность, осуществляется в рамках договора доверительного управления имуществом. Важно! ЕНВД в настоящее время - добровольный режим! ЕНВД вводится в действие соответствующими нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. Важно! На ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды. При осуществлении нескольких видов деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности


Единый налог на вмененный доход 9 Объект налогообложения – вмененный доход. Величина вмененного дохода рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (например, количество работников). Базовая доходность корректируется на два коэффициента (К1 и К2), которые позволяют учесть такие условия как индекс потребительских цен, место осуществления деятельности, ориентированность потребителей товаров (работ, услуг) в той или иной местности. Важно! К1 – коэффициент-дефлятор. Устанавливается ежегодно Минэкономразвития России и публикуется в «Российской газете» до 20 ноября. Важно! К2 – корректирующий коэффициент. Устанавливается нормативно- правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт- Петербурга. Налоговая ставка - 15%. Налоговый период – квартал. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с действующим законодательством. Важно! Плательщики ЕНВД обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет в общеустановленном порядке и предоставляют бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговый орган по месту их нахождения.


Патентная система налогообложения 10 Налогоплательщики: индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, предусмотренный НК РФ. Патентная система налогообложения может применяться в том регионе, где она введена законом субъекта Российской Федерации. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Важно! Патент выдается с любой даты. Важно! Региональные власти вправе дифференцировать виды предпринимательской деятельности, а также устанавливать дополнительный перечень бытовых услуг, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения. Важно! При ведении индивидуальным предпринимателем нескольких видов предпринимательской деятельности патент необходимо приобретать на каждый из видов отдельно. Величина налога определяется исходя из суммы установленного по каждому виду деятельности потенциально возможного к получению годового дохода. Размер потенциально возможного к получению годового дохода для конкретных видов деятельности устанавливается законами субъектов Российской Федерации (максимальный – не более 1 млн. руб. – и минимальный – не меньше 100 тыс. руб.) Налоговая ставка: 6%


Итак: 11 Общий и специальные режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Исключение составляет упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая только индивидуальными предпринимателями. Выбор любого из налоговых режимов (кроме обязательного к применению единого налога на вмененный доход) является добровольным. Для перехода на специальный режим налогообложения необходимо в установленные Налоговым кодексом сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление. Обратите внимание: эти сроки могут меняться при изменении налогового законодательства. Важно: если налогоплательщик не определился с возможностью применения какого-либо из специальных налоговых режимов (за исключением ЕНВД), то «по умолчанию» он должен осуществлять налогообложение своей предпринимательской деятельности в соответствии с общим режимом.


Вопрос: можно ли перейти с одного режима на другой? 12 Важно! Если вы уже применяете общий режим налогообложения, перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) или на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) можно только со следующего года (согласно ст и ст НК РФ об этом надо уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего календарному году, начиная с которого планируется применять «упрощенку» или ЕСХН, соответственно). Обратите внимание: этот срок уведомления может меняться с изменением НК РФ! Если вы только зарегистрировались, перейти на УСН или ЕСХН можно в 30-дневный срок с даты постановки на налоговый учет. Перейти с ЕСХН на иной режим налогообложения по общему правилу можно лишь по окончании налогового периода, уведомив налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода и не позднее 15 января года перехода на иной режим (ст). Есть исключения (п.4 ст и др.) Важно: не все субъекты РФ приняли закон о возможности применения патентной системы, равно как не все субъекты РФ приняли закон о возможности применения ЕНВД. В связи с чем, не во всех регионах можно применять ЕНВД и патентную систему. Поэтому, прежде чем думать о переходе на эти режимы, важно выяснить, есть ли для этого в данном регионе законодательные основы. Перейти на ЕНВД или на патентную систему налогообложения можно с любого месяца календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган (ст п.3 и ст п.1). Если осуществляемый вид деятельности подлежит переводу на ЕНВД и одновременно указан в Перечне видов деятельности, по которым можно перейти на патентную систему, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать систему налогообложения. Важно: налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь вернуться на УСН не ранее чем через год после утраты права на УСН.


Итак: 13 Законодатель предусмотрел дополнительные барьеры против манипуляции налоговыми режимами с точки зрения фактора времени. Передумать и на следующий день поменять налоговую систему не получится. На УСНО переходят с начала календарного года, сменить на иной режим можно только с начала следующего года, при этом вернуться обратно на УСНО можно не ранее чем через один год после того, как было утрачено право на ее применение. На "вмененку" можно перейти практически сразу, а сменить данный спецрежим на иной - только с начала следующего года. Самый комфортный из всех режимов (с точки зрения предоставленных Налоговым кодексом временных возможностей) - патент, так как приобретается он на срок от 1 месяца, что позволяет быстро отказаться от него, если появится более привлекательная альтернатива. Важно помнить, что спецрежим в виде ЕСХН, ЕНВД и патент, в отличие от УСНО, применимы к строго ограниченному перечню видов деятельности.


