Оценка уровня жизни населения. Уровень жизни населения

36. Понятие и общая оценка уровня жизни населения.

Общие представления об уровне жизни

Пока еще не существует однозначного определения «уровень жизни населения», поэтому еще не установилась и система показателей для его адекватной статистической характеристики. Весьма распространен под­ход, согласно которому уровень жизни определяется как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных по­казателей считаются доходы домашних хозяйств, т.к. из них ведутся потребительские расходы и образуется сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или приобретение иму­щества и финансовых активов, также влияющих на уровень жизни.

Ввиду отсутствия объективного обобщающего показателя уровня жизни населения, для его анализа применяется ряд статистических по­казателей, отражающих разные стороны данной категории и сгруппиро­ванных в следующие основные блоки:

    доходы населения;

    расходы на потребление материальных благ и услуг;

    сбережения населения;

    накопленное имущество и обеспеченность жильем;

    показатели уровня и границ бедности;

    приближенные оценки уровня жизни населения.

Многие из этой системы показатели используются для общей харак­теристики состояния экономики, для разработки социальной политики государства, а также в международных сопоставлениях.

Однако эта система отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики уровня жизни надо дополнительно учитывать показатели демографической статистики (например, коэффициент младенческой смертности, тип движе­ния населения, ожидаемую продолжительность жизни), экологическую ситуацию, набор и качество потребляемых продуктов питания, комфор­табельность жилья, уровень грамотности, состояние сфер здравоохра­нения, образования, культуры, спорта, преступности и т.д. Так, в меж­дународной статистике ожидаемая продолжительность жизни и достиг­нутый уровень образования, наряду с размером валового внутреннего продукта на душу населения, являются важнейшими индикаторами уровня жизни и социально-экономического развития стран.

Статистика потребления материальных благ и услуг

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Материальные блага – это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища.

К бытовым услугам – в широком понимании – относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские услуги.

Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.

Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия «образ жизни».

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие: 1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения; 2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения; 3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики; 4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:

первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);

второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);

третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).

Уровень жизни, характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода.

В 1988 г. Госкомстатом СССР была принята «Система статистических показателей социально-экономического развития СССР», имеющая в своем составе раздел «Социальное развитие и уровень жизни народа» . Это наиболее детально разработанная система показателей из числа применявшихся в практике государственной статистики – в ней 284 основных показателя, сведенные в 20 тематических групп. 1. Социальная структура общества. 2. Занятость населения и условия труда. 3. Участие трудящихся в управлении государством и общественной жизни. 4. Доходы населения. 5. Денежные сбережения населения. 6. Оплата труда. 7. Общественные фонды потребления. 8. Социальное и бытовое обслуживание населения. В том числе: а) торговля, общественное питание; б) транспорт и связь; в) жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения; г) здравоохранение, физическая культура, туризм; социальное обеспечение; д) народное образование; е) культура и искусство. 9. Потребление материальных благ и услуг населением. 10. Имущество населения. 11. Бюджет семьи. 12. Бюджет времени населения. 13. Моральная статистика. В том числе: а) преступность; б) административные правонарушения; в) социально опасные явления, способствующие совершению преступлений и правонарушений.

Приведенная система показателей, ее объем и, главное, структура, включающая наряду с показателями благосостояния характеристики социальных сторон жизни, более подходят для описания скорее образа, чем собственно уровня жизни. Ранее, в годы «развитого социализма», такой подход был очень удобен для оправдания существенного отставания нашей страны по многим показателям уровня жизни от развитых капиталистических и большинства европейских стран социалистического лагеря. Однако в современных условиях использовать данную систему показателей невозможно, даже сняв с нее идеологическую нагрузку и выделив лишь те показатели, которые характеризуют именно уровень жизни. Невозможно, прежде всего по следующим причинам: изменились социально-экономические основы общественного развития в стране, значительно возросла дифференциация, более того, возникла даже поляризация населения по уровню жизни, наконец, произошли изменения и в практике и методологии статистики и учета (например, стало невозможно использовать в качестве информационной базы данные сплошной статистической отчетности, наметился переход к системе национальных счетов и т.д.).

