Классификация эксплуатационных расходов и калькуляция себестоимости. Большая энциклопедия нефти и газа


Имеется несколько признаков классификации эксплуатационных расходов. Текущие затраты, включаемые в себестоимость, группируются с учетом их экономической природы по следующим основным экономически однородным элементам: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; материальные затраты и прочие расходы. Различия в соотношении экономически однородных элементов затрат отражают специфику в характере производства и условиях работы предприятий связи.
Для исчисления себестоимости эксплуатационные затраты группируются по статьям расходе» (калькуляционным статьям), т.е. по их назначению. В настоящее время эта группировка затрат для предприятий связи может быть примерно следующей:
  1. Затраты на оплату труда (3).
  2. Отчисления на государственное социальное страхование (в фонды: пенсионный, соцстраха, медицинского"страхования, занятости) (Нсgt;.
  3. Амортизационные отчисления на полное восстановление (Ав).
  4. Материальные затраты (М) - всего, в том числе: материалы, топливо, запасные части.
  5. Электроэнергия для производственных нужд (Эл).
  6. Взаиморасчеты с предприятиями связи по договорам (в том числе с АО “Ростелеком” за каналы связи) (Эвр).
  7. Транспортные расходы Отрансп).
  8. Расходы на приобретение маркированной продукции (для почтовой связи) (Эмп).
  9. Прочие расходы (Эпроч):
уплата процентов по краткосрочным ссудам банков и оплата услуг банка;
представительские, рекламные расходы;
расходы на маркетинговые исследования;
аренда нежилых помещений;
ремонтный фонд (в случае его образования);
некоторые виды налогов (транспортный, земельный, отчисления в дорожный фонд);
износ по нематериальным активам.
  1. Общехозяйственные и административно-управленческие расходы, в том числе расходы на содержание помещений, подготовку кадров, охрану труда и др. (Эх03)-
Себестоимость 100 руб. доходов может исчисляться в целом по всем эксплуатационным расходам, а может по отдельным элементам и статьям расходов.
Исчисление себестоимости по элементам и статьям затрат называется калькуляцией себестоимости 100 руб. доходов:
С - (-+ + А. + За. + ^5Е + ^2Е5ЕЇ1 + +
(Дод Дод Дод^Дод Дод Дод Дод
+ іООруб.
Дод Дод
Например, если сумма доходов предприятия по отчету составляет 6240 тыс.руб., эсплуатационные затраты соответствуют представленным в табл. 8.1 (графа 2), то можно составить калькуляцию себестоимости 100 руб. доходов (результаты представлены в графе 3).
Там, где позволяют возможности учета, желательно определять и калькулировать себестоимость не только в целом ло предприятию, но и по подотраслям на 100 руб. доходов, а также стремиться к определению себестоимости отдельных услуг.
В зависимости от способа отнесения на себестоимость услуги затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на себестоимость определенной подотрасли или даже услуги, а к косвенным - затраты, которые относятся на себестоимость услуги не прямым счетом, а"расчетным (косвенным путем). Например, при раздельном исчислении себестоимости по подотраслям (ГТС, СТС, МТС, телеграф, звуковая проводная связь) заработная плата производственного персонала, амортизационные отчисления, электроэнергия и ряд других статей относятся на себестоимость соответствующей подотрасли непосредственно, а такие расходы, как заработная плата административно-управленческого персонала и оперативнохозяйственные, не поддаются прямому разделению и могут быть отнесены к определенной подотрасли косвенным способом - например, пропорционально числу или зарплате занятых в каждой подо-
Таблица 8.1

Наименование статей затрат

Калькуляция

эксплуатационных расходов, тыс.руб.

себестоимости 100 руб. доходов, руб.

Заработная плата персонала

1128

18

Отчисления на социальное страхование

428

6,85

Амортизационные отчисления

850

13,62

Взаиморасчеты с другими предприятиями

280

4,49

связи



Материалы, топливо, запчасти

55

0,88

Электроэнергия со стороны для производст

200

3,2

венных нужд



Прочие производственные расходы

153

2,45

Общехозяйственные и административно-



управленческие расходы

108

1,73

Всего

3202

51,3

35
ЗО

5
О 10 20 30 40 50 60 70 80 Доходи.
мім руб.