Вопрос: есть ли ЕНВД в Москве? 14 Ответ: в Москве ЕНВД не применяется. ЕНВД есть только для «новой Москвы» и только до Единый налог вводится на территориях следующих поселений города Москвы: Внуковское, Вороновское, Воскресенское, Десеновское, Кленовское, Краснопахорское, Марушкинское, Михайлово- Ярцевское, "Мосрентген", Новофедоровское, Первомайское, Роговское, Рязановское, Сосенское, Филимонковское, Щаповское, Московский, Киевский, Кокошкино, Троицк, Щербинка. Вопрос: если фактический доход от применения патентной системы больше чем предусмотренный нормативными документами потенциальный размер, нужно ли уплачивать налог с разницы между фактическим и потенциальным доходом? Ответ: Министерство финансов в письме от /26 напомнило, что применяя патентную систему, предприниматели уплачивают налог с базы, которой является размер потенциально возможного дохода. Его устанавливают местные власти. Если реальный доход предпринимателя превысил рассчитанный в нормативных документах, то с разницы ничего платить не надо. Важно: помнить о максимальном пределе допустимого для патентной системы дохода (п.6 ст НК РФ). В 2013 году он составляет 60 миллионов рублей. В случае, если у предпринимателя доход превышает установленную величину, он теряет право на применение ПСН.


Вопрос: возможно ли совмещать два режима налогообложения одному предпринимателю? 15 Одновременное сочетание общего режима налогообложения и УСН исключено. Ст п.4: Организации и ИП, перешедшие на ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств определяются исходя из всех видов деятельности, а предельная величина доходов определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. Ст п.7: Организации и ИП, перешедшие на ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе перейти на уплату ЕСХН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом: 1) ограничения по объему доходов от реализации сельхозпродукции определяются исходя из всех осуществляемых этими организациями и ИП видов деятельности; 2) в отношении реализации налогоплательщиками ЕСХН произведенной ими сельхозпродукции система ЕНВД не применяется. Ст, п. 3 пп.13: орг-ции и ИП, перешедшие на ЕСХН, применять УСН не вправе. Ст п. 7: налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении этих видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, при этом они обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных результатов. Ст п. 6: если ИП применяет патентную систему налогообложения и осуществляет иные виды деятельности, в отношении которых применяется иной режим налогообложения, он обязан вести учет в соответствии с порядком, установленным соответствующим режимом налогообложения.


Вопрос: а как на практике? 16 Наиболее распространено сочетание общего режима налогообложения с системой ЕНВД, или упрощенной системы налогообложения с системой ЕНВД. В настоящий момент организации и индивидуальные предприниматели вправе применять два специальных налоговых режима одновременно: если по одному из видов деятельности они переведены на уплату ЕНВД, то по-другому разрешается работать на УСН. Дело в том, что УСН, в отличие от ЕНВД, распространяется на организацию в целом, а не на какой-либо отдельный вид деятельности. Например, для предприятий торговли возможны следующие сочетания налоговых режимов: единый налог на вмененный доход по розничной торговле населению и общий режим налогообложения по оптовой торговле; единый налог на вмененный доход по розничной торговле населению и упрощенная система налогообложения по оптовой торговле. Организации и индивидуальные предприниматели, совмещающие систему уплаты ЕНВД и иные налоговые режимы, на основании п. 7 ст НК РФ ведут раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Для этого достаточно: к счетам бухгалтерского учета (при необходимости) открыть субсчета для отражения операций по разным видам деятельности; в приказе об учетной политике утвердить рабочий план счетов и методику распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов (издержек обращения).


Вопросы - ответы 17 Вопрос из Интернета: возможно ли совмещение 2-х налоговых режимов ОСНО и ЕНВД на 2013г. по одному и тому же виду деятельности (транспортные услуги), например, 2 машины на ОСНО, 3 машины на ЕНВД? Ответ из Интернета: делить физический показатель нельзя: вы либо являетесь плательщиком ЕНВД по виду деятельности в целом, либо не являетесь им. Вопрос: трудовые патенты для мигрантов и налоговые патенты – это разное? Ответ: да, разное. Трудовой патент позволяет мигранту вести легальную деятельность на территории России, налоговый патент дает возможность любому индивидуальному предпринимателю «капитализировать» налоговый платеж (своего рода «откуп»). Более того, патент иностранному гражданину не выдается, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (пп.1 п.11 ст.13 Федерального закона от N 115-ФЗ (ред. от) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации« Вопрос: могут ли применять спецрежимы налогообложения нерезиденты? Ответ: надо смотреть конкретно нормы, относящиеся к тому или иному спецрежиму. Например, в отношении УСН есть прямой запрет в отношении его применения иностранными организациями. В отношении других спецрежимов для малого бизнеса аналогичных прямых запретов нет. Но, как следует из ответа на предыдущий вопрос, следует рассматривать налоговое законодательство в сочетании с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ и международными договорами РФ в сфере налогообложения.



Современная экономическая ситуация в РФ требует особого внимания к развитию структуры малого и среднего бизнеса. Экономика развитых государств базируется именно на ВВП от малого и среднего предпринимательства. От того, как эффективно будут работать механизмы государственной , зависит тенденция к их возникновению и развитию.

