Почему россия до сих пор выплачивает долги ссср. Платежом красен: почему россия возвращала долги ссср

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE

Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.


Очереди в магазины: СССР 80-е годы

4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов , с. 253.

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. , что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.



Ассортимент продуктов в советских магазинах - СССР 80-е годы

При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия - осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.

В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов . Лондонский клуб - это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).


Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века

В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации .

В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком», которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России .

В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ «О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ», который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. .


Очередь за водкой, СССР, 80-е годы

На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял $ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.

Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта - с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.

* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Россия погасила все задолженности по обязательствам бывшего СССР перед иностранными государствами. Об этом сообщает Министерство финансов России. Последней выплатой стало погашение задолженности перед Боснией и Герцеговиной:

«Минфин России сообщает о завершении погашения задолженности Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед Боснией и Герцеговиной».

В ведомстве подчеркнули, что Босния и Герцеговина — это последнее иностранное государство-кредитор бывшего СССР (или России), обязательства перед которым оставались неурегулированными. Задолженность перед ним составляла $125,2 млн.

«Государственный внешний долг Российской Федерации перед Боснией и Герцеговиной возник в связи с признанием Россией ответственности по обязательствам бывшего СССР, возникшим в рамках торгово-экономического сотрудничества с Югославией (в доле, приходящейся на Боснию и Герцеговину)», — отметили в Минфине.

21 марта правительство России и совет министров Боснии и Герцеговины подписали соглашение об обязательствах бывшего СССР по расчётам, связанным с товарооборотом между бывшим Советским Союзом и бывшей Югославией. Документ вступил в силу 20 июля, а 8 августа Россия выполнила свои обязательства. Отмечается, что задолженность была погашена единовременным денежным платежом.

На данный момент в части государственного внешнего долга перед официальными двусторонними кредиторами у России осталась только задолженность перед Южной Кореей. Её размер составляет $594,3 млн.

«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — пояснили в ведомстве.

  • Посольство Боснии в России
  • Wikimedia / Denghu

Старые долги

На момент распада СССР сумма внешнего долга страны составляла почти $96,6 млрд. В 1993 году Россия взяла на себя обязательства Советского Союза. Кроме того, страна согласилась выплатить долги царского правительства, которые игнорировала советская власть.

Взяв на себя обязательства других бывших республик СССР, Россия освободила их от обязанности выплачивать долги, которые составляли почти 40% от общей суммы. Согласившись на такой расклад, республики отказались и от всех активов.

Однако это не помешало Украине создать в 2014 году межведомственную группу по изучению возможности отстаивания в судах интересов украинского государства для решения вопроса правопреемственности внешнего долга и активов бывшего СССР. Таким образом Киев намеревался «провести инвентаризацию всего, что может принадлежать Украине».

На момент подписания соглашения долг Украины составлял $6,8 млрд, а в 2014 году сумма выросла до $20 млрд, о чём и напомнили Киеву в Министерстве иностранных дел России.

«В случае, если украинская сторона возвращается к проблеме «нулевого варианта», российская сторона оставляет за собой право настаивать на незамедлительной компенсации Украиной Российской Федерации упомянутых 20 миллиардов долларов США долга бывшего СССР», — отметили тогда в МИД.

Обязательства перед Парижским клубом в размере $23,74 млрд были закрыты в 2006 году, а вот долги отдельным странам выплачивались достаточно долго. Дело в том, что иногда задолженность являлась следствием обмена товарами: СССР поставлял оборонную продукцию и энергоресурсы, импортируя потребительские товары. Так происходило и с Югославией, в связи с чем долги балканским странам Россия выплачивала в последнюю очередь: в 2013-м был закрыт долг перед Черногорией ($18 млн), а в 2016-м — перед Македонией.

Один из последних крупных долгов тоже был выплачен в 2016 году: Россия перечислила Кувейту $1,1 млрд и доплатила еще $620 млн в виде поставок высокотехнологичной продукции.

