Основные направления повышения уровня жизни населения россии. О программе повышения уровня и качества жизни

Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.

Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ""мешать"" друг другу.

Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в российской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. В этих условиях менялось и отношение предпринимательского корпуса к политике и политическом действию. Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ.

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются:

1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

2. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.

3. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.

4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

5. Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.

6. Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.

7. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.

8. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ПРИОРИТЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Приоритетной целью любого государства во многих сферах государственной и общественной жизни является решение неотложных социально-экономических проблем и, как следствие, повышение качества жизни граждан через создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, улучшение здоровья населения, повышение реальных доходов.

В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.

В Конституции РФ – основном документе страны, и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (на период с 2008 по 2020 гг.), имеющей статус государственной программы, в качестве одной из приоритетных целей выступает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Качество жизни населения является важнейшим критерием оценки эффективности реализации обозначенной цели. Сегодня, несмотря на некоторое улучшение ситуации в социальной сфере на уровне государства, актуальной и острой остается проблема территориальной неравномерности социально-экономического развития. Поэтому не случайно в России удовлетворение материальных, духовных, культурных и социальных потребностей отдельно взятого человека (или семьи) во многом зависит от территории проживания .

Результативный рост качества жизни населения субъекта РФ во многом зависит от повышения качества регионального управления. В значительной степени социально-экономическое благополучие конкретного субъекта РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависит от качества управления, эффективного применения современного инструментария государственного менеджмента.

Государственный менеджмент возник вместе с развитием школы государственной политики и представляет собой организацию процесса эффективного управления в рамках государственных учреждений. Его основополагающим принципом является переориентация работы госструктур на достижение конкретных результатов и качественное удовлетворение потребностей населения. Государственный менеджмент направлен на повышение организационной эффективности, что подразумевает налаживание обратной связи с населением, позволяющей вовремя получать актуальную информацию и вносить инновационные изменения в процесс работы в соответствии с нуждами потребителей госуслуг. Также обратная связь является формой контроля работы чиновников.

Задача повышения качества жизни населения – это общегосударственная задача, решаемая только совместными усилиями всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Приоритет деятельности органов власти заключается в последовательном повышении качества жизни населения, сокращении бедности, обеспечении достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

С практической точки зрения каждый человек положительно оценивает качество своей жизни, если есть интересная работа, достойная зарплата, комфортное и удобное жилье, а также полноценная социальная инфраструктура окружающей среды проживания.

На рис. 1 представлены основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ.

Рис. 1. Основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ Источник: сост. авт.

Качество жизни является интегральным показателем организации жизни в субъекте РФ и во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления, направленной на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства. Следует отметить, что качество жизни населения зависит не только от уровня материального благополучия и благоустройства населенных пунктов, но и от создания органами системы публичной власти возможности для населения (делового сообщества и отдельных граждан) участвовать в совместном принятии жизненно важных решений (например, по вопросам разработки, принятия и реализации программ развития территорий, обеспечения общественного порядка), что в свою очередь повышает уровень доверия населения к органами системы публичной власти, степень удовлетворенности условиями своей жизни, социальную значимость граждан и в целом улучшает морально-психологический климат в обществе .

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует утвержденная федеральная программа или концепция повышения качества жизни с четкой постановкой задач и критериями оценки эффективности реализации. На уровне субъектов РФ предпринимаются отдельные попытки и уже имеется опыт разработки и реализации региональных программ и концепций улучшения (повышения) качества жизни населения (табл. 1).

Таблица 1

Краткая характеристика принятых в субъектах РФ программных документов по повышению (улучшению) качества жизни населения

Во многих субъектах РФ принимаются целевые программы по повышению качества жизни граждан пожилого возраста (например, Санкт-Петербург, Астраханская, Волгоградская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская области, Республика Адыгея, Удмуртская Республика и др.), а также создаются специальные структуры, призванные следить за качеством жизни населения региона и предпринимать оперативные действия по его повышению. Так, при Администрации Кемеровской области функционирует координационно-аналитический совет по качеству жизни населения региона . В 2011 г. в Волгоградской области по инициативе депутатов регионального парламента был образован Общественный экспертный совет по вопросам качества жизни населения Волгоградской области, состоящий из государственных служащих, специалистов надзорных органов, общественников . Однако на практике данные структуры лишь рассматривают актуальные проблемы жилищно-коммунальной политики, системы здравоохранения, образования и др., не предпринимая никаких действий по их решению.

Качество жизни населения является показателем эффективности государственного управления. Стремление к повышению эффективности государственного управления является одной из стратегических задач современного общества, связанной с проводимыми в последние годы в России государственными реформами, направленными на улучшение качества и уровня жизни населения.

