Основные методы планирования налоговых доходов бюджетов различного уровня. Методы налогового планирования

К неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Доходы от продажи государственного и муниципального активов;

Иные неналоговые доходы.

Между налогами и неналоговыми платежами много общих черт:

· установление размеров и условий взимания;

· обязательность уплаты;

· принудительный характер изъятия;

· связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;

· безэквивалентность платежа.

Однако действующее налоговое законодательство не позволяет их отождествлять порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых:

· для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и пр.)

· размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;

· целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера (например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности).

Неналоговые доходы зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и не включаются в налоговую систему.

Планирование неналоговых доходов. В основе их планирования заложен новый порядок - функции прогнозирования этих доходов возложены на администраторов доходов, которые осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Прогнозирование поступлений неналоговых доходов производится на основе данных предшествующих периодов (методом экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития.

5.3. Безвозмездные перечисления

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

Субвенций из Федерального и региональных фондов компенсаций;

Субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций и др.

Трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительством методике.

Дотация представляет собой сумму, которая выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и перераспределяемых доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Это средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Эти средства используются для выравнивания социально-экономического развития территориального образования. При использовании не по назначению подлежит возврату. Субвенции бывают текущие и инвестиционные.

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия. На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.

Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом долгосрочного налогового планирования является налоговый бюджет.

Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.

Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.

Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

для квартального планирования - до 1 числа третьего месяца предшествующего квартала;

для месячного планирования - до 20 числа предшествующего месяца.

Внешние и внутренние виды планирования .

Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования.

Внешнее планирование .

Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему "инвалидных" компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

Внутреннее планирование .

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Общие методы внутреннего планирования .

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, - важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, - об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы :

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);

прочие налоговые льготы.

Специальные методы налоговой оптимизации .

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех предприятиях.

1. Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

2. Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Расчетно-аналитический метод .

Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

наличие штрафов, пени;

иные причины.

С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:

Кобщ. = К2005 + К2006 + ... + К2009 / п (количество лет)

Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

коэффициент инфляции;

коэффициент изменения средней заработной платы по региону;

коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;

коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

Итоговый расчет налога:

Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

Пример .

10000000 - налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) - 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);

Ставка налога 20%;

Кобщ. = 1,14;

Кскор. = 2 года.

10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).

При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.

Наименова-
ние налога
(по данным
формы
расшифровки
кратко-
срочных
оборотных
активов /
формы 1
Бух.
баланса)

01.01.08 -
01.07.08

01.01.08 -
31.12.08

01.01.09 -
01.07.09

Увели-
чение
налогов
в % к
2008 г.
(01.01 -
01.07)
(столбец
Е x 100 /
С)

Коэф-
фициент
(стол-
бец 4 /
столбец
2)

Прогноз
01.01.09 -
31.12.09
столбец 4
x столбец
6)

Коэф-
фициент
увели-
чения
на 2010
год
(стол-
бец 6)

Прог-
ноз
на
2010
год
(стол-
бец 8
x
стол-
бец 7)

Штрафы,
пени

Налог на
прибыль

Налог на
имущество

Государ-
ственная
пошлина

Расчеты по
пенсионному
обеспечению
с
федеральным
бюджетом

Взносы
в Пен-
сион-
ный
фонд в
соот-
вет-
ствии
с ФЗ
от 24
июля
2009
г. N
212-ФЗ

стра-
ховых
взно-
сах"

Расчеты с
пенсионным
фондом на
страховую
часть
пенсии

Расчеты с
пенсионным
фондом на
накопитель-
ную часть
пенсии

Расчеты с
террито-
риальным
медицинским
фондом

Расчеты с
федеральным
медицинским
фондом

Обязатель-
ное страхо-
вание от
несчастных
случаев

Расчеты по
социальному
страхованию

Транспор-
тный налог

Земельный
налог

С помощью этого метода также планируются налоговые риски:

Наименова-
ние
показателя

Налог на
доходы
физичес-
ких лиц

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
феде-
ральный
бюджет

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
феде-
ральный
фонд
обяза-
тельного
медицин-
ского
страхо-
вания

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
террито-
риальные
фонды
обяза-
тельного
медицин-
ского
страхо-
вания

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
пенси-
онное
страхо-
вание
(нако-
питель-
ная
часть)

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
пенси-
онное
страхо-
вание
(стра-
ховая
часть)

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
соци-
альное
страхо-
вание
от
несчас-
тных
случаев
на про-
извод-
стве

Налог
на
иму-
щество
орга-
низа-
ций

Тран-
спорт-
ный
налог

Земель-
ный
налог

Количество
случаев

Количество
дней
нарушения
срока
платежа

Сумма по
просро-
ченным
платежам,
тыс. руб.

Оценка
суммы
штрафных
санкций,
тыс. руб.

Балансовый метод .

Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. Фактически мы производим увязывание потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на основе балансовых показателей. Иными словами, данный метод предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса; он широко применяется во многих организациях.

Указанный метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.

С помощью балансового метода возможно сравнивать финансовые и налоговые показатели по филиалам.

Пример

Расчет земельного налога

Наименование
филиала

Количество
земельных
участков

Кадастровая
стоимость

Налоговая
ставка

Сумма
налога

Примечание

В филиале
несвоевре-
менно был
произведен
перерасчет
земельного
налога в
связи с
изменением
кадастро-
вой
стоимости

Начислены
пени по
уплате
налога

Оценивая балансовые показатели, важно выделить причины, которые повлияли на увеличение, неправильное исчисление сумм налогов, а также на наложение штрафных санкций.

Важно отметить, что подобное планирование может осуществляться и в случае централизованной уплаты ряда налогов, например налога на прибыль.

Наименование
филиала

Налоговая
ставка

Примечание

В филиале
было
выявлено
много рас-
ходов за
счет
чистой
прибыли в
размере

Начислены
пени по
уплате
налога

Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение позволит выбрать более выгодный вариант.

Пример

Составление различных контрактов на производство ремонтно-строительных работ

Наименова-
ние дого-
вора

Плани-
руемая
выручка
по усло-
виям
догово-
ра, ис-
ходя из
данных
сметы

Расходы,
связанные
с произ-
водством и
реализаци-
ей:
матери-
альные
(ст. 254
НК);
расходы
на оп-
лату
труда
(ст. 255
НК);
аморти-
зация
(ст. 256 -
ст. 259
НК);
прочие
расходы
(ст. 260 -
ст. 264
НК)

Внереали-
зационные
расходы
(ст. 265
НК)

Прочие
расходы

Налого-
облага-
емая
база

Сумма
налога

Чистая
прибыль

Капиталь-
ный ремонт
кафе
"Ромашка"

Капиталь-
ный ремонт
офисного
помещения

Преимущества балансового метода - его простота и наглядность. Схематично прослеживается весь ход бухгалтерского оформления операции, а по данным полученного в результате баланса выявляется итоговая сумма налоговых платежей и финансовых результатов организации.

Балансовый метод позволяет:

дать оценку финансовых показателей обособленных структурных подразделений;

осуществить планирование по каждому виду хозяйственной деятельности;

выделить налогообложение по конкретным доходным договорам.

Метод также может применяться в целях оценки эффективности нескольких предприятий. Этот метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.

Однако балансовый метод только формирует итоговые результаты, исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей их от исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций, в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно.

Балансовый метод не всегда учитывает изменения законодательства. В частности, при планировании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вводимых с 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации...", необходимо будет предусмотреть, что с 2010 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%;

Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.

Следует также отметить, что в балансе могут отсутствовать некоторые показатели, необходимые для планирования тех или иных налогов. В качестве примера можно привести планирование транспортного налога, поскольку в балансовых данных отсутствует такой показатель, как мощность двигателя.

Максимально полную информацию о критериях оптимальности в налоговом планировании предоставляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации в каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.