Такой большой долг возник в связи с тем, что СССР в 1991 году взял у Кувейта кредиты в целях исполнения финансовых обязательств и оплаты так называемого критического импорта. Позднее из-за неспособности распавшейся страны выполнить обязательства по внешнему госдолгу 30 мая 2006 года было подписано соглашение между правительством РФ и Кувейтом.

При этом сама Россия списала значительную часть долга развивающимся странам, которые не имели возможности его выплатить. В 2014 году Россия простила Кубе более $30 млрд долга, что составляло 90% от общей суммы обязательств. Остаток долга, составляющий $3,5 млрд, предписали погасить 20 равными долями в течение десяти лет.

Крупные долги Россия списывала также Ираку ($21,5 млрд), Монголии ($11,1 млрд), Афганистану ($11 млрд) и Северной Корее ($10 млрд). А ряду африканских стран российское правительство «подарило» более $20 млрд. В общей сложности Россия простила долги более чем на $100 млрд.

Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91 гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.

В 70-е и начале 80-х годов, во время так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.

Однако к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.

Наконец, и в Советском Союзе произошли серьезные изменения. Качество отечественных товаров продолжало падать, соответственно изменялся и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.

Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.

Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.

Таблица 1. Расчётные доли бывших союзных республик в общесоюзных показателях, %

Республика

Долг/активы

Нац. доход

Население

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Азербайджан

Туркмения

Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991 года оба соглашения - Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г); в группу 2 Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 - страны, не собирающиеся присоединяться к названным документам.

Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118

Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992 г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.

В октябре 1992 г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.

Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992 г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.

Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря - оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.

Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.

Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.

В-третьих, большинство наших должников - слабо платежеспособные, многие уже накопили большую просроченную задолженность. Поэтому необходимо определить формы погашения долга (деньги, товары, собственность, инвестиции), а во многих случаях - льготные условия рассрочки платежей.

Анализ динамики «нового» долга России

В 90-е гг. при переходе к рыночной экономике российское государство само стало прибегать к внешним заимствованиям. На начало 2000 г. внешний долг, возникший у самой России, или «новый» долг, составил почти 50 млрд. долл., а общий объем внешнего долга превысил 158 млрд. долл.

Главной причиной роста внешнего долга России стала несбалансированность государственных бюджетов в 1992-1999 гг. дефицит бюджетов РФ в значительной мере финансировался за счет внутренних и внешних заимствований. Рост долга России был обусловлен необходимостью обслуживания долговых обязательств бывшего СССР и собственных накопленных долгов.

Самый большой прирост государственного внешнего долга - 22 млрд. долл. - пришелся на 1998 г., когда платежный баланс России по счету текущих операций превратился из активного в пассивный из-за резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках. Внешние займы в этом году использовались и для выплат по непомерно возросшему внутреннему долгу. Внешний долг России на начало 2000 г. вырос также из-за включения в его состав в 1999 г. облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) на сумму 11,1 млрд. долл. (см. таблица 3)

С 1992 г. Россия начинает пользоваться значительными кредитами Международного валютного фонда в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ, на финансирование дефицита бюджета, на пополнение валютных резервов Центрального банка. (см. таблица 4) С 2000 г. Россия не брала в долг у МВФ, а только вела погашения кредитов и оплату процентов по ним. Одной из наиважнейших сторон взаимодействия России и МВФ стала возможность трансформации экономики РФ из нерыночной в рыночную.

С начала 90-х годов российское правительство получало внешний займ и гарантии от Всемирного банка, при этом, в основном оно сотрудничало с Международным банком реконструкции и развития - головным банком, входящим в группе Всемирного банка. За период с 1992 до 2002 г. МБРР предоставил России займов гарантий на сумму более 11 млрд. долл., в том числе 6 млрд. долл. - бюджетозаменяющие займы и 5 млрд. долл. - займы на реализацию инвестиционных проектов и проектов технического содействия структурным реформам, из них реально было использовано около 8 млрд. долл.

