Методы государственного регулирования рыночной экономики. Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Введение

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Борьба с инфляцией;

Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Рыночная экономика не способна самостоятельно заниматься ликвидацией данных проблем, именно поэтому важной и актуальным является рассмотрение роли и основных рычагов государственного регулирования рынка.

Структура работы представляет собой содержание, введение, три главы: первые две теоретико-аналитические и третья представляет собой практическое рассмотрение темы, с выводами по главам соответственно, заключение, список литературы и приложения.

Объектом исследований будут основные средства, меры и рычаги регулирования рынка. Предметом разработок для практического исследования темы будет автомобильный рынок России, а именно рассмотрение роли субсидирования государством ОАО «АВТОВАЗ» как одного из средств регулирования рынка.

Целью работы является исследование роли государственного регулирования рынка, его путей и мер. Основные задачи - исследование понятия рынок, его функций и механизмов, теоретический обзор сути, роли и функций государственного регулирования рынка, его объектов и направлений, основных средств и методов регулирования, изучение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства как основных рычагов регулирования рыночной экономики, практическое рассмотрение роли государственного регулирования на примере ОАО «АВТОВАЗ». Итогом курсовой работы будет теоретический обзор, аналитическое и практическое исследование путей и мер государственного регулирования рынка.

Государственное регулирование рынка

Сущность рынка. Понятие и роль государства в регулировании рынка

В современной экономике существует множество определений понятия рынок, наиболее полные из них представлены ниже.

Рынок - это экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок - это совокупность экономических отношений производств и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая боле эффективное решение экономических проблем.

Объектами рынка являются деньги, товары. В роли субъектов рынка выступают продавцы и покупатели, которые представлены государством, предприятиями, домохозяйствами и т.д.

Структура рынка - внутреннее строение, порядок, а также расположение его отдельных элементов их удельный вес в общем объеме. В связи с этим, рынок можно классифицировать по ряду признаков:

По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный.

По характеру производимого продукта: товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и др.

По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый.

По характеру продаж: оптовый, розничный.

По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и др.

По правовому положению: легальный, теневой и т.д.

По географическому признаку: местный, национальный, мировой.

Российский рынок является фундаментом общенациональных рынков товаров, услуг, труда, капитала, а также информации (рис.1).

Рисунок 1 - Место государственного рынка в национальной экономике

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его роль и содержание. В экономической теории различают следующие функции рынка:

Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товарах и услуг, издержках на производство и т.д. Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

Регулирование пропорций общественного воспроизводства (регулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.

Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирующая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество товаров и услуг, поскольку так можно выжить в своевременной конкурентной борьбе.

Распределение и обмен национального продукта (распределительная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствие с получаемыми доходами.

Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику то нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.

Перечисленные выше функции рынка представляют собой рыночный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить. Помимо этого, рыночная система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, закона спрос и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка (рис.2).

Рисунок 2 - Основные элементы механизма рынка

Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но обостряет некоторые проблемы, а именно:

Способствует обострению социальных отношений равенства;

Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

Не создает стимулов для производства общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.д.);

Не способствует развитию фундаментальных научных исследований;

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и т.д.

Эти вопросы относятся к функциям государства. Поэтому, в качестве одного из основных элементов механизма рынка выделяется государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование рынка - это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного положительного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении, а также с целью решения социальных проблем.

Государственное регулирование осуществляется через законодательства, государственное планирование, распределение, основанное на выпускаемых правительством нормативных актах.

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.
Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Государственное регулирование рынка

Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент.
Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

  • выполнение только в соответствии с законодательством;
  • отсутствие монополии;
  • обязательное лицензирование деятельности;
  • контроль транзакций посредников;
  • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

Основные задачи и механизм регулирования

В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

  • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
  • Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).

Регулирование рынка в РФ

Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

  • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
  • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.

