Учет изменения конъюнктуры рынка в деятельности предприятия (модернизация экономики). Модернизация и ее значение для российской экономики

Модернизация экономики - это вид экономической деятельности, главной целью которого является развитие экономики до уровня развития западных стран. По сути, модернизация заключается в стремлении экономики побороть отставание путем усовершенствования всех сфер экономики внутри страны.

Модернизация экономики - понятие довольно общее, в различных научных трудах можно встретить разную расшифровку этого определения. Например, часто понятие модернизация встречается не как процесс, а как сам проект.

Как вид экономической деятельности, модернизация экономики может иметь цели. Основными целями являются:

Формирование современной экономики - главная цель модернизации.

Обновление всех технически устаревших аспектов производства, развитие материальной базы производства.

Сокращение некоторых отраслей экономики.

Мощное развитие и поддержка некоторых отраслей, которые являются катализаторами общего экономического развития страны.

Главной целью модернизации все же считается формирование правильной и современной экономики, все остальные цели являются сопутствующими.

Интересным определением является часто встречающийся «механизм модернизации». Он вызывает интерес и с теоретической точки зрения, и в контексте общенаучных категорий. Он также имеет несколько значений, основным из которых считается следующий: механизм - это совокупность движущихся тел, которые тесно связаны друг с другом и постоянно соприкасаются. Это понятие актуально для деталей машин и прочего. Проведя параллель между общим определением модернизации и механизма, можно прийти к выводу, что механизм модернизации - это совокупность действий, направленных на непрерывное формирование современной экономики России, которые связаны между собой различными сферами деятельности. То есть, можно сказать, что эти действия являются основополагающими в разрезе ресурсов экономической деятельности.

Многие ученые считают, что механизм модернизации представляет собой не что иное, как регулирование всех сфер экономики, отслеживание результатов и выработка управляющих воздействий.

Модернизация белорусской экономики и ее механизм - сложное явление, тем самым она вызывает множество споров, критик и размышлений у великих умов человечества. Разносторонность понятий влияет на появление массы теорий, различных точек зрения и объяснений. Модернизация и развитие экономики заинтересовала не только представителей экономических сфер науки, но притянула других ученых из других отраслей. Львиную долю исследований и большую инициативу проявляют юристы. Их труды посвящены именно регулированию процессов механизма и влиянию их на развитие общеполитических понятий.

Многие ученые предполагают, что можно сравнивать модернизацию экономической системы Республики Беларусь с понятием «инновации».

Такая интерпретация выглядит не достаточно убедительно, так как инновационные средства относятся больше к целям модернизации, а не к определению самого общего понятии. То есть инновации - это средства, позволяющие экономическим показателям расти, это необходимый базовый элемент для достижения главной общей цели - модернизации.

Модернизация экономики Республики Беларусь больше определяется как средство, поэтому можно сказать, что средство управления экономической сферой деятельности страны является инструментом, то есть способом экономического воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Модернизация экономики требует тщательного и подробного изучения.

Отправить другу

Разработка концепции российской экономики на основе сочетания технологических и институциональных преобразований, предпринятая на сайте, показала, что в перспективе 12-15 лет инновационный путь развития (при благоприятных финансово-экономических и научно-технических предпосылках) станет постепенно доминировать, преобразуя на высокотехнологической основе все хозяйство страны, в том числе топливно-сырьевой сектор. Экономический рост в России обеспечат совместно стратегические инновации и сырьевые ресурсы, преобразованные в высоко конкурентоспособные продукты конечного потребления на внутреннем и мировом рынках. Реализации эффективной стратегии требует коренной модернизации технологической, институциональной, кадровой, организационно-управленческой базы российского хозяйства. Без тесной интеграции России в мировое рыночное хозяйство эти задачи не решить; необходимо усиление эквивалентного обмена на мировом рынке российскими и мировыми научно-техническими и интеллектуальными достижениями.

Анализ экономики России показал, что нет никакой экономической необходимости противопоставлять два основных ресурса роста хозяйства. Нельзя сужать исследование проблем диверсификации до абсурдного тезиса: или компьютеры или нефть. В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы в рамках как инновационных видов экономической деятельности, так и внутри сырьевого сектора. Важно определить приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющей хозяйства как по стране в целом, так, и что особенно важно, по регионам и субъектам Российской Федерации, отличающимся большой спецификой сочетаний этих ресурсов развития.

Все отрасли экономики России, в том числе сырьевого сектора, потенциально инновационные. Мировой опыт показывает, что происходит реальная интеграция инновационных процессов в классические сырьевые отрасли и их преобразование. Одна из главных задач - реализовать новейшие высокотехнологичные разработки в сырьевом секторе, на основе которых возможна более глубокая переработка первичного сырья. По мере экономического роста и развития внутреннего спроса на российском рынке потребуется все больше сырья, топлива и энергии, поэтому экономически целесообразно постепенно ограничивать экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов (надо что-то оставить для фонда будущих поколений в земле, хотя и есть риски) по мере расширения экспорта инновационной продукции, которой сейчас чрезвычайно мало.

За последние годы показала достаточно высокие темпы роста, что вывело ее в первую десятку мировых экономик по размеру ВВП. Однако многие аспекты развития РФ свидетельствуют о недостаточных сдвигах в качественных параметрах экономического роста. Стране, по-прежнему, угрожает энерго-сырьевой крен в специализации хозяйства и превращение России в глобального поставщика топлива, сырья, высококвалифицированных специалистов (человеческого капитала). Модернизация экономики России невозможна без её диверсификации, глубоких структурных сдвигов в сторону наукоемких отраслей и производств и, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности, где вес наукоемких отраслей значительно ниже, чем в промышленности США. Китайский опыт свидетельствует о решающей роли государства в модернизации отсталой экономики. Очевидно, и диверсификация экономики России, российская модернизация не сможет обойтись без активной роли государства. Пока, к сожалению, эта роль была достаточно пассивна, несмотря на наличие финансовых ресурсов. Активизация роли государства в экономике затрудняется растущей бюрократизацией и коррупцией, но это уже не чисто экономический вопрос. Тем не менее, без государственной поддержки практически невозможно реструктурировать сельское хозяйство, машиностроение, ИК-технологии и перевести экономику России на инновационный путь развития для повышения конкурентоспособности в XXI веке.

Не соответствует задачам экономического роста и современная модель корпоративного управления, поскольку она формировалась в период адаптации хозяйства к новым, рыночным условиям воспроизводства. Для перехода от экспортно-сырьевого к инновационному вектору развития необходимо принципиальное разделение функций собственности и управления, консолидация и повышение эффективности финансовой системы. Государственное содействие формированию и развитию крупных диверсифицированных компаний, успешно решающих проблемы инвестирования, реализации крупных проектов и создания глобальных цепочек создания стоимости, требует усиления взаимодействия с бизнесом в вопросах совершенствования корпоративного управления.

Модернизация экономики России и переход на инновационную модель развития в столь обширной стране, как Россия, практически невозможен без учета региональных условий и факторов. Необходимо использовать естественные (сравнительные) и конкурентные преимущества различных групп регионов, их реальные инновационные возможности. Однако группа регионов с наибольшими предпосылками для инновационного развития занимает самое скромное место в экономике Росии и внешнеэкономических связях, уступая всем другим по доле в ВВП, инвестициях, экспорте и импорте, привлечении ПИИ. По сравнению с сырьевыми регионами в них ниже производительность труда и уровень его оплаты, сложнее демографическая и социальная ситуация, слабее бюджетная обеспеченность. В условиях современного, далеко не совершенного российского рынка инновационный поворот экономики регионов невозможен в автоматическом режиме, без активной поддержки государства. Необходимо обеспечить инновационную ориентацию ФЦП регионального развития, приоритет инновационных проектов при использовании средств Инвестиционного, Стабилизационного и других фондов, расширение числа технико-внедренческих ОЭЗ, создаваемых не в столичных городах и их окрестностях, а в регионах, содействие формированию вокруг «очагов инноваций» территориальных кластеров.

В настоящее время в России сложилась инновационная система переходного типа, характерными чертами которой являются наличие еще значительных ресурсов (интеллектуальных, кадровых, организационных) при низком качестве государственного регулирования и малой эффективности создаваемых институтов. Сфера науки понесла значительные финансовые, материальные и кадровые потери, а новые формы организации и финансирования, а также коммерциализации результатов научной деятельности, работают недостаточно эффективно.

Основное направление модернизации научно-инновационной сферы может состоять в сочетании прямой государственной поддержки научных организаций и исследовательских коллективов с мерами, направленными на создание общих благоприятных условий, поощряющих инновационную деятельность. В условиях, когда многие инфраструктурные объекты и финансовые институты уже созданы, целесообразно повысить эффективность их работы за счет гармонизации целей и задач, а также совершенствования нормативно-правовой базы их деятельности. В области инновационной политики оптимальным представляется сочетание стимулирования создания собственных технологических разработок и заимствования передовых технологий в других странах.

