Как зачесть взносы в пфр. Заявление на возврат переплаты по страховым взносам

1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

4. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.

5. Формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

9. В случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.

10. Положение, предусмотренное частью 9 настоящей статьи, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам. В этом случае решение органа контроля за уплатой страховых взносов о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

13. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

14. Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

15. До истечения срока, установленного частью 14 настоящей статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае направления указанного сообщения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

18. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов, уведомляет орган контроля за уплатой страховых взносов о дате возврата и сумме возвращенных плательщику страховых взносов денежных средств.

19. В случае, если предусмотренные частью 17 настоящей статьи проценты уплачены плательщику страховых взносов не в полном объеме, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных страховых взносов, в течение трех дней со дня получения уведомления соответствующего территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных плательщику страховых взносов денежных средств.

20. До истечения срока, установленного частью 19 настоящей статьи, поручение о возврате оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления указанного возврата.

21. Зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

23. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

24. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов.

Излишне уплаченную сумму страховых взносов можно зачесть или вернуть. Переплату зачитывают в счет предстоящих платежей или в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212‑ФЗ (ст. 60) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Порядок зачета и возврата определен ст. 26 и 27 этого же закона.

Следует иметь в виду, что вернуть переплату по страховым взносам можно в течение 3 лет со дня излишней уплаты. На это условие указывает п. 13 ст. 26 Федерального закона № 212‑ФЗ. Причем данное условие действует и для страховых взносов, введенных с 1 января 2012 г., и для сумм, перечисленных ранее этой даты. То есть, если излишняя уплата произошла 15 января 2010 г., вернуть сумму можно, если подать заявление не позднее 14 января 2013 г.

Сверим наши расчеты

Факт излишне уплаченных страховых взносов может быть обнаружен как самим налогоплательщиком, так и государственным внебюджетным фондом.

Если переплата обнаружена фондом, то он должен сообщить об этом в течение 10 рабочих дней со дня ее обнаружения. Однако на практике эта процедура вряд ли будет соблюдена, т. к. законодательством не предусмотрены никакие санкции к фондам за нарушение данного порядка.

Поэтому лучше, если плательщик страховых взносов самостоятельно будет отслеживать состояние взаиморасчетов с внебюджетными фондами. Если, по данным плательщика, он переплатил суммы страховых взносов, в первую очередь факт наличия переплаты необходимо зафиксировать в акте сверки.

Формы актов сверки с фондами установлены приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 г. № 979 н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов».

Для сверки с Пенсионным фондом применяется акт по форме 21‑ПФР (Приложение № 1 к приказу), для сверки с ФСС необходимо подписать акт по форме 21‑ФСС (Приложение № 2 к приказу). Если данные фондов и плательщика совпадают, можно начинать процедуру возврата.

«Зачетная» формула

Далее плательщику необходимо подать заявление о зачете или возврате выявленной в процессе сверки сумму переплаты. Причем заявление можно подать в течение 3 лет с момента излишней уплаты страховых взносов. Формы данных заявлений также установлены приложениями к приказу № 979 от 11 декабря 2009 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: для ПФР - форма 23‑ПФР, для ФСС – форма 23‑ФСС.

Зачет суммы переплаты в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления по решению внебюджетного фонда. В этом случае решение принимается в течение 10 дней (п. 14 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ) со дня получения заявления либо с даты подписания акта совместной сверки, если она проводилась.

…важно знать, что суммы выявленной переплаты по страховым взносам фонды вернут не всегда…

Зачет переплаты в счет погашения задолженности по пеням и штрафам внебюджетные фонды осуществляют самостоятельно (п. 8 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ). Решение о зачете принимается в течение 10 дней с момента обнаружения ими факта излишней уплаты взносов или с даты подписания акта совместной сверки (если она проводилась), или со дня вступления в силу решения суда.

Следует обратить внимание, что переплата по страховым взносам может быть зачтена только в рамках одного внебюджетного фонда (п. 21 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ), то есть выявленная переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии может быть зачтена в счет предстоящих платежей в ПФР на погашение как страховой, так и накопительной части пенсии. Однако использовать данную переплату для полного или частичного погашения задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование, обязательных для перечисления в бюджет ТФОМС, к сожалению, нельзя.