Гарант финансовых инвестиций

Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;
  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q"q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Гаджиев Натиг Гадим-Оглы

доктор философии по экономике, старший преподаватель кафедры Регулирования экономики Азербайджанского государственного экономического университета

1100, АР, г. Баку, ул. Истиглалият, 6 E-mail: [email protected]

Гумбатова Сугра Ингилаб-Гызы

доктор философии по экономике, преподаватель кафедры цены и оценки Азербайджанского государственного экономического университета, докторант по программе доктора экономических наук Азербайджанского научно-исследовательского института экономики

и организации сельского хозяйства 1100, АР, г. Баку, ул. Истиглалият, 6 E-mail: s.qunbatova2012@yandex. ru

STATE REGULATION OF THE MARKET

Ph.D. Senior lecturer of "Regulation of economy" Chair, Azerbaijan State University of Economics, 1100, Republic of Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat street, 6

Ph.D., Lecturer of "Price and Assessment" Chair, Azerbaijan State University of Economics, doctoral students on program Doctor of sciences of Economics, Azerbaijan Scientific Research of Economy

and Organization of Agriculture Institute, 1100, Republic of Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat street, 6

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные формы и методы государственного регулирования рынка и воздействия на соотношение предложения и спроса.

Гаджиев Н.Г., Гумбатова С.И. Государственное регулирование рынка // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (27) URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/3240

Государственное вмешательство в экономическую жизнь в виде налоговой, денежно-кредитной политики отражает современный экономический мир. Регулирование субъектов рынка происходит посредством государственных расходов. Государство само закупает определенную долю реализуемой конечной продукции производства. Основное воздействие государства на спрос осуществляется по линии регулирования объема закупок, совершаемых индивидуальными лицами и частными фирмами.

The article considers the main forms and methods of state regulation of the market and the impact on the ratio of supply and demand. State intervention in economic life, in tax, monetary policy reflects the modern economic world. Regulation of market entities occurs by means of public expenditure. The state itself directly buys a certain share of realized final production products. The main impact of the state on demand is carried out through the regulation of the purchases volume committed by individual persons and private firms.

Ключевые слова: рынок, соотношение предложения и спроса, денежно -кредитная политика, налоговая политика.

Keywords: market, ratio of supply and demand, monetary policy, tax policy.

В современной экономической науке накоплен значительный теоретический опыт изучения данной проблемы. Вклад ученых в разработку проблематики как общетеоретических, так и практических вопросов регулирования рынка огромен. Однако необходимо отметить, что в настоящий момент остаются недостаточно изученными вопросы методологии воздействия государства на соотношение предложения товарной продукции и спроса на нее, а также отсутствует эффективный механизм принципов государственного влияния на спрос и предложение.

Целью данной статьи является систематизация теоретико-методологической базы государственного регулирования рынка в современных

условиях хозяйствования и разработка механизма принципов государственного влияния на спрос и предложение.

Переход бывших административно-плановых стран к рыночной экономике сопровождался существенными методологическими ошибками в сферах экономической науки и управления народнохозяйственным комплексом.

В течение всего ХХ столетия сочетание рынка и государства принимало разнообразные формы . Рынок и государство выполняют особые, присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве .

Экономисты сделали выводы о существовании рыночных «провалов», которых нельзя избежать и которые делают экономическое равновесие труднодостижимым. Сегодня специалисты утверждают, что исправить положение может только вмешательство государства путем усовершенствования регулирующих институтов рынка .

Одним из важнейших направлений современного государственного регулирования является воздействие государства на соотношение предложения товарной продукции и спроса на нее, вернее, воздействия на рынок.

Спрос и предложение представляют собой категории сферы обращения, и потому в их движении отражаются многообразные факторы. Одни из них возникают в самой сфере рыночных отношений, другие обусловлены развитием производства, распределения и потребления.

Государство проводит экономическую политику, направленную на уменьшение разрыва между предложением и спросом. По мнению авторов, государственное регулирование - это наиболее важный и эффективный элемент всей системы воздействия на потребительский рынок . Трансформация экономической системы, произошедшая в конце XX в. и повлекшая за собой реструктуризацию производства и переориентацию всей экономики, привнесла в хозяйственную жизнь огромный массив различных, ранее неизвестных обществу механизмов формирования спроса .

Непосредственным ее объектом является не столько предложение, сколько совокупный спрос на товарную продукцию. Государственное регулирование

спроса включает как воздействие на частные расходы на товары, так и дополнение их государственными расходами с целью обеспечить устойчивые темпы экономического роста. Экономическая политика государства оказывает влияние на формирование составных элементов совокупного платежеспособного спроса. Проводимая государственная экономическая политика может способствовать развитию потребительского спроса .

Основными покупателями на рынке товаров и услуг являются индивидуальные лица, частные фирмы и государство. Государство само закупает определенную долю реализуемой конечной продукции производства и строительства, поэтому основное его воздействие на спрос осуществляется по линии регулирования объема закупок, совершаемых индивидуальными лицами и частными фирмами.

