Формы отчетов внутреннего контроля на предприятии. Рекомендации по формированию системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни государственных и муниципальных учреждений

<Информация> Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"

4. Организация внутреннего контроля

17. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта, особенностей его системы управления.

18. При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях;

б) в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями;

в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

18.1. Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

а) органы управления экономического субъекта;

б) ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;

в) главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (физическое или юридическое лицо, с которым экономический субъект заключил договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета);

г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта;

д) специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;

е) другой персонал и подразделения экономического субъекта.

18.2. Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).

19. Для организации внутреннего контроля экономический субъект может создать специальное подразделение (службу внутреннего контроля).

19.1. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) экономического субъекта:

а) осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

б) координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

19.2. Создание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

а) задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;

б) в силу специфики деятельности экономического субъекта для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуется накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;

в) риски деятельности экономического субъекта настолько высоки, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;

г) существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании экономическим субъектом специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

20. При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. В случае если какие-либо элементы внутреннего контроля не могут быть применены субъектом малого предпринимательства, его руководитель может организовать внутренний контроль любым другим способом, который обеспечивает достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля. Например: руководитель субъекта малого предпринимательства может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля; если численность персонала экономического субъекта не позволяет осуществить разграничение полномочий и ротацию обязанностей, субъект малого предпринимательства может использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые позволяют покрыть имеющиеся риски (сверку, надзор).

Аналогичный подход может применяться отдельными формами некоммерческих организаций.

21. Пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля экономического субъекта, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, приведен в

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных .
Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

Организация службы внутреннего контроля в компании
На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Основные функции службы внутреннего контроля
Функции службы внутреннего контроля:
1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля . Постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.
2. Исследование финансовой и управленческой информации . Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур.
3. Контроль экономности, эффективности и результативности , включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.
4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований , а также внутренних требований руководства.
Цели службы внутреннего контроля
Главной целью службы внутреннего контроля в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций . Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов. Осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета. Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.
Объем и задачи внутреннего контроля могут различаться в зависимости от структуры проверяемого лица и требований его руководства, а также особенностей деятельности организации.

Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", утвержденным от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы . Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА МОСКВЫ

Об утверждении Регламента организации и осуществления внутреннего контроля

В целях совершенствования деятельности по осуществлению внутреннего контроля в Департаменте финансов города Москвы, организованного в соответствии со статьей 270_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ,

приказываю:

1. Утвердить Регламент организации и осуществления внутреннего контроля (приложение к настоящему приказу).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Департамента

финансов города Москвы

В.Е.Чистова

Приложение. Регламент организации и осуществления внутреннего контроля

Приложение

к Приказу Департамента финансов

города Москвы

Регламент организации и осуществления внутреннего контроля

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент устанавливает общие принципы организации и осуществления внутреннего контроля за деятельностью структурных подразделений, в том числе ФКУ АО Департамента финансов города Москвы (далее - структурных подразделений Департамента).

1.2. Регламент разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации , Положением о Департаменте финансов города Москвы , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N 43-ПП , и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регламентирующими правоотношения в сфере проведения контрольных мероприятий, принятия соответствующих мер по их результатам, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.

2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Регламенте

Внутренний контроль - контроль за соответствием деятельности структурных подразделений Департамента по исполнению государственных функций и полномочий требованиям законодательства Российской Федерации, города Москвы и правовых актов Департамента финансов города Москвы (далее - Департамента).

Контрольное мероприятие - совокупность контрольных действий специалистов (специалиста) Департамента, связанных с проведением проверок выполнения структурными подразделениями Департамента требований законодательства и нормативных правовых актов при осуществлении деятельности.

Контрольная группа - специалисты Департамента, уполномоченные приказом руководителя Департамента на проведение контрольного мероприятия.

Проверка - форма контроля, представляющая единичное контрольное действие по изучению состояния дел на одном или нескольких участках деятельности проверяемого структурного подразделения Департамента на основе управленческих, финансовых, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетов.

Программа проверки - документально оформленный план проведения контрольного мероприятия.

