Государственные и муниципальные финансы. Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть

Г. и м. финансы – важнейшее звено фин.с-мы, обеспечивающее органы гос. власти и МСУ ден. ср-вами для осуществления ф-ий, предусм-х Конституцией РФ и др. законод-ми актами.

2 трактовки понятия «гос финансы».
1. гос финансы - совокупность фин отношений, обесп достижение целей внешней и внутренней (в т.ч. социальной) гос политики.
2. гос финансы - совокупность элементов - фин институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия по достижению поставленных целей.

Мун финансы - это ден отношения, складываю­щиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами гос власти, юр и физ лицами, с др стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспр-я нац в связи с формированием, распр-ем и исп-ем централизованных фондов ден средств мун-ых образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении эк и соц задач. Основная задача организации местных финансов - обеспече­ние органов местного самоуправления фин ресурсами в объеме, достаточном для самост решения вопросов местного значения.

Сущность г. и м. финансов - они охватывают ту часть ден. отношений по поводу распределения и перераспр-я стоимости созданного общ.совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках гос-ва и МСУ для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом и МСУ своих ф-ий.

В РФ исходя из фед. устройства гос.финансы вкл.2 уровня:

1) Финансы фед. орг. Власти 2) Финансы органов власти субъектов РФ.

Мун. финансы явл. низшим звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.

Роль ГиМФ выражается в из функциях

1.Ф-ция перераспределения - Происходит концентрация ден.ср-в в руках гос-ва и их накопление с целью удовлетворения общегос. потребностей. осущ-ся через с-му централиз. фондов. Ее результатом явл. перераспред-ие доходов рентабельных отраслей народного хоз-ва в отрасли с низкой рентабельностью:- из пром-ти в с/х;- содержание за счет бюд-та учреждений непроизвод. сферы (медицина, образование);- перераспред-ие доходов между различ. соц. гр. населения;- перераспред-ие между различ.территор. образованиями.

2.Регулирующая ф-ия - Связана с образованием и исп-ем бюд. фонда. Бюд. фонд образуется за счет налоговых сборов, пошлин, доходов от гос. собственности, займов и т.д.
Через налоги гос-во может либо сдерживать эк.активность и частное потребление либо наоборот стимулировать, тоже самое касается и заимов.
Формирование гос. собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общ.У,. С др. стороны приватизация сферы обществ. услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение) может сдерживать потребление этих услуг отдельными гр. населения, что приведет снижению их уровня жизни.



Исп-ие бюд. фонда осущ-ся через целевые расходы путем распределения бюд. ср-в по различ. направлениям деят-ти гос-ва и по сферам общ.произ-ва. Т.о. достигается сосредоточение фин. ресурсов на приоритетных с т. зр. гос-ва направлениях хоз. деят-ти. Осуществляя бюд. расходы гос-во может изменить структуру общ. произ-ва, влиять на результаты хозяйствования, проводить соц. преобразования. Бюд. фонд может исп-ся в интересах ускорения НТП страны(нов.механизмы бюд. финанс-ия науки, совершенствование гос. с-мы поддержки и переподготовки кадров и т. д.).

3.Контролирующая ф-ия -Позволяет узнать на сколько своевременно и полно фин. ресурсы поступают в распоряжение гос-ва и МСУ, позволяет узнать как фактически складываются пропорции в распределении бюд.ср-в, эф-но ли они исп-ся.

В узком смысле эта ф-ия реализуется по след.направлениям:

Контроль за правильностью и своевременностью перечисление ср-в в централиз.фонды.

Контроль за соблюдением заданных пар-ров централиз. фондов.

Контроль за цел. и эф. исп-ием фин. ресурсов, осуществляемый на основе составления план.и отчет. смет образования и расходования ден. ср-в.

Широкое понимание контрол. ф-ии сводится к сравнению результатов фин. политики гос-ва с постав.целями и установ. критериями, т. е. речь идет о реализации долгосрочной фин. политики.

10. Доходы и расходы федерального и местного бюджетов: сущность, источники формирования и направления использования.

Бюджет -общ отн-я по поводу формирования и исп-я централизованной фед властью фонда ден средств.



Фед бюджет - центральный элемент бюджетной системы.

Структура доходов феде бюджета определяется, 1. потребностями гос-ва в фин ресурсах; 2. возможностями гос-ва по мобилизации этих ресурсов; 3. особенностями проводимой эк-ой политики.

Структура расходов фед бюджета определяется функциями гос-ва.

Доходы фед бюджета делятся на налоговые и неналоговые . В доходы фед бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы фед бюджета составляют:

Фед налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;-таможенные пошлины, там сборы и иные там платежи;-гос пошлина.

Неналоговые доходы фед бюджета формируются за счет:

Доходов от использования имущества;-доходов от продажи имущества;-части прибыли унитарных предприятий.

В доходах фед бюджета также учитываются:

Прибыль Банка России;-доходы от внешнеэк деятельности;-доходы от реализации гос запасов и резервов.

Доходы федо бюджета могут передаваться бюд-ам субъектов Федерации и местным бюджетам.