В 1992-2000 гг. в России по линии МБРР финансировались инвестиционные проекты в энергетике, транспорте, связи, сельском хозяйстве и другие. (см. таблица 5)

После августа 1998 года (дефолт) в связи с кризисом кредитных отношений России с МВФ МБРР начал оказывать содействие России в достижении финансовой стабилизации.

Кредиты МБРР, предоставляемые России, выдавались на срок 17 лет. По пяти проектам были предоставлены на очень льготных условиях - под 3,5 процента годовых.

После кризиса августа 1998 года государство России начало проводить новую экономическую политику, направленную на усиление сбалансированности бюджета, увеличение его доходов, что создало более благоприятные условия для выплаты процентов и погашения основного долга. Россия снизила уровень новых внешних заимствований, так как после дефолта произошло удорожание валютных кредитов для России из-за резко снизившегося суверенного кредитного рейтинга страны.

Правительство России расширяет внутренние государственные заимствования путем выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) и государственных краткосрочных обязательств (ГКО) со ставками доходности на уровне ожидаемой инфляции. Замещение внешних заимствований внутренними уменьшает валютную нагрузку, стоимость обслуживания долгов.

Одним из направлений снижения долговой нагрузки стало стимулирование выкупа негосударственными структурами долговых обязательств государства. В 1998-2001 гг. предприятиям и организациям было предоставлено право погашать задолженность по платежам в бюджет долговыми обязательствами России (ОВГВЗ или еврооблигациями), которое покупались на финансовых рынках о цене ниже зачета.

В настоящее время внешний долг России в основном урегулирован, и большая доля приходится на задолженность развитым странам, а также рыночную задолженность, выраженную в еврооблигациях.

В связи с повышение мировых цен на нефть и другие энергоносители в 2001-2006 гг. произошло серьезное улучшение платежных позиций и валютного положения России. Если в начале 2001 г. золотовалютные резервы России обеспечивались менее 22% объема государственного внешнего долга, то к началу 2005 г. коэффициент обеспечения поднялся до 124%, а к началу 2006 г. составил 221%.

Государственный внешний долг РФ, включающий долги федеральных органов управления. Субъектов РФ, органов денежно-кредитного регулирования, сократился за период с начала 2001 г. до начала 2008 г. со 139,3 до 44,9 млрд. долл.

Рисунок 1. Динамика государственного внешнего долга РФ

Таким образом, внешний долг государственного сектора за семь лет уменьшился на 94,4 млрд. долл., а у негосударственного сектора увеличился на 396,5 млрд. долл. В итоге общая сумма внешнего долга РФ выросла к началу 2008г. до 463,5 млрд. долл. против 161,4 млрд. долл. в 2001 г.

Рисунок 2 Соотношение государственного и частного сектора в структуре внешнего долга РФ

До последнего времени Босния и Герцеговина оставалась единственным кредитором Советского Союза, который еще не получил свои деньги. Сумма долга - $125,2 млн - была определена соглашением об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам с бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия - прим. ТАСС). И вот Минфин сообщил, что весь этот долг был погашен единым платежом 8 августа 2017 года.

ТАСС разбирался откуда взялся долг, сколько он составлял, почему Россия решила его выплачивать и что случилось с финансовыми обязательствами перед Советским Союзом.

Откуда у СССР взялись долги?

Вообще долговые обязательства разных стран — нормальное явление. Даже крупные страны с относительно сильными экономиками имеют обязательства перед другими государствами. Например, внешний долг Германии, по данным на сентябрь 2016 года, превышает $5 трлн 10 млрд, Японии — $3 трлн 240 млрд. Внешний долг США давно стал притчей во языцех — по данным на 1 февраля 2017 года, он равен $19 трлн 976 млрд. На тот же момент государственный долг России был куда скромнее — $52 млрд.

В 1985 году внешний долг СССР составлял $31 000 млн. В этот период власти страны активно привлекали как межгосударственные займы, банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В результате к концу 1991 года страна оказалась в долгах как в шелках.

