Штраф за езду без страховки: в каких случаях может быть получен штраф за отсутствие осаго. Какое наказание предусмотрено за езду без страховки осаго

Повторный штраф за отсутствие страховки не предусмотрен, но он выписывается. Каждый раз рассматривается в качестве первого, поэтому водитель продолжает нести административную ответственность за правонарушение. Сейчас стало обязательным, поэтому люди должны представлять документы по первому требованию инспекторов ГИБДД.

Отсутствие страховки карается штрафом

Повторный выписывается за недействующую страховку и в нескольких других случаях. Инспектора ГИБДД регулярно проверяют наличие обязательных документов, поэтому водителю не стоит надеяться на чудо. Административная ответственность предусмотрена статьей 12.37 КоАП РФ, поэтому придется заплатить некоторую сумму.

Остается обязательным условием управления транспортным средством. Ее оформление теперь возможно в интернете, что напрямую связано с перегруженностью страховых компаний. Да, сумма невелика, ведь она составляет всего 500 рублей , но повторное оформление становится настоящей проблемой.

Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании

Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

В каких случаях выписывает штраф за отсутствие страховки?

Сегодня штраф за езду выписывается в разных случаях. Водитель может попробовать оправдаться, но даже в статье законодательства РФ сразу описаны случаи, когда у инспектора ГИБДД есть право на оформление административного правонарушения.

Когда придется заплатить деньги?

  • Полис не оформлен;
  • Полис забыт дома;
  • Просроченная страховка;
  • Водитель не вписан в страховку.

Полис должен всегда находиться у водителя. Существует определенный пакет документов, наличие которых позволяет водителю управлять транспортным средством. Не следует пытаться отговориться, инспектор ГИБДД будет непреклонен. Причем в каждом случае его действия могут отличаться друг от друга.

Полис не оформлен

Штраф за езду без страховки при ее отсутствии выписывается сразу. Если же после проверки оказывается, что автомобилист не позаботился об его оформлении, можно обнаружить собственное транспортное средство на штраф стоянке. Такие действие можно опровергнуть. Как это сделать, подскажет автоюридический портал.

Единственным оправданием для инспектора является недавнее приобретение автомобиля. После оформления предоставляется срок на обращение в страховую компанию. Если в установленные дни человек не удосужился побывать в ближайшем отделении, в дальнейшем придется столкнуться с административной ответственностью.

Полис забыт дома

Инспектор ГИБДД обязан оштрафовать водителя, если у него отсутствует на руках страховка. Неважно, забыл он ее дома или не продлил, так что оправдываться нет смысла. Часто владельцы отрицательно относятся к подобным случаям, ведь не всегда человек полностью виновен в собственном правонарушении.

Перед выездом следует проверять наличие всех необходимых документов. Такие рекомендации окажутся полезными каждому водителю, ведь ему самому придется столкнуться с трудностями. При дорожно-транспортном происшествии потребуется предоставление бумаг на машину, если этого сделать не получится, страхования компании откажется от выплат, поэтому административная ответственность оказывается полезной.

Просроченная страховка

Просроченная страховка также является условием обязательной административной ответственности. Неслучайно, компании советуют заранее заболтаться о продлении, в законодательстве РФ предусмотрены серьезные штрафные санкции за нарушение сроков пользования документами.

Повторный штраф за страховку снова заставит водителя заплатить 500 рублей . Причем ситуация будет повторяться на каждом посту, где будет проведена проверка. Наверняка после этого автовладелец предпочтет сразу отправиться с филиал собственной компании, чтобы переоформить бумаги.

Водитель не вписан в страховку

Водитель должен быть вписан в страховку, чтобы иметь право садиться за руль автомобиля. Это обязательное условие, которое необходимо выполнять неукоснительно. Неважно, что владелец сидит на пассажирском сидении, это не отменяет административной ответственности.

Сумма остается постоянной, но в этом случае проверка проводится тщательнее. Причиной этого является возможность угона, так что при отсутствии владельца в салоне придется задержаться на посту до уточнения обстоятельств. Нарушая установленные требования, нужно задумываться о возможных последствиях, которые не удастся обойти.

Кто и когда выписывает повторный штраф за страховку?