Вернуть переплаченные денежные средства внебюджетный фонд должен в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика взносов. Но сделает он это только тогда, когда будет погашена задолженность по пеням и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Законом № 212‑ФЗ. Решение о возврате переплаты по страховым взносам внебюджетный фонд должен принять в течение 10 дней со дня получения заявления или подписания акта сверки, если она проводилась. Обратите внимание: в случае если возврат осуществлен с нарушением срока, на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена плательщику в установленный срок, будут начисляться проценты.

На заметку

Начисленные проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов орган контроля может уплатить плательщику не в полном объеме. Оставшуюся сумму процентов он рассчитывает исходя из даты фактического возврата плательщику сумм излишне взысканных страховых взносов. Решение о возврате оставшейся суммы процентов орган контроля принимает в течение 3 рабочих дней. Отсчет производится со дня получения уведомления соответствующего территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных плательщику денежных средств (п. 11 ст. 27 Закона № 212‑ФЗ).

Важно знать, что суммы выявленной переплаты по страховым взносам фонды вернут не всегда. К примеру, возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд не производится, если территориальный орган Пенсионного фонда учел сумму излишне уплаченных страховых взносов в составе сведений персонифицированного учета и эти сведения разнесены фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. То есть если плательщик уже предоставил в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета, где эти суммы переплаты учтены фондом в лицевых счетах застрахованных лиц (п. 22 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ).

С решением об отказе плательщик может столкнуться также, если у него были задолженности по пеням и штрафам, предусмотренным Законом № 212‑ФЗ, и сумма этих задолженностей больше или равна сумме переплаты.

Вернуть излишне уплаченные взносы можно только после зачета их в счет погашения долгов по штрафам и пеням (п. 12 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ). И если суммы таких задолженностей окажутся больше суммы выявленной переплаты, то возвращать плательщику будет уже нечего.

Формы документов

В целях реализации положений Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212‑ФЗ Минздравсоцразвития России приказом от 11.12.2009 г. № 979 н утвердил 14 форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (данные формы документов приведены в соответствующих приложениях к утвердившему их приказу):

  • формы 21‑ПФР и 21‑ФСС РФ – акт совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам;
  • формы 22‑ПФР и 22‑ФСС РФ – заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов;
  • формы 23‑ПФР и 23‑ФСС РФ – заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов;
  • формы 24‑ПФР и 24‑ФСС РФ – заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов;
  • формы 25‑ПФР и 25‑ФСС РФ – решение о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов.

Ольга Конкова, эксперт журнала "Консультант"

Работодатели - плательщики страховых взносов в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца обязаны производить исчисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Таковые определяются в виде разницы, при этом:

Уменьшаемое представляет собой произведение базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов;
- вычитаемое - сумму страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Их необходимо перечислить в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (п. 1, 3 ст. 431 НК РФ, п. 3, 4, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Понятие переплаты

Порой плательщик перечисляет в казначейство суммы несколько большие, чем полагалось. Причины могут быть разными:
- банальная невнимательность при заполнении соответствующей платежки;
- неучет существующих предельных величин баз для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страхование на случай ВНиМ);
- начисление страховых взносов на суммы, с которых исчисление взносов не производится, и др.
У ПБОЮЛов на общей системе налогообложения, уплачивающих взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, доходы которых в 2014 и 2015 годах превысили 300 000 руб., переплата "пенсионных" страховых взносов за данные годы образовалась после выхода постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 N 27-П. КС РФ счел, что указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, свидетельствует о намерении законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
ПФР с подачи Минтруда (письма от 16.11.2016 N 17-4/ООГ-1563, от 09.07.2014 N 17-3/В-313) рекомендовал предпринимателям исчислять "пенсионные" страховые взносы из суммы фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, не учитывая при этом налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ.
Письмо Минтруда России N 17-3/В-313 пенсионщики отправили и в ФНС, поскольку на налоговиков возложена обязанность по представлению в ПФР сведений о доходах от деятельности индивидуальных предпринимателей за расчетный период (п. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Переплата страховых взносов может возникнуть также, если судом будут признаны неправомерными действия контролирующего органа по взысканным суммам страховых взносов (пеней, штрафов).
Вводя в НК РФ главу 34 "Страховые взносы", законодатель не расшифровал понятие "излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы". Понятия "излишне уплаченный (взысканный) налог" в НК РФ также нет. Зато Кодексом регламентированы порядки зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа (ст. 78, 79 НК РФ).
Президиум ВАС РФ счел, что излишняя уплата налога имеет место тогда, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (без участия налогового органа), по какой-либо причине (в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения) ошибается в расчетах. Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2105/11).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:
- платежными поручениями налогоплательщика;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа;
- информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).
Иными словами, сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет государственного внебюджетного фонда как страховые взносы, может считаться излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами только тогда, когда денежные средства фактически поступили в соответствующий бюджет. Причем излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами становятся поступившие в соответствующий бюджет суммы независимо от времени их зачисления - до 1 января 2017 года или после.