Поэтому необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России . Система эта включает следующие разделы:

1) обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.); 2) доходы населения; 3) потребление и расходы населения; 4) денежные сбережения населения; 5) накопленное имущество и жилище; 6) социальная дифференциация населения; 7) малообеспеченные слои населения.

Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит завершенной. Так, в нее включены и используются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, «прожиточный минимум – это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг», а «минимальный потребительский бюджет – это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму» . Из этих определений неясно, в чем, собственно, здесь разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3–4 раза больше, чем первого. Однако все становится понятно, если учесть, что конкретная методика расчета прожиточного минимума была разработана в 1992 г., на пять лет позднее, чем минимального потребительского бюджета, и рассчитана «на короткий кризисный период времени» . Расчет прожиточного минимума ведется по десяти показателям минимума потребления продуктов питания с добавлением также минимума остальных расходов на базе косвенных расчетов. Расчет же минимального потребительского бюджета не только основан на учете значительно большего числа показателей, но и сами нормативы минимального потребления значительно выше (например, по мясу и мясопродуктам более чем в два раза).

Уровень жизни во многом определяетсядоходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются: заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме) ; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.); доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции). Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).

С юридической точки зрения доходы делятся на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей являетсяобъем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называютсяноминальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая изличных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение:

ЛРД = ЛНД - НП.

Доля этой части в общем объеме доходов составит

Во-вторых, между номинальными и реальными величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощью индексов покупательной способности денег (I п.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I p). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения:

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов:

Отсюда следует, что скорость изменения реальных доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности денег.

Для расчета индекса цен и тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут ежемесячную регистрацию цен на продовольственные и непродовольственные товары-представители и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

Результат, называемый также индексом стоимости жизни , показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления и ресурсных возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7–15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

Основой всех расчетов является набор продуктов питания прожиточного минимума, включающий продовольственные товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; мясопродукты; молокопродукты; рыбопродукты; яйца; сахар и кондитерские изделия; масло растительное, маргарин. Наборы рассчитаны как для отдельных категорий населения, так и по отдельным территориальным зонам России, выделенным с учетом природно-климатических условий (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Наборы прожиточного минимума продуктов питания по России и Новосибирской области (кг на душу в год)

Стоимостная оценка расходов бюджета прожиточного минимума на продукты питания осуществляется путем оценки натурального набора по каждой группе товаров в средних ценах покупки соответствующих товаров. Средние цены определяются по данным статистики домашних хозяйств.

Общая величина бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи и определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума. Структура бюджета зависит от величины семейного дохода. Для расчетов используется фактически сложившаяся структура расходов 10 % наименее обеспеченных семей в базовом периоде. Если фактические данные по региону отсутствуют, используется ориентировочная структура расходов (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Ориентировочная структура расходов бюджета прожиточного минимума по России и Новосибирской области

Поскольку уровень жизни - сложная социально-экономическая категория, ее характеристику можно осуществить с помощью системы показателей. В настоящее время отсутствует единый обобщающий показатель уровня жизни, поскольку не выработано рационального способа объединения многих разноплановых показателей.

Систему показателей уровня жизни населенияможно представить в виде следующих блоков:

Показатели доходов населения;

Показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

Показатели сбережений населения;

Показатели обеспеченности населения жильем и накопление имущества;

Показатели дифференциации доходов населения, уровень и граница бедности;

Социально-демографические характеристики уровня жизни; обобщающие оценки уровня жизни.

Данная система показателей характеризует скорее количественную, нежели качественную сторону уровня жизни населения, поэтому для его характеристики используется следующий ряд показателей социально-демографической статистики:средняя продолжительность жизни; уровень младенческой смерти; показатели состояния охраны здоровья; показатели питательной ценности потребляемых продуктов; уровень грамотности населения; показатель комфортабельности жилья.

Некоторые из этих показателей по своему значению принимаются в качестве обобщающей оценки уровня жизни.