Из фед бюджета финансируются след расходы:

Обеспечение деятельности президента РФ, Фед собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, фед органов исп власти и их территориальных органов;

Функционирование фед судебной системы;

Осуществление международной деятельности;

Нац оборона и обеспечение безопасности гос-ва, осуществление конверсии оборонных отраслей пром-ти;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Гос поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

Гос поддержка атомной энергетики;

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий фед масштаба;

Исследование и исп-ие космического пространства;

Формирование фед собственности;

Обслуживание и погашение гос долга РФ;

Компенсация гос внеб фондам расходов на выплату гос пенсий и пособий, др соц выплат,

Фед инвест программа;

Офиц статистический учет.

Местный бюджет (бюджет мун обр-я) - форма образ-я и расходования ден средств в расчете на фин год, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюд кодексом РФ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от фед и рег-х регулирующих налогов и сборов.

Основные доходные источники - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хоз деятельности и мун кредит.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

Налоговые доходы;-неналоговые доходы, -доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

совокупность расходов местных бюджетов - 2 группы.

1. относятся собственные расходы мун образования, связанные с решением задач местного знач и обслуживанием мун долга. Направления:

Покрываются средствами собств источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), трансфертов, заемных средств.

2. относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных гос полномочий , переданных органам местного самоупр-я:

Обеспеч гос гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, доп образования, оплата труда работников мун учреждений;

Создание и организ деят-ти комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Выравнивание бюджет обеспеченности поселений;

Соц поддержка и соц обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;

Орг оказания специализированной мед помощи в специал-ых мед учреждениях;

Выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и комм услуг;

Субвенции на выполнение фед полномочий по гос регистрации актов гражданского состояния;

Строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования;

Предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;

Организация и осуществление программ и проектов в области охраны ор среды и экологической безопасности;

Субвенции на покрытие доп расходов убытки по тепло- и электроснабжению);

Осущ поселениями полномочий по первичному воинскому учету;

Орг-ия библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ и др.

11.Государственные внебюджетные социальные фонды: понятие и источники формирования.

В РФ созданы и действуют 3 гос соц-х внеб-х фонда.

1) бюджет Пенс фонда Российской Федерации;2) бюджет Фонда соц страхования РФ;3) бюджет Феде фонда обязательного мед страхования.

Бюджетами территориальных гос внеб фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного мед страхования.

ПФР является самост финансово-кредитным учреждением и создан в целях гос управления финансами пенс обеспечения в РФ.

ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ПРФ является гос учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обяз пенс страхования. При этом решаются 2 задачи: 1)Средства пенс системы становятся сферой самост бюджетного процесса. 2) Основной источник финан-ия пенс выплат - страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является страховой платеж.

Создание ПФР – переход к обязательному пенс страхованию.

Формирование бюджета ПФ закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:

Страховых взносов;-средств фед бюджета;-сумм пеней и иных фин санкций;-доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств;-добровольных взносов физ лиц и организаций;-иных источников.

Ден средства хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях ЦБ РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях.

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная.

базовая финансируется за счет сумм единого соц налога (взноса, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, накопительная – за счет сумм страховых взносов.

ФОНД СОЦ СТРАХОВАНИЯ

гос внеб фонд, находящийся вфед собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособийпо временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до3-летнего возраста, а такжедля др целей соц страхования. Ден средства фонда явл.гос собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, другихфондов и изъятию не подлежат.

Средства ФСС образуются за счет:

Страх взносов работодателей;

Страховых взносов граждан, занимающихся индивид трудовой деятельностью;

Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях при условии уплаты ими страх взносов в Фонд;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные гос ценные бумаги и банковские вклады.

Добровольных взносов граждан и юр лиц; поступления иных фин средств,

Ассигнований из фед бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций);

Пр поступлений

ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕД СТРАХОВАНИЯ (ФОМС ) – самостоятельные гос кредитные учреждения, реализующие гос политику в области омс граждан как составной части гос соц страхования. ФОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения фин стабильности гос системы ОМС и выравнивания фин ресурсов на его проведение.

Средства фондов находятся в гос собственности, не входят в состав бюджетов др фондов и изъятию не подлежат. Фед и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на ОМС. Право издания инструкций о порядке взимания и учета страх взносов предоставлено только Правительству РФ.

Задачи мед страхования - гарантировать гражданам при возникновении страх случая получение мед помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Доходы фонда ОМС складываются из:

Страх взносов предприятий;-ассигнований из госбюджета;-добровольных взносов;-доходов от исп временно свободных ден средств фонда ОМС

12. Бюджетный дефицит: понятие, причины, источники финансирования, влияние на экономику.

Дефицит - это превышение расходов над доходами, т.е. такое состояние соотношения гос. доходов и гос. расходов, при котором расходы превышают запланированные доходы.

Государство не может профинансировать все запланированные программы, что приводит к уменьшению жизненного уровня населения и снижения темпов развития экономики всего гос-ва.

Определить бюджетный дефицит можно разными способами:

Абсолютное выражение= доходы - расходы

В % к ВВП, в % к НД, в % к общей величине расходов, в % к доходам.

Величина превышения гос. расходов над гос. доходами устанавливается зак-ом и прописывается в законе о бюджете. Чем точнее расчеты размеров дефицита, тем более эффективные методы его финансирования можно использовать.

Основная причина появления дефицита бюджета - это несбалансированное исп-е средств гос-ом.

Одной из причин, порождающей дефицит - это фин-ие военных действий , которые вынуждают гос-во тратить средств больше, чем планировалось (происходит за счет эмиссия денег, увеличение налогов). Это может привести к серьезным трудностям в экономике и скорее всего не смогут компенсировать всех затрат, необходимых для проведения военных действий или послевоенного восстановления.

