Элементы налогообложения и их характеристика. Характеристика элементов налогообложения

Согласно принципу определенности налогообложения, сформулированному А. Смитом, налог, который лицо обязано платить, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно для плательщика и для другого лица.

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах.

Принцип определения элементов налога в российском законодательстве закреплен п. 6 ст. 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Таким образом, в законе о каждом конкретном налоге должен содержаться исчерпывающий перечень информации: лицо, обязанное платить налог; размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Совокупность элементов налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Это положение закреплено в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называютсущественными элементами налога (табл. 1.2).

Следует отметить, что в Налоговом кодексе некоторые элементы налога укрупнены. Например, налоговую базу невозможно рассчитать без определения предмета и масштаба налога, а также единицы налогообложения.

Предмет налога обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание конкретного налога. Так, объектом транспортного налога является право собственности на транспортное средство, а не само транспортное средство, например легковой автомобиль. Сам по себе автомобиль не порождает налоговых последствий. Обязанность по уплате налога возникает при определенном состоянии субъекта по отношению к предмету налога, в данном случае – собственность.

Таблица 1.2

Существенные элементы налога

Элемент налога

Определение

В соответствии с НК РФ

Субъект налога

Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

Организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст. 19 НК РФ)

Объект налога

Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог

Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38.1 НК РФ)

Налоговая база

Количественное выражение предмета налогообложения,основа налога, к которой применяется ставка налога

Стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговая ставка

Размер налога, установленный на единицу налогообложения

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговый период

Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т. е. оклада налога

Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ)

Порядок исчисления налога

Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т. е. нарастающим итогом)

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)

Срок уплаты налога

Календарная дата, истечение вре­мени со дня события или конкретное событие, которые обусловливают обязанность уплатить налог

Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст. 57 НК РФ)

Порядок уплаты налога

Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд)

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу

Масштаб налога – единица измерения предмета налога, принятая за основу для его исчисления.

Единица налогообложения – единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Например, масштабом транспортного налога является мощность двигателя автомобиля, которая может быть определена в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица мощности и будет являться единицей налогообложения.

Кроме указанных элементов, существуют факультативные элементы налога, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

    порядок удержания и возврат неправильно удержанных сумм налога;

    ответственность за налоговые правонарушения.

Данные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о конкретном налоге. В РФ вопросы взимания недоимок и возврата налогов, вопросы ответственности применительно ко всем налогам решены в части первой НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком». В этой связи к факультативным элементам можно отнести налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

    Классификация налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Права органов государственной власти субъектов РФ и органов власти муниципальных образований по введению соответствующих налогов.

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.

    Элементы налога – это внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют налог. Установление данных элементов в законе и порождает обязанность уплачивать налоги. Они имеют большое значение, т.к. при отсутствии хотя бы одного обязательного элемента налог не будет считаться установленным. Что касается необязательных налоговых элементов, то их не установление так же может привести к коллизиям, поэтому они тоже имеют значение в определенных случаях. Согласно российскому законодательству налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие, обязательные элементы налогообложения.

    Субъект налогообложения;

    Объект налогообложения;

    Налоговая база;

    Налоговая ставка;

    Порядок исчисления налога (субъект и метод исчисления);

    Порядок уплаты налога (вид, основание, метод, форма уплаты);

    Сроки уплаты налога.

    Эти основные (обязательные) элементы налога составляют всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства. В противном случае налог не будет считаться введенным.

    Факультативные элементы – это элементы налогообложения, которые являются не обязательными, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К таким элементам налога относятся следующие:

    Налоговые льготы – возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его не в полном объеме;

    Порядок зачета или переплаты налога;

    Порядок принудительного взыскания недоимки;

    Порядок взыскания налоговых санкций.

    35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.

    Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. К задачам налогового контроля относятся: неотвратимое наказание правонарушителей; обеспечение правильного, своевременного и полного исчисления и внесения налогов в бюджет; предупреждение нарушения законодательства о налогах и сборах, а так же возмещение вреда.

    Форма налогового контроля – это способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Принято выделять три формы налогового контроля: надзор, ревизия и проверка.

    Надзор – предполагает осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных субъектов на предмет соблюдения последними положений законодательства о налогах и сборах.

    Ревизия – охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, поэтому предполагает проведение комплекса контрольных мероприятий.

    Проверка – проводится по определенному кругу вопросов посредством исследования отдельных аспектов деятельности налогообязанных лиц. Для этого, например, может проводиться инвентаризация – мероприятие, проводимое с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

    Налоговый контроль можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от времени проведения: предварительный, текущий, последующий. По объекту: комплексный, тематический. По методу: сплошной (проверяются все документы); выборочный (только первичные).

    Дата публикации 07.01.2013 15:58

    Элементы налога представляют собой совокупность принципов, терминов и правил, регламентируемую нормами законодательных актов. Сам налог является платежом, взимаемым уполномоченными государством органами в бюджет и внебюджетные фонды для улучшения благосостояния населения и содержания аппарата управления.

    Полноценное установление налога осуществляется только после определения основных его элементов и категорий лиц, обязующихся к уплате. Не стоит забывать и об установлении отдельной группы юридических и физических лиц, которые могут рассчитывать на скидки или льготы.

    Элементы налога и их характеристика:

    База (тот фундамент, на основании которого исчисляется сумма налога).

    Ставка (размер процента, начисляемый на выбранную базу).

    Период (время, в течение которого действует установленная ставка и база налогообложения).

    Объект (то, с чего уплачивается налог).

    Субъект (тот, кто обязан его выплатить).

    Срок (период, за который необходимо произвести выплату).

    Под объектом следует понимать определенное имущество или товар, конкретный размер дохода или прибыли и иной предмет стоимостного или материально-вещественного содержания. Действующее законодательство предусматривает целый перечень объектов, который подвергается налогообложению. В нашей стране таким документом выступает НК РФ, или Налоговый кодекс Российской Федерации.

    Такие элементы налога, как ставка, позволяют плательщику самостоятельно учитывать величину, требуемую к уплате, опираясь на получаемый доход или имеющееся имущество. Проще говоря, это установленная государством доля или процент от прибыли. Ставки могут быть нескольких видов:

    Пропорциональные;

    Твердые;

    Регрессивные;

    Прогрессивные.

    Первые предполагают одинаковое налогообложение без предварительного разделения по объему дохода. Твердые процентные ставки налога подразумевают определенный размер процента на единицу измерения товара, к примеру, на одну тонну газа. Прогрессивная ставка оберегает незащищенные слои населения, так как повышается с ростом прибыли. То есть чем больший доход получает налогоплательщик, тем большую его часть приходится отдать в пользу государства. Противоположный эффект дает регрессивная процентная ставка налога, так как повышение дохода приводит к понижению ставки. Таким образом, государство стимулирует рост производительности и эффективности некоторых отраслей промышленности.

    Но это еще не все элементы налога, прописанные в законодательных нормах. Налоговый кодекс содержит основные схемы и принципы формирования базы и является инструментом регулирования соответственно уполномоченных служб на федеральном и местном уровнях. Фундаментом для установления базы в данном отчетном периоде являются сведения бухгалтерской отчетности каждого налогоплательщика. Если же в ходе проверки юридического лица нашлись некоторые искажения или даже ошибки, то необходимо произвести пересчет налоговых отчислений и обратиться с исправленными документами в налоговую службу, если платеж уже был произведен. Если согласно пересчету данных выявлен излишек платежа, то он может по желанию налогоплательщика либо пойти в счет следующего периода, либо (что встречается реже) перейти на счет в банке.

    Элементы налога включают и период, то есть срок, в течение которого действует установленная база и ставка налога. Как правило, в качестве периода избирается календарный год. Когда предприятие регистрируется как юридическое лицо, а значит, и в качестве налогоплательщика, налоговый период рассчитывается с момента регистрации и до конца года.

    Вышеприведенные компоненты представляют собой элементы юридического состава налога. В общем виде все они направлены на регулирование процесса и системы уплаты налоговых платежей. А если говорить о стратегических целях, то важнейшей считается поддержание и улучшение благосостояния граждан и страны в целом.

    Элементы налога представляют собой совокупность принципов, терминов и правил, регламентируемую нормами законодательных актов. Сам налог является платежом, взимаемым уполномоченными государством органами в бюджет и для улучшения благосостояния населения и содержания аппарата управления.

    Полноценное установление налога осуществляется только после определения основных его элементов и категорий лиц, обязующихся к уплате. Не стоит забывать и об установлении отдельной группы юридических и физических лиц, которые могут рассчитывать на скидки или льготы.

    Такие элементы налога, как ставка, позволяют плательщику самостоятельно учитывать величину, требуемую к уплате, опираясь на получаемый доход или имеющееся имущество. Проще говоря, это установленная государством доля или процент от прибыли. Ставки могут быть нескольких видов:

    • пропорциональные;
    • твердые;
    • регрессивные;
    • прогрессивные.

    Первые предполагают одинаковое налогообложение без предварительного разделения по объему дохода. Твердые процентные ставки налога подразумевают определенный размер процента на единицу измерения товара, к примеру, на одну тонну газа. Прогрессивная ставка оберегает незащищенные слои населения, так как повышается с ростом прибыли. То есть чем больший доход получает налогоплательщик, тем большую его часть приходится отдать в пользу государства. Противоположный эффект дает регрессивная процентная так как повышение дохода приводит к понижению ставки. Таким образом, государство стимулирует рост производительности и эффективности некоторых отраслей промышленности.

    Но это еще не все элементы налога, прописанные в законодательных нормах. Налоговый кодекс содержит основные схемы и принципы формирования базы и является инструментом регулирования соответственно уполномоченных служб на федеральном и местном уровнях. Фундаментом для установления базы в данном отчетном периоде являются сведения бухгалтерской отчетности каждого налогоплательщика. Если же в ходе проверки юридического лица нашлись некоторые искажения или даже ошибки, то необходимо произвести пересчет налоговых отчислений и обратиться с исправленными документами в налоговую службу, если платеж уже был произведен. Если согласно пересчету данных выявлен излишек платежа, то он может по желанию налогоплательщика либо пойти в счет следующего периода, либо (что встречается реже) перейти на счет в банке.

    Элементы налога включают и период, то есть срок, в течение которого действует установленная база и ставка налога. Как правило, в качестве периода избирается календарный год. Когда предприятие регистрируется как юридическое лицо, а значит, и в качестве налогоплательщика, налоговый период рассчитывается с момента регистрации и до конца года.

    Вышеприведенные компоненты представляют собой элементы юридического состава налога. В общем виде все они направлены на регулирование процесса и системы уплаты налоговых платежей. А если говорить о стратегических целях, то важнейшей считается поддержание и улучшение благосостояния граждан и страны в целом.

    Государство, устанавливая различные организационно-правовые формы налоговых отношений, использует их для достижения тех или иных целей. Хотя число и структура налогов различны, слагаемые налоговых формул ¾ элементы закона о налоге ¾ имеют универсальное значение. Налог должен быть четко определен. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Основные элементы налога предусматриваются законодательным актом. В нашей стране таковым является Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются следующие элементы налога:

    1) налогоплательщики;

    2) объект налогообложения;

    3) налоговая база;

    4) налоговый период;

    5) налоговая ставка;

    6) порядок исчисления налога;

    7) порядок уплаты налога;

    8) сроки уплаты налога.

    Однако элементы налога не ограничиваются составляющими, перечисленными в Кодексе, например, источник налога, единица налогообложения и др.

    Поскольку элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте, другие нет), их можно условно объединить в три группы:

    1) основные (обязательные);

    2) факультативные;

    3) дополнительные.

    К основным (обязательным ) элементам относятся те, которые перечислены в НК РФ.

    Вторую группу составляют факультативные элементы налогов, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога ¾ налоговой льготой.

    Третью группу составляют дополнительные элементы , которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе, в частности, относятся: предмет, масштаб, единица и источник налога, налоговый оклад, налоговый расчет, срок подачи налогового расчета, методика его расчета, получатель налога. Выделение в составе налогового обязательства его элементов является внутренним строением налога.

    Основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений ¾ налогоплательщик , или субъект налогообложения , которым признаются согласно НК РФ юридические и физические лица и на которого юридически возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога . Например, все косвенные налоги должны уплачивать юридические лица, но так как эти налоги включаются в цену товаров или услуг, их фактически уплачивает потребитель ¾ население. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога ¾ одно лицо (например, налог на доходы физических лиц).

    Предмет налога представляет собой события, вещи, явления материального мира, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения: квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, однако является основанием для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

    Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное имеющее стоимостную, количественную характеристику экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налога следует отличать от источника налога ¾ соответствующего экономического показателя (например, стоимость, финансовый результат, выручка), за счет которого уплачивается налог. Источник и объект могут совпадать, а могут и не совпадать. Например, в случае подоходного налога с физических лиц объект и источник совпадают. Объект налога с владельцев транспортных средств ¾ автомобиль, а источник уплаты ¾ доход владельца.

    К элементам налога тесно примыкает налоговая база ¾ это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Следует отметить, что налогооблагаемая база как стоимостное проявление объекта налогообложения может как совпадать, так и не совпадать с последним. Например, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный физическим лицом, а налоговую базу составит не весь доход, а сумма за вычетом установленных скидок (вычетов).

    Для определения налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога ¾ определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, например мощность автомобиля. Данный элемент тесно связан с единицей налога.

    Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы, например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей обложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет один литр. Для расчета фактического размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нужны данные бухгалтерского учета. В ряде случаев для целей налогообложения необходимо ведение налогового учета, механизм которого отличен от бухгалтерских методик.

    Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, следует установить налоговый период , т. е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. В соответствии с НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

    Сумма налога, причитающаяся ко взносу в бюджет, именуется налоговым окладом . Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, может взиматься источником выплаты, по декларации, по кадастру.

    Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога ¾ размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. В НК РФ данный элемент налога определяется как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Различают следующие виды налоговых ставок :

    1) твердые;

    2) пропорциональные;

    3) прогрессивные;

    4) регрессивные.

    Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, по многим видам акцизов на нефть, табак.

    Пропорциональные налоговые ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с налогооблагаемой базы. Они устанавливаются по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц и др.

    Прогрессивные налоговые ставки построены по принципу роста процента по мере увеличения налогооблагаемой базы и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией.

    Простая прогрессивная ставка предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, например ставка транспортного налога зависит от объема двигателя: чем больше мощность автомобиля, тем больше ставка.

    Сложнопрогрессивная ставка предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается по повышенной ставке, т. е.повышенный процент устанавливается к превышающей части.

    Регрессивная ставка ¾ средняя ставка снижается по мере роста доходов (единый социальный налог).

    При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, важную роль играют налоговые льготы , способствующие уменьшению налогооблагаемой базы. Льготами в соответствии с НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере: снижение налоговой ставки, исключение части объекта обложения, выведение части или всего объекта из-под налогообложения для отдельных категорий лиц, предоставление отсрочек от уплаты налога.

    Порядок исчисления налога ¾ это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщики, как правило, обязаны самостоятельно исчислять налог. Однако некоторые налоги (так называемые окладные) исчисляются налоговыми органами.

    Размер налогового обязательства фиксируется в специальном документе, который называется налоговым расчетом (декларацией) и должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок ¾ срок подачи налогового расчета . Сумма налога рассчитывается по определенной методике (формуле) , установленной законодательством и применяемой при заполнении налогового расчета.

    Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога , представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Согласно НК РФ уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в наличной или безналичной форме, причем конкретный порядок уплаты налога определяется налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

    Законодательством закрепляется и срок уплаты налога ¾ это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог. Согласно НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

    Получателем налога является бюджет либо внебюджетный фонд, например по единому социальному налогу. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджет.

    Итак, каждый из рассмотренных элементов играет немаловажную роль в исчислении и уплате налоговых платежей. С помощью этих элементов реализуются экономические и организационные принципы налогообложения.