Отечественная и зарубежная практика подтверждает: только диверсифицированная структурная, институциональная и содержательная модернизация образования может дать системный эффект инновационного развития. Главную роль в достижении поставленных в России целей призваны сыграть, прежде всего, производство наукоемкой продукции и высоких технологий, качественная подготовка квалифицированных кадров и экспорт интеллектуальных продуктов - разработок ИР, средств программного обеспечения ЭВМ, качественного образования. Именно они должны стать тем реальным инструментом, с помощью которого Россия превратится из сырьевой страны в государство с высокотехнологичной экономикой, с современной системой подготовки кадров.

В кардинальном институциональном преобразовании прежде всего нуждаются оборонный и гражданский машиностроительные комплексы - материальная основа инновационной экономики Росии: уже началось создание под эгидой государства инновационных корпораций в авиационной, судостроительной, госкорпораций в атомной и машиностроительной промышленности, нанотехнологической сфере. Если эти преобразования рассматривать как временное явление, как первоначальный импульс для запуска инновационного процесса, как опережающее инновационное предложение для формирования инновационного спроса в стране, то впоследствии на их основе могут вырасти крупные конкурентоспособные корпорации акционерного типа, а затем отечественные ТНК, с постепенным понижением доли государства. Один из самых острых вопросов перехода к инновационной экономике: найти мотивации и гарантии со стороны государства для привлечения частного бизнеса к масштабным инновационным проектам. Пока не ясно взаимодействие новых институтов инновационного роста: банка развития, инновационного, инвестиционного и венчурных фондов, особых экономических и технико-внедренческих зон.

Комплекс ИКТ сегодня без преувеличения можно считать движущей силой мирового инновационного процесса. Сформированный на базе двух прогрессивных технологий, ИКТ интегрировал их огромный технический потенциал для диверсификации, обновления, совершенствования и расширения своего «продуктового диапазона». Этот процесс идет столь стремительно, что регуляторная и законодательная база не успевает реагировать за стремительно меняющейся ситуацией. ИКТ России развивается в русле мировых тенденций. Присущее стране отставание в данной области постепенно сокращается. Основными двигателями прогресса являются: в области услуг - совершенствование «канала» свободной циркуляции всех видов информации (систем широкополосного доступа), цифрового телевидения и Интернет - приложений; в «продуктовой» сфере - всей гаммы технологий, связанных с информатизацией экономики и быта.

Диверсификация продукции российских ИКТ по векторам предложения не отстает от ситуации в передовых странах, но результаты насыщения хозяйства и быта существенно ниже. Объяснение феномена очевидно - более низкий уровень платежеспособного спроса и объемов генерируемых услуг.

Самое слабое звено отечественного комплекса ИКТ - практически полное отсутствие собственной промышленности. Материально - техническая база национальной сети и существующих производственных мощностей на 85% укомплектованы импортной техникой. В России нет собственного производства мобильных телефонов, компьютеров, базовых систем информатизации предприятий и т.д. Сегодня руководство страны, похоже, серьезно настроено придать необходимое ускорение развитию всего спектра отечественной высокотехнологической индустрии.

Серьезные структурные сдвиги происходят в отраслях топливно-энергетического и материалопроизводящего комплекса России. Системы электроэнергетики, газа, водо-, теплоснабжения пока не соответствуют современным требованиям качественного экономического роста и требуют как технологической, так и институциональной модернизации.

Диверсификация металлопродукции нашла свое отражение в подходе к оценке места и роли металлургии в зависимости от стадии макроэкономического развития, который наметился в мировой экономике в последние годы. Если для развивающихся экономик важнейшим показателем является наращивание абсолютных объемов выплавки стали, то для стран, вступивших в стадию постиндустриального развития, этот показатель, который еще три десятилетия назад служил важнейшим индикатором экономического роста, сегодня во многом утратил свою роль.

В условиях растущей конкуренции и спроса конкурентоспособность металлургических компаний определяется их способностью предугадать потребности и рынка, предлагая новые более совершенные виды продукции, в том числе для инновационных отраслей, используя при этом современные инструменты логистики, маркетинга и меры государственной поддержки, особенно во внешней торговле.

Важнейшей проблемой развития отечественного металлургического комплекса является сравнительно низкая инновационная активность компаний вследствие недофинансирования фундаментальных и прикладных исследований, старения научного оборудования, утраты многих научных школ. При этом большинство внедряемых инноваций относятся к усовершенствованиям существующих технологий и оборудования. Попытки государства сформулировать действенную инновационную стратегию в сфере отечественной металлургии пока не дали результатов. Компании, располагая крупными финансовыми ресурсами, получают доступ на глобальном рынке к самым современным технологиям, разработка которых отечественных научным организациям просто не под силу. Кроме того, у них попросту отсутствуют стимулы для инвестирования долгосрочных инноваций, так как компании за счет относительно дешевого сырья и энергоресурсов пока могут поддерживать сравнительно высокий уровень конкурентоспособности.

Государственная стратегия модернизации, отхода от преимущественно низкотехнологичной сырьевой структуры производства непосредственно связана и с задачей интенсификации и диверсификации химического комплекса. Среди основных проблем, стоящих перед комплексом, особое значение имеет сокращение разрыва между динамичным развитием рынка химической продукции и слишком низкими темпами модернизации и диверсификации производства, ограничивающего возможности использования имеющихся ресурсных и формирование новых конкурентных преимуществ. Модернизации и инновационного обновления требуют все структурные составляющие химического комплекса: сырьевая база, производственные мощности, отраслевая структура производства, кадровый и управленческий персонал. Способствовать этому должна консолидация активов в руках стратегических инвесторов, располагающих средствами, производственным опытом, способных лоббировать интересы отрасли. Для обновления и придания импульса развитию российского химического комплекса, помимо усилий частных компаний, необходимо привлечение административного ресурса, а в отдельных случаях и прямое финансовое участие государства.

Проблема лесопромышленного комплекса России в направлении изменения структуры его производства и повышения доли качественной готовой продукции в общем выпуске лесобумажных товаров является наиболее актуальной на этапе перехода РФ к деятельности на мировых рынках в условиях глобализации и вступления в ВТО. Россия имеет все предпосылки для превращения в мирового лидера в области производства массовой лесобумажной продукции высокого уровня качества и глубины обработки по разумным ценам для обеспечения своей конкурентоспособности. Это должно позволить резко повысить бюджетные поступления от отраслей ЛПК страны. Однако для реализации таких предпосылок необходима активизация внимания государства и лесопромышленных компаний к проблематике повышения эффективности использования отечественного древесного сырья, в том числе путем развития нанотехнологий, что подразумевает целый ряд действий организационного и директивного характера. Эта задача может быть решена лишь на основе активного сотрудничества государственных структур и лесопромышленного бизнеса с подключением к этой работе российской отраслевой и академической науки.

Существенное значение для дальнейшей диверсификации хозяйства имеет система государственно-частного партнерства и государственного регулирования деятельности частных компаний, которая должна основываться на принципах, защищающих интересы, как инвесторов, так и потребителей. Решающим фактором здесь является разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения всех сторон - государства, бизнеса и общества, в первую очередь в отношениях собственности.

Инвестиционные проекты в производственной инфраструктуре, реализуемые в настоящее время, оказались уязвимыми перед финансовым и экономическим кризисом, что обусловлено высокими рисками их выполнения. Разрабатываемые, осуществляемые, планируемые проекты и программы развития инфраструктуры подвергаются испытаниям по различным направлениям. Это - падение спроса на услуги инфраструктурных отраслей, снижение доступности и повышение стоимости кредитов, слабо прогнозируемые и просто неожиданные колебания валютных курсов.

В условиях кризиса российское правительство резко сократило инвестиции на инфраструктурные проекты. Прежде чем снова возрастут инвестиции в отрасли производственной инфраструктуры, должны восстановиться фондовые рынки и увеличиться спрос на услуги этих отраслей. Если экономический и финансовый кризис затянется, то чрезмерное увлечение инвестициями в производственную инфраструктуру может привести к структурным диспропорциям, преодоление которых потребует больше ресурсов, чем их пошло на создание объектов. В этом плане государственная инвестиционная политика должна быть сбалансированной и хорошо просчитанной на перспективу - финансировать имеет смысл только жизнеспособные, высокоэффективные проекты, имеющие гарантированные рынки потребления продукции и услуг.

Итак, диверсификация экономики России на основе коренной модернизации ее технологической, институциональной, кадровой и управленческой базы является важнейшим условием реализации национальных интересов и эффективным фактором интеграции в мировую экономику.

Исследование экономической модернизации в научной литературе представлено на трех исторических уровнях: первые исследования были проведены в западной науке, отражающие специфику процесса, характеризующего динамику развития государства; последующие исследования связаны с работой Центра исследований модернизации Китайской академии наук, ученые которого, обобщив положительный опыт Запада, сформировали собственное видение экономической модернизации, воплощающееся в развитие Китая; третий уровень отражает степень развития исследований российской наукой, которая, анализируя китайскую экономическую модернизацию, делает попытку обосновать ее российский вариант.

Понятие «экономическая модернизация» представлено в научной литературе с учетом национальной особенности, т.к. каждое направление (западное, китайское, российское) вкладывает в его интерпретацию субъективное восприятие, отражающее реальный процесс в конкретном государстве.