Водители нарушают требования законодательства, поэтому возникает вопрос, кто же может выписать штраф. Это имеет право сделать любой инспектор ГИБДД после очередной проверки документов. Спорить с ним бессмысленно, поэтому не следует даже пытаться.

Другая ситуация складывается при пересечении границы. Некоторые водители полагают, что на контроль-пропускном посту им должна потребоваться зеленая карта, которую они пытаются оформить. Если же поездка совершается на короткий срок, будет проверен страховой полис ОСАГО, так его нужно взять с собой.

Страховка не потребуется при наличии зеленой карты, но она действительна только в случае выезда для постоянного проживания на территории другого государства. Если же человек с семьей собрался в отпуск, но забыл взять полис, ему придется вернуться. Ему будет выписан штраф, а также запрещен выезд за пределы России.

Почему опытные автомобилисты носят страховку вместе с водительским удостоверением? Они отлично понимают, что инспектор ГИБДД имеет право проверить документы в любой момент. Так, административное наказание может появиться даже при перегонке машины от собственного подъезда на стоянку. Не стоит рисковать, если не хочется тратить деньги и сталкиваться с ненужными сложностями.

Почему выписывается штраф за отсутствие страховки?

Когда выписывается повторный штраф за отсутствие страховки, водители задаются вопросом, зачем он требуется. Автовладельцы не понимают, почему они обязаны постоянно брать с собой ОСАГО, пусть даже это указано в положении законодательства РФ. Причиной этого является опасность попадания в дорожно-транспортное происшествие.

В соответствии с современными принципами страховая компания должна высылать собственных представителей для оценки причин дорожно-транспортного происшествия. В обязательном порядке сразу проводится проверка документов всех участников аварии, поэтому водители должны предоставить их в полной мере. При отсутствии страховщик отказывается от взятых на себя обязательств.

Подобные случаи встречаются ежедневно. Случайным образом человек попадает в аварию, но не может представить нужных документов. Своей ошибкой он освобождает страховую компанию от всех обязательств, впоследствии он имеет право подать иск через суд, но положительное решение остается призрачным.

Как поступить при отсутствии страховки?

Повторный штраф за езду без страховки должен насторожить водителя. Административная мера наказания может измениться, поэтому придется забирать машину на штраф стоянки или столкнуться с заключением под стражу из-за регулярной неоплаты.

Как же проще всего поступить?

Страховка гражданской ответственности или, как ее называют, страховка ОСАГО, насколько это важный документ для водителя транспортного средства (ТС) в 2019 году? Многие из тех, кто управляет автомобилем полагают, что наличие страховки на руках является мерой рекомендательного характера или наличие страховки не обязательно, ее отсутствие никак не повлияет на участника дорожного движения. Итак, чем грозит отсутствие страховки ОСАГО на руках при встрече с госавтоинспектором на дороге? Чем чревата недооценка ситуации?

Для объективности оценки ситуации будет нелишним обратиться к российскому законодательству в той части, которая регулирует правоотношения с владельцами транспортных средств. Административный кодекс (КоАП) четко прописывает порядок предоставления документов при контроле госавтоинспектором на дороге, при инспектировании необходимо предоставить:

  • Права на вождение (либо заменяющие документы, установленные законодательством).
  • Регистрационное свидетельство на транспорт.
  • Полис гражданской ответственности (ОСАГО).

Становится ясно, что существует законное предписание на обязательное наличие у водителя полиса страхования и нарушение положения КоАП служит основанием для привлечения водителя к ответственности. Поэтому мнение о рекомендательном характере наличия страховки на руках неправомерно.

Управление транспортом без наличия страхового полиса в 2019 году влечет два вида применения санкций – предупреждение и наложение штрафа. Если ваш автомобиль застрахован с соблюдением всех требований, но сам полис страхования по разным основаниям оказался не на руках в момент инспекции со стороны контролирующих лиц, то можно отделаться предупреждением либо минимальным штрафом в размере 500 рублей .

Однако, существенным становится то обстоятельство, что количество таких штрафов не ограничено. Если того же самого водителя, который оплатил штраф, остановил для проверки другой инспектор минутой позже – штраф нужно будет оплатить повторно.

Сумма штрафов в итоге до места нахождения вашего полиса может быть ограничена только протяженностью пути, если учесть наличие связи между сотрудниками ГИБДД.