0 10 20 ЗО 40 50 60 70 80 Доходи, млн руб.

трасли работников. При анализе и планировании важное значение имеет также группировка затрат по признаку зависимости от изменения объемного показателя (доходов), т.е. деление на* переменные (зависимые) и постоянные (точнее, условно-постоянные). К переменным затратам на предприятиях связи относятся расходы на материалы и запасные части, электроэнергию для производственных нужд.
Если хозяйственная деятельность осуществляется в рамках данного объема ресурсов, постоянные затраты будут неизменными даже при увеличении предоставленных услуг и соответственно доходов. Расширение потенциала, например, в форме увеличения и обновления оборудования, увеличения числа работников и расширения помещений повлечет за собой рост постоянных затрат (на амортизацию, зарплату и арендную ллату). Этот рост произойдет в виде скачков, что графически показано на рис. 8.1. Переменные затраты, зависящие от объема услуг и доходов, растут пропорционально с их увеличением, что представлено на рис. 8.2.
В итоге общая сумма затрат меняется с ростом объема услуг и доходов, но в меньшей степени, чем увеличиваются последние. Это зависит от структуры затрат. Чем больше удельный вес условно-постоянных затрат, тем в меньшей степени возрастают затраты с ростом услуг, а это ведет к снижению себестоимости, что можно проследить по последней графе табл. 8.2.
На рис. 8.3 и 8.4 даны графические изображения динамики соответственно суммарных затрат (сплошная кривая) и средних суммарных затрат (на 100 руб. доходов).
Из табл. 8.2 видно, что при росте доходов в 5 раз (с 1 до 5 млн руб.) переменные затраты увеличились в 6,2 раза*, а суммарные - только в 3,2 раза, что привело к снижению затрат на 100 руб. доходов. Определяющим моментом является динамика переменных за-
В данном случае имеем дело с прогрессивными переменными затратами, которые изменяются в относительно большей пропорции, чем производство и доходы.

Доходы, руб.

Затраты. тыс.руб.

Сумма затрат, тыс.руб.

Средняя сумма затрат, руб./100 руб. доходов

постоянные

переменные

0

300

0

300

1

300

200

500

50

2

300

350

650

32,5

3

300

550

850

28,3

4

300

900

1200

30

5

300

1300

1600

32

трат, так как постоянные будут составлять неизменную величину - здесь 300 тыс.руб. (на рис.8.3 обозначены штриховой линией).
Классификация текущих затрат по тем или иным признакам позволяет исследовать структуру себестоимости (эксплуатационных расходов).
Под структурой себестоимости понимается соотношение входящих в нее отдельных элементов и статей затрат, т.е. их удельный вес (в процентах) в общей величине затрат.
В зависимости от того, какой элемент затрат преобладает в себестоимости, принято различать трудоемкие, энергоемкие, фондоемкие и материалоемкие отрасли и подотрасли. На структуру себестоимости оказывают влияние специфика отрасли, технический и технологический уровни, особенности организации производства и другие факторы.
Анализ структуры себестоимости показывает, что отрасль связи относится к трудоемким и фондоемким отраслям. Вследствие невещественного характера продукции связи в себестоимости отсутствуют затраты на сырье и основные материалы. Поэтому доля материальных затрат в себестоимости услуг связи незначительна. Изучение структуры себестоимости очень важно для анализа динамики себестоимости, планирования и разработки направлений ее снижения.


Рис. 8.4. Средние суммарные затраты на
100 руб. доходов при разном объеме производства и реализации
Доходы, тыс. руб. Доходы, тыс руб.

