Местный бюджет: понятие, структура, виды. Местный бюджет: понятие и структура

Существуют различные подходы к определению категории «бюджет». Термин «бюджет» одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов. В Бюджетном кодексе под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств.

Возможны и иные трактовки: «бюджет как основной централизованный фонд денежных средств», «…совокупность денежных отношений…бюджет как основной финансовый план…как важнейший финансовый регулятор».

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

Местные бюджеты:

Бюджеты муниципальных районов,

бюджеты городских округов

Бюджеты городских

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также осуществляют контроль за его исполнением.

Основными структурными элементами бюджета являются доходы и расходы. Структура бюджета являются доходы и расходы.

Доходы местного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Расходы местного бюджета - это денежные средства, направленные на финансирование обеспечения задач и функций местного самоуправления. Выделяют текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы местного бюджета - это часть расходов бюджета, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели т. п. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития, порядок и условия его формирования определяются федеральным законодательством.

Текущие расходы местного бюджета - это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, финансовых затратах на оказание государственных и муниципальных услуг, устанавливаемых Законодательством Российской Федерации.

Важно отметить, что Бюджетным кодексом с января 2005 года введено понятие «расходные обязательства» с одновременным определением прав и обязанностей органов публичной власти разных уровней по их установлению и исполнению.

Относительно местных бюджетов перераспределение расходных обязательств выражается в переносе расходов с местных бюджетов на федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации по следующим видом расходов: льготы для федеральных служащих; адресные жилищные субсидии; финансовое обеспечение учебного процесса в школах; финансовое обеспечение школ - интернатов, домов ребенка, детских домов; воинский учет и призыв; субсидирование сельхозпроизводства; обеспечение противопожарной безопасности; платежи за неработающее население в системе обязательного медицинского страхования.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место приведения расходов над доходами дефицит бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Источники покрытия дефицита бюджета: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от полученных организаций; бюджетные суды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Таким образом, бюджет муниципального образования является важнейшим инструментом регулирования экономики муниципального образования и бюджетная политика муниципального образования должна быть продуманной и эффективной.

Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Расходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.
Доходы местных бюджетов

К собственным доходам местных бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" относятся:
· средства самообложения граждан;
· доходы от местных налогов и сборов;
· доходы от региональных налогов и сборов;
· доходы от федеральных налогов и сборов;
· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
· штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
· добровольные пожертвования;
· иные поступления в соответствии с федеральными и региональными законами, а также решениями органов местного самоуправления.
Главная финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Именно благодаря им общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном из этих источников финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства. Территориальные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется. Сейчас финансируется не только народное образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, но и высшие, средние специальные учебные заведения, мероприятия по правопорядку, внутренней безопасности, охране окружающей среды. Через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих местностей, производственной и непроизводственной сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования этих процессов от центральных органов власти к местным. Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов, отследить процесс накопления и распределения денежных средств для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов



Вопрос 23. Понятие и содержание компетенции местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от

централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей.

Первым составным элементом компетенции являются

предметы ведения.

Предметы ведения местного самоуправления - необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования. Закрепляемые нормами муниципального права, они, прежде всего, определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.

В современных российских условиях компетенция местного самоуправления формируется следующим образом:

Базовая компетенция прямо устанавливается федеральными законами;

Субъектам Российской Федерации предоставляется право расширять перечень вопросов местного значения, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению;

Муниципальные образования вправе также принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти;

Органы местного самоуправления могут наделяться соответствующими законам отдельными полномочиями.

Исходя из цели существования местного самоуправления,

можно сформулировать задачи этого социального института:

1. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного уровня.

2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.

3. Осуществление взаимодействия с другими сообществами.

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения". Таким образом, можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение, не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий

органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

“Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного

самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа

исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного

самоуправления.

2. Делегирование - предоставление государственным органом

принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного

самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

Это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО.

Совокупность бюджета муниципального района и свода бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района представляет собой консолидированный бюджет муниципального района.

Структура местного бюджета представляет собой доходы и расходы. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным законодательством. Доходы местных бюджетов подразделяются на собственные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Также доходы подразделяются на налоговые и неналоговые. Понятно, что и те и другие могут быть собственные и от государственных органов. Неналоговые доходы местных бюджетов составляют:

Доходы от использования муниципального имущества;

Доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями (от коммунальных услуг);

Доходы от штрафов;

Безвозмездные и безвозвратные отчисления из бюджетов других уровней.

Расходы – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций МС.

68. Понятия и виды местных налогов и сборов. Порядок их установления.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). В РФ устанавливаются федеральный, региональный и местный налоги и сборы. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц. Местные налоги называются местными, потому что их установление является исключительным полномочием ПОМО. И все доходы от местных налогов поступают в местный бюджет. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, земельные участки у которых находятся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды.

Налоговая база земельного налога определяется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, собственники имущества. Объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения, сооружения. Ставка налога определяется в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

По своей сути муниципальный заказ – это гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг. Но от обычного гражданско-правового договора муниципальный заказ отличают следующие признаки:

Заказчиком могут быть только ОМС или муниципального учреждения;

Предметом договора могут быть либо вопросы местного значения, либо муниципальные нужды;

Исполнитель определяется по конкурсу, им может быть либо юр лицо, либо предприниматель без образования юр лица;

Конкурс проводится в том случае, если сумма составляет более 2 тысяч МРОТ. Конкурс может проводится в виде аукциона либо в виде конкурса котировки. Оплата муниципального заказа осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета.

69. Основные этапы бюджетного процесса на муниципальном уровне.

Бюджетный процесс – это деятельность ОМС и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов местных бюджетов, утверждению и исполнению местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

БП подразделяется на 4 основных этапа:

Составление проекта бюджета;

Рассмотрение;

Утверждение;

Исполнение.

Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании высшего д/л субъекта РФ. Ежегодно осенью высшее должностное лицо обращается с посланием и МО учитывают обязательно это послание. Составление проекта бюджета – это исключительное полномочие МА. Непосредственно составляют проект бюджета фининасово-бюджетный орган.

Рассмотрение и утверждение бюджета является исключительным полномочием исполнительного органа МО. Перед утверждением бюджета проект бюджета в обязательном порядке выносится на публичные слушания.

Исполнение бюджета является полномочием МА. МА готовит отчет об исполнении бюджета и представляет указанный отчет на утверждение ПОМО. Перед утверждением данный отчет выносится на публичные слушания.

Утверждение отчета является исключительным полномочием ПОМО. Контроль за исполнение местного бюджета осуществляет контрольный орган МО.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие местного бюджета, его функции и виды, источники формирования, роль органов государственной власти в процессе. Структура доходов местного бюджета. Статистика и аналитика данных бюджета Иркутской области. Проблемы местных бюджетов и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Понятие, функции и структура местных бюджетов. Экономическая сущность и классификация доходов бюджета. Принципы и направления расходной части местных бюджетов. Характеристика линейно-объектного (постатейного), исполнительного, программного типов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Раскрытие экономической сущности и определение функций местных бюджетов, из роль в бюджетной системе государства. Определение источников доходов и анализ исполнения местных бюджетов в Кыргызской Республике. Пути расширения доходной базы местных бюджетов.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2014

    Совершенствование организации и функционирования местных бюджетов. Несбалансированность местного бюджета. Безответственность должностных лиц местного самоуправления. Вопросы формирования и использования средств местных бюджетов в РФ и пути их решения.

    реферат , добавлен 07.10.2011

    Системный подход к планированию, прогнозированию и формированию доходов бюджетов местного самоуправления. Методы планирования и разработка модели прогнозирования доходов местных бюджетов. Применение разработанной модели на базе финансового отдела.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