Характеристика политики реформ в китае. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи

Китай – крупнейшая страна мира с населением около 1130 млн. человек, из которых сельское население составляет 70 %, городское – 30 %. В конце 80-х годов около четверти населения Китая было неграмотно, в основном это относится к сельским жителям. Китай – горная страна с низким процентом освоения земель: 65 % территории Китая занимают горы, плато и возвышенности. На 1 человека приходится в среднем 1,6 му пахотной земли, на 1 сельского жителя – 1,8 му . Известно, что более половины земельных угодий Китая подвержены стихийным бедствиям и что больших возможностей для освоения новых земель в Китае нет. Основу экономики современного Китая составляет сельское хозяйство.

В период после 2-й мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам.

Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии, и были завершены в основном к 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны.

С 1956 по 1958 гг. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерной была постановка нереальных экономических задач и слишком высоких производственных заданий, возведение в абсолют революционного энтузиазма масс как главного фактора экономического роста. Принцип материальной заинтересованности был целиком отвергнут – его осудили как проявление ревизионизма.

Важнейшее значение для Китая – страны аграрной – всегда имели преобразования в области сельского хозяйства. В 1958 г. по всей стране были созданы народные коммуны. Коммуна состояла из нескольких бригад, каждая из которых, в свою очередь, включала несколько малых производственных бригад.

Коммуны действовали как первичные хозяйственные единицы. В этот период обобществлялись не только все средства производства, но крестьянам также запрещалось заниматься подсобными промыслами. Кроме того, внедрялась «система снабжения», которая игнорировала товарный обмен и приводила к абсолютному распределению ресурсов среди сельских коллективов. Продолжалось укрепление социалистической системы хозяйства. Показателями благосостояния горожанина в этот период становятся махровое полотенце, эмалированный тазик для умывания и термос, пределом мечтаний считался велосипед. Подавляющее большинство населения Китая (80 %) было неграмотно.

С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Были официально признаны некоторые «левацкие ошибки», прежде всего в сельском хозяйстве, сделаны попытки их исправления. Выросло производство основных видов промышленной продукции: хлопчатобумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков; появились новые для Китая отрасли промышленности, такие как электроника и нефтехимия; увеличилась протяженность железных и шоссейных дорог. Однако вскоре – в 1966 г. в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г., вновь затормозившая экономический рост.

Му — земельная мера в Китае. В разных районах меняется от 0,015 га до 0,32 га. Наиболее распространено значение 0,067 га.

10 лет «культурной революции» принесли самые большие потери после 1949 г. Страна потеряла 500 млрд. юаней национального дохода, хотя официальная статистика Китая утверждает, что и в эти годы был достигнут определенный экономический прогресс: производство зерна в период с 1966 по 1976 гг. увеличилось на 34 %, были введены в эксплуатацию новые передовые промышленные предприятия, железнодорожные линии, создана водородная бомба, выведены на орбиту первые космические спутники. Всего в годы «культурной революции», как полагают китайские экономисты, были построены 1570 крупных и средних предприятий, много мелких промышленных объектов.

К концу 70-х годов сложились основные черты экономической системы Китая. Она охватывала финансы, банковское дело, управление трудом и заработной платой, контроль над ценами и распределением продукции. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Тотальной была роль государства в экономике и других сферах жизни общества. Промышленные предприятия не имели возможности эффективно распоряжаться своими людскими, финансовыми, материальными ресурсами, производством, снабжением, сбытом товаров. Производство и деловые операции осуществлялись в соответствии с директивными приказами сверху. Государство снабжало предприятия средствами производства и закупало всю их продукцию по ценам, которые само и устанавливало.

Государство полностью изымало все доходы предприятия и покрывало их расходы. Не существовало разделения функций и ответственности между предприятиями и правительством, характерным было отсутствие инициативы у предприятий, бюрократизация хозяйственной жизни, субъективизм оценок и произвол государственных чиновников. Отрицалась роль рынка и товарная экономика. Обычным стал товарный дефицит. В жизнь последовательно воплощался принцип уравнительности, доведенный до крайности: «все едят из одного котла». Администраторы получали заработную плату независимо от того, хорошо или плохо работало их предприятие. Рабочие получали заработную плату без учета количества и качества их труда. Китайская пропаганда призывала рабочих неукоснительно выполнять «десять не»: не бояться трудностей, не бояться смерти, не гоняться за личной славой и личной выгодой, не обращать внимания на условия труда, не обращать внимания на продолжительность работы, не считаться с вознаграждениями и пр.

Жизненный уровень населения оставался на уровне 50-х годов и был чрезвычайно низок. В стране поддерживалась прежняя система снабжения населения продуктами питания посредством их распределения. Сохранялась карточная система на промышленные, и сельскохозяйственные товары и строго нормировалось продовольствие, прежде всего зерновые и растительное масло. Проводилась политика «низкой заработной платы». Несмотря на значительные масштабы безработицы, в ряде мест на предприятиях вводился удлиненный день. Росли цены в государственной торговле, на рынках цены были в 5-7 раз выше государственных. В стране существовал «черный рынок», массовым явлением стала спекуляция. Средний доход крестьянина составлял около 100 юаней в год (49 руб. по курсу 1979 г.)

Главными методами, с помощью которых обеспечивалось влияние на экономику, были военно-административные и принудительные меры и использование армии. Низкой оставалась трудовая активность народа. Китайская экономика этого периода испытывала острую нехватку сырья и топлива, возрастали расходы на государственный аппарат. Широко пропагандировался лозунг – «политика – командная сила».

Юань — денежная единица Китая, равная 10 цзяо или 100 фыням.

Развитие народного хозяйства по-прежнему подчинялось нуждам наращивания военного потенциала: на эти цели затрачивалось более трети государственного бюджета. Велась интенсивная работа по созданию ракетно-ядерного комплекса и расширению военного производства. Проводились ядерные испытания, военизировалась работа промышленных предприятий. Осуществлялись меры по дальнейшему превращению провинций и крупных городов в «самообеспечивающиеся единицы», по рассредоточению предприятий и объектов, созданию условий для быстрого переключения предприятий на выпуск военной продукции, строительству военных сооружений.

Группа отраслей промышленности, непосредственно связанных с военным производством и контролируемых в строго централизованном порядке, пользовалась полным приоритетом в финансировании и техническом оснащении. Все более жесткой становилась система централизации по руководству крупной промышленностью. От местной промышленности и сельского хозяйства требовали, чтобы они обходились без государственных средств и сами изыскивали источники финансирования и сырье.