В заключение приведем пример структуры себестоимости по одному из АО “Электросвязь”:
Наименование статей затрат Себестоимость, %
Всего затрат 100
В том числе:
расходы на оплату труда 36
отчисления иа социальные нужды 14,2
амортизационные отчисления 13
материалы, топливо, запчасти 2,9
электроэнергия 1,9
оплата за каналы “Ростелекому” 9,3
налог на транспорт 2,6
прочие расходы 20,1

Cтраница 1


Эксплуатационные расходы предприятий включают текущие затраты, амортизационные отчисления, налоговые выплаты. К текущим относят затраты, связанные с использованием в процессе производства энергии, топлива, материалов, труда, а также затраты на реализацию продукции. Выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции представляют собой ее себестоимость.  

В качестве себестоимости выступает показатель эксплуатационных расходов предприятий транспорта (связи) с учетом расходов по экспедиционным и погрузочно-разгрузочным работам.  

Раздел II Выполнение плана расходов по перевозкам содержит все эксплуатационные расходы предприятия за квартал или год. При этом основные специфические расходы показывают по статьям Номенклатуры с подразделением каждой статьи на элементы затрат, а основные общие и общехозяйственные расходы - только по элементам затрат. Кроме того, раздел содержит объем работ по статьям Номенклатуры, а в отдельной графе - план расходов, пересчитанный на выполненный объем работы, что позволяет определять относительную экономию или перерасход средств на перевозки. В этом же разделе нарастающим итогом с начала года приводят расходы в разрезе элементов затрат по видам подсобно-вспомогательной деятельности.  

Текущий ремонт производственных зданий и сооружений осуществляется за счет эксплуатационных расходов предприятия или организации.  

Все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту производятся за счет эксплуатационных расходов предприятия.  

Вопросы обеспечения безопасности работы нефтепромысловых трубопроводных систем неразрывно связаны с экономикой: мероприятия по снижению аварийности приводят к снижению эксплуатационных расходов предприятия, но, одновременно, сопряжены со значительными дополнительными затратами. Оптимизация данных затрат является актуальной задачей, решение которой позволит, за счет грамотного распределения материальных и финансовых ресурсов, повысить эффективность средств снижения аварийности.  

Все работы по техническому уходу, малому, а также среднему ремонтам с периодичностью до одного года производятся за счет эксплуатационных расходов предприятия.  

Затраты на межремонтное обслуживание, периодические осмотры, на малый и средний ремонты оборудования (последний-периодичностью менее года) осуществляются за счет эксплуатационных расходов предприятия и включаются в себестоимость продукции.  

Финансирование работ по техническому осмотру, профилактическому испытанию, текущему ремонту, а также среднему с периодичностью менее одного года осуществляется за счет эксплуатационных расходов предприятий.  

При этом нагревательные приспособления часто выходят из строя в результате перегорания проводников (температура нагрева достигает 750 - 800), образующих нагревательные элементы, срок службы которых по данным заводов-изготовителей не превышает 1000 час. Последнее вызывает частые простои, во избежание которых предприятия принуждены иметь мастерские по изготовлению и ремонту нагревательных элементов, значительный запас нагревательных элементов различной мощности для быстрой замены вышедших из строя, а также необходимый для этого дополнительный штат работников. Все это увеличивает эксплуатационные расходы предприятия.  

На основании проводок, сделанных по данным машинограмм и первичных документов, по счету № 20.1 Перевозки ежемесячно составляют Ведомость аналитического учета, содержащую данные по элементам затрат, статьям расходов и в целом по синтетическому счету. В ней указывают также корреспондирующие счета, что необходимо для контроля правильности учетных записей. Эта ведомость содержит всю сумму эксплуатационных расходов предприятия, в том числе основные специфические, основные общие и общехозяйственные расходы.  

Разделение ремонта тепловых сетей на текущий и капитальный зависит от степени неисправностей, объема работ и материальных затрат. Объемы работ по текущему и капитальному ремонту устанавливаются на основании описей неисправностей систем теплоснабжения, составляемых в процессе эксплуатации. Все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту производят за счет эксплуатационных расходов предприятия. Капитальный ремонт производят за счет амортизационных отчислений в размерах, предусматриваемых существующими положениями.  

Страницы:      1

На протяжении уже ни первого года в России происходит становление и оптимизация управления многоквартирных жилых домов. К одной из важнейших проблем, требующих оперативного решения относится низкая информированность населения в вопросах обслуживания и ремонта жилых помещений, предоставления услуг ЖЭК, и прочих вопросов, касающихся ведения управляющих организаций.