В настоящее время в международной практике чаще используется категория качества жизни, которая наряду с названны­ми показателями характеризует также состояние экологии, сте­пень мобильности населения (в частности, показателями международного туризма).

Анализ основных блоков системы показателей уровня жизни показывает, что каждый из них характеризует лишь один аспект этой сложной категории. В связи с этим актуальным является вопрос о разработке единого обобщающего показателя уровня жизни, позволяющего сравнивать его по странам и регионам. Так как уровень жизни в значительной степени определяется уровнем экономического развития страны, в качестве такого обобщающего показателя часто используют показатель ВВП, национального дохода, чистого располагаемого дохода.

Для анализа уровня жизни и его изменения, а также сопоставления по странам и регионам используется показатель ВВП в сопоставимых ценах на душу населения. Для сравнения между странами ВВП пересчитывают в долларах по паритету покупательной способности.

Группой ученых в качестве обобщающей оценки уровня жизни был разработан так называемый «индекс развития человеческого потенциала » (ИРЧП ), который включает 3 наиболее важных индикатора уровня жизни населения:

1) средняя продолжительность жизни (J 1);

2) уровень образования (J 2);

3) уровень среднедушевого производства ВВП (в долларах по паритету покупательной способности) (J 3).

ИРЧПрассчитывается как средняя арифметическая из индексов перечисленных трех индикаторов: .

В основу определения каждого из трех индексов положена формула: , где x факт, x мин, x макс – соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение показателя.

Использование этой схемы расчета индексов обеспечивает стандартизацию показателей, переход к относительным уровням, т.е. использование единой шкалы измерений.

При расчете J 1 - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении в качестве минимального и максимального значения принимают 25 и 85 лет: .

J 2 - индекс достигнутого уровня образования - это средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов:

а) J 2 I – индекс грамотности взрослого населения (от 15 лет):

поскольку x мин, и x макс соответственно считаются равными 0% и 100%;

Б) J 2 II – индекс доли учащихся начальных, средних и высших учебных заве­дений в общей численности лиц моложе 25 лет. Поскольку x мин, и x макс также равны, соответственно 0% и 100%:

.

Тогда . Веса 2/3 и 1/3 отражают примерное соотношение взрослого и молодого населения (до 15 лет) в общей численности населении при продолжительности жизни 85 лет.

J 3 - индекс реального объема ВВП на душу населения рассчитывается исходя из принятых минимального и максимального значений 100 и 40 000 долл. по ППС: .

Индекс развития человеческого потенциала меняется в пределах от 0 до 1. Чем ближе значения к 1, тем выше развитие человеческого потенциала.

2.3. Доходы населения .

Доходы населения представляют собой денежные и натуральные поступления, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей населения, обязательные и добровольные платежи, сбережения. Статистика изучает величину и состав доходов населения, его структуру, динамику в целом по всему населению, а также в разрезе территорий страны, отраслям экономики, типам домашних хозяйств, социальным группам населения. Изучение показателей доходов населения позволяет оценить потенциальную сумму потребительских расходов, которая может быть обеспечена без сокращения накопленных активов.

Сумма всех денежных поступлений составляет номинальные денежные доходы .

Располагаемые денежные доходы представляют собой разницу между номинальными денежными доходами и обязательными платежами и взносами. Располагаемые доходы являются источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений, т.е. конечными доходами населения.

Реальные доходы - это совокупность благ, которые могут быть приобретены на конечные доходы и накопления населения. Величина реальных доходов зависит от величины конечных доходов и уровня цен на потребительские товары и услуги.

Динамика реальных доходов характеризуется индексом, который рассчитывается по формуле: I p д =I нд /I p ,

где I p д иI нд - соответственно, индексы реальных и номинальных доходов;I p - индекс потребительских цен.

Кроме того, реальное содержание денежных доходов (или покупательную способность) и их динамику можно выразить через товарный эквивалент, т.е. количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальные денежные доходы.