Во 2-й половине 70-х годов в Китае наблюдались значительные экономические трудности. В 1977 г. объем промышленного производства не достиг уровня 1975 г., сократилась продукция сельского хозяйства, резко вырос импорт продовольствия, понизился жизненный уровень.

Курс на реформы был принят на партийно-государственном уровне в декабре 1978 г., и можно считать, что решение это было вынужденным. Официально задачи реформ были сформулированы как необходимость более полного вскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма. С 1979 г. предполагалось проведение: политики «урегулирования», т.е. устранения несбалансированности экономики, вызванной чрезмерным вниманием правительства к тяжелой промышленности; политики «преобразования», изменения экономических структур в интересах осуществления социалистической модернизации страны; политики «упорядочения», под которой подразумевалась консолидация финансовых средств на наиболее перспективных направлениях экономического строительства; политики «повышения», задачей которой было обеспечение более высокого качества выпускаемой продукции и плановой работы в целом. Итак, основными направлениями реформы 1978 г. должны были стать перестройка системы управления экономикой, обеспечение баланса между отраслями народного хозяйства, укрепление и совершенствование основ социалистической экономики.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор при проведении преобразований делался на сельские районы. Важнейшим элементом новой политики в деревне был переход на семейный подряд. В результате, основной единицей в деревне стал крестьянский двор. Система семейного подряда, однако, вовсе не перечеркивала результаты коллективизации сельского хозяйства, а напротив, опиралась на них. Земля по-прежнему оставалась в общенародной, т.е. государственной собственности.

Несколько изменилась форма организации производства: производственным сельскохозяйственным бригадам предоставлялись полномочия по принятию некоторых производственных решений, вводилась «система ответственности» за результаты труда, на которую к 1984 г. перешли 99 % всех производственных бригад. Разрешались подсобные крестьянские промыслы. Государство повысило закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов; официальная пропаганда пыталась внедрить в сознание людей принцип «каждому по его труду» вместо привычной уравниловки.


На государственном уровне провозглашалась необходимость воспитания у населения уважения к праву собственности, ставилась задача защиты личной собственности на земельные участки коммуны. Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков.

Характерно, что преобразования в китайской деревне конца 70-х – начала 80-х годов не сопровождались ростом механизации. Экономический эффект был достигнут, прежде всего, благодаря изменениям в организации труда, улучшению землеустройства и структуры посевов. Так, переход на семейный подряд вызвал всплеск трудовой активности крестьянства. За шесть лет (1979 – 1984 гг.) ежегодные сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн. т. (300 млн. в течение веков были для Китая обычным показателем). Вдвое увеличились сборы хлопка и масличных культур, что позволило отменить нормирование хлопчатобумажных тканей и растительного масла. Удачно развивалось производство зерна, товарность по которому увеличилась с 20 % в 1978 г. до 30 % в 1984 г. В этот период среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4 %. В целом товарность сельского хозяйства выросла до 53,3 % в 1984 г. против 33 % в 1978 г. К середине 80-х годов Китай становится крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Однако душевое производство сельскохозяйственных продуктов оставалось на невысоком уровне, и Китай продолжал импортировать зерновые (3 – 4 % от общего производства зерновых в стране), а также незначительное количество хлопка и сахара.

Повысился уровень жизни народа. В 1983 г. чистый доход на душу населения в деревне составил 309,8 юаней, что на 176 юаней больше, чем в 1976 г. С учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в 2 раза. В 1984 г. крестьяне направили 60 % своих денежных расходов на потребление вместо 40 % в 1978 г.

Хозяйственная реформа затронула и промышленность. Изменилось также отношение к иностранному капиталу. К 1982 г. в Китае существовали 6 «специальных зон», где иностранному капиталу были предоставлены льготы для строительства предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской рабочей силы. Общая сумма капиталовложений в иностранные и совместные предприятия исчислялась суммой более 1,5 млрд. долл. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией.

Итак, основным итогом преобразований конца 70-х – начала 80-х годов можно считать оживление хозяйственной инициативы населения, переход китайской деревни и незначительной части промышленности к новым формам ведения хозяйства, характеризующимся рыночной ориентацией, при общем сохранении социалистической экономической системы.

Второй этап хозяйственных реформ в Китае начался с принятия в 1984 г. ЦК КПК постановления «О реформе хозяйственной системы », в котором конкретизировалась задача строительства социалистической экономики с китайской спецификой. Реформа предусматривала создание плановой системы, в основе которой было сознательное использование закона стоимости, и ставила целью развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов. Вводились новые формы экономической ответственности хозяйственных единиц. Предполагалось выдвижение на руководящие посты нового поколения кадров, что должно было способствовать созданию мощного и эффективного аппарата управления экономикой нового Китая. Ставилась задача усилить рыночные элементы в планировании, торговле, финансовой и налоговой системах, в механизме расчета заработной платы; подчеркивалась необходимость оживить внешнеэкономическую деятельность.

Характерно, что для обеспечения реализации всей этой программы особое внимание обращалось на необходимость усиления руководящей роли КПК. Партийные власти Китая предполагали, что социалистическая модернизация будет осуществляться в три этапа: к 2000 г. страна должна увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства и добиться средних показателей жизни народа; к 2021 г. (100-летие КПК) – поднять Китай до уровня среднеразвитой страны; к 2049 г. (100-летие КНР) – превратить Китай в современную высокоразвитую державу.

В аграрной области реформа 1984 г. предусматривала продолжение политики, начатой в 1978 г.: дальнейшую реорганизацию народных коммун по пути разделения административной, хозяйственной и партийной властей; укрепление системы производственной ответственности крестьян; расширение прав крестьян на их приусадебные участки, на продукцию подсобных промыслов и сельского хозяйства; создание условий для продажи излишков продукции на рынках.

Новым, по сравнению с концом 70-х гг., было внимание реформаторов к городской экономике и промышленности. Смысл городских реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Предприятиям разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения. Таким образом, сфера «директивного планирования» была сокращена, так же как и сфера «единого государственного установления цен». Макроэкономический контроль за деятельностью предприятий со стороны государства должен был носить скорее косвенный, чем прямой характер. Предполагалось формирование новой социалистической экономики, при которой функции государственных органов и предприятий должны четко разграничиваться. Важным было: разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допуск частного предпринимательства, прежде всего, в сферу торговли и обслуживания, курс на привлечение иностранного капитала.

Предполагалось, что реформа экономической системы в городах должна оказать прямое воздействие на экономику страны в целом, так как именно города выступили центрами товарного производства.