В России в настоящее время повышение качества жизни населения является одной из основных стратегических целей государства, определенных Президентом РФ. Президент РФ неоднократно подчеркивал, что повышение уровня жизни граждан России должно достигаться за счет увеличения эффективности и качества работы государственного аппарата . В мае 2012 г. был принят ряд указов, направленных, в том числе, на совершенствование государственного управления. Среди основных направлений данного совершенствования, интересных авторам в контексте данной статьи, выделим следующие:

1. Совершенствование процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Функционирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения.

3. Создание условий для эффективного заинтересованного диалога и взаимодействия между властью и общественностью (в т.ч. по вопросам улучшения качества жизни граждан, эффективности текущей политики и перспективам социально-экономического развития страны) через функционирование концепции «Российской общественной инициативы».

4. Обеспечение доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ.

5. Совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

6. Разработка и внедрение механизма общественного мониторинга, оценки и оказания реального влияния граждан на действия властей в интересах соблюдения положений Конституции через установление критериев и порядка оценки гражданами эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления. Результаты данной оценки могут применяться в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.

7. Разработка новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти РФ

Рассмотрим более подробно реализацию вышеперечисленных направлений совершенствования государственного управления и характер их влияния на качество жизни населения.

Создание и развитие сети МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, функционирующих по принципу «одного окна», облегчает жизнь гражданам и бизнесу так как способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению риска возникновения коррупции, временных и финансовых затрат при получении услуг и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Переход на предоставление госуслуг в электронном виде существенно повысил их доступность, снизил коррупционные риски, сократил временные и финансовые затраты государства и граждан. Единый портал госуслуг gosuslugi.ru функционирует с 15 декабря 2009 г.

Для обеспечения повышения качества и доступности массовых и общественно значимых государственных услуг гражданам Минэкономразвития России проводится ежегодный мониторинг качества и доступности государственных услуг, а также исследования степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных, муниципальных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций. Данный мониторинг является одним из инструментов получения объективной информации о степени удовлетворенности граждан качеством деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных и муниципальных услуг. В том числе мониторинг позволяет определить уровень доверия граждан к тем преобразованиям, которые проводятся на государственном уровне по улучшению обслуживания населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» на специализированном ресурсе в сети Интернет vashkontrol.ru – проводится сбор мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг. Оценка осуществляется непосредственно получателями услуг в инициативном порядке в анкетах, которые заполняются на сайте vashkontrol.ru. Оценка качества государственных услуг проводится по таким критериям, как время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д.

Результаты, полученные в ходе сбора мнений граждан о качестве услуг, участвуют в расчете показателей и рейтингов ведомств и услуг сразу после заполнения анкеты заявителем, а также могут быть сопоставлены с результатами других видов мониторингов (мониторинг качества электронных услуг, мониторинг удовлетворенности качеством услуг по итогам социологических опросов и т.п.) по показателям удовлетворенности и качества предоставления государственных муниципальных услуг. Результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

В настоящее время в РФ продолжается работа по повышению информационной транспарентности государственного менеджмента. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 2012 г. № 851, в РФ создана система раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения . В июне 2013 г. Президент В.В. Путин подписал федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственныхорганов и органов местного самоуправления», направленный на дальнейшую реализацию политики по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления .

Указом Президента РФ №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив граждан РФ. Специализированный сайт в сети Интернет, на котором граждане РФ могут выдвигать свои общественные инициативы (предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления) с использованием специального Интернет-ресурса www.roi.ru, реализуемые на федеральном уровне, работает с 15 апреля 2013 г. На региональном и муниципальном уровнях должен заработать с 1 ноября 2013 г.

В соответствии с Указом Президента РФ №183 во многих субъектах РФ созданы региональные экспертные рабочие группы по рассмотрению общественных инициатив и утверждены Положения об этих группах (например, Астраханская, Калужская, Мурманская, Ростовская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Республики Адыгея, Калмыкия, Коми).

По сравнению с федеральными органами власти, государственные органы субъектов РФ и муниципалитеты должны быть максимально доступны для граждан. Поэтому проводится активная работа по внедрению «Открытого правительства» на региональном уровне в виде модуля «Открытый регион», основными целями которого определены повышение эффективности государственного и муниципального управления, обеспечение открытости власти, вовлечение в государственное и муниципальное управление гражданского общества. Результаты рейтинга открытости правительства регионов России, опубликованного Институтом развития информационного общества в 2012 г., свидетельствуют о максимальной открытости (по сравнению с другими субъектами РФ) правительств Ульяновской области, Москвы, Пензенской области, Республики Бурятия и Ивановской области .