Дефицит может порождаться экономическим спадом в гос-ве или в мире. В период кризиса сокращаются фин. возможности предприятий, уровень доходов населения и уровень доходов населения и корпораций. Эк-ий спад порождает снижение налоговых поступлений в казну гос-ва, сокращение доходов.

Одна из причин дефицита - неэффективное управление фин потоками гос-ва. Нерациональные доходные потоки, так и расходные. Пр.: принципы сбора налогов могут тормозить общее развитие экономики страны, что приводит к получению доходов ниже потенциально возможных.

Еще возможно нерац направление расходов, что приводит к диспропорции развития экономики, и к увеличению расходов, от которых можно было отказаться.

Можно выделить 2 основных фактора, влияющих на дефицит:

Нерациональная система расходов бюджетных средств.

Неэффективная система формирования доходных статей бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита - это покрытие недостатка ден средств в целях сокращения размеров бюджетного дефицита, чтобы государство могло качественно и в полном объеме выполнять свои функции.

Существует два способа финансирования бюджетного дефицита:

1.Проведение политики гос займов;2.Эмисиия новых ден средств.

Первый метод предполагает доп привлечение ден ресурсов на возвратной основе; средств могут быть привлечены из внутренних и из внешних источников. Это является доп нагрузкой на бюджет в будущем. Этот метод позволяет достаточно быстро погасить возникший дефицит.

Второй метод - влечет за собой негативные последствия - в виде инфляционных процессов и последующего увеличения нагрузки на бюджет.

Объем финансирования определяется как разница между размером гос доходов и расходов. Финансирование чревато негативными последствиями для экономики, но является абсолютно необходимым процессом для поддержания деятельности государства.

Дефицит оказывает негативное влияние на экономические процессы , протекающие внутри государства. Покрытие бюд дефицита предполагает привлечение ресурсов на расширение производства, сокращения безработицы и т.д.

Метод првлечения гос. займов, привлечение которых в прошлом может оказаться причиной будущего бюджетного дефицита. Лишь отсрачивает проблему. Если государство привлекает средства населения, то их доходы сокращаются, и, как следствие, снижается совокупный спрос. Внутренний заем сокращает свободные капиталы в стране, которые могли быть вовлечены в производство. Внешние заимствования лишь откладывают решение проблемы на потом. Гос заем приводит к снижение инвестиционной активности.

Денежная эмиссия позволяет избежать сокращения инвестиционных ресурсов, увеличить гос. расходы и повысить совокупный спрос, но она же приводит к развитию инфляционных процессов.

метод чистого экспорта. В этом случае сокращаются расходы бюджета на обслуживание гос.долга, однако данный метод приводит к сокращению ресурсов, которые могли быть использованы государством для собственного развития. экономика страны может отстать от других стран.

Ни один из методов покрытия государственного дефицита не обеспечивает беспроигрышного положения и несет за собой определенные риски.


Государственные и муниципальные финансы – являются центральным звеном финансов, системы государства, их функционирования направлено на достижение общих целей развития социально-ориентированной экономики. Цель - достижение сбалансированности и независимости.

Сущность финансов – закономерность их развития, сфера охватываемых ими товарно - денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем об-ва природой и функциями государства.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечение условий расширенного воспроизводстваФункции финансов: 1) распределительная - основные доходы формируются при распределении нац. дохода среди участников материального производства

(з/плата рабочих, служащих, занятых в сфере материального производства и доходы предприятий сферы материального производства) 2) контрольная- проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондами расходование от целевого назначения

3) регулирующая - связана с вмешательством гос-ва через финансы (гос.расходы, налоги, гос.кредит)

Планирование – распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте, исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределения между Федеральным бюджетом, Бюджетом субъектов и местного самоуправления.

Функции организации – бюджетное устройство, бюджетную классификацию, составление, утверждение и исполнение бюджета. Разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе.

Функции стимулирования – основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

Функции контроля – означает содействие реализации поставленных целей. Выработка норм и нормативов, являющихся эталоном. Контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях народного хозяйства.

Важнейшая функция – перераспределение денежных ресурсов в соответствии потребности экономики и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Финансовая система состоит из: гос.бюджета, внебюджетныхфондов, гос.кредита, фондов страхования, фондового рынка, фонды предприятий(главный)

Характеристика звеньев:

Государственный бюджет: централизованный фонд финансов, ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды: относятся к федеральной собственности и имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Государственные социальные внебюджетные фонды – формируются за счет обязательных платежей для реализации конституционных прав граждан. (Пенсионный фонд; Фонд социального страхования; Фонд медицинского страхования).

Экономические внебюджетные фонды – Федеральный и территориальный дорожные фонды, экологический федеральный фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью. Межотраслевого и отраслевого значения – финансовая поддержка конкретных проектов, институтов, развития и стимулирования производства.

Госкредит - отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-ва временно – свободных денежных средств предприятий, организаций, населения.

Финансы предприятий и организаций представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием и использованием денежных доходов, накоплений, фондом денежных средств. Главное базовое место финансов предприятий в образовании наибольшей части доходов бюджета и внебюджетных фондов. С помощью распределительной функции финансы предприятия формируются их фонды, доходы и накопления, а так же временно свободные денежные средства, которые перераспределяются на финансовом рынке.