При отсутствии страхового полиса либо в случае его просрочки, что по факту аналогично отсутствию, штраф составит уже 800 рублей. Предупреждение при этом исключается, поскольку управление незастрахованным ТС содержит в себе элемент серьезного правонарушения. При достаточно точной величине штрафа – 800 рублей, у водителей часто появляется вопрос – каким образом инспектор определяет, когда назначить штраф в 500 рублей и когда – максимальную сумму?

Если автомобиль застрахован, но нет на руках полиса, то при подписании протокола нужно указать несогласие с величиной штрафа и объяснить причину вашего несогласия. Этот порядок предписан законом, как и срок о нарушении. По состоянию на 2019 год он составит 10 дней с момента вынесения постановления об административном нарушении.

Если постановление за управление транспортом без полиса ОСАГО неправомерно, нужно будет обжаловать решение в вышестоящую инстанцию государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также обратиться в суд.

Если к заявлению будет приложена копия страхового свидетельства, действующего на момент выписки протокола, то решение будет в пользу водителя.

Нередко возникает ситуация, когда водитель транспорта имеет право на управление, но в страховой полис его фамилия не внесена. По нормам закона в 2019 году если человек не указан в страховом полисе при управлении ТС он может быть подвергнут штрафу в 500 рублей.

Можно конечно в этой ситуации ее оспаривать, однако если страховки на руках в момент проверки нет, либо водитель в нее не вписан, штраф составит 500 рублей и закон будет не на стороне нарушителя. На настоящий момент нет информации об увеличении суммы штрафа при отсутствии водителя в списке лиц в страховом полисе. Поэтому наличие договора на управление транспортом и отсутствие при этом фамилии водителя в полисе влечет неминуемый штраф.

При единичном случае, когда требуется срочная поездка это объяснимо, но при необходимости управления ТС на постоянной основе целесообразно оформить все документы согласно законных предписаний. Это избавит от ненужных проблем и позволит вам быть добросовестным участником дорожного движения.

Российское законодательство предусматривает некоторые категории водителей, которые имеют законные основания управления транспортом без полиса ОСАГО.

Без страховки участниками дорожного движения могут быть:

  • Средства передвижения с ограниченно способностью разгоняться до 20 км/час.
  • ТС вооруженных сил Российской Федерации.
  • Транспорт, не допущенный к участию в дорожном движении.
  • ТС, застрахованные в международных страховых конторах вне территории РФ.
  • Неколесный транспорт.

При управлении ТС, подпадающими под указанные выше категории штраф неправомочен. Остается уточнить, какой срок оговорен законодательством для оформления страхового полиса в 2019 году? Момент приобретения в собственность и оформления ТС дает водителю начало отсчета в 10 дней, чтобы привести в порядок страховые документы.

Исключить объяснения по поводу отсутствия полиса на установленный законом срок оформления позволит наличие на руках копии заявления в страховую компанию на оформление ОСАГО.

Как видно из материалов статьи, достаточно легко предупредить все вопросы и риски проблем по управлению ТС и оформлению полиса ОСАГО, если владеть информацией о законодательных нормах, регулирующих этот вопрос. Удачи на дороге!

Сколько стоит ездить без ОСАГО

Если вкратце, то штраф за езду без ОСАГО (ровно как и за просроченную страховку) в 2017 г. составляет:

800 рублей

(ст. 12.37 ч.2 КоАП)

Если оплатите в течение 20 дней:

800 400 рублей

с 01.01.2016 при оплате некоторых штрафов (в т.ч. за езду без ОСАГО) дается

Возможно скоро будет:

2500 рублей

  • И наконец – наказание за езду за рулем с фальшивым полисом ОСАГО. В этом случае, во-первых, выписывается основной штраф за езду без страховки, а во-вторых, водитель может даже попасть под угловную ответственность по ч.3 ст. 327 УК РФ. Правда, если суд решит, что он умышенно использовал поддельный полис, зная, что он недействителен. На практике, такое сложно доказать. Но в случае явных самостоятельных подделок – это вполне реальная перспектива. Например, недавно в Красноярске судили женщину, которая собственноручно исправила дату в своем полисе.

