Итоги экономической реформы 1987 года. Некоторые причины провала экономических реформ на первом этапе

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики.



Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

Программа «500 дней»

Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года.

Введение

1. Предпосылки экономических реформ в СССР

2. Стратегия «Ускорения»

3. Экономическая реформа 1987г.

4. Программа «500 дней»

5. Денежная реформа 1991 г

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С середины 80-х и, особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Перестройка повлияла на жизнь людей всех поколений.

1.Предпосылки экономических реформ в СССР

К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. «Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях. В 1965-1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 года. Тем не менее, необходимость перемен осознавалась руководством страны. Андропов и в некоторой степени Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки закончились безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 года к власти «молодые» партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале 80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966-1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом. «Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР - тезис о «кровавом империализме». «Холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений. К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира». Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Стратегия «ускорения» В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на "ускорения социально-экономического развития страны" выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.). Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года". Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (Закон о госприемке). Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд. руб. сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию. Впервые после войны был включен денежный станок. В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими.Для контроля над качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно.

  • Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.
  • Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию
  • Отказ от монополии внешней торговли.
  • Более глубокая интеграция в мировой рынок.
  • Сокращение числа отраслевых министерств.
  • Признание равноправия новых форм хозяйства на селе (арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами.

Экономическая политика не дала ожидаемых результатов. Почему? В 1989 –1990 гг. был взят курс на переход к рынку (правительство Н.И.Рыжкова). Непоследовательность и промедление в проведении реформ привели к углублению экономического кризиса и обострению социальной напряженности.

Стала очевидной необходимость глубокой реформы политической системы.

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СССР (1988 – 1991 гг.)

Лейтмотивом политической жизни периода "перестройки" стала гласность. Что означала гласность? Как она повлияла на духовную жизнь страны? Расскажите о введении в СССР президентской власти. Кто стал президентом СССР? К каким изменениям в политической, жизни страны привела утрата КПСС монополии на власть? Назовите наиболее крупные общественно-политические движения и политические партии, возникшие на рубеже 80-90-х гг.

Какие перемены произошли во внешней политике СССР? Что означало новое политическое мышление? Проанализируйте ᴇᴦο основные принципы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ .

§ Признание единства противоречивого мира.

§ Признание невозможности решения политических задач обеспечения безопасности страны военными средствами...

§ Признание за каждым народом права на выбор пути развития.

§ Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений.

§ Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Как новый внешнеполитический курс повлиял на международное положение СССР, на ситуацию в Европе и в мире в целом?

Проанализируйте ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР в 1985 – 1991 годах˸

  • Отказ от давления и диктата в отношениях со странами социализма.
  • Нормализация отношений Восток – Запад посредством разоружения.
  • Разблокирование региональных конфликтов.
  • Установление тесных контактов со всеми странами, без оказания предпочтения странам социализма.

Период перестройки закончился в 1991 году. Подведите итоги.

2 вопрос . Непоследовательность национальной политики в СССР породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В ряде регионов эти противоречия переросли в открытые конфликты. В каких республиках ситуация достигла наибольшей напряженности?

Кампании по модернизации экономики и внедрению новой дисциплины в 1987 — 1988 гг. открыли путь реформе самой системы. Ключевым элементом этого нового отношения был Закон о государственном предприятии, который заменил традиционные обязательные плановые задания предприятий так называемыми государственными заказами (а именно, централизованно направляемыми предприятиям заказами на поставку указанного количества товаров). К тому же, этот закон дал предприятиям некоторую свободу в заключении сделок непосредственно друг с другом, а также предоставил им большую автономию в распределении заработанных ими средств, в частности в выплате и премий. Другим серьезным шагом реформы в этот период была децентрализация внешней торговли, причем к 1989 г. объем внешнеторговых операций проводимых помимо старых, традиционно связанных с этим государственных внешнеторговых предприятий, по имеющимся сведениям, значительно возрос.

Другие реформы внешнеэкономического сектора включили план формирования собственной валютной выручки предприятия, систему дифференцированных валютных коэффициентов и валютные аукционы с ограниченными операциями. Поскольку эти меры имели беспорядочный характер, их результаты оказались противоположными ожидаемым. После децентрализации внешней торговли импорт из стран с конвертируемой валютой значительно возрос, а финансирование и промышленный экспорт остались почти без изменения.

