Трансформационные таблицы мсфо. Мастер-класс "трансформация финансовая отчетности из рсбу в мсфо" в электронной модели ms excel

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- государственная пошлина;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов
РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:
- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ - 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);
- налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);
- сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);
- платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%);
- налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);
- налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);
- единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;
- доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;
- доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;
- других источников получения доходов.
Формирование бюджета субъекта РФ за счет собственных и регулирующих налогов
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, сумму поступлений которых в бюджет субъекта РФ можно записать в виде выражения?
(2.84)
где Бс, 8 - общая сумма доходов за счет собственных поступлений и регулирующих видов налогов соответственно.
Собственные доходы включают налоговые 8Н и неналоговые 8НН поступления,
(2.85)
где а = 1...А - общее число региональных налогов и сборов формируемых доходную часть бюджета субъекта РФ;
б = 1...Б - общее число неналоговых поступлений в бюджет субъекта РФ;
К,.., Зпч,- сумма налогового и неналогового платежа, поступающего от одного вида источника соответственно.
Расчет налоговых доходов субъекта РФ
1. Налог на имущество организаций
(2.86)
где С] - налоговая база конкретного вида имущества, определяемая комиссией по рыночной стоимости или по другим методикам с учетом остаточной стоимости;
- налоговая ставка на данный вид имущества, не превышающая 2,2% от стоимости имущества, устанавливаемая субъектом РФ;
і = 1...А] - общее число налогоплательщиков, уплачивающих данный вид налога.
2. Транспортный налог
(2.87)
где Б,., Бг, - сумма транспортного налога и платежа, перечисляемая в бюджет организацией и индивидуальным вла
дельцем транспортных средств соответственно, которые рассчитываются по выражениям:
о
5О=ХТ(2ДХ2; (2.88)
1=1
(2.89)
где Т - количество однотипных транспортных средств, находящихся в распоряжении организации;
СЗД - объем двигателя конкретного транспортного средства;
Л2, А3 - налоговые ставки на 1 куб. см объема двигателя для транспортных средств организаций и индивидуальных владельцев соответственно, устанавливаемые законодательно органом власти субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
1 = 1...0 - количество видов транспортных средств, находящихся на балансе организации;
1.. .А - число организаций, уплачивающих транспортный налог;
1А; - число индивидуальных налогоплательщиков
транспортного налога.
3. Налог на игорный бизнес
85=ЙЫЗХ4(2.90)
где 1...Л3 - общее количество налогоплательщиков (игорных организаций);
1 - 1... а - количество объектов налогообложения организации (игорный стол, автомат, другие игорные средства);
N - количество 1х однотипных средств выигрыша в организации;
>1.4 - налоговая ставка на 1е однотипное средство выигрыша, устанавливаемая законодательным органом субъекта Федерации.
4. Региональные лицензионные сборы
" ХЧл" (2.91)
где 1...А4 - количество лицензируемых видов деятельности, осуществляемых субъектом РФ;
Л - общее число лицензий, выданных органом власти субъекта РФ по одному виду деятельности;
- налоговая ставка лицензионного сбора по одному конкретному виду деятельности, устанавливаемая законодательным органом субъекта РФ на основании Налогового кодекса РФ.
5. Государственная пошлина, взимаемая с юридических и физических лиц за оказываемые услуги учреждениями субъекта РФ, в соответствии с НК РФ поступает полностью в бюджет субъекта РФ и рассчитывается аналогично формуле 2.23.
В целом налоговую составляющую дохода бюджета субъекта РФ можно записать выражением:
V ¦ (2.92)
где i = 1.^ - общее количество налоговых поступлений, формирующих бюджет субъекта РФ;
Sj - сумма ьго налогового поступления, формирующего бюджет субъекта РФ.
Расчет неналоговых доходов субъекта РФ
Неналоговые доходы в региональном бюджете формируются за счет следующих поступлений:
а) Доходов от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, источниками которых являются:
- поступления от приватизации организаций;
- поступления от продажи субъектом РФ принадлежащих ему акций организаций;
- поступлений от продажи квартир;
- поступлений от продажи производственных и непроизводственных фондов и активов, транспортных средств и оборудования;
- поступлений от продажи конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего в собственность субъекта РФ;
- поступлений от продажи земли;
- поступлений от штрафных санкций, административных платежей и сборов;
- поступлений от внешнеэкономической деятельности;
- других поступлений от реализации имущества.
Неналоговые доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, рассчитывается аналогично по формулам 2.242.36.
б) Доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или от деятельности субъекта РФ, которые подразделяются на следующие виды доходов:
- доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- доходы от процентов, полученных от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета субъекта РФ;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат субъекта РФ;
- платежи, поступающие от подведомственных субъекту РФ, организаций;
- другие поступления от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ.
Суммы доходов по каждому виду источников дохода в бюджет субъекта РФ и общая сумма поступлений от неналоговых источников дохода рассчитываются по формулам 2.372.52. Например, доходы от пользования имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ, можно рассчитать по выражению: где 1... А, - общее количество имущества (объектов), находящегося в ведении субъекта РФ и сдаваемого налогоплательщикам с целью получения выгоды (например, аренда объектов) или количество организаций (налогоплательщиков), которым передано имущество во временное пользование;
8п - количество одноименных элементов имущества, переданных организации во временное пользование с целью извлечения выгоды (например, площади здания);
к8 - ставка оплаты одного элемента имущества, переданного во временное пользование (например, 1 кв. м площади, одного станка и т. д.). Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ, например доходы от банковской деятельности, рассчитываются по выражению 2.42.
Регулирующие доходы бюджета субъекта РФ
Регулирующие доходы, формирующие бюджет субъекта РФ, включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативам в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субсидий и трансфертов из федерального бюджета, которые можно описать выражением
Ч". X"" Л " ^" ¦ 12.94)
где 1 = 1...А8 - общее количество налогов, отчисления от которых поступают в бюджет субъекта РФ на основании Налогового кодекса РФ и решения Правительства РФ;
Н; - налоговая база ьго налога;
Щ - часть налоговой ставки по 1му налогу, которая закрепляется за субъектом РФ от общей ставки налога;
а = 1...Д, - общее число отчислений из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т. д.;
8а - сумма аго вида отчисления (дотации, субвенции, субсидии и т. д.).
В частности, каждую доходную часть бюджета субъекта РФ за счет регулируемых видов налогов в отдельности можно записать в следующем виде:
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, формулами 2.9, 2.10 с К, = 0,8;
- налога на доходы физических лиц, - формулами 2.14, 2.15 с Кф = 0,7;
- налога на наследование и дарение, засчитываемого в бюджет субъекта РФ в полном объеме (до принятия решения о его отмене) - формулой
8н=(Сн8ь)хЛн, (2.95)
где Сн - стоимость наследуемого имущества, сумма наследуемых денежных средств;
8ь - сумма налогового вычета, устанавливаемого законом, в зависимости от степени родства (супруги, дети, родственники);
Хн - налоговая ставка;
- акцизов на спирт этиловый, на спиртосодержащую продукцию, автобензин, дизтопливо, моторные масла - формулами 2.7, 2.8;
- налога на добычу полезных ископаемых - формулами 2.16, 2.17;
- сбора за пользование объектами водных биоресурсов - формулами 2.19, 2.20;
- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - формулой
П
* (2.96)
і=1
где і = 1...П - количество налогоплательщиков, уплачивающих налог в бюджет субъекта РФ;
Бн - сумма дохода налогоплательщика, получаемая в течение отчетного года;
Лн - налоговая ставка, равная 0,9 (норматив 90%);
- единого сельскохозяйственного налога, взимаемого с товаропроизводителей по нормативу 30%, - формулой, аналогичной формуле 2.93.
Состав доходов региональных бюджетов последних лет можно охарактеризовать данными, представленными в табл. 2.7.
Таблица2.7
№ % к общей сумме дохода
Наименование показателя
п/п 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2002 г. 2004 г.
1 Налоговые доходы: 67,7 67,3 68,7 70,2 71,8
- налог на прибыль 16,8 15,7 14,9 15,2 16,1
- подоходный налог с физических лиц; 9,4 9,3 9,8 10,2 11,3
- налог на добавленную стоимость 12,9 13,1 12,8 12,9 13,0
- акцизы 3,7 3,9 3,8 4,0 4,2
- налог на имущество организаций 8,9 7,8 8,4 8,3 7,9
- платежи за пользование природными ресурсами 6,9 7,1 7,3 7,3 12,6
- другие доходы 9,1 10,4 11,7 12,3 6,7
2 Неналоговые доходы: 4,6 4,8 4,0 4,0 3,3
- доходы от государственной собственности и деятельности 1,1 1,3 1,4 1,3 1,1
- доходы от продажи имущества 1,4 1,6 1,4 1,4 1,2
- другие доходы 2,1 1,9 1,2 1,3 1,0
3 Безвозмездные перечисления: 27,7 27,9 27,3 25,8 24,9
- дотации 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2
- субвенции 0,9 0,8 0,7 0,7 0,6
-средства, перечисляемые по взаимным расчетам 7,7 6,9 7,2 6,8 6,3
- трансферты 13,1 14,3 14,2 13,2 12,8
- целевые бюджетные фонды 5,2 4,9 4,5 4,4 4,6
- другие перечисления 0,7 0,8 0,6 0,6 0,4
Итого: 100 100 100 100 100
Из табл. 2.7 видно, что в доходах региональных бюджетов главную роль играют регулирующие виды федеральных налогов, доля которых превышает 65%. Безвозмездные отчисления из федерального бюджета превышают 25%. На долю неналоговых доходов субъектов РФ приходится не более 6%, а в последние годы она сокращается и не превышает 34%.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет доходы бюджета как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» .