Приказ Департамента о проведении проверки - документ на право проведения контрольной группой (специалистом Департамента) контрольного мероприятия.

Акт проверки - документ, составляемый контрольной группой (специалистом Департамента) по форме, установленной настоящим Регламентом, по результатам проведенной проверки.

Поручение руководителя Департамента - документ, оформляемый по итогам проверки по форме, установленной настоящим Регламентом (приложение к настоящему Регламенту).

3. Порядок планирования контрольной деятельности

3.1. Контрольные мероприятия Департамента осуществляются на основании Плана контрольной деятельности.

3.2. План контрольной деятельности составляется на полугодие и представляет собой перечень планируемых к проведению контрольных мероприятий.

В Плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливается: объект контроля, проверяемый период, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители.

3.3. План контрольной деятельности формируется Отделом внутреннего контроля на основе анализа проблематики реализуемых Департаментом внутренних стандартов и процедур.

План контрольной деятельности согласуется с руководителями структурных подразделений, специалистов которых планируется привлекать к проведению проверок.

В срок до 20 числа месяца, предшествующего планируемому периоду, Отдел внутреннего контроля представляет проект Плана контрольной деятельности на утверждение руководителю Департамента.

3.4. Основанием для проведения проверок, не включенных в План контрольной деятельности, является поручение руководителя Департамента.

3.5. В отношении одного подразделения плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в год.

Проверки по устранению нарушений проводятся по мере необходимости.

4. Организация и проведение проверок

4.1. Проверки проводятся специалистами Отдела внутреннего контроля и структурных подразделений Департамента, указанных в Плане контрольной деятельности, на основании приказа руководителя Департамента (далее - приказ).

В приказе о проведении проверки указываются:

Фамилии, инициалы, должности руководителя и членов контрольной группы;

Полное наименование проверяемого структурного подразделения;

Предмет проверки: плановой - в соответствии с формулировкой Плана контрольной деятельности на полугодие, утвержденного руководителем Департамента; внеплановой - в соответствии с основанием, предусмотренным п.3.4 настоящего Регламента.

4.2. Предложения по конкретным датам проведения проверки, персональному составу контрольной группы и ее руководителю формируются начальником Отдела внутреннего контроля с учетом объема и сложности предстоящих контрольных действий, специфики деятельности проверяемого подразделения и иных обстоятельств.

4.3. Продолжительность проверки не должна превышать 30 календарных дней.

4.4. В исключительных случаях, связанных со значительным объемом и сложностью контрольных мероприятий, на основании служебной записки начальника Отдела внутреннего контроля срок проведения проверки может быть продлен руководителем Департамента, но не более чем на 5 рабочих дней, без внесения изменений в приказ.

Решения о продлении сроков проведения проверок на срок, превышающий 5 рабочих дней или переходящих из полугодия в полугодие, а также о переносе проверок в плане принимает руководитель Департамента на основании служебной записки начальника Отдела внутреннего контроля и оформляется соответствующим приказом.

4.5. Для проведения каждой отдельной проверки составляется программа проверки, утверждаемая руководителем Департамента и являющаяся приложением к приказу.

Программа проверки составляется структурными подразделениями Департамента, участвующими в проведении проверки.

Внесение изменений и дополнений в утвержденную программу проверки осуществляется на основании служебной записки начальника Отдела внутреннего контроля и утверждается руководителем Департамента.

4.6. Проведению проверки должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого специалисты, проводящие проверки, обязаны изучить:

Действующие законодательные и правовые акты по вопросам программы проверки;

Материалы предыдущих проверок и информацию об устранении выявленных проверками нарушений.

4.7. Руководитель контрольной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы проверки и распределяет вопросы между членами контрольной группы.

4.8. Контрольные действия проводятся с использованием сплошного и (или) выборочного методов:

По документальному изучению управленческих, финансовых, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской и статистической отчетности, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации;

По фактическому изучению - путем осмотра, инвентаризации, пересчета фактически выполненного объема работ (оказанных услуг), выраженного в натуральных показателях и т.п.