Анализ феномена экономической модернизации представлен в научной литературе с точки зрения двух позиций. Первую можно объяснить как «внутреннюю», так как ученые анализируют природу и сущность экономической модернизации в своем государстве. Они представляют характеристику данного феномена, объясняя его с учетом национальных особенностей, социального своеобразия протекания экономической модернизации в собственной стране. В этом случае, можно предположить, речь может идти о модернизации экономики, которая предполагает (с учетом признаков) экономическую модернизацию страны.

Вторая позиция – «внешняя», которая ориентирована на анализ экономических преобразований (модернизация экономики, экономическая модернизация) в других странах. В этом случае авторы предлагают не только анализ феномена, но и его интерпретацию с учетом собственного (национального) отношения к процессу модернизации.

Анализируя понятие «экономическая модернизация», мы учитываем, что модернизация представляет собой процесс изменения свойств объекта в ходе его совершенствования. Модернизация вызвана необходимостью изменения объекта в соответствии с новыми социальными, политическими, экономическими, культурными условиями. В ее реализации заинтересовано, прежде всего, государство, поэтому субъектами модернизации выступают государство, общество, бизнес.

Если проанализировать ситуацию исследований модернизации и экономической модернизации в западной, китайской и российской науке, то мы получим следующие данные:

– конструирование западными авторами понятийного аппарата не является задачей их исследования. Поэтому основные положения при характеристике феномена, которые используют западные ученые, будут интерпретироваться в ходе нашей работы как составляющие элементы понятия «экономическая модернизация»;

– в китайской научной мысли исследованиями модернизации в целом и экономической в частности, занимается Центр исследований модернизации Китайской академии наук. Понятие «экономическая модернизация» в китайской научной литературе имеет свои жесткие основания, которые определены в «Обзорном докладе о модернизации в мире и в Китае»;

– в российской научной мысли становление данного понятия еще не завершено, что обуславливает различные интерпретации его смысла и содержания.

Таким образом, определенные позиции по данному разделу предполагают следующую логику его изложения. За «точку отсчета» мы берем трактовку «экономической модернизации» западными учеными, так как они начали данные исследования. Вторыми мы анализируем работы китайских ученых, так как они обобщили опыт своих предшественников, в заключении мы обращаемся к работам отечественных ученых, которые осмысливают и интерпретируют данный феномен не только с учетом научно-теоретической мировой базы, но и российского, китайского и западного опыта по модернизации экономики.

Более 30 лет исследования модернизации, экономической модернизации проводятся в рамках программы подготовки PhD в политическом центре университета Нью-Йорка (Political Science of the City University of New York), результаты которых представлены в журнале Политическая компаративистика. Стоит заметить, что данный центр занимается аналогичными исследования и непосредственно по Китаю. К ним можно отнести работы Джеймса Т. Майерса и Гордона Бенетта.

Работы Аны Мари Еванс, Зехры Ф.Арат посвященные экономической модернизации, раскрывают природу теории модернизации.

Аны Мари Еванс исходит из того, что теория модернизации направлена на прогрессивные общества, которые ориентированы на успех. Поэтому менее развитые страны, которые находятся на стадии традиционного общества, еще только должны будут пройти путь государственного строительства.

Следовательно, модернизация как понятие – это трансформация и переход от традиционного общества к прогрессивному.

Зехра Ф. Арат поддерживается позиции, что модернизация экономики невозможна без демократизации общества.

Ана Мари Еванс, Зехра Ф.Арат придерживаются мнения, что теория модернизации является порождением процесса глобализации. Благодаря эпохе высоких потреблений (как характеризуется глобализация) международные связи и отношения находят консенсус, который необходим для развития системы модернизации. При этом они замечают, что Китай «выбился» из данной теории, так как он не строит либерально-демократическое общество. Китай равняется на западную модель в экономическом плане, но не модернизируется на политическом и социальном уровне.

Таким образом, в работах Аны Мари Еванс, Зехры Ф.Арат определены следующие позиции, которые, по их мнению, раскрывают суть экономической модернизации:

Экономическая модернизация возможна в прогрессивных обществах,

Экономическая модернизация возможна в демократических обществах,

Экономическая модернизация протекает в условиях глобализации.

В исследовании европейских ученых Адама Прзеворски и Фернандо Папатерра Лимонди Нето отмечено, что европейские государства уже показали уровень развития экономики, который зависит от демократических режимов. Они отмечают, что политические режимы находятся в тесной взаимосвязи с уровнем экономического развития и демократическими процессами. Авторы проанализировали 135 стран в период между 1950 и 1990 гг. и доказали, что уровень экономического развития не повлиял на вероятность перехода к демократии, но богатство страны делает демократические режимы более стабильными. Это позволило авторам заключить в статье, что экономической модернизации не обязательно стремиться к демократизации общества, но процесс демократизации позволяет странам встать на путь модернизации.

Таким образом, Адам Прзеворски и Фернандо Папатерра Лимонди Нето для обоснования понятия «экономическая модернизация» вводят следующий тезис: демократические процессы способствуют экономической модернизации.

В публикации Джулиан Вучерпфенниг, Франциска Деутш представлено соотношение между социально-экономическим развитием и политической демократией. Авторы придерживаются концепции Липсета, основоположника теории модернизации, который утверждал еще в конце 50-х гг., что экономическая модернизация и политическая демократия взаимосвязаны между собой. Но в отличие от предшествующих авторов Джулиан Вучерпфенниг, Франциска Деутш считают, что именно для продвижения демократии необходима экономическая модернизация.

В Британской энциклопедии в отношении экономической модернизации сказано следующее. Экономический рост определяется следующими показателями: технологические изменения, создание рынка труда, концентрация рабочих в одной системе, появление нового социального типа – предпринимателя, которому отводится ключевая роль.

Опираясь на вышесказанное, мы отмечаем, что в западной научной мысли понимание экономической модернизации обусловлено следующими показателями: прогрессивное развитие демократического общества в условиях глобализации, сопровождающееся технологическими изменениями, созданием рынка труда, концентрацией рабочих в одной системе, появлением нового социального типа – предпринимателя, которому отводится ключевая роль.

Таким образом, понятие «экономическая модернизация» в западной научной мысли можно определить следующим образом.

Экономическая модернизация – это взаимообусловленность экономических и демократических процессов в обществе, способствующих совершенствованию технологических изменений, рынка труда, появлению новых социальных типов в системе государственного производства, ориентированного на глобализационное развитие.

Проблемы осмысления экономической модернизации являются одним из предметов исследований Центра исследования модернизации Китайской Академии наук. Результаты исследований ученых Центра были обобщены и представлены в ежегодных докладах, которые известны в России как «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае».

С учетом национального мировосприятия в китайской научной мысли модернизация представлена как исторический процесс, в котором на смену традиционной экономики приходит современная экономика, традиционному обществу – современное общество, традиционной политике – современная политика, традиционной цивилизации – современная цивилизация и так далее.

На сайте Центра можно отметить, что сегодня китайские ученые занимаются исследованием следующего круга проблем, к которым относятся: теория модернизации, динамика модернизации, оценка вопроса модернизации, экономическое развитие, социальные изменения и политика, региональное развитие, модели модернизации, стратегия модернизации и др.

Ученые Центра определяют, что исследованиями экономической модернизации на всех уровнях занимаются следующие мировые специалисты:

На первом уровне ученые Америки (Ростоу, Кузнец, Сигел Шен, Келонг, Чинер), Европы (Гуннарссон, Шмитц), Азии (Ким Ён Хо, Чжан Хао, Хан Ян Янглонг, Чжан Шоу-Ронг, Чэнь Женгринг);

На втором уровне американские ученые (Дали);

На третьем ученые США (Махлуп, Порат) и Азии (сообщество Тайцзи-цюань, Ли Джингвен, Го Цян , Ван Джапинг , Чианджи т.д.).

Эта информация дает возможность понять, что исследования экономической модернизации находится в мире на начальном уровне.

В Китае исследования экономической модернизации связаны с обобщением исследований, представленных в Докладе 2005 г. «Экономическая модернизация».

Китайские ученые Центра исследования модернизации, анализируя, обобщая и комментируя результаты мировых исследований, отмечают, что экономическую модернизацию необходимо рассматривать как важный компонент, как опору модернизации в целом. Это обусловлено тем, что экономическая модернизация представлена как глобальная революция.

Если в отношении понятия «экономическая модернизация» сделаны конкретные выводы, то в отношении понятия «модернизация» в «Докладе» даны различные подходы и точки зрения. Если в «Докладе» отмечено, что модернизация представляет собой понятие многофункциональное, которое наделяется различными смыслами в зависимости от социального и экономического состояния той или другой страны, то в разделе «Соотношение между человеческой цивилизацией и модернизацией» модернизация представлена как общемировая тенденция и один из видов изменения в человеческой цивилизации.

В статье Хэ Чуаньци эта мысль уточняется тем, что модернизация представлена уже как мировой тренд.

Стоит заметить то, что, как указано в «Докладе», только китайские ученые могут понять ее суть, так как они воспринимают модернизацию с учетом китайской идентичности. Это обусловлено также и тем, что для Китая осуществление экономической модернизации является главной целью их политики.

Можно предположить, что Центр исследования модернизации Китайской академии наук сегодня является самым крупным мировым научным органом, деятельность которого посвящена модернизации. Занимаясь многие годы этим вопросом, Центр предложил свою классификацию мировых исследований.

Все мировые исследования по данной проблеме могут быть распределены по нескольким уровням. Первый уровень – исследования классической теории модернизации. Второй – современная теория модернизации. Третий – вторая теория модернизации. Каждый уровень исследований внутренне структурируется на такие направления как: общая теория, политическая модернизация, экономическая модернизация, культурная модернизация, комплексное сравнительное исследование и др.

Опираясь на данные Центра, можно предположить, что анализ процесса и понятия «экономическая модернизация» в научной литературе, – явление новое, порожденное научными исследованиями глобализации.

Учитывая природу экономической модернизации, ученые Центра определяют ее через следующие показатели, вокруг которых построено все последующее описание в «Докладе» экономической модернизации:

Экономический рост,

Индустриализация и интенсификация знаний,

Изменение мировых экономических границ,

Перемены в расположении международных экономических разрывах.

Необходимо остановиться в исследованиях китайских ученых и на таком моменте как соотношение экономической модернизации и науки. Цзинь Цзин, специалист Центра исследования модернизации отмечает, что она опирается на научно-технический прогресс, и значительно стимулирует развитие науки и техники.

Таким образом, подводя итог китайских исследований, стоит отметить следующее. Теория экономической модернизации в работах китайских ученых является подтверждением базовых положений «Обзорного доклада». Поэтому, если выделить доминирующие позиции, которые определяют суть понятия «экономическая модернизация», то это следующие.

Экономическая модернизация – это глобальная революция, сопровождающаяся экономическим рывком в развитии государства, влекущим за собой коренные изменения в экономической жизни общества, в сфере технологий, научных знаний.

Российский опыт осмысления феномена и теории экономической модернизации связан с исследованиями процессов глобализации и модернизации. Как отмечает А.В. Виноградов, исследование модернизации как формы социально-исторического движения предполагает характеристику западной цивилизации, как начала этого процесса, и китайской цивилизации – как завершение процесса модернизации.

А.В. Виноградов отмечает, что модернизация позволяет увидеть влияние внешней среды на внутреннее развитие, так как измерения модернизации (социально-политические, социально-экономические, социокультурные и пр.) позволяют рассматривать ее как часть глобализации. Поэтому А.В. Виноградов объясняет модернизацию как тип исторического развития, который может быть свойственен глобализации.

Как отмечает Е.А. Васильева, в переводе с английского языка модернизация – это осовременивание, поэтому как процесс характеризуется следующими признаками:

Переход от традиционного к современному обществу;

Эталоном модернизации являются динамично развивающиеся страны Запада;

Технологические, социальные и культурные процессы стран «третьего мира», направленные на достижение западного уровня развития.

Данная позиция может быть рассмотрена как альтернатива трактовке модернизации А.В. Виноградова, который выделяет ее как особый тип развития. Ученый считает, что модернизация не имеет четких границ между революционным и эволюционным периодом развития, так как это не смена одного состояния другим, а единый процесс, направленный на становление ценностей современного общества.

В.Г. Кандалиев анализирует модернизацию через группы процессов (духовно-нравственной модернизации, государственно-политической модернизации, социально-экономической модернизации и т.д.), что позволяет ему объяснить не виды процессов, а модернизацию в целом (так как он не вычленяет процессы в самостоятельные предметы изучения, а рассматривает их как одно целое – в рамках модернизации). В его понимании модернизация – это реформирование внутри цивилизационного пространства с целью придания ему характеристик, которые не были свойственны прошлому, но которые необходимы для будущего развития цивилизации.

Представляет интерес и позиция В.В. Коврыжко, которая отмечает, что экономическая модернизация делает оценку качества человеческого капитала, который характеризуется не только профессионально-квалификационным уровнем населения, но и совершенным экономическим сознанием, что позволяет определить человека как homo informaticus.

В.В. Коврыжко отмечает, что экономическая модернизация не может быть безликой и вслед за китайскими учеными пишет, что необходимо учитывать национальные особенности, исторические традиции, а также и менталитет, культуру, которые должны не только дополнять, но и содействовать модернизационным процессам.

Учитывая основные сферы жизнедеятельности человека, которые подвержены трансформации, модернизация представлена в работах российских ученых как социальная, культурная, политическая и экономическая. С учетом цели и задач исследования нам необходимо остановиться на экономической модернизации.

Экономическая модернизация как процесс, предполагает следующее:

Интенсификацию процесса, когда происходит замена рабочей силы техническими средствами;

Использование новейших технологий, что способствует увеличению роли сектора обслуживания над промышленным сектором;

Создание системы кластеров, способствующей экономической специализации;

Увеличение роли производства товаров для потребителей, так как спрос определяет производство;

Изменение системы производства, которая подвержена не только индустриализации, но и информатизации.

Учитывая, что содержательный компонент экономической модернизации предполагает модернизацию экономики, то необходимо отметить следующее.

Процесс модернизации экономики обусловлен экономическим отставанием государства, поэтому он предполагает формирование новой экономической модели общества, инновационные преобразования, что порождают в последующем качественные преобразования в обществе. Таким образом, модернизация экономики, порождает экономическую модернизацию общества. Отмечено, что экономическая модернизация характеризуется интенсификацией процесса кономического воспроизводства и ростом дифференциации труда, способствует превращению науки в экономическую силу и нацеливает на систему рационального управления производством и т.д.

Об экономической модернизации как комплексном явлении, было заявлено на 10-м круглом столе, прошедшем в марте 2015 г.в г. Москве, посвященном дискуссии о модернизации экономики России, которая уже с 2009 г. проходит под руководством членов правления Российского союза промышленников и предпринимателей. В ходе дискуссии было определено, что экономическая модернизация как явление включает и общество, и политическую систему.

Вышесказанное дает нам возможность определить суть понятия «экономическая модернизация» в трактовке российских ученых.

Экономическая модернизация – это тип исторического развития, способствующий переходу от традиционного к современному типу общества, характеризующемуся высоким уровнем технологического развития, обеспечивающего качество человеческого капитала.

Как уже нами было замечено, экономическая цивилизация имеет свое «лицо», то есть – национальную предопределенность, что нашло отражение и в характеристике понятия «экономическая модернизация». При этом различные научные направления сходятся в одном – экономическая модернизация характеризуется высоким технологическим, информационным уровнем развития общества.

В заключение, полагаем значимым остановиться на Меморандуме, который был принят в Пекине, в августе 2013 г. на Первом Международном Форуме Модернизации: «Модернизация и глобальные изменения», на котором присутствовали ученые из 12 стран (европейские, азиатские государства, включая Россию и США).

В Меморандуме отмечено, что модернизация как глубокое изменение цивилизаций включает в себя трансформацию от традиционного общества к современной политике, экономике, культуре, к рациональной защите окружающей природной среды. Она обеспечивает стремление к высокому качеству жизни, возможность человеческого творчества, внедрение технологических и инновационных систем в образование и науку.

В ходе работы Форума было принято решение, что для изучения процесса модернизации необходимо основать Международную ассоциацию Модернизации (IMA), регулярно проводить Международный Форум модернизации (МВФ), создать журнал по модернизации науки для открытого доступа (JMS).

  • China Center for modernization research. Chintse Academy of Sciences (Китайский Центр исследований модернизации. Китайская академия наук) http://www . modernization.com.cn/Ccmr10.htm
  • James T. Myers. China: Modernization and “Unhealthy Tendencies” Comparative Politics Vol. 21, No. 2 (Jan., 1989), pp 193-213; Gordon Bennett. Economy, Polity, and Reform in China Comparative Politics Vol. 18, No. 1(Oct., 1985), pp. 85-100
  • Julian Wucherpfennig, Franziska Deutsch. Modernization and Democracy: Theories and Evidence Revisited / Living Reviews in Democracy, Vol 1 (2009), рр.67-75
  • Modernization. URL: http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u=http://www . britannica.com/EBchecked/topic/387301/modernization/12021/Economic-change&prev= search
  • Бирюков В. Круглый стол «Россия, кризис и… перспективы модернизации экономики “>URL: http://www.krugozormagazine.com/show/Russia.2538.html
  • Васильева Е.А. Китайская модель модернизации в работах отечественных исследователей / Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3.- С. 26-27
  • Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. – М., 2008. – С.24-25
  • Виноградов А.В. Китайская модель модернизации: диалектика революционного развития и стабильности [Электрон.ресурс] URL: http://www.intelros.ru/pdf/ps/02/11/pdf
  • Кандалиев В.Г. Модернизация: исследование на основе модели цивилизационного развития (на примере Китая) // Восточная аналитика. 2011. №2. – С.15
  • Коврыжко В.В. Экономическая модернизация трансформирующихся экономик / Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики) . 2010. Выпуск № 1. Том 1.- С.30-46
  • Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / Хэ Чуаньци, главн. /Пер.с англ.под общей редакцией Н.И. Лапина /Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Издательство «Весь Мир», 2011- 118-133
  • Первый Международный Форум Модернизации: «Модернизация и глобальные изменения http://iph.ras.ru/forum_1.htm
  • Федотова В.Г. Новые тенденции в понимании модернизации // Новые исследования Тувы. 2009. № 1-2. – С.19-20
  • Хэ Чуаньци. Человеческая цивилизация и мировая модернизация / «Цивилизация и модернизация». Российско-китайская конф. «Цивилизация и модернизация», 29–31 мая 2012 г. / РАН, Ин-т философии; Редкол.: Н.И.Лапин, Чуаньци Хэ и др. – М.: ИФРАН, 2013. – С. 8
  • Цзинь Цзин. Научно-технические достижения и модернизация / «Цивилизация и модернизация». Российско-китайская конф. «Цивилизация и модернизация», 29–31 мая 2012 г. / РАН, Ин-т философии; Редкол.: Н.И.Лапин, Чуаньци Хэ и др. – М.: ИФРАН, 2013. – С.83
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Начало модернизации в России в 20 веке стало продолжением процессов, которые происходили в экономике и сельском хозяйстве во второй половине 19-го в. В эти годы существенно увеличились темпы роста индустриализации производства, прокладывались новые железные дороги, зарождались новые отрасли, происходили изменения в финансовой и социальной сферах. Однако эти события сопровождались множеством трудностей и проблем.

    Определение модернизации

    Модернизация — это процесс совершенствования и обновления основных механизмов развития общества, в которые входят: экономические, политические и социальные. Для России в 20 веке начало модернизации означало переход от чисто аграрного общества к индустриальному, который происходил одновременно в нескольких сферах:

    • в экономике — промышленный переворот;
    • в политике — формирование конституционного строя;
    • в социальной сфере — образование классов, признаком определения которых является роль в экономике страны, а не принадлежность к сословию (когда люди получали привилегии по рождению);
    • в духовной области — происходит изменение общественного сознания, повышение роли образования в жизни многих людей.

    Три эшелона модернизации и индустриализации

    Процесс модернизации в различных странах происходил в определенные периоды развития и разными путями. Ученые-историки условно подразделяют его на 3 эшелона:

    • К первому относятся развитые капиталистические страны (Англия и Франция), где промышленный переворот произошел раньше всех - во второй половине 18-го — начале 19-го в. В них индустриализация сменила аграрное развитие без усилий со стороны государственных органов.
    • Ко второму эшелону относятся Германия, США, Япония и Россия, в которых модернизация происходила вместе с сохранением аграрного общества. Во всех этих государствах толчком к индустриальному развитию послужили изменения и реформы, запущенные во второй половине 19-го в. правительством.
    • К третьему принадлежат слаборазвитые зависимые страны, в которых преобладает аграрная сфера, и капиталистические отношения в них привносятся извне.

    Условия и начальные шаги модернизации в 19-м в.

    Начальная стадия индустриализации в России проходила еще в 1830-е годы, причем ее проводили правительственные структуры, пытаясь запустить промышленный переворот и активно внедряя механизацию труда. Однако в социальной сфере формирование рынка рабочих было замедлено из-за наличия крепостного права, существования помещичьих землевладений, а также отсутствия законодательных актов и прав рабочих.

    Уже в этот период начинает формироваться класс буржуазии, в который входят наиболее состоятельные предприниматели. В сфере управления власть по-прежнему принадлежит монархии и дворянству, которые формируют бюрократический аппарат, отсутствует парламент, в стране не определены гражданские свободы для населения и его избирательные права.

    Основные задачи модернизации России в начале 20 века были направлены на индустриализацию производства, замену ручного труда машинами и новыми технологиями, обеспечение поддержки всех процессов со стороны государства, перестройку политической, социальной и законодательной сфер.

    Существенным толчком к усилению модернизации производства стала отмена крепостного права в 1863 г., в результате которой крестьяне получили возможность стать свободными.

    Особенности модернизации в 20-м в.

    К концу 19-го в. почти вся промышленная продукция уже производится на фабриках и заводах, где установлены машины, работающие с использование паровой силы. В 1880-1890-е годы в России построено 10,5 тыс. км железных дорог.

    Особенности модернизации России в начале 20 века:

    • Переход от мануфактурных предприятий к промышленному производству был проведен при мощной поддержке государства, которое обеспечивало заказы, субсидии и льготы для развития предприятий и строительства железных дорог.
    • Необходимо было догонять развитые промышленные страны Европы.
    • В основных отраслях экономики основой становится машинное производство.
    • При финансировании производств большую роль играл иностранный капитал из Германии, Франции и других стран Европы (примером могут служить картели компаний Нобеля и Ротшильда в области нефтяной промышленности).
    • Возникновение промышленных монополий: "Продамет", "Продвагон", "Продуголь".
    • Сильная урбанизация, резкое увеличение численности городского населения привело к расслоению по социальным группам: крестьяне были настроены против дворянства, а рабочий класс озлоблен и выступал против буржуазии.

    Кризис в начале 20-го в.

    В 1900-1903 годы в России начался экономический кризис, который продолжался до 1909 г. Он был связан с проблемами модернизации России в начале 20 века. Последние, в свою очередь, стали нарастать из-за несовершенства экономики и аграрной системы и отсутствия реформирования других сфер в стране.

    Трудности проведения реформ и основные черты модернизации России начала 20 века состояли в следующем:

    • Экономика была многоукладной: существовало множество монополий, частных и мелких производств, патриархальная система и остатки от крепостнических взаимоотношений между крестьянами и их работодателями.
    • Производительность труда была достаточно низкой, как и качество и объемы производства, ведь по многим показателям Россия намного отставала от индустриальных стран (по технической оснащенности, уровню промышленной продукции и т. д.).
    • Экономическое развитие проходило неравномерно по отраслям и регионам страны, что было обусловлено особенностями индустриальной модернизации России начала 20 века.
    • В период 1890-х и в начале 1900-х случались неоднократные засухи и неурожаи, во время которых от голода погибали люди, из-за чего большая часть хлеба предназначалась только для внутреннего потребления.
    • Пережитки крепостничества сдерживали развитие и экономический потенциал сельского хозяйства, в начале 20-го в. это вылилось в крестьянские восстания.

    Государственная политика и реформы

    В 20-й век Россия вступила, будучи самодержавной монархией, в которой вся законодательная, исполнительная и судебная власть были сосредоточены в руках императора Николая II. В 1880 г. Государственный совет был заменен на Комитет министров. Исполнительную власть представляли 15 министерств, влияние которых основывалось на близости к царю.

    В этот период модернизации в России (в начале 20 века) в политической жизни государства, в отличие от экономики, почти никаких изменений не происходило, что вызывало множество противоречий и неразрешимых проблем:

    • Среди переселившихся в города людей было много крестьян, которые очень медленно привыкали к новому укладу жизни и бытовым вопросам, что способствовало появлению и распространению революционных идеалов и настроений.
    • Появившийся класс буржуазии был политически бесправным, т. к. самодержавная власть по-прежнему опиралась на дворянское сословие, которое начало распадаться, а его представители переходили в другие социальные классы: служащих, интеллигенции, предпринимателей и др.
    • Возникший класс предпринимателей не мог добиться никаких изменений из-за бюрократии в госаппарате.
    • Несмотря на рост образованных слоев населения и их культурное развитие, даже после освобождения крестьян от крепостного права Россия оставалась страной с сильной неграмотностью населения.
    • Интеллигенция и разночинцы не имели возможности легально участвовать в решении экономических и политических проблем в стране.
    • Самодержавие не было готово к проведению реформ в социальной, общественной и политической сферах, модернизация политики в России в начале 20 века не была осуществлена, из-за чего и произошло накопление проблем, что постепенно привело к единственно возможному пути их решения — революции.

    Протекционизм и программа Витте

    Проводником новых правительственных реформ стал российский реформатор, который 11 лет занимал пост министра финансов, — С. Ю. Витте. Он выступал за комплексное развитие и модернизацию промышленности и аграрного хозяйства России.

    Программа усиления экономического развития, разработанная С. Ю. Витте, включала 4 направления:

    1. Проведение жесткой налоговой политики, включающей налоги на крестьянскую продукцию, на товары широкого потребления, промысловый налог с фабрик и заводов, введение винной государственной монополии. В результате этого госбюджет России вырос почти в 2 раза, а средства были направлены на развитие промышленности и обеспечение госзаказов на продукцию с них.
    2. Политика протекционизма, покровительства со стороны государственных органов, целью которой была защита российских предприятий от иноземных конкурентов для усиления развития производства.
    3. Проведение денежной реформы в 1897 г., когда был введен золотой рубль и его свободная конвертация, что позволило сделать его устойчивой европейской валютой.
    4. Привлечение иностранного капитала в Россию в виде государственных займов и облигаций, которые распространялись в Европе.

    С. Ю. Витте также проводил политику строительства железных дорог при участии государства: были построены дороги военно-стратегического значения, Транссибирская магистраль, выкуплены частные железнодорожные участки. В стране было открыто 150 коммерческих училищ и 3 института, для демонстрации достижений индустриализации проводились промышленные выставки.

    При проведении этих реформ Витте много раз сталкивался с отсутствием поддержки со стороны царя и его окружения. Революционеры и радикалы, наоборот, считали его приверженцем самодержавия. Закончил свою деятельность он в качестве автора манифеста 1905 г., по которому предлагал ограничить монархию в стране.

    Аграрная реформа министра Столыпина

    Реформа в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1906 г., была вызвана тяжелым положением и недовольством крестьян. Цели ее предполагали сохранение помещичьих владений и ускорение буржуазного развития хозяйств. С помощью реформирования необходимо было решать проблему с нехваткой земли для простых крестьян и воспитывать в них чувство собственника, что должно было способствовать снижению социальной напряженности и созданию прочной социальной опоры в деревнях.

    Началом реформы П. А. Столыпина стали попытки разрушения сельских общин, где крестьяне не имели своей земли, с целью создания фермерских отдельных хозяйств. Следующим этапом стало переселение части крестьян за территорию Урала, в восточные губернии, где им выделялись земли и льготы для обустройства быта, они также освобождались от воинской повинности. Это помогло освоить новые земли и основать на них свои крепкие хозяйства.

    Выполнение столыпинских реформ привело к положительным сдвигам в аграрных хозяйствах России, увеличению посевных площадей и производству хлеба. Также это сопровождалось и подъемом в области производства оборудования и удобрений, что способствовало дальнейшей индустриализации страны.

    Успехи и трудности модернизации

    Успешное начало модернизации в России в 20 веке и ее проведение были обусловлены следующими факторами:

    • Наличие богатых природных ресурсов в стране.
    • В более развитых государствах этот процесс уже произошел, поэтому Россия успешно перенимала их опыт и могла анализировать собственный.
    • Механизация в промышленности открывала новые возможности и направления в производстве.
    • Индустриализация способствовала развитию новых отраслей: машиностроения, химической и нефтедобывающей.
    • Россия в конце 19-го — начале 20-го в. находилась в числе развитых стран Европы;
    • В период модернизации по всей стране появляются новые банки.
    • Государство оказывало мощную поддержку в деле развития промышленности.

    Трудности модернизации России в начале 20 века были обусловлены рядом таких факторов:

    • Сильный контроль государственных структур.
    • Экономическая и политическая зависимость от западных стран.
    • Процесс индустриализации проходил неравномерно: активнее развивались центральные области, а также Москва и Петербург.
    • Сроки для осуществления успешной модернизации были небольшими.
    • Низкий уровень жизни народных масс.
    • Недостаток рабочей силы и финансов.
    • Сильная бюрократическая система госаппарата.

    Результаты модернизации в России

    Итоги модернизации России в начале 20 века:

    • Среднегодовой прирост промышленной продукции за период 1909-1913 гг. составил 9%.
    • Рост машиностроительной промышленности — 13%.
    • Добыча нефти за 1894-1914 гг. выросла на 65%, выплавка чугуна — на 50%, стали и железа — на 224%.
    • За период 1893-1900 гг. построено 22 тыс. км железных дорог.
    • Появились новые промышленные районы (Донбасс и др.) и новые отрасли.
    • Увеличилось число подконтрольных государству предприятий до 25%, а железнодорожных путей — до 70%.

    Как видно из приведенных цифр, начало модернизации в России в 20 веке было успешным и способствовало экономическому развитию государства, однако процесс этот остался незавершенным из-за отсутствия преобразований в других сферах, что и стало причиной революционных событий в начале 20-го века.

    В этом выпуске экспертной колонке мы публикуем отрывки из главы 7 «Модернизация экономики и устойчивое развитие» Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г.

    Подобные Доклады издаются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во многих странах мира. Доклады готовятся группами независимых экспертов. Основная цель Доклада 2011 года – рассмотреть задачи модернизации России в контексте человеческого развития, показать необходимость модернизации экономики и социальной сферы, совершенствования многих институтов общества.

    Глава 7
    7.1 Модернизация и экологизация экономики
    Суть и направления модернизации (при всей важности задачи обеспечения технологического прогресса и конкурентоспособности) определяются ее конечной целью, которой – при всей важности экономического роста – является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию тесно связан с процессами модернизации и экологизации экономики. В документах ООН рост благосостояния на планете тесно связан с реализацией Цели 7 Целей развития тысячелетия «Обеспечение экологической устойчивости».
    Все нарастающие природные и социальные аномалии есть следствие неверного поведения человечества, ответ на недооценку важности экологических приоритетов. В связи с финансово-экономическим кризисом, обострением глобальных проблем, необходимостью формирования нового типа экономики в мире оживленно обсуждается необходимость выработки «зеленого» экономического курса. Для постиндустриальных стран «позеленение» экономики из желательного, но вторичного эффекта превращается в основную цель. Для обозначения процесса экологизации в мире все чаще используют понятия «зеленая экономика» (green economy) и «зеленый рост» (green growth). Начиная с 2009 г. эти термины все более активно входят в основные документы и терминологию международных организаций. В качестве ключевых терминов для дальнейшего развития человечества и отдельных стран особенно комплексно они рассматриваются в документах структур ООН и ОЭСР.

    Зеленая экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации. Важными чертами такой экономики являются:
    низкие углеродные выбросы,
    эффективное использование природных ресурсов;
    сохранение, увеличение и восстановление
    природного капитала;
    предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг;
    рост доходов и занятости.

    Зеленая экономика часто рассматривается в контексте борьбы с глобальным изменением климата (рис. 7.1) и перспективного направления преодоления глобального экономического кризиса. Приоритетной чертой ее роста является радикальное повышение энергоэффективности. В дальнейшем предлагается мобилизовать и перестроить глобальную экономику в направлении увеличения инвестиций в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, стимулировать экологизацию экономики, вернуть рынки к нормальному функционированию и избежать катастрофических последствий глобального изменения климата.

    Реализация нового зеленого курса предполагает минимизацию использования невозобновимых полезных ископаемых для производства электроэнергии за счет инвестиций в возобновляемые энергоносители, а также обязательность энергосбережения. Все эти мероприятия позволят снизить спрос и затраты на энергию, а также ее стоимость. По оценкам ЮНЕП, достаточно 2% мирового ВВП в «озеленение» 10 секторов для изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования ресурсов.

    Можно долго обсуждать, идут ли климатические изменения, но в ближайшие десятилетия развитые страны будут иметь экономику с новой инновационной и технологической основой, важнейшей характеристикой которой будет минимальное воздействие на окружающую среду. Многие страны уже вложили десятки и сотни миллиардов долларов в переход к новой экономике (особенно это заметно в США, Германии, Японии, Южной Корее, Китае и др.), используя для этого также антикризисные программы. Ключевым определением для передовых экономик мира станет «низкоуглеродная экономика» с ее высокой энергоэффективностью и минимальным воздействием на климатическую систему.
    А реализация энергетических и климатических приоритетов автоматически означает резкое снижение экологического давления в силу тесной корреляции величин энергопотребления, использования природных ресурсов, выбросов парниковых газов и объемов загрязнений. Кому из развитых стран через два-три десятилетия будут нужны в больших объемах нефть и газ?
    Ответ на этот вопрос является чрезвычайно важным для России в связи с необходимостью колоссальных инвестиций в новые сложные и малорентабельные месторождения.
    Важным результатом модернизации и критерием перехода к устойчивому развитию является эффект дикаплинга, отражающий рассогласование трендов роста экономики, с одной стороны, и потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, с другой, – экономические результаты должны расти быстрее, чем потребление и экологическое воздействие. В лексиконе ученых и политиков термин «дикаплинг» стал в последнее время общеупотребимым. Эффект дикаплинга особенно желателен для актуальной в мире ситуации в энергопотреблении и макроэкономических трендах – он отражается в опережении темпов роста ВВП над темпами потребления энергетических ресурсов. Этот важный эффект достигнут практически во всех развитых странах. Например, Дания за последние три десятилетия смогла удвоить ВВП при сохранении объемов потребления энергоресурсов.
    Для реализации идей устойчивого развития необходим переход от гуманитарных призывов к экономической заинтересованности, поддержке экологической направленности модернизации.
    Это должно войти в «правила игры» для бизнеса, что обеспечит развитие экономики в верном направлении. При определившейся значимости приоритета повышения ценности природы движение в этом направлении должно быть выгодно (что обеспечивается экономическими рычагами) и престижно (что определяется уровнем культуры).

    Намеченный сейчас магистральный путь, нацеленный на снижение природоемкости и повышение энергоэффективности экономического роста, есть реализация приоритета повышения ценности природы. В решении этой задачи объединяются экологические и экономические интересы. Разная мотивация обеспечивает главное – повышение ценности природы как условие устойчивого развития.
    Общая тенденция повышения ценности природы в развитии человечества не вызывает сомнений и не имеет отношения к кратковременным флуктуациям рыночных цен на определенные природные ресурсы. Становится все более очевидным, что такое повышение становится важнейшим приоритетом для мировой экономики. Фактически усилия человечества за последние два десятилетия были направлены на его реализацию. Особенно ярко это проявилось в развитых странах. Глобальная модернизация технологий, направленная на уменьшение использования традиционных природных ресурсов и загрязнений, радикальное увеличение конечного выхода товаров и услуг из единицы сырья, зеленый рост и экологизация экономики, повышение внимания к ценности климатической системы, энергоэффективность и возобновимые источники энергии, расширение спектра экономических и правовых инструментов для перехода к экологически устойчивому развитию и многое другое – все это звенья цепи, с помощью которой человечество пытается вытянуть общество и экономику к новому типу развития.
    Россия, желая стать членом ОЭСР и активно участвовать в деятельности ООН (в частности, глобальной конференции ООН Рио+20), в любом случае будет обязана использовать концептуальный аппарат ведущих международных организаций и развитых стран. Внимание к экологическим проблемам в стране за последние два года возросло. В выступлениях Президента РФ, премьер-министра РФ отмечается «запущенность» этих проблем, необходимость экологизации экономики и «зеленого» роста.
    Новые возможности для страны дает начавшийся в мире процесс "Рио+20" к Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 году, через 20 лет после встречи в Рио-де-Жанейро. Россия сегодня среди стран, для которых это особенно актуально. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и постановка вопроса о поисках оптимального пути развития. Приоритеты страны в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития. Россия, совместно с другими странами БРИК (включая Бразилию, Индию и Китай), могла бы выступить в качестве лидера движения в направлении устойчивого развития.
    Лидировать в этом процессе должен тот, для кого это особенно актуально. Это предполагает осознание необходимости такого пути развития и определенные экономические возможности для его реализации. Ряд развитых стран активно включились в процесс после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Так, появились новые стратегии развития – «Устойчивая Америка», «Устойчивые Нидерланды» и другие. Сейчас они ставят более конкретные задачи, связанные с зеленым ростом, предотвращением изменений климата. Многие другие страны, всецело сконцентрированные на обеспечении экономического роста для решения крайне острых социальных проблем, не смогли полноценно откликнуться на этот призыв мирового сообщества. При всей актуальности идей устойчивого развития для любой страны и необходимости совместных усилий всего мирового сообщества всерьез продвижение в этом направлении могут обеспечить лишь страны с достаточно развитой экономикой. Подключение других стран возможно по мере их роста и при поддержке со стороны развитых стран.
    Успех в распространении идей устойчивого развития и обеспечении активного участия в процессе предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. Сами представления об устойчивом развитии и путях его достижения различны у разных стран и, несомненно, будут меняться и дальше. На международном уровне это предполагает, в дополнение к официальному сотрудничеству мирового сообщества по линии ООН, неформальное партнерство представителей разных стран.
    В России необходима оценка успехов и проблем на пути обеспечения устойчивого развития, разработка и принятие национальной Стратегии устойчивого развития. Большое значение имеет обобщение богатого регионального опыта.

    7.2. Политика «двойного выигрыша» – и экономика, и экология
    В отличие от сложившихся тенденций в мировой экономике, в России после кризиса сохраняются и закрепляются антиустойчивые тенденции. Россия попала в сырьевую ловушку, связанную с формированием в стране экспортно-сырьевой модели экономики. Сейчас более половины экономики составляют сектора с большим воздействием на окружающую среду – энергетика и металлургия. К сожалению, во время кризиса правительство было вынуждено спасать крупных "экспортных" игроков, которые взяли большие кредиты за рубежом, тогда как в мире многие правительства использовали это время для модернизации и экологизации экономики. В перспективе в стране ожидается наращивание производства углеводородов (Северный и Южный потоки, шельфы, Ямал). Все эти тенденции могут сделать экономику страны еще более высокоуглеродной и неустойчивой.
    Обеспечение экономического роста в стране сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни.
    Все это и определяет важнейшую черту модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды для развития человеческого потенциала (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и существования человека).
    Глобальный кризис и борьба с ним продемонстрировали наличие ряда серьезных рисков устойчивости экономического и социального развития на предстоящий период. В частности, в современной российской ситуации доминирующим настроением остается рентоориентированное поведение, стремление к посткризисному статус-кво, что означает ожидание восстановления цен на товары российского экспорта (топливно-энергетические ресурсы и металлы), финансовых потоков предыдущего десятилетия и возврата к докризисной экспортно-сырьевой модели роста. Политические риски современной ресурсной зависимости очень велики, поскольку ее результатом становится деградация основных общественных институтов. Это принципиально новое явление.
    Необходима поддержка модернизации экономики на пути реализации политики так называемого двойного выигрыша, связанной с обеспечением как экономической эффективности, так и с обеспечением неистощительного использования природных ресурсов, сокращением вредных выбросов. В связи с этим реализация экологических приоритетов должна сочетаться с экономическими задачами страны: экономические мероприятия должны давать как экономические, так и экологические выгоды. В России огромные резервы получения экологических эффектов («снятия экологических сливок») – в виде сэкономленных природных ресурсов и снижения загрязнений – за счет стандартных и сравнительно недорогих экономических мероприятий (в том числе внедрения многих энергоэффективных и экологически чистых технологий). Таких экологических резервов лишены развитые страны, так как эти резервы уже использованы, и получение новых экологических эффектов очень дорого (например, борьба с климатическими изменениями и реализация Киотского протокола).
    В России направления перехода к инновационной социально-ориентированной экономике и к экологически устойчивому развитию в ближайшие годы фактически совпадают. Достаточно привести только пример необходимости радикального повышения энергоэффективности (на 40% к 2020 г.), что даст огромный экологический эффект. Такая тесная связь между энергетической и экологической эффективностью отмечена в Указе Президента РФ (2008).
    Таким образом, в ближайшие 10-20 лет важным принципом социально-экономической политики и основой экологической политики должна стать политика «двойного выигрыша».
    Необходимо стимулировать создание, распространение и использование инноваций для обеспечения роста результатов в природно-продуктовых цепочках, связывающих первичное сырье с конечными товарами и услугами, и «подавления» видов деятельности, истощающих природный капитал и загрязняющих окружающую среду. На этом направлении в мире накоплен обширный экономический инструментарий, позволяющий реализовывать подобного рода инновации, снизить давление на окружающую среду при росте конечных результатов, т.е. обеспечить дикаплинг. Многие из действующих экономических инструментов уже показали свою эколого-экономическую эффективность в развитых странах. Здесь можно отметить роль налоговой системы, которая должна ограничивать развитие природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей и стимулировать рост обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, обеспечивающих эффективное использование природного сырья и высокую добавленную стоимость товаров и услуг, получаемых на его основе.
    Мировой и российский опыт модернизации экономики на основе политики двойного выигрыша показывает не только улучшение экономических показателей, но и существенное улучшение условий жизни людей (положительный опыт Томской и Кемеровской областей по утилизации попутного газа при добыче нефти, угля, производстве кокса). Необходима поддержка и распространение такого опыта. Это является центральной задачей современного инновационного развития. А для этого необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы –помимо осознания важности, – экономические стимулы – модернизация должна быть выгодна.
    Такая выгодность должна быть поддержана государством через систему налогов, кредитов, льгот, субсидий, тарифов, пошлин, страхования, инвестиционного климата.
    Это предполагает в перспективе переход на политику ресурсосберегающих (наилучших доступных) технологий, а уже сегодня – законы о платежах и штрафах за загрязнение окружающей среды, обеспечение мониторинга, устранение практики временных согласованных разрешений на выбросы, устранение прошлого экологического ущерба, закон о зонах экологического неблагополучия. В частности, одной из достаточно простых, малозатратных и показавших свою эффективность в мире мерой, способствующей решению проблемы отходов и развитию необходимого для этого производства, было бы принятие закона о залоговой стоимости тары.
    Необходимость модернизации обусловлена и развитием антиустойчивых тенденций, которые во многом связаны с природоемкой реструктуризацией экономики в 1990-е гг. в пользу сырьевых и загрязняющих окружающую среду секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. ≪Утяжелению≫ структуры российской экономики способствовали и высокие цены на энергоносители, огромный рост цен на нефть в 2000-е гг. После 1990 г. удельный вес энергетики и металлургии, т.е. секторов, оказывающих наибольшее среди промышленных отраслей воздействие на окружающую среду, значительно вырос. За этот же период существенно снизилась доля отраслей, оказывающих небольшое воздействие на окружающую среду, в частности, машиностроения. В целом в экономике произошел значительный сдвиг в пользу природоемких отраслей. Российская экономика становится все больше сырьевой экономикой. По оценкам Минэкономразвития, она становится также все более уязвимой и все сильнее зависит от мировых цен на энергоносители в период после 1998 года.

    В связи с этим главной экологической опасностью посткризисного периода представляется дальнейшее закрепление сложившейся экспортно-сырьевой модели развития, которая себя исчерпала. В экономике может произойти дальнейшее уменьшение удельного веса технологичных отраслей (машиностроение, различные виды обрабатывающей промышленности и т.д.). Все это может привести к дальнейшему загрязнению окружающей среды и увеличению объемов нерационального использования природных ресурсов. В этих экономических условиях любая экологическая политика будет малоэффективна, затратна и фактически лишь пытаться смягчить последствия техногенного и антиустойчивого развития.

    Важным аргументом модернизации является необходимость радикального технологического обновления всей материальной базы экономики страны. Старое оборудование не способно обеспечить эффективное использование природных ресурсов и приводит к росту загрязнения окружающей среды. Необходимость скорейшей модернизации хорошо видна на примере физической и моральной деградации основных фондов (машины, оборудования, здания, сооружения, инфраструктура и т.д.) (рис. 7.2). В России фактически половина основных фондов промышленности физически изношена.
    Массовое старение производственных фондов приводит к негативному влиянию на природопользование, росту загрязнения окружающей среды, увеличению числа экологических аварий и катастроф. Старое оборудование слабо заменяется новым из-за недостаточного инвестирования. Коэффициент обновления составляет около 4%, что означает необходимость десятков лет для обновления основных фондов (рис. 7.2). Речь не идет о простой необходимости замены фондов –она неизбежна в силу их физической изношенности, – необходимо обеспечить технологическое качество такой замены. Для радикального изменения сложившейся ситуации с деградацией физического капитала необходимы значительные инвестиции и бы-
    строе распространение прогрессивных ресурсосберегающих технологий.
    Колоссальный потенциал модернизации в переходе к экологически и экономически устойчивому развитию заключен в структурно-технологической перестройке экономики, позволяющей осуществить эффективное ресурсосбережение, снизить загрязнение окружающей среды.
    Здесь модернизация играет особую роль. Внедрение инноваций, развитие научно-технического прогресса, информационные технологии, новые материалы, продукты и технологии и пр. способны снизить затраты природных ресурсов и объемы загрязнений на единицу выпускаемой продукции и услуг в несколько раз. Технологическая рационализация экономики и ее структуры может позволить высвободить 30-50% всего объема используемых сейчас неэффективно и теряемых природных ресурсов при увеличении конечных результатов, существенном снижении уровня загрязнения. В стране можно стабилизировать добычу и площади разработок энергетических ресурсов, полезных ископаемых, территории обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубку леса и т.д. и за счет улучшения использования и углубления переработки природных и сырьевых ресурсов значительно повысить уровень благосостояния населения. Так, в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. на основе распространения достаточно простых энергосберегающих технологий можно сберечь почти половину потребляемой сейчас энергии.
    Другими словами, при уже достигнутом в стране уровне добычи и использования природных ресурсов за счет модернизационных структурно-технологических сдвигов, позволяющих вовлечь в экономику и/или экспортировать сэкономленные гигантские объемы сырья, можно увеличить ВВП в 2– раза, значительно повысить благосостояние, социальное и экологическое качество жизни населения.
    В контексте модернизации и теории технологических укладов, сформулированных С. Ю. Глазьевым, для России важно отметить, что в процессе замещения старых укладов отстающие страны могут получить определенное преимущество, поскольку они не обременены перенакоплением капитала в рамках устаревших технологических структур экономики. И при формировании нового уклада могут ориентироваться на уже накопленный инвестиционно-технологический опыт развитых стран в области инноваций и их распространения.
    Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, радикально меняя ее технологический базис, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития в будущем.
    Возможности огромной экономии природных ресурсов делают необходимой разработку и проведение эффективной модернизационной и инновационной политики в экономике, что должно проявляться в практической реализации достижений научно-технического прогресса в области технологий, продуктов и услуг. Все новые технологии, которые внедряются и распространяются в экономике, должны соответствовать необходимым экологическим стандартам и нормативам, быть экономически выгодными. Государство должно стимулировать такую технологическую модернизацию и предоставлять государственную поддержку всем
    спектром накопленных в стране и мире экономических и правовых инструментов.
    С широким распространением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и соответствующих экологически благоприятных технологических сдвигов в экономике тесно связано значительное уменьшение затрат природных ресурсов и производимых загрязнений на единицу конечного результата (на макроуровне –на единицу ВВП), выражающееся в уменьшении показателей природоемкости (в частности энергоемкости) и интенсивности загрязнений. В настоящее время в России затраты природных ресурсов и загрязнения на единицу ВВП превышают показатели развитых стран. Вместе с тем нельзя и идеализировать новые технологии. Они способны усилить экологическое воздействие и деградацию окружающей среды. Потенциальные опасности новых технологий хорошо видны на примере ядерных катастроф в Чернобыле (1986) и Фукусиме (2010), аварии нефтяной платформы в Мексиканском заливе (2010). В целом значительная часть достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, инновационная активность человечества часто приводят к необратимым последствиям воздействия экономики на окружающую среду.
    Для России является перспективным подход к технологической модернизации на основе широко распространенной в мире концепции «наилучшей доступной/существующей технологии», задающей высокие научно-технические стандарты для используемого оборудования, в том числе в области ограничений на потребление природных ресурсов и производимых загрязнений. В России эта концепция была законодательно введена в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ ≪Об охране окружающей среды≫. С точки зрения экономических методов регулирования охраны окружающей среды, важным положением Закона является отмеченная в нем необходимость предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, возобновимых (нетрадиционных) видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и т.д. (статья 14). К сожалению, это конструктивное экономическое положение остается декларативным, так как стимулы и льготы за внедрение экологически приемлемых технологий фактически отсутствуют.

    7.7 Устойчивое развитие и общество
    Важнейшую роль в модернизации и обеспечении устойчивого развития должно сыграть гражданское общество. Это и распространение идей, и обеспечение поддержки и активного участия в их реализации, и, в конечном счете, делегирование власти обеспечения продвижения страны в этом направлении. Гражданское общество могло бы выступить в качестве инициатора процесса, который после проведения необходимых оценок и определения приоритетов действий мог бы продемонстрировать заинтересованность населения и делегировать власти обеспечение активного участия страны в продвижении мирового сообщества в направлении устойчивого развития. Прежде всего, это предполагает широкую просветительскую деятельность по распространению идей устойчивого развития. Сегодня не только широкие слои населения, но и многие лица, принимающие решения, имеют весьма смутные представления о том, что такое устойчивое развитие и почему его обеспечение является приоритетом мирового сообщества.
    Успех реализации идей модернизации экономики, энергоэффективности, устойчивого развития зависит от активной позиции и личной заинтересованности каждого. Это определяет необходимость образовательной и просветительской деятельности, целенаправленной работы СМИ и работников культуры, социальной рекламы. Государство должно содействовать обеспечению повышения эколого-экономической культуры населения для реализации задачи повышения энергоэффективности и экоэффективности (включая практические меры сбережения воды, газа, электричества, обеспечения экологических требований при использовании личного транспорта, продовольствия, утилизации отходов и пр.). Необходимо незамедлительное обеспечение экологических знаний – предмет в школе и просвещение, обязательность освещения тематики в СМИ и определение обязательных лимитов для социальной рекламы. Большую роль здесь должны сыграть структуры гражданского общества, включая как массовые общественные организации, молодежные движения, так и профессиональные институты устойчивого развития (как институты общественной политики, работающие в контакте с общественными палатами). Развитие таких институтов как в центре, так и в регионах способствовало бы консолидации усилий экспертного сообщества и вовлечению гражданского общества для определения путей и реализации конкретных задач модернизации экономики для обеспечения устойчивого развития.

    7.8 Выводы и рекомендации
    Процесс модернизации должен позволить заложить основы для экологически устойчивого инновационного развития страны. Среди первоочередных мер, которые должны быть реализованы:
    Разработать и принять Стратегию устойчивого развития страны.
    Экономическая поддержка экологизации экономики и ≪зеленого роста≫, включая страхование, налоги, кредиты, субсидии, тарифы, пошлины и пр.
    Использовать в качестве показателей развития не только ВВП/ВРП, а и показатели, учитывающие «цену» экономического роста для природы и человека. Это индикаторы устойчивого развития – показатели, отражающие истощение природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды.
    Поддержка бизнеса со стороны государства в посткризисных условиях должна сопровождаться обязательным соблюдением экологических требований, развитием «зеленого» производства и инноваций.
    Следует отказаться от высокозатратных мегапроектов по использованию природных ресурсов с непредсказуемыми последствиями для природы и человека, форсирования разработки сложных новых месторождений.
    Обеспечить радикальное улучшение использования природного сырья, повышение отдачи действующих месторождений, обновление оборудования, использование инноваций, «наилучших доступных технологий».
    Обеспечить энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии, углубление переработки сырья, в том числе и для экспорта.
    Поддержка локальных инициатив устойчивого природопользования (инвестиционные проекты): устойчивое лесопользование (включая недревесные ресурсы леса), высокопродуктивное ≪экологически чистое≫ сельское хозяйство, традиционное природопользование, развитие экотуризма и др.
    Необходима разносторонняя оценка природных ресурсов и услуг, развитие механизмов платежей за экосистемные услуги.
    Широко использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества с международным сообществом для повышения энергоэффективности, сокращения выбросов, перевоору жения производства и сохранения природного богатства.