2.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ

ИНСТИТУТЫ

Бюджетными полномочиями в РФ обладают: финансовые органы, органы денежно – кредитного регулирования, государственного и финансового контроля. (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, финансовые службы предприятий, а так же Президент и Гос. Дума).

Управление финансами – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Деятельность, связанная с проведением общей фин. политики, фин. планирования, координации фин. ресурсов

В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления. Объекты - гос.и мун. финансы, финансы предприятий, страхование. Субъект – совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, относятся: министерство финансов, министерство по налогам и сборам, фин.службы предприятий.

Функции: 1) планирование (определение объемов и источников фин.ресурсов, рац. распределение, концентрация ден.средств на приоритет направляемых на развитие народного хоз-ва. 2) оперативное управление- комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативн. анализа фин. ситуации с целью получения макс. эффекта при минимуме затрат. 3) контроль

Задачи министерств: 1) разработка и реализация стратег. направлений единой гос.фин. политики; 2)составление проекта и использование фед. Бюджета; 3) обеспечение устойчивости гос. финансов; 4) концентрация фин ресурсов на приоритет направляемых на развитие народного хоз-ва; 5)осуществление фин контроля за рац и целевым расходованием бюджетных средств; 6) мероприятия в области гос кредитов, управление гос.долгом.

Финансовый контроль (казначейства)- проявление контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность спец.органов или специалистов по проверке законности совершения фин операций.

Казначейская система исполнения бюджета:

Федеральный бюджет

Главное управление ОПЕРУ

Федерального Казначейства ЦБ РФ


Территориальное отделение РКЦ. Коммерческий банк

Федерального Казначейства

Бюджетополучатель


Главные задачи: Организация, осуществление и контроль за исполнением, управление за доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единство кассы.

Функции: Организация бюджетного и финансового исполнения Федерального бюджета, исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов. Доведение до территориальных органов Федерального казначейства ассигнований из Федерального бюджета.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых Федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принимаемыми решения. Так же передаются материальные и финансовые ресурсы для осуществления государственных полномочий.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ – организации, которые принимают вклады и дают привлечь деньги в долг либо инвестируют их в иных формах (банки, инвестиц фонды страховые компании).

2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТЫ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность Федерального бюджета - бюджетов субъектов РФ(89), Бюджеты республик (21), Бюджеты краевые (6), Бюджеты областные (49), Бюджеты автономные (10), Городские бюджеты городов Москва и С-Петербург;

местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права.

Гос.бюджет - основной фин. план страны, который обеспечивает образование, распределение, использование центрального фонда денежных средств как обязательное условие функционирования государства.

Гос.бюджет - основной фин.план гос-ва на текущий год, имеет силу закона.это - центр федеральных денежных средств - орудие перераспределения национального дохода. Государственный бюджет рассматривается с 3-х сторон: это

1). Финансовый план состоящий из доходной и расходной частей и утверждаемы законодательно или решением местного органа власти.

2). Централизованный фонд денежных средств

3). Финансовая категория, выражающая финансовые отношения по поводу формирования распределения и использования бюджетного фонда денежных средств. В бюджетном кодексе определение: бюджет-это форма образования доходов и расходов центр-го фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства или органов МСУ.

Функции: с помощью бюджета осуществляется перераспределение ВВП. гос. стимулирование, регулирование экономики, финансирование соц.экономики, поддержка семей с низкими доходами, обеспечение органов гос.управления возможности выполнения своих функций (оказание нерыночных услуг населению, т.к.частный капитал не в состоянии решать промблемы социально-экономического характера).

Рассматриваем 2 основные функции бюджета

(их может быть более 50, те же функции, что и у сущности)

I. Распределительные функции

II. Контрольные - с помощью распределительной функции осуществляется распределение и перераспределение бюджетных средств между:

а) налоги могут собираться в одном месте, а затем оказаться в другом

б) между производственной и непроизводственной сферами (оборонной, управлением и т.д.)

в) между хозяйственными субъектами

г) между населениями

С помощью контрольной функции осуществляется проверка:

а) полноты и своевременности формирования бюджета

б) обоснованности направлений расходов бюджетных средств

в) проверка целевого использования

Гос.бюджет в соответствии с федеральным устройством России формируется на уровне РФ и субъектов РФ, а местные бюджеты формируются на уровне районов, городов и др. адм.- территориальныхных образований.

Гос.внебюджетный фонд - центральный фонд денежных средств, образуемый вне федер.бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, соцстрахование, соц.обеспечение, охрану здоровья и мед.помощь.

Принципы бюдж. устройства:

1). единство бюдж.системы - един-ство бюдж.документации, правовой базы, денежной системы, санкций за нарушения бюдж. законодательства, налоговой политики, ведения бухгалтерского учета фед.бюджета.

2). самостоятельность бюджетов-

а) бюджет принимают соответствующие органы представительной власти, а исполнение осуществляется органами исполнительной власти.

б) законодательное закрепление регулирующих законов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов.

в) наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня.

г) право органов гос.власти и органов МСУ самостоятельно определять направления расходования средств. недопустимость изъятия доходов дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов.

3). Гласность - рассмотрение и утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета всех уровней осуществляется гласно,т.е.публикование в открытой печати и открытость процедур рассмотрения и принятия.

4). разграничение доходов и расходов между уровнями бюдж.системы.

5). полнота отражения доходов и расходов бюдж.,а также гос. внебюдж. фондов

6). сбалансированность бюджетов.