Если вы хотите убедиться, что ваша страховка – действующая, то есть внесена в базу АИС РСА и пробивается по ней, то вы можете воспользоваться сервисом

Всем нам известно, что согласно действующему законодательству в России, управлять автомобилем без обязательного страхового полиса гражданской ответственности нельзя. За это предусмотрен (в зависимости от вида правонарушения). А как быть собственникам транспортных средств, которые недавно купили автомобиль и еще не перерегистрировали автомобиль в течение установленного законом десятидневного срока? До недавнего времени, органы Госавтоинспекции считали, что в этом случае новый собственник транспортного средства также обязан с первого же дня владения машиной приобрести . Но Верховный суд РФ посчитал по-другому.


Так Верховный суд Российской Федерации, отменил выписанный владельцу автомобиля штраф в размере 300 рублей за управление автомашиной после ее получения во владение без страхового полиса.

Был выписан, несмотря на то, что десятидневный обязательный срок, в который водитель должен был приобрести полис Осаго на свое имя или внести свои данные в старый полис, не истекли.

Поводом для рассмотрения данного дела стал иск владельца автомобиля, который посчитал, что был оштрафован не законно.

Собственник транспортного средства приобрел право пользоваться автомобилем в феврале 2013 года, на который на момент фиксирования правонарушения был , но в него не был вписан водитель управлявший автомашиной. За это нарушение патруль ДПС составил протокол об административном правонарушении, и наложил штраф в размере 300 рублей. Как выяснил суд водитель, который не был указан в страховом полисе, несколько дней до этого приобрел право безвозмездного пользования автомашиной согласно договору.

Казалось бы, этот незначительный случай не должен был привлечь внимание многих юристов и специалистов в сфере законодательства. Но решение Верховного суда на самом деле имеет важное значение, и было включено в 2014 году, в обзор судебной практики, которая разъясняет положение действующих законов об ОСАГО и .

Дело в том, что суд встал на сторону водителя и принял решение о незаконности наложения штрафа за то, что новый владелец (не собственник, а владелец на основании договора о безвозмездной передачи ТС) автомашины управлял ею, будучи не вписанный в страховой полис.

Вот выдержка из решения Верховного суда РФ № 12-АД13-3 от 21.01.2014 года :

"До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса"

Примечательно, что прежде чем водитель смог отстоять свои гражданские права, все нижестоящий инстанции признали правомерность наложения административной ответственности водителя по статье 12.37 , оставив в законной силе решение суда первой инстанции.

На каких основаниях владельцы транспортных средств имеют право управлять автомобилем без полиса ОСАГО в течение 10 дней с момента приобретения автомашины по договору купли-продажи?


Согласно решению ВС РФ, Госавтоинспекция не вправе штрафовать водителя за управление автомобилем без страхового полиса, в течение 10 дней после приобретения, так как это предусмотрено частью 2 статьи 4, Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (только в новой редакции на основании ). Данная действующая норма закона об ОСАГО прямо разрешает новому владельцу управлять автомашиной, если он не вписан в полис ОСАГО, но не более десяти дней.


По мнению ВС РФ, водитель автомобиля получил от собственника ТС право безвозмездного пользования автомашиной. Соответственно при возникновении права пользоваться автомашиной при любых основаниях, водитель обязан приобрести полис ОСАГО в течение 10 дней с момента возникновения этого права управлять автомашиной в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Как следует из материалов дела, десятидневный срок у водителя не истек. Соответственно, накладывать штраф, органы ГИБДД не имели право.

Если бы водитель получившие в пользование автомобиль был остановлен органами ГИБДД по истечении 10 дней, то тогда на него могла сотрудниками ДПС быть наложена административная ответственность. Но так как отведенный законом срок на приобретение полиса ОСАГО не истек, суд пришел к решению отменить штраф за управление машиной без страхового полиса.

Что это означает на практике?


Конечно наше запутанное законодательство одно из самых сложных в мире. Все дело в том, что многие законы противоречат другим Федеральным и подзаконным актам. От туда и не правильное толкование тех или иных положений законодательства. Но на самом деле это постановление суда очень важно для всех автовладельцев, так как незаконно оштрафовать могут любого. Особенно в связи с юридической неграмотностью не только простых граждан, но и многих госслужащих.

Поэтому каждый водитель должен знать, что если вы только что приобрели автомобиль и не истек десятидневный срок , можно до истечения срока управлять автомашиной без полиса ОСАГО.

Как законно ездить без полиса Осаго?