Одним из актуальных направлений реализации информационной транспарентности государственного менеджмента на уровне регионов является раскрытие информации о государственных (муниципальных) расходах (представление бюджетов и отчетов об их исполнении) в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме. В настоящее время данное направление реализуется в виде раскрытия бюджета города Москвы (budget.mos.ru), Волгоградской области (budget.volganet.ru/budget/), Ленинградской области (budget.lenobl.ru/), Саратовской области (saratov.ifinmon.ru/), Тульской области (dfto.ru/www/open/) и др.

В январе 2013 г. Правительством Москвы был запущен собственный портал открытых данных (data.mos.ru/), на основе которого были созданы мобильные приложения: для записи на прием к врачу, для вызова такси и др. Кроме того, функционируют некоммерческие проекты, посвященные доступности информации, раскрываемой государством для граждан, такие как OpenGovData.ru (проект И. Бегтина) и GisLab.info (открытые данные по границам особо охраняемых природных территорий федерального подчинения РФ).

Институт оценки регулирующего воздействия, активно развивающийся в РФ с2010 г., ориентирован на повышение качества правотворчества, создание прозрачных и понятных механизмов принятия обоснованных регулятивных решений. С помощью процедуры публичных консультаций на стадии законодательной инициативы создается барьер продвижению недостаточно проработанных решений, которые впоследствии могут повлечь неоправданные расходы для предпринимателей и государственного бюджета, т.е. принимаются меры по нивелированию возможного отрицательного влияния принимаемых актов на инвестиционный и предпринимательский климат. Окончательное принятие нормативно-правовых документов осуществляется при достижении консенсуса заинтересованных сторон.

Для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения разработан и функционирует специально созданный Единый портал regulation.gov.ru, работающий в штатном режиме с 15 апреля 2013 г. С 1 января 2013 г. на региональном уровне процедура оценки регулирующего воздействиявведена в 20 пилотных регионах, в т.ч. в Краснодарском крае, Астраханской области, Волгоградской области.

По факту субъектом РФ ЮФО, полностью внедрившим оценку регулирующего воздействия, является Краснодарский край. Астраханская, Волгоградская и Ростовская области входят в число субъектов РФ ЮФО, активно занимающихся продвижением института оценки регулирующего воздействия, республика Калмыкия – в число регионов с низкой активностью. В республике Адыгея никаких действий к внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия не предпринимается .

Согласно итогам третьего раунда мониторинга внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах РФ (апрель2013 г.), проводимого Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, в Топ-10 субъектов РФ вошли: Свердловская, Ульяновская, Вологодская, Ярославская, Волгоградская, Липецкая и Калужская области, Чувашская и Удмуртская Республики, Республика Татарстан и Краснодарский край .

Повышение эффективности деятельности государственных структур является одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления РФ. Постановление Правительства РФ №1284 предусматривает проведение оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых госуслуг. Граждане могут оценивать качество госуслуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д. При этом результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Федеральным законом №32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» органам исполнительной власти предоставлена возможность образовывать общественные советы. Так, при каждом Министерстве (Комитете) региона, в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.05.2012 №317 «Об образовании Общественных советов при органах исполнительной власти Волгоградской области», организованы Общественные советы. Также создан Общественный совет при Губернаторе Волгоградской области. Данная форма взаимодействия власти и гражданского общества применяется при высшем руководстве страны и практически во всех субъектах РФ. Практика показывает: это одна из эффективных форм взаимодействия власти и гражданского общества.

Главной задачей Общественных советов является содействие исполнительной власти в оперативном решении первоочередных задач отрасли. Общественный советявляется постоянно действующим экспертно-консультативным органом и обеспечивает взаимодействие населения области с Министерством (Комитетом) в целях учета их потребностей и интересов при осуществлении Министерством (Комитетом) возложенных на него функций и в целях осуществления общественного контроля за его деятельностью.

Для повышения качества жизни населения субъектов РФ, на наш взгляд,необходимо:

1. Изучить и обобщить:

– зарубежный опыт в области разработки социальных стандартов качества и уровня жизни и социальной защиты населения, государственной социальной стандартизации;

– отечественный опыт регионов, обладающих наилучшими достижениями по определенным направлениям повышения качества жизни населения, использовать полученные результаты при решении проблем в социально-экономическом развитии субъекта РФ.

2. Принять федеральный закон о разработке стандартов уровня и качества жизни населения в России, обеспечивающий (в соответствии со ст. 19 Конституции РФ) социальное равенство всех граждан страны независимо от места их проживания.

3. Разработать комплексную, научно обоснованную долгосрочную федеральную концепцию устойчивого повышения качества жизни граждан РФ.

4. Утвердить единую систему индексов – параметров, по которым должна осуществляться оценка и планирование качества жизни населения.