7). эффективность и экономичность использования бюдж.средств, общее или совокупное покрытие расходов бюджетов. достоверность бюджетов.

8). адресность и целевой характер использования бюдж. средств.

Справка: ВВП - это важн. показатель совокупной стоимости конечного продукта в рыночных ценах, созданного в течение года в стране с использованием факторов производства.) (Рыночная цена-цена под воздействием спроса и предложения.)

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Они формируются на налоговой и неналоговой основе за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Доходы Федерального бюджета : собственные налоговые (кроме передаваемых бюджетом других уровней) и неналоговых доходов; субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования, и другие безвозмездные перечисления.

Доходы субъектов РФ: собственных и регулируемых налоговых доходов, кроме передаваемых в местные бюджеты. Полностью от использования имущества, находящегося в собственности субъектов, платные услуги органов государственной власти, и др., согласно нормативам Федеральных Законов и законов субъектов.

Доходы местных бюджетов: налоги местных бюджетов, доходы от имущества муниципального, платные услуги местных органов и др. установленные законодательством, Федеральным законом и областным, правовыми актами органа самоуправления.

Расходы бюджетов : - процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней. Бюджет системы расходов производится по согласованию соответствующих органов РФ, субъектов РФ и утверждается законом. Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Расходы Федерального бюджета: Обеспечение деятельности Президента, Федерального собрания, счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти, федеральной судебной системы, международная деятельность, обороны, государственная безопасность, госуд. пенсии, пособия, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, ликвидация чрезвычайных ситуаций, атомная энергетика.

Расходы субъектов: функционирование органов законодательства, представительной и исполнительной власти, обслуживание и погашение государственного долга, проведение выборов, обеспечение региональных целевых программ, формирование государственной собственности, деятельность средств СМИ.

Расходы местных бюджетов : создание органов местного самоуправления, содержание и развитие учреждений: образования, здравоохранения, культуры, спорта, СМИ, охраны общественного порядка, ЖКХ, благоустройство муниципального транспорта, охраны окружающей среды, прочие вопросы местного значения.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами – дефицит, доходов над расходами – профицит.

Дефицит гос. Бюджета – финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляется и утверждается без профицита. Если в процессе формирования проекта бюджета обнаружен профицит, осуществляется его сокращение в последовательности:

1. Сокращение привлеченных доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, в федеральный бюджет – привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов.

3. Увеличивают расходы бюджета.

Бюджет может быть принят с дефицитом в субъектах не более 15% объема дохода, местный – 10% объема дохода.

Источники дефицита федерального бюджета : внутренние – кредиты, государственные займы, ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние – государственные займы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг, кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм.

Источники дефицита субъектов РФ : внутренние – государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта, ссуды от других уровней бюджетной системы, кредиты от кредитных организаций.

Источники дефицита местных бюджетов: муниципальные займы, бюджетные ссуды, кредиты.

Налог – это обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных образований.

Налоговая система 3 уровня: федеральные налоги и сборы, субъектов и местные.

Федеральные налоги: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг), налог на прибыль, на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, госпошлина, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенные, пользование недрами, объектами животного мира.

Региональные налоги: налог на имущество, недвижимость, дорожный, транспортный, с продаж, на игорный бизнес, лицензионный.

Местные налоги: вводимые в действие правовыми актами, представителями органа муниципального образования. А так же: земельный налог, налог на имущество физических лиц, рекламу, наследование или дарение.

Межбюджетные отношения – представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти, органов субъектов, местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдение прав, обязанностей и ответственности, утверждение и исполнение бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на бюджетном федерализме:

1. Распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням.

2. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципального образования.

3. Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности.

4. Равенство всех бюджетов во взаимоотношении с федеральн.бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношении с бюджетом субъектов.

2.4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и управления, а так же органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, а так же по их исполнению и контролю.

Основным документом, регламентирующим порядок бюджетного процесса, является Бюджетный кодекс.

Бюджетный процесс состоит из 4 этапов : составления проекта бюджета, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль.

Проекты бюджетов составляют: Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ; финансовые органы муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития и сводных финансовых балансов. Утверждают законодательные органы. ФБ составляет проект не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года; не позднее марта финансового года - в Федеральное собрание РФ, затем направляет бюджетное послание Президенту. Проект Федерального бюджета составляется в 3 этапа:

1. Составляет Министерство Финансов основные показатели и расходы бюджета, в 2-х недельный срок направляется в федеральные органы исполнительной власти для распределения конкретным получателем и уведомляет о методике формирования межбюджетных отношений.

2. Федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объмы по полученным бюджетным средствам до 15 июля.

3. Правительство РФ рассматривает и принимает проект для внесения его на рассмотрения в Гос. Думу. Если не соответствует Бюджетному Кодексу, то отправляется на доработку – срок 10 дней. Гос. Дума рассматривает в 4-х чтениях. Дольше на совет федерации и направляется Президенту. Принят, если голосуют «За» 2/3 депутатов.

Экономическая основа бюджетного процесса – чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю бюджетных средств устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, в зависимости от цели их функционирования.

В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершении разрешительной подписи на осуществление расходов, в рамках выделенных лимитов, осуществление платежей от имени получателя средств Федеральных бюджетов возлагаются на Федеральное казначейство.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Уставом. В качестве составной части местных бюджетов предусмотрены сметы доходов и расходов населенных пунктов. Порядок разработки утверждения и исполнения смет определяет органы местного самоуправления.

