Местные налоги и сборы устанавливаются. Местные налоги и сборы

Налоговая система РФ устроена по многоуровневой схеме. Есть сборы, которые взимаются в федеральный бюджет, есть те, что направляются в региональную казну, а есть те, за исчисление и взимание которых отвечает муниципалитет. Какие местные налоги и сборы установлены в РФ? Каков порядок их исчисления и распределения?

Определение

Местные налоги и сборы - это обязательные для отдельных субъектов правоотношений платежи, установленные НК РФ. Также источниками права в данной сфере могут быть локальные акты, принятые органами власти муниципалитетов.

К местным налогам относятся налоги на землю и имущество физических лиц. Вводятся соответствующие обязательства или же прекращают свое действие в соответствии с Налоговым кодексом, а также нормативными актами, принятыми в муниципалитетах.

Распределение полномочий

Рассмотрим то, как местные налоги и сборы взимаются на практике. Если речь идет о таком типе муниципалитета, как городской округ, то полномочия органов, связанных с установлением или прекращением соответствующих платежей, возлагаются на представительную ветвь местной власти или же аналогичные структуры в рамках районов, при условии, разумеется, что в регионе РФ приняты локальные акты о разграничении полномочий между этими органами.

Налоги в городах федерального значения

Если речь идет о городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, - то местные налоги и сборы регулируются НК и законами указанных субъектов РФ. Если говорить об установлении соответствующих платежей, то полномочия органов власти в городах федерального значения могут быть связаны с регулированием ставок, порядком, а также сроками уплаты сборов - но только в случае, если в НК РФ нет релевантных формулировок.

В свою очередь, законодательные собрания указанных городов могут определять то, как исчисляется налоговая база, устанавливать льготы.

Ключевые принципы

Налоги местного самоуправления в РФ взимаются в рамках следующих ключевых принципов.

Во-первых, конкретный перечень платежей определяется на уровне федерального законодательства, равно как и полномочия муниципалитетов, связанные с установлением, корректировкой или же отменой налогов и сборов.

Во-вторых, если в регионе предусмотрены такие административно-территориальные единицы, как городские округа, то в них могут устанавливаться полномочия, связанные с регулированием налогов и сборов, что приняты для поселений и районов.

В-третьих, соответствующие платежи призваны наполнять местные бюджеты. Налоги и сборы, таким образом, - в числе ключевых механизмов финансового обеспечения муниципалитетов. Ставки платежей устанавливаются законодательными органами власти локальных территориальных образований. Также НК РФ предусмотрены нормативы соответствующих зачислений налогов и сборов в бюджет муниципалитета.

В-четвертых, если речь идет о казне отдельного поселения, которое входит в состав района, то в нее могут зачисляться доходы от локальных налогов и сборов в рамках норм реализации бюджетной политики на соответствующем уровне, закрепленных в федеральном законодательстве.

Аспекты установления налогов и сборов

Рассмотрим некоторые ключевые аспекты, касающиеся установления рассматриваемого типа платежей. Как мы уже отметили выше, к числу местных относятся налоги на землю и имущество. Ключевые нюансы их установления на уровне округов, районов и городов федерального значения мы исследовали. Полезно вместе с тем отметить, какими нормативными актами регулируется установление местных налогов и сборов, связанных с имуществом и землей. Это прежде всего НК РФ, а также ФЗ, принятый 9 декабря 1991 г., "О налогах на имущество физических лиц". Устанавливает местные налоги и сборы НК РФ. Однако в данном аспекте могут применяться также и локальные нормативные акты муниципалитетов.

Кто платит местные налоги и сборы? Все зависит от конкретного типа соответствующих обязательств. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Кто платит в местный бюджет?

Если речь идет о земельном налоге, то обязательства по его уплате могут возлагаться как на физических лиц, так и на организации, которые владеют землей на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. То есть можно отметить, что если человек или фирма арендуют землю, то обязательств по уплате соответствующих налогов они не несут.

Налог на прибыль бизнесов;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Государственные пошлины;

Сборы, взимаемые за пользование биологическими ресурсами и объектами животного мира.

Также на федеральном уровне могут взиматься платежи, отражающие специальные режимы. Каков размер нормативов, в рамках которых часть соответствующих налогов может зачисляться в казну муниципалитетов? Многое зависит от конкретной территориальной единицы. Например, если речь идет о поселениях, то в отношении них норматив от НДФЛ - 10%. В свою очередь, если речь идет о муниципальном районе, то от федерального НДФЛ им отчисляется 20%. Весьма приличен показатель, установленный для ЕНВД. От этого налога в казну районов подлежит перечислению 90% платежей. Можно отметить, что по нормативу 100% в бюджет городских поселений зачисляются пошлины за нотариальные услуги, а также выдачу разрешений на перевозку некоторых видов грузов.