Помимо долгов перед другими государствами Советский Союз имел обязательства перед коммерческими предприятиями, банками, входящими в так называемый Лондонский клуб кредиторов. Кроме того, в обмен на некоторые ресурсы советские предприятия расплачивались долговыми бумагами — облигациями Внешэкономбанка (ВЭБ). Эта нагрузка также легла на плечи государства.

Сколько составлял внешний долг СССР к моменту распада страны?

По данным, которые приводит руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства России (1993-1994) Андрей Илларионов со ссылкой на долговые таблицы Всемирного банка, Советский Союз к моменту распада был должен $67 800 млн.

В 2007 году заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в интервью "Российской газете" рассказал, что к концу 1991 года государственный внешний долг Союза составлял $96 600 млн. В разных источниках встречаются и еще большие цифры — вплоть до $140 млрд. Официальные российские ведомства не приводят данных за тот период — первые данные Центробанка датируются 1994 годом. Тогда с учетом процентов обязательства составляли $104 507 млн.

Почему вся эта нагрузка легла на Россию? В СССР входили 15 ныне независимых государств, почему бы не разделить обязательства?

Изначально план был примерно таким: в октябре 1991 года 12 бывших союзных республик (все, кроме Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором заявили о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР. Обязательства распределили пропорционально экономической силе республик на момент распада Союза — России как преемнице РСФСР досталась доля 61,34% долга, а, например, Киргизии — всего 0,95%, Таджикистану и того меньше — 0,82%. В такой же пропорции должны были разделиться активы бывшего Союза — как на его территории, так и за рубежом.

Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР. Сделка получила название "нулевой вариант". Так России достался весь внешний долг в размере $96,6 млрд. В эту сумму входили займы у других стран и коммерческие обязательства перед участниками Лондонского клуба кредиторов, держателями облигаций ВЭБа и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Как Россия погашала долги СССР перед другими государствами?

Отметим, что такие финансовые обязательства разделились на три части:

  • Долги странам Парижского клуба (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Россия также входит в Парижский клуб.
  • Обязательства перед социалистическими государствами: Польша, Чехия и Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Германия (за счет вошедшей в объединенную страну Германской Демократической Республики), страны бывшей Югославии.
  • Займы у других государств (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция и другие).

Долги перед Парижским клубом Россия закрыла досрочно — в 2006 году. Из-за раннего погашения наша страна смогла сэкономить $7 700 млн — за счет процентов.

Каким странам сколько заплатили?

Приведем несколько примеров. По данным официальных соглашений РФ относительно урегулирования долгов с разными странами, Россия заплатила, например, Уругваю $1,2 млн, Чехии — $352,5 млн, Болгарии — $38,5 млн, Словении — $129,2 млн, ОАЭ — $580 млн. Часть этих долгов оплачивалась не деньгами, а поставками товаров или услуг (в основном строительных). Долг перед Китайской Народной Республикой погасили в 2015 году, отдав 400,97 млн швейцарских франков. В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом — основной долг в размере $1 100 млн оплатили деньгами, а $620 млн процентов — поставками российской высокотехнологичной продукции. Также в прошлом году РФ закрыла долг перед Македонией — $60,6 млн. В результате, Россия оставалась должна только Боснии и Герцеговине, и этот долг был погашен 8 августа.

Конечно же, заемщики у СССР были. Но в большинстве это были достаточно бедные африканские и латиноамериканские страны. В рамках помощи развивающимся странам их долги списали. Кроме того, часть обязательств Россия простила своим политическим и экономическим партнерам: в некоторых случаях достигались договоренности, что в обмен на списание долга страна заключала с РФ крупный торговый контракт.
Были, конечно, и случаи "благотворительности", но Россия далеко не единственный такой меценат: например, в 1999 году страны Парижского клуба, в котором Россия была не только должником, но и кредитором, подписали соглашение о списании больше половины долга беднейших африканских стран. Так, Россия отказалась от притязания на активы Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. К тому же требовать возврата долгов с этих стран бессмысленно — денег у них все равно нет, и выполнять обязательства попросту нет возможности.