К одному из таких механизмов можно отнести систему . В 2005 году были внесены изменения в законодательную базу, касающуюся поддержки малого предпринимательства в России. И с 1 января малые предприятия лишились государственной «подпитки». Был отменен четырехлетний мораторий, форсированная амортизация, государственная денежная поддержка мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса и другие привилегии. Так государство «позаботилось» о самой незащищенной категории предпринимателей. Особенности налогообложения – это одна из самых волнующих тем для малого бизнеса.

Основные формы и особенности налогообложения малого бизнеса

В настоящий момент действуют четыре схемы налогообложения:

  1. Общий режим;
  2. Патентная система налогообложения;
  3. Единый налог на вмененный доход.

Основные формы и особенности этих видов налогообложения будут раскрыты ниже:

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Общий режим (ОСНО)

Если предприниматель не останавливается на какой-либо схеме налогообложения, то к нему применяется общий режим, так сказать «по умолчанию». При таком налогообложении предприятие ведет бухгалтерию и налоговый учет, и платит государству следующие налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ (13 %);
  • НДС (10% или 18%, зависит от того, чем занимается предприятие);
  • единый социальный налог;
  • акцизы и другие.

При применении общего режима налогообложения имеются преимущества:

  • предприниматель может заниматься различными видами деятельности, не имея при этом ограничений на размер дохода от предприятия;
  • есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;
  • привлечение любого количества наемных работников и другие.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

или «упрощенка», как ее любят называть. При этом виде налогообложения предприятие может выбрать из двух вариантов уплаты налогов:

  1. Выплата 6 % от всех доходов;
  2. Выплата 15 % от разницы между доходом и расходом.

Эта схема может применяться, если:

  • доход предприятия не более 60000000 рублей;
  • число наемных работников не должно быть больше 100 человек;
  • общая оценка имущества не более 100000000 рублей.

У данной схемы налогообложения имеется основное преимущество: предприятие не платит следующие налоги: на прибыль (юридические лица), на имущество, НДС. Эти налоги заменяются одним, расчет которого выбирается по желанию предпринимателя.

Но здесь нужно отметить, что если раньше ООО на УСН могло не вести бухгалтерский учет, то с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» это сделать невозможно. Для ИП это пока не является обязательным.

Патентная схема налогообложения

Применяется только для ИП, и то только для тех, кто укладывается в список, обозначенный Налоговым кодексом РФ (ст. 346.43). Суть данной схемы заключается в том, что предприниматель в начале года платит определенную сумму в бюджет за право заниматься конкретным видом деятельности.

Итоговая сумма патента исходит из ставки 6% от предполагаемого годового дохода предприятия.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Рассчитывается с момента постановки на учет, исходя из количества фактически отработанных дней в месяце. Данная схема налогообложения предполагает уплату налога в 15% от установленной базы доходности. Если предприятие поучило больший доход, то он остается и не облагается налогом.

Численность работников при данном виде налогообложения не должна превышать 100 человек.

При применении этой схемы налогообложения имеется огромное преимущество в том, что предприятие освобождается от уплаты ряда налогов: НДС, на прибыль для юридических лиц и на доходы для ИП, налога на имущество. Перечисленные налоговые выплаты требуют довольно сложного налогового и бухгалтерского документооборота, поэтому эта функция несколько упрощается.

При регистрации организации, предприниматель добровольно выбирает схему налогообложения.

Индивидуальные предприниматели чаще выбирают схему ЕНВД. Давайте посмотрим, почему.

  • Во-первых, единый налог на вмененный доход довольно просто рассчитывается.
  • Во-вторых, имеется большое количество программ, которые помогут рассчитать налог и оформить налоговую декларацию.
  • В-третьих, доход, заработанный организацией сверх базы, не облагается налогом и остается «в кармане».
  • В-четвертых, данная схема освобождает предпринимателя от уплаты нескольких налогов, поэтому она «дешевле» других схем налогообложения.

Описанные выше системы налогообложения, применяемые на предприятиях малого бизнеса, на первый взгляд кажутся довольно просты, на практике же все оказывается гораздо сложнее. Для эффективного подбора схемы налогообложения лучше обратиться к бухгалтеру. Особенно начинающий предприниматель окажется в довольно трудной ситуации, не зная тонкости налогообложения.

Общая система налогообложения для малого бизнеса должна строиться по принципу «чем меньше, тем лучше». Ведь маленькие компании, индивидуальные предприниматели порой работают, не привлекая дополнительных рабочих сил. Финансовая нагрузка налоговых выплат становится достаточно ощутимой, и без государственной поддержки такие предприятия достаточно быстро ликвидируются.

В современном развитом экономическом обществе некрупные предприятия развиваются очень активно, поэтому государство должно быть заинтересованно в эффективных и не агрессивных спецификах налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса.

Принимаются новые законы, улучшающие процесс налогообложения, появляются различные льготы, но на практике все оказывается не так радужно. Начинающий предприниматель, посчитав сумму, которую он обязан будет отдать государству в виде налогов, быстренько отказывается от интересных проективных идей, и просто начинает спекулировать вещами или продуктами.