Общеэксплуатационные расходы в ЖКХ

Приказ Госстроя РФ № 303 2000 года определяет общеэксплуатационные расходы, как затраты на руководство, координирование работ по содержанию жилфонда.

Эти затраты содержат в себе издержки на финансирование управляющих компаний, которые создают благоприятные условия для их нормальной работы. Эти затраты не взаимосвязаны с платой за содержание и ремонт многоквартирных домов, и довольно разнообразны. В группу общеэксплуатационных включены следующие виды расходов на:

  • хозяйственно — административные нужды;
  • выплату заработной платы сотрудникам;
  • организацию и выполнение работ;
  • иные потребности.

Выше приведенные расходы включают в квитанции для оплаты и проводят в одной графе в лицевом счете вместе с оплатой за содержание и ремонт жилых домов. Для более детального изучения этих затрат и регулирования тарифных ставок на них стоит ознакомиться с Постановлением Госстроя № 9 1999 года.

Плата за управление многоквартирным домом

Ст.162 ЖК РФ устанавливает перечень мероприятий по подбору управляющей компании. Исходя из статьи, подписывается договор управления многоквартирным домом. Сторонами его подписания являются владельцы квартир и руководство управляющей организации. Избираемая организация должна обладать лицензией на ведение управленческой деятельности в многоквартирных зданиях.

Выбор компании осуществляют путем проведения общего собрания собственников помещений. Компания подписывает договора на оказание определенных услуг с каждым из собственников на условиях, принятых решением не менее 50% владельцев квартир.

В договоре прописывается ряд нижеперечисленных обязательств:

  1. совокупность общедомового имущества, на которое распространяется управление и адрес здания;
  2. сервис и обслуживание, оказываемые организацией;
  3. определение величины, сроков внесения платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, в том числе ЖКХ, обслуживание и ремонт;
  4. порядок и временные рамки исполнения взятых на себя обязательств компанией и контроль над их исполнением.

Традиционно к услугам и работам по управлению многоквартирным домом принято относить:

  • хранение и ведение тех. документации дома;
  • оформление договоров с подрядчиками на выполнение тех или иных работ и контроль над их качеством;
  • заключение договоров с поставщиками водо-, тепло- и электроснабжения;
  • выставление счетов и сбор средств с владельцев жилых помещений, взыскание долгов за поставленные услуги с должников;
  • проверка поставляемых коммунальных услуг заказчикам;
  • диспетчерские услуги жильцам и производство регистрации граждан;
  • предоставление жильцам различных справок;
  • доведение информации до собственников жилья об изменении тарифов;
  • внесение предложений собственникам жилья о проведении капитального и текущего ремонта.

Расходы ЖКХ

ЖКХ представляет собой многоотраслевую систему, которая охватывает порядка 30 разнообразных видов деятельности. ЖКХ подразделяют на несколько крупных подотраслей:

  • жилищное хозяйство;
  • обеспечение потребителей ресурсами;
  • благоустройство городов, поселков и сел.

Финансовые средства предприятий ЖКХ формируются из финансовых средств, поступающих из бюджета и потребителей. Благоустройство населенных пунктов финансируется из средств бюджета, а обеспечение потребителей ресурсами – из средств потребителей.

Предприятия ЖКХ обеспечивают доведение коммунальных ресурсов до потребителей. Предприятия ЖКХ обеспечивают доведение коммунальных ресурсов требуемого качества до потребителей. Плата за услуги включает в себя оплату за:

  1. холодное и горячее водоснабжение, подаваемое потребителю посредством трубопроводной сети;
  2. отвод бытовых сливов с помощью канализационных сетей;
  3. электроэнергию, подаваемую потребителю в необходимом объеме;
  4. газоснабжение – круглосуточное обеспечение газом требуемого качества;
  5. отопление – поддержание в квартирах температуры воздуха, в рамках соответствующих руководящих документов.