На что могут рассчитывать городские округа в аспекте получения части федеральных налогов? В отношении данного типа муниципальных территорий законами также предусмотрен ряд привилегий. Так, от НДФЛ городские поселения могут получать 15%. В свою очередь норматив, установленный в отношении ЕНВД и сельскохозяйственного налога, - 100%. Также если предприниматель использует патентную систему налогообложения, то 100% от уплачиваемых им налогов идут в город. Данного типа муниципальные образования также могут получать в свой бюджет денежные средства в соответствии с дополнительными нормативами, в частности, это касается НДФЛ - если органы власти региона примут соответствующее решение.

Налоги многообразны

Таким образом, мы фиксируем то обстоятельство, что местные сборы - в достаточной мере многофакторное явление, которое, как считают некоторые эксперты, допустимо фиксировать в двух основных механизмах, работающих в налоговой системе РФ. Во-первых, это классифицированные на уровне федерального законодательства платежи - земельный налог и имущественный сбор для физических лиц. Во-вторых, это региональные и федеральные налоги, за счет которых местный бюджет так или иначе получает финансирование.

В настоящее время главным источником, наполняющим государственную экономику финансами, являются установленные налоги. При этом стоит отметить, что не только государственные центральные органы власти требуют финансовые средства, они нужны также и местным региональным властям. Для этой цели и служат местные налоги, которые наполняют региональную казну деньгами, для последующего их распределения по назначенным властями курсам.

Что такое местные налоги, кто их платит

Этот тип налогов подразумевает собой сбор платежей и средств, которые будут направленны после оплаты счетов налогоплательщиками в местную региональную казну. Кроме того, процентная ставка и размеры налогообложения будут также устанавливаться местными властями. Но при этом, поскольку местное налогообложение является частью государственной системы, то все расчеты и отчисления должны быть произведены в рамках действующего законодательства касающегося регулирования налоговых норм.

Важно отметить, что при создании и регулировании налоговой ставки, его обложения или же базового периода в формулах расчета необходимо четко придерживаться федерального налогового законодательства. В полномочия же региональных властей входит окончательное установление уровня налоговой ставки, срока на протяжении, которого он должен быть оплачен, сам порядок осуществления оплаты. Также местные власти могут самостоятельно добавлять список льготных категорий граждан или же предприятий, которые будут освобождены от уплаты всех сборов и муниципальных налогов.

Какие налоги относятся к местным

В настоящее время к местным налогам в российской федерации относятся нижеперечисленные категории:

  • Земельный налог (он взымается со всех владельцев участков земли);
  • Имущественный налог (для физических и юридических лиц);
  • Определенный региональным законодательством сбор с лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью подпадающую под облагаемый налогом перечень;
  • Туристический налог (должны оплатить лица, которые пребывают в данный регион через посредников. В их качестве могут выступать гостиничные компании, и организации, занимающиеся сдачей жилья в аренду);
  • Оплата сбора за установление платных парковочных участков.

В особенности необходимо отметить, что значительную роль в принятии местных налогов играет муниципальная власть.

Она на основании существующего положения дел в регионе определяет его нужду в поступлении дополнительных денежных средств для наполнения казны. Но, при этом стоит еще раз отметить что все расчеты введенных налогов должны четко соответствовать с принятым и актуальным федеральным налоговым законодательством.

Данный налог подразделяется на две категории: недвижимый (любая недвижимость, такая как квартиры, дачные строения и ряд прочих сооружений) и движимый (здесь облагается ряд транспортных средств кроме автомобиля и мотоцикла).

В соответствии с выше написанными основными плательщиками данного налога являются физические лица, которые имеют в своей собственности объекты, подпадающие под его обложение. При этом оплачивать данный налог будут обязаны как граждане российской федерации, так и иностранные лица, владеющие недвижимостью (может быть и резидент РФ). Основной базой для подсчета такого налога будет служить предварительно оцененная инвентарная стоимость, которая будет умножена на соответствующей установленный местным налоговым органами и муниципальной властью.

При этом также существует список физических лиц, которые будут освобождены от его уплаты:

Время, установленное для оплаты данного налога установлено на отметке в один календарный год. Здесь стоит отметить, что в случае если у данной недвижимости изменился хозяин, то налог обязан выплатить предыдущий владелец.

Земельный налог

Данный налог наиболее часто применяется местной властью для наполнения региональной казны денежными средствами. При этом также необходимо уточнить что размер отчислений данного налога никак не будет зависеть от уровня доходов и от деятельности физического или юридического лица. Данный налог берет в расчет оценку стоимости самого земельного участка (в расчет принимается показатели химического состава самой почвы, ее плодородность, а также расположению и ряду других параметров.