Данное определение вряд ли можно признать удачным.

Как правильно, по нашему мнению, отмечает Ш.В. Кара-оол, во-первых, признаки безвозмездности и безвозвратности соответствуют не всем видам доходов бюджетов. Так, в доход бюджета поступают денежные средства, которые государство (а в соответствующих случаях и субъект Российской Федерации) обязано возвратить полностью и в определенный срок (государственные кредиты, займы и т. д.).

Во-вторых, вызывает сомнение установление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы только законодательством Российской Федерации. Действие принципа федерализма в государственном устройстве России обусловливает правотворчество и субъектов Российской Федерации, в том числе в бюджетной сфере. Нормативные правовые акты, регулирующие определенные виды доходов местных бюджетов, принимаются и на муниципальном уровне .

В-третьих, законодатель неоправданно сузил сферу всеобщности доходов бюджета, определив их принадлежность органам власти.

Доходы бюджета принадлежат публично-территориальному образованию в целом: Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям, а соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления только реализуют бюджетную компетенцию от имени этого публично-территориального образования.

На основании изложенного доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно было бы определить следующим образом: это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации .

На рис.2 отражены межбюджетные отношения и доходная база, размещенная на территории субъекта Федерации.

Рис. 2. Межбюджетные отношения и доходная база, размещенная на территории региона

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

В доходах бюджета могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по социально-экономическому признаку,поступления в бюджет субъекта Российской Федерации можно подразделить на:

1) поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации;

2) поступления от негосударственных организаций и граждан, где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности .

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

1) налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

2) неналоговых доходов;

3) иных поступлений.

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ подразделяются:

а) на собственные налоговые доходы от региональных налогов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ и статьей 56 Бюджетного кодекса РФ;

б) на отчисления от федеральных налогов и сборов, по нормативам, определенным БК РФ.

Зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов:

Налог на имущество организаций – по нормативу 100%;

Налог на игорный бизнес – по нормативу 100%;

Транспортный налог – по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Налог на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%;

Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%;

Акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%;

Акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60%;

Акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%;

Акцизов на пиво – по нормативу 100%;

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%;

Налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100%;

Налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60%;

Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 30%;

Сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%;

Государственной пошлины – по нормативу 100% .

Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

20% зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;

80% распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

а) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет в размерах, установленных законами субъектов РФ;

б) плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;

в) платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню - по нормативу 100%;

г) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, - по нормативу 100%;

д) иные неналоговые доходы (штрафы и тому подобное) .

Между налогами и неналоговыми платежами много общих черт, основные из них:

Установление законодательным порядком размеров и условий взимания;

Обязательность уплаты;

Принудительный характер изъятия;

Связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;

Безэквивалентность платежа.

Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж – это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и не регулируется законами о налогах и сборах.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;

Субвенций из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;

Субвенций из регионального фонда компенсаций;

Перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований .

Межбюджетные трансферты – универсальное явление, свойственное большинству государств, так как бюджетное устройство практически всех стран основывается на децентрализации полномочий. Децентрализация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для минимизации негативных эффектов от децентрализации налоговых полномочий и расходных обязательств используются межбюджетные трансферты.

Выделяют три основные задачи рассматриваемого инструмента: компенсация внешних эффектов, возникающих в виде перелива выгод от деятельности властей, выравнивание доходов субнациональных бюджетов, а также устранение недостатков налоговой системы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет: налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; неналоговых доходов; иных поступлений. В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов.

Виталий Авдеев , к.э.н., аудитор

Коллеги! В этой статье решил по-простому, без галстуков, рассказать про то, как мы упростили процесс трансформации отчетности из РСБУ в МСФО. Не просто упростили, но и обеспечили настолько полное и корректное по форме раскрытие информации, которому могут позавидовать крупнейшие аудиторские фирмы мира (которым обычно завидуем мы ). Почему только по форме ? К нам часто обращаются клиенты с вопросом:

– У вас есть программа, которая трансформирует российскую отчетность в МСФО?

– Есть, "Отчетность по МСФО + трансформация".

– Я смогу ввести российскую отчетность, а программа выдаст отчетность по МСФО?

– Да, это будет красивая отчетность по МСФО, где все показатели выверены и взаимоувязаны. Но чтобы это была качественная отчетность, правильная не только по форме, но и по содержанию, вам нужно будет урегулировать различия между МСФО и РСБУ, ввести корректировочные проводки.

Часто на этом вопросы заканчиваются, многие верят, что можно получить отчетность по МСФО абсолютно без знаний стандартов. Мы имеем опыт создания программ, где проф. знания совсем не нужны, все делает машина (" "), но с МСФО так не получится при всем желании. Да, мы упростили процесс подготовки отчетности настолько, насколько это было возможно, сделали его наглядным, но понимания стандартов это не заменяет. МСФО – это другая история, не финанализ. История, которая началась для меня примерно 10 лет назад. Но прежде чем начать рассказ, обозначу, о чем именно сейчас пойдет речь:

  • сначала расскажу, где нашел идеальные формы отчетности по МСФО;
  • далее – о двух подходах к трансформации отчетности (поскольку один из них – собственное изобретение, на конференциях коллеги просят рассказать подробнее);
  • про план счетов по МСФО;
  • как мы решили техническую проблему ввода корректировочных проводок;
  • зачем сделали специальный инструмент, а не остались на Excel"e, и как он работает.

Где взять отчетность по МСФО

Все началось примерно 10 лет назад, когда наша организация начала оказывать услуги в области МСФО. Cдав ДипИФР и замахнувшись на полную ACCA, в рабочее время приходилось решать задачи сугубо практические – помимо обычного аудита оказывать услуги по трансформации отчетности. Первое время обходился наработками коллег в Excel"е, формами из примеров и "живых" отчетов публичных компаний. Но быстро понял, что так дело не пойдет – нужны шаблоны отчетности. Такие шаблоны, чтобы придя на очередное предприятие, я не забыл раскрыть что-то, что требуют стандарты. И чтобы сами формы отчетности были неким образом стандартизированы, чтобы не "рожать" их под каждого клиента, а брать за основу готовый шаблон. Здесь и возникла первая проблема, актуальная для всех начинающих специалистов по МСФО: где взять формы отчетности по МСФО?

Это нам в России Минфин утверждает рекомендованные формы бухгалтерской отчетности. А МСФО, как известно, форм отчетности не содержат . Там есть лишь упоминание о том, что нужно раскрыть, "размазанное" на более чем 1000 страниц. Так где же взять формы? Перечень вариантов небогат:

а) найти примеры в обучающей литературе;

б) подсмотреть у коллег – изучить отчетность крупных публичных компаний, благо, все они выкладывают отчетность в Интернет;

в) сделать самому.

Собственно, по замыслу разработчиков МСФО, самый правильный вариант – последний. Стандарты говорят, что нужно раскрыть в отчетности, а как это будет выглядеть на бумаге – ваша проблема. Вот этой проблемой я и занялся. Несколько месяцев изучал страница за страницей оригинальные тексты стандартов, выбирая из них все положения с требованиями к раскрытию информации, попутно переводя их на русский язык и формируя отчетные таблички.