Очень важна поддержка начинающего бизнесмена со стороны государства и эффективная система налогообложения малого бизнеса, потому что развитая структура малого и среднего предпринимательства – это показатель эффективной экономики страны.

//www.youtube.com/watch?v=Z3hkovAnq6k

Результаты аналогичных расчетов для различной структуры себестоимости продукции при фиксированных общей себестоимости, равной 20000 руб., конечной цене реализации равной 36000 руб.(при обычной системе налогообложения - включая НДС), и постоянном уровне рентабельности 50 % приведены в таблице 2.2.2.При этом под материальными затратами понимаются все затраты относимые на уменьшение налогооблагаемого дохода при упрощенной системе налогообложения. Как видно из таблицы 2.2.2.,упрощенная система налогообложения не выгодна для предприятий у которых доля материальных затрат в структуре себестоимости продукции относительно не велика, например, для предприятий оказывающие консультационные услуги или производящих научно-техническую продукцию, основной вклад в себестоимость которой вносят расходы на оплату труда.

Таблица 2.2.2.

Не следует забывать еще об одном обстоятельстве.Все приведенные выше расчеты в полной мере справедливы только для предприятий, которые производят продукцию, реализуемую конечному потребителю. В этом случае покупателя интересует только оплачиваемая им цена, ему безразлично, входит в нее НДС или нет. Для предприятий, реализующих продукцию производственно-технического назначения, ситуация несколько иная. Их покупателей данный вопрос уже не безразличен, поскольку приобретая материальные ресурсы без выделения НДС, они не вправе относить предполагающиеся в структуре цены суммы налога на расчеты с бюджетом и вынужденные списывать полную стоимость этих ресурсов на издержки производства и обращения, что в конечном итоге влечет за собой уменьшение их собственной прибыли. Выделение же НДС в первичных учетных и платежных документах на продукцию реализуемую предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, просто - на просто не возможно, так как они плательщиками данного налога не являются. В результате предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения и производящее подлежащую в общем случае обложению НДС продукцию производственно технического- назначения по которой на рынке существует достаточно жесткая конкуренция, могут оказаться неконкурентоспособными, если только не снизят цены на свою продукцию до уровня, исключающего НДС. Однако в последнем случае упрощенная система налогообложения оказывается невыгодной для подавляющего большинства предприятий. Вернемся к примеру, с которого мы начали рассуждения и предположим, что предприятие решило реализовать свою продукцию по цене не включающей обычную для данной продукции суммы НДС, то есть по цене 30000 руб. В этом случае выплачиваемого им налога совокупного дохода составит (30000-12000)*0,3=5400 руб., а сумма прибыли, остающаяся в его распоряжении - 30000-20000-2000-5400=2600 руб. Напомним, что при обычной системе налогообложения в распоряжении предприятия в тех же условиях остается 6500 руб. Разница огромная.

Еще раз повторим, что все данные расчеты приведены с единой целью предостеречь от поспешного перехода на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности. В каждом конкретном случае должен быть проведен серьезный экономический анализ, исходящий из условий применения единого и прочих налогов в данном регионе, экономические показатели деятельности предприятия и условий соответствующего рынка

2.3. Патентная система

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки на организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Патент выдается при соблюдении следующих условий:

если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;

если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Патентная система применима прежде всего в торговле и в бытовом обслуживании населения. Все предприятия торговли, оптово-розничные товарные рынки, торговые точки и предприятия бытового обслуживания и общественного питания согласно закону должны вести сложную бухгалтерскую документацию, подвергаясь при этом периодическим проверкам со стороны налоговой инспекции. Упрощенная система в этом случае "не работает". Не менее половины, а то и две трети выручки проходит мимо кассовых аппаратов. Серьезные неудобства в деятельности мелких предпринимателей сочетаются со значительными потерями для бюджета. Попавшиеся на нарушении налогового законодательства подвергаются громадным финансовым санкциям, порой способным полностью разорить мелкого предпринимателя. При этом вопреки бытующему мнению не следует думать, что любой, кто нарушает закон, делает это специально и сознательно. Малое предприятие просто не в состоянии нанять квалифицированного бухгалтера, успевать отслеживать все тонкости непрерывно меняющегося налогового законодательства. А индивидуальному предпринимателю это тем более не под силу. Применение патентной системы организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой стоимости патента. Для индивидуальных предпринимателей уплата стоимости патента заменяет уплату подоходного налога с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.