Облагаются данным налогом как юридические, так и физические лица. При этом ими могут выступать как прямые владельцы этих земельных наделов, так и их арендаторами, которые используют их для собственных производственных целей.

При этом вся ответственность за уплату налогов все равно остается на владельце земли, поэтому ему в свою очередь рекомендуется проверять своего арендатора на предмет уплаты им всех необходимых сборов.

При этом согласно законодательству некоторые участки земли, не будут считаться объектами налогообложения:

  • Земельные участки, которые находятся под распоряжением военного ведомства;
  • Земля на территории которой находятся культурные памятники или же исторически важные объекты;
  • Территориальные участки, находящиеся возле таможенной зоны;
  • Земля относящееся к лесничеству;
  • Территория возле водных объектов.

Налог на недвижимость

Муниципальная власть также может ввести и регулировать налог на недвижимость. При этом если в числе собственников такого объекта будут несколько физических лиц, то они будут оплатить налоговую ставку в соответствии с долями, принадлежащими им. При этом под данное налогообложение не попадают некоторые группы:

  • Общежития, которые не были приватизированы и до сих поря являются государственной собственностью;
  • Строения находящиеся на территории отчуждения;
  • Дома и помещения, которые используются для детских домов семейного типа (она может быть, как приобретенной, так и построенной для этих целей);
  • Маленькие по размеру дачные постройки;
  • Недвижимость, которая находится во владении многодетных семей (однако, в случае если их несколько, то налогом они облагаются).

Парковочный сбор

Также муниципальные власти могут устанавливать парковочные сборы с собственников платных парковок. При расчете такого сбора в первую очередь берутся данные о территории отведенной для осуществления деятельности такого собственника. При этом на законодательном уровне установлен коэффициент который и будет умножен на общий метраж парковки. При этом стоит отметить, что отчисления налоговых сборов производится каждый квартал.

Налог на предпринимательскую деятельность

Под данный вид налогового обложения подпадают несколько видов деятельности:

  • Деятельность по продаже различных товаров;
  • При предоставлении услуг бытового характера;
  • При совершении операций по обмене валютных денежных средств;
  • При осуществлении развлекательной деятельности.

Размер налогового отчисления, как правило, будет зависеть от вида осуществляемой предпринимателем деятельности, и его месторасположения. При этом каждая коммерческая организация должна согласно законодательным нормам приобрести торговый патент.

Ответственность за неуплату налогов

В настоящий момент согласно нынешнему налоговому законодательству за неуплату налоговых сборов и отчислений предусматривается административное наказание в виде штрафа. При этом размер штрафа будет варьироваться от суммы необходимых к оплате отчислений. Также кроме самого штрафа могут начисляться специальные пени, за каждый календарный месяц просрочки.

Вконтакте

Всем известно, что основным источником финансирования государственной экономики являются налоги и сборы. И не только центральные органы нуждаются в средствах, но также и региональные. К местным налогам и сборам относятся все платежи, которые направлены на пополнение городских или областных бюджетов.

Определение понятия

К местным налогам относятся обязательные платежи, которые направлены на пополнение муниципального бюджета. Размеры и ставки определяются региональными органами власти. Но поскольку местные налоги являются составляющей частью государственных, то расчеты должны производиться на основании норм законодательства.

При установлении определенного налога и его ставки, объект, база период и формула расчета определяется строго федеральным законодательством. К полномочиям местных органов власти можно отнести определение конечного значения ставки, срока уплаты и порядок ее осуществления, льготных категорий лиц, которые освобождаются от уплаты муниципальных налогов и сборов.

Какие налоги относятся к местным

К местным налогам в РФ относятся следующие виды платежей:

  • земельный (взимается с владельцев земельных участков);
  • налог на имущество физических лиц;
  • сбор, взимаемый с лиц, осуществляющих некоторые виды предпринимательской деятельности;
  • туристический (уплачивают лица, пребывающие в регион через посредников, в роли которых выступают гостиничные организации, лица и предприятия, сдающие в аренду жилье);
  • сбор за организацию платных парковочных участков.

Стоит отметить, что установление местных налогов относится к компетенции муниципальных органов власти, которые определяют потребность региона или населенного пункта в денежных средствах. Тем не менее все расчеты должны проводиться в строгом соответствии с федеральным налоговым законодательством.

Налог на имущество физических лиц

Применительно к данному виду обязательных платежей выделяют две категории имущества:

  • недвижимое: дома и квартиры, дачные постройки, гаражи и прочие сооружения;
  • движимое: все транспортные средства, кроме автомобилей и мотоциклов.