Есть такая штука – Таксономия МСФО – представление отчетности по МСФО в виде структурированного файла для целей хранения и передачи в электронном виде. То есть, разработчики стандартов сами прошлись по всем текстам и выбрали все-все, что должно быть раскрыто согласно стандартам: и числовую информацию, и текстовые примечания. Тысячи показателей! Получился колоссальной ценности труд, который к тому же ежегодно обновляется по мере изменения МСФО, поддерживается в актуальном состоянии. Такой вот справочник раскрытия информации по МСФО в электронном виде. Почему же об этом мало кто знает и все продолжают практиковать указанные выше 3 варианта?

Таксономия МСФО сделана не для людей, а для машин. Не хакер там не разберется. А хакеру это не нужно, нужно бухгалтеру, который далек от технических нюансов. В итоге фантастический по ценности источник информации, на который тратится много сил (и денег, наверное), пропадает без дела. То, для чего таксономия задумана, быть "мостиком" для передачи отчетности в электронном виде, на практике мало кому нужно. Зачем? Ведь ФНС не заставляет сдавать отчетность в таком электронном виде. И ЦБ не заставляет (хотя, слышал, рассматривает такую возможность). А пока никто не требует, ни в РФ, ни в мире, никому это не нужно.

Кстати, у американцев тоже есть таксономия – Таксономия US GAAP. Ее тоже никто не хочет использовать, но там, вроде бы, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) стала принимать в отчетность в этом формате, поэтому кое-как зашевелилось. Впрочем, им не завидую, Таксономия МСФО намного лучше по структуре (с позиции пользователя, бухгалтера), чем US GAAP.

Итак, есть великолепный источник информации, Таксономия МСФО, но абсолютно бесполезный для бухгалтера. Несправедливо. И мы в своем ИТ-подразделении решили эту несправедливость исправить. С помощью специальных алгоритмов "развернули" таксономию из абсолютно нечитаемого для обычного человека бухгалтера вида, в понятный, привычный вид финансовой отчетности. На свет появился бесплатный образовательный проект – IFRS Disclosure Guide ("Справочник раскрытия информации по МСФО"; для сравнения там есть и US GAAP). По ссылке вы можете наблюдать идеальную отчетность по МСФО, т.е.:

  • отчетность в том виде, как ее представляют сами разработчики стандартов;
  • отчетность, где под каждой строкой, под каждым показателем подложена ссылка на пункт стандартов, который обязывает эту информацию раскрыть (кликните на строке – мы выдаем карточку с этой и другой информаций из таксономии; например, какого типа этот показатель "на дату" или "за период");
  • отчетность, где представлены все до единого показатели, которые требуется раскрыть согласно требований стандартов.

К сожалению, данный справочник исключительно на английском языке – среди иностранных языков, на который переведена таксономия МСФО, русского нет. Но для форм, готовых к заполнению, большую часть показателей мы перевели на русский язык – их можно посмотреть в .

Переходим к заполнению отчетности

Итак, формы отчетности у нас есть. С какой стороны подойти к процессу их заполнения? Если вы ведете учет по МСФО параллельно с российским, то вопрос снимается – отчетность делают по данным бухгалтерского учета. Но полноценный учет по МСФО ведут единицы, слишком трудоемкое это дело. Большинство компаний трансформируют российскую отчетность в международную по итогам года (реже – поквартально). И здесь можно выделить два подхода: от "оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ)" и "от Баланса".

Трансформация от ОСВ – традиционный способ, который получил широкое распространение еще в пору прихода МСФО в Россию. Смысл его в том, что берется оборотка из РСБУ, "стыкуется" с планом счетов по МСФО и корректировочные проводки вносятся в ОСВ по МСФО. Далее, как в случае с любой отчетностью, на основе данных по счетам учета, собранным в ОСВ, формируется Баланс, ОПУ (на самом деле, сейчас это "Отчет о финансовом положении", "Отчет о совокупном доходе", но для краткости буду называть по старинке) и другие формы отчетности, примечания. Схема процесса такая:

Первые трансформации я именно так и делал, от ОСВ. Однако процесс не казался мне оптимальным по следующим причинам.

Во-первых, при таком подходе напрочь "выбрасывается" российская отчетность, т.е. идет откат на шаг назад, обратно к ОСВ. Это было оправданно во времена, когда российская отчетность по форме настолько отличалась от международной, что отталкиваться от российской не имело смысла. Но время шло, РСБУ постепенно сближали с МСФО и сейчас уже нет пропасти между этими двумя форматами отчетности.

Во-вторых, подход "от ОСВ" подразумевает, что вы должны разработать план счетов по МСФО. Понятно, что он должен быть максимально похож на российский план счетов, чтобы состыковать российскую и МСФОшную оборотку. Но проблема здесь в том, что МСФО – это вовсе не стандарты учета, а стандарты отчетности. План счетов по МСФО каждый видит по-своему, эталона, на который можно было ориентироваться, нет и не может быть. А это уже плохо. Например, на многочисленных теоретических курсах по МСФО преподаватель говорит слушателям:

– Делаем корректировочную проводку: Д-т Запасы К-т Капитал

В теории понятно, но когда человек начинает проделывать это на практике, оказывается, что и запасы бывают принципиально разные (оборотные и внеоборотные) и компонентов капитала несколько, нужно выбрать подходящий. Сравните это с унифицированным планом счетов в РСБУ, где проводки все понимают однозначно.

С другой стороны, какой бы подход вы не выбрали, "от ОСВ" или "от Баланса", без плана счетов по МСФО вам не обойтись – корректировочные проводки-то делать нужно. Как быть? Эту проблему решил следующим интересным образом.

Любой план счетов – это отражение отчетности. Например, мы учитываем на 01 счете в части первоначальной стоимости, и на 02 – амортизации. Так удобней и наглядней, но в отчетности эти два счета склеятся в одну строку "Основные средства". В то же время, какие-то счета наоборот детализируются в отчетности. Например, счет 90 "Продажи" попадает в отчетность по частям: в "Отчете о финансовых результатах" мы видим отдельно выручку, отдельно себестоимость.

То есть любой план счетов – это фактически показатели двух ключевых форм отчетности: Баланса и ОПУ. Так зачем изобретать велосипед, если в качестве плана счетов можно использовать сразу строки отчетности: "Отчета о финансовом положении" и "Отчета о совокупном доходе"? Тем более такой план счетов не особо отличается по составу от привычного нам. Что дал такой подход, т.е. план счетов на базе отчетных форм:

  1. План счетов по МСФО перестал быть "фирменным" изобретением (моим, Б4 или еще чьи-либо, что было в любом случае творением субъективным). Мы берем Баланс и ОПУ из таксономии по МСФО, т.е. перечень показателей и их группировку по данным самих разработчиков стандартов. При этом план счетов получается минимальным и достаточным для составления отчетности.
  2. Отпала необходимость стыковать план по МСФО с отчетностью по МСФО, как это обычно делается в бухгалтерии. Больше не нужна схема, какие счета учета в какие строки отчетности попадут, все один к одному.
  3. Отпала необходимость делать оборотно-сальдовую ведомость по МСФО, т.к. теперь корректировочные проводки можно делать на уровне отчетности. Проводка сразу попадает в актив-пассив Баланса, в ОПУ. При этом Баланс не "разваливается", т.е. соблюдается принцип двойной записи. На практике ввод таких проводок ничем не отличается от привычных бухгалтеру операций Дебет-Кредит (ниже это наглядно покажу).
  4. Корректировочные проводки стали наглядными и понятными для коллег, клиента. Мы отражаем их в рабочих документах и распечатываем клиенту. Никакого черного ящика. Если после нас трансформацию будет делать другой аудитор или сам клиент, вопрос "Откуда эта цифра в отчетности?" не возникнет.

Возвращаясь к подходу трансформации "от Баланса". Как видно на схеме выше, мы не делаем шаг назад к ОСВ, а отталкиваемся от российской отчетности. Сначала делается "грубая" трансформация – показатели российской отчетности переносятся в аналогичные по смыслу строки отчетности по МСФО. И далее непосредственно в отчетности по МСФО отражаются все корректировочные проводки, призванные урегулировать различия между МСФО и РСБУ. План счетов мы используем на основе строк той же отчетности по МСФО, как пишу выше, поэтому проводки типа Дебет-Кредит можно отражать сразу на уровне отчетности, не прибегая к составлению оборотки по МСФО.