Иногда совместно с балансовым и расчетно-аналитическим методом оцениваются управленческие решения, их влияние на финансовый результат.

Метод оптимизации плановых решений используется также во многих элементах оперативного планирования, связанных с принятием управленческого решения. Суть его состоит в разработке ряда альтернативных вариантов решения, расчете размера налоговых обязательств по каждому варианту, суммарной величины дополнительных затрат, оценке вероятности изменений законодательства в планируемом периоде и выборе на основе полученных результатов оптимального варианта.

При разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно. Налоговое планирование в коммерческих организациях требует от финансистов, бухгалтеров-аналитиков высокого профессионализма, ответственности и хорошего владения тонкостями налогового и гражданского законодательства.

Налоговые поступления составляют высокую долю в доходах практически во всех консолидированных и областных (краевых) бюджетах субъектов РФ. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объектов налогов, прежде всего федеральных в данных условиях, могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня.

На уровне бюджетов отдельных субъектов РФ, особенно республиканского звена, структура доходов бюджета отличается высоким удельным весом финансовой помощи из федерального бюджета. Причиной данного положения является то, что сумма собственных и регулирующих доходов не обеспечивает финансирования расходов даже на уровне минимальных социальных стандартов. Кроме объективных причин, порожденных кризисами и переделом собственности, одной из главных причин является все же неправильная налоговая политика центра по отношению к территориальным образованиям. Это объясняется тем, что многие виды налоговых поступлений напрямую поступают в федеральный бюджет и лишь потом в виде дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов поступают в субъекты федерации.

Необходимо четко определить, какие следует предпринимать шаги, чтобы налоговая система наилучшим образом выполняла свои оперативные, тактические и стратегические задачи. При решении основных задач налогового процесса можно выделить 3 этапа: прогнозирование; планирование с обязательным законодательным утверждением планов; исполнение и контроль за выполнением планов.

Этап прогнозирования налогового процесса является важнейшим элементом, обеспечивающим объективность, достоверность и выполняемость последующих решений и поставленных задач.

Важной задачей прогнозирования результативности налогового процесса является задача определения в налоговом (бюджетном) периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет источников. При решении данной задачи следует учитывать следующие обстоятельства:

1. Высокий удельный вес возможных налоговых поступлений в общем объеме государственных доходов оправдан в том случае, если прогноз экономического развития страны характеризует ее достаточный потенциал в виде высокого уровня всего комплекса приведенных выше показателей. В противном случае объем прогнозируемых налоговых изъятий приведет к резкому снижению налоговых поступлений на стадии их мобилизации.

2. Смещение структуры государственных доходов в сторону налоговых поступлений может объективно привести к снижению объемов ВНП. При этом следует учесть, что макроэкономические последствия в силу общего инерционного характера макроэкономических процессов могут проявиться не в текущем, а в последующих налоговых периодах. То есть положительные результаты оперативного и тактического характера могут явиться причиной ухудшения стратегической перспективы.

3. Усиление роли налоговой составляющей в общем объеме государственных доходов предполагает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений, что вызвано влиянием различных элементов налоговых и неналоговых доходов на экономические процессы.

Изложенные обстоятельства позволяют сформировать рациональную структуру государственных доходов, определить их общий объем и экономически целесообразное распределение по агрегированным источникам поступлений.

Результативность и обоснованность налогового процесса могут быть обоснованы показателями: объемом бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам; реальными поступлениями денежных средств из налоговой системы; уровнем выполнения бюджетных назначений; отношением объема выполнения бюджетных назначений к ВВП и отношением поступления в бюджет реальных денежных средств к ВВП.

В целом процесс налогового планирования можно представить в виде следующей схемы:

1. Устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения.

2. Разрабатываются методы и конкретные мероприятия реализации поставленных целей.

3. Разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней.

4. Определяются или устанавливаются (хотя нужно было бы рассчитывать) конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основу налогового планирования.

5. Рассчитываются конкретные или общие суммы налогов, взимаемых с каждой территории (административной единицы), что должно обеспечить экономически обоснованные показатели.

6. Определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.

Расчет общих сумм налогов на федеральном, региональном и местном уровнях в принципе осуществляется на основе единых методических подходов, но лишь различается количеством участников и задачами, свойственными каждому уровню.

Например, применительно к субъекту РФ Комитет финансов администрации субъекта РФ является центральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений в бюджет региона. На первом этапе расчета общей суммы собираемости налогов Комитет финансов суммирует статистические и аналитические материалы, необходимые для составления плана налоговых доходов в бюджет исходя из целей и задач (политики) администрации (правительства субъекта РФ).

Процесс работы начинается с того, что налоговые инспекции региона на основе анализа предыдущих поступлений налогов составляют прогноз объема платежей в бюджет с юридических и физических лиц, зарегистрированных в регионе. Сведения о фактической величине налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней региона, размеров недоимок по налогам, предполагаемым суммам налоговых поступлений на следующий отчетный период передают в Управление по налогам и сборам субъекта РФ, где составляется отчет о налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ в целом по субъекту РФ. Кроме того, составляются и отчеты о задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, ряду других отчетных и аналитических материалов, используемых для расчетов прогнозной величины налоговых поступлений.

Расчеты в целом производятся исходя из объема фактически поступивших сумм, выявленных анализом тенденций поступлений платежей в бюджет, с учетом инфляции и предлагаемых изменений в налоговом законодательстве всех уровней.

Одновременно Комитет экономики и промышленной политики субъекта РФ сообщает Комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (3 - 5 лет).

Комитет государственной статистики по субъекту РФ также предоставляет Комитету финансов информацию о социально-экономическом положении региона, включающую данные о затратах на производство предприятий, динамике капитального строительства, сведения о наличии и использовании основных фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики региона и другие необходимые данные.

Комитет финансов совместно с Комитетом экономики и промышленной политики подготавливают и представляют на рассмотрение администрации (правительства) субъекта РФ следующие материалы: основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики региона на очередной финансовый год и на предстоящие три года; проект финансового плана-прогноза региона на три года и порядок организации межбюджетных отношений органов государственной власти региона и органов местного самоуправления. Все эти материалы оформляются в виде финансового плана-приказа субъекта РФ на очередной финансовый год и ближайшие 3 года.

С получением от Правительства РФ согласованного варианта финансового плана-прогноза Комитет финансов субъекта РФ приступает к непосредственному расчету величины налоговых поступлений на отчетный финансовый год. Разграничение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с налоговым законодательством и статьями закона о федеральном бюджете на очередной год. В целом налоговое планирование представляет собой, особенно на федеральном уровне, комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов в бюджет.

В условиях современных рыночных отношений особое значение приобретает грамотное государственное планирование и прогнозирование объемов налоговых потоков, оперативное решение в ходе указанных непрерывных процессов тактических задач в налоговой практике, выработка четкой государственной налоговой стратегии. При этом одной из важнейших функций государства является поддержание стабильного роста налоговых поступлений. Однако, обеспечение достаточного объема доходов бюджета становится уже не только залогом финансового благополучия страны, ее обороноспособности, но и основой для реализации и финансирования новых социальных программ и системы мер, направленных на повышение уровня налоговой культуры и правосознания граждан.

Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.
  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.
  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Целевая установка: раскрыть сущность и содержание бюджетного планирования как важнейшей функции в системе управления бюджетом.

    После изучения данной темы слушатели смогут:

    объяснить понятия «бюджетное планирование» и «бюджетное прогнозирование»;

    назвать основные задачи бюджетного планирования;

    охарактеризовать российскую и зарубежную практику формирования доходов бюджетов различных уровней на стадии бюджетного планирования;

    охарактеризовать принципы и методы разграничения доходов между звеньями бюджетной системы.

    В лекции рассматриваются следующие вопросы:

    10.1. Сущность и содержание бюджетного планирования

    10.2. Методология планирования доходов по звеньям бюджетной системы, видам налогов и неналоговых доходов

    Контрольные вопросы для самопроверки

    10.1. Сущность и содержание бюджетного планирования

    Бюджетное планирование - это целенаправленное распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различного уровня.

    Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом уровне управления:

    федеральном;

    региональном;

    муниципальном.

    С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий. Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач.

    Бюджетное прогнозирование - это комплекс вероятностных оценок возможных путей развития бюджета, его доходной и расходной частей. При бюджетном прогнозировании определяются цели и мероприятия по их достижению на долгосрочный период времени при определенных условиях. При этом исходят из того, что прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления, а прогнозирование - составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо на основании изучения тщательно отобранных данных.

    Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

    Прогнозируемые бюджетные показатели рассчитываются на основе иных методологических подходов по сравнению с планированием годового бюджета. При планировании экономические и финансовые параметры определяются прямым расчетом, при определении прогнозных показателей такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

    Проект бюджета составляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств. В процессе бюджетного планирования определяется объем финансовых ресурсов в бюджете на очередной финансовый год, источники поступления средств, объем и направления расходов, величина дефицита бюджета, объемы и источники внешних и внутренних заимствований для его покрытия, величина государственного долга и расходы на его обслуживание.

    Важнейшими задачами бюджетного планирования являются:

    определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

    формирование расходов бюджетов, установление направлений использования бюджетных средств;

    создание системы бюджетных резервов Российской Федерации и административно-территориальных образований;

    рациональное распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации между отдельными бюджетами, обеспечение сбалансированности бюджетов;

    контроль за финансовой деятельностью экономических субъектов.

    Основными законодательными актами, на которых основывается бюджетное планирование, являются Конституция РФ, БК РФ, НК РФ. Проекты бюджетов составляются исходя из действующего налогового законодательства, нормативов отчислений от собственных бюджетов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, а также на основе предполагаемых объемов межбюджетных трансфертов от бюджетов других уровней.

    По форме проявления и содержанию бюджетное планирование может быть:

    директивным;

    индикативным;

    стратегическим.

    Директивное планирование - это процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Элементы данного планирования могут использоваться в сфере бизнеса, но при этом оговариваются и ограничиваются масштабы, объекты и сферы применения.

    Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов.

    Стратегическое планирование - это выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых берет на себя государство.

    В планировании выделяют три стороны:

    социально-экономическую (основана на познании экономических законов и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства);

    организационную (отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов);

    методологическую (представляет собой совокупность способов и методов планирования).

    Методология бюджетного планирования - это система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования.

    Принципы бюджетного планирования - это основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.

    Методы бюджетного планирования - это совокупность способов приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов.

    К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят:

    экономический анализ;

    экстраполяцию;

    математическое моделирование;

    индексный;

    балансовый;

    нормативный;

    программно-целевой и др.

    Метод математического моделирования основан на применении экономико-математических моделей. При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.п. Балансовый метод позволяет увязать расходы бюджета с его доходами, выявить пропорции распределения средств между бюджетами. Инструментами нормативного метода являются прогрессивные методы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учета определенных макроэкономических ориентиров.

    Балансовый метод планирования заключается в обеспечении количественных соответствий между ресурсами и потребностями, хозяйственными мероприятиями и ожидаемыми результатами. Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона, экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Так как совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей - распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т.д.

    Балансовый метод служит важным инструментом выявления хозяйственных резервов, установления в плане и соблюдения в ходе его осуществления материально-вещественных, стоимостных и трудовых пропорций, соответствующих целям и задачам плана и обеспечивающих оптимальное и сбалансированное развитие экономики, тем самым балансовый метод используется для предупреждения и преодоления отдельных диспропорций в хозяйстве.

    Объективная необходимость применения балансового метода обусловлена действием и требованиями экономических законов, обеспечение постоянной пропорциональности в развитии хозяйства страны, его отдельных сфер, отраслей требуют применения системы балансов, включающей:

    материальные (натуральные) балансы;

    стоимостные (денежные);

    трудовые, балансы межотраслевых связей.