Рассмотрим основные результаты новой экономической политики в Китае во второй половине 80-х начале 90-х годов.

Реформы, ориентированные на создание рыночной экономики, стимулировали хозяйственное развитие Китая. Во второй половине 80-х годов Китай вышел на 1-е место в мире по производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на 2-е – по выпуску телевизоров и добыче угля, на 3-е – по производству серной кислоты и химических удобрений, на 4-е – по выплавке стали, на 5-е – по производству электроэнергии и химических волокон, на 6-е – по добыче сырой нефти и производству сахара (имеются в виду валовые показатели). Были созданы такие новые для Китая отрасли промышленности, как производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство крупномасштабных интегральных схем и ЭВМ. Улучшилось соотношение между легкой и тяжелой отраслями промышленности, увеличился удельный вес промышленности в валовом национальном продукте – с 25,2 % в 1949 г. до 53,7 % в 1985 г. При сохранении господствующих позиций государственного сектора в промышленности увеличилась доля кооперативного и частного сектора. Сформировался рынок средств производств. Была ограничена сфера планирования, заметно снизилось значение директивных планов, все большую регулирующую роль стал играть рынок. Все государственные предприятия были превращены в относительно независимые экономические единицы, выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие за свои убытки и прибыли. Однако главенствующая роль государства осталась неизменной.

Несколько замедлились темпы развития сельского хозяйства. По уровню урожайности основных сельскохозяйственных культур и производству продукции на душу населения Китай значительно отстает от развитых стран мира. Переход на семейный подряд дал быстрый эффект за счет интенсификации ручного труда. Однако возможности мелкотоварного производства с низким уровнем технической оснащенности ограничены, а современной китайской деревне не хватает техники и специалистов.

Специалисты, изучающие развитие сельского хозяйства в Китае, отметили интересную закономерность: там, где годовой доход сельских жителей превышал 800 юаней на душу населения, заметно снижалась их трудовая активность. Вместо того чтобы тратить деньги на производственные нужды, крестьяне предпочитали строить дома, и подчас на пахотной земле. Многие крестьяне «проедали» накопления, а не вкладывали их в производство. Это был очевидный тормоз в развитии товарного хозяйства.

Во второй половине 80-х – начале 90-х годов общее руководство торговой деятельностью в Китае осуществляло министерство торговли: оно разрабатывало единые инструкции по управлению торговлей, координировало межотраслевые связи, участвовало в составлении годовых и перспективных планов, контролировало ход выполнения плановых заданий. Местные торгово-административные организации были подчинены вышестоящим. Государственный сектор занимал лидирующее положение на едином социалистическом рынке Китая. Государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами. Коллективный и индивидуальный секторы торговли рассматривались как важное дополнение к государственному сектору экономики. В 1985 г. был отменен контроль над закупочными и товарными ценами.

Изменения касались и организации внешнеторговой деятельности Китая. Более открытой стала внешняя политика, ориентированная на расширение связей с зарубежными странами. Исключительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам.

В ряде районов: Шэньчжене, Чжухае, Шаньтодю, превращенных в особые экономические зоны, стала проводиться политика открытых дверей. Для притока иностранного капитала было открыто 14 морских портов.

В настоящее время экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются элементы рынка. Однако частный сектор находится под строгим налоговым и инспекционным контролем. В Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, как, например, в России. Поэтому именно государственный, а не частный сектор, по-прежнему является важнейшим фактором экономического развития страны.

В марте 1970 г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривал стабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун и производственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельского хозяйства.

По всей стране начали засыпать озера и пруды для увеличения производства зерна. Ликвидировались последние приусадебные участки.

Основные инвестиции были направлены в центральные и западные регионы страны (до 55%) для создания так называемой третьей линии обороны.

Несмотря на провал 3-й пятилетки, в 1971 г. были объявлены основные направления четвертого пятилетнего плана (1971-1975 гг.).

В январе 1974 г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. По всей стране вновь прокатилась волна чисток и репрессий.

В результате и 4-я пятилетка была полностью провалена.

В январе 1975 г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономическим развитием. В марте 1975 г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976-1985 гг.). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых» под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми».

1976 г. был особенно тяжелым для Китая. В этот год скончались такие ведущие деятели страны, как Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай. Дэн Сяопин был арестован.

3. Современный этап социально-экономического развития Китая

Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной экономической реформой.

Первоначально реформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования.

Тем не менее, уже в 1978 г. КНР занимала 1-е место в мире по производству тканей; 2-е - по зерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е - по хлопку, бобовым, мясу, углю, химическим удобрениям; 5-е - по стали, 7-е - по электроэнергии, 8-е - по нефти.

Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.



Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.

Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет.

Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.

Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.

Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное».

В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.

За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.

В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.

Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.

1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.

XIII съезд КПК (октябрь-ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение социализма с китайской спецификой». На нем была провозглашена задача доведения к 2050 г. среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. Лозунг 1981 г. («Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное») был заменен в 1987 г. на новый: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие».

К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой.

Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения». Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.

С началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной Неоклассической школы - это полная катастрофа.

Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать - вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай - не исключение.

СЭЗ в КНР

Когда в 1980 г. в Китае были созданы первые свободные зоны («специальные экономические зоны» Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь), то перед ними были поставлены задачи выступать в качестве «окна» во внешний мир для привлечения зарубежных капиталов и технологий, а также в качестве «передового отряда» и «полигона» экономических реформ. Немаловажной была и политико–экономическая функция зон как инструментов реинтеграции в основной китайский массив отторгнутых территорий Гонконга, Макао и Тайваня. Сам характер тех проблем, которые призваны были решать зоны, делал необходимым осуществление в них политики специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и др.) для стимулирования инвестиций, происходивших из-за рубежа или из внешних китайских анклавов. Специальные преференции должны были хотя бы отчасти компенсировать зарубежным компаниям очевидные несовершенства инвестиционного климата в китайском хозяйстве, только вступавшем в полосу преобразований. Но следует отметить, что большинство льгот уже изначально предоставлялось не на безусловной основе, а в обмен на выполнение определенных требований принимающего государства. Более активное, чем на остальной территории страны, экспериментирование с рыночными методами хозяйствования создавало условия для привлечения иностранного капитала в те области, которые за пределами зон жестко контролировались государством. В частности, еще в 1984 г. в «специальных экономических зонах» было разрешено создание кредитных организаций с иностранными инвестициями.