5. Организовать общественно-научный экспертный совет по вопросам качества жизни населения России (состоящий из специалистов в области управления качеством жизни) для:

– осуществления постоянного мониторинга качества жизни граждан РФ и предоставления на основе его результатов предложений и рекомендаций органам системы публичной власти для принятия оперативных решений;

– оценки эффективности и результативности деятельности органов системы публичной власти всех уровней на основе анализа динамики показателей качества жизни на конкретных территориях;

– проведения информационной работы (форумов, выставок, научно-практических конференций, круглых столов) по актуальным проблемам качества жизни населения, имеющей своей целью обмен опытом и разработку конкретных мер и механизмов их решения;

– разработки основной федеральной концепции повышения качества жизни на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

6. Усилить работу органов государственного регулирования по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, поощрению работодателей к выполнению социальных обязательств перед нанимаемыми работниками.

7. Постоянно повышать качество подготовки специалистов, осуществляющих процесс предоставления госуслуг населению.

8. Организовать горячие линии по возникающим у населения вопросам (образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д.), действительно функционирующих, а не тех, на которые невозможно дозвониться или абонент не может быть вызван или никто не берет трубку.

Итак, сегодня государственный менеджмент имеет несколько приоритетных направлений, основной из которых – повышение качества жизни населения. Существенное повышение качества жизни является наиважнейшей социально-экономической задачей, стоящей в повестке дня. Для ее достижения осуществляетсясовершенствование системы государственного управления, приоритетно направленное на улучшение информационной транспарентности деятельности органов системы публичной власти, расширение масштабов их взаимодействия с населением в рамках партисипативных отношений, повышению эффективности и результативности государственного управления.

Как в среде экономистов и социологов, так и в обществе нередко поднимаются вопросы качества жизни, степени удовлетворенности людей собственным существованием. Виной всему - информационный бум. Как известно, раньше мы в своей стране жили при "железном занавесе". А потому о том, что творится у соседей, не имели ни малейшего понятия. Просвещать рядовое население на эту тему в планы партии и правительства никак не входило. Вот отчего у наших неподготовленных туристов, попавших волей случая за рубеж, порой случался настоящий шок от одного только вида внешних атрибутов жизни на "загнивающем Западе". Вернувшись домой и осознав всю разницу в материальном положении - собственном и такого же рядового трудящегося за рубежом, наши люди серьезно задумывались...

С началом перестройки и буквально свалившейся на нас лавины информации замалчивать разницу в материальном и прочем положении людей "у нас" и "там" стало невозможно. Мы многое узнали - что, оказывается, живем совсем не так прекрасно, как нам рассказывает руководство. По сравнению со странами Запада уровень жизни населения России выглядел, мягко говоря, так себе. И мы стали задаваться вопросом: "Почему?"

В наши дни, при наличии Интернета и огромного количества средств массовой информации, кажется, уже не осталось никаких "белых пятен" в данном вопросе. В любой момент мы можем получить множество разнообразных данных - от средней продолжительности жизни в Китае до уровня дохода на душу населения в Австралии. Подробно изучены и по-прежнему продолжают муссироваться классические вопросы "кто виноват" и что делать".

Уровень жизни в России не ругает только ленивый. Особенно после того, как мы узнали, что положение у нас, оказывается, похуже, чем у некоторых бывших "голодающих братских республик". И сравнимо наше существование с большинством развивающихся стран Африки.

Если отвлечься от разговоров на обывательском уровне и всерьез задуматься о причинах такого несоответствия, следует прежде всего разобраться не только в его предпосылках, но и в терминах.

О чем конкретно вопрос?

Понятие «уровень жизни» подразумевает полноту удовлетворения потребностей населения той страны, о которой идет речь. Причем не только материальных, но и социально-духовных.

"Измеряется" он размером и качественным разнообразием всех возможных потребностей и ограничивается возможностями их удовлетворения в зависимости от величины доходов населения.

В статистике обобщающими показателями этого понятия служат:

  • величина валового продукта на единицу населения (разумеется, в сопоставимых ценах);
  • индексы стоимости жизни;
  • национальный доход на душу населения;
  • реальная оплата труда работающего;
  • размер прожиточного минимума;
  • реальные в расчете на одного человека;
  • число и процентный состав (так называемый удельный вес) находящихся за чертой бедности (это люди, чей доход не превышает прожиточного минимума).

На основании чего получают такие данные?

Статистика уровня жизни отдельных стран и регионов ведется уже много десятилетий. Ученые и социологи во всем мире в своих исследованиях опираются на такие источники информации, как социологические опросы, бюджетные обследования, общие и локальные переписи.

Обследования бюджета позволяют узнать структуру заработков и расходов населения, среднедушевой доход, объем покупок различных товаров, распределение по категориям "состоятельности".

Уровень жизни в России изучает соответствующий центр при Министерстве труда и соцразвития, а также Всероссийский центр общественного мнения. Понятия, которыми они оперируют, - «народное благосостояние», «качество жизни», «уровень жизни» и проч. Рассмотрим их подробнее.