Объектами патентной системы могут стать предприятия мелкорозничной и мелкооптовой торговли, общественного питания (рынки, кафе, закусочные, аптеки, палатки, ларьки и др.),а также объекты сферы бытового обслуживания населения (бани, парикмахерские, ателье и др.).Очень легко можно решить все вопросы, связанные с переходом на патентную систему индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством товаров народного потребления, печатной продукции, изделий художественного промысла, ремонтом, торговлей, торгово-закупочной деятельностью. Патенты могут выдаваться по желанию налогоплательщика на срок от одного месяца до одного года с последующей пролонгацией. Следует еще раз подчеркнуть, что стоимость патента является налогом. Простота и удобство патентной системы для предпринимателей сочетаются с увеличением собираемости налогов, особенно там, где добиться этого наиболее трудно, где основная часть расчетов осуществляется наличными денежными средствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая политика прежде всего должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить финансовой базы экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса. Отдельные регионы дают неплохие примеры реального развития столь важного сектора экономики. Например, в Москве количество малых предприятий за последние 5 лет возросло в 6 раз и составляет в настоящее время более 200 тысяч. Таким образом, в целом по Москве свыше половины малых предприятий потенциально могут использовать упрощенную систему налогообложения. Однако реальная цифра перешедших на эту систему гораздо ниже. Естественно, прошло слишком мало времени, чтобы выявить все причины этого явления. Необходим скурпулезный анализ всех факторов. Среди общих причин можно отметить, что частая смена нормативных положений, особено налогообложение способствовало общему негативному отношению предпринимателей к нововведениям. Поэтому многие предприятия заняли выжидательную позицию. Необходимо серьезная разъяснительная работа в новой системе налогообложения. Немаловажное значение имеет и то, что выигрыш финансовом отношении от упрощенной системы налогообложения не столь высок для предприятий, как пытаются показать. Думается, что более радикальным средством для предприятий с небольшим числом работников будет перевод их а систему патентов. Естественно, что требуется серьезная работа по обосновании цены патента. Ясно, что это величина зависит от многих факторов: региональных особенностей, сферы деятельности предприятия, конкретного размера предприятия, средней доходности. Введение упрощенной системы налогообложения малых предприятий является перспективным направлением совершенствования налоговой системы. В месте с тем, как и любое нововведение, особенно в такой сложной сфере, как налогообложение, оно требует дальнейшего анализа и доводки. Нам представляются интересными отдельные предложения, выработанные в Минэкономике РФ в проекте нового Федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон" Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательств". Важнейшим отличием от всех действующих схем налогообложения малых предприятий является то, что база налогообложения расчитывается не по отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов предпринимательства. При этом предполагается увязать определение потенциального дохода с перечнем легко проверяемых показателе деятельности предприятий: используемая площадь, фактический оборот, число работающих и т.п. Однако суть остается, как и в действующем законодательстве: уплачивается единый налог, состоящий из двух частей - упрощенного подоходного налога, определенного на базе оценочных показателей,и стоимость патента на право использования упрощенной системы налогообложения. Важным представляется предложение о существенном снижении ставки упрощенного подоходного налога: по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 7% от оценочного дохода, а в бюджет субъектов РФ - не более 13 % от оценочного дохода. Предлагается перевод на упрощенную систему налогообложения осуществлять в обязательном порядке.

На современном этапе развития нашей страны малое предпринимательство призвано не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Главным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого предпринимательства.

В настоящее время роль малого предпринимательства в России явно недостаточна: по таким показателям, как доля малых предприятий в ВВП, или занятость, наша страна далека от аналогичных показателей развитых рыночных стран. Невелик вклад малого бизнеса и в финансовые ресурсы государства. Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, требует постоянного совершенствования правового регулирования малого предпринимательства, в том числе в области налогообложения.

Применение определенных законом дифференцированных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида этих субъектов. Важное значение имеет то обстоятельство, что в законе четко прописаны особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ними и Налоговым кодексом РФ малые предприятия имеют право применять:

1) общий режим (систему) налогообложения, при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги;

2) специальные налоговые режимы:

Упрощенную систему налогообложения;

Систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Иные специальные налоговые режимы.

Общая система налогообложения является налоговым режимом «по умолчанию» - его обязаны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, не облагаемые единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), и не представившие в налоговый орган заявление о намерении использовать специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Также общую систему налогообложения обязаны применять все предприятия, годовой доход которых превысил 60 млн. руб. (в связи с тем, что превышение данной суммы дохода является критерием, в соответствии с которым налогоплательщик лишается права использовать УСН).

Помимо уплаты всех основных налогов и ведения налогового учета юридические лица, применяющие ОСН, обязаны в полном объеме вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность - баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и ряд других отчетов. Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, вести бухгалтерский учет не обязаны, хотя и вправе делать это добровольно, для собственных целей.

Основные налоги, отличающие общую систему налогообложения от других налоговых систем:

Налоги юридических лиц:

Налог на прибыль организаций;

Налог на имущество организаций.

Налоги индивидуальных предпринимателей:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество физических лиц.

Вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД или др.) и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (например, заработной платы своим работникам, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и т.п.), обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды, удерживать НДФЛ из заработной платы и других выплачиваемых физическим лицам доходов и перечислять его в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Упрощенная система налогообложения - самый распространенный налоговый режим, применяемый предприятиями малого бизнеса. Она завоевала свою популярность по многим причинам, среди которых можно выделить значительно меньшую по сравнению с ОСН налоговую нагрузку, простоту ведения учета и отсутствие необходимости представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, а также добровольность выбора данной налоговой системы. Упрощенную систему налогообложения вправе использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, если они соблюдают требования ст. 346.12 НК РФ. Налогоплательщик, соответствующий указанным требованиям, имеет право избрать УСН либо остаться на общей системе налогообложения.