Большое значение для изменения объема закупок конечной продукции производства и строительства имеют расходы на предметы потребления, так как последние формируют боле половины конечного спроса. Основным средством государственного воздействия на объем закупок предметов потребления служит налоговая политика. Изменяя ставки налога на личные доходы, размер необлагаемого налогом минимума, государство непосредственно регулирует объем денежных средств, остающихся в распоряжении потребителей. Однако анализ эффективности налоговой политики государства приводит к выводу, что изменение объема потребления не находится в прямой зависимости от изменения денежных доходов населения. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производств. Расширяющиеся производства будут предъявлять больший спрос на ресурсы, в том числе на труд, и таким образом возникнет мультипликативный эффект .

По своей структуре спрос на предметы потребления выражает потребности двух разнородных групп покупателей: малоимущих слоев населения

и представителей более обеспеченных слоев. Изменение налогов отражается на объеме закупок предметов потребления малоимущими слоями населения, но очень мало влияет на объем потребления более обеспеченных слоев.

Увеличение среднедушевого дохода и доходов корпоративного сектора при помощи государственного воздействия, с одной стороны, повысит уровень потребления, а с другой стороны, повысит сбережения и инвестиции в хозяйствующие субъекты, которые обеспечат дальнейший рост доходов. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производства и предложения.

Но в целом налоговая политика государства служит мощным средством воздействия на объем закупок предметов потребления, поскольку основная масса созданных предметов потребления покупается на доходы простых граждан и основную массу налогоплательщиков составляют получатели низких доходов. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. Одним из наиболее эффективных методов стимулирования потребительского спроса является выплата дотаций, которые компенсируют повышенные издержки и покрывают убытки .

Частные предпринимательские расходы на конечную продукцию производства и строительства обеспечивают реализацию более половины товарной продукции. Если учесть, что частные фирмы покупают примерно более 90 % продукции промежуточного производства, то их закупки обеспечивают реализацию около половины валового товарного продукта. Производственная и инвестиционная деятельность частных фирм является основой движения денежных доходов индивидуальных лиц.

Государственное регулирование объема закупок средств производства частными фирмами осуществляется путем кредитно-денежной и налоговой политики. Изменяя размер налогов на прибыль корпораций и кредитоспособность банковской системы, государство пытается воздействовать на объем закупок средств производства. Однако нет прямой связи между

размерами собственной прибыли и внешних источников финансирования, с одной стороны, и объемом закупок средств производства - с другой.

Уменьшение или увеличение степени использования денежных средств для закупки средств производства обусловливается общим состоянием экономической конъюнктуры. Система государственных мероприятий по стимулированию частных расходов на средства производства не влияет на общую экономическую обстановку, не изменяет основной тенденции в движении общественного производства и потому не может воздействовать на инвестиционные планы частных фирм. Объем закупок средств производства оказывается наименее поддающейся государственному регулированию частью совокупного товарного спроса. Балансы крупнейших хозяйственных субъектов показывают наличие больших финансовых резервов, которые не используются для производственного накопления, что свидетельствует об интенсификации процесса перенакопления денежного капитала.

Составной частью частных расходов на товары являются потребительский спрос и спрос на продукцию I подразделения, возникающие на основе государственных расходов. Величина этого спроса складывается, во-первых, из собственных закупок государством продукции производства и строительства.

Непосредственное участие государства в купле-продаже товарной продукции не является особенностью современной экономики, оно имело место и в прошлом. Нельзя считать особенностью и использование государственных товарных закупок в качестве дополнения к недостаточному частному спросу. Специфика послевоенного экономического развития мира состоит в том, что государство превращается в такого участника товарных сделок, который оказывает своими закупками постоянное и существенное влияние на соотношение спроса и предложения.

Статистика развитых рыночных стран свидетельствует, что особенно большое значение государственные закупки приобретают для реализации

продукции авиационной, ракетной, судостроительной промышленности, средств связи и военной техники.

Во-вторых, на основе государственных расходов возникает спрос со стороны индивидуальных лиц на предметы потребления, ибо почти половина государственных расходов на оплату товаров и услуг используется на содержание государственных служащих: гражданских и военных. По данным западных экономистов, на нужды государства работают около 15-25 % занятой рабочей силы. Вместе с государственными закупками товаров потребительские расходы государственных служащих обеспечивали примерно 22-32 % спроса на продукцию конечного производства и строительства.