Если подытожить плюсы и минусы этих двух подходов к трансформации, получим следующее.

Комментарий к сравнительной таблице. О плане счетов по МСФО мы уже поговорили – он нужен, без него никуда, но при подходе "от Баланса" мы его не "изобретаем", а берем из Баланса и ОПУ.

Трудоемкость процесса. Идя "от Баланса" мы сокращаем себе путь, не возвращаемся назад к ОСВ, не стыкуем российские счета со счетами по МСФО, не переносим данные со счетов по МСФО с отчетность. Разумеется, это экономит время и усилия.

Как-то мне сказал коллега: "Как вы можете отталкиваться от российской отчетности, когда в каждом втором случае я вижу, что бухгалтер сделал ее неправильно?! Возвращаясь к ОСВ, я решаю эту проблему, делаю правильную отчетность по МСФО". На что я возразил – если бухгалтер не смог сделать правильную отчетность из ОСВ, то наверняка и в ОСВ, и в отдельных проводках ошибок у него предостаточно. Поэтому в таких случаях можно полагаться только на аудиторов, проверяющих весь учет по РСБУ.

Самый интересный пункт в этой таблице – последний, "Наличие специализированного ПО". Почему подход от ОСВ был изначально взят на вооружение в России? Потому что специального ПО для трансформации не было, самый простой способ отразить проводку – дедовская "шахматка". То есть достаточно Ecxel"а, чтобы свести проводки в ОСВ и далее – в отчетность.

При подходе "от Баланса" корректировочные проводки нужно отражать сразу в отчетности. Ничего фантастического в этом нет, проводка вместо того, чтобы оказаться в ОСВ и далее в Балансе, попадает в отчетность, минуя предварительный "накопитель" в виде ОСВ. Это тоже можно реализовать в Excel"e, мне удавалось сделать это без использования макросов, а только формулами в ячейках. Несколько лет такую отчетность в Excel"e мы использовали сами и продавали коллегам. Там можно было вводить проводки в виде Дебет-Кредит, они сразу разносились в Баланс и ОПУ. Но со временем Excel перестал нас устраивать. Почему?

  1. Корректировочные проводки автоматически попадали только в Баланс и ОПУ. Но есть Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях в капитале и многочисленные примечания, взаимоувязанные с этими формами отчетности. Чтобы корректировки попадали и туда, в Excel"e пришлось бы написать на макросах целую программу, в результате таблицы лишились бы главного преимущества Excel"а – наглядности, возможности проследить все вычисления по формулам в ячейках.
  2. Отчетность по МСФО – это десятки разделов, сотни таблиц в примечаниях и тысячи показателей! Достаточно посмотреть упомянутый выше IFRS Disclosure Guide . И все эти показатели, таблицы сильно взаимоувязаны, как дерево, от ствола (Баланса) идут многочисленные детализации. Например, из одной строки "Денежные средства и эквиваленты денежных средств" вырастает целая таблица – Отчет о движении денежных средств. Это дерево можно выстроить в Excel"е, в одной ячейки использовать результаты вычислений в другой. Но есть проблема. Если вы ввели в ячейку формулу, то ввести туда готовое число, не испортив формулу, невозможно. Получается, мы не можем вручную изменить строку "Основные средства" в Балансе, потому что в примечаниях этот показатель складывается как сумма основных средств по видам, и как результат остатка и движения за период. Получается, заполнять таблицы в Excel"е можно только от частного к общему, т.е. в формуле А+В=С нужно сначала ввести А и В. Ввести сумму сразу в ячейку С нельзя – "убьете" формулу. В случае же с отчетностью по МСФО часто удобней сначала ввести общую сумму, а потому расшифровать ее в примечаниях по составляющим в различных разрезах. Я уж не говорю про то, что многие показатели получаются по нескольким равноправным формулам (пример с ОС выше), а в Excel"е в одной ячейке может быть только одна формула.

    Решение этой проблемы было для нас, пожалуй, самой нетривиальной задачей. Нужны были таблицы, где можно вводить как составляющие формулы, так и ее итог, при этом формула не должна пропадать, нужна возможность вновь вернуться к автоматическому пересчету. Решить эту проблему удалось очень простым алгоритмом, уникальность которого, тем не менее, позволила запатентовать его как изобретение. Смотрите в коротком , как это работает.

  1. Заполнять таблицы удобнее в Excel"е, писать текст и готовить отчет для печати – в Word"е. Первое время мы пытались решить эту проблему путем связей между двумя продуктами Майкрософта, вставляя таблицы Excel"а в Word"е. Но отчетность по МСФО – более сотни страниц, тысячи показателей – связи работали неустойчиво, зависали, да и желаемое удобство едва ли обеспечивали.

Еще в Excel"е было хоть и теоретически возможно, но крайне неудобно автоматически рассчитывать трансформационные курсовые разницы и др. технические моменты. Поэтому сейчас мы используем MS Excel для различных вспомогательных расчетов, таких, как пересчет договоров лизинга. А непосредственно для заполнения отчетных форм, построенных на базе таксономии МСФО, мы разработали новую программу с тем же названием "Отчетность по МСФО + трансформация", но уже не на Excel"е, а в виде специализированного веб-приложения. Сейчас я наглядно расскажу, как этот инструмент работает.

Для кого мы старались

Прежде всего, обратите внимание: продукт хоть и коммерческий, но все, о чем пойдет речь, можно , абсолютно бесплатно, достаточно . Платный режим работы программы отличается от бесплатного только тем, что в платной версии по итогам заполнения отчетных форм компонуется красивый, готовый для вывода на принтер отчет. Мы не стали в пробной версии ограничивать состав отчетности, и вот почему:

а) чтобы можно было полноценно попробовать программу, убедиться, что она вам подходит;

б) если вы бедный студент или готовитесь к ДипИФР, то программу можно использовать в образовательных целях: изучать состав отчетности, взаимосвязи показателей – очень помогает разложить все знания по полочкам, рекомендую!

в) если у вас малый бизнес и с деньгами совсем туго, либо вы готовите отчетность с помощью других программ, можете бесплатно заглядывать в наш продукт как в чек-лист, проверять, все ли показатели, раскрытие которых требуют МСФО, есть в вашей отчетности. Бьюсь об заклад, какой-нибудь из тысяч показателей вы забыли раскрыть в своей отчетности, даже если вы суперпрофи .

Поэтому уверен, что результат нашего труда будет полезен и начинающим и опытным специалистам.

Что представляет собой программа "Отчетность по МСФО + трансформация" и как она работает

Наш опыт продажи ПО для гуманитариев (бухгалтеров, аудиторов), показывает, что программа, где больше 3-х кнопок, пользователю непонятна . А темп нашей жизни сейчас таков, что читать многотомные инструкции и записываться на курсы, если это не 1С, отважатся единицы. Поэтому все свои программы мы делаем так, чтобы пользователь мог работать без предварительного обучения, понимать с первого взгляда. Как гласит современная мудрость, правильный интерфейс – как хороший анекдот, его не нужно разъяснять. Вот и программа для отчетности по МСФО состоит, по сути, из 3-х кнопок.

Как строится процесс подготовки отчетности с помощью нашей программы. Последовательность такая:

Блоки, где нарисован человек – ваша задача; где микросхема – программа делает автоматически. По шагам это делается так:

Шаг 1. По кнопке "РСБУ" вы вводите 4 формы российской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчёт о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств. Почему только 4, а как же пояснения к отчетности? Дело в том, что указанные 4 формы имеют определенный (рекомендованный Минфином) вид и они явно сопоставляются с аналогичными формами по МСФО. Российские примечания к отчетности значительно отличаются от того, что мы имеем в МСФО, поэтому здесь расшифровки нужно будет ввести непосредственно по данным российского учета из бухгалтерской программы.

И здесь уже видим интересный момент. Вы можете заполнять формы в любом порядке, любые строки, суммы будут считаться автоматически. Но как только вы введете неправильную сумму или обнаружится неувязка показателей, ячейка тут же окрасится в красный цвет. И можно, кликнув правкой кнопкой мышки ("Показать по формулам"), получить подсказку, где расхождение. Таким же образом контроль взаимоувязки показателей работает и при заполнении форм по МСФО. Но там совсем другие масштабы – сотни таблиц со взаимосвязанными показателями, нужен глаз да глаз, чтобы что-то не нарушить. Окрашивая ячейки в "ошибочный" (красный) и "предупредительный" (желтый) цвета мы обеспечиваем взаимоувязку показателей, пользователь не ошибется. Подробней про "игру в цвета" писал .