4.9. Руководитель контрольной группы (специалист, осуществляющий проверку) имеет право потребовать, в необходимых случаях, проведения инвентаризации финансовых и нефинансовых активов, расчетов, бланков строгой отчетности, дата проведения и объекты которой должны быть согласованы с руководителем проверяемого подразделения.

Инвентаризация финансовых и нефинансовых активов, расчетов, бланков строгой отчетности проводится представителями проверяемого подразделения на основании соответствующего приказа руководителя в присутствии членов контрольной группы (специалиста, осуществляющего проверку). Инвентаризационные описи, оформленные в соответствии с установленными требованиями к порядку проведения инвентаризации, являются приложениями к акту проверки.

5. Оформление материалов по итогам проверки

5.1. По итогам проведенных проверок оформляется Акт проверки. Акт проверки подписывается начальником Отдела внутреннего контроля, руководителем контрольной группы (специалистом, осуществлявшим проверку) и передается в проверенное подразделение для ознакомления с обязательным указанием даты ознакомления с актом.

Начальник отдела внутреннего контроля визирует каждую страницу акта проверки.

5.2. Акт проверки составляется в двух экземплярах.

5.3. Акты проверки регистрируются в Отделе внутреннего контроля согласно установленной номенклатуре дел.

5.4. При выявлении в ходе проверки нарушений, измеряющихся в денежном выражении и (или) в натуральных показателях, составляются ведомости пересчета заработной платы, объемов и стоимости выполненных работ, содержащиеся в них расчеты должны быть полными и ясными.

Каждая страница ведомости визируется составившими ее членами контрольной группы, а также специалистом, ответственным за проверенный участок деятельности.

Итоговая страница ведомости подписывается членами контрольной группы, руководителем (лицом им уполномоченным).

В тексте акта проверки приводятся только итоговые данные и содержание однородных нарушений со ссылкой на соответствующие приложения к акту, наименования, даты и номера нарушенных законодательных и иных нормативных правовых актов (с указанием пунктов, статей).

5.5. Акт проверки должен иметь сквозную нумерацию страниц, не содержать помарок и неоговоренных (неподтвержденных) исправлений.

Суммы нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, отражаются в рублях.

Тексты актов проверок печатаются через один интервал, шрифтом Times New Roman, размер шрифта - 14.

Ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты должны иметь указание на вид документа, принявший орган, дату принятия, номер и наименование документа, дату ввода в действие документа (при необходимости), редакцию документа (если редакцией изменен текст ранее действующего документа).

5.6. Описательная часть акта должна состоять из разделов в соответствии с утвержденной программой проверки.

При изложении результатов проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания). Излагаемый материал в акте проверки количеством листов не ограничивается, но не должен быть перегружен излишней информацией.

Результаты проверки излагаются на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых подразделениях документами, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

В акте проверки не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц проверяемого подразделения, нельзя квалифицировать их намерения и цели.

Не допускается включение в акт проверки различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверки.

При отсутствии нарушений по проверенным вопросам в акте должна быть сделана запись: "Проверкой или выборочной проверкой (указываются: наименование проверенных вопросов, период проверки, названия проверенных первичных документов, проверенная сумма расходов и (или) доходов) нарушений требований действующего законодательства (или нормативных правовых документов) не выявлено".

В акте отражаются все существенные обстоятельства, относящиеся к проведению проверки, со ссылками на первичные бухгалтерские и иные документы, в том числе информация о непредставленных в процессе проверке документах. Если до дня окончания проверки должностные лица проверяемого подразделения приняли меры по устранению выявленных нарушений, то в акте проверки следует указать дату принятия мер, их суть и период, к которому они относятся.

Ответственность за достоверность информации и выводов, содержащихся в актах, их соответствие действующему законодательству, несут руководитель и члены контрольной группы (специалист, осуществлявший проверку).

Ответственность за соблюдение сроков проведения проверок, своевременность составления и представления актов проверок, полноту реализации программ проверок, качество изложенных материалов в актах проверок несет начальник Отдела внутреннего контроля.