Тарифы на услуги ЖКХ в зависимости от регионов могут быть различными, так как их регулированием занимаются муниципальные власти на местах. Предприятия ЖКХ не имеют права завышать тарифы ЖКХ выше установленных по региону.

Тариф за управление МКД

ЖК РФ предусматривает одним из способов управления многоквартирным домом – непосредственный способ управления. Порядок выбора такой формы управления может быть применим для многоквартирных домов не менее чем с 12 квартирами. Такой способ управления избирается на общих основаниях – путем собрания владельцев квартир. Одним из основных условий выбора такого способа управления МКД является выбор управляющей организации. В ее состав входят владельцы квартир, отвечающие за содержание и ремонт общедомового имущества, обеспечение поставки коммунальных услуг и выполнение прочих обязательств в соответствии с условиями принятого на собрании договора.

При таком варианте управления поставка коммунальных услуг осуществляется получателю при заключении договора каждого владельца «квадратных метров» персонально. Письменного оформления договора не требуется.

Преимуществами выбора данной формы управления являются:

  • прямые контакты между владельцами квартир и поставщиками услуг;
  • возможность владельца жилья предъявлять претензии поставщикам минуя посредников.

Недостатки такой формы управления:

  • управляющая компания не несет ответственность за участие в программах капитального ремонта жилья;
  • уклонение от обязанности по несению дополнительных расходов на выставление счетов не за свои ресурсы, истребование долгов и от банкротства.

Заключение

Как и любое другое предприятие, располагающееся на рынке товаров, управляющие компании, прежде всего, проявляют заботу о своей экономической стабильности и получении прибыли. Они периодически со своей стороны пытаются навязывать в условия договора рост тарифных ставок на ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компании ссылаются на целый ряд причин. К таким причинам относят — рост цен в регионе, тарифных ставок у предприятий — подрядчиков, тарифов для муниципального жилья, устанавливаемых муниципальными властями.

У большинства управляющих компаний планы на рост тарифов благополучно работают и приносят многомиллионную прибыль. В соответствии с ГК РФ условия договора не изменяются одной из сторон договора. Все условия договора регулируются положениями ЖК. Расторжение такого договора или изменения его условий устанавливаются в двустороннем порядке. Размер платы за жилое помещение регулируется ЖК, однако, в случае возникновения спорных ситуаций об индексации цен пользуются ст. 424 ГК РФ, в которой прописано, что исполнение условий договора осуществляют по ценам, прописанным в соглашении сторон.

Деятельность железнодорожного транспорта состоит из основной и вспомогательной видов деятельности. Основная деятельность железнодорожного транспорта - перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты. Задача вспомогательных видов деятельности - обеспечить работу основной. Выполняемые железнодорожным транспортом работы и услуги относятся к основной деятельности, если затраты на них возмещаются за счет тарифа.

Также на железной дороге существует дополнительная деятельность. Особенность ее заключается в том, что продукция дополнительной деятельности не потребляется основной и в себестоимость перевозок не включается.

Учет затрат включает в себя транспортную деятельность, включающую в себя такие элементы, как обеспечение грузовых и пассажирских перевозок, перевозки почты, грузобагажа и другие виды деятельности, и дополнительную транспортную деятельность, которая состоит из транспортной обработки грузов, их хранения, экспедиции грузов и так деле.

Затрат железной дороги можно классифицировать по следующим признакам:

по видам деятельности;

по отношению к перевозочному процессу;

по способу включения в себестоимость перевозок и продукции;

в зависимости от изменения объема перевозок и производства;

по способу детализации;

по периодичности образования;

по степени экономической однородности;

по целесообразности осуществления.

На рисунке 1.1 представлена классификация затрат по видам деятельности.

Рисунок 1.1. Классификация затрат по видам деятельности

Из рисунка 1.3 видно, что по видам деятельности затраты делятся на эксплуатационные, расходы по иным видам деятельности и общие расходы. Эксплуатационные расходы -расходы связанные с осуществлением перевозок.Расходы по иным видам деятельности - расходы несвязанные с осуществлением перевозочного процесса, при них производится продукция для последующей продажи третьим лицам.Общие - расходы, связанные с обеспечением производственного процесса.