К местным бюджетам относятся районные, городские, сельские и поселковые бюджеты. Они осуществляют важную роль в процессе экономического развития муниципальных образований, обеспечивая финансирование образования, здравоохранения, социальные потребности.

Представительные органы МСУ самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в МО в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными ФЗ и законами субъекта РФ.

Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осущ-ся в соответ-ии с бюдж.квалификацией. В соответствии с бюдж.кодексом составлению бюджета МО предшествует разработка прогноза социально-экономического развития тер-рии и подготовка сводных фин.балансов.

Местный бюджет- это план финансовой деятельности органов МСУ на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

М.бюд.- формирование, утверждение, исполнение осуществляют органы МСУ. (еще в вопр.№38).М.бюд. не относится к системе Гос.финансов,т.к.согласно Конституции МСУ не входит в систему органов фин. власти.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого фин.года, расходование фин.средств МО до утверждения мест.бюджета производится по соответствующим статьям мест.бюджета истекшего года ежемесячно в размере 1/12 суммы произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Контроль за исполнением мест.бюджетов осущ-ся представительными органами МСУ. Составление бюджета начинается с планирования расходов :

На решение вопросов местного значения

На фин-ние отраслей городского хоз-ва

На обслуживание и погашение долга по муниц.займам и по ссудам

На ассигнования для страхования мун.служащих,объектов муниц.собственности и др.

Для покрытия необходимых расходов местных бюджетов

определяется доходная часть -

Собственные доходы-налоги

Поступления от регулирующих доходов- это федеральные или террит-ные платежи: (часть подоходного налога с физ.лиц.)

Дотации - из бюджетов вышестоящего уровня только на текущие расходы-безвозмездно(не имеют целевого назначения.)

Финансовая помощь - субвенции - на конкретные цели, трансферы.

Органы МСУ не имеют права передавать средства местного бюджета и земельные участки в уставные капиталы.

Представительный орган МСУ может за счет средств местного бюджета создавать муницип. налоговую службу для сбора местных налогов

Земельный;

На имущество физического лица;

На наследование;

Дарение;

Местные лицензионные сборы от приватизации и др.

В компетенцию представительных органов МСУ входит:

1. определять объем фин-вания мест.бюджетов, мероприятия по социально-эконом-му развитию МО.

2. определять направление использования средств мест.бюджета на собственно-целевые программы, мероприятия по охране окружающей среды, востановление памятников.

2..5. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА

ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Финансовой политикой предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации). Поэтому Финансы предприятия являются базовым звеном финансовой системы и основы муниципальных финансов т.к. именно на предприятиях создаётся ВВП, который является главным источником финансовых ресурсов.

Финансы предприятия - система денежных отношении, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, доходов и накоплении предприятий.

Делятся:

Фин.требование со стороны предприятия связано с получением фин.ресурсов за отгруженную продукцию и услуги.

Фин.обязательства- это полученные кредиты.

Внутренние фин. Обязательства предприятия возникают-

перед собственниками - в части выплаты дивидендов или предпринимательского дохода; перед филиалами и дочерними фирмами в части платежей заключенных с ними системе; перед наемным персоналом в части выплаты з/платы.

Внешние фин. Обязательства-

1. перед гос-вом в лице бюджета и внебюдж. Фондов.

2. перед партнерами по хоз. Деятельности в лице поставщиков,банков,кредиторов ит.д.

Основные методы управления платежеспособности предприятия: - это планирование процесса поступления и расходования ден. Средств на стадии заключения договоров; сроки должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы исключить дефицит средств – формирование резерва

Источники формирования и структура фин. Ресурсов предприятия:

Источники собственных средств:

1). Средства переданные предприятию учредителем в момент создания (уставный капитал) 2). Средства, полученные в результате первой и последующей эмиссии (выпуска) акций.

3). Ср-ва, полученные по результатам хоз. Деят-сти предприятия, направленные на возмещение затрат и инвестирование на собственное развитие.

4). Ср-ва, полученные от гос-ва.

5). Ср-ва, полученные от собственников предпритятия на возвратной основе.

6). Ср-ва, полученные от эмиссии долговых ценных бумаг.

(Справка: на возвратной основе – кредитные ср-ва, полученные заемщиком во временное пользование подлежат обязат. И своевременному возврату кредитору.) Долговая ценная бумага – ценная бумага, удостоверяющая получение займа, который д.б. возвращен в будущем..

основные средства предприятий:

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

    1. Аникеева А. А. Содержание финансов в научной и практической деятельности А. Л. Шлецера / А. А. Аникеева, Ю. М. Вороханова // Финансы и кредит. - 2013. - № 36. - С. 62-74.

      Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова - Москва: ЮНИТИ, 2010. - 703 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Балтина А. М. Бюджетная политика и финансовый менеджмент расходов в общественном секторе: методология взаимосвязи и механизм реализации: автореф. / А. М. Балтина; Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. - Саратов, 2011. - 34 с.

      Богославцева Л. В. Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации / Л. В. Богославцева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 23. - С. 33-41; № 41. - С. 20-29.

      Болотин В. В. К вопросу о структуре централизованных финансов / В. В. Болотин // Финансовый бизнес. - 2013. - № 2. - С. 63-69.

      Бочаров В. В. Финансы [Электронный ресурс] / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Бурцева С. А. Финансовые показатели в стратегии управления / С. А. Бурцева // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2013. - № 3. - С. 13-22.