Рост государственных товарных закупок означает расширение возможностей государственного регулирования рынка, в том числе спроса и предложения, что обусловлено развитием производства по государственному заказу возникающих на этой основе системы субконтрактов и системы заказов государственных поставщиков другим фирмам на поставку сырья, материалов, оборудования. Система передачи субконтрактов мелким и средним фирмам возникает в тех случаях, когда крупным промышленным монополиям самим невыгодно заниматься производством отдельных деталей или узлов товарной продукции. Вовлечение мелких и средних фирм в систему государственного регулирования расширяет границы координации производства и сбыта за пределами монополистического сектора.

Возможности государственного воздействия на соотношение спроса и предложения путем изменения расходов государства на покупку товаров и услуг зависят от источников финансирования государственных расходов.

Главным источником денежных доходов государства являются налоги. Рост государственных расходов на покупку товаров и услуг означает одновременное сокращение денежных доходов налогоплательщиков. В зависимости от социальной природы налоговой политики и государственных расходов, перераспределение денежных доходов может оставить объем спроса на товары без изменения, увеличить или уменьшить его. Анализ экономической

политики государства показывает, что она способствует росту спроса на товары и что этот рост достигается за счет доходов эксплуататорских классов. Когда в форме налогов в государственный бюджет поступает часть доходов простого населения, то расширение государственных расходов ведет лишь к перераспределению совокупного спроса. Реальный прирост спроса будет обеспечен лишь в том случае, если в форме налогов в государственный бюджет будет изъята часть частных сбережений отдельных лиц. Государственные расходы, финансируемые из этого источника, расширяют для частного капитала рынки сбыта товарной продукции.

По данным западной статистики, доходы примерно 35-55 % налогоплательщиков не превышают официально установленного прожиточного минимума. Именно эта часть налогоплательщиков уплачивает государству основную часть налоговых платежей .

Послевоенные годы в мировой экономике характеризуются резким возрастанием налогов на получателей доходов простого населения и одновременным развитием системы законных и незаконных уклонений от уплаты налогов представителями «элиты». Мировая практика свидетельствует, что характер налоговой системы многих западных рыночных стран ярко обнаруживается в практике перекладывания налогов на прибыли корпораций и косвенных налогов на покупателей предметов потребления .

Неравенство в налогообложении является серьезным препятствием на пути государственной политики стимулирования темпов экономического роста. В экономической литературе западных стран после неоднократного рассмотрения вопроса о необходимости реформы налоговой системы в 60-80 гг. были введены прямые денежные выплаты из государственного бюджета получателям низких доходов. Следует отметить, что в результате налоговой реформы в большинстве западных стран началось финансирование беднейших семей за счет перераспределения высоких доходов, в том числе за счет уменьшения налоговых льгот и уклонений от уплаты налогов.

Рост денежных доходов беднейших семей, получающих годовой доход ниже официального порога нищеты, бесспорно, может привести к соответствующему росту расходов на предметы потребления. Но это потребует такого перераспределения денежных доходов, которое будет равносильно уничтожению всех налоговых льгот.

Налоги на прибыли корпораций также представляют собой средство финансирования государственных расходов. Прибыль является главным источником финансирования частных капиталовложений; от ее размеров зависят возможности накопления, а следовательно, и расширения совокупного платежеспособного спроса. На первый взгляд представляется, что финансирование государственных расходов за счет налогов на прибыли корпораций должно оставить неизменным совокупный спрос на товары, перераспределив его между государственным и частным спросом. В действительности все зависит от возможностей использования той части прибыли частными фирмами, которая изымается в государственный бюджет.

Если налог изымает ту часть прибыли, которая необходима частной фирме для производственного накопления, то налоговая политика государства лишь изменит структуру спроса на товары, не затронув его общей величины. Но если государство изымает в бюджет часть прибыли, которая все равно не использовалась частной фирмой для производственного накопления, то государственные расходы в этом случае увеличат эффективный общественный спрос на товарную продукцию. Как показывает анализ налоговой политики большинства государств, налоги на прибыль способствовали росту совокупного спроса на товары, но удельный вес налогов на прибыль в доходах государственного бюджета уменьшается. Это значит, что относительно уменьшаются и масштабы государственного воздействия на объем совокупного спроса.