Что такое качество жизни?

Это степень удовлетворенности интересов и потребностей людей как в разнообразной деятельности, так и в субъективном ощущении жизни. Понятие включает не только показатели труда - его характер, условия и результаты. Но и другие аспекты человеческой жизни - демографические, экологические, этнографические. Затрагивает оно и политические (а также юридические) вопросы, например, права и свободы, идеологию и культуру, поведение и психологию.

Таким образом, благосостояние является неким синтезом представлений, обобщающим все стороны социального организма. Высшей целью экономики в условиях рынка становится достижение этого показателя в максимальной степени и повышение уровня жизни населения. Важнейшая предпосылка этого - эффективная политика, направленная на рост благосостояния людей.

Более подробно концепцию качества жизни характеризуют следующие показатели:

  1. Здоровье жителей. Учитывается продолжительность жизни, заболевания (их тяжесть и длительность), самочувствие и способности людей, уровень смертности.
  2. Качество, сбалансированность и регулярность питания, экологическая безопасность продуктов.
  3. Образовательный уровень - длительность обучения, глубина и степень научных знаний, обеспеченность учебной литературой.
  4. Условия и характер занятости, эффективность труда и его напряженность, соответствие склонностям, возможность профессионального выбора. А также такие критерии, как безработица, занятость, продолжительность рабочего дня и отпуска, степень автоматизации труда и даже атмосфера в коллективе.
  5. Условия проживания - размер и степень благоустройства жилья, удобство в быту.
  6. Система социальных льгот и обеспечений. Это гарантии выплат пенсий, пособий и больничных, забота о семьях с детьми.
  7. Возможность и доступность выбора видов отдыха, его продолжительность и полученное от него удовлетворение.
  8. Наконец, реализация общечеловеческих прав в безопасности, защите от терактов и эпидемий, лояльности правовых органов.

А что же такое уровень жизни?

Это количественная характеристика рассмотренного выше понятия. Оценка уровня жизни производится совокупно по целому ряду критериев.

Зависит он, с одной стороны, от величины и состава постоянно меняющихся материальных потребностей, а с другой, бывает ограничен возможностями их удовлетворения, зависящими от доходов. Последний показатель определяется эффективностью производства, степенью прогресса в научно-технической сфере, национальными особенностями, образовательным и культурным уровнем населения.

В мировой практике в качестве одного из главных составляющих данного понятия фигурирует компонент продолжительности жизни и здоровья людей как базисное условие человеческого существования.

В целом категория "уровень жизни" - скорее, количественное понятие с определенными на настоящий момент конкретными показателями. Наиболее популярные из них - размер потребительской корзины и величина прожиточного минимума. Но термины "уровень" и "качество жизни" невозможно измерить лишь цифрами.

В бытовом плане вышеуказанные понятия ассоциируются с радостью повседневного бытия, уверенностью в будущем, возможностью развиваться как личность и путешествовать по миру.

Хорошо там, где нас нет

По итогам международных опросов был составлен рейтинг - сравнивались страны по уровню жизни (по состоянию на 2014 год). Любопытно взглянуть, где же людям лучше живется.

По данным всевозможных опросов, жизнь в Азии постепенно и неуклонно улучшается. В Европе же уровень ее несколько снижается, но все же остается неизменно высоким по сравнению со странами Востока и особенно Африки, где изменения не так значительны. Из европейских стран лидером признана Норвегия, за ней идет Швейцария.

Позиция ее в общем списке - строчка № 61. "Соседи" - Шри-Ланка и Вьетнам. Значительных изменений по сравнению с предыдущими годами не наблюдается. По опросам, лишь чуть более половины россиян (56%) довольны собственной жизнью.

А теперь подробнее

По таким показателям, как эффективность государственного управления и уровень коррупции, наша страна занимает аж почетное 115-е место (для сравнения: в прошлом и позапрошлом году были соответственно 119-е и 96-е места). На что обращали внимание, кроме прочего, при подведении итогов: на справедливость процедуры выборов, данные о коррупции в правительстве, уровень удовлетворенности людей системой правосудия.

Другие важные факторы уровня жизни - предпринятые правительством меры по борьбе с нищетой и мероприятия по охране окружающей среды.

По пункту "качество образования" наши позиции не так плохи - 26-е место (против 27-го в прошлом году). На каждого учителя в стране приходится 18 учеников. При этом российским образованием довольны 53% жителей страны.

Здоровье россиян позволяет нам занять лишь 44-е место в рейтинге (как и в прошлые годы). Такой важный показатель, как средняя продолжительность жизни, у нас всего 60 лет (в странах Европы - 70-75 лет). Уровень жизни в России по этому важнейшему критерию явно не дотягивает до мирового.