Кому вводить руками российскую отчетность лень, можно загрузить из xml-файла, который сдаете в налоговую.

При вводе российской отчетности обратите внимание на такой момент. Формы полностью соответствуют минфиновским, но в ОДДС некоторые строки дополнительно расшифрованы (выделил желтым на картинке ниже; у этих строк нет кодов Росстата).

Это нужно для того, что, чтобы сразу точней перенести данные о движении денежных средств в МСФОшную форму, чтобы не пришлось потом вводить много дополнительных корректировочных проводок. С помощью корректировочных проводок можно поправить отчетность любым образом, но зачем заставлять пользователя делать всегда одни и те же проводки, если можно просто добавить пару строк с расшифровкой в форму ввода?

Итак, вы ввели данные отчетности по РСБУ, а оглавление выглядит так – есть желтый восклицательный знак напротив ОДДС:

Желтый знак там потому, что вы не расшифровали все показатели в ОДДС, о чем я только что говорил. Зайдите в ОДДС, и введите данные, чтобы желтые ячейки стали белыми. После этого и только после этого можно идти в отчетность по МСФО! Если переключится на МСФО, не заполнив должным образом РСБУ, то в отчетности по МСФО мы изначально будем иметь неувязку показателей.

Шаг 2. Когда отчетность по РСБУ заполнена, нет ни красных, ни желтых ячеек (т.е. все введено верно), можно переходить по кнопке "МСФО" – вы обнаружите, что введенные вами российские данные перешли в аналогичные формы отчетности по МСФО.

По каким правилам идет перенос данных – не секрет, смотрите сопоставительные таблицы в разделе "Настройки-Схема трансформации". Селектором "Форма" выбираете, какая из 4-х форм вас интересует:

Итак, перешли по кнопке "МСФО". Видим оглавление отчетности по МСФО с желтыми значками:

Это нормально. Красных значков быть не должно, если вы правильно заполнили отчетность по РСБУ. А желтые есть, они говорят о том, что в отчетности по МСФО есть много показателей, которые нужно расшифровать: основные средства, запасы, финансовые инструменты… Поэтому вы ищите все желтые ячейки и смотрите, в какой таблице детализируется данный показатель – достаточно кликнуть на ячейке правой кнопкой мыши и выбрать пункт "Показать по формулам".

Как видно на снимке, основные средства – это не только сумма в балансе, но и в примечаниях следует расшифровать общую сумму по видам основных средств, а также разложить ее на первоначальную стоимость и амортизацию. Кликнув на ссылке "Основные средства" в начале этого окошка, можно сразу перейти в нужный раздел примечаний и заполнить там таблицы с данными об ОС. После чего строка "Основные средства" в Балансе от желтухи исцелится .

Таким образом, в отчетности по МСФО вам нужно:

а) пройтись по всем желтым ячейкам, расшифровать показатели;

б) заполнить многочисленные примечания в части тех операций, которые есть у вас в компании. Нет у вас "Биологических активов" – не обращаете внимание на этот раздел примечаний, на печать пустые таблицы не уйдут.

Теперь, когда оглавление отчетности по МСФО не имеет красных и желтых значков, т.е. все показатели взаимоувязаны верно, можно переходить к корректировочным проводкам. Но не раньше! Дело в том, что корректировочная проводка – это и она не может нарушить баланс. Но если вы не расшифровали все показатели, оставили желтые ячейки, ввод корректировочной проводки может привести к тому, что появятся красные ячейки – если значение из проводки попадет в показатель, который вы не детализировали это вызовет расхождение в формуле. Поэтому корректировочные проводки делаем после того, как ни красных, ни желтых ячеек у нас не осталось.

Шаг 3. Корректировочные проводки (кнопка "Корректировки"). Полнее о них можно почитать . Добавлю только, что механизм корректировочных проводок у нас фантастически удобный! Вы вводите их как в бухгалтерии, Дебет-Кредит, а программа сама отражает проводку непосредственно в отчетности по МСФО. Причем отражает так, чтобы ни Баланс, ни какая-либо другая таблица в примечаниях, на которую влияет наша корректировка, не "развалилась". Программа видит все зависимости между показателями (т.е. формулы) и уже в момент ввода проводки просит вас уточнить все моменты, которые нужны для правильного ее отражения. Выглядит это как субконто в 1С. Посмотрите на картинку:

Я ввожу сторнировочную проводку, где по дебету у меня "Себестоимость продаж", а по кредиту "Основные средства". Но программа видит, основные средства – это итого формулы "Первоначальная стоимость минус Амортизация", поэтому спрашивает, к первоначальной стоимости или амортизации относится проводка (выбрано "Накопленная амортизация и обесценение ОС"). Также программа видит, что основные средства в примечаниях расшифрованы по видам. А значит, если не спросить, к какому виду относится проводка (в данном случае это "Машины, приборы и оборудование"), то и в таблице расшифровки ОС по видам отразить операцию программа не сможет. Еще программа видит таблицу в примечаниях, где расписано движение основных средств за период: Остаток на начало + Приход – Выбытие = Остаток на конец. В таблице перечислены виды движения: Поступление, Амортизация, Переоценка и т.п. Поэтому под счетом "FP:Основные средства" мы видим первый же селектор, где я выбрал "Амортизация основных средств" (т.е. не покупка, не продажа и не переоценка, а именно амортизация).

Вы не представляете, какие связи открываются, когда программа автоматически, по формулам строит все дерево зависимостей! Сначала даже трудно поверить, что все так глубоко увязано . Например, на картинке – Дебет "PL: Себестоимость продаж". Появившиеся под дебетом селекторы ("субконто") говорят, что себестоимость в итоге оказывается в компонентах капитала (в данном случае выбрано "Нераспределенная прибыль"), т.е. влияет на показатели Отчета об изменениях в капитале. И это не самая сложная зависимость – поиграйтесь с проводками, выбирая , вы увидите, как от Баланса расходятся многочисленные расшифровки показателей. С помощью Excel"а проследить все зависимости было бы крайне сложно, а здесь программа все показывает в режиме реального времени.

Шаг 4. Отчетность по МСФО – это не только цифры, но и много-много текстовых примечаний. Вы ходите по разделам, смотрите, что нужно пояснить и, если это актуально для вашей организации, пишите текст. Так уж точно ничего не забудете – все, что требуют стандарты, есть в программе, спасибо таксономии!

Шаг 5. Когда отчетность готова, можно выбрать язык, на котором хотим получить готовый отчет, валюту (если отличается от рубля) и отчет готов!

Здесь нужно обратить внимание на следующее.

Валюта . В списке вы видите только функциональную валюту (обычно – рубль). Чтобы там появился доллар или евро, нужно ввести курсы валют в справочник (Настройки-Справочник валют) за данный период . При выборе валюты отчетности, отличной от функциональной, расчет и добавление в соответствующие строки трансформационных курсовых разниц произойдет автоматически, на лету. Это очень экономит усилия, ведь расчет трансформационных разниц – нетривиальная задача, почти 8 лет назад писал про это . Программа прослеживает все формулы, зависимости между показателями, чтобы рассчитать трансформационную разницу и подставить в нужную строку. И затрагивает это не одну таблицу, а множество – как минимум все, где есть остаток на начало, движение и остаток на конец.

Язык . Все показатели, таблицы, заложены в программу как на русском языке, так и в оригинальном написании, на английском. Причем язык мы выбираем не обязательно только для печати – если вы привыкли иметь дело с оригинальными наименованиями показателей, как в стандартах, включайте английский и работайте с таблицами на этом языке. Также обратите внимание, что если вы собираетесь распечатать отчетность не только на русском, но и на английском языке, то и текст по ходу примечаний вы также должны вводить на двух языках (при вводе примечаний есть переключатель языка). Просто некоторые думают, что раз все показатели у нас на двух языках, то и текст пользователя тоже переведем с русского на английский на лету. Увы, хотите общаться с западными инвесторами, учите язык (или ищите переводчика). На самом деле, наличие оригинального наименования всех финансовых показателей на английском языке делает отчетность понятной инвестору – специальные термины сложны для качественного перевода даже опытным лингвистам.