Другие примеры расчетов России и развивающихся стран смотрите на графике.

Дмитрий Романов

2017 года. Об этом заявил заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак. Последним государством, которому была должна наша страна, являлась Босния и Герцеговина. Долг СССР составил чуть более 125 млн долларов США.

По официальным данным, он будет погашен единовременной транзакцией в течение 45 дней. Таким образом, к 5 мая 2017 года наша страна полностью избавится от обязательств советского прошлого.

Почему Россия платит долг за СССР

Многие российские патриоты в один голос заявляют, что мы не должны были расплачиваться по обязательствам несуществующей страны. Их аргумент, как правило, один: ели и пили все бывшие а платить должна одна Россия. Внешний долг СССР мы получили после его распада. Помимо пассивов, т. е. долгов, Россия получила еще огромные преференции:

  • Все внутренние и зарубежные активы.
  • Весь золотозапасный резерв СССР.
  • Обязательства других стран перед СССР стали обязательствами перед Россией.
  • Наша страна получила статус постоянного члена Совета Безопасности ООН как правопреемница СССР.

Таким образом, внешний долг СССР на момент распада оказался выгоден именно нашей стране. Как мы воспользовались ситуацией - это, конечно, отдельная тема для разговора. Помимо преимуществ, мы получили также обязательства, которые смогли выполнить только к 2017 году. По предварительным подсчетам экономистов и политологов, общая стоимость зарубежного имущества СССР оценивалась приблизительно в 300-400 млрд долларов. И это не говоря уже обо всем остальном (золотой запас, право требования с других стран и др.). Примечательно, но Украина в 1991 году так и не ратифицировала соглашение, по которому нашей стране достанется все: и пассивы, и активы. Доля долга соседей, по их подсчетам, равняется 14 млрд долларов, а доля только от внешних активов - 50-60 млрд долларов.

«Нулевой вариант»

В 1991 году изначально было подписано соглашение - Меморандум о взаимопонимании. По нему долг СССР на момент распада должен был делиться пропорционально, т. е. была возможность разделить обязательства между всеми странами, входившими в Союз. Однако и все активы пришлось бы также делить согласно проценту долга. России как правопреемнице не СССР, а РСФСР, досталось бы чуть более 61%, Таджикистану, например, - 0.82%. Помимо раздела долгов, наша страна лишилась бы места постоянного члена в

2 апреля 1993 года наше государство заявило о «нулевом варианте». Это значило, что нам достаются все активы и пассивы несуществующей страны. С этого дня мы забрали себе не только все золото, внешние и внутренние активы, но и весь суверенный долг СССР. Некоторые не поддержали это решение, другие (Эстония, Латвия и Литва) и вовсе отказались иметь хоть какие-то дела, связанные с Советским Союзом. Какой долг СССР перешел к нашей стране? Об этом далее.

Долг СССР на момент распада

России достался внешний долг в размере 96,6 млрд долларов. Эта сумма складывалась из облигаций внутреннего валютного займа, облигаций внешэкономбанка, займов у других стран, обязательств перед участниками Лондонского клуба. Активов, по подсчетам экономистов, наша страна получила гораздо больше: официальные власти отказались предоставить полную информацию о состоянии золотого запаса, алмазного фонда, а также о других крупных активах.

Сумма в 96,6 млрд долларов была озвучена официальным лицом - заместителем министра финансов Сергеем Сторчаком. Однако в прессе возникают иные цифры. Так, руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства (1993-1994) приводил цифру в 67,8 млрд долларов. В своем докладе он опирался на таблицы Всемирного Банка. Также встречались цифры и выше - вплоть до 140 млрд долларов.