Рейтинг безопасности России все ниже, сейчас это - 98-е место (соответственно 97-е и 82-е в прошлом и позапрошлом годах). Лишь около 43,8% россиян не испытывают чувства опасности, особенно на ночных улицах родных городов.

Такое понятие, как свобода граждан, у нас, по всей видимости, не в сильном почете - мы только на 114-м месте (а всего их 142). При этом 60,9% россиян полагают, что имеют возможность свободного выбора, в том числе и в выражении собственных мыслей. Остальные с ними не согласны.

В таком сложном вопросе, как социальная жизнь, Россия на 62-й позиции. Особенность национального менталитета в том, что жители страны склонны, скорее, доверять и помогать друзьям и родне, но не посторонним людям. Впрочем, абсолютное большинство граждан (90,1%) считают, что в сложной ситуации другие их выручат.

Какие же страны по уровню жизни лидируют?

И вновь список возглавляет Норвегия, где 77% населения признали себя вполне довольными собственной жизнью. Первую позицию страна занимает уже пятый год, в том числе и по показателям экономики. А замыкает список Чад.

Рай для предпринимателей - Швеция. Это страна, где легче всего открыть собственный бизнес и получить в этом поддержку от государства.

С точки зрения эффективности властей лучшей признана Швейцария.

Самая лучшая медицина и больницы - в Люксембурге, а наибольшая продолжительность жизни (76 лет) - в Японии.

По качеству образования попеременно лидируют то Новая Зеландия, то Австралия.

С социальной точки зрения наиболее благополучна Норвегия. Там люди склонны доверять друг другу больше, чем где бы то ни было и, по результатам опросов, готовы оказать помощь не только родным и близким, но и совершенно чужим людям.

Фактор личной свободы выдвинул в лидеры Канаду, где зафиксировано наибольшее количество прав у граждан, а также самое терпимое отношение к иностранцам.

Но вернемся в Россию. Как известно, не все ее регионы живут одинаково. Где же в нашей стране лучше, а где хуже?

Уровень жизни: рейтинг городов России

По результатам оценки российских городов (выборка проводилась среди тех из них, где численность населения превышала 100 тысяч человек), ежегодно проводимой изданием «Секрет фирмы», получен рейтинг за 2014 год. По ранжиру были выстроены 149 мегаполисов. Критериями послужили 13 разных пунктов, таких как медицинское обслуживание, среднедушевые доходы населения и его покупательная способность, уровень развития предпринимательства и т. п.

Статистика основывалась на отчетах городских администраций и данных Росстата. Итак, где же в России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга, конечно) самый высокий уровень жизни?

Почетное первое место по благосостоянию второй раз за последние два года отдано Калининграду, несмотря на уровень безработицы выше среднероссийского. Эксперты отмечают чрезвычайно удобное положение города в географическом смысле, эксклюзивные экономические условия, высокий уровень квалификации работающих. По объему выпускаемой продукции на 1 человека Калининград - безусловный лидер.

Тройку лидеров замыкает Белгород, где живет 373 500 человек. Город отличают стабильно высокие доходы населения и хороший образовательный уровень. К тому же он славится развитой инфраструктурой.

Кто еще?

На четвертом месте - Домодедово. Этот небольшой город за год резко продвинулся с 32-го места, удивив высокими темпами роста экономики и доходов.

На пятом - Иркутск. Его население - 606 000 человек, покупательная способность которых за последний год возросла в 7 раз. Неудивительно, что город резко "прыгнул" с 20-го места на 5-е.

Химки, занимавшие вторую строчку в прошлом году, ухудшили свои позиции, но все же лидируют по доходам бюджета на душу населения. Эта сумма составляет 30 400 рублей.

Как мы видим, достаточно высокий уровень жизни в России можно наблюдать и в относительно небольших городах.

Следом идет Екатеринбург. В топ-10 столица Урала - крупнейший из городов. Его население - почти 1,4 миллиона человек. Его бюджет (доходы населения) составляет 23 400 руб. на жителя.

Аутсайдеры рейтинга

Небольшой по размеру Обнинск с населением 106 000 человек уже второй год не покидает десятку лидеров. Доход городского бюджета в расчете на каждого - 27 000 рублей. Город, к тому же, признанный центр науки.

Замыкает десятку лидеров Тюмень. Этот областной центр с населением 634 000 человек "сполз" с прошлогоднего шестого места из-за неважной экологии и работы властей.

В каких же из российских городов уровень и качество жизни оставляют желать лучшего?

Если рассматривать топ-100 - полный список участвовавших в рейтинге городов, то замыкает его Оренбург с населением 556 100 человек, на предпоследнем месте - Новочебоксарск (123 900 чел.), чуть выше его - Абакан (169 800 чел.).