Важно и то, что практика создания свободных зон соответствовала выдвинутой в 1980-е годы руководством КНР политической установке, согласно которой части общества разрешалось повысить свое благосостояние быстрее, чем остальным. Применительно к региональной политике этот курс выразился в ставке на ускоренный экономический рост в и без того наиболее развитых восточных, приморских провинциях Китая, обладавших преимуществом более легкого доступа к внешним рынкам. Развитие свободных зон вполне укладывалось и в рамки проводившейся в 1980–е - начале 1990-х годов политики фискальной децентрализации, усиления бюджетных полномочий провинциальных и местных властей путем внедрения так называемого «территориального финансового подряда».

Как следствие, с середины 1980-х годов процесс «территориальной открытости» резко ускорился. После «открытия» в 1984 г. четырнадцати морских портов от северного Даляня до южного Бэйхая в этих городах стали создаваться преференциальные «зоны экономического и технического развития», в отличие от «специальных экономических зон» ориентированные не на создание, а на структурную перестройку уже имеющейся индустриальной базы. В 1988 г. пятой, крупнейшей в Китае, «специальной экономической зоной» был объявлен о. Хайнань территорией в 34 тыс. кв. км. В 1990 г. создается «новая зона» Пудун в восточной части Шанхая. В 1991-1992 гг. возникают специализированные преференциальные формирования новых типов, такие как «зоны высоких технологий» по образцу западных технополисов; «зоны свободной торговли», ориентированные на развитие внешнеторговой деятельности; «зоны приграничного сотрудничества» и др. В итоге в начале 1990-х годов в Китае, преимущественно в восточных провинциях, складывается целый пояс свободных экономических зон, различающихся между собой по функциям и отраслевой специализации (см. ).

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов

рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип

декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е

гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех

инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а

также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%,

внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до

1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение

импортного сырья.

5. Включение обширных национальных регионов.

6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям

СЭЗ. ,

Основные цели создания СЭЗ:

Привлечение иностранного капитала, передовой техники и

технологии, овладение опытом управления, подготовка

национальных кадров;

Увеличение экспортной валютной выручки;

Стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее

мероприятий;

Эффективное использование природных ресурсов;

Стимулирование развития экономики страны в целом, передача

передовой зарубежной технологии и опыта управления во

внутренние районы страны;

Создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997

г.) и Макао (1999 г.);

Мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

Обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где

находятся спецзоны всех типов

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как

объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное

географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,

Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для

развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:

курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для

иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны

для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более

30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых

портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства,

районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ

являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ

расположены на юго-восточном побережье.

(0 Голосов)

Еще одним подтверждением того, что у КПК не было ясной стратегии реформирования китайской экономики, является терминология реформ.

В 1978 г. КПК объявила о создании «плановой экономики, дополненной регулированием рынка», с 1984 г. по 1987 г. целью экономических реформ стала «плановая товарная экономика», в 1987-1989 гг. КПК приступила к строительству экономики, в которой «государство регулирует рынок, а рынок регулирует предприятия», в 1989-1991 гг. - «экономики с органически интегрированными плановой экономикой и регулированием рынка», с 1993 г. КПК стала использовать термин «социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой».

У китайского правительства не было и стратегии реформирования сельского хозяйства. В действительности, деколлективизация сельского хозяйства, которая считалась одним из успехов экономической политики КПК, происходила следующим образом: несколько провинций в середине 1970-х гг. вынужденно из-за голода начали экспериментировать с альтернативными системами сельского хозяйства, а когда результаты эксперимента оказались положительными, центральное правительство решило применить эту политику к сельскому хозяйству всей страны.

С начала 1980-х гг. китайские власти уделяли теории реформ самое пристальное внимание.

В 1981 г. в поиске подходящей модели развития генеральный секретарь КПК Ху Яобанг дал указание китайским экономистам и социологам провести исследования с целью определения, каким должен стать Китай к 2000 г. Исследования показали, что Китаю не следует копировать опыт других стран. Реформаторы пришли к выводу, что не существует конкретной модели, которая могла бы быть использована в качестве шаблона для реформирования китайской экономики.

Хотя китайская реформа проводилась путем постоянных исканий, однако ее путь исключительно ясен - постепенный переход от плановой экономики к рыночной экономике. Реформа не была предварительным проектом руководителей КНР, а скорее неизбежным выбором каждого хозяйствующего субъекта, стремящегося к получению выгоды. Функция руководителей реформы заключалась в своевременном принятии правильных рамочных решений, соответствующих объективным тенденциям развития.

Некоторые авторы утверждают, что Китай использовал уже отработанную восточно-азиатскую модель реформ, приспосабливая ее к своим целям экономического развития. Это утверждение обосновывается тем, что развитие китайской экономики базировалось на опережающем росте внешней торговли (с 1978 по 2001 г. ежегодный рост внешней торговли КНР составил 15 % по сравнению со средним ростом ВВП - 9,3 %), накоплении валютных резервов (в 1980 г. валютные резервы составляли 2,3 млрд долл., к 2001 г. валютные резервы Китая насчитывали 178 млрд долл.), девальвации юаня (обменный курс доллара к юаню: в 1980 г. - 1,7 юаней; в 1985 г. - 2,92 юаней; в 1991 г. - 5,3 юаней; в 2001 г. - 8,28 юаней).

Эти показатели не являются доказательством того, что Китай копировал восточно-азиатскую модель развития. Например, высокий рост торговли объясняется, во-первых, неразвитостью внешнеэкономических отношений до начала реформ - т. е. высокие показатели отражают эффект «догоняющего развития», и, во-вторых, вскоре после начала реформ Китай стал огромной перерабатывающей зоной, получающей иностранные полуфабрикаты и отправляющей готовую продукцию. Точнее будет сказать, что Китай использовал некоторые элементы восточно-азиатской модели реформ. Уникальность китайской экономики и общества, долгий период изоляции, размер страны и ее разнообразие сделали использование какой-либо одной модели экономического развития в Китае практически невозможным. Китайская модель экономического развития совмещает в себе элементы опыта разных стран. Например, специальные экономические зоны были созданы по модели тайванских и сингапурских СЭЗ; китайские биржи в Шанхае и Шеньжене переняли практику и правила гонконгской биржи; первоначальные реформы предприятий опирались на югославский и венгерский опыт в этой области; новая система налогообложения использовала в качестве примера немецкую систему налогообложения; в реформировании банковской системы используется американский опыт; реформы коммунальных услуг базируются на сингапурской модели и т. д.