Многие предприимчивые владельцы транспортных средств, после данного постановления Верховного суда РФ, которое вынесено в начале 2014 года, начали использовать законный способ, чтобы не и ездить без риска быть оштрафованным на машине более десяти дней. Для этого те, кто не хочет приобретать страховой полис, регистрируют свой автомобиль на ближайших родственников, которые якобы передают прежнему владельцу автомобиль в безвозмездное пользование или по договору купли-продажи.

Таким образом, прежней владелец (только с юридической стороны водитель является прежним владельцем, а фактически по-прежнему в полной мере продолжает пользоваться автомобилем) приобретает законное право управлять автомашиной без в течение 10 дней.

После истечения разрешенного законом срока, который разрешает ездить без страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности, безвозмездный договор передачи транспортного средства (или любой другой договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ - в том числе и договор купли-продажи) переписывается с новой датой, что дает право еще десять дней управлять машиной без полиса Осаго.

Так может продолжаться до бесконечности. Ведь никто не сможет привлечь водителя за подобную хитрость. Ведь прежний договор передачи транспортного средства или договор купли-продажи никогда не попадет в органы ГИБДД, которые в таком случае никогда не смогут узнать, о таком предприимчивом способе не покупать полис страхования.

Какие риски несет водитель за управление автомобилем без полиса Осаго в первые дни после возникновения права владения транспортным средством?


Несмотря на то что Верховный суд РФ официально подтвердил возможность на законных основаниях управлять машиной без полиса Осаго, тем не менее существуют огромные риски у того кто управляет машиной без полиса. Все дело в том, что полис Осаго защищает нас от денежных трат в случае нашей виновности , в которой причинен вред пострадавшей стороне. .

Но в случае управления автомашиной без полиса Осаго (несмотря на то что это законно в течение 10 дней) водитель в случае своей , будет (обязан) выплачивать ущерб из своих собственных средств. Если виновник ДТП не выплатит пострадавшей стороне причинённый ущерб, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о взыскании причинённого в ДТП ущерба. Как правило, одним только ущербом, подобные судебные процессы не заканчивается. Часто к этой сумме суд прибавляет расходы истца на адвоката, экспертизу, госпошлину и другие траты.

Поэтому советуем вам, несмотря на возможность в течение десяти суток водить автомобиль без страхового полиса, после получения права управления автомобилем, приобрести полис Осаго или вписать в действующий полис свои данные, поскольку в случае аварии по своей вине, вы рискуете выплатить ущерб из своих средств.

Полис обязательного автомобильного страхования так же знаком и известен всем автолюбителям, как и водительские права. Но что будет если нет страховки на машине? Что грозит за езду без страховки? И если это выплаты в рамках административной ответственности, то какой штраф за езду без страховки положен автовладельцам? Данная проблема возникает на дорогах России с завидной регулярностью, что наталкивает на другой вопрос: почему столько случаев, когда водитель оказывается не в состоянии предъявить сотруднику ГИБДД\ГАИ страховой документ?

Страховку ОСАГО в теории разрабатывали исключительно для блага владельцев авто. Автогражданский тип страхования виделся полезным не только для самих собственников транспорта, но и для всей транспортной структуры в целом. Главный прецедент – это когда владелец авто оказывается виновником ДТП и ему надо возмещать ущерб другим физическим и/или юридическим лицам . Для того чтобы имелась гарантия хотя бы частичного возмещения, и требуют страховку. Страховщик при наступлении страхового случая финансово поможет. А без страховщика –где гарантия, что виновник ДТП сможет самостоятельно изыскать средства? Отсюда и обязательность получения данного страхового полиса.

Но на практике частенько все выходит иначе. Во-первых, страховка далеко не всегда оказывается должной материальной помощью при наступлении страхового случая, а если машина старая, то для ее собственника оформление ОСАГО – это вообще сплошные убытки. А во-вторых, нередко страховщики навязывают страхователям дополнительные услуги, увеличивая стоимость полиса. Из-за этого кто-то не может сразу оформить ОСАГО или обновить его в положенное время, ведь срок действия минимального полиса может закончиться меньше, чем через год. Наконец, ездить без ОСАГО любят некоторые забывчивые собственники машин.