5.7. Неотъемлемой частью акта проверки являются приложения: надлежащим образом заверенные копии документов, расчетные таблицы, объяснения должностных и материально ответственных лиц и другие документы, содержащие фактические данные, на основании которых установлено или не установлено наличие нарушений и на которые имеются ссылки в тексте акта.

Копии законодательных и нормативных правовых актов, управленческих, финансовых, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской и статистической отчетности не являются приложениями к акту проверки, но могут быть приобщены к материалам проверки как справочные и вспомогательные материалы.

5.8. Акт проверки, оформленный в соответствии с настоящим Регламентом и зарегистрированный в Отделе внутреннего контроля, представляется для ознакомления:

Сопроводительным письмом, подписанным руководителем Департамента, руководителю ФКУ АО;

Служебной запиской, подписанной начальником Отдела внутреннего контроля, начальнику структурного подразделения Департамента.

В сопроводительном письме (служебной записке) к акту проверки в обязательном порядке указывается срок (не более 3 рабочих дней со дня передачи акта в подразделение) представления в Отдел внутреннего контроля одного экземпляра акта проверки с отметкой об ознакомлении.

5.9. Руководитель подразделения одновременно с актом проверки с отметкой об ознакомлении может представить объяснения и возражения по акту проверки, а также проинформировать о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.

5.10. Отдел внутреннего контроля в срок до 5 рабочих дней со дня получения от подразделения письменных объяснений и возражений по акту проверки рассматривает их обоснованность и готовит на рассмотрение руководителю Департамента служебную записку с кратким изложением установленных проверкой нарушений и отклонений и предложениями по их устранению с приложением проекта Поручения в адрес проверенного подразделения, заинтересованных заместителей руководителя Департамента в соответствии с распределением обязанностей, и структурных подразделений.

5.11. Отдел внутреннего контроля осуществляет учет Поручений по результатам проведенных проверок и обеспечивает контроль за их выполнением и реализацией предложений по устранению нарушений.

5.12. Материалы проверки оформляются в отдельное дело в соответствии с номенклатурой дел.

Материалы каждой проверки формируются в Дело проверки в следующей последовательности:

Основание для проведения проверки, согласно пункту 4.1 настоящего Регламента;

Программа проверки;

Акт проверки с приложениями;

Письменные объяснения по акту проверки руководителя проверенного подразделения;

Копии сопроводительного письма (служебной записки) руководителю проверенного подразделения;

Копия поручения руководителя Департамента;

Документы, подтверждающие принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Дело хранится в Отделе внутреннего контроля до передачи его в архив.

Ознакомиться с делом можно на основании письменного запроса, составленного в произвольной форме, в адрес Отдела внутреннего контроля.

6. Отчетность о результатах контрольной деятельности

6.1. Отчетность о результатах контрольной деятельности Департамента составляется на основе обобщения и анализа результатов проведенных контрольных мероприятий.

6.2. По итогам выполнения Плана контрольной деятельности за текущий период Отдел внутреннего контроля представляет руководителю Департамента Отчет о проведенных контрольных мероприятиях и мерах, принятых по их результатам, за истекший период в срок до 20 июля и 20 января года следующего за отчетным.

Приложение. Поручение руководителя Департамента

Приложение
к Регламенту
(оформляется на бланке Поручения
руководителя Департамента
финансов города Москвы)

N ________________

По итогам проверки

(предмет проверки, проверенный период, наименование проверенного подразделения)

(акт проверки от __ _______ 201__ г. N ____ копия прилагается)

Приложение на _____ л.

Руководитель Департамента
финансов города Москвы

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» через систему внутреннего контроля в организации должны проходить все совершаемые факты хозяйственной деятельности. Статья 19 Закона «О бухгалтерском учете» указывает на необходимость проведения внутреннего контроля, но строгих требований и правил она не содержит. Практические рекомендации по этой теме содержатся в Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Внутренний контроль бухгалтерского учета - для кого обязателен?

В настоящее время если предприятие подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять не только внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности, но и организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.