    При помощи материальных балансов (натуральных балансов отдельных продуктов, балансов производственных мощностей) устанавливаются материально вещественные пропорции между отдельными производства ми и в территориальном разрезе, осуществляется увязка производства и потребления конкретных видов продукции, совершенствуются межотраслевые связи, решаются задачи рационального размещения производства, обеспечивается соответствие в развитии мощностей смежных производств.

    Стоимостные балансы позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием до ходов, в частности: доходов и расходов государства, доходов и расходов хозяйственных организаций, денежных доходов и расходов населения и др.

    При помощи трудовых балансов осуществляется планомерное распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам деятельности, регионам страны; определяются масштабы подготовки квалифицированных кадров, обосновываются необходимые размеры и мероприятия по вовлечению в общественное производство трудоспособных лиц, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

    Система балансов служит также средством координации и увязки материально-вещественных и стоимостных пропорций экономики для сбалансированного хозяйственного развития. С помощью балансов рост доходов населения балансируется с ростом производства потребительских товаров, с объемом товарооборота, с планируемым размером различного рода платных услуг, оказываемых населению; планируемый объем капитальных вложений согласовывается с возможностями их материального обеспечения (стройматериалами, оборудованием и т.д.) и с ассигнованиями на финансирование. Применение на всех стадиях разработки плана и в ходе его выполнения системы материальных, стоимостных и трудовых балансов позволяет определить плановые задания отдельным производствам, участкам хозяйства страны, координировать и увязывать эти задания.

    Нормативный метод основан на определении использования системы норм и нормативов. Данный метод на практике применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами. Например, при разработке балансов используется система норм и нормативов.

    Норма - это величина, обозначающая предельно допустимое или среднее допустимое количество чего-либо, иногда минимально необходимый результат.

    Норматив - поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, объема и т.п.). Экономические Нормативы характеризуют необходимый уровень использования ресурса. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых решений, оценки их выполнения, называется нормативной базой.

    Применяемые в бюджетном планировании нормы и нормативы могут классифицироваться по различным признакам:

    по статусу образования;

    характеру действия;

    форме выражения;

    степени охвата.

    В свою очередь в зависимости от статуса образования различают:

    федеральные;

    субъектные;

    хозяйствующие субъекты.

    По характеру действия нормы и нормативы подразделяются на:

    обязательные (директивные), подлежащие безусловному выполнению;

    факультативные, допускающие корректировку местными финансовыми органами или руководителями бюджетных учреждений.

    Выделяют также абсолютные (количественные) и относительные (в процентах), средние (сложившиеся из фактических данных) и расчетные (определяемые уровнем деятельности бюджетных учреждений).

    По форме нормативные показатели бывают:

    натуральными (материальными);

    стоимостными (финансовыми).

    Материальные нормы показывают размеры затрат в натуральном количественном выражении, например, расходы на отопление помещений устанавливаются на один квадратный метр. Финансовые нормы и нормативы означают денежные затраты, в частности стоимость капитального ремонта на один квадратный метр здания.

    По степени охвата различают:

    агрегированные (обобщенные) нормы и нормативы.

    Простые нормы (нормативы) выражают затраты по отдельному элементу, виду расходов (расходы на отопление, освещение и т.д.). Агрегированные нормы объединяют несколько видов затрат. Степень обобщения может быть различной, а именно: по расходам, объединенным одной отраслью, по расходам на определенный объект (учреждение или его подразделение) по нескольким статьям.

    Кроме бюджетного прогнозирования применяют также бюджетное программирование - это процесс составления целевых программ развития экономики страны, предусматривающий финансирование мероприятий за счет бюджетных средств и иных источников.

    Выделяют три вида прогнозирования:

    долгосрочное;

    среднесрочное;

    краткосрочное.

    Долгосрочные прогнозы разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, т.е. на период от трех до пяти лет, ежегодно корректируются. Краткосрочные прогнозы составляются на финансовый год.