Плательщиками данного вида налога являются лица, имеющие в собственности указанные объекты. Причем это могут быть как резиденты Российской Федерации, так и иностранные граждане. Базой же для налогообложения служит оценочная инвентарная стоимость, которая умножается на соответствующий коэффициент, определяемый муниципальными органами власти и налоговыми службами.

  • люди, приставленные к государственным наградам различных степеней;
  • участники Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
  • лица, участвовавшие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • действующие военнослужащие, а также уволившиеся со стажем свыше 20 лет;
  • семьи военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей, в результате болезни или несчастного случая;
  • пенсионеры;
  • деятели культуры и искусств, а также лица, чье имущество используется в качестве музеев, галерей, любительских театров и так далее;
  • с владельцев строений площадью менее 50 кв. м, расположенных на территории садоводческих хозяйств или кооперативов.

Период уплаты налогов составляет 365 дней. При этом если в течение календарного года у имущества сменился владелец, обязательства по данному виду платежей возлагаются на предыдущего собственника.

Земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам, которые призваны пополнять муниципальные бюджеты. Стоит отметить, что размер данного платежа никак не связан с результатами коммерческой деятельности владельца. Данный показатель определяется исключительно исходя из ценности земель: их химического состава, плодородия, а также месторасположения и прочих критериев.

Обязанности по уплате земельного налога возлагаются как на юридических, так и на физических лиц. Причем это могут быть как непосредственные собственники или землевладельцы, так и арендаторы, которые эксплуатируют данный ресурс на основе соответствующих прав. Говоря о последних, стоит отметить, что они не несут ответственности по уплате налоговых платежей, а лежит она на арендодателе.

Определенные земельные участки, в соответствии с нормами законодательства, не могут считаться объектами налогообложения. К ним можно отнести:

  • земли, изъятые из хозяйственного оборота (в основном речь идет о тех, что были переданы военным ведомствам);
  • земли, на которых расположены культурные и исторические объекты;
  • участки вблизи таможенных зон;
  • лесничества;
  • земли около водных объектов.
  • государственные службы и предприятия;
  • организации религиозного характера;
  • общественные объединения инвалидов;
  • художественные и прочие культурные организации;
  • лица, а также общины, которые представляют этнические группы Северного и Дальневосточного регионов;
  • организации, работающие в особых экономических зонах.

Налог на недвижимость

Помимо прочих платежей, к местным налогам относятся сборы с владельцев недвижимости. Стоит отметить, что если собственниками жилых объектов являются несколько лиц, то они оплачивают сумму, соответствующую доле, им принадлежащей. Не подлежат налогообложению следующие объекты:

  • недвижимые жилые строения, которые не были приватизированы (находятся в собственности государства);
  • дома на территориях отчуждения;
  • недвижимость, которая эксплуатируется детскими домами семейного типа (купленная или специально возведенная для данных целей);
  • небольшие дачные постройки;
  • недвижимое имущество, находящееся в собственности многодетных семей (если объектов более одного, то они облагаются налогом);
  • общежития учебных заведений, а также производственных и непроизводственных предприятий.

Парковочный сбор

К местным налогам относятся сборы с владельцев платных парковок. Стоит отметить, что данный вид платежа исчисляется исходя из того, какая территория отведена под данные коммерческие цели. Установленный законодательством коэффициент умножается на количество квадратных метров, которые занимает парковка (процент от минимальной заработной платы, установленной в отчетном году). Платежи по данному виду налога производятся ежеквартально.

Налог на предпринимательскую деятельность

К местным налогам относятся также сборы с некоторых видов предпринимательской деятельности, а именно:

  • продажа всевозможных видов товаров;
  • предоставление бытовых услуг (занесенных в перечень КМУ);
  • проведение обменных операций с валютными ценностями;
  • развлекательный бизнес (аттракционы, концертные программы, кинопрокат и прочее).

Установление местных налогов относится к компетенции региональных или городских органов власти. Именно они определяют процент, который будет взиматься с предпринимателей в отчетном периоде (он может зависеть от экономического состояния и потребностей той или иной области). Кроме того, размер платежа также может возрастать в зависимости от вида деятельности, а также дислокации предприятия. Также коммерческая организация обязана приобрести торговый патент.

Туристический налог

К местным налогам и сборам относится и туристический, решение о взимании которого принимается властями соответствующего региона, города или другого населенного пункта. Стоит отметить, что данный платеж ложится на плечи лиц, которые прибывают в конкретный пункт с туристическими или любыми другими целями. Отдельные категории граждан освобождаются от данного налога, а именно:

  • лица, прибывшие в служебную командировку;
  • инвалиды, а также их сопровождающие;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • лица, прибывшие для лечения в санатории, имеющие соответствующую лицензию;
  • дети, не достигшие совершеннолетия на момент прибытия.