Страховой документ является обязательной бумагой наряду с водительскими правами, которые имеет право затребовать представитель правоохранительной структуры. Поэтому, если водитель был пойман за ездой без страховки ОСАГО, предусмотрена административная ответственность. Причем до недавнего времени штрафом за вождение без страховки дело могло не ограничиться. Сотрудники ГИБДД снимали государственные номера с машины, после чего вызывался эвакуатор для отгона автомобиля.

А за простой транспорта на штрафной стоянке владельцу потом приходилось платить. Многие водители даже предполагали, что гаишники имеют с этих выплат дополнительный навар. Чем дольше будет стоять автомобиль, тем накладнее для автомобилиста. Но 15 ноября 2014 года вышел официальный запрет на снятие государственных номеров и изъятие частного транспортного средства из эксплуатации по причине отсутствия на руках у водителя полиса автомобильного страхования.

Чем грозит езда без ОСАГО сейчас? За езду без полиса ОСАГО водителя наверняка оштрафуют. Ситуации, за которыми следуют подобные санкции, а также конкретные штрафы ГИБДД отражены в КоАП РФ (Кодекс административных правонарушений):

Суть проблемы касательно страховки

Статья КоАП РФ

Санкция (денежный штраф, в рублях)

Отсутствие страховки (документ есть, но находится в другом месте – дома, на работе)

Часть № 2 статьи 12.3

Отсутствие страховки (документ вообще не оформлялся)

Часть № 2 статьи 12.37

Предъявленный полис просрочен

Часть № 2 статьи 12.37

Управление ТС вне периода его эксплуатации, который обозначен в страховом полисе

Часть № 1 статьи 12.37

Водитель не является страхователем на данное авто

Часть № 1 статьи 12.37

Рассмотрим каждый случай в отдельности:

1. Согласно второй части статьи 12.3, когда у водителя просто физически нет на руках страхового полиса, сотрудник ГИБДД может либо вынести ему предупреждение, либо выписать штраф. Сколько штраф будет составлять? Здесь он минимален, т. е. 500 рублей. Понятно, что в большинстве случаев представитель власти оштрафует, ибо это идет в его трудовую статистику. Штраф – это правило, а предупреждение – исключение.

Касательно данной ситуации у многих уже наверняка назрел вопрос: а если водитель просто солжет? Скажет, что забыл полис дома, а на самом деле у него закончилась страховка либо вообще не была приобретена изначально. Ездить без страховки – это одно, но здесь могут приписать и введение сотрудника органов в заблуждение. Что грозит еще большим штрафом, размер которого строго не фиксирован. Поскольку по номерам машины через базу данных всегда можно пробить, есть ли страховка и не истек ли срок ее годности. Автомобиль поставят на учет в ГИБДД только после того, как на него будет организован полис ОСАГО. И если страховку не оформили, то в базе данных ГИБДД авто не будет числиться. А каков штраф окажется тогда? Трудно сказать точно, но дойти он может и до 3000 рублей. Впрочем, сотрудник, остановивший авто, может оказаться либо слишком ленивым, либо не блещущим умом и навыками работы с ЭВМ.

Можно сказать, это лотерея. И каждый автовладелец сам решает, если нет страховки, что сказать по поводу невозможности предъявить полис ОСАГО. Но неправомерным будет и поведение сотрудника правоохранительных органов, если водитель действительно просто оставил дома свой полис, а его пытаются оштрафовать по статье «За отказ от оформления страховки». Тогда владелец машины имеет право обжаловать полученный протокол в течение 10 суток от момента его выдачи.

2. Когда же владелец автомобиля сразу признается, что езда без страховки имела место из-за отсутствия полиса ОСАГО как такового, в силу вступает часть № 2 статьи 12.37. Она гласит, что за неисполнение собственником авто установленных федеральным законом его страховых обязанностей в обязательном порядке предусмотрен штраф в 800 рублей. До ноября 2014 года, как уже говорилось, штрафом за езду без страховки дело могло не ограничиться, а автомобиль отгоняли на штрафную автостоянку до того момента, пока водитель не оформит страховой полис.

Но сейчас те, кто садится за руль, не имея бумаги ОСАГО, рискует при остановке сотрудниками ГИБДД потерять 800 рублей. Правда, касательно езды без полиса ОСАГО, если сие нарушение повторяется многократно, автовладельца могут начать прижимать более серьезно, ограничив его право управлять транспортным средством обходными путями.