      Валиева Д. Г. Нефинансовые причины низкой результативности финансовой политики на муниципальном уровне / Д. Г. Валиева // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - № 2. - С. 103-114.

      Власов С. А. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах / С. А. Власов, Е. Дерюгина, Ю. Власова // Вопросы экономики. - 2013. - № 3. - С. 33-49.

      Гаджиев И. А. Государственные и муниципальные финансы (учебник) / И. А. Гаджиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3-2. - С. 238-239.

      Гладковская Е. Н. Финансы [Электронный ресурс] / Е. Н. Гладковская. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 320 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Государственная программа Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ» // Муниципальная экономика. - 2013. - № 2. - С. 37-55.

      Государственные финансы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. - 2013. - № 1. - С. 8-10; № 2. - С. 8-10; № 3. - С. 9-11; № 4. - С. 8-10; № 5. - С. 8-10; № 6. - С. 9-11; № 7. - С. 9-11; № 8. - С. 8-10; № 9. - С. 9-11; № 10. - С. 8-10; № 11. - С. 9-10.

      Государственные финансы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. - 2014. - № 1. - С. 8-10; № 2. - С. 9-11.

      Деева А. И. Финансы и кредит / А. И. Деева. - Москва: КноРус, 2012. - 534 с. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Дианов Д. В. Статистика финансов и кредита: учеб. / Д. В. Дианов, Е. А. Радугина, Е. Н. Степанян. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2012. - 326 с.

      Кабанцева Н. Г. Финансы: учеб. пособие / Н. Г. Кабанцева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 349 с.

      Каюров Е. А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России / Е. А. Каюров // Налоги-журнал. - 2013. - № 3. - С. 33-37.

      Каюров Е. А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России / Е. А. Каюров // Законодательство и экономика. - 2013. - № 3. - С. 16-26.

      Каюров Е. А. Некоторые аспекты повышения эффективности системы формирования доходов местных бюджетов в России / Е. А. Каюров // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 9. - С. 1115-1122.

      Кондратов Д. И. Роль государства в экспорте капитала из России / Д. И. Кондратов // Финансы и кредит. - 2013. - № 33. - С. 51-63.

      Кривоносова Н. Я. Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня / Н. Я. Кривоносова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 6. - С. 61-65.- То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru

      Кули-Заде Т. А. Условия развития интеграционных процессов в сфере государственных финансов стран СНГ / Т. А. Кули-Заде // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 9. - С. 58-65.

      Левина В. Проблемы правового регулирования муниципальной бюджетной политики / В. Левина // Хозяйство и право. - 2013. - № 1. - С. 115-122.

      Макарова С. Н. Теоретические аспекты программного бюджетирования в сфере государственных и муниципальных финансов / С. Н. Макарова // Финансы и кредит. - 2013. - № 48. - С. 7-14.

      Малиновская О. В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: КноРус, 2012. - 468 с.

      Манышин Д. М. Мониторинг оценки качества как инструмент управления финансами / Д. М. Манышин // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013. - № 4. - С. 140-150.

      Моисеева О. М. Анализ деятельности финансового управления администрации города Кирсанова Тамбовской области по составлению и исполнению местного бюджета / О. М. Моисеева // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 4. - С. 100-107. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

      Нешитой А. С. Финансы [Электронный ресурс] : А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - Москва: Дашков и К°, 2012. - 528 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Нешитой А. С. Финансы и кредит [Электронный ресурс] / А. С. Нешитой. - Москва: Дашков и К°, 2011. - 576 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Нешитой А. С. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс] / А. С. Нешитой. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 640 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Никитина А. Х. Управление государственными финансами посредством инструментария финансового менеджмента / А. Х. Никитина // Экономика и менеджмент систем управления. - 2013. - Т. 9, № 3/1. - С. 205-210.

      Обухова А. С. Формы муниципального финансового контроля / А. С. Обухова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 1. - С. 184-187. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

      Подъяблонская Л. М. Финансы [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / Л. М. Подъяблонская. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 эл. опт. диск.

      Полякова О. А. Распространение принципа единого казначейского счета на государственные социальные фонды / О. А. Полякова, В. С. Седов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 33. - С. 14-23.

      Полякова О. А. Распространение принципа единого казначейского счета на государственные социальные фонды / О. А. Полякова, В. С. Седов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 21. - С. 14-23.

      Пронина Л. Новый подход к управлению местными финансами далек от совершенства / Л. Пронина // Экономика и жизнь. - 2014. - Март (№ 9). - С. 22.

      Резинкин М. А. Развитие казначейской системы исполнения бюджетов в России: автореф. / М. А. Резинкин; Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. - Саратов, 2013. - 19 с.

      Романова Т. Ф. Совершенствование управления финансами в системе государственных и муниципальных учреждении социальной сферы / Т. Ф. Романова // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 38, № 3. - С. 62-64.

      Рябов А. А. Некоторые аспекты осуществления контроля за совершением сделок бюджетными и автономными учреждениями / А. А. Рябов, В. А. Яговкина // Финансовое право. - 2014. - № 1. - С. 11-18.

      Рябова И. С. К вопросу о финансовых ресурсах муниципальных образований Московской области / И. С. Рябова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 4. - С. 366-369

      Савруков А. Н. Оценка эффективности управления государственными финансами в регионах России / А. Н. Савруков // Финансы. - 2013. - № 10. - С. 11-16.