Сумма налога включается в стоимость проживания, а потому можно сказать, что посредниками по его уплате являются:

  • гостиницы, отели, хостелы, кемпинги и прочие заведения, принимающие и размещающие гостей;
  • агентства, а также владельцы квартир, сдающие жилплощадь в аренду на законных основаниях.

Вывод

К местным налогам относятся следующие налоги: на землю, на имущество физических лиц, а также сборы с владельцев недвижимости, платных парковок и туристический. Данные платежи направлены на пополнение муниципальных бюджетов.

Стоит отметить, что объекты, порядок налогообложения, а также перечень льготных категорий определяются местными властями на основе федерального законодательства.

Законодательством РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги. Их зачисление должно осуществляться в соответствующий бюджет. Значимую роль для финансовой системы государства в целом, а также конкретных регионов и муниципалитетов играют местные налоги. Кто устанавливает их? Каковы особенности их исчисления и уплаты в бюджет?

Кто вводит местные налоги?

Местные налоги и сборы в РФ устанавливаются соответствующим Кодексом, а также нормативными актами муниципалитетов — административно-территориальных единиц самоуправления. Они обязательны к уплате в бюджет субъектами коммерческих и иных правоотношений, если иное не регламентируется законодательством. Местные налоги и сборы вводятся, равно как и прекращают действие, таким образом, на федеральном уровне, однако их необходимая детализация вполне может осуществляться муниципальными органами власти. Что именно может конкретизироваться местными структурами? В соответствии с положениями НК РФ, муниципалитеты вправе регулировать:

Величину ставок;

Порядок уплаты сборов;

Сроки перечисления налогов в казну.

Однако подобная детализация применима, только если имеющие отношение к данным пунктам положения не закреплены в Кодексе. Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные соответствующим федеральным правовым актом, не могут быть установлены. Вместе с тем в Кодексе могут определяться специальные режимы налогообложения, а также порядок их взимания.

в городах федерального подчинения

Некоторая специфика в отношении соответствующих бюджетных обязательств свойственна для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дело в том, что указанные города находятся в федеральном подчинении. Таким образом, в то время как местные налоги и сборы вводятся на всей остальной территории России муниципалитетами, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе соответствующие платежи устанавливаются в актах, имеющих статус региональных.

Какие налоги относятся к местным?

В законодательстве РФ определены следующие разновидности платежей, о которых идет речь:

Земельный налог;

Имущественный сбор, взимаемый с физических лиц.

Рассмотрим специфику обоих налогов подробнее.

Земельный налог

Земельный налог регулируется Главой 31 НК РФ. Изучим наиболее примечательные положения данного источника права, что имеют отношение к рассматриваемому сбору.

Земельный налог платится только теми субъектами правоотношений, которые ведут деятельность на территории конкретного муниципалитета. Налогоплательщиками в данном случае могут быть:

Физлица;

Организации.

Критерий, определяющий возникновение обязательства по уплате соответствующего сбора в бюджет указанными субъектами — наличие в собственности или в бессрочном пользовании земельных владений. Что касается участков, которые принадлежат, к примеру, ПИФам — налогоплательщиком признается управляющая компания. Сбор при этом уплачивается за счет активов, которыми располагает фонд.

Не должны платить земельный налог организации, физлица и ИП, которые пользуются участками по праву безвозмездного пользования на срочной основе, либо в порядке аренды. Не могут быть признаны в качестве объектов налогообложения:

Участки, которые изъяты законным образом из оборота;

Территории, на которых располагаются особо ценные объекты культурного наследия, включая те, что включены в соответствующий международный список;

Участки, на которых расположены историко-культурные заповедники, а также объекты археологического наследия;

Территории, включенные в лесной фонд;

Участки, на территории которых располагаются принадлежащие государству водные объекты в составе соответствующего фонда.

Налоговая база для земельного сбора

База по рассматриваемому типу сбора определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на начало года, который является налоговым периодом. Если территория поставлена на учет в Росреестр в течение года, то соответствующая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта на момент регистрации в указанном ведомстве.

Стоит отметить, что организации должны определять величину налоговой базы самостоятельно. Источником для получения соответствующих показателей должны быть сведения, включенные в государственный кадастр объектов недвижимости. В составе должен присутствовать каждый участок, которым владеет организация или пользуется на постоянной основе. Аналогично ИП также должны определять соответствующий показатель самостоятельно — в отношении участков, задействуемых непосредственно в предпринимательской деятельности. Источником данных при этом также будет государственный кадастр.

В свою очередь, налоги местного бюджета в виде земельных сборов плательщики в статусе физлиц не должны исчислять самостоятельно. За них эту работу выполняют территориальные структуры ФНС на основе сведений, предоставляемых в порядке межведомственного взаимодействия Росреестром.