Анализ материального благосостояния основан не только на изучении общего объема, но и на структуре расходов. Так, в качестве внешнего индикатора уровня жизни выступает удельный вес расходов на питание в общей сумме потребительских расходов. Чем выше этот показатель, тем выше уровень благосостояния. В настоящее время в российской статистике для определения расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги имеется 3 основных источника информации: 1) данные торговой статистики; 2) выборочное бюджетное обследование; 3) баланс доходов и расходов населения.

В анализе уровня и динамики доходов населения и, соответственно, уровня жизни широко применяются средние показатели: среднедушевой доход (доход в среднем на одного человека); средний доход на одно домохозяйство; средняя численность населения за период; число домохозяйств за период (как правило, средняя величина).

Выводы об уровне жизни населения и его динамике можно сделать, сравнивая средние показатели доходов населения, заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума, минимальной заработной платой и минимальным размером пенсии, которые регулируются законодательно.

2.4. Прожиточный минимум .

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку прожиточного минимума: натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств. Прожиточный минимум предназначен для: оценки уровня жизни населения страны и в регионах; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; для формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Прожиточный минимум определяется в среднем на душу всего населения и раздельно по социально-демографическим группам населения ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Суммарный показатель «стоимость жизни» - это стоимость потребляемых благ и услуг, необходимых для обеспечения жизни человека. Рассчитывается как ∑р∙q (где р - цена, q - объемы потребления). Чем больше объемы потребления продуктов, тем лучше жизнь, но чем выше цены, тем жизнь хуже. Но чтобы сделать какие-то выводы, требуется сравнить ∑р∙q с другими показателями в динамике. Для этого существуют определенные нормы потребления на душу населения, которые закрепляются, чтобы можно было рассчитать этот показатель.

Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, принято называть минимальной потребительской корзиной . Она определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Имея эту фиксированную потребительскую корзину, мы можем сравнивать изменения стоимости нашей жизни. Рассчитывается, как индекс потребительских цен (объем потребления - q фиксируется в базисном периоде):

I p =∑p1∙q0 / ∑p0∙q0 .

Неравенство в распределении доходов приводит к появлению бедного населения. Для выявления бедного населения необходимо установить границу бедности. В России границей бедности является прожиточный минимум. Население, имеющее денежный доход ниже величины прожиточного минимума, относится к бедному населению.


Похожая информация.


В мировой практике оценки уровня и качества жизни используется система так называемых социальных индикаторов: производство ВНП на душу населения, число и доля лиц, живущих ниже черты бедности, ИПЦ, уровни детской и материнской смертности, продолжительность предстоящей жизни, доля социальных расходов в ВВП, ряд дополнительных показателей бедности (расходы на социальные нужды, доступность начального образования, системы здравоохранения, источников питьевой воды и т. д.).

Первая международная система показателей, отражающих качество жизни населения, появилась в 1960 году при ООН. Последний вариант этой системы разработан в 1978 году и включает 12 основных групп показателей: а) демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни и т. д.); б) санитарно-гигиенические условия жизни; в) потребление продуктов питания; г) жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т. д.); д) образование и культура; е) занятость и условия труда; ж) доходы и расходы населения; з) стоимость жизни и потребительские цены; и) транспортные средства; к) организация отдыха, физкультура и спорт; л) социальное обеспечение; м) свобода человека.

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки качества жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели:

    национальный доход, ВВП на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста;

    объем и виды социального обслуживания;

    расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения;

    транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

1. Величина прожиточного минимума

2. Потребительская корзина

3. Средняя з/п

4. Разница в доходах между высоко- и низкооплачиваемым населением

5. Состояние рабочей силы:

Продолжительность жизни

Уровень образования

Структура потребляемых продуктов питания

Уровень занятости

Развитость сферы услуг

6. Экологическая обстановка

7. Степень реализации прав человека

По методологии ООН и всемирного банка: бедный (абсолютно) получает 1,5-2$ в день. В развитых странах – 15-20$.

Относительная бедность – человек, если средства, которыми он располагает, не позволяют ему вести образ жизни, общепринятый в обществе в данной стране. *США граница относительной бедности определена на уровне 40% от медианного (среднего) дохода по стране. В скандинавских странах - 60% от среднего дохода.

Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Согласно теории человеческого капитала межстрановая миграция населения основана на рациональном сравнении мигрантом имеющегося уровня и качества жизни с возможным их изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения. Неспособность государства обеспечить гражданам удовлетворительный уровень и качество жизни, таким образом, формирует отрицательный миграционный баланс в форме «утечки мозгов». Последнее негативно сказывается прежде всего на качестве трудовых ресурсов и может окончательно похоронить перспективы экономического роста и ухода от сырьевой ориентации экономики. Таким образом, методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет: 1. Устанавливать ориентиры социально-экономической политики государства на перспективу. 2. Осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны; оценивать уровень бедности. 3. Проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жизни населения. Показатели, с помощью которых оценивается уровень и качество жизни, можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели уровня и качества жизни наиболее очевидны. Прежде всего это ВНП, или национальный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т. п.

Качественные показатели уровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досуга человека.

В современной практике оценки уровня и качества жизни приняты два подхода:

1. Оценка производится с помощью системы показателей – социальных индикаторов. При этом национальные системы имеют свои особенности, в целом, однако, базируясь на методологических рекомендациях ООН и ОЭСР.

2. Рассчитывается сводный индекс уровня и качества жизни на основе отдельных показателей. Подобный подход наиболее широко применяется ООН и другими международными организациями для проведения межстрановых сопоставлений уровня и качества жизни населения разных стран.

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

  • показатели доходов населения;
  • показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
  • сбережение;
  • показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
  • показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
  • социальнодемографические характеристики;
  • обобщающие оценки уровня жизни населения.

Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социальноэкономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.

Приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП надушу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социальноэкономического развития страны.

Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего показателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически относятся к возможности его построения. Тем не менее время от времени предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения.

Например, несколько лет тому назад в рамках ООН стали исчислять «индекс человеческого развития», который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни. Однако, как будет показано ниже, он имеет ряд существенных недостатков.

Анализ основных блоков подсистемы показателей уровня жизни показывает, что каждый из включенных в них показателей отражает количественную или качественную характеристику одного из аспектов благосостояния общества. Однако дать единую количественную оценку динамики уровня жизни или провести ее сравнительный анализ по регионам, используя рассмотренные показатели, практически невозможно. В связи с этим встает вопрос об исчислении обобщающего показателя, позволяющего решить указанную проблему. Учитывая дискуссионный характер данного вопроса, остановимся лишь на тех показателях, которые либо широко применяются на практике в качестве измерителей уровня жизни населения, либо представляют определенный научный интерес.

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.

Одним из существенных недостатков указанных стоимостных обобщающих показателей, используемых для анализа уровня жизни, является то, что они содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни. Например, ВВП включает расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д. Поэтому для оценки уровня благосостояния населения предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррелирующие с указанными макроэкономическими показателями - коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Преимущество этих демографических показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную.

Для обобщающей характеристики благосостояния общества в использовался также индекс стоимости жизни, расчеты которого в нашей стране начали проводиться еще в 1920-е гг. Стоимость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др. Индекс стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 1950х - начале 1960х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться «индексом потребительских цен». Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.

Несмотря на то, что в современной статистической теории и практике имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни остается актуальным. В качестве примера такого показателя рассмотрим индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный группой специалистов Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • достигнутый уровень образования;
  • реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС)).

ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей. Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

Ii = (xi - ximin) / (ximax - ximin) ,

где хi - фактическое значение iго показателя;

хimin и хimax - соответственно минимальное и максимальное значение iго показателя.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

I. Обобщающие показатели.

  • 1. Критерий уровня жизни.
  • 2. Индекс стоимости жизни.
  • 3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения.

  • 1. Реальные общие доходы населения.
  • 2. Реальные располагаемые доходы населения.
  • 3. Совокупные доходы населения.
  • 4. Личные доходы населения.
  • 5. Личные располагаемые доходы населения.
  • 6. Денежные доходы населения.
  • 7. Средний доход и средняя заработная плата работников.
  • 8. Средний размер реальной заработной платы.
  • 9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.

Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

Потребление населением основных продуктов питания.

Покупательная способность средней заработной платы.

Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

1. Сумма денежных сбережений населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

  • 1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
  • 4. Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
  • 5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
  • 6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
  • 7. Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.
  • 8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

  • 1. Прожиточный минимум (порог бедности).
  • 2. Минимальный потребительский бюджет.
  • 3. Минимальный размер заработной платы.
  • 4. Минимальный размер пенсии.
  • 5. Покупательная способность минимальной зарплаты.
  • 6. Покупательная способность минимальной пенсии.
  • 7. Коэффициент (уровень) бедности.
  • 8. Дефицит дохода.
  • 9. Зоны бедности.
  • 10. Социальный портрет бедности.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:

  • 1. Средняя оплата труда работников.
  • 2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  • 3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
  • 4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
  • 5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  • 6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
  • 7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
  • 8. Показатели дифференциации населения.
  • 9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  • 10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
  • 11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  • 12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как "число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем “доля обучающихся за плату” и т. д. .

Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной работной платы (индексом номинальной заработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются.

Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей:

  • 1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
  • 2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
  • 3. Потребление продовольственных товаров.
  • 4. Жилищные условия.
  • 5. Образование и культура.
  • 6. Условий труда и занятость.
  • 7. Доходы и расходы населения.
  • 8. Стоимость жизни и потребительские цены.
  • 9. Транспортные средства.
  • 10. Организация отдыха.
  • 11. Социальное обеспечение.
  • 12. Свобода человека .

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальна ход, валовой внутренний продукт (ВВП) надушу населения среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

Система показателей США состоит из 13 разделов:

  • 1. Окружающая среда.
  • 2. Демографическая ситуация.
  • 3. Занятость.
  • 4. Условия труда.
  • 5. Уровень жизни.
  • 6. Социальное обеспечение.
  • 7. Здравоохранение.
  • 8. Образование.
  • 9. Жилищные условия.
  • 10. Культура, отдых, развлечения.
  • 11. Транспортное обеспечение.
  • 12 Национальная оборона.
  • 13 Правовая защита граждан.

Особой подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделены 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.

В группе 1 "Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда" значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительности и ритма работы, забастовок.

В группе 2 "Распределение, перераспределение и использование доходов" сосредоточены показатели доходов: первичные доходы; доходы от собственности; заработная плата; ее минимальная ставка; минимум пенсии; "потолок" социального обеспечения; покупательная способность франка; денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатная медицинская помощь, рентные поступления, благотворительная помощь).

В группе 3 "Условия жизнедеятельности" выделены показатели: потребления (объем - всего и надушу населения и число единиц потребления); жилищных условий: свободного времени и культурных развлечений; накопления имущества и ценностей.

В группе 4 "Социальные стороны уровня жизни населения" фигурируют показатели: просвещения и образования населения; здравоохранения; формирования домашнего хозяйства; "социальной мобильности"; правонарушений и охраны порядка.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения и использования систем социальных показателей на различных уровнях агрегирования и в различных целях. Примерами таких исследований являются проводимые в рамках ООН программы: “10-летие женщин”; “10-летие нетрудоспособных"; разработанная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) программа “Здоровье всем”, рассчитанная до 2000 г., и т. д. Начиная с 1973 г. инициатором и спонсором многих исследований на международном, национальном уровнях по применению систем социально-экономических в показателей в прогнозировании и планировании является ЮНЕСКО. Разработки данных на национальном уровне отражаются в специальных статистических сборниках социальных показателей, которые периодически выходят в большинстве европейских стран (см., например, "Social Trends" -- ежегодник, публикуемый в Великобритании; "Donnes Sociales" -- выходит во Франции два раза в год; сборник "Social Ultveckling", выходящий несколько раз в год в Швеции, и др.).

В разных публикациях можно найти и другие системы показателей, в частности Систему социальной и демографической статистики, разработанную Статистическим бюро ООН в 1975 г., систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.) и др .