Как и всякий экономический процесс, государственное регулирование рынка, и в том числе воздействие государства на соотношение спроса и предложения, имеет качественную и количественную определенность.

Многофакторность движения спроса и предложения, наличие не только прямых, но и опосредствованных связей, воздействие на спрос и предложение не только государства, но и других экономических субъектов чрезвычайно усложняют выявление масштабов государственного воздействия на соотношение спроса и предложения. Большую определенность имеют качественные изменения в движении спроса и предложения, возникающие на основе государственного воздействия на экономику. Одной из этих качественных особенностей является стабильность относительной величины запасов нереализованной продукции.

До 40-50 гг. ХХ века развитие противоречия между стремлением к безграничному расширению производства и ограниченным ростом платежеспособного спроса проявлялось в резких колебаниях рыночных цен, абсолютной и относительной величины запасов нереализованных товаров.

Государственное регулирование привело к заметной стабилизации доли нереализованных готовых товаров. Так, доля запасов готовых товаров в объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности колебалась очень слабо. Относительно устойчивая величина разрыва между движением предложения и спроса стала одной из основ своеобразия в динамике рыночных цен после Второй мировой войны.

Государственное регулирование усилило колебания абсолютных объемов запасов готовых товаров и отгруженной продукции.

Статистика зарубежных стран показывает, что в 60-90 гг. ХХ века сохранились резкие колебания объемов запасов готовых товаров и отгруженной продукции. Это особенно было заметно при сравнении со среднегодовыми темпами прироста этих величин. Стабилизация относительной величины запасов готовой продукции достигается вследствие экономической политики государства и монополий, направленной на интенсивное приспособление объема и структуры предложения к объему и структуре платежеспособного спроса.

Сознательное регулирование соотношения предложения и спроса на уровне современных монополий и на уровне государства является одним из общепризнанных фактов реальной жизни современного экономического мира.

Возникающие при этом элементы планомерности имели сугубо рыночное содержание. Возможность несоответствия между динамикой предложения и спроса возникает в связи с тем, что условия производства товаров и условия их реализации не только не совпадают по месту и времени, но и различны по существу. По сравнению с ростом производства способность рынков к расширению определяется законами, действующими с меньшей энергией. Стабильность относительной величины запасов готовой продукции создает видимость принципиальных изменений в экономических законах, определяющих развитие производства и спроса. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть сущность экономических процессов, скрывающихся за движением предложения и спроса.

Эволюция теоретических представлений в современной мировой экономической мысли о роли государства в экономике со всей очевидностью свидетельствует о том, что, независимо от ее исходных позиций и направлений, они едины в главном: экономические функции государства по регулированию экономики неизбежны. При проведении экономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации .

Таким образом, рассмотренные выше особенности государственного регулирования рынка представляют собой взаимообусловленную и взаимосвязанную систему, эффективность использования которой зависит от реального состояния экономики, уровня организационной структуры, форм и методов управления. Только комплексное использование всех методов и форм воздействия государства на формирование спроса и предложения позволяет оптимизировать его объем и структуру в соответствии с национальными интересами, стратегическими задачами и целями.

Всё вышеизложенное дает основание утверждать, что использование

государственных рычагов воздействия на соотношение предложения и спроса

можно рассматривать как необходимое звено в системе регулирования

экономики.

Список литературы:

1. Ганкевич О.Д. Современные проблемы науки и образования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2008. - № 1. -С. 75-79.

2. Государственно-монополистический капитализм: общие черты и особенности коллектив авторов. - Политиздат 1975.

3. Гуренко В.И. Методы и принципы государственного регулирования потребительского спроса населения // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 5. - С. 252-259.

4. Данилов А.А., Данилова В.А., Литвинова Е.В. Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг на макро- и мезоуровнях // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 18-30.

5. Денисов Н.В. Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 9. - С. 36-41.

6. Денисов Н.В. Теневые механизмы формирования потребительского спроса // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 1. - С. 35-39.

7. Золотухин Д.Н. Направления развития «прогрессивного» потребительского спроса в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. -№ 3. - С. 63-66.

8. Соловьева О.А. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 21. - 2009. - № 1. - С. 23-27.

9. Ушакова Э.Т. Проблемы регулирования рыночной экономики в курсах «Экономическая теория» и «Экономика общественного сектора // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2010. - № 1. -С. 91-97.

10. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики. - 1994. - № 11. - С. 80-91.

11. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. - М.: Русская Деловая Литература, 1999.