Как известно, 0 часов 1 января 2017 года для страховых взносов - рубеж:
- до того порядок исчисления определялся упомянутым Законом N 212-ФЗ и администрировали их ПФР и ФСС России (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ);
- после порядок исчисления страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ, а функции контроля перешли к ФНС России (подп. 3 - 5 п. 1 ст. 23, п. 2.1 ст. 31, п. 1 ст. 82 НК РФ).
С 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов РФ разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части:
- контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов;
- проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам;
- взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также
- принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
ПФР и ФСС России контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, далее - Закон N 250-ФЗ). Эти функции осуществляются в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Налоговики вправе взыскивать:
- недоимки по страховым взносам, соответствующие пени и штрафы в государственные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 1 января 2017 года;
- страховые взносы, пени и штрафы, доначисленные органами ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ)).
Взыскания налоговики производят в порядке и в сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России.
Обосновать образование излишне уплаченной суммы страховых взносов плательщик может, подав уточненный расчет по страховым взносам.
Уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (форма РСВ-1 ПФР, форма 4 - ФСС), необходимо представлять в территориальные отделения ПФР или ФСС России в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).
Страховые взносы, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, по своей социальной природе и предназначению не отличаются от страховых взносов, установленных НК РФ, но они не являются предметом регулирования НК РФ. Поэтому суммы излишне уплаченных либо взысканных страховых взносов, образовавшиеся в период по 31 декабря 2016 года включительно, не могут быть зачтены в счет страховых взносов, исчисляемых с начала текущего года. Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки по страховым взносам, установленным НК РФ (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).
Поэтому с уточненным расчетом желательно подать соответствующее заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Формы "пенсионных" заявлений о возврате (23-ПФР, 24-ПФР) приведены в приложениях 3 и 4 к Постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 N 511п, формы "соцстраховских" заявлений (23-ФСС РФ, 24-ФСС РФ) - в приложениях 3 и 4 к Приказу ФСС России от 17.02.2015 N 49.
В уже упомянутом письме Минфина России N 03-02-07/2/11564 указано, что Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не определены полномочия органов ПФР, органов ФСС России и налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения:

- сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС России по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных упомянутой статьей 20 Закона N 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Если у плательщика имеются недоимка по страховым взносам, задолженность по уплате соответствующих пеней, штрафов во внебюджетные фонды, возникшие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то и недоимка, и задолженность уплачиваются этим плательщиком или взыскиваются налоговым органом (п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ).
До уплаты указанных недоимки и задолженности (либо их взыскания в установленном порядке) у территориального отделения ПФР (территориального отделения ФСС России) отсутствуют основания для возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Следовательно, при наличии:
- недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшимся на 1 января 2017 года, а также
- доначислений сумм страховых взносов, пеней и штрафов по результатам контрольных мероприятий, -
плательщику, у которого имеются суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, вначале необходимо погасить указанные недоимки, задолженности и доначисления. И только после этого территориальные отделения ПФР (ФСС) смогут принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, соответствующие органы ПФР (ФСС) должны принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате.
Если плательщиком страховых взносов представлялся уточненный расчет по страховым взносам, то 10 дней исчисляются со дня завершения территориальным отделением ПФР (ФСС) камеральной проверки указанного расчета.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальное отделение страховщика должно направить его в соответствующий налоговый орган (п. 4 ст. 21 Закона N 243-ФЗ). Возврат страховых взносов осуществляется ИФНС, в которой зарегистрирован плательщик страховых взносов.