Налоговый и отчетный периоды для земельного налога

Местные налоги и сборы вводятся, как мы отметили выше, на уровне федерального законодательства. Им же определяются ключевые характеристики соответствующих бюджетных обязательств. В частности — налоговый и Для земельного сбора налоговый период — это календарный год. Отчетных — несколько: 1 квартал, полугодие, а также первые 9 месяцев. Но они действуют только для налогоплательщиков-организаций. Физлица могут не обращать на данную характеристику внимания. Как и в случае со многими другими налогами и сборами, предусмотренными законодательством РФ, органы власти муниципального образования либо соответствующие структуры в городах федерального значения вправе не устанавливать соответствующие периоды.

Ставка для земельного налога

В свою очередь, ставку, по которой взимаются местные налоги и сборы, устанавливает муниципалитет. Или, если речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, законодательный орган власти города федерального значения. Однако на уровне Налогового Кодекса могут фиксироваться предельные ее значения.

Так, например, ставка, о которой идет речь, не может быть больше, чем 0,3%, для участков следующих категорий:

Тех, что отнесены к территориям, используемых для нужд сельского хозяйства;

Тех, что используются в составе жилищного фонда;

Тех, на которых располагаются компоненты инженерной инфраструктуры, относящейся к жилищно-коммунальному комплексу (не считая доли участков, которые не относятся к жилищному фонду и к соответствующим объектам);

Используемых для ведения дачного хозяйства;

Задействуемых для нужд обороны и ограниченных, в силу положения законодательства, в обороте.

Ставка не может быть больше, чем 1,5% для иных типов участков.

Земельный налог в московских муниципалитетах

Касательно определения рассматриваемого параметра земельного налога на территориях Москвы в ряде случаев может действовать несколько иной порядок. Местных налогов и сборов в доле бюджета российской столицы достаточно много, однако московские власти вправе разрешать взимать соответствующие платежи муниципальным структурам, которые сформированы на территории города. Это может сопровождаться установлением дифференцированных ставок соотносительно с категорией участка и местом его нахождения в Москве.

Уплата земельного налога

Сроки, в которые должны перечисляться в местный бюджет налоги и сборы, включая тот, что платится владельцами земельных участков, определяются на уровне муниципальных законов или источников права, издаваемых властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В некоторых случаях соответствующие платежи могут предполагать перечисление в бюджет авансовых сумм.

Не позднее 1 февраля того года, который следует за налоговым, организации, являющиеся плательщиками рассматриваемого налога, должны предоставить в ФНС декларацию по установленной форме.

Перечислить полную сумму сбора налогоплательщик должен до 1 ноября того года, который следует за налоговым периодом.

Налог на имущество физлиц

К местным налогам и сборам относятся также платежи, взимаемые с физлиц, которые владеют жилой недвижимостью. Касательно их перечисления в бюджет есть ряд особенностей.

Дело в том, что до 2015 года соответствующие бюджетные обязательства граждане должны быть выполнять, исходя из подсчета сумм налога на имущество на основе С 2015-го в структуре «формулы» исчисления сбора присутствуют также кадастровые показатели. Предполагается, что с 2019 года они будут применяться без учета инвентаризационной стоимости.

Что это значит? Нормы закона, действовавшие до 2015 года, предполагали взимание в казну порядка 0,1-0,3% (конкретное значение определялось в законах муниципалитета или города федерального значения) от инвентаризационной стоимости квартир и домов, находящихся в собственности граждан. Налоговая база на основе соответствующего показателя не предполагала большого финансового обременения граждан в аспекте выполнения данного бюджетного обязательства.

Другое дело, когда имущественный сбор исчисляется на основе кадастровой стоимости жилья. Дело в том, что предполагается ее максимальная приближенность к рыночной. Тем самым возможно значительное увеличение нагрузки на личный бюджет налогоплательщика в аспекте выполнения соответствующего обязательства перед государством.

Вместе с тем, до 2019 года законодательством РФ установлен переходный период, в рамках которого исчисление имущественного сбора будет, с одной стороны, предполагать включение в «формулу» налога, как мы отметили выше, также и инвентаризационных показателей — это, так или иначе, уменьшит абсолютную величину платежа. С другой — в правовых актах РФ, регулирующих рассматриваемое бюджетное обязательство, зафиксированы вычеты. Их значимость предопределяется, во-первых, конкретным типом недвижимости, а во-вторых, его площадью.

Таким образом, рост на граждан, имеющих в собственности жилую недвижимость, предполагается постепенный. К тому же во многих случаях размер предусмотренного законом вычета достаточен для того, чтобы человек не почувствовал сильного финансового бремени вследствие необходимости выполнять обязательства перед государством.

