Крупнейшие дотации из бюджета получат дагестан, чечня и камчатка. Регионы-доноры и дотационные регионы

Дотационность регионов является понятием условным по «методике», которая определена законодательством. В конечном итоге дотационность субъектов Российской Федерации зависит от нормативов отчисления налогов в федеральный центр. Если планка отчислений меняется, то меняется и дотационность региона. Поэтому современное деление субъектов Российской Федерации на «дотационные» и «доноры» определено уровнем отчисления налогов.

«Донорами» считаются регионы, отчисляющие значительное количество налогов в центр, а «дотационными» являются те субъекты Российской Федерации, которые не только отчисляют налоги, но одновременно и получают из федерального бюджета финансовую помощь в виде дотаций.

Таким образом, деление регионов на «доноры» и «реципиенты» связано с тем, что налоги и другие бюджетные доходы на территории у первых - избыточные, а у вторых - недостаточные для покрытия их бюджетных расходов. Ранжирование регионов по данному признаку обнаруживает их резкое расслоение по степени бюджетной обеспеченности.

По данным Минрегиона, в 2008 году в России действовали только 11 регионов-доноров , которые формировали около 70% всего бюджета страны. Основная масса субъектов Федерации образуют группу регионов-«реципиентов» (принимающих помощь).

На 01.01.2010г. доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах 32 регионов превысила 40%, а в Чеченской республике, Республике Ингушетия, Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Алтай – 70%; с дефицитом были исполнены бюджеты 62 из 83 субъектов РФ (по данным Минфина). К сожалению, у этих проблемных территорий, получающих значительную финансовую помощь из федерального центра (обеспечивалось лишь поддержание потребностей на уровне минимальных социальных стандартов), не наблюдается заметного социально-экономического прогресса. Основную налоговую нагрузку по перечислению средств в федеральный бюджет (в расчете на душу населения) несут центральные регионы, а получатели бюджетных средств - это преимущественно отдаленные от центра регионы.

Разница между самым богатым субъектом РФ - Москвой и самым бедным - Ингушетией, без учета финансовой поддержки из федерального бюджета, по доходу на душу населения составила 40 раз.

Всего дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2010 году не будут выделяться 12 субъектам-донорам в том числе – трем регионам Северо-Западного федерального округа, включая Ленинградскую область с населением свыше 1,6 млн. человек (по данным Минфина).

К числу причин неравенства регионов можно отнес­ти:

    разные темпы экономических преобразований (приватизации, конверсии);

    незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти;

    предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с други­ми;

    недоучет региональных последствий проведения федеральной экономической политики в сфере макроэкономики;

Неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения и в глубине экономического спада.

В настоящее время государственная финансовая поддержка регионов осуществляется главным образом из федерального бюджета в трех формах:

    перечисление трансфертов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР), субвенций на целевые мероприятия, дотаций на покрытие текущих расходов (включая финансирование программ регионов) и др.;

    прямые расходы министерств и ведомств, финансирование федеральных отраслевых программ на территориях (не считая расходов на оборону, международную деятельность и т.д.);

    средства, переданные регионам на возвратной основе (государственная финансовая поддержка завоза продукции в районы Крайнего Севера и т.п.).

В 2006-2008 гг. предоставление финансовой помощи регионам (трансферты) производилось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляли:

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ,

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов,

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов,

Федеральный фонд регионального развития,

Федеральный фонд компенсаций,

Резервный Фонд Правительства РФ.

К сведению: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР) - основной инструмент выравнивания, из которого идут перечисления средств в регионы (трансферты). Трансферты из этого Фонда получают все регионы реципиенты (80% субъектов РФ). Финансовая помощь центра распределяется так, чтобы выровнять средние затраты на душу населения, используя федеральные социальные стандарты и индекс бюджетных расходов для каждой группы регионов;

При оказании федеральной финансовой помощи регионам Правительство РФ руководствуется следующими подходами :

    использование нормативных методов при определении объективно необходимых бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;

    наличие и реализация в регионе программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;

    ответственность руководителей органов власти различных уровней за нецелевое расходование средств федерального бюджета;

    повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной помощи для решения социально-экономических проблем, относящихся к предметам совместного ведения;

    обязательное долевое участие субъектов РФ, органов местного самоуправления в реализации соответствующих программ и проектов, для которых предусматривается оказание федеральной помощи;

    обязательная оценка эффективности принимаемых решений по оказанию федеральной финансовой помощи и др.

Федеральный Центр ставит задачи :

Обеспечить бездефицитность (бездотационность) бюджетов большинства субъектов Федерации путем изменения налоговой системы;

Лучше определять и учитывать при формировании бюджетов финансовый и налоговый потенциал каждого региона;

Добиться сбалансированности бюджетов всех уровней;

Наладить контроль за целевым выделением и расходованием средств, предоставляемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Фонд регионального развития (ФРР) - совокупность социально-инвестиционных частей федеральных целевых программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и др. Из него, в основном на безвозвратной основе, будет предоставляться финансовая помощь регионам на создание минимально необходимой (по нормам) социальной инфраструктуры согласно разработанному и согласованному плану инвестиционной деятельности данного рода. Выделение средств осуществляется по заявкам региональных органов исполнительной власти в пределах максимальной доли данного региона в ФРР, при этом доля федерального бюджета не может превышать 50% общих капиталовложений региона.