Стандартное описание китайской модели экономического развития опирается на такие термины как «китайское экономическое чудо», «социалистическая рыночная экономика». За последние 1520 лет, эти термины стали нарицательными, приобрели статус слоганов и как большинство слоганов имеют весьма ограниченную роль в объяснении китайской модели экономического развития.

Под «социалистической рыночной экономикой» в Китае понимается модель рыночной экономики с ведущей ролью государственного сектора. Это означает, что в процессе перехода к рыночной экономике, основной составной частью экономики довольно долго остаются государственные, коллективные и кооперативные предприятия. При этом задачей «социалистической рыночной экономики» ставится эффективное соединение общественной собственности с рыночной экономикой. Главные черты «социалистической рыночной экономики» включают: рыночное распределение ресурсов под макроэкономическим руководством государства, мно- гоукладность экономики при главенстве общественной собственности, расширение открытости китайской экономики и усиленное привлечение иностранных инвестиций, макроконтроль, опирающийся на косвенные рычаги, система социального обеспечения, реформа государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных агентов, и дифференцированность доходов.

В 1982 г. для решения целей и задач реформ на всех уровнях управления китайской экономикой был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе на уровне провинций, городов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу 1990-х гг. было подключено более 60 центральных научных учреждений и значительное число научно- исследовательских региональных учреждений. На базе действительного плюрализма мнений ученых формировалась официальная политика проведения реформы.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ , которая посвящена теме-специфика экономической реформы в китае . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать плановой экономической системой с элементами системы военного коммунизма. Если в СССР и Восточной Европе накануне реформ экономическую систему можно было назвать типичной плановой экономикой (сталинская модель), то экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать моделью полувоенного коммунизма.

Если же учитывать иные факторы, например, недостаток теоретической подготовки, низкий уровень экономического развития, то становится еще очевиднее, что стартовые условия реформы в Китае были существенно хуже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и СССР.

В-третьих, уровень экономического развития Китая в канун реформ был низким. В СССР и в странах Восточной Европы еще до начала реформ была проведена индустриализация, они относились к развитым странам, а Китай относился к развивающимся странам. В 1978 г. сельское население составляло 82 %, сельское хозяйство занимало 28 % народного хозяйства, при этом использовало 70 % рабочей силы. К моменту начала реформ экономика Китая характеризовалась неограниченностью резервов рабочей силы, полным отсутствием условий для частного бизнеса, чрезвычайной неравномерностью по стране производительности труда и оплаты труда. Проблема относительного разрыва и асимметричности между урбанизацией и индустриализацией была весьма серьезной; разрыв между экономическим уровнем различных районов был очень велик. Мировая экономика/Под ред. А.С.Булатова.-М., 2003, с.71.

Эти факторы предопределили сложность проблем, возникших на начальном этапе реформы, и трудности при проведении реформ. В Китае наряду с процессом преобразования плановой экономики в рыночную также происходило преобразование автаркической экономики в рыночную, шел процесс перехода от дуалистической экономики к современной экономике.

В-четвертых, когда в Китае в 1978 г. начинались реформы, отсутствовал опыт проведения реформ в других странах, многие вопросы приходилось исследовать и решать самостоятельно.

На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.

На начальном этапе реформы китайских реформаторов очень волновала проблема, откуда начать прорыв. Любая косная экономическая система, поддерживая интересы одной группы людей, одновременно ограничивает интересы других. Как правило, эта вторая группа составляет слабое звено традиционной системы и мало получает помощи от нее. Обнаружив какие-либо перемены, когда за невысокую цену можно получить большую выгоду, которую невозможно было бы получить в условиях прежней системы, эти люди охотно идут на риск и добровольно подключаются к процессу.

Первый период охватывает 1978-1991 гг. и включает два этапа: 1971-1983 гг. - сельская реформа и эксперимент в городе по расширению самостоятельности предприятий; 1984-1991 гг. - эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон. Второй период охватывает 1992-2003 гг. радикальных рыночных преобразований, цель которых - создать систему социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунги: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий», «опора на науку и образование», «создание общества среднего достатка (сяокан)». Третий период начался в 2003 г., его связывают с тандемом руководителей КНР Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябал, а характеризуют поворот страны к ресурсосберегающему и экологически щадящему экономическому росту в интересах гармоничного развития регионов, повышения качества жизни людей.

Толчком к выработке нового курса послужило распространение в Китае атипичной пневмонии. Реализация нового курса - основная задача 11-й пятилетки, главная идея которой гармонизация - выравнивание регионального развития, уменьшение неравенства между городом и деревней, между регионами, решение социальных проблем, энергосбережение и решение экологических проблем на базе научной концепции развития.

1. Плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным. На начальном этапе плановая экономика по-прежнему занимала ведущее место. Среди экономистов также началась дискуссия рынком в рамках тезиса о том, что «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным». Были выдвинуты такие теории, как «теория плит», по которой плановая экономика - это одна плита, а рыночное регулирование - вторая, они не смешиваются, а, соединяясь, организуют работу экономики; «теория проникновения», по которой планирование и рынок проникают друг в друга, объединяются, и в каждом содержится элемент второго; «теория совпадения», по которой планирование осуществляется через рынок, а рыночное регулирование производится, опираясь на планирование. Хотя все эти теории различаются, однако, они по-прежнему, ограничивались пределами традиционной идеологии, полагая, что плановая экономика представляет социалистическую систему экономики, а рыночная экономика - капиталистическую.

Поэтому в целом «теория главного и вспомогательного» подчеркивала, что при условии сохранения системы социалистической экономики можно использовать капиталистические меры «рыночного регулирования».

2. Плановая товарная экономика: государство регулирует рынок, рынок направляет предприятия. По мере того как реформа села добивалась успеха, развивалась внешняя открытость юго-восточного прибрежного района, росла негосударственная экономика роль рыночных механизмов в функционировании экономики постоянно увеличивалась. В 1984-1991 гг. реформа развернулась и ее центром стали города. Стремительное развитие реформы подталкивало к прорыву в теории. Поэтому некоторые руководители и теоретики вновь стали отстаивать лозунг «товарной экономики».

Со второй половины 1988 г. китайские политики и ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистическая товарная экономика» и высказались в поддержку «рыночной реформы».

Период с 1989 по 1991 г. - этап противостояния новой и старой экономических систем. На этом этапе из-за одновременного действия механизмов старой и новой систем ситуация сильно усложнилась. Ход реформы остановился, экономический рост значительно замедлился.