Как и в случае с земельным по имущественным сборам с физлиц должны определяться на уровне органов власти муниципалитета или соответствующей структуры в городе федерального значения. Однако компоненты «формулы», в которой учитываются, во-первых, пока что а во-вторых — вычет, устанавливаются на уровне федерального законодательства.

Формула имущественного налога

Таким образом, величина налога на имущество физлиц определяется:

Кадастровой стоимостью объекта, а до 2019 года — частично инвентаризационной;

Площадью жилья;

Вычетами;

Принятыми в конкретном регионе ставками.

Отметим, что основную работу по исчислению налога должны проводить органы ФНС. Гражданам в общем случае не потребуется изучать тонкости формулы, о которой идет речь.

Итак, мы изучили, каким образом местные налоги и сборы вводятся, рассмотрели основные характеристики имущественных платежей за владение земельными участками, а также сборов с владельцев недвижимости. Указанные обязательства граждан и организаций важны прежде всего с точки зрения устойчивости местных бюджетов. Муниципальные органы власти, исходя из социально-экономических факторов, могут при этом самостоятельно регулировать степень финансовой нагрузки на налогоплательщиков, меняя ставки или порядок уплаты сборов.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.

К прочим сборам относятся:

Сбор за право торговли;

Целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.

Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

1) налог на имущество физических лиц;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) сбор за право торговли.

Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ № 20031 «О налогах на имущество физических лиц», порядок определения и зачисления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю», условия уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и сбора за право торговли, определяются местными органами власти.

Указами Президента РФ № 2268 и 2270 местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов, не поименованных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии установил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уровне. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты . Практика показала, что при разумном использовании всех рычагов налоговой политики местные источники существенно наполняют местные бюджеты.

Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.

Однако реализация права дополнительного введения местных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влияния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налогоплательщиков.

Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких налогов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение количества местных налогов.

Местные налоги с физических лиц

К налогам, зачисляемым в местные бюджеты, относятся:

1) курортный сбор;

2) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3) патентный сбор за право торговли и пр.

Плательщики курортного сбора — физические лица, прибывшие в расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Правительства России, без путевок, курсовок и проживающие в гостиницах, домах колхозника, домах ведомственного жилого фонда, жилого фонда местных органов власти, жилого фонда и , в домах (квартирах), находящихся в частной собственности, а также в палатках, автомашинах и т. п.

Предельная ставка курортного сбора устанавливается в размере 5% от минимальной месячной оплаты труда в РФ. Конкретные ставки курортного сбора по территории устанавливаются местными органами государственной власти.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) дети в возрасте до 16 лет;

2) инвалиды и сопровождающие их лица;

3) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

4) лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу, работу или постоянное местожительство;

5) туристы, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско-экскурсионных организаций, а также совершающие самодеятельные путешествия (по маршрутным книжкам);

6) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше, а также дети, приезжающие к родителям указанного возраста, проживающим в курортной местности.

Лица, прибывшие на отдых в курортные местности без путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор при регистрации при прописке по месту их временного проживания.

При перемене места жительства прибывшими на отдых в курортные местности лицами в пределах одного города или иного населенного пункта курортный сбор повторно не взимается.

Лица, прибывшие на временное проживание в курортные местности на срок до полутора месяцев, регистрируются по месту их проживания не позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия, а в случаях, если они остановились в гостиницах, — в день прибытия.

Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение паспортного режима или уполномоченными вести паспортную работу, путем внесения необходимых сведений о прибывших лицах в домовые книги, карточки прописки, карточки (анкеты) или журналы (книги).

При регистрации лиц, прибывших на временное проживание в курортные местности, в домовые книги, карточки прописки вносятся следующие сведения о них: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер паспорта, кем и когда выдан, адрес постоянного места жительства, а также когда и на какой срок прибыл гражданин.

Ответственными за соблюдение паспортного режима являются начальники жилищно-эксплуатационных органов, коменданты общежития, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, директора (заведующие) гостиниц, собственники жилых домов (квартир) и другие лица, в которых находятся жилые дома (квартиры), а также лица, уполномоченные вести паспортную работу по месту временного проживания прибывших.

Лица, ответственные за соблюдение паспортного режима, допускающие проживание прибывших без регистрации или прописки, а также лица, допускающие проживание в принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых домах (квартирах) лиц без регистрации или прописки, привлекаются к в установленном порядке.

Администрация гостиниц взимает курортный сбор одновременно с регистрацией или пропиской прибывших. С лиц, проживающих в квартирах граждан (кроме туристов, прибывших по путевкам туристско-экскурсионных организаций), сбор взимается квартирно-посредническими организациями при выдаче направления на поселение. Лица, останавливающиеся в квартирах граждан без направления квартирно-посреднической организации, уплачивают курортный сбор в банковских учреждениях.