Возросшая автономность предприятий была значительно ограничена системой государственных заказов, которая в 1988 и 1989 гг. охватывала большую часть промышленного производства. Начался незначительный демонтаж традиционной системы планирования, однако по-прежнему оставались незатронутыми реформами негибкая и извращенная система официальных цен, а также роль государственного распределительного ведомства (Госснаба) в размещении большей части материальных ресурсов.

Начиная с 1988 г. предприятиям было разрешено устанавливать «договорные» цены на так называемые новые товары, но и это осуществлялось под контролем государственных органов и, в любом случае, охватывало лишь малую долю продукции предприятий. Поощрение частной хозяйственной деятельности сводилось в основном к незначительному количеству совместных предприятий с иностранным участием и, начиная с 1988 г., неохотно одобренных так называемых кооперативов, которые подвергались разнообразным ограничениям и периодической травле. Хотя в 1988 г. была создана двухъярусная , центральный банк (Госбанк) не получил ни независимости, ни средств для борьбы с инфляцией. Административный контроль за движением финансов был только ослаблен, а не заменен рыночным механизмом распределения кредита и новыми средствами макроэкономического управления. Ставки процента как на депозиты, так и на кредиты оставались низкими и постоянными; несмотря на то, что предприятиям в этот период уменьшились, ликвидность предприятий выросла за счет увеличения нераспределенных прибылей. Отсутствие дисциплины при определении заработной платы усугубилось, а неоднократные попытки управлять ростом зарплаты с помощью налогов на «избыточное» ее повышение не имели успеха, т. к. они подрывались различными исключениями и непоследовательностью в их осуществлении. Предприятия, получив большую свободу в принятии производственных и инвестиционных решений, пользовались этим в условиях извращенных и жестких цен. Можно сказать, что ослабление контроля за экспортом, зарплатой и финансами предприятий было серьезной ошибкой, поскольку это не сопровождалось жестким ограничением их бюджета и либерализацией цен.

В 1988 г. второй раз наблюдались резкие потери в торговле. Как и в 1986 г. это привело к дальнейшему ухудшению финансового баланса, что усугубилось снижением отчислений из прибылей предприятий, а также резким ростом субсидий потребителям как в рамках, так и за рамками . Дефицит возрос, достигнув 11 % ВВП в 1988 г. Бюджетные дефициты покрывались почти исключительно за счет кредитов, предоставляемых Госбанком. В результате этого и несмотря на уменьшение кредитов предприятиям, среднегодовой прирост денежной массы в 1987 — 90 гг. составил 14 — 15%. Предприятия в своих попытках избавиться от избыточной ликвидности аккумулировали излишние товаро-материальные запасы и предпринимали новые инвестиционные проекты, которые только увеличили и без того крупные объемы незавершенного строительства.

Растущие внутренние диспропорции в сочетании с ухудшением условий торговли и недостатком контроля за ростом импорта привели к резкому ухудшению внешнего платежного баланса начиная с 1988 г. Ухудшилось состояние баланса торговли со странами СЭВ, так как падение цен на нефть в прошлом продолжало вести к снижению цен на нефть в рамках СЭВ, которые устанавливались по скользящей шкале на основе предыдущих пяти лет. В 1988 г. положительное сальдо торгового баланса в конвертируемой валюте резко сократилось, а в 1989 исчезло совсем. В результате резко возросла валовая внешняя задолженность СССР в конвертируемой валюте, достигнув к концу 1989 г. цифры 54 млрд. американских долларов, причем большая часть этого прироста приходилась на краткосрочную задолженность. Однако показатели внешней задолженности и обслуживания долга оставались по-прежнему ниже большинства восточноевропейских стран.

Неравномерная либерализация в рамках проводимых реформ и их тенденция к ослаблению финансового контроля сопровождалась в конце десятилетия целым рядом специфических факторов, которые обостряли дефициты. Нефте- и угледобыча, которые опирались на высокие нормы инвестирования с низкой, как правило, степенью окупаемости в восьмидесятых годах, начали сокращаться в 1989 г., и это сокращение неуклонно продолжалось в 1990 г. В сети железных дорог заторы были серьезной проблемой. Сельское хозяйство продолжало сдерживать общий рост и страдало от серьезных проблем, связанных с хранением и распределением продукции. Серьезным побочным эффектом гласности стало возрастающее проявление национального самосознания. К концу десятилетия открытые межнациональные конфликты стали приводить к нарушению производственного ритма и работы транспорта. В условиях гласности возросла общественная озабоченность серьезными экологическими проблемами. Такие случаи, как чернобыльская катастрофа, получили широкую огласку, что привело к созданию групп по охране окружающей среды, иногда примыкающих к националистическим движениям. Эти группы вынуждали закрывать предприятия и блокировали новые разработки, увеличивая экономический беспорядок.