Внутренний контроль: в теории

Внутренний контроль в деятельности организации должен:
  1. пронизывать всю систему управления, от разработки стратегических планов и постановки тактических задач до контроля над конкретной операцией приобретения, использования и обеспечения сохранности любого ресурса и актива;
  2. способствовать реализации управленческих решений, оценивать их законность и эффективность, показывать реальное положение дел в организации, выявлять и минимизировать риски.
Средства внутреннего контроля должны не только оценивать достоверность совершаемых фактов хозяйственной жизни, но и не допускать неправомерные события, процессы, операции и предотвращать отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Внутренний контроль оценивает достоверность показателей и своевременность представления отчетности. Он предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Процедуры внутреннего контроля, согласно рекомендациям Минфина России, включают в себя:

  • документальное оформление всех сделок и операций;
  • проверку соответствия первичных учетных документов установленным требованиям и оценку достоверности информации;
  • санкционирование операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
  • сверку данных;
  • разграничение полномочий, определение прав и обязанностей должностных лиц;
  • контроль фактического наличия и состояния объектов;
  • анализ достижения поставленных целей, оценку правильности осуществления сделок и операций;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.
Таким образом, в организации должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля.

Оцениваем и устраняем риски

Важнейшими элементами внутреннего контроля являются обнаружение рисков, анализ степени рисков, принятие управленческих решений, направленных на их устранение, сокращение и минимизацию.

В Информации Минфина N ПЗ-11/2013 сказано, что оценка рисков призвана выявлять те из них, которые могут повлиять на достоверность учета и отчетности.

Специалисты, осуществляющие внутренний контроль, должны убедиться в том, что:

  • факты хозяйственной жизни, отраженные в учете, имели место в отчетном периоде и относятся к текущей деятельности организации;
  • имущество, имущественные права и обязательства организации, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
  • объекты бухгалтерского учета отражены в правильном стоимостном измерении;
  • данные бухгалтерского учета корректно и своевременно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Важно! Оценить риск возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с любым участком учета и деятельности организации в целом.

Проблема оценки риска возникновения злоупотреблений непосредственно связана с неосмотрительностью и неосторожностью как при ведении бизнеса в целом, так и при выборе контрагентов в частности.

Внутренний контроль: практика

С учетом рекомендаций Минфина России для правильной организации и осуществления внутреннего контроля необходимо разработать и оформить внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта (приказы, распоряжения, положения, должностные инструкции, регламенты, методики, стандарты). Обязанности и полномочия подразделений и персонала, предусмотренные в этих документах, определяются в зависимости от специфики деятельности экономического субъекта и особенностей его системы управления. Внутренний контроль может проводиться как внутренними службами организации, так и с привлечением внешних консультантов.

Особое внимание стоит обратить на то, что эффективность внутреннего контроля может быть снижена или ограничена по разным причинам, зачастую независящим от организации. Например, изменение законодательства, возникновение новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта. А вот превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом или возникновение ошибок в процессе принятия решений, при проведении сделок, ведении бухгалтерского учета - это уже внутренние причины и их влияние на организацию контроля можно уменьшить.

В заключение стоит отметить, что систему внутреннего контроля должна создать и использовать в своей деятельности каждая компания. Это инструмент управления организацией, позволяющий максимально эффективно реализовать различные бизнес-процессы. Внутренний контроль должен не только обнаружить недостатки и нарушения в части уже свершившихся фактов хозяйственной жизни, но и предотвратить их появление в будущем. И важно, чтобы он осуществлялся постоянно, без пропусков в течение всего отчетного периода в полном соответствии с утвержденным регламентом.

Внутренний контроль должен стать из одним из важнейших инструментов в принятии решений, достижении стратегических целей организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдении законодательства и внутренних актов, а также составлении достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внутренний финансовый контроль представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фак­тически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия.

Состояние внутреннего финансового контроля субъек­тов хозяйствования в значительной степени определяет уровень финансовой устойчивости фирм, степень их адап­тации к изменяющимся рыночным условиям, общее состоя­ние экономики.