В гостиницах курортный сбор взимается по квитанциям, по которым принимается оплата за предоставляемое отдыхающим помещение, а в квартирно-посреднических организациях — по тем же квитанциям, по которым с прибывших взимается комиссионное вознаграждение за оказание им услуг по предоставлению помещения.

Исполнительными органами власти курортный сбор взимается по квитанциям установленного образца. Лица, проживающие в палатках, автомашинах и тому подобном (кроме туристов, совершающих самодеятельные путешествия по маршрутным книжкам), уплачивают курортный сбор в банковские учреждения или местные органы власти по месту их временного проживания. При регистрации или прописке лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, в домовых книгах или карточках прописки должна быть сделана отметка о предъявлении ими документов, подтверждающих их право на получение льготы (свидетельств о рождении, паспортов, справок врачебно-трудовой экспертной комиссии, командировочных удостоверений, пенсионных книжек), с указанием организации, выдавшей документ, его номера и даты выдачи этого документа.

При регистрации или прописке этих лиц в гостиницах указанные отметки производятся в карточках (анкетах) или журналах (книгах). Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.

Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства. Для регистрации физические лица представляют заявления. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ. Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. При утере свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности выдается дубликат, за выдачу которого взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора.

Предприниматель обязан предъявить свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении им своих функций.

С развитием рыночных отношений усиливается тенденция к росту поступлений в местные бюджеты от регистрационного сбора.

Патентные сборы за право торговли. Граждане, осуществляющие торговлю в постоянном месте, должны приобрести патент на право торговли, на определенный период, место торговли и группу товаров, которыми будут они торговать. На право торговли в местах массовой торговли физическим и юридическим лицам выдается разовый талон сроком на один день.

Местные органы власти вправе устанавливать льготы по уплате сбора для отдельных категорий плательщиков.

Физические лица, осуществляющие торговлю, должны вести учет доходов, полученных в результате торговой деятельности, и отражать их в декларации, представляемой в налоговые органы для целей налогообложения. Уклонение от уплаты сбора за право торговли влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Дополнительные налоги и сборы, взимаемые на местном уровне.

Решениями органов государственной власти на местном уровне могут вводиться дополнительные местные налоги и сборы:

Целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и др.;

Сбор с владельцев собак;

Сбор за выдачу ордера на квартиру;

Сбор за парковку автомобиля;

Сбор за право использования местной символики;

Сбор за участие в бегах;

Сбор за выигрыш на бегах;

Сбор с биржевых сделок;

Сбор за открытие игорного бизнеса;

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

По мере углубления экономических реформ усиливается акцент на налогообложении физических лиц и соответственно на пополнении доходной базы органов .

Зарубежная практика подтверждает, что именно налоги с физических лиц формируют доходную базу территориальных бюджетов. Поэтому с развитием рыночных отношений, предпринимательства ожидается перенос тяжести налогообложения с юридических лиц на физические лица, что в свою очередь не только укрепит доходную базу региональных и местных бюджетов, которые смогут в полной мере реализовывать мероприятия по социальной защите населения.

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства

Одно из важнейших условий становления рыночных отношений в Российской Федерации — развитие малого предпринимательства. Его формирование определяется, прежде всего, общей финансово-экономической политикой, проводимой в стране Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них — возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рабочих, уменьшить .

Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлении в бюджет всех уровней.

Федеральный закон « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88ФЗ дает определение субъектов малого предпринимательства.

К ним относятся:

1. Коммерческие организации, для которых установлены рамки по доле участия различных лиц в по численности работников.

Так, коммерческая организация является малым предприятием, если:

а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также являются субъектами малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощённого порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, представление государственной статистической и ;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны на федеральном уровне осуществляется через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который является государственной некоммерческой организацией федерального уровня.

Основные источники формирования средств Фонда — ассигнования из федерального бюджета и средства от федеральной собственности.

Система поддержки малых предприятий основана на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (федеральных программах, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных, которые соответственно разрабатывают правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления).

Например, в Москве, где сконцентрировано не менее четверти всех малых предприятий России, создана система поддержки малого предпринимательства. Постановление правительства Москвы №399 содержит Положение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве за счет бюджетных ассигнований, средств фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств предпринимателей, добровольных взносов юридических и физических лиц и других, не запрещенных законом источников.

Такая классификация оффшорных зон обусловлена следующими признаками:

Полным или частичным освобождением от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного налогов с физических лиц, налогов на имущество, продажу, прирост капитала (Багамские острова);

Налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);

Особым правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);

Зависимостью методов налогообложения от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);

Преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);

Широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);

Назад | |