С 2017 года введенный пункт 1.1 статьи 78 НК РФ, которой устанавливались нормы по зачету или возврату сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней и штрафа, позволяет осуществить зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет:
- предстоящих платежей плательщика по этому взносу;
- задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения, -
или же возвратить их в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Следовательно, излишне уплаченные суммы страховых взносов за периоды начиная с текущего года можно зачесть только по видам взносов:
- по пенсионному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОПС;
- по медицинскому страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОМС;
- по социальному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ВНиМ.
Зачет сумм страховых взносов по одному из видов обязательного страхования в счет страховых взносов по другому виду невозможен.
Для зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо обращаться в свою ИФНС. Зачет осуществляется в том же порядке, который был установлен для зачета по налогам (с учетом особенностей пункта 1.1 статьи 78 НК РФ).
Факт излишней уплаты страховых взносов может быть обнаружен как самим их плательщиком, так и налоговиками. Выявив переплату, налоговый орган обязан известить об этом страхователя в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 78 НК РФ). Используется им при этом форма сообщения о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложение 2 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@).
В приложениях к этому Приказу ФНС России приведен также ряд форм, которые могут быть использованы при осуществлении зачета или возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов. Например, формы заявления о возврате (о зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложения 8, 9).
Налоговиками же могут быть использованы формы о зачете (приложение 1), возврате (приложение 3), принятом решении о зачете (возврате), об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (приложение 4).
При обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате страховых взносов, не исключена возможность проведения совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. Предложение о проведении такой сверки может исходить как от плательщика страховых взносов, так и от налогового органа.
Результаты совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам оформляются соответствующим актом (форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам приведена в приложении к Приказу ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@). Акт совместной сверки расчетов по страховым взносам вручается плательщику в течение следующего дня после дня его составления. Акт в тот же срок может быть направлен по почте заказным письмом или передан плательщику в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (подп. 11 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@, далее - Методические рекомендации) предписывают налоговым органам перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных НК РФ, в частности:
- фактическое зачисление суммы излишне уплаченных страховых взносов на счет по учету доходов бюджета соответствующего внебюджетного фонда;
- отсутствие задолженности по пеням и штрафам соответствующего вида страховых взносов - при возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей осуществляется только на основании заявления плательщика. Такое заявление может подаваться в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей налоговики должны принять в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим плательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта такой излишней уплаты, или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Плательщик может представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам. В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов. Указанное заявление может быть направлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представлено через личный кабинет.
Излишне уплаченные страховые взносы могут быть возвращены только по заявлению плательщика (поданному в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет). Возврат должен быть осуществлен в течение месяца со дня получения налоговым органом заявления.
Возврат излишне уплаченных страховых взносов при наличии задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов могут быть поданы в течение трех лет со дня уплаты суммы взносов.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении (о зачете (возврате) или об отказе) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Сообщение передается лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Проценты

Налоговики обязаны вернуть излишне уплаченную сумму налога в течение месяца со дня получения заявления от их плательщика, причем в случае нарушения срока возврата налога фискалы должны начислить проценты на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок (п. 10 ст. 78 НК РФ). Проценты уплачиваются за каждый календарный день нарушения срока возврата, и их сумма определяется исходя из ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Для расчета суммы процентов, подлежащих уплате, используется следующее выражение (п. 3.2.7 Методических рекомендаций):

П = СВ: 365 (366) x СР x ДПР: 100%,

где П - сумма процентов, подлежащих начислению; СВ - сумма, которая подлежит возврату на расчетный счет налогоплательщика; СР - ставка Банка России, действовавшая в дни задержки перечисления; ДПР - количество дней просрочки.
Если до окончания месяца налоговиками была возвращена часть излишне уплаченного налога, то проценты начисляются на сумму остатка.
При изменении ставки Банка России в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки.
С 1 января 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке (указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У). Размер ключевой ставки в 2017 году составляет:
- с 1 января по 26 марта - 10%;
- с 27 марта по 1 мая - 9,75%;
- с 2 мая - 9,25%.
Правила, установленные статьей 78 НК РФ, согласно пункту 14 этой статьи применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов. И логично полагать, что при задержке налоговиками возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов ими должны быть начислены проценты.
Норма о начислении процентов в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществлялся с нарушением установленного 30-дневного срока, существовала и в Законе N 212-ФЗ (п. 17 ст. 26). 30-дневный срок при этом отсчитывался с момента подачи заявления (п. 11 ст. 26). И, казалось бы, при перечислении сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налоговики также должны начислять проценты за дни задержки. Однако Минфин России в письме от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564 указал, что Законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Налоговики, скорее всего, будут следовать рекомендациям финансистов.

Особенности возврата взносов на ОПС

Примечание. Руководство ФНС России в письме от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281 предложило следующий алгоритм действий нижестоящим налоговым органам в случае передачи фискалам некорректных сумм задолженности в составе сальдо расчетов по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года:
- при обращении плательщика в налоговый орган лично либо по телефону следует рекомендовать ему обращаться в соответствующий орган ПФР или ФСС России;
- в случае поступления официального обращения плательщика указанное обращение следует направить в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда по принадлежности.

Пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ установлены ограничения по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Не допускается возврат в случае, если, по сообщению территориального органа управления ПФР, сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Аналогичная норма была установлена и пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
В указанных нормах Закона N 212-ФЗ и НК РФ при этом говорится о суммах излишне уплаченных страховых взносов, которые были указаны в сведениях, представленных плательщиком страховых взносов в ПФР в составе отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Страхователи-работодатели отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету представляли в расчете РСВ-1 ПФР. И за последний квартал 2016 года такой расчет добросовестные плательщики представили в середине февраля 2017 года.
Органы ПФР обязаны, в частности, обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведения, представленные налоговыми органами и страхователями, а также надежное хранение этих сведений (ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования"). А вот срок перенесения этих сведений в лицевые счета законом не установлен.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены случаи, когда осуществляется перерасчет размера страховой пенсии. Среди таковых значится увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования значения индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Следовательно, к этому дню в лицевом счете застрахованного лица должны быть учтены сведения, представленные страхователями по индивидуальному (персонифицированному) учету. Маловероятно, что к началу второго полугодия не будет сообщения территориального органа управления ПФР о том, что сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлый год, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. А это означает, что возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, окончившиеся до 1 января 2017 года, плательщикам ждать не следует.
ПБОЮЛы не представляют отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету за себя в ПФР.
Пункт 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предписывал налоговым органам направлять в ПФР сведения о доходах от деятельности самозанятых физических лиц - плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. Это позволяло пенсионщикам определить сумму страховых взносов, которую должен был уплатить ПБОЮЛ за прошлый год. Уплаченную предпринимателем сумму страховых взносов на ОПС, которую следовало перенести в его индивидуальную карточку, они могли определить в первой половине апреля по поступившим платежным документам: срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период являлись основанием для направления требования об уплате недоимки, а также для проведения ее взыскания (п. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Все это сводит к нулю вероятность возможности возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 годы ПБОЮЛами, находящимися на общей системе налогообложения, чьи доходы в эти налоговые периоды превысили 300 000 руб.

Фонд социального страхования приказом от 13.02.2017 № 40 утвердил формы решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса страхователя по несчастным случаям на НС и ПЗ. Приказ зарегистрирован в Минюсте 9 марта 2017 года.

Примечание : Скачать форму уточнения

Другим приказом, также зарегистрированным в Минюсте и опубликованом, ФСС признает утратившим силу прежний приказ от 31 октября 2011 г. № 434, утверждавший формы таких решений.

Переплата по взносам на травматизм

Совместную сверку расчетов по страховым взносам проводят по инициативе территориального отделения ФСС России или организации. В последнем случае организация подает заявление о проведении сверки в ФСС России. Результаты сверки оформят . Об этом – в пункте 5 статьи 26.12 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Старайтесь проводить сверку расчетов не реже одного раза в год. Это позволит своевременно определить наличие переплаты и принять необходимые меры для зачета (возврата) излишне перечисленных сумм. Кроме того, предварительная инвентаризация обязательств (в т. ч. и перед внебюджетными фондами) является непременным условием для составления годовой бухгалтерской отчетности ( Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).



Описано как уточнить платеж взносов в ФСС. Заявление на уточнение. Даны Документы для зачета и возврата переплаты по взносам «на травматизм» в Соцстрах.


к меню

В каких случаях это возможно, как правильно оформить уточненную налоговую декларацию, каким образом перечисляются недоимки и пени, где скачать старый бланк декларации и другие полезные вопросы и ситуации мы рассмотрим в этой статье.

Если перечисляете страховые взносы за декабрь 2016 года в январе 2017, то нужно платежку составить по правилам для уплаты налогов со своими КБК!!!.

Переплату по взносам в фонды за периоды до 2017 года можно только вернуть

Да и то при условии, что у страхователя нет недоимки по страховым взносам за истекшие до 01.01.2017 года периоды. А зачесть старые переплаты в счет будущих платежей или погашения задолженности – нельзя вовсе. Письмо Минфина от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564


к меню

Старые формы заявлений на зачет и возврат страховых взносов в Пенсионный фонд 22-ПФР

Бухгалтер любой компании может столкнуться с зачетом или возвратом страховых взносов. С 14 мая 2014 года для оформления зачета или возврата нужно использовать формы заявлений, которые были утверждены приказом Минтруда России от 22.12.15 № 511п и являлись обязательными для применения до 2017 года.