Однако если глубже рассмотреть изменения, происшедшие в экономике за этот период, несложно заметить, что косвенные меры макроэкономического регулирования начали играть важную роль в сдерживании роста спроса. Инфляция 1988 г. была сокращена за один год, ситуация, когда эмиссия денег превышала экономический рост, была исправлена за короткое время при помощи повышения банковской процентной ставки и использования несколько иной денежно-кредитной политики. Быстрый рост основных фондов в 1988 г. резко прекратился и в 1989 г. наблюдалось даже падение, что главным образом обусловлено тем, что финансовая и денежно-кредитная политика контролировала источники капиталовложений.

Это привело к повышению рыночной стоимости капитала, а, следовательно, к стремительному сокращению масштабов инвестиций.

Таможенные пошлины и налог на импорт, а также регулирование процента валютных остатков стимулировали экспорт и сдерживали импорт. Это улучшило внешнеторговую обстановку и оказало благоприятное воздействие на обменный курс.

Это показывает, что китайская экономика начала нормально реагировать на косвенные макроэкономические методы регулирования, реформа системы макроэкономического управления уже подготовила реальную основу для перехода от прямого регулирования и контроля к косвенному.

В ходе денежной реформы происходили сложные изменения, однако рыночные механизмы ценообразования уже начали играть основную роль.

На начальном этапе реформ государство главным образом использовало административные меры контроля цен, например, замораживало цены на потребительские товары, ограничивало верхний порог рыночных цен на основные средства производства, закрывало рынок некоторых видов продукции, осуществляло государственную монополию на некоторые важные виды продукции и т. д. Далее государство исправило слишком низкие цены на некоторую продукцию: на закупку сельскохозяйственной продукции, энергоресурсы и важные виды сырья, на отдельные виды потребительских товаров и продукцию общего пользования, а также на услуги транспорта и связи.

Под влиянием принятых мер, начиная со второй половины 1989 года, впервые с образования КНР предложение повсеместно превышало спрос. Рыночное затоваривание началось с потребительских товаров и постепенно распространилось на средства производства. В такой ситуации предприятиям сложно было сохранить установленные государством цены, и они вынуждены были снижать их, чтобы приспособиться к рыночному спросу. Это привело к тому, что применявшаяся на начальном этапе реформ политика контроля цен утратила эффективность, постепенно стирались преимущества рыночных цен на продукцию, двойные цены на некоторые виды средств производства стремились к выравниванию, цены на многие виды потребительских товаров также становились свободными.

Рыночные механизмы ценообразования стали играть основную роль в экономике Китая.

Промышленное производство упало, однако у предприятий уже стало появляться понятие о рыночной конкуренции. Затоваренность рынка привела к резкому снижению экономической эффективности предприятий. Товарные запасы госпредприятий увеличились, взаимные долги предприятий возрастали, с каждым днем становились все очевиднее злоупотребления в системе подряда; негосударственная экономика, только начавшая развиваться, столкнувшись с экономической депрессией, вынуждена была вступить на этап сокращения.

Однако субъекты микроэкономики Китая уже стали менять свое отношение к рыночному спросу, глубоко почувствовали реальное давление низкого спроса и отреагировали на изменение рыночного спроса. Хотя механизмы управления госпредприятиями менялись сравнительно медленно, но поскольку уже сформировалась обстановка, при которой госпредприятия вынуждены были столкнуться с конкуренцией негосударственных предприятий в области сырья, кадров, сбыта продукции, они начали обращать внимание на себестоимость и соответствие рыночному спросу. Реакция негосударственных предприятий была еще более очевидной: появилась тенденция снижения инвестиций негосударственной экономики. В 1988 г. инвестиции негосударственных предприятий составляли 36,47 % от всех инвестиций, с 1989 по 1992 г. они неизменно снижались от 36,33 % до 33,89 %, 33,62 %, 31,95 %, и только в 1993 г. они снова начали увеличиваться. С учетом высокой доли негосударственной экономики в городах и селах начались колебания числа работников предприятий, так в 1988 г. работники негосударственных предприятий составляли 41,47 %, с 1989 по 1992 г. они составляли соответственно 40,81 %, 39,49 %, 52,55 %, 50,14 %, и лишь после 1993 г. этот процент стал неуклонно возрастать.

Судя по различным признакам, китайская реформа в этот период вступила на этап перехода от старой к новой системе, а это выявило глубокие противоречия одновременного существования старого и нового экономического механизма. Эти противоречия вызвали существенные изменения экономических механизмов: механизмы плановой экономики непрерывно отступали, а влияние механизмов рыночной экономики постоянно возрастало и они постепенно занимали ведущее место. Все это предвещало, что как только появится шанс для осуществления нового витка реформ, механизмы рыночной экономики одним шагом перейдут «водораздел» противостояния старой и новой системы.

Переход от старой системы к новой вовсе не означал, что уже появилась совершенно новая экономическая система. Постоянное ослабление плановой экономики - это процесс, осуществляемый постепенно, а для создания рыночной экономики необходим еще долгий период.

Реформа системы макроэкономического управления и постепенное формирование новой роли органов местного самоуправления. Ключ к реформе системы макроэкономического управления - в постепенной передаче ранее сконцентрированных в руках ЦК прав на управление, включая планирование, инвестиции, финансы, налоги и внешнюю торговлю, органам местного самоуправления и предприятиям.

На первом этапе сократилось число планов, носивших обязательный характер и расширилось планирование, имевшее индикативную (направляющую) роль. Были разграничены доходы и расходы центра и органов местного самоуправления по предприятиям и отраслям, т. е. создана система разделения финансов. Права на управление внешней торговли были переданы низовым организациям, расширены хозяйственные права и права на самоуправление специальных фирм, занимающихся внешней торговлей и т. д.

Из всех этих мер существенным стимулом к изменению экономической системы стало разделение прав между органами местного самоуправления и Центральным Комитетом партии. Расширение полномочий провинциальных органов по капиталовложениям позволило местным властям сконцентрировать финансовые ресурсы провинции и использовать их для строительства инфраструктуры.

Полномочия провинциальных властей по управлению внешней торговлей и валютными операциями; благодаря созданию в провинциях фирм, занимающихся внешней торговлей, а также дочерних фирм в Гонконге, взявших в свои руки экспорт и импорт данной провинции, дало местным властям возможность зарабатывать валюту. С целью получения дохода местные власти, с одной стороны, активно привлекали иностранный капитал, технику и передовой опыт управления, а с другой стороны, ускоряли процесс рыночной реформы в данном районе, стимулируя быстрый экономический рост.