    Методы бюджетного прогнозирования - это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждение определенной достоверности относительно будущего его развития, по оценкам специалистов, существует более 150 различных методов прогнозирования, но на практике используется около 20.

    Бюджетное планирование и прогнозирование выступают необходимыми компонентами бюджетного процесса, без которых действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменения в экономике и социальной сфере. Когда планирование и прогнозирование являются неотъемлемыми этапами процесса составления бюджета, реализация политики государства становится более эффективной, появляется возможность рассматривать и оценивать альтернативные варианты достижения экономических и социальных целей.

    Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. В процессе работы над проектом бюджета учитываются основные положения бюджетной политики, содержащиеся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, а также прогноз социально-экономического развития территории.

    Бюджетное послание Президента Российской Федерации имеет концептуальное значение для составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В нем содержатся основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год. Прогноз социально экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее 3 лет. К основным показателям социально-экономического развития относятся:

    индекс потребительских цен, за период;

    индекс промышленного производства;

    обрабатывающие производства;

    индекс производства продукции сельского хозяйства;

    розничная торговля;

    инвестиции в основной капитал;

    объем работ по виду деятельности «строительство»;

    ввод в действие жилых домов;

    реальные располагаемые денежные доходы населения;

    реальная заработная плата;

    экспорт товаров, млрд дол.;

    импорт товаров, млрд дол.;

    средняя цена за нефть Urals, дол./баррель;

    А также следующие показатели:

    демографические : численность постоянного населения, в том числе с разделением на показатели численности городского населения и населения, проживающего в сельских районах и др.;

    основные общеэкономические показатели: объем выпуска товаров и услуг, в том числе в отраслях промышленности, сельского и лесного хозяйства, строительства, транспорта и связи, торговли и общественного питания; ВВП, в том числе добавленная стоимость и чистые налоги на продукты и т.п.;

    промышленность: объем произведенной промышленностью продукции, индекс промышленного производства, в том числе по отраслям и другие;

    основные показатели развития электроэнергетики: полезный отпуск электроэнергии, потребители, средние тарифы, индекс тарифов и др.;

    сельское хозяйство: объем продукции сельского хозяйства и т.п.;

    транспорт: протяженность дорог общего пользования и др.;

    малое предпринимательство: количество малых предприятий, в том числе по отраслям, выпуск товаров и услуг и т.п.;

    инвестиции: объем инвестиций и др.;

    труд : численность трудовых ресурсов, численность занятых в экономике и т.п.;

    денежные доходы и расходы населения ;

    потребительский рынок: индекс потребительских цен, оборот розничной торговли, оборот в общественном питании и др.;

    развитие отраслей социальной сферы: ввод в эксплуатацию жилых домов, средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир, численность детей в детских дошкольных учреждениях, численность учащихся и т.п.;

    охрана окружающей среды: объем предотвращенного экологического ущерба, объем сброса загрязненных сточных вод и др.;

    внешнеэкономическая деятельность: объем экспорта, объем импорта и т.п.;

    производство важнейших видов продукции в натуральном выражении: общий объем по видам продукции.

    Показатели будущего периода прогнозируются с учетом данных прошлых лет как минимум в двух вариантах.

    Прогноз составляется очень тщательно, так как его изменение в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Как правило, рассчитывается несколько сценариев:

    благоприятный;

    неблагоприятный.

    Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образовавши, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по их видам в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.

    Планирование ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год и плановый период, а также его выполнения в отчет ном финансовом году и текущем финансовом году.

    При разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в целях оценки объемов финансовых ресурсов и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально экономического развития Российской Федерации составляется сводный финансовый баланс Российской Федерации. Это документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

    В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются государственные (муниципальные) задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. Минфин России разрабатывает и утверждает нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг.

    Кроме того, Минфин России или финансовые управления регионов или муниципальных образований разрабатывают:

    долгосрочные целевые программы;

    адресные инвестиционные программы;

    инвестиционные проекты, осуществляемые на принципах государственно-частного партнерства и составляющие Инвестиционный фонд РФ.