Переплату по страховым взносам, пеням и штрафам можно зачесть в счет будущих платежей или направить на погашение задолженности. Также переплата может быть возвращена компании. Зачесть или вернуть пенсионные или медицинские взносы можно через ПФР, а страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - через ФСС.

Причем, если фонды сами выявляют переплату, то они вправе самостоятельно направить излишек в счет будущих платежей или погасить долги компании. Однако это не лишает организацию права на подачу заявления о проведении зачета. Когда же необходимо вернуть переплату, то следует проявить инициативу и подать в фонды заявление о возврате. Без него переплату вернут.

Формы заявлений на зачет и возврат средств из Фонда социального страхования и Пенсионного фонда

Всего приказом Минтруда России от 22.12.15 № 511п утверждено 14 новых форм документов, которые применяются для зачета или возврата взносов, а именно:

  • формы актов совместной сверки;
  • формы заявлений о зачете или возврате страховых взносов из фондов;
  • формы решений фондов о зачете или возврате.

Однако их всех обновленных форм бухгалтеру потребуются именно формы заявлений о зачете или возврате страховых взносов из Фонда социального страхования или Пенсионного фонда РФ. Их основное предназначение приведено в таблице.


к меню

Скачать Форму заявлений для зачета или возврата страховых взносов в ПФР с 2017 г.

Формы заявлений Когда применяется Примечание
22-ПФР
Для зачета переплаты в счет предстоящих платежей или задолженности
Зачесть переплату можно только в пределах взносов, пеней и штрафов, поступающих в тот же фонд. К примеру, переплату в ПФР на страховую часть пенсии нельзя зачесть в счет задолженности по медицинским взносам, направляемым в ФСС
23-ПФР
Для возврата переплаты.
Если переплата по пенсионным взносам была отражена в персонифицированной отчетности и разнесена органами ПФР на индивидуальные лицевые счета работников, то вернуть такую переплату уже не получится.
24-ПФР
Для возврата излишне взысканных страховых взносов.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами.

Обратите внимание:

с 2015 года переплату по одному виду взносов можно будет направлять на погашение задолженности другого вида, но при условии, что эти взносы администрирует один фонд. Например, пенсионные взносы можно будет зачитывать в счет медицинских, поскольку эти взносы администрирует ПФР.

к меню

Что нового в заявлениях о зачете или возврате страховых взносов из Фонда социального страхования или Пенсионного фонда РФ

Возможность выбора зачета или переплаты 22-ФСС

Старая формы заявлений о зачете (22-ФСС) (Приказ Минтруда России от 04.12.2013 N 712н) позволяла выбрать, куда именно направить переплату - в счет предстоящих платежей или в счет погашения задолженности по пеням или штрафам. Прежние формы заявлений сделать такой выбор не позволяли. Допускался лишь зачет в счет будущих платежей.

Закон и прежде разрешал погашать недоимку за счет переплаты. Но из-за того, что прежние формы не позволяли этого сделать, компаниям приходилось составлять заявления о зачете в произвольных формах (хотя законодательством РФ возможность использования произвольных форм не предусмотрена).

Межрегиональный зачет переплаты страховых взносов из Фонда социального страхования или Пенсионного фонда РФ

В формах 22-ПФР и 22-ФСС предусмотрели возможность осуществления межрегионального зачета взносов. Такой зачет может пригодиться в следующих случаях:

  • если страховые взносы ошибочно были направлены в другой регион (допустим, компания ошиблась в сведениях о получателе платежа);
  • компания перечислила страховые взносы в одном регионе, но потом сменила место регистрации и встала на учет в фонде по другому адресу.

Прежде механизм зачета взносов в подобных ситуация не был урегулирован. Теперь же для зачета между регионами в заявлениях графу «Межрегиональный зачет сумм страховых взносов» нужно отметить «V» ("галочка") и указать, в том числе, наименование отделения ПФР, реквизиты казначейства и банка.

С заявлением нужно обращаться в подразделение фонда, в котором компания стоит на учете (ч. 2 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Однако формами не предусмотрено, что в них нужно отражать реквизиты платежного поручения, которым был проведен ошибочный платеж. Также не предусмотрено, что нужно сообщать информацию о том, между какими регионами нужно провести взаимозачет. Есть неопределенность и с тем, откуда контролеры органов ПФР и ФСС будут получать эти данные. По всей видимости, чтобы ускорить зачет, имеет смысл приложить к заявлению копию . Законодательство не обязывает это делать, но это позволит быстрее идентифицировать платеж.