Фонд развития региональных финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Его источниками будут кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ. Средства на возвратной основе должны выделяться регионам, а в отдельных случаях - крупным городам. В первую очередь это бездотационные и низкодотационные территории, регионы, создающие благоприятные условия для экономического развития, скорого достижения финансовой самостоятельности и повышения кредитоспособности (т.е. данный фонд, скорее, не «поддерживающий», а «премиальный»).

При распределении финансовой помощи субъектам Федерации должно учитываться: отношение нормативной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам Федерации - индекс бюджетных расходов, показывающий, насколько больше (меньше) нужно затратить бюджетных средств в данном регионе по сравнению со средними или минимальными. Целесообразно планировать два вида федеральной поддержки:

1. Оказание оперативной помощи регионам, находящимся в экстремальных природных условиях (Крайний Север) и пострадавшим от стихийных природных и техногенных катастроф.

2. Предоставление текущей, средне- и долгосрочной финансовой помощи остропроблемным регионам, придав им статус регионов особой государственной поддержки.

Гибридный фронт. Это нужно знать.

В России для разжигания сепаратизма и экстремизма используют определённые методичку по которой сталкивается развивающаяся провинция с центральной частью страны. По этой схеме пишущим по методичке ботам нужно внушать москвичам, петербуржцам или казанцам мысль, что именно их город содержит и кормит Кавказ, Крым и Камчатку. Людям живущим на Урале и в Сибири тролли должны вписывать в мозг, что Урал, Сибирь, дальний Восток грабит и обдирает Москва, боты должны писать, что у России сидит на шее Москва, Санкт Петербург или Казань со своим метро, спортом и музеями. Обязательно в конце или начале такого коммента добавлять фразу: "всем известно". Я буду вести этот блог на примере Москвы потому, что я этот город знаю и люблю не меньше чем все остальные города любимой России.

Что мы имеем на самом деле.

Город-герой Москва – Является крупнейшим в стране политическим, экономическим, промышленным, транспортным, научным и культурным центром.

Москва является крупнейшим промышленным городом России. Ведущее место в производстве занимают металлообработка и машиностроение. Широко развиты автомобилестроение (Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) - оборудование и др.), станкостроение («Красный пролетарий» и др.), приборостроение («Геофизприбор» и др.), лёгкая промышленность (х/б комбинат «Трёхгорная мануфактура», обувная фабрика «Буревестник» и др.), пищевкусовая (молочная, мясная, кондитерская, табачная и др.), электротехническая (завод «Динамо» и др.), металлургическая («Серп и молот» и др.), нефтеперерабатывающая и химическая («Красный богатырь», «Каучук» и др.).

В России 11 регионов-доноров (регион - донор, это регион не получающий денег общих - федеральных денег на региональные нужды и отдающий часть своих доходов не только в общий - федеральный бюджет, но и для выравнивания баланса регионов реципиентам. В России 72 региона являются реципиентами (дотационными регионами берущими общие - федеральные деньги и деньги регионов доноров на региональные нужды).

В число доноров входят Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Самый благоустроенный город России, конкурс.

Среди многократных победителей - Хабаровск, Новороссийск, Тюмень, Красноярск, Ангарск. Информация на 2016 год.

1)Тюменская область.


2)Республика Татарстан.


3)Белгородская область.


4)Чеченская Республика.


5)Ямало-Ненецкий АО.


Что это значит? Это значит, что Москва ни кого не грабит и у Москвы на шее никто не сидит, а баланс соблюдается долгосрочными программами Развития России. Богатые города и республики не отнимают у бедных регионов, а наоборот - те кто может и умеет зарабатывать делятся в рамках стратегии с отстающими. Да, у кого - то больше ресурсов, удобнее местоположение и мягче климат, но.... Но я вспоминаю Москву в девяностые годы - годы когда деньги не просто в городе водились, деньги потоками лавы кипели в руках столичных властей сжигая на своём пути всё живое, а город не смотря ни на что был похож на большой разбомбленный рынок.

Что это значит? Моё мнение - успешность, эффективность внедряемых программ, грамотное, бережное управлением городом или регионом зависит не от нулей на банковском счету (ворам никогда не хватит), а от самих жителе, от их гражданской позиции, от местных, муниципальных властей и людей в этих структурах работающих.Естественно Москва столица не только России или одна из главных столиц Европы, но и мегаполис представляющий цивилизационное развитие человечества в целом на территории города находятся объекты, артефакты, современные и исторические здания, памятники, музеи не имеющие цены для культуры и исторической памяти нашей планеты. Далее...