Классификация затрат по отношению к перевозочному процессу представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Классификация затрат по отношению к перевозочному процессу

Рисунок 1.2 показывает, что затраты предприятия по отношению к перевозочному процессу бывают основными и общехозяйственными. Основные - это затраты, без которых не может совершаться ни одна перевозка, а общехозяйственные - расходы, связанные с обслуживанием и управлением процессами на предприятии.

По способу включения с себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты относятся на себестоимость конкретного вида перевозок, косвенные - на себестоимость нескольких объектов одновременно.

Согласно рисунку 1.3 в зависимости от изменения объема перевозок и производства затраты делятся на переменные и постоянные. Переменные - это расходы, размер которых непосредственно зависит от объема перевозок. Постоянные - это затраты, которые не изменяют свою величину при увеличении или уменьшении объема работ.

На рисунке 1.3 представлена классификация затрат по способу детализации.

Рисунок 1.3 Классификация затрат по способу детализации

Из рисунка 1.4 видно, что по способу детализации затраты делятся на статьи затрат и элементы затрат. Статьи затратпоказывают на что израсходованы средства. Регламентация статей осуществляется согласно установленной номенклатуре расходов.Элементы затрат показывают, количество и состав средств, израсходованных на выполнение работ. Это позволяет предприятию определять, сколько и каких средств не хватает, выявлять резервы снижения потребности в них.

Классификация затрат по периодичности образования представлена на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4. Классификация затрат по периодичности образования

Согласно рисунку 1.5 по периодичности образования затраты делятся на текущие и единовременные. Текущие - это затраты, связанные с производительной деятельностью подразделений.Единовременные - это разовые затраты, которые обусловлены необходимостью подразделения.

На рисунке 1.6 приведена классификация затрат по степени экономической однородности.

Рисунок 1.5 Классификация затрат по степени экономической однородности

Из рисунка 1.6 видно, что затраты по степени экономической однородности делятся на одноэлементные и комплексны. Примером одноэлементных затрат являются затраты на оплату труда, амортизация и другие.Комплексные представляют собой совокупность нескольких элементов, например: общехозяйственные, общепроизводственные затраты.

Классификация по целесообразности осуществления затрат приведена на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 Классификация затрат по целесообразности осуществления

Целесообразности осуществления затраты бывают производительные и непроизводительные. Производительные затраты целесообразны в условиях осуществления перевозок. Непроизводительные затраты связаны и недостатками в организации производства, простоями, потерями от брака и другими потерями.

Эксплуатационные расходы - это текущие расходы железной дороги, связанные с осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатационные расходы подразделений железной дороги, которые принимаются к расчету себестоимости перевозок, отражают только затраты, произведенные подразделениями, а часть общедорожных расходов, осуществляемых на уровне Управления железной дороги, не отражаются в отчетах о расходах подразделений, и поэтому информация о затратах на перевозки по отделениям является неполной.

К элементу «отчисления на социальные нужды» относятся отчисления на социальные нужды, учитывая обязательные отчисления в Фонд социальной защиты населения.

Состав элемента«Материалы» представлен на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 Состав элемента затрат «Материалы»

Из рисунка 1.7 видно, что элемент «Материалы» состоит из следующих затрат: стоимости материалов всех видов, стоимости предметов, потребляемых при изготовлении продукции, эксплуатации и ремонте оборудования, для упаковки продукции, потерь от недостачи поступивших материалов в пределах норм естественной убыли и других материальных затрат.

К элементу «Топливо» относится расход топлива всех видов.

Элемент «Электроэнергия» состоит из электроэнергии как произведенной предприятием, так и приобретенной со стороны.

Элемент «Амортизация» включает амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств и амортизационные отчисления по используемым в производстве нематериальным активам.

Из рисунка видно, что элемент затрат «прочие затраты» состоит из таких составляющих, как налоги, сборы, проценты по займам и кредитам, арендные платежи и другие расходы.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что основная деятельность железнодорожного транспорта - перевозки грузов и пассажиров. В расходы по перевозкам включаются все затраты, которые связаны с выполнением перевозочного процесса. Важнейшим показателем деятельности железной дороги является себестоимость перевозок, которая прямо зависит от расходов на перевозки. Снижение расходов на перевозку должно быть важнейшей целью предприятия, так как от него зависит размер прибыли, получаемой предприятием.