к меню

Зачет страховых взносов по дополнительным тарифам

Введены с 2013 года. Однако в старых формах заявлений эти взносы вообще не упоминались, поэтому случалось, что для их зачета или возврата в типовых формах их суммы приходилось дописывать от руки. Теперь же для этих взносов нашлось место в формах 22-ПФР, 23-ПФР и 24-ПФР . Получается, что теперь и обычные взносы можно зачитывать в счет дополнительных.

Пример. За компанией числится недоимка по страховым взносам по дополнительным тарифам, но есть переплата по обычным взносам на страховую часть пенсии. В данном случае и обычные и «дополнительные» взносы поступают в бюджет одного фонда - ПФР. Это значит, что излишек по обычным страховым взносам в Пенсионный фонд взносам можно направить на погашение задолженности по «дополнительным». Это не будет противоречить ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ. Для погашения задолженности в подразделение ПФР подается заявление по форме 22-ПФР
В зависимости от нашей зарплаты работодатель отчисляет страховые взносы в ПФР. Каков их размер, как узнать сколько уже накопилось денег на лицевом счете в Пенсионном фонде?

Если фирма переплатила страховые взносы, она может их вернуть. Но порядок возврата определяется тем, в какой год совершен перевод этих взносов. Дело в том что до 1 января 2017 года платежи совершались в адрес ПФР и ФСС. После этой даты за страховые взносы отвечает ИФНС. Следовательно, за возвратом взносов, уплаченных до 2017 года, нужно обращаться к фондам. Если платежи совершены позже, то заявление требуется отправлять в ИФНС.

Кто должен возвращать взнос

Взносы подразделяются на различные виды. От вида платежа зависит, кто должен его возвращать:

Разновидность взноса До 1 января 2017 года С 1 января 2017 года
ОПС, ОМС ПФР ИФНС
ФСС ФСС ИФНС

Также различают такой взнос, как взнос на случай травм, несчастных случаев. За него отвечал до 2017 и отвечает сейчас ФСС.

ВАЖНО! Возврат переплаты пенсионных взносов не осуществляется.

Нюансы возврата платежей

Переплата взносов возвращается только при соблюдении ряда условий:

  • Отсутствуют недоимки и задолженности по взносам. Если недоимки есть, то переплата сначала идет на их погашение. И уже остаток средств переводится на р/с компании.
  • Переплата также может быть направлена в счет следующих платежей.
  • Средства, внесенные до 2017 года в фонды, не идут в зачет следующих платежей. Причина – передача контрольных функций ИФНС.

Если нужно получить деньги от фонда, требуется направить соответствующее заявление в территориальный отдел.

Возврат переплат, образованных до 17-го года

До 17-го года функция по приему страховых платежей принадлежала внебюджетным фондам. То есть за возвратом переплаты нужно идти именно в эти фонды. Обращение может выполняться в этих формах:

  • Лично или с помощью представителя. Нужно прийти в территориальный отдел нужного фонда (ФСС или ПФР) и отдать заявление. Если передается оно представителем, то бумага должна быть нотариально заверена. Плюс этого варианта — получение результатов в минимальные сроки. Минус — придется идти в фонд.
  • Через почту. Нужно отправить заказное письмо с описью вложений и уведомлением о получении. Плюсы — не нужно лично являться в фонд. Минус — тратится время на доставку письма.

Фонд должен рассмотреть заявление в течение 10-ти суток. Его представители, если принято решение о возврате, отправляют утвержденный документ в ИФНС. И уже ИФНС возвращает переплату.

Возврат переплат, образованных с 2017 года

Алгоритм возврата средств, отправленных в ИФНС:

  1. Сверка расчетов. Нужна для определения размеров недоимок, если таковые имеются. Точный их объем нужно прописывать в заявлении.
  2. Направление переплаты в уплату недоимки. Выполняется зачет переплаченных сумм. Осуществляется он ИФНС.
  3. Оформление заявки на возврат. Составляется заявление по ф. КНД 1150058.
  4. Направление заявки в отдел ИФНС. Идти нужно в орган по месту учета или регистрации ЮЛ/ИП. Заявление можно отправить по почте.

По такой же схеме выполняется возврат налоговых платежей.