3. Третий случай, когда срок действия полиса автострахования истек, в российском кодексе административных правонарушений отдельно не рассматривается. Но тогда какое наказание грозит здесь? Просроченный полис ОСАГО приравнивается к управлению автомобилем без страховки в принципе. То есть все та же часть № 2 статьи 12.37 и штраф 800 рублей.

4. Многие автовладельцы «погорели» на четвертом пункте приведенной таблицы. В документе ОСАГО прописывается, когда водитель имеет право садиться за руль. Дело в том, что в стандартном полисе срок его годности и допустимый период вождения часто не совпадают (зависит от страховщика). Например, полис оформлялся ровно на год, но срок управления автомобилем ограничен периодом с марта по ноябрь, т. е. январь, февраль и декабрь полис хоть и годен, но данные месяцы не входят в допустимый полисом период эксплуатации машины. И если ГИБДД поймает такого автовладельца на машине в любой из этих месяцев, его ждет штраф в 500 рублей (согласно части № 1 статьи 12.37.5).

5. И последний пункт, который регулируется также частью № 1 статьи 12.37, – это когда за рулем оказывается лицо, не являющееся собственником-страхователем управляемой машины. Причем наличие водительских прав ситуацию не меняет. Например, владелец авто дал во временное пользование своего «железного коня» третьему лицу. И если это самое третье лицо остановят работники ГИБДД и обнаружат, что Ф. И. О. в водительских правах и полисе ОСАГО не совпадают, собственнику-страхователю будет выписан штраф за управление машиной лицом, которое не является страхователем. Это снова 500 рублей.

Важно упомянуть, что согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 40 от 25.04.2002 после покупки машины по закону дается срок 10 дней. В этот период собственник транспортного средства должен приобрести страховой полис. Но сотрудники дорожно-патрульных служб не имеют права выписывать штраф за отсутствие полиса в эти 10 дней. Правда, водителю необходимо иметь при себе документы о покупке машины, где указана дата ее приобретения.

Есть один любопытный момент касательно этого административного автомобильного нарушения. Можно ли за отсутствие страховки взыскивать штрафные выплаты с одного и того же собственника авто неограниченное число раз? Дело в том, что согласно пункту № 5 статьи 4.1 Кодекса административных правонарушений РФ осуществлять санкции за какое-то одно конкретное правонарушение можно только единожды. Или попросту говоря, дважды за одно и тоже не наказывают. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (пункт № 2 статьи 19) гласит, что эксплуатация не застрахованного в рамках ОСАГО транспорта запрещена.

Однако заставить приобрести зачастую довольно дорогой страховой полис, один раз выписав штраф за езду без ОСАГО в размере 500-800 рублей, вряд ли возможно. Поэтому дорожные службы хоть и неуклюже, но обходят принцип «дважды за одно не наказывают». Их рассуждения по данному вопросу таковы. Предположим, едет себе автовладелец, но в бардачке заветного полиса у него нет. Водителя тормознули ребята из ГИБДД, оштрафовали и отпустили с миром. Вроде, можно ехать дальше. Проезжает автовладелец еще с десяток километров, как тут его снова останавливают.

И снова штраф. Оштрафованный водитель возмущается: «На каком основании?». А дорожный сотрудник ему отвечает, что в прошлый раз его оштрафовали в другом месте и в другое время, а сейчас – уже новое правонарушение. Следуя такой «железной логике», можно вообще любое правонарушение (и не только автомобильное) сделать бесконечно повторяющимся, а его «автора» – бесконечно штрафуемым. В данном случае цель обхода административного кодекса вполне ясна – заставить автовладельцев приобретать полис ОСАГО.

И приходится выбирать – или раз в год раскошелиться на страховку, или день за днем, неделю за неделей выплачивать штрафы в несколько сотен рублей. Правда, такая грубая политика совершенно не учитывает многих острых углов российского автострахования. Например, среди владельцев машин уже давно обсуждается проблема, что большинство страховщиков просто саботируют заявления клиентов о страховании старых автомобилей. А ведь без страховки штрафы будут литься рекой.