Даже на уровне такого высокого статуса Москвы в России находится достаточное количество качественных управленцев, чиновников из регионов которые опережают московские коллег по целому ряду пунктов социального и городского развития. Да, Москва научилась сама обеспечивать свои потребности, но как эффективно и грамотно тратить заработанные деньги судя по компетентным исследованиями нам - Москве у некоторых продвинутых регионов ещё приходится и поучиться. Я же, как москвич, русский и Россияни горжусь обогнавшими нас городами и территориями ибо наша общая сила в движении!

Тюмень самый качественный город для жизни в России.


Хабаровск самый чистый город в России.


Ростов самый дорогой город в России для школьников, Москва на третьем месте.


Екатеринбург на втором месте по количеству современных высоток.


Список регионов, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности согласно законам о федеральном бюджете

"Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации." - п.4 ст.131 Бюджетного кодекса РФ.

В результате выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2015 году дифференциация доходов 10 наиболее и 10 наименее финансово-обеспеченных субъектов Российской Федерации с учетом предоставления дотаций сократилась с 6,8 до 2,8 раз. - из Заключения Счётной палаты на законопроект об исполнении федерального бюджета за 2015 год.

Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 (с изменениями и дополнениями от 18 сентября 2006 г., 3 ноября 2007 г., 2 ноября 2009 г., 27 ноября 2010 г., 20 декабря 2011 г., 9 декабря 2013 г., 1 декабря 2014 г., 22 апреля, 30 ноября 2015 г.).

Постановлением Правительства № 1291 от 1.12.2014 для Крыма и Севастополя введён особый порядок расчёта дотаций.

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, составило 71 и по сравнению с 2014 годом снизилось на 1 субъект Российской Федерации (а не получающих при этом увеличилось на три, т.к. субъектов стало не 83, а 85 - добавились Крым и Севастополь); в 2014 году их было 72, в 2013 году – 73, в 2012 году – 72, в 2011 году – 69.

Кроме того, из госбюджета ежегодно выделяются дотации "на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов", цель которых - возместить непредвиденные расходы, понесённые региональными бюджетами из-за изменений федерального налогового законодательства в соответствующем году. Они иногда достаются и "регионам-донорам". В 2015 году эти дотации получили бюджеты 75 субъектов Российской Федерации (в 2014 году – 81 региона, в 2013 году – 79 регионов, в 2012 году – 80 регионов). Как отмечает Счётная палата, Методика, предусмотренная пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации», утверждена (по состоянию на октябрь 2016) только на 2011 год постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 890 «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год» (т.е. проверить обоснованность их выделения невозможно).

2013 (10): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2013-2015 (216-фз от 3.12.2012).

В соответствии с Бюджетом-2013/15, в 2014 году дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Коми, Татарстан, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (13). А в 2015 - также Башкортостан, Карелия, Краснодарский край, Пермский край, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Курская область, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Свердловская область, Томская область, Тульская область, Челябинская область, Ярославская область, Чукотский автономный округ (ещё 26, итого 39). Однако, в 2014 - около 15%, а в 2015 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2013 году (40 млрд. руб.) распределены распоряжением Правительства от 24 октября 2013 г. N 1952-р. В списке нет всего восьми регионов: Калужская область, Ленинградская область, Ростовская область, Тюменская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2014 (11): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий, получают 19 регионов, в том числе ни одного из вышеприведённого списка.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2014-2016 (349-фз от 2.12.2013). В списке получателей дотаций отсутствуют также Крым и Севастополь.

В соответствии с Бюджетом-2014/16, в 2015 и 2016 годах дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (15). Однако, в 2015 около 15%, а в 2016 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2014 году распределены распоряжениями Правительства от 15 июля 2014 г. № 1310-р (50 млрд. руб.) и от 15.12.2014 г. № 2550-р (23 млрд. 387 млн. 779,4 тыс.). В обоих списках нет лишь шести регионов: Крым (дотация выделена отдельно - распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 2071-р), Тюменская область, Москва, Севастополь, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2015 (14): Республика Татарстан, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2015-2017 (384-фз от 1.12.2014). В 2016 предполагается отсутствие дотаций для тех же 14 регионов, а в 2017 - также и для Республики Коми.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий в тексте Бюджета-2015/17 не обнаружены.

Приказом Минфина России от 9 декабря 2014 г. № 453 “Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации” утверждён, в частности,

Перечень субъектов Российской Федерации, не являющихся в 2015 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

(1) Республика Татарстан (Татарстан)

(2) Калужская область

(3) Ленинградская область

(4) Московская область

(5) Самарская область

(6) Сахалинская область

(7) Свердловская область

(8) Тюменская область

(9) Ярославская область

(10) город федерального значения Москва

(11) город федерального значения Санкт-Петербург

(12) Ненецкий автономный округ

(13) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(14) Ямало-Ненецкий автономный округ