Что ж, теперь мы знаем, "кому же на Руси жить хорошо". Точнее, жителям каких городов. Разумеется, в исследовании не задействованы Москва и Санкт-Петербург - у них особый статус. Как известно, жизнь "в столицах" и жизнь в российской глубинке отличается на порядок, а то и на несколько. И несмотря на то, что отдельно взятые небольшие города могут относительно процветать благодаря удачному сочетанию каких-либо факторов (стабильной работе градообразующего предприятия, продуманной политике городских властей и т. д.), в целом жизнь в небольших городках особенным качеством не отличается.

Связано это прежде всего с ограниченными возможностями трудоустройства, недостаточным развитием частного бизнеса и малым денежным оборотом. Отсюда - все беды и проблемы российской глубинки. Сможет ли что-то изменить экономическая политика правительства? Время покажет...

Проблема повышения уровня и качества жизни для современной России наиболее актуальна. Поэтому уровень жизни населения играет роль важнейшей интегральной характеристики социально-экономической системы в условиях ее трансформации и развития, показывает, как те или иные изменения в обществе влияют на различные группы населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1746. Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные направления его повышения 134.86 KB
Проанализировав средний уровень рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. В современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства, это становится особо важным.
19498. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБПРОМ» 327.12 KB
Финансовые возможности организации практически всегда ограничены. Задача обеспечения финансовой устойчивости состоит в том, чтобы эти ограничения не превышали допустимых пределов. В то же время необходимо соблюдать обязательное в финансовом планировании требование осмотрительности, формирования резервов на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могли бы привести к утрате финансовой устойчивости.
14201. Основные направления повышения финансовой устойчивости и деловой активности ЗАО «Татстроймонтаж» 130.84 KB
Понятие значение и задачи оценки финансовой устойчивости и деловой активности предприятия 6 Факторы определяющие финансовую устойчивость предприятия и подходы к ее оценке. Методика анализа финансовой устойчивости и деловой активности предприятия...
1327. Основные направления к внедрению системы менеджмента качества в ОАО «Номос Банк» 375.59 KB
Развитие предприятий реального сектора экономики требует создания устойчивой банковской системы России, важнейшей характеристикой которой является своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц по привлечению и размещению денежных средств...
3280. Основные направления внешней политики России в XVII века 23.15 KB
Россия была значительно ослаблена в начале века польско-шведской интервенцией и социально-политическим кризисом внутри страны, поэтому возможностей для одновременного решения всех трех задач у нее не было. Первоочередной целью Москвы в XVII в. стало возвращение земель, которые были отторгнуты от России польско-шведскими войсками
5393. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XXI В.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 238.74 KB
Теоретико-методические основы инновационного развития внешней торговли в современных условиях глобализации Экономическая сущность внешней торговли государства виды формы направления развития Взаимосвязь и взаимообусловленность инноватизации внешней торговли и инновационных процессов национальной экономики в условиях глобализации...
3221. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Основные направления 20.15 KB
Россия решала несколько внешнеполитических задач: первое направление южное. Россия вела борьбу за выход к берегам Черного и Азовского морей освоение и заселение южных черноземных степей. Россия вела активную борьбу с революционной Францией. Русскотурецкие войны На южном направлении Россия многократно вступала в противоборство с Турцией.
3465. Внешняя политика России во второй половине XV-XVI вв.: основные направления, итоги 12.02 KB
Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю что расширило бы связи страны с Европой. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск были взяты Нарва и Юрьев исход ее был печален для России. Швеция так же успешно вела военные действия против России.
3053. Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные направления, итоги 17.82 KB
Это позволило России занимать более активную позицию и на Балканах. Позднее этот город был присоединен к России было образовано Туркестанское генералгубернаторство.
16483. Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг 14.12 KB
Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг Национальная политика России в области качества продукции и услуг - система официальных взглядов на: роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России; основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели национальной политики Качество продукции и услуг является одним из...

Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные лифты»: доступ к качественному профессиональному образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного государства.

Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому – неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).

Специалисты предлагают следующие решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.

Только после того, как будет создан устойчивый средний класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний класс – это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.



Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов.

Общество также беспокоит тот факт, что низкие темпы роста минимальных социально-экономических стандартов в России значительно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.

Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее время выделено 4 приоритетных: современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Подробнее о каждом из них:

Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение».

Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

«Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных детей;

– дополнительная диспансеризация работающего населения;

– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала».

Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

Одним из аспектов проекта «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта политика реализуется через систему различных выплат и небольшое количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких действий недостаточно. Он отмечает, что ни одно государство еще не ставило перед собой задачу изменения ценностных ориентаций своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно материальные – только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого последующего) и продление срока выплат до 16 лет.