Разделение в системе финансов и налогообложения предоставило органам местного самоуправления стимул для увеличения доходов. Реформа финансовой системы Китая посредством разделения власти изменила существовавшую в области финансов систему «большого котла» на «разделение котлов» между центральными и местными властями. В системе «разделения котлов» в соответствии с изменением ситуации последовательно применялись различные модели: «разделение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1980-1984), «разделение различных видов налогов, утверждение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1985-1987), «государственное финансовое обеспечение» (1988-1993) и т. д.; в пределах одной модели в соответствии с уровнем развития различных районов избирались различные формы, в общих чертах они делились на следующие виды: «разделение общей суммы», «пропорциональное разделение», «передача вышестоящим органам определенной суммы», «выплата субсидий в определенной сумме» и «общее государственное обеспечение». Независимо от того, какая модель и какая конкретная форма избиралась, ядром все равно было «разделение финансов» органов местного самоуправления и центральных властей.

«Государственное финансовое обеспечение» означает, что кроме выплаты центральными властями субсидий в определенной сумме, они дали органам местного самоуправления возможность посредством увеличения финансовых доходов получить дополнительную долю финансовых отчислений, что открывало органам местного самоуправления важный канал расширения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении. Таким образом, у органов местного самоуправления формировались движущие силы для увеличения доходов, эти органы посредством постепенного накопления финансовых ресурсов стали субъектами, подталкивающими стремительное развитие экономики данного региона.

Передача прав на управление трудоустройством с самого начала изменила обстановку, был принят курс на сочетание трудоустройства через соответствующие учреждения органов местного самоуправления и самостоятельный поиск рабочего места.

Статус органов местного самоуправления как относительно самостоятельных экономических субъектов, их стремление к максимизации прибылей в значительной степени определило путь изменения экономической системы Китая. Благодаря «административному разделению власти» право на распределение ресурсов, прежде сконцентрированное в руках центрального правительства, было передано органам местного самоуправления, экономическим организациям и индивидуальным лицам, так формировались различные субъекты экономических интересов; множественность таких субъектов определила плюрализм направлений их деятельности, все субъекты экономических интересов стремились к непрерывному получению прибыли и безубыточности; чтобы узаконить деятельность по достижению данной цели различные субъекты всеми силами стремились сформировать новую систему, гарантирующую уже полученную прибыль и доходы будущих периодов, таким образом сформировалась совместная сила, что ускорило процесс распада традиционной системы.

  • 1992 г. - ключевой год для реформ в Китае. Официальные документы определили главное содержание реформ экономической системы на этом этапе следующим образом:
    • * отстаивать курс совместного развития различных укладов экономики, где главным остается экономика общественной собственности;
    • * заменить механизм хозяйствования на госпредприятиях, создать систему современных предприятий, отвечающую потребностям рыночной экономики;
    • * сформировать по всей стране единую систему открытых рынков, в городах и селах добиться тесного слияния рынков, осуществить стыковку внутреннего рынка с мировым, способствовать оптимальному распределению ресурсов;
    • * преобразовать функции правительства в управлении экономикой, создать совершенную систему макрорегулирования, главным в которой будут косвенные методы;
    • * создать систему распределения доходов с упором на распределение по труду, обращать первостепенное внимание на эффективность и, подчеркивая справедливость, поощрять зажиточность отдельных районов и части людей, встать на путь общей зажиточности;
    • * гарантировать населению городов и деревень социальное обеспечение, отвечающее реалиям Китая, стимулировать социальную стабильность. Феномен экономического развития Китая: Научное издание/Дин Жуджунь, М.М.Ковалев, Новик В.К.-Минск:Издательский центр БГУ, 2008, с.45-48.

Для создания социалистической рыночной экономики необходимо, чтобы рынок играл основную роль в распределении ресурсов при макроэкономическом регулировании со стороны государства. Чтобы осуществить эту цель, нужно придерживаться курса, в соответствии с которым основной является общественная собственность, а различные экономические элементы развиваются совместно, продолжать изменение механизма управления госпредприятиями, создавать современную систему предприятий, соответствующую требованиям рыночной экономики, с четкими имущественными правами, точно определенными служебными правами и обязанностями и научным управлением, в рамках которой правительство и предприятия разграничиваются; создавать единую общенациональную систему открытого рынка, осуществлять тесное взаимодействие городского и сельского рынка, внутреннего и международного рынка, создавать усовершенствованную систему макроэкономического регулирования, основанную на косвенных методах; создавать систему распределения доходов, основа которой - распределение в соответствии с вложенным трудом; поощрять путь к общественному благосостоянию, когда отдельные люди и районы разбогатеют первыми, преимущество отдается эффективности, но в то же время учитывается справедливость; создавать многоуровневую систему социального обеспечения городского и сельского населения, соответствующего ситуации в стране, стимулировать экономическое развитие и социальную стабильность.

Основная цель реформы финансовой системы заключалась в преобразовании существующей системы государственного финансового обеспечения (так называемой системы государственного финансового обеспечения центральной и местных властей) в «систему разграничения налогов».

Основные требования реформы системы налогообложения заключались в следующем: стандартизировать систему налогообложения в соответствии с принципами единого налогового законодательства, справедливого положения о налогах и сборах; упростить систему налогообложения; создать систему налогообложения, соответствующую требованиям рыночной экономики с тем, чтобы стимулировать конкуренцию.

Основные задачи в этой области - создание системы финансовых организаций, основным элементом которой являются государственные коммерческие банки, и в которой сосуществуют различные виды финансовых структур, а финансы, носящие общественный характер, отделены от финансов, носящих коммерческий характер; создание единой, открытой системы финансового рынка с упорядоченной конкуренцией и строгим надзором.

В соответствии с политическим положением и с учетом международного опыта китайское правительство приняло решение разделить ход реформы системы валютных операций на два шага: сначала последовательно ликвидировать на государственных и негосударственных предприятиях двойной валютный курс, осуществить слияние курсов и конвертируемость юаня по текущим операциям. Затем, учитывая развитие обстоятельств и стремясь к ликвидации контроля над оборотом капитала, осуществить полную конвертируемость юаня.

На третьем пленуме ЦК КПК XIV созыва было решено, что необходимо «продолжать замену механизма функционирования госпредприятий, создавать современную систему предприятий, соответствующую требованиям рыночной экономики, с четкими имущественными правами, точно определенными служебными правами и обязанностями, в которой правительство и предприятия будут разграничены». Затем Всекитайский съезд народных представителей принял «Закон о предприятиях». В начале 1994 г. Госсовет потребовал проведения эксперимента по созданию современной системы на госпредприятиях в соответствии с «Законом о предприятиях» с тем, чтобы, получив опыт, всесторонне распространять его.