В УСН уплата основных налогов, на которых базируется общая система налогообложения, - налога на прибыль у юридических лиц, НДФЛ у индивидуальных предпринимателей (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС и налога на имущество заменена уплатой единого налога, официально именуемого «налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения». Напомним основные ставки налогов при общей системе налогообложения: налог на прибыль - 20%, НДФЛ - 13%, НДС - 18%, налог на имущество - до 2,2%. Ставка же единого налога при упрощенной системе налогообложения составляет 6% либо 15%. Разумеется, прямое сравнение налоговых ставок при общей системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения некорректно, так как перечисленные налоги имеют различные налоговые базы. Однако достаточно простые расчеты показывают, что общая сумма налогов, которые при одинаковых параметрах деятельности должен бы был уплатить налогоплательщик при общем режиме налогообложения и УСН, отличается в пользу последней в разы - выгода применения УСН очевидна. Упрощенная система налогообложения хороша еще и тем, что налогоплательщику предоставляется возможность не только ее выбора как специального налогового режима, но и выбора любой из ее «подсистем», отличающихся друг от друга налоговой базой и ставкой единого налога: либо 6% от дохода, либо 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов.

Под доходами при определении налоговой базы при УСН понимаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также различные внереализационные поступления (например, от долевого участия в каких-либо организациях, в виде процентов по договорам займа и т.д.). Что касается расходов, учитываемых при расчете единого налога со ставкой 15%, то их перечень является закрытым и приведен в ст. 346.16 НК РФ. При выборе между объектом налогообложения доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов, следует исходить из того, какую долю от ваших доходов составят документально подтвержденные расходы. Если доля таких расходов велика, то более выгодно уплачивать единый налог по ставке 15% от разницы между доходами и расходами. Если же доля расходов мала или их нельзя подтвердить надлежаще оформленными документами (актами приема-передачи, накладными, товарными чеками, чеками ККМ и т.д.), то более выгоден 6%-ный налог, исчисляемый с суммы доходов. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Никакую отчетность по единому налогу в течение года в налоговую инспекцию представлять не требуется, обязанностью налогоплательщика до окончания года является только уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая декларация по единому налогу подается в налоговый орган только один раз в год.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (система налогообложения в виде ЕНВД) - это специальный налоговый режим, применяемый в обязательном порядке налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, перечисленные в ст. 346.26 НК РФ, при условии, что он введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов или законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, режим в виде ЕНВД может применяться не на всей территории России, а только в тех ее субъектах административно-территориального деления, которые приняли соответствующие нормативные акты или законы.

Систему налогообложения в виде ЕНВД вправе применять как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО и др.). Уплата юридическими лицами ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Также юридические лица и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты иных налогов и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды, а также от исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Объектом налогообложения при использовании системы ЕНВД является не фактический доход налогоплательщика (под которым обычно подразумевается выручка, полученная от покупателей и заказчиков), а вмененный доход - некая условная, установленная законом сумма потенциально возможного дохода, который мог бы получить налогоплательщик, ставка налога равна 15 %.

Можно сделать вывод, что общая система налогообложения создает наиболее неблагоприятные условия для работы малых предприятий, чем специальные налоговые режимы.