Приоритетный национальный проект «Качественное образование»

К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе – объединение учебы и науки, развитие инновационного образования.

Из федерального бюджета с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель – тот человек, который в большей мере стимулирует своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы будут выбираться 10 тыс. наиболее достойных поощрения учителей. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. Размер поощрения составит 100 тыс. рублей. Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) будут получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.

Инновационное образование – это образование, не столько ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. В 2007 году предполагалось выбрать 30 ВУЗов, использующих обучение по инновационным программам. «Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах».

ВУЗы отбирались по двум критериям:

1. Качество и результативность представленной на конкурс инновационной программы.

2. Инновационный потенциал самого ВУЗа (в динамике за последние три года)

Эффективность научной и инновационной деятельности;

Состояние подготовки кадров;

Интеллектуальный потенциал вуза;

Обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Полученные ВУЗами по этой программе средства предполагалось направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов.

Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье»

Основные направления реализации национального проекта – развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства.

Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования – большие объемы и малые сроки возврата кредита. У банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы – рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку.

Претендовать на субсидии при покупке жилья могут молодые семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной реальности. «Возраст» семьи, принимающей решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева предлагает повысить возраст «молодой» семьи до 35 лет, тем самым увеличив количество семей, которые смогут поучаствовать в проекте и получить субсидии.

Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший импульс для развития всей экономики.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

С 1991 по 2005 годы произошло сокращение поголовья скота более чем в два раза. Растет импорт мяса и мясопродуктов (34%). Ускоренное развитие животноводства планируется реализовать за счет:

Повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

Роста поставок по системе федеральной аренды племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

Совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования – увеличение объемов реализации продукции, произведенной на личных подсобных хозяйствах и крестьянских хозяйствах. Планируется снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов).

С. Ю. Глазьев говорит о том, что «Чем успешнее будет антимонопольная политика и чем эффективнее меры по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных субсидий». Рентабельность АПК планируется повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует привлечению инвестиций извне. В.В. Лабинов (исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли) предлагает оценить земли в денежном выражении и распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства со стороны государства (через госзаказы – бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать межведомственную разобщенность. Например, для реализации заказа «бесплатное молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения.

Также следовало бы отметить, что качество собственной жизни может повысить каждый, с помощью таких внеэкономических операций, как использование собственного труда в домашнем хозяйстве (поддержание чистоты и порядка, ведение приусадебного хозяйства), творчество (рукоделие, дизайн интерьера своими силами). Неотъемлемой частью повышения качества жизни является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). На муниципальном уровне это проведение т.н. субботников, оформление клумб, посадка деревьев.


Заключение

Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Исходя из анализа уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы – с этим нужно бороться. Не решены некоторые демографические проблемы.


Библиографический список

1. Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. – СПб.:ТЭИ, 2011.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. – Спб.: «Лань», 2013.

3. Макроэкономика: Учебное пособие/ под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2014.

5. Управление качеством жизни/ под ред. В.В. Окрепилова. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010.

6. Экономический словарь/ сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

7. Экономическая статистика/ под ред. Иванова – 2013.

8. Бобков В, Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения// Экономист. – 2011. - №9. – с.55-60

9. Жеребин В.М, Ермакова Н.А, Земленская В.Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения//Вопросы статистики. – 2013 - №7 – с.24

10. Дмитриев М. На полпути к богатству// Эксперт. – 2013. - №12. – с.76-77.

11. Инмаков О, Фролов Д. «Простые люди» и индикаторы развития// Экономист. – 2011. - №11. – с.60-66.

12. Коленникова О. Население как субъект оценивания системы неравенств// Свободная мысль. – 2014. - №5. – с.92-101.

13. Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России// Вопросы статистики. – 2013. - №8. – с.66-71.

14. Плышевский Б.П. Россия в мире и евроазиатском регионе: уровень жизни// Вопросы статистики. – 2013. - №6. – с.25-29.

15. Правовой сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

16. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов // [Электронный ресурс] // Министерство Экономического развития Российской Федерации // Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120912_000004 (дата обращения: 06.05.2016).

18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

20. Центральное Разведывательное Управление [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://www.cia.gov/index.html/ (дата обращения: 05.05.2016).


Экономический словарь/ сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2013.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. – Спб.: «Лань», 2012.

Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2013.

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

Программа Развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 05.05.2016).

Программа Развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 05.05.2016).

Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. – СПб.:ТЭИ, 2011.

Бобков В, Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения// Экономист. – 2011. - №9. – с.55-60

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

Программа Развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 05.05.2016).

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов // [Электронный ресурс] // Министерство Экономического развития Российской Федерации // Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120912_000004 (дата обращения: 06.05.2016).