Переплата возвращается на р/с организации. А потому номер этого счета нужно обязательно прописать в заявлении. Если средства возвращаются ИП, то направляются они на счет, применяющийся для осуществления коммерческой работы.

Заявление на возврат

Заявление составляется строго по форме 1150058, утвержденной приказом ФНС №ММВ-7-8/182@. Такая форма используется тогда, когда заявка направляется в ИФНС. В ней указывается эта информация:

  • ИНН и КПП.
  • Номер заявление.
  • Код налогового органа.
  • Статья, на базе которой осуществляется возврат.
  • Основание для возврата.
  • Размер переплаты, которую нужно вернуть.

Если заявка направляется в ПФР, то она оформляется по ф. 23-ПФР. Если заявление отправляется в ФСС, то применяется ф. 23-ФСС, установленная приказом ФСС №457 от 17 ноября 2016 года.

Сроки возврата

Сроки возврата переплаты зависят от различных условий:

  • Взносы после 2017 года на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – месяц.
  • До 17-го года – 10 суток.
  • До 17-го года на больничные и отпуск по материнству – 10 суток.

Приведенные сроки отсчитываются с даты получения органом заявления.

Используемые проводки

Деньги, поступившие вследствие возврата переплаты, нужно учитывать. Они фиксируются на счете 69. В частности, используются эти проводки:

  • ДТ69 КТ51. Проводка фиксируется при выплате взноса. Переплаты отражаются по дебету.
  • ДТ51 КТ69. Возврат.

Переплаты, не зафиксированные в тратах при установлении , не считаются .

Проценты за просрочку перевода возврата

ИФНС и ФСС могут опоздать с возвратом страховых платежей. В этом случае фирма может предъявить объем процентов, определяемый в зависимости от размера просроченного платежа и длительности самой просрочки. Размер процентов определяется по стандартной формуле, используемой при установлении пени:

Размер переплаты * число дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования

Размер процентов можно устанавливать только тогда, когда деньги пришли на р/с компании. Связано это с тем, что объем неустойки зависит от длительности просрочки. Соответствующие правила расчетов установлены частью 9 статьи 27 ФЗ №212 от 24.07.09. Деньги переводит Казначейство РФ по поручению фондов.

ВАЖНО! Госорганы должны именно вернуть деньги на р/с организации. Средства, начисленные в качестве процента за просрочку, не могут быть зачтены в счет будущих платежей.

Пример

Компания переплатила взносы на 2 700 руб. Было направлено заявление на возврат денег. Они должны были прийти 10 февраля, но фактически приходят только 20 февраля. Фирма проводит эти расчеты:

  • Число дней просрочки – 10.
  • Размер процентов: 2 700 * 10 * 1/365 * 9%. = 6,66 рублей.

Процент будет начисляться с даты, являющейся последним днем перевода переплаты.

Ошибки, возникающие при возврате переплаты

Организация должна оформить возврат переплаты правильно. В обратном случае никаких денег она не получит. Рассмотрим распространенные ошибки, допускаемые при оформлении:

  • Направление заявки на возврат сумм, уплаченных до 17-го года, в ИФНС. Последний начал отвечать за взносы только с 1 января 17-го года. За платежи, направленные до 17-го года, отвечают внебюджетные фонды. А потому заявление нужно отправлять именно в адрес этих фондов.
  • Подача заявки на возврат без уточнения сумм. Все суммы конкретизируются через сверку расчетов. В частности, в заявлении нужно указать точную сумму переплаты, размер недоимки, если она присутствует. Если сверка проведена неправильно, то образуется разница между суммой в заявлении и суммой на лицевом счету/в учете.
  • Используется не тот бланк заявления. Для составления заявления в ИФНС и внебюджетные фонды используются разные формы. При выборе формы нужно также учитывать, какой именно взнос планируется вернуть: на временную нетрудоспособность или на травматизм.

Все ошибки приводят к замедлению процесса возврата. Если заявление отправлено не туда, придется составлять заявку заново.

Дополнительная информация

При оформлении возврата нужно учитывать, что эта процедура предполагает срок исковой давности. Составляет он 3 года с даты уплаты взносов. Вернуть деньги можно только в течение этого периода.

Что делать, если переплата возникла у предпринимателя, который закрыл ИП и исключился из реестра? И он может вернуть деньги. Возврат оформляется на ФЛ, которому принадлежало ИП. Для получения денег нужно обратиться в арбитражный суд.

ИФНС обязан направлять плательщику уведомление о переплате. Соответствующее положение содержится в статье 78 НК РФ.