Основное содержание - передача прав на управление предприятиями самим предприятиям при условии неизменности права собственности государства на предприятие; передача предприятиям части их прибыли при условии гарантии права государства на получение доходов от предприятий. Урегулированные таким образом отношения между государством и госпредприятиями повышали активность предприятий и их рабочих и служащих.

Таким образом, начиная с 1994 г. китайское правительство приняло ряд важных реформенных мер в таких областях как налогообложение, финансы, управление валютой, система предприятий и система социального обеспечения. Китайская реформа вступила на новый этап общего движения вперед.

Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи

ЧЖОУ СИНЬЧЭН
директор Института Восточной Европы и Средней Азии
Народного университета Китая
(Пекин)

Цель реформы - создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой
Перенеся центр тяжести на косвенные рычаги, государство не должно ослаблять макроэкономическое регулирование
При многоукладности хозяйства общественная форма собственности остается господствующей
Механизм рыночной экономики в КНР будет в основном создан к концу XX в.

Начало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.

Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало исторически ценного и полезного, но многое в ней было порочным. Главный недостаток коренился в отношениях между государством и предприятием . При жесткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования . Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.

Пороки старого механизма наиболее отчетливо проявились в условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью.

Суть реформы

Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а старой экономической системы . Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный переход от плановой экономики к рыночной.

Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон стоимости и изменения соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным.

Рыночное регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок реагирует на экономические сигналы быстрее, чем план, что полезно для своевременной ориентации производства, с другой - рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать . Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития.

Социалистическая рыночная экономическая система неотделима от социалистического строя. В структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с иностранным участием, должна иметь дополнительный статус. Государственным предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике.

Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении прежде всего следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

При макроэкономическом контроле следует своевременно учитывать интересы текущие и перспективные, локальные и общенародные. Нужно одновременно использовать различные экономические и административные методы регулирования. Проводить реформу необходимо постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно. Нельзя надеяться на быстрый результат и опережать исторический ход развития. Прежде чем воплотить какую-то идею в жизнь, нужно разработать комплексный план, внедрить его на небольшой территории и проверить на практике. Только при положительных результатах возможно его широкое распространение.

Этапы реформы

Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).

Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма , и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой .

Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики , отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.

Основные результаты

За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения.

n Образовалась многоукладная экономика . Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, однако мы считаем, что общественная собственность должна оставаться господствующей.

n В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий ”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

n В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.

Быстро развивается и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.

n Глубокие изменения произошли в системе ценообразования . Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

n Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы . Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.

Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

Постепенно создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции между ними.

n Формируется рыночный механизм , который играет все большую роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок будет играть основную роль в распределении экономических ресурсов.

Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства.

n Образуется структура распределения, соединившая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии . По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

После начала преобразований темпы роста заметно ускорились . В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

С каждым годом повышается качество жизни населения. Доход крестьянина увеличился с 134 юаней в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд юаней в 1978 г. до 3000 млрд юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.

Таким образом, социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма

Создание и совершенствование социалистического рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев.

n Реформа госпредприятий . Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов и прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме того, госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования . Мы считаем, что государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:

во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;

во-вторых, это условие можно выполнить путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость”.

Ядром реформы госпредприятий является создание “современной системы предприятий”. Функции и ответственность должны быть четко распределены между правительством и предприятием. Правительство как собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование.

n Создание комплексной системы рынков . Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Надо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

Важное значение для равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования . За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции.

n Углубление реформы систем распределения и социального обеспечения . При распределении доходов народного хозяйства следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Нужно устранять имеющие место перекосы в получении доходов гражданами на местах и местными администрациями.

Большое значение придается преобразованию системы заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости”. Человеку нужно предоставить возможность получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство намерено через политику распределения и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального расслоения общества.

Намечается установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.

Важной задачей является совершенствование системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.

Следует различать административную работу учреждений социального обеспечения и предпринимательскую деятельность фондов социального обеспечения. Учреждения должны контролировать доходы и расходы фондов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, главным образом покупкой государственных облигаций с целью сохранения и увеличения основного капитала при обеспечении нормальных выплат и ликвидности.

n Создание механизма косвенного регулирования макроэкономики . Главная задача макроэкономического регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.

Плановая система должна перейти от прямого к косвенному управлению, от преобладания натуральных показателей к доминированию стоимостных, от контроля предприятий общественной собственности к контролю предприятий всех форм собственности.

Банковская реформа включает в себя дальнейшее разделение функций банков разных категорий и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с разными формами собственности.

Ядром налоговой реформы является система распределения налогов. Центральное правительство получает таможенные пошлины, часть налогов на потребление и добавленную стоимость, подлежащую таможенному обложению, налоги на потребление и доход госпредприятий, находящихся в ведении центрального правительства.

Центральное правительство и местные администрации совместно получают НДС, налоги на биржевые сделки и использование природных ресурсов.

В местные администрации поступают налоги на доходы предприятий, находящихся в их ведении, на индивидуальные доходы граждан, на пользование землей, сельскохозяйственными угодьями и пастбищами, на муниципальное строительство, с владельцев строений и транспортных средств. Намечается создание органов, несущих ответственность за сбор государственных и местных налогов (центральный орган - за государственные и общие налоги, местный - за местные).

n Изменение функций правительства . Для создания рыночной экономики требуется разделить функции правительства и предприятий. Функции правительства включают планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в их полномочия. Необходимо правильно распределить полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур.

Все звенья радикальных преобразований взаимосвязаны. Китайская реформа в отличие от шоковой терапии проводится постепенно и комплексно, каждое ее звено тщательно обдумывается. Практика показала, что с помощью шоковой терапии можно лишь разрушить старый механизм, но нельзя создать новый. В результате страна вообще лишается экономического механизма, что приводит к хаосу. Не может увенчаться успехом и реформа в отдельных сферах экономики при отсутствии радикальных преобразований в других областях.

К концу XX в. в Китае в основном будет создан механизм рыночной экономики. В течение 20-30 лет мы усовершенствуем его, узаконив правила, выработанные в ходе реформы. Тогда преимущества социализма станут очевидными и общество достигнет еще больших успехов в экономическом и социальном развитии.