      Самаруха В. И. Применение программно-целевого метода в финансовом обеспечении бюджетного сектора региона / В. И. Самаруха, Т. В. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2013. - № 3. - С. 1. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

      Свищева В. А. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы / В. А. Свищева // Власть. - 2013. - № 10. - С. 27-31. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

      Седов В. С. Формирование системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в условиях перехода на кассовое обслуживание в органы казначейства России / В. С. Седов // Вестник Финансового университета. - 2013. - № 2. - С. 140-148. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

      Сергеев Л. И. Программные механизмы государственного управления региональными финансами / Л. И. Сергеев // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - № 4. - С. 38-47.

      Сергеев Л. Проблемы регионального государственного финансового менеджмента / Л. Сергеев // Общество и экономика. - 2013. - № 10. - С. 112-124.

      Статистика финансов / под ред. М. Г. Назарова. - 6-е изд., стер. - Москва: ОМЕГА-Л, 2011. - 516 с.

      Тургель И. Д. Формирование финансовых основ местного самоуправления: итоги и перспективы реформ / И. Д. Тургель // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 18-29.

      Фатьянов А. А. О некоторых аспектах применения мер юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации / А. А. Фатьянов, С. П. Солянникова // Вестник Финансового университета. - 2013. - № 5. - С. 96-106. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

      Финансы: учеб. / А. П. Балакина [и др.]. - Москва: Дашков и К°, 2012. - 382 с.

      Финансы: учеб. / Н. И. Берзон [и др.]. - Москва: Юрайт, 2013. - 590 с.

      Финансы: учеб. / С. А. Белозеров [и др.]. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2012. - 926 с.

      Финансы и кредит / Н. В. Байдукова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшее образование, 2012. - 610 с.

      Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / В. К. Сенчагов [и др.]. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2011. - 719 с.

      Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Л. А. Чалдаева [и др.]. - Москва: Юрайт, 2011. - 540 с.

      Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Л. А. Чалдаева [и др.]. - Москва: Юрайт, 2012. - 540 с.

      Холявко С. И. Финансы организаций как составная часть децентрализованных финансов региона на примере республики Татарстан / С. И. Холявко // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 19. - С. 112-117.

      Чалая Ю. Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами: автореф. / Ю. Ю. Чалая. - Москва, 2012. - 25 с.

      Чалая Ю. Ю. Муниципальные особенности проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, направления совершенствования / Ю. Ю. Чалая // Финансовый бизнес. - 2013. - № 1. - С. 45-50.

      Чернышева Т. Ю. Модель системы поддержки принятия решения выбора стратегии управления долгом муниципального образования / Т. Ю. Чернышева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 201. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

      Черская Р. В. Финансы [Электронный ресурс] / Р. В. Черская. - Томск: Эль Контент, 2012. - 140 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Чулков А. С. Использование концепции бюджетирования, ориентированного на результат, на современном этапе административной реформы в муниципальных образованиях / А. С. Чулков // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2013. - № 8. - С. 96-101.

      Чулков А. С. Мониторинг эффективности расходов при использовании концепции бюджетирования, ориентированного на результат / А. С. Чулков // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 30. - С. 213-217.

      Чулков А. С. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации в условиях программно-целевого бюджетирования / А. С. Чулков // Финансы и кредит. - 2013. - № 21. - С. 11-18.

      Чулков А. С. Расходы местных бюджетов: методология проведения аудита эффективности / А. С. Чулков // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2013. - № 19. - С. 24-30.

      Чулков А. С. Стратегическое планирование деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений с помощью дорожных карт / А. С. Чулков // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - № 2. - С. 18-25.

      Шамин А. Е. Контроль исполнения местных бюджетов: виды, задачи, методы, процедуры / А. Е. Шамин, О. А. Фролова, С. Н. Козлов // Достижения науки и техники АПК. - 2013. - № 2. - С. 56-57.

      Шуляк П. Н. Финансы [Электронный ресурс] / П. Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 384 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Щеголева Н. Г. Финансы и кредит [Электронный ресурс] / Н. Г. Щеголева, В. И. Хабаров. - Москва: Синергия, 2011. - 512 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru , доступно в сети УрГЭУ.

      Янин О. Е. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / О. Е. Янин. - Москва: Академия, 2013. - 252 с.

      Ярошенко Т. П. Методическое развитие оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования: автореф. / Т. П. Ярошенко; Марийс. гос. техн. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 23 с.

      Ярцева И. Ю. Оценка изменений законодательства по укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов / И. Ю. Ярцева // Финансы. - 2013. - № 10. - С. 43-48.

    Если вы не нашли документ из списка в электронном каталоге библиотеки, его можно заказать по ЭДД (электронная доставка документов) в 403 ауд., Чулкова Вера Петровна.

    Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

    Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

    Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

    1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
    • контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    2.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

    Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

    Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

    единства законодательной и нормативной базы;

    открытости и прозрачности;

    разграничения полномочий и предметов ведения;

    целевой ориентированности;

    научного подхода к реализации намеченных целей;

    экономичности и рациональности;

    управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

    Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

    Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

    1) экономической стабилизации;

    2) адаптации к рыночным преобразованиям;

    3) стимулированию инвестиционной активности.

    1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

    2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

    Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

    • либерализацию цен;
    • приватизацию;
    • социальную трансформацию;
    • интеграцию в мировую систему.

    Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.

    3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.