Подобные разночтения встречаются потому, что долг СССР нигде официально не публиковался сразу. Первая официальная информация о нем появляется только в 1994 году от Центробанка. Тогда обязательства были на сумму 104,5 млрд долларов с учетом набежавших процентов. Только общая стоимость зарубежных активов оценивалась в 300-400 млрд долларов. Поэтому современным патриотам необходимо понять, что наша страна только выиграла от подобного раздела активов и пассивов. Как мы ими распорядились? Это уже другая тема для разговоров и публикаций.

Мы прощаем, а нам нет?

Вторая группа наших патриотов не оспаривает обязательств по долгам Советского Союза, но они негативно высказываются о том, что долги перед СССР имели много государств. Однако почти все из них Москва простила при приходе к власти президента В. В. Путина. Перечислим ниже эти страны.

Северная Корея - списано 10 млрд долларов

В сентябре 2012 года наша страна списала 90% долга перед СССР. Официальная причина списания: будущие совместные проекты в области образования, здравоохранения, энергетики и др.

Экономисты подсчитали, что Россия может получить доступ к выгодной прокладке газопровода в Южную Корею через КНДР, а также неплохие контракты по реконструкции железной дороги в этой стране. Кроме того, РФ получит доступ к минеральным ресурсам, к которым запрещен доступ другим странам. Если Россия воспользуется ситуацией, то списанный долг СССР принесет больше пользы от прощения, чем от его требования.

Однако политологи скептически относятся к подобным проектам: новый лидер Ким Чен Ын - нестабильный человек в вопросах прокладывания экономического и политического курсов.

Африка - более 20 млрд долларов

Долги перед СССР имели многие страны африканского континента:

  • Бенин;
  • Танзания;
  • Сьерра-Леоне;
  • Гвинея-Бисау;
  • Буркина-Фасо;
  • Экваториальная Гвинея;
  • Мозамбик;
  • Алжир;
  • Эфиопия.

В июне 1999 года наша страна простила им до 90% долга. Россия стала членом кредиторов. Политический статус требовал широких жестов. Не всем странам так просто списали долг: Алжир, например, обязан был закупить в нашей стране на сумму долга (4,7 млрд долларов) промышленные товары. Фактически за наши же деньги мы продали наши же товары. Официальная версия такова, что многие страны и так не могли с нами рассчитаться. Мол, что с них взять? Однако не все страны, которым мы простили, такие «бедные и несчастные».

Ирак - 21,5 млрд долларов

Ситуация с Ираком не поддается никакой политической и экономической логике. В 2004 году наша страна списала этой стране 9,5 млрд долларов. Затем Ирак снова набрал у нас кредитов, которые были списаны в 2008 году. Официальная версия: надежда на то, что руководство Ирака будет учитывать интересы российских нефтяных компаний. Эта страна Ближнего Востока - вторая в мире по экспорту нефти, поэтому рассчитаться с нами за долги вполне было по силам.

Вьетнам - 9,5 млрд долларов

Также с Вьетнамом: мы не получили практически никаких преференций от реструктуризации долга. Эта страна Юго-Восточной Азии стала одной из первых, кому Россия простила задолженность. В 2000 году мы списали 9,5 млрд долларов долга из одиннадцати. Остальная часть будет выплачена через совместные проекты на территории Вьетнама до 2022 года.

Сирия - около 10 млрд долларов

Сирия также имеет богатые месторождения углеводородов. Почти 10 млрд долларов из 13,5 наша страна списала в 2005 году. Оставшийся долг должен быть также выплачен через совместные проекты в сфере строительства, газа, нефти. Сирия также обязана закупать российское вооружение для модернизации армии.

Остальные

Долги перед СССР имели не только вышеперечисленные страны. Также нам были должны Афганистан, Монголия, Куба, Никарагуа, Мадагаскар и др. Нам также должны были государства, которых больше нет на карте мира: Чехословакия, ГДР, некоторые страны Африки и Азии. Теперь требовать с них что-то бесперспективно.