Актуальность и значимость государственной поддержки малого бизнеса, выраженные принятием за последние годы существенных мер поддержки малого предпринимательства, позволили в значительной степени на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить рентабельность и эффективность производства, снизить издержки на ведение . Такими существенными мерами государственной поддержки малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей явилась разработка при проведении налоговой реформы специальных налоговых режимов, что в период 2003 - 2008 гг. явилось мощным стимулом к переходу субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые режимы и повлекло за собой увеличение инвестиций в малый бизнес, развитие производства, увеличение рабочих мест и занятости населения.
Закрепление налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности явилось значимым решением вопроса стабилизации доходной базы бюджетов данного уровня.
Дальнейшими мерами государственной поддержки малого бизнеса в 2008 - 2009 гг. явилось принятие ряда федеральных законов, усиливающих социальное значение специальных налоговых режимов и направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства. Вступившие в силу с 01.01.2009 законодательные дополнения и изменения предоставляют право субъектам РФ устанавливать налоговые ставки дифференцированно в пределах от 5 до 15% для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Налоговая декларация для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы с 2009 г., представляется только по итогам налогового периода (календарного года). Ранее необходимо было представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).
Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, разрешено привлекать наемных работников.
Вместе с тем приоритетной мерой поддержки малого бизнеса остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, включая налоговое регулирование. Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого бизнеса остаются: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка и реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В этой связи предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений и внедрение нормативно-правовых механизмов, определяющих взаимную ответственность сторон в различных возникающих правоотношениях; проведение эффективной конкурентной политики; создание налоговой системы, благоприятствующей развитию малого бизнеса.
Совершенствование нормативно-правовой среды невозможно в отрыве от разработки и систематизации опыта правоприменительной практики. В процессе применения новых нормативных документов возникают отдельные коллизии. Поэтому необходимо систематизировать возникающий практический опыт и своевременно вносить изменения в действующие правовые нормы в целях устранения таких коллизий.
В области налогообложения необходимо реализовать пакет мер, направленных на стимулирование развития малого бизнеса , обеспечивающий:
- развитие малого бизнеса в инновационной и производственной сферах;
- расширение круга субъектов малого бизнеса, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
- подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса;
- условия льготного кредитования для предприятий малого бизнеса;
- создание равных конкурентных условий в сфере малого предпринимательства;
- социальное стимулирование работников предприятий малого бизнеса на основе программ добровольного медицинского и пенсионного страхования;
- создание условий для реализации зарубежных программ развития малого бизнеса и активизацию международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса является кредитование. Невозможность получения кредита исключает способность на равных конкурировать с другими предприятиями. Проценты по кредитам необычайно высоки, таких высоких ссудных процентов нет ни в одной развитой стране. При этом безвозмездная материальная помощь предприятиям малого бизнеса подлежит налогообложению. Исчисляется НДФЛ с материальной выгоды для физических лиц, получивших ссуды от предприятий на свои неотложные нужды, если ссуда выдана под процент ниже ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Для решения задачи создания благоприятных условий кредитования малого предпринимательства, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. С этой целью необходимо минимизировать налоговую нагрузку на операции кредитования и заимствования.
Для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого бизнеса наряду с созданием системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов малых предприятий, развития института повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса, разработки методических основ и программ обучения необходимы также меры налогового стимулирования, направленные на снижение налоговой нагрузки. Представляется целесообразным для малого предпринимательства все денежные средства, вложенные в образование своих сотрудников, включая обучение в аспирантуре, освободить из-под налогообложения.
В целях имущественной поддержки предприятий малого бизнеса необходимы: проведение мониторинга на регулярной основе бездействующих производственных площадей, разработка правовых и экономических механизмов использования объектов государственной или муниципальной собственности субъектами малого бизнеса.
Вместе с тем остаются существенные проблемы в применения норм налогового законодательства, вызывающие коллизии и споры, и прежде всего для субъектов малого бизнеса. Такой проблемой, возникшей в первую очередь для субъектов малого предпринимательства, является сложность арендовать помещение под офис более чем на год, что дестабилизирует деятельность субъектов малого предпринимательства.
С одной стороны, собственник помещения - арендодатель, как правило, отказывается заключать договор аренды помещения под офис на срок более года в связи с необходимостью зарегистрировать договор аренды на срок более года в органах государственной регистрации, что влечет для арендодателя дополнительные издержки, главным образом временного характера. С другой стороны, сам арендатор - представитель малого бизнеса не всегда готов спланировать срок аренды офисного помещения ввиду того, что малый бизнес наиболее подвержен предпринимательским рискам.
Приобрести офисы небольших размеров, в пределах 50 - 90 кв. м, по контрактам соинвестирования всегда было большой проблемой из-за того, что инвестор-застройщик не заинтересован в реализации своего нежилого фонда, который ему самому выгоднее сдавать в аренду, и тем более не заинтересован продавать нежилой фонд небольшой площадью, поскольку для инвестора-застройщика возникают дополнительные издержки, а впоследствии - снижение эффективности управления нежилым фондом.
В докризисный период небольшая площадь нежилого фонда если и выставлялась на продажу инвестором-застройщиком, то всегда после реализации жилого фонда и всегда по цене, значительно превышающей стоимость аналогичной площади жилого фонда, что также не стимулировало приобретать нежилую площадь по несправедливой цене.
Выходом из создавшейся ситуации, казалось, стала возможность располагать офисы небольшой площади на первых этажах жилого фонда, с учетом возможностей законной перепланировки с отдельным входом. Также достаточно построено жилого фонда небольшой площадью и расположенного на первых этажах с отдельным входом.
С учетом направленности социально-экономической политики властей крупных городов на высвобождение помещений, расположенных на первых этажах, под предприятия малого бизнеса нелогичность возведенных застройщиком квартир на первом этаже с отдельным входом объясняется исключительно интересами строительного бизнеса.