В состав эксплуатационных затрат на решение комплекса задач с использованием информационной системы входят следующие затраты:

С = С зп + С ао + С то + С пс + С лс + С ни + С эл + С пр,

где С зп – зарплата управленческого персонала, работающего с использованием ИС (пользователей ИС); С ао – амортизационные отчисления; С то – затраты на техническое обслуживание; С пс – затраты на программное сопровождение; С лс – затраты, связанные с использованием глобальных вычислительных сетей (аренда линий связи); С ни – затраты на носители информации; С эл – затраты на электроэнергию; С пр – прочие затраты.

Расчет эксплуатационных затрат по базовому варианту

До внедрения программного комплекса автоматизации пассажирских перевозок на базе платформы «1С: Предприятие 8.2» специалисту отдела пассажирских перевозок приходилось тратить большое количество времени на телефонные переговоры с менеджерами по работе с клиентами, со специалистом ремонтного отдела, чтобы поддерживать базу автомобилей в актуальном состоянии, в частности вручную фиксировать факты ремонта автомобиля и постоянно сверять данные. Кроме этого приходилось вести огромное количество таблиц Excel с данными по рейсам и вручную составлять отчеты. Специалист отдела пассажирских перевозок (диспетчер) тратил 85% своего рабочего времени на работу с ИС. Менеджер по работе с клиентами так же вынужден тратить время на телефонные переговоры с диспетчером и вести свою базу пассажиров в таблицах Excel.

1.Расчет заработной платы персонала, работающего с информационной системой, приведено в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Расчет заработной платы персонала, работающего с использованием ИС, в базовом варианте

Должность

Количество человек

Оклад руб./чел

% рабочего времени

Диспетчер

Менеджер по работе с клиентами

Начальник ремонтного отдела

Отчисления в фонды

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд РФ

Итого отчислений:

Итого с учетом отчислений (в мес.):

Итого с учетом отчислений (в год.):

С зпб =1 655 161,2 руб./год.

2. Расчет амортизационных отчислений

Для работы с клиентами, решения задач по организации пассажирских перевозок сотрудники ООО «Экспресс-РТЦ» используют ПК и оргтехнику. Амортизационные отчисления представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Амортизационные отчисления в базовом варианте

Кол-во компьютеров

Стоимость единицы

% использования для решения данной задачи

Персональные компьютеры отдела пассажирских перевозок

Персональные компьютеры отдела по работе с клиентами

Персональные компьютеры ремонтного отдела

Итого стоимость

Срок амортизации

Затраты в год

С аоб = 11410 руб./год

3. Расчет затрат на техническое обслуживание

Для бесперебойного функционирования компьютерной техники регулярно проводится ее техническое обслуживание. Затраты на техническое обслуживание приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Затраты на техническое обслуживание

С тоб = 3900 руб./год.

4. Затраты, связанные с использованием глобальных вычислительных сетей (аренда линий связи)

В ходе эксплуатации будет использоваться локальная сеть, которая создана до начала разработки. Кроме того, сотрудники ООО «Экспресс-РТЦ» для работы используют глобальную сеть Интернет, за который ежемесячно уплачивается абонентская плата в размере 1000 рублей. Таким образом, плата за Интернет в год выходит 12000 рублей.

С лсб = 12000 руб./год.

5. Прочие затраты

В состав прочих затрат для эксплуатации ИС входят:

1. Бумага – 20 пачек * 150 руб. = 3000 руб./год

2. Тонер – 5 шт. * 1000 руб. = 5000 ру./год

3. Канцелярия – 1000 руб/год

С прб = 9000 руб./год

Итого эксплуатационные затраты в базовом варианте составили:

С б = 1 655 161,2 руб./год + 14660 руб./год + 3900 руб./год + 12000 руб./год + 9000 руб./год = 1691471,2 руб./год.