На протяжении всего этого периода темпы роста основных фондов продолжали сокращаться: чистые инвестиции в основной капитал (за исключением незавершенного строительства) снизились с 14 % ЧМП в 1988 г. до 11 % ЧМП в 1990 г. Темпы роста рабочей силы также снижались, отражая неуклонное замедление темпов роста трудоспособного населения в большинстве республик, а также резкое сокращение показателей занятости в среднеазиатских республиках, где темпы прироста населения оставались высокими, и миграция из которых в другие области СССР была ограничена.

Экономика продолжала нести тяжелое бремя военных расходов, действительный уровень которых долгое время был предметом обсуждений. Большинство считает, что доля этих расходов в национальном доходе возросла в восьмидесятых годах. Однако с 1987 г. руководство объявило о своем намерении заморозить, а затем сократить военные расходы. Согласно бюджету 1990 г. расходы на оборону составляют около 7% , основания для расчетов этой цифры были уже, чем определение расходов на оборону, предусмотренное ООН. Если прибавить к расходам на оборону затраты на внутреннюю безопасность и всю научно-исследовательскую работу, финансируемую из бюджета (в частности, космическую программу), эта цифра превысит 9 %. Некоторые возражали, что учитывая тот факт, что цены на большую часть оборонной продукции значительно занижены, общий показатель военных расходов может оказаться в два раза выше. Несмотря на отсутствие официальных показателей военного экспорта, оценка западных специалистов предполагает, что в последние годы они могли составить 16-18 млрд. американских долларов, или около 15% экспорта.

Концентрация высококачественных трудовых и материальных ресурсов в оборонном секторе могла серьезно замедлить рост производительности в гражданских отраслях. Однако с 1987 г. правительство активно проводило политику переключения оборонных предприятий на производство потребительских товаров. Между 1988 и 1990 гг. производство потребительских товаров оборонной промышленностью возрастало на 9% в год, что составило около 50% объема производства оборонной промышленности в конце этого периода. Однако эти результаты были гораздо ниже запланированных; качество продукции, по сообщениям, было низким. В процессе настоящего анализа мы не проводили обстоятельной оценки этого явления.

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований в. хозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политической системы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабных экономических реформах невозможно. Однако невозможно было также оценить размеры охватившего страну структурного социально-экономического и политического кризиса без глубокого научного анализа сложившейся ситуации. С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др. Разработанный ими проект программы преобразований предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определение социализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе.

В 1987-1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон "О государственном предприятии (объединении)" (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей и наконец; закон "О кооперации в СССР" (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, и прежде всего кооперативам и арендным предприятиям, принятые законодательные акты практически оказались бездейственными, а реформы в экономике - блокированными. Более того, с 1988 г. начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и в промышленности. В связи с продолжавшим расти огромным бюджетным дефицитом резко усилились инфляционные процессы. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо.

Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства. В 1990 г. было принято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода - дефицита промышленных и продовольственных товаров. Карточная система, давно, хотя и неофициально существовавшая в различных регионах СССР, была введена даже в Москве, где были установлены нормы отпуска товаров и резко ограничен их ассортимент. Резко возросла денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989 г., увеличилась в 4 раза, и в 1990 г. составляла уже около 20%. За счет иностранных займов внешний долг СССР вырос с 10 млрд в 1985 г. до 52 млрд долларов к 1991 г. За этот же период золотой запас СССР уменьшился в 10 раз и составил 240 т. В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство КПСС. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах.

На фоне провалов в реформировании экономики союзным центром политические элиты обретавших самостоятельность союзных республик предприняли попытки выйти из кризиса, опираясь на собственные программы. Летом 1990 г. академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и их соратники предложили российскому руководству так называемую программу "500 дней". Она предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий. Одновременно она значительно ограничивала возможности союзного центра управлять экономикой республики. Таким образом, создавались условия для образования экономического союза республик, который мог бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между ними. Но эта программа так и не была реализована. Горбачев же предпочел программу экономических реформ, разработанную министром финансов.СССР В. С. Павловым, ставшим премьер-министром Кабинета министров СССР в декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку.

Таким образом, вокруг планов экономических преобразований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила.