Бюджеты стран мира на одном графике: кто больше всех зарабатывает.

Начало 10-х годов 21 века ознаменовалось резким увеличением сторонников теории о «российской супердержаве» и «особенной» роли российского государства в мире. Но ситуация в мире серьезно изменилась после падения цен на энергоносители в 2014 году, что намного поубавило ряды приверженцев «вставания с колен».

На самом деле все довольно просто: Россия, с начала 2000-х годов, жила на деньги от продажи нефтеуглеродов, которые сильно выросли на фоне растущей мировой экономики. Никакой реальной конкурентной экономики, которая бы могла предложить миру качественные продукты, в РФ за годы «нефтяного изобилия» не было создано, а большинство вырученных средств от продажи нефти и газа, банально были разворованы и остались в карманах чиновников.

Но давайте обратимся к языку цифр, чтобы определить, является ли Россия такой могущественной и богатой, как утверждают некоторые российские политики, сравнив величину государственных бюджетов России и других стран мира за 2016 год.

Государственные бюджеты ведущих стран мира за 2016 год

Страны Млн. долл. США
1 США 3 251 000
2 КНР 2 426 000
3 Германия 1 515 000
4 Япония 1 439 000
5 Франция 1 253 000
6 Великобритания 1 101 000
7 Италия 876 000
8 Канада 585 000
9 Испания 473 600
10 Австралия 425 700
11 Нидерланды 336 500
12 Республика Корея 291 300
13 Мексика 259 600
14 Швеция 250 800
15 Индия 236 000
16 Бельгия 226 800
17 Швейцария 221 900
18 Норвегия 230 300
19 Россия 216 000
30 Венесуэла 203 400

Как видно из приведенной выше таблицы, размер российского не входит даже в первую 15-ку бюджетов стран мира, его величина меньше, чем у Бельгии и Швеции (!), в 7 раз меньше, чем у Германии, в 12 раз меньше, чем у Китая и 16 раз меньше, чем у США. К слову, расходы тех же США превышают федеральный бюджет России в 3 раза.

Федеральный бюджет России на 2017 год: конец истории

Новым Федеральным бюджетом на 2017 год ни правительство, ни Госдума ничем не удивили: это бюджет проедания и продолжения агонии социально-экономической модели, утвержденной в начале 2000-х годов. Не смотря на падение уровня жизни населения в уходящем году, продолжилась тенденция по укреплению власти за счет силовых ведомств, на которые в бюджете страны денег не экономят. Так на военные расходы и силовые ведомства в новом бюджете заложено около 4,7 трлн. рублей, что превышает совокупные расходы на здравоохранение, образование и культуру более чем в 4 раза. Бюджет страны рассчитан из среднегодовой цены нефти марки Urals 40 за баррель, что является оптимистическим сценарием, учитывая мировые тенденции, а также приход в США республиканской партии во главе с Дональдом Трампом, обещающими открыть доступ на мировой рынок американской нефти.

Белый дом предложил проект бюджета на 2016 финансовый год в размере 4 трлн. долларов. Всего бюджет предусматривает траты в 561 млрд. долларов на военные нужды, эта сумма включает в себя расходы в 117 млн. долларов на «противодействие России» на Украине и еще в 51 млн. долларов - на помощь Молдавии и Грузии.

Кроме того, 8,8 млрд. долларов планируется потратить на продолжение борьбы с боевиками «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а 14 млрд. долларов будет припасено для возможного противодействия растущему числу киберугроз. Еще 58 млрд. долларов Белый дом хотел бы направить на «внеплановые зарубежные операции» (большой войны на 58 лярдов не устроить, но пару локальных бигбадабумов вполне реально).

Ниже представлен список стран с самыми мощными военными бюджетами в мире.

  1. США – 561 млрд. долларов

Согласно проекту бюджета оборонные расходы страны достигают 561 млрд., однако еще в 2013 г. они составляли 640 млрд. Соединенные Штаты тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран рейтинга, вместе взятые . Самым большим преимуществом США является флот из 19 авианосцев. Общее число военного персонала составляет 1,43 млн. человек, а кадровый резерв – еще 850 тыс.

  1. Китай – 188 млрд. долларов

Оборонные расходы страны достигают 188 млрд. долларов. Китай активно и сильно увеличивает военные расходы. Силы китайской армии действительно впечатляют. Действующий персонал – это более 2,285 млн. человек, а еще 2,3 млн. находятся в резерве. По некоторым данным, Китай активно практикует промышленный и военный шпионаж, что позволяет ему создавать аналоги зарубежной военной техники.

  1. Россия – 87,8 млрд. долларов

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза российская военная мощь снова растет. Военные расходы увеличилось почти на треть с 2008 г. и, как ожидается, вырастут еще на 44% в течение следующих трех лет. Общее число военного персонала составляет более 766 тыс. человек, а кадровый резерв – 2,485 млн. человек. И эти войска подкреплены крупнейшей танковой силой в мире, насчитывающей 15,5 тыс. танков.

  1. Саудовская Аравия – 67 млрд. долларов

Военный бюджет Саудовской Аравии с 2006 по 2010 гг. вырос с 31 млрд. до 45 млрд. В 2012 г. Саудовская Аравия на военные нужды потратила уже 52,5 млрд., а в 2013 г. – 67 млрд. Страна постоянно наращивает свой военный потенциал: закупает огромные партии оружия, в основном у США. Так, одной из крупнейших сделок по поставкам оружия стала сделка, в рамках которой США продали Саудовской Аравии партию истребителей F-15.

  1. Франция – 61,2 млрд. долларов

Франция активно участвует в операциях по всему миру, включая Центрально-Африканскую Республику, Чад, Мали, Сенегал и другие страны. Оборонный бюджет на 2015 г. предусматривает получение значительного количества систем вооружения, оборудования и боеприпасов.

Заказы, которые будут размещены в 2015 г., станут продолжением начавшихся в 2014 г. мероприятий по реформированию вооруженных сил. В частности, в 2015 г. МО Франции рассчитывает заключить контракты на поставку 8 многоцелевых транспортов-заправщиков, одного средневысотного беспилотного авиационного комплекса большой продолжительности полета (MALE), 100 транспортных средств для сил специальных операций.

  1. Великобритания – 57,9 млрд. долларов

Великобритания планирует сократить размер своих вооруженных сил на 20% к 2018 г., небольшое сокращение также коснется Королевского флота и ВВС. Оборонный бюджет страны в 2013 г. составил 57,9 млрд. По мнению некоторых военных аналитиков, несмотря на сокращение военных расходов, Великобритания все еще может получать преимущество над новыми военными державами, такими как Китай. В первую очередь этого можно достичь за счет новой техники, которую планируется принять на вооружение, включая авианосец HMS Queen Elizabeth. Общее число военного персонала составляет 205,3 тыс. человек, кадровый резерв – 188 тыс.

  1. Германия – 48,8 млрд. долларов

Страна играет важную роль в международных операциях и военных отношениях. Оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,8 млрд. долларов, и это седьмой показатель в мире. После окончания Второй мировой войны население страны в основном высказывало антивоенные настроения. Первоначально все ограничивалось силами для обороны, но после распада Югославии Германия стала принимать активную роль на международной арене. Общее число военного персонала составляет 183 тыс. человек, кадровый резерв –145 тыс. Обязательная военная служба в Германии была упразднена в 2011 г. в попытке создать профессиональную армию.

  1. Япония – 48,6 млрд. долларов

Япония начала увеличить расходы на оборону в ответ на все более активные территориальные споры с Китаем. Страна также начала свою первую военную экспансию впервые за более чем 40 лет, создав новую базу на отдаленных островах. Годовой оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,6 млрд. Армия Японии достаточно хорошо экипирована, а недостатка в технике нет.

В настоящее время военный персонал достигает 247 тыс., а еще 57,9 тыс. находятся в резерве. Кроме этого, у Японии есть 1595 самолетов и 131 военный корабль. Тем не менее, страна не может иметь наступательную армию согласно своей конституции.

  1. Индия – 47,4 млрд. долларов

Расходы на оборону в Индии, как ожидается, будут расти, так как необходимы большие средства на модернизацию армии. В 2013 г. по оценкам Индия потратила на оборону 47,4 млрд. При этом страна является крупнейшим импортером военной продукции. На вооружении Индии стоят баллистические ракеты, дальности которых достаточно для поражения целей на территории Пакистана и большой части Китая. Общее число военного персонала составляет 1,33 млн. человек, а кадровый резерв – еще 2,14 млн.

  1. Республика Корея – 33,9 млрд. долларов

Южная Корея увеличивает расходы на оборону в ответ на увеличение этого показателя в Японии и Китае, а также в связи с постоянной угрозой со стороны Северной Кореи. Военная сила Южной Кореи достаточно большая для небольшой страны. Общее число военного персонала составляет 640 тыс. человек, кадровый резерв –2,9 млн. Южнокорейские военные регулярно принимают участие в военных учениях с США.

Часто для оценки экономического состояния страны используется такой экономический показатель, как ВВП на душу населения. О существовании ВВП знают все люди. Данный термин люди часто слышат в экономических новостях. Но, к сожалению, не все знают, что это такое.

ВВП – валовый внутренний продукт. Если говорить простыми словами, то ВВП – это показатель стоимости выпущенных товаров и услуг тем или иным государством. Это вся продукция и услуги, произведённые в государстве, которые выражены в денежном эквиваленте. Зачастую данный показатель выражается в долларах США из-за того, что американский доллар является одной из самых стабильных валют мира.

Сегодня различают два вида ВВП:

  1. Номинальный — это общий объём производимой продукции и услуг, измеряемый в текущих ценах, то есть в стоимостях, которые актуальны на сегодняшний момент.
  2. Реальный ВВП – общий объём производимой продукции и услуг за определённый промежуток времени, измеряемый в базовых стоимостях. Базовыми стоимостями называются постоянные цены.

Разница между номинальным и реальным показателями ВВП заключается в том, что на реальный ВВП может повлиять лишь изменение объёмов производимых товаров. В то время как на изменение показателя номинального ВВП влияет непосредственно сама цена реализуемой продукции и услуг.

Отношение номинального к реальному показателю в экономике носит название дефлятор ВВП.

Другими словами, дефлятор – это показатель разницы общего уровня стоимостей в экономической отрасли.

Общий объём ВВП разделяем на количество проживающих в государстве граждан.

Самые развитые государства


Америка вошла в рейтинг стран с самым высоким уровнем ВВП благодаря таким корпорациям, как Microsoft и Google. Ежегодно в Америке наблюдается рост ВВП страны в размере 2.2%. Показатель на одного человека равен 55 000 долларов.

  1. с ВВП 11.2119 триллиона долларов США. Китай не оставляет своих позиций и по-прежнему остаётся одной из самых ведущих экономик мира. По прогнозам экономистов и финансовых аналитиков Китай имеет все возможности в скором времени вытеснить Соединённые Штаты Америки. Это возможно благодаря интенсивному росту величины ВВП. Доля ВВП в Китае растёт на 10% ежегодно.
  2. Третье место занимает . Несмотря на то, что экономисты прогнозируют Японии частичное приостановление роста показателей, эта страна мира на сегодняшний день обладает ВВП в размере 4.2104 триллиона долларов.

Согласно статистике доля ВВП этой республики увеличивается на 1.5%. Увеличение показателей происходит благодаря налаженному экспорту автомобилей, бытовой техники, компьютеров и прочих электронных товаров. В этой стране ВВП на душу населения равен 39 000 долларов.

  1. Четвёртое место занимает с уровнем ВВП в 3413.5 триллиона американских долларов в год. Таких показателей страна смогла добиться благодаря экспорту автомобилей марки «Фольксваген», промышленного оборудования и бытовой техники. По сравнению с предыдущим годом доля валового внутреннего продукта в Германии увеличилась на 0.4 %. ВВП на душу населения равен 46 000 долларов США.
  2. Последнее место в топ-5 развитых стран мира заняла . Уровень показателя на отметке в 2853.4 триллиона долларов позволил Великобритании вытеснить Францию.

Список развитых стран

Ниже представлены топ-20 крупнейших стран мира, которые заняли лидирующие позиции по уровню ВВП после пятерки самых развитых стран планеты.

Название страны ВВП (выражено в миллиардах долларах США)
Франция 2464.8
Индия 2288.7
Италия 1848.7
Бразилия 1534.8
Канада 1462.3
Южная Корея 1321.2
Испания 1242.4
Австралия 1200.8
Россия 1132.7
Мексика 1082.4
Индонезия 937.0
Нидерланды 762.5
Турция 751.2
Швейцария 651.8
Саудовская Аравия 618.3
Нигерия 538.0
Швеция 512.6
Тайвань 508.8
Польша 473.5
Бельгия 465.2

Показатели в странах ЕС

Евросоюз является весьма мощной и уникальной экономической структурой. В 2019 году .

ВВП стран мира за 2018 год

Топ-10 самых экономически развитых стран Евросоюза (статистика 2018 года):

  • Самой развитой страной мира, входящей в Евросоюз, является Лихтенштейн. Несмотря на свою маленькую площадь, в этой стране невероятно сильная экономика, о чём свидетельствует показатель ВВП на душу населения, который равнялся в 2016 году 85 400 евро.
  • Второе место отводится Нидерландам. Эта страна обладает ВВП на душу населения в размере 42 400 евро.
  • Ирландия занимает третье место. Размер ВВП на душу населения равен 40 000 евро.
  • В Австрии показатель ВВП на душу населения равен 39 700 евро.
  • Швеция обладает показателем на уровне 38 900 евро.
  • В Германии размер валового внутреннего продукта равен 38 800 евро.
  • Согласно статистике в Финляндии уровень ВВП равен 38 100 евро.
  • Восьмое место занимает Италия с ВВП в 35 800 евро.
  • В Великобритании наблюдается темп роста ВВП. В 2015 году этот показатель был равен 34 600 евро.
  • Десятое место занимает Испания с показателем 33 700 евро.

Таблица: уровень ВВП стран Европы, входящих в ЕС

Название республики ВВП на одного человека(выражено в евро)
Дания 31 500
Кипр 30 700
Бельгия 28 100
Словакия 26 100
Словения 25 300
Франция 25 800
Португалия 24 900
Венгрия 24 500
Польша 24 400
Греция 23 600
Эстония 22 900
Чехия 19 800
Румыния 19 700
Литва 18 000
Латвия 16 700
Болгария 15 800
Мальта 14 600
Хорватия 12 600

Самые «слабые» государства

Экономистами технического анализа Форекс были проведены исследования относительно прогноза роста и спада ВВП на 2019 год. Согласно выводам, список стран со слабыми экономиками в 2019 году будет состоять из таких государств, как:


Прогноз динамики повышения ВВП других стран мира

Таблица: список стран, у которых в 2019 году ожидается повышение уровня ВВП

Название республики Ожидаемый рост (выражено в %) Вероятность возникновения экономического кризиса (выражено в %)
Индия 7.4 0
Вьетнам 6.6 0
Китай 6.5 12
Шри-Ланка 6.4 0
Филиппины 6.0 5
Доминиканская Республика 5.4 0
Индонезия 5.2 10
Малайзия 4.5 10
Боливия 3.9 20
Перу 3.8 10
Румыния 3.8 10
Польша 3.5 5
Албания 3.5 0
Словакия 3.3 8
Таиланд 3.2 5
Исландия 3.1 0
Турция 3.0 20
Босния 3.0 0
Южная Корея 2.9 18
Колумбия 2.8 8
Мексика 2.8 10
Швеция 2.8 10
Испания 2.7 5
Чехия 2.7 10
Австралия 2.6 15
Болгария 2.5 10
Соединённые Штаты Америки 2.5 15
Армения 2.5 0
Венгрия 2.4 0
Новая Зеландия 2.3 13
Великобритания 2.3 13
Уругвай 2.0 25
Казахстан 2.0 33
Тайвань 2.0 55
Германия 1.8 8
Канада 1.8 25
Сербия 1.6 18
Франция 1.4 10
Норвегия 1.4 15
Украина 1.4 60
Южно–Африканская Республика 1.4 25
Италия 1.3 13
Дания 1.9 0
Кувейт 1.9 0
Чили 2.3 5
Азербайджан 2.4 0

В странах Евросоюза ожидается повышение уровня ВВП на 1.7 %. При этом вероятность рецессии составляет 15%.

  1. Китай.
  2. Руанда. Эта страна сосредоточена на экспорте минералов, кофе, чая. Несмотря на то, что экономика государства растёт, она до сих пор является одной из самых беднейших в мире.
  3. Танзания. Основной товар экспорта Танзании – это золото.
  4. Мозамбик. Эта страна экспортирует по всему миру уголь и природный газ.
  5. Бутан. Экономика республики повышается благодаря развитию сельского и лесного хозяйства.
  6. Индия.
  7. Новая Гвинея. Экспорт: золото, медь, нефть, продукция сельского хозяйства.
  8. Кот-д`Ивуар. Страна является одним из крупнейших экспортёров какао – бобов, продукции сельского хозяйства, кофе и пальмового масла.
  9. Узбекистан. Продукция: хлопок, природный газ, золото.
  10. Бирма.
  11. ДР Конго.
  12. Туркменистан. Это государство экспортирует хлопок и природный газ.
  13. Эфиопия. Экспортная продукция: текстильная промышленность, электроэнергия, продукция сельского хозяйства.
Название страны Прирост ВВП в 2018 году (выражено в %) Прогноз прироста ВВП в 2018 году (выражено в %)
Китай 7.00 6.90
Руанда 7.00 7.50
Танзания 7.10 7.10
Мозамбик 7.30 7.30
Бутан 8.40 7.00
Индия 7.80 8.00
Новая Гвинея 5.00 2.40
Кот-д`Ивуар 7.70 7.50
Узбекистан 7.80 8.00
Бирма 8.20 8.00
ДР Конго 8.50 9.00
Туркменистан 9.00 9.00
Эфиопия 10.50 8.50

Несколько лет назад тема государственных бюджетов ведущих стран мира стояла на повестке дня везде, где только можно. После финансово-экономического глобального кризиса 2008-2009, который оказался сильнейшим за пол века, правительства крупных стран принимали синхронные и масштабные меры по бюджетному субсидированию и покрытию выпадающих доходов экономики. Это привело к рекордным дефицитам бюджета и как следствие экспоненциально наращиваемому гос.долгу, что в свою очередь подняло вопрос об источниках финансирования дефицита бюджета.

Запас прочности мировой финансовой системы исчерпался в 2011. Тот денежный поток, генерируемый частными институциональными единицами, был недостаточен, чтобы без ущерба инвестиционным планам покрывать государственный дефицит. Проблема в 2011-2012 стала настолько острой, что фактически речь стояла о полной парализации государственного долгового рынка со всеми вытекающими последствиями, если только не применять экстраординарные меры, как например, административное принуждение частных инвесторов в гос.долг ценой обрушения негосударственного рынка активов, радикальное сокращение дефицита или … монетизация гос.долга. Практически все ЦБ в ведущих странах рано или поздно пошли по пути монетизации гос.долга. Началось с ФРС, продолжилось в особо ожесточенной форме с ЦБ Японии и теперь уже и ЕЦБ.

Однако, справедливости ради, проблема сейчас не столь остра, как это было 3-4 года назад – за счет серьезного сокращения дефицитов бюджета и за счет усиления денежного потока частного сектора. По формальным показателям, им удалось стабилизировать государственных долговой рынок, что в частности выражается по процентным спрэдам между гос.долгом, денежным рынком и корпоративным сегментом, по страховкам на риски (CDS) и средневзвешенной величине процентных ставок.

Когда темпа гос.долгов всплыла – страны Еврозоны имели дефицит в 6.2%.

Тогда началась целая эпопея по формализации концепции жесткой бюджетной политики для стран Еврозоны и несчетные заседания ЕвроКомиссии и национальных бюджетных ведомств. Все основные пункты переговоров были формализованы в виде законодательных и подзаконных актов по последовательной бюджетной консолидации. Как результат в 2015 дефицит бюджета снизился до 2.1% к ВВП, а в 2016 планируется 1.8%. По историческим меркам – это ниже среднего и достаточно безопасный уровень. Причем первичный баланс (без учета процентных расходов) выходит в профицит.
Как видно, страны Еврозоны существенно нарастили доходную базу бюджета с 2010 года от 44% до почти 47% к ВВП, при этом плавно и последовательно сокращая расходы.

Баланс Германии с 2012 вышел в околонулевое значение, а последние 2 года в уверенном профиците. Это было достигнуто за счет самого низкого в истории Германии участия правительства в экономике через гос.расходы.

Дефицит бюджета Франции балансирует около 3.5% — по историческим меркам это выше среднего. Франция имеет раздутые социальные обязательства, а правительство категорически отказывается каким либо образом резать расходы. Сокращение дефицита было достигнуто через ряд мер по увеличению доходной базы.

Дефицит бюджета в Италии на 2016 год ожидается один из самых низких за 20 лет – около 2.3%, причем первичный баланс давно в профиците. Сам по себе дефицит образуется из-за невероятных по меркам Европы расходов на обслуживание долга, которые достигают 8% от всех доходов бюджета (для сравнения, в Германии не более 3%, Франция 3.6%, США около 2.7%)

Серьезного прогресса добилась Испания в сокращении дефицита. Они имели свыше 10% дефицита в 2010, теперь на 2016 ожидается лишь 3.8%

Хотя им не удалось нарастить доходную базу, но расходы возвращают в среднем на уровень 2008. Однако, как видно на истории, дефицит бюджета пока еще крайне велик для Испании.

Примерно аналогичным образом ведут себя остальные страны ПИГС, даже Ирландия выводит бюджет в профицит. Греции удалось сократить дефицит до 2% на 2016, а Португалии до 3%. В принципе уже почти все страны вписываются в норму 3% дефицита бюджета от ВВП.

Ощутимо продвинулись в Великобритании. В кризис имели свыше 11% дефицита бюджета и последовательно сократили его до 4%. Это чуть больше, чем средний уровень с 2002 по 2007 (3.4%). Сокращение бюджетного разрыва добились благодаря сокращению гос.расходов на докризисный уровень, хотя доходную часть бюджета не сумели раскрутить.

В Великобритании удалось снизить сумму обслуживания долга от доходов бюджета до 4.7% — это практически соответствует докризисному уровню, это кстати, при удвоении долговой нагрузки за эти годы, т.е. средневзвешенная ставка упала в два раза. Другими словами, долг/ВВП или долг/доход выросли примерно в два раза, а относительно доходов бюджета сумма обслуживания долга примерно, как до кризиса.

Что касается США, то тоже имеются улучшения. В худшие времена 2009 дефицит консолидированного бюджета правительства США с учетом всех программ помощь доходил до 13.5% от ВВП, сейчас около 4.5% балансируют. Это немногим больше, чем усредненный уровень за 60 лет, но уже не так критично, как 3 года назад. В США удалось, как нарастить доходную базу, причем серьезно, так и снизить расходы.

Как и в Великобритании, в США очень низка сумма обслуживания долг относительно ВВП и доходов бюджета. Сейчас у них гос.долг (федеральный + штаты + муниципалитеты) под 115% к ВВП, а до кризиса был 65%. Но тогда платили больше 4% от доходов правительства, а теперь, несмотря на возросший долг, около 2.5%

В Японии дефицит бюджета снизился до 5.5% с 8.5-10% в период кризиса 2008-2010. Это немало, но заметно ниже среднего уровня за 20 лет. Учитывая беспрецедентную эмиссию со стороны ЦБ Японии выходит, что монетизация долга достигает 200% от потребности правительства в среднем за год, что на самом деле немыслимо.

Удивительно, но несмотря на чудовищный гос.долг Японии, процентные расходы сейчас на минимуме за десятилетия, главным образом за счет займов под ноль последние несколько лет. Например, в середине 80-х Япония платила по процентам 13.5% от доходов бюджета, имея долг в 75% к ВВП, а сейчас 4.8% с долгом под 240% ВВП

Итак, имеем следующие тенденции. Почти все страны существенно сократили дефицит бюджета. Каждая страна действовала по своему, однако тренд в целом схож. В среднем дефицит бюджета по ведущим странам к 2016 соотносится с уровнем 2004-2007.

Процентные платежи по долгу наиболее низкие в истории за счет беспрецедентно низких ставок заимствования, которая прижаты к нулю уже больше 7 лет. Острую фазу государственного долгового кризиса прошли, как по причине снижения потребности правительств в заимствования, так и по причине расширения свободного денежного потока, доступного к распределению от частного сектора.

ПЕКИН, 5 мар - РИА Новости, Жанна Манукян, Иван Булатов. Правительство Китая передало на рассмотрение высшего законодательного органа страны Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) план экономического развития на 2016 год, проект 13-й пятилетки и проект бюджета на 2016 год, согласно которым китайские власти ожидают роста экономики в пределах 6,5-7% в текущем году, и не ниже 6,5% в период пятилетки (2016-2020 гг.).

Четвертая сессия ВСНП 12 созыва открылась в субботу утром в Пекине с выступления премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, который озвучил основные экономические задачи страны на следующие пять лет.

Ожидаемое снижение роста ВВП

Правительство Китая, как ожидалось, установило планку роста на 2016 год в интервале от 6,5 до 7%. Впервые китайские власти не установили конкретную цифру.

Китай инвестирует в инфраструктуру 77 миллиардов долларов Средства пойдут на реализацию общественно полезных проектов, говорится в докладе министерства финансов КНР. Сумма инвестиций на 3,4 миллиарда долларов больше, чем в 2015 году.

"Устанавливая планку роста на отметке 6,5-7% мы учитывали необходимость построения общества среднего достатка и необходимость дальнейшего проведения структурных реформ. Кроме того, такие темпы роста помогут управлять ожиданиями рынками и поддерживать его стабильность", — заявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, зачитывая рабочий доклад правительства.

По итогам 2015 года темпы роста ВВП Китая замедлились до 6,9%, что стало худшим показателем за последние 25 лет. В абсолютном выражении ВВП Китая в прошлом году составил 67,67 триллиона юаней (около 10,3 триллиона долларов).

Китайский премьер при этом отметил, что "анализ всех факторов показывает, что экономика Китая столкнется с еще большими и более сложными проблемами и вызовами".

К внешним проблемам Ли Кэцян отнес слабые темпы роста торговли, резкие колебания на финансовом рынке, а также увеличивающиеся геополитические риски. Внутренними проблемами китайский премьер назвал изменение модели экономического роста, сложности, связанными со структурными реформами, а также растущее давление на экономику страны.

Несмотря на это, китайский премьер заверил, что "нет таких трудностей", которые не смог бы преодолеть Китай.

Согласно плану экономического и социального развития на 2016 год, Китай будет поддерживать стабильную макроэкономическую политику, чтобы обеспечить экономическое развитие в "соответствующих рамках". Правительство будет проводить более проактивную фискальную политику и по-прежнему сдержанную монетарную политику, которая будет "гибкой и рациональной". Власти также продолжат углублять реформу финансового сектора, повышать эффективность инвестиций, создавать новые механизмы для контроля финансовых рисков, сокращать избыточные производственные мощности, продолжать реформу госкорпораций.

Согласно ожиданиям правительства, дефицит бюджета страны в 2016 году увеличится на 0,6% — до 2,18 триллиона юаней (334 миллиарда юаней), что составляет 3% от ВВП. Из этой суммы 1,4 триллиона придется на центральный бюджет, остальные 780 миллиардов - на местные.

Инфляция ожидается на уровне 3%. Уровень зарегистрированной безработицы будет поддерживаться в пределах 4,5%. Власти обещают создать в 2016 году более 10 миллионов новых рабочих мест. Планируется сократить энергоемкость ВВП более, чем на 3,4%.

Правительство Китая планирует в 2016 году инвестировать в инфраструктуру 500 миллиардов юаней (около 77 миллиардов долларов США. Китай планирует в 2016 году инвестировать в развитие автомобильных и железных дорог 2,45 триллиона юаней (примерно 377 миллиардов долларов США.

Объем прямых инвестиций Китая за рубеж в следующем году увеличится на 10% и составит 130 миллиардов юаней.

Инвестиции в основные активы в Китае в 2016 увеличатся на 10,5%. Прямые иностранные инвестиции в нефинансовые сферы в Китае в 2016 году ожидаются в размере 128 миллиардов.

В этом году, правительство не озвучило официального прогноза по ожидаемому росту объема внешней торговли. Согласно докладу, власти будут поддерживать "стабильный рост импорта и экспорта". По итогам прошлого года, общий объем внешней торговли Китая уменьшился на 8%, при ожидаемом росте на 6%, при этом экспорт снизился на 2,8%, а импорт на 14,1%. Власти Китая связывают эти показатели не только с внутренними факторами, но и со сложной ситуацией мировой экономики. Китайская сторона подчеркивает, что страна по-прежнему остается главным двигателем мировой экономики.

Согласно проекту бюджета, военный бюджет Китая в 2016 году увеличится на 7,6% до 954 миллиардов юаней (около 146 миллиардов долларов). Темпы роста военных расходов оказались значительно ниже ожидаемых и самыми медленными за последние шесть лет. В пятницу официальный представитель Всекитайского собрания народных представителей, которому предстоит принять бюджет, Фу Ин заявила, что бюджет был подготовлен с учетом "экономической ситуации и нужд страны на оборонное строительство".

Цели XIII пятилетки

В субботу делегатам съезда ВСНП был представлен проект плана социально-экономического развития страны на период 13-й пятилетки — с 2016 до 2020 года.

Основными задачами правительства на следующие пять лет, согласно плану, станет увеличение вдвое ВВП на душу населения по сравнению с 2010 годом, средний рост ВВП не ниже 6,5% годовых.

Председатель КНР Си Цзиньпин заявил ранее, что темпы роста ВВП Китая в следующие пять лет не должны быть ниже 6,5% годовых, чтобы к 2020 году построить так называемое общество "со средним достатком".

Кроме этого власти Китая к концу пятилетки намерены добиться увеличения совокупного объема экономики страны до объема, превышающего 90 триллионов юаней (13,8 триллиона долларов). Для сравнения, в 2015 году китайский ВВП составил 67,67 триллиона юаней (около 10,3 триллиона долларов).

Еще одним важным пунктом плана властей является реализация в полной мере политики второго ребенка в семье. В 2015 году компартия разрешила всем семьям иметь двух детей. В конце 1970-х годов Китай внедрил политику "Одна семья — один ребенок", чтобы контролировать рост населения, разрешив семьям в городах иметь только одного ребенка, а в деревнях — двоих, если первый ребенок — девочка. Однако со временем эта политика привела к демографическим проблемам, таким как гендерный дисбаланс и старение населения. В проекте плана развития на 2016-2020 годы отмечается, что власти займутся решением проблемы гендерного дисбаланса. Также будет изменена политика, направленная на улучшения в сфере планирования семьи, улучшена сфера здравоохранения в отношении матерей и детей. Кроме этого будет улучшена система регистрации новорожденных. По прогнозам властей, к 2020 году население страны составит 1,42 миллиарда человек.

Правительство Китая в рамках 13-го пятилетнего плана развития собирается усилить роль инноваций в экономике. Власти намерены запустить ряд важных государственных научно-технических проектов, создать научные центры, стимулировать развитие технологий, облачных вычислений и интернета. Согласно докладу, к 2020 году доля науки в доле ВВП достигнет 2,5%.

Еще одним направлением деятельности властей КНР в этот период станет модернизация сельского хозяйства и проведение урбанизации.

К 2020 году власти Китая намерены прописать в городах и поселках около 100 миллионов сельских мигрантов. Таким образом, доля постоянно проживающего в городах населения достигнет отметки в 60%. Планируется создать ряд городских агломераций и полюсов экономического роста. Для жителей сельской местности будут созданы более 50 миллионов новых рабочих мест.

Развитие транспортной инфраструктуры будет продолжено. К концу 13-го пятилетнего плана развития протяженность сети высокоскоростных железнодорожных магистралей будет увеличена на 11 тысяч километров и достигнет 30 тысяч километров. Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Китай обладает самой развитой сетью высокоскоростных железных дорог в мире.

Сессия ВСНП закроется 16 марта. Депутаты должны принять бюджет страны, рассмотреть и одобрить план пятилетки, а также план экономического развития на 2016 год.

Заключительным мероприятием станет традиционная итоговая пресс-конференция Ли Кэцяна, которая состоится 16 марта после закрытия сессии ВСНП.