КАСКО как потенциальный конкурент ОСАГО

ОСАГО начал свою историю с 25 апреля 2002 года. Обязательную автогражданскую страховку обеспечивает не только основной федеральный закон, но и пункт 2.1.1 ПДД. Касательно в него было внесено изменение от 07.05.2003. Как уже упоминалось в начале статьи, многие считают государственную систему ОСАГО негибкой, неудобной, а то и просто грабительской. И не без основания, надо сказать. Поэтому все больше автомобилистов в качестве альтернативы выбирают КАСКО, которая является объединением частных страховых компаний.

В силу этого КАСКО куда лучше подстраивается под клиентский спрос и особенности автомобильного рынка. Уровень разнообразия предложений здесь на порядок выше, чем тот, что предлагается по государственной тарификации в системе ОСАГО. Однако у КАСКО также есть свои минусы. Например, касательно вопроса, сколько стоит оформление КАСКО. Имеет место чрезвычайно дорогой полис на некоторые модели и марки, которые по статистике очень часто угоняют или разбивают в авариях. Но главное, что КАСКО – это добровольный вид страхования. Такую страховку нельзя предъявить вместо ОСАГО. У автовладельца может быть очень дорогой полис КАСКО, но если отсутствует обязательное страхование – штраф неизбежен все равно.

Теперь стоит упомянуть о тех ситуациях, когда обязательное страхование автогражданской ответственности не требуется. Регулируются эти случаи тем же ФЗ № 40, частью 3 статьи 4. Итак, обязательную страховку автогражданской ответственности приобретать не нужно, когда:

  • транспортное средство не способно при езде развивать скорость, превышающую 20 км/ч (каток, многие модели тракторов, мопеды);
  • транспортное средство изначально не предусмотрено для езды по автомобильным трассам (например, карьерные экскаваторы, большие бульдозеры и т. п.);
  • военная передвижная техника (танки, например), не считая транспорта стандартной легкой или грузовой планировки для перевозки личного состава;
  • транспортное средство имеет регистрацию за рубежом, и владелец имеет на руках полис какой-либо из международных систем страхования;
  • конструкция транспорта такова, что машина приводится в движение не колесами, а иным механизмом (гусеничный механизм, как правило);
  • собственнику полис ОСАГО также не требуется, если такую страховку за него оформило некое третье лицо-страхователь, т. е. случай, когда собственник авто и страхователь авто – разные лица (согласно части 4 статьи 4 ФЗ № 40).

Теперь следует упомянуть о еще одной ситуации, когда машина принадлежит юридическому лицу. Индивидуальный предприниматель или корпорация могут в рамках своего бизнеса иметь служебный автопарк. В этом случае юридическое лицо обязано оформить обязательную страховку на каждую машину в отдельности. Однако штраф, если у одного из водителей сотрудники ГИБДД при проверке не обнаружат документ основной страховки, будет выписан именно на данного водителя. Юридическое лицо не несет ответственности за это нарушение.

ИП или корпорация обязаны снабжать все свои машины полисом ОСАГО и обновлять этот полис, но ответственность за его сохранность и местонахождение в полной мере несет только лицо, управляющее этим авто. Однако нередки инциденты, когда предприниматель задерживается с выдачей полисов по финансовым или каким-то другим причинам. Тогда его сотрудники вынуждены работать за рулем, не получив на руки полисную страховку. Если работника оштрафуют сотрудники дорожно-патрульных служб за езду без страховки ОСАГО, то работодатель, по-хорошему, должен оплатить за него этот штраф.

Но, увы, российское законодательство не разбирает таких мелочей. Поэтому если работодатель отказывается возмещать штраф за отсутствие страховки своему подчиненному, который понес финансовые убытки по вине работодателя (не был выдан обязательный полис), то подчиненный имеет право затребовать эти деньги через суд. Другое дело, что актуальны такие разбирательства, когда имеет место штрафование многих работников или же штрафование происходило многократно.

Короче, когда речь идет о довольно больших суммах, вполне возможно, данная статья окажется очень полезной для многих начинающих автомобилистов, поскольку она предоставляет ответ на основной озвученный вопрос: что будет, если ездить без обязательной страховки? Можно сделать вывод, что ездой без страховки собственник авто рискует наездить себе неслабые такие финансовые издержки. Также здесь рассматривается градация и обоснованность штрафов, а осведомленность в этом вопросе полезна, чтобы не допустить неправомерных действий со стороны дорожных правоохранительных органов.