Внутренний финансовый контроль позво­ляет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний финансовый кон­троль сокращает расходы и способствует эффек­тивному управлению его ресурсами.

Для отечественной практики наличие в организации внутреннего финансового контроля становится актуальным для собственников - менеджеров компаний, которые отхо­дят от непосредственного ведения дел, передавая бразды правления в руки профессиональных управленцев.

Организация внутреннего финансового контроля пред­приятия подразумевает строгую регламентацию своей деятельности; определение прав, обязанностей и ответст­венности специалистов; установление квалификационных требований, взаимоотношений с подразделениями и персо­налом предприятия.

Подразделение внутреннего финансового контроля систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей, поставленных перед конкретным объ­ектом, что способствует оперативному устранению выяв­ленных нарушений. Работа службы внутреннего финансо­вого контроля на предприятии организуется в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, кото­рые утверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ руководителю представляется отчет, позволяющий привлечь его внимание к выявленным или возможным нарушениям. Работа службы внутреннего финансового контроля считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах внутренних аудиторов, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) реко­мендаций аудиторов.

Успех проверки оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем, а показателем ее качества является полнота аудита. Экономическая эффек­тивность внутреннего финансового контроля достигается за счет предупреждения нарушений, своевременного внесе­ния изменений в налоговые расчеты, применения налого­вых льгот, оптимальной учетной политики, значительного сокращения штрафных налоговых санкций.

3. Организация службы внутреннего финансового контроля

Основным объектом деятельности службы внутреннего финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность организации.

Структура службы внутреннего финансового контроля во многом зависит от специфики организации, ее величины, конкретных целей администра­ции и включает в себя совокупность подразделений, уком­плектованных полномочным персоналом соответствующей квалификации, осуществляющих информационное взаимо­действие, имеющих соответствующее материально-техни­ческое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Для организации внутреннего финансового контроля в обществе (не предприятии) рекомендуется создать кон­трольно-ревизионную службу - структурное подразделе­ние, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля и независимое от исполнительных органов обще­ства, а также службу внутреннего финансового контроля.

Порядок назначения сотрудников службы рекомендуется определить в уставе общества. Структуру и состав кон­трольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам, рекомендуется определить во внутреннем документе общества, утверждаемом советом директоров.

В состав службы внутреннего финансового контроля должны входить не только специалисты по проверке финан­сово-хозяйственной деятельности организации, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.), а также аудитор, имеющий соответствующий квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудитор­ского риска.

Классификация методов проведения внутрен­него финансового контроля представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация методов проведения внутреннего финансового контроля

По степени охвата финансовым контролем

По времени про­ведения контроля

По периодичности проведения контроля

Предварительный

Ежедневный

Тематический

Еженедельный

Выборочный

Последующий

Ежемесячный

Ежеквартальный

Ежегодный

Основными функциями системы внутреннего контроля на предприятии являются:

    проведение проверок отдельных видов деятельно­сти организации представление различных справок-докладов по результатам таких проверок предоставление их руководству;

    проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, экспертиза бухгалтерских балан­сов и отчетов;

    проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка обновления цен, тари­фов, а также расчетно-платежной дисциплины и временно­сти уплаты налогов;

    экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки (от реализации продукции услуг), точности формирования финансовых результатов, правомерности использования прибыли и фондов;

    разработка и предоставление руководству организа­ции предложений по улучшению организации бухгалтер­ского учета и расчетной дисциплины, изменению системы контроля;

    организация подготовки к внешнему аудиту, к про­веркам налоговыми органами других органов внешнего контроля.

Служба внутреннего финансового контроля может также осуществлять :

    бухгалтерское и налоговое консультирование;

    оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предприниматель­ских рисков;

    разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Одним из основных требований, предъявляемых к внут­реннему финансовому контролю, является объективность, которая обеспечивается степенью его независимости в составе руководства экономического субъекта. Это тре­бование обеспечивается, как правило, тем, что служба внутреннего финансового контроля подчиняется и обязана представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независимым от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта структур­ных подразделений.