Однако это был выход для субъектов малого предпринимательства, и такие небольшие помещения в жилом фонде ими приобретались под офис для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку такие приобретенные офисные помещения использовались субъектами малого бизнеса в целях осуществления предпринимательства, то и расходы на аренду, содержание и текущий ремонт учитывались в целях налогообложения при расчете налогооблагаемой базы. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) позволяет учесть в расходах арендные платежи за арендованное имущество и не ставит признание расходов в зависимость от статуса арендованного помещения (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Также Письмом Минфина России от 18.10.2005 N 03-03-04/1/285 финансовое ведомство указало, что "расходы учитываются в целях налогообложения прибыли, если они соответствуют условиям, предъявляемым НК РФ. Действие норм законодательства иных отраслей на признание расходов не влияет... поэтому расходы на аренду жилого помещения под офис могут учитываться в целях налогообложения".
Затем, Письмами Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/1/310, от 10.11.2006 N 03-05-01-04/310 и от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93 финансовое ведомство со ссылкой на п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ разъяснило, что жилое помещение не может использоваться для размещения в нем предприятий и учреждений до перевода его в нежилое. На основании этого расходы по аренде жилого помещения под офис не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли.
В поддержку такой позиции высказалось УФНС России по г. Москве в Письмах от 19.05.2006 N 28-11/43420 и от 22.09.2008 N 20-12/089130.
Но очевидно, что такая позиция отрицает создание равных возможностей в бизнесе и ведет к увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей малого бизнеса, использующих в своей профессиональной деятельности, осуществляющейся в целях получения дохода, офисное помещение, находящееся в составе жилого фонда.
Вместе с тем назначение жилого помещения и пределы его использования определены ст. 17 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), и согласно п. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности.
Возникшая спорная ситуация по вышеизложенной проблеме и по конкретным налогоплательщикам периодически разрешается в судах. В Постановлении ФАС Московского округа от 27.07.2009 N КА-А41/7015-09 по делу N А41-19766/08 суд указал, что возможность учесть расходы на аренду помещения не ставится налоговым законодательством в зависимость от отнесения помещений к нежилому фонду. Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС Московского округа от 21.08.2008 N КА-А40/7702-08 по делу N А40-56003/07-20-342, от 12.01.2007, 19.01.2007 N КА-А41/13145-06, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2006 по делу N А05-4649/2006-19, от 21.09.2005 N А56-50544/04, ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 по делу N А12-10256/07-С60. В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2007 по делу N А05-8537/2006-34, а также от 17.10.2006 по делу N А05-4649/2006-19 суд указал, что расходы налогоплательщика по аренде используемых под офис жилых помещений являются экономически обоснованными, документально подтвержденными и уменьшают затраты в целях налогообложения.
Как долго еще спорить предпринимателям с налоговым ведомством по вопросу учета в целях налогообложения расходов на аренду жилого помещения под офис? Все судебные споры по возникшей ситуации разрешились в пользу предпринимателей.
В связи с вышеизложенной спорной налоговой ситуацией у сторонников фискального подхода может создаться впечатление, что предприятия малого бизнеса преднамеренно не инвестируют в основные фонды, а выбирают аренду. К сожалению, действительно, в последнее время арендные отношения на предприятиях малого бизнеса преобладают. Проблема состоит в том, что действующая система налогового администрирования предусматривает авансовые платежи по налогу на прибыль и авансовые платежи по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, даже предприятия малого бизнеса, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ежеквартально обязаны перечислять авансовые платежи с фактически поступивших денежных средств в счет работ и услуг, которые еще не выполнены в полном объеме. В такой ситуации инвестировать в основные средства, во-первых, становится экономически невыгодно, во-вторых, не у всех предприятий малого бизнеса есть возможность накопить достаточные денежные средства в целях инвестирования в собственную материально-техническую базу. В этой связи представляется логичным в целях поддержки и развития малого бизнеса освободить предприятия сферы малого бизнеса, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, от уплаты авансовых платежей единого налога.
Актуальной проблемой развития малого бизнеса остаются задачи социальной поддержки работников предприятий малого бизнеса. Решение задач по привлечению квалифицированного кадрового состава требует комплексного подхода, включая социальную заботу о сотрудниках малого предприятия. В этой связи является важным разработка социального пакета, который давно и эффективно предлагается и используется крупным бизнесом при подборе кадров. Как правило, в социальный пакет входят добровольное медицинское страхование и добровольное пенсионное страхование. Страховые взносы организации по договору обязательного медицинского страхования работников относятся к расходам на оплату труда при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщикам медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ). База для исчисления предельной суммы взносов определяется с учетом срока действия договора в налоговом периоде. В расчет берутся расходы на оплату труда, произведенные с даты вступления договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ). Кроме того, выплаты по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным за счет средств работодателя в пользу работника, облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 213 НК РФ).
Оплату медицинских услуг своим работникам в целях налогообложения прибыли можно учитывать в составе расходов на оплату труда, так как расходами на оплату труда признаются любые затраты, понесенные организацией в пользу работника. Следует обязательно предусмотреть возмещение расходов на лечение в трудовых или коллективных договорах (п. 25 ст. 255 НК РФ). Согласно ст. 252 НК РФ также необходимо соблюсти требование документального подтверждения и экономической обоснованности таких расходов.
В отношении страховых взносов, направленных на добровольное пенсионное страхование, налоговая нагрузка также чрезмерна для предприятий малого бизнеса, что не стимулирует работодателя к заключению договоров не только добровольного медицинского страхования, но и добровольного пенсионного страхования в пользу своих работников.
В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ суммы взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного страхования относятся к расходам на оплату труда и включаются в затраты, принимаемые для целей налогообложения прибыли организации, только при условии применении пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников страхования. Если строго не соблюсти установленный порядок перечисления и зачисления страховых взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, то налоговый орган вправе применить п. 7 ст. 270 НК РФ, согласно которому такие расходы не принимаются в составе затрат в целях налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 237 НК РФ организации должны определить налоговую базу для исчисления обязательных взносов и платежей (ранее - ЕСН) по каждому физическому лицу. Объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и база для их начисления совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по установленным обязательным взносам и платежам. Таким образом, на взносы, которые уплачивает предприятие по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, необходимо начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.