В этой статье попытался рассказать своими словами о том, что, как и почему мы делаем в сфере МСФО. Я не сказал про то, что программа экономит усилия, беря на себя техническую работу при консолидации отчетности, что над одной отчетностью можно работать совместно нескольким пользователям, вводить корректировочные проводки на уровне отдельной фирмы или на уровне консолидированной отчетности. Об этом написано в . Главное, на что хочу обратить внимание – использованные подходы и к получению форм отчетности, и к их заполнению не имеют аналогов ни в РФ, ни в мире, поэтому знакомство с ними наверняка пополнит багаж ваших профессиональных знаний .

P.S. А еще у нас есть бесплатный , даже регистрации не требует.

Многие российские компании сегодня задумались или уже перешли на составление отчетности по МСФО. При этом менеджмент компании может выбрать два варианта подготовки финансовой отчетности. Трансформацию отчетности или настройку параллельного учета в компьютерных программах, когда один раз введенная в систему операция отражается как в книгах учета по РСБУ, так и в МСФО.

Трансформация отчетности – это тот способ, с которого целесообразно начинать движение к МСФО. Суть – перекладка российской бухгалтерской отчетности в отчетность по МСФО с необходимыми корректировками.

Этапы трансформации отчетности по МСФО

Условно можно выделить несколько этапов, которые должна пройти компания при трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО .

1 этап. Сбор информации и накопление различий (поправок) между практикой применения РСБУ в компании и требованиями соответствующих МСФО. Для этого потребуется провести анализ российской учетной политики на соответствие требованиям МСФО. Также будут нужны дополнительные данные, которые физически отсутст-вуют в бухгалтерском учете. Например, сведения о «старении» дебиторской и кредиторской задолженности, рыночная стоимость основных средств и т. д. Можно рекомендовать перед началом трансформации провести аудит российской отчетности, чтобы не копировать ошибки в отчетность по МСФО.

2 этап. Реклассификация отдельных хозяйственных операций, учтенных в соответствии с РСБУ, внесение необходимых трансформационных корректировок. Реклассификация – это перемещение данных из одной статьи отчетности в другую, зачастую без изменения суммы соответствующей статьи. Например, при трансформации из РСБУ в МСФО необходимо переклассифицировать краткосрочную часть долгосрочных кредитов. В отчетности по МСФО они будут отражены как краткосрочные обязательства.

3 этап. Формирование финансовой отчетности по МСФО.

Корректировки при трансформации отчетности

Во многом вносимые трансформационные правки будут зависеть от специфики деятельности компании и особенностей ее хозяйственных операций.

Амортизация основных средств. При трансформации отчетности по МСФО может потребоваться ускорение амортизации основных средств, если российские сроки полезного использования слишком велики. В соответствии с РСБУ нет возможности изменить бухгалтерскую оценку в отношении срока полезного использования или метода амортизации. Напротив, в соответствии с МСФО изменение бухгалтерских данных в результате изменения срока полезного использования или метода амортизации представляется возможным (МСФО 16 «Основные средства»). Изменения норм амортизации должны применяться перспективно, к примеру с 1 января следующего года (МСФО 8 «Изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»).

Пример
Предположим, что в июне 2007 года компания пересмотрела оставшийся срок полезного использования производственного оборудования и приняла решение о его снижении с текущих 5,5 до 4,5 лет. При трансформации отчетности амортизация в РСБУ должна быть увеличена начиная с июня 2007 года для получения амортизации с целью формирования отчетности по МСФО.

Формирование резерва под сомнительную дебиторскую задолженность. Обычно при трансформации отчетности по МСФО необходимо увеличивать резерв по сомнительной дебиторской задолженности, сформированный в РСБУ. Несмотря на то что он предусмотрен в РСБУ, российские компании предпочитают формировать резерв только в пределах вычитаемой при расчете налогообложения суммы (п. 4 ст. 226 НК РФ).
В соответствии с МСФО компания должна представлять в финансовой отчетности дебиторскую задолженность по справедливой стоимости (МСФО 39 «Финансовые инструменты»). Уменьшение первоначальной стоимости финансового инструмента до его справедливой цены достигается за счет создания резерва по сомнительной дебиторской задолженности.

Пример
Компания рассчитала дополнительный резерв по сомнительной дебиторской задолженности в сумме 500 денежных единиц для отражения текущей ситуации с возмещаемой дебиторской задолженностью. При этом необходимо учитывать, что при формировании отчетности по МСФО он не будет вычитаемым при налогообложении прибыли (не выполняется основной критерий – платеж просрочен более чем на 45 дней). Поэтому при трансформации отчетности из РСБУ в МСФО необходимо начислить дополнительно рассчитанный резерв.

Списание резервов предстоящих расходов. Резерв предстоящих расходов (расходы будущих периодов), созданный в РСБУ, не удовлетворяет критериям признания МСФО. В соответствии с РСБУ есть возможность создавать резервы под предстоящие расходы, например, резерв на ремонт основных средств. В соответст-вии с МСФО не создается резервов под затраты, которые необходимо будет понести, чтобы вести операционную деятельность в будущем. В соответствии с МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» резервы признаются в балансе на отчетную дату, если они дейст-вительно существуют в форме обязательств.

Пример
По состоянию на отчетную дату компания создала резерв предстоящих в следующем году расходов – резерв на ремонт производственного оборудования. Формирование его допускается в качестве вычитаемого для целей налогообложения в соответствии со статьей 324 НК РФ. Сумма созданного резерва в РСБУ – 2500 денежных единиц. При трансформации финансовой отчетности из РСБУ в МСФО этот резерв должен быть расформирован.

Переоценка основных средств. Признание в финансовой отчетности результатов переоценки основных средств, проведенной на конец отчетного периода для формирования отчетности по МСФО, должно происходить в текущем году. РСБУ допускает такое признание в следующем отчетном периоде.

Пример
В октябре 2007 года компания переоценила отдельные группы основных средств: здания, занимаемые владельцем, высокотехнологичное оборудование. Результаты переоценки повлияют на увеличение первоначальной стоимости основных средств на 5500 ден. ед., накопленной амортизации – на 2000 ден. ед. При трансформации проводки по переоценке, которые будут входить в журналы проводок за следующий 2008 год, нужно перенести в журналы проводок 2007 года.

Списание сверхнормативных затрат. Сверхнормативные затраты для целей учета по РСБУ учитываются в стоимости запасов. Отличием МСФО является требование об исключении сверхнормативных затрат из себестоимости реализованной продукции или из стоимости запасов. Вместо этого такие затраты можно списать, например, на накладные или прочие расходы текущего периода.

Пример
Компания понесла прямые производственные затраты по изготовлению продукции, заказанной клиентами, которые отказались от нее еще до окончания производственного цикла. В конечном счете затраты в незавершенном производстве по этой продукции составили 3120 ден. ед. В случае если продукция не может быть реализована третьим лицам, то, вероятно, незавершенное производство в сумме 3120 ден. ед. должно быть списано на затраты отчетного периода в отчете о прибылях и убытках. См. также, что такое НЗП .

Создание резервов по обременительным договорам. Признание обременительного договора обычно не проводится в РСБУ – это не предусмотрено ПБУ 8/01. Обременительный договор – контракт, на который компания сознательно идет, зная, что он принесет убытки. Например, иногда убыточные договоры заключаются с целью сохранения команды ценных специалистов. Соответственно компании не создают резерва для покрытия будущих убытков по обременительному договору. Согласно МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», в случае, если компания заключает обременительный для себя договор, текущее обязательство, возникающее по нему, должно быть признано в качест-ве резерва в соответствующей оценке. Неизбежные затраты по обременительному договору составляют наименьшую стои-мость «избавления» от него. Такая стоимость рассчитывается как наименьшее значение между затратами на выполнение договорных обязательств и штрафами, возникающими при его расторжении.

Пример
Компания заключила договор на строительство дороги длиной 200 км. Стоимость по договору – 40 000 ден. ед. Затраты, которые будут осуществлены по договору – 51 000 ден. ед. Ожидаемый убыток по обременительному договору – 11 000 ден. ед. При трансформации отчетности по состоянию на отчетную дату необходимо начислить резерв в корреспонденции с прочими расходами в отчет о прибылях и убытках на сумму 11 000 ден. ед.

Реклассификация и переоценка основных средств. В соответствии с РСБУ имущество признается в качестве основных средств независимо от их экономической сущности и предназначения. По МСФО имущество четко разделено на инвестиционную собственность и основные средства. Инвестиционная собственность, как правило, это недвижимость, которая предназначена для передачи в аренду третьим лицам.

Пример
Компания владеет офисным зданием, которое в результате реструктуризации бизнеса было передано в аренду третьим лицам с 1 января 2007 года. Балансовая стоимость основных средств на дату передачи в аренду составляла 90 000 ден. ед. Накопленная амортизация здания за 2007 год, отраженная в книгах учета по РСБУ, составила 3000 ден. ед. При трансформации финансовой отчетности из РСБУ в МСФО необходимо по состоянию на 01.01.07 переклассифицировать здание из состава основных средств в состав инвестиционной собственности по балансовой стоимости. Кроме того, необходимо элиминировать (исключить) амортизацию, начисленную в течение 2007 года в книгах бухгалтер-ского учета по РСБУ, «отменив» списание 3000 ден. ед. в расходы или себестоимость текущего периода в отчете о прибылях и убытках.

МСФО 16 «Основные средства» предлагает на выбор два варианта учета основных средств: по первоначальной или по переоцененной стоимости. Естественно, в условиях инфляции стоимость основных средств может быть занижена и существенно отличаться, например, от рыночной. Менеджер-управленец всегда примерно знает, какую стоимость имеют активы, работающие в его бизнесе. При этом МСФО 16 позволяет аналогичную стоимость указывать в финансовой отчетности.

В соответствии с РСБУ результаты переоценки ОС признаются в составе капитала по строке «Добавочный капитал». В соответствии с МСФО 40 «Инвестиционная собственность» переоценку инвестиционной собственности следует учитывать в качестве дохода или расхода текущего периода.

Пример
Компания провела переоценку всей своей недвижимости с привлечением независимого профессионального оценщика в 2006 году. Увеличение стоимости основных средств на сумму 3400 ден. ед. было отнесено на добавочный капитал в соответствии с РСБУ по состоянию на 31 декабря 2007 года. Для трансформации отчетности по МСФО необходимо соблюсти метод начисления и концепцию соотнесения. Для этого переоценка имущества должна быть отражена в том периоде, в который попала дата ее проведения.

Более того, добавочный капитал должен быть переведен в состав доходов от переоценки инвестиционной собственности в отчете о прибылях и убытках 2006 года, если недвижимость представляла собой на дату переоценки инвестиционную собственность. Если недвижимость в соответствии с МСФО была классифицирована как основное средство, то при трансформации отчетности необходимо перевести добавочный капитал в состав резерва переоценки.

Снижение стоимости запасов. МСФО 2 «Запасы» требует отражения запасов по наименьшей из двух величин: себестоимости (исторической стоимости) или цене возможной реализации. Таким образом, испорченные запасы будут отражаться в учете и отчетности по стоимости, за которую их можно продать, так как она наверняка меньше стоимости, которую за них уплатили при покупке. МСФО 2 разрешает такие современные способы учета себе-стоимости, как метод учета по полной себестоимости, директ-костинг, стандарт-костинг.

Признание убытка от обесценения активов. В соответствии с МСФО 36 «Обесценение активов» наличие признаков обесценения активов требует определения наибольшего значения между стоимостью, за которую актив можно продать, и ценностью актива от его использования (которая рассчитывается путем дисконтирования будущих денежных потоков от использования актива). Таким образом, в случае выявления обесценения стоимость актива в учете по МСФО нужно будет снизить.

Дисконтирование. В МСФО дисконтирование используется в той или иной мере при отражении практически всех долгосрочных статей. Например, в соответствии с МСФО 39 «Финансовые инструменты» долгосрочная дебиторская и кредиторская задолженность должна отражаться по амортизируемой стоимости, то есть с применением ставки дисконта, соответствующей ставке дополнительного финансирования или средневзвешенной стоимости капитала компании.

Чистая приведенная стоимость. Использование концепции чистой приведенной стоимости (NPV, Net Present Value) также отражает разницу в стоимости денег во времени. Рассчитывать NPV приходится, например, для выполнения требований таких стандартов, как МСФО 36 «Обесценение активов» или МСФО 39 «Финансовые инструменты».

Основные сложности при трансформации отчетности по МСФО

На практике при трансформации отчетности компании часто сталкиваются с рядом проблем. Так, не сразу понятно, как выбрать функциональную валюту. Валюта учета для МСФО может быть отлична от рубля (МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов»). Прежде чем приступить к трансформации, в информационной системе компании необходимо найти данные о хозяйственных операциях, учтенных в той валюте, в которой будет составляться отчетность по международным стандартам. Разумеется, это возможно, если бухгалтерская программа поддерживает многовалютность учета.

Если компьютерная система не поддерживает многовалютный учет, то трансформация осложняется необходимостью пересчета практически всего учета по РСБУ в другую валюту, причем по историческим курсам. Однако для экономики России в настоящий момент характерен процесс смены большинством компаний функциональной валюты с долларов США, евро и прочих именно на российские рубли.

Другая проблема – трансформация нескольких отчетных периодов подряд. Здесь основной трудностью выступает необходимость кумулятивного учета поправок, проведенных в прошлых периодах, при обязательном повторении этих же поправок в отчетном. Это связано с тем, что трансформация в каждом периоде основана на внесении поправок в новые данные национального учета, которые «не помнят» поправок, сделанных при трансформации по МСФО в прошлых периодах.

Для выполнения требования «преемственности» отчетности поправки предшествующих отчетных периодов при трансформации вносятся общей суммой. Только после этого учитываются корректировки текущего года. Это позволяет формировать отчетность по МСФО так, как если бы учет по международным стандартам компания вела всегда.

Еще одна сложность может возникнуть из-за смены сотрудников (консультантов), ранее занимавшихся трансформацией в компании. Если персонал, выполнявший трансформацию, не документировал свои суждения, подходы и расчеты, то при их уходе компании будет чрезвычайно сложно восстановить поправки, сделанные в предыдущих периодах, и продолжить ведение учета. Чтобы этого избежать, необходима подробная документация трансформационных поправок и расчетов. Соответствующие положения можно включить в договор с консультантом или в служебные обязанности собственных специалистов.

Кто будет заниматься трансформацией отчетности

Как уже сказано, трансформация предполагает определение отличий в учете и отчетности по РСБУ от МСФО. Естественно, для того, чтобы качественно выполнить эту работу, необходимы знания ПБУ и МСФО.

Кроме того, исполнитель трансформации просто обязан обладать аналитическими и математическими способностями. Превосходным «трансформатором» финансовой отчетности будет аудитор, знающий РСБУ и МСФО, с образованием в области высшей математики.

Перечень лишь некоторых особенностей МСФО, с которыми приходится сталкиваться российским компаниям, говорит о том, что бухгалтер при переходе на МСФО превращается в финансового аналитика или даже финансового директора, отвечающего не только за отражение в учете свершившихся фактов, но и прогнозирующего развитие фирмы как тактическое, так и стратегическое.

Пример трансформации отчетности по МСФО

Исходные данные и корректировки

Финансовая отчетность предприятия по стандартам российского бухучета представлена в таблицах 1 и 2. Бухгалтером, исходя из различий в российских стандартах и МСФО, были сделаны выводы о необходимости внесения поправок в российскую отчетность для составления отчетности в МСФО. Причины поправок и корректировочные проводки представлены в таблице 3.

Таблица 1. Баланс по РСБУ

АКТИВЫ Ден. ед.
240
Накопленная амортизация (10)
Остаточная стоимость 230
33
Дебиторы 30
(7)
Денежные средства 39
Итого Активы 325
КАПИТАЛ
Уставный капитал (200)
(50)
(45)
Итого Капитал (295)
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Кредиторская задолженность (30)
-
Итого Обязательства (30)

Примечание: статьи активов со знаком «+», а статьи обязательств и капитала – со знаком «-»

Таблица 2 . Отчет о прибылях и убытках

Примечание: знак статей отчета о прибылях и убытках изменен на противоположный для удобства сверки корректировок.

Таблица 3. Журнал регистрации корректировок

Операция Дебет Кредит Сумма Причина поправки
1. Доначислена амортизация основных средств Амортизация основных средств 20 ден. ед. Пересчитана амортизация текущего периода. Если основные средства существуют более одного года, то при первом применении МСФО разница в амортизации предыдущих периодов отражается на входящей нераспределенной прибыли
2. Начислено вознаграждение аудитору за аудит текущего года, договор по которому только будет заключен в следующем году Административные расходы Кредиторская задолженность 10 ден. ед. В соответствии с принципом начисления и концепцией соотнесения доходов и расходов. Аудит за текущий год является расходом текущего года, а не следующего, когда заключен договор и фактически проводится аудит
3. Списание безнадежной дебиторской задолженности Резерв сомнительных и безнадежных долгов Дебиторская задолженность 6 ден. ед. Точно известно, что дебиторская задолженность безнадежная, по-этому она удаляется как из состава дебиторской задолженности, так и из состава «оценочного» резерва
4. Доначисление резерва по сомнительной дебиторской задолженности в соответствии с расчетом, выполненным менеджментом Административные расходы Резерв по сомнительной дебиторской задолженности 2 ден. ед. Согласно оценкам менеджмента, часть вновь появившейся в отчетном периоде дебиторской задолженности не будет погашена контрагентами
5.Формирование резерва по ожидаемым претензиям в связи с налоговыми проверками Административные расходы Резерв по обязательствам в связи с налоговой проверкой 5 ден. ед. МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» требует, чтобы резерв был сформирован на сумму наиболее вероятных штрафов и пеней по неправильно уплаченным налогам
6. Удаление из себестоимости и остатков готовой продукции административных расходов и коммерческих расходов, не попадающих в состав себестоимости (Примечание 1) А. Удаление из незавершенного производства /запасов: административных расходов и коммерческих расходов соответственно
Б. Удаление из себестоимости административных расходов и коммерческих расходов соответственно
А. Незавершенное производство или запасы
Б. Отчет о прибылях и убытках – Себестоимость реализованной продукции
А. 4 ден. ед.
Б. 296 ден. ед.
Накладные косвенные расходы, такие, как административные и коммерческие, подлежат списанию в качестве затрат отчетного периода по соответствующим статьям в отчете о прибылях и убытках
7. Отражение полученного в финансовую аренду объекта и реклассификация арендного платежа, отраженного в российском учете (Примечание 2) А. Основные средства – первоначальная стоимость
Б. Кредиторская задолженность по финансовому лизингу
А. Кредиторская задолженность по финансовому лизингу
Б. Отчет о прибылях и убытках – административные расходы
А. 5 ден. ед.
Б. 1 ден. ед.
Вне зависимости от положений учета арендованного имущества, прописанного в договоре финансовой аренды, требует в случае перехода рисков и выгод по объекту аренды к арендополучателю отражения объекта аренды на его балансе, с соответствующим отражением задолженности по финансовому лизингу. Дальнейшие платежи не относятся на расходы, а уменьшают кредиторскую задолженность по финансовой аренде

Примечание 1. В соответствии с учетной политикой компании по российским стандартам управленческие расходы и часть коммерческих расходов признаются в себестоимости продукции. Следовательно, если на конец периода есть остаток незавершенного производства (НЗП) или готовой продукции (ГП), часть управленческих и коммерческих расходов формирует показатели НЗП и ГП. Такой порядок учета не соответствует требованиям МСФО (МСФО 1, 2). Поэтому при трансформации отчетности необходимо исключить суммы управленческих и коммерческих расходов из показателя НЗП, представленного в бухгалтерском балансе по российским стандартам, включив их в расходы отчетного периода, и тем самым уменьшить финансовый результат отчетного периода. Рассчитаем процент НЗП на конец отчетного периода:
– себестоимость, данные отчета о прибылях и убытках по российским стандартам – 2640 ден. ед.;
– НЗП, отраженное на конец периода в составе запасов, данные бухгалтерского баланса по российским стандартам – 33 ден. ед.;
– итого – 2673 ден. ед.;
– процент НЗП на конец отчетного периода (33 / 2673 х 100) – 1,23%.

Примечание 2. 31 декабря текущего года компания получила в аренду автомобиль для администрации, справедливая (рыночная) стоимость которого составляет 5 ден. ед. По договору объект аренды подлежит учету на балансе лизинговой компании. Первый платеж по аренде в сумме 1 ден. ед. был осуществлен 31 декабря и отражен в российском учете в качестве административных расходов. При применении МСФО объект финансовой аренды всегда отражается на балансе арендополучателя, в корреспонденции со статьей кредиторской задолженности по финансовому лизингу, а арендные платежи впоследствии уменьшают данную задолженность.

Таблица 4. Расчет управленческих расходов и амортизации в составе НЗП

По данным российского учета, управленческие расходы за период составили 450 ден. ед., в том числе 200 ден. ед. были показаны в качестве административных расходов периода, а остальные 250 ден. ед. были распределены на себестоимость реализованной продукции и незавершенное производство соответственно. Коммерческие расходы в российском учете составили 150 ден. ед., в том числе 100 ден. ед. отражены в качестве расходов периода, а 50 ден. ед. соответственно вошли в себестоимость и незавершенное производство по российским стандартам. Зная процент незавершенного производства на конец отчетного периода, определим сумму управленческих расходов и амортизации, учтенных в показателе НЗП (см. таблицу 4).

Таким образом, на 4 ден. ед. (3 ден. ед. – управленческие расходы и 1 ден. ед.– коммерческие расходы) уменьшится прибыль отчетного периода, рассчитанная по МСФО, по сравнению с прибылью по российским стандартам. Вместе с тем в отчете о прибылях и убытках будут отражены реклассифицирующие записи, а именно выделение управленческих административных расходов из статьи «себестоимость», что приведет к более адекватному представлению валовой прибыли (выручка минус себестоимость).

Составление трансформационной таблицы

Исходные отчетные данные и поправки обобщаются в трансформационной модели (таблица 5). Техническая особенность трансформационной таблицы: отражение активов, затрат, убытков положительными числами, а пассива, доходов, прибыли - отрицательными (в скобках). Это необходимо для сверки контрольных сумм.

Таблица 5 . Трансформационная модель отчетности

Статьи Сумма в учете РСБУ Номер поправки из таблицы 3 Итого поправки Сумма в учете МСФО
1 2 3 4 5 6.A 6.Б 7.А и 7.Б
АКТИВЫ
Основные средства – первоначальная стоимость 240 5 5 245
Накопленная амортизация (10) (20) (20) (30)
Остаточная стоимость 230 - - - - - - - - - 215
Запасы и незавершенное производство 33 (4) (4) 29
Дебиторы 30 (6) (6) 24
Резерв безнадежных и сомнительных долгов (7) 6 (2) 4 (3)
Денежные средства 39 39
Итого Активы 325 - - - - - - - - - 304
КАПИТАЛ
Уставный капитал (200) (200)
Нераспределенная прибыль прошлых лет (50) (50)
Нераспределенная прибыль – чистая прибыль отчетного периода (45) 20 10 2 5 4 (1) 40 (5)
Итого Капитал (295) - - - - - - - - - (255)
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Кредиторская задолженность (30) (10) (4) (14) (44)
Резерв по возможным обязательствам перед налоговыми органами - (5) (5) (5)
Итого Обязательства (30) - - - - - - - - - (49)
Контрольная сумма (суммируются статьи баланса). Примечание: должен получаться ноль 0 0 0 0 0 0 0 0

Отчет о прибылях и убытках

Выручка (3000) (3000)
Себестоимость реализованной продукции 2640 20 (296) (276) 2364
Валовая прибыль (360) - - - - - - - - - (636)
Административные расходы 200 10 2 5 3 247 (1) 266 466
Коммерческие расходы 100 1 49 50 150
Прибыль до налога (60) - - - - - - - - - (20)
Налог на прибыль 15 15
Чистая прибыль (45) - - - - - - - - - (5)
Контрольная сумма (суммируются статьи отчета о прибылях и убытках) 20 10 - 2 5 4 - (1) 40 (полученное число должно совпадать с суммарной корректировкой чистой прибыли отчетного периода в балансе)

Таблица 6. Отчет о прибылях и убытках (трансформированный)

Таблица 7. Баланс (трансформированный)

АКТИВЫ Ден. ед.
Основные средства – первоначальная стоимость 245
Накопленная амортизация (30)
Остаточная стоимость 215
Запасы и незавершенное производство 29
Дебиторы 24
Резерв безнадежных и сомнительных долгов (3)
Денежные средства 39
Итого Активы 304
КАПИТАЛ
Уставный капитал (200)
Нераспределенная прибыль прошлых лет (50)
Нераспределенная прибыль (5)
Итого Капитал (255)
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Кредиторская задолженность (44)
Резерв по возможным обязательствам перед налоговыми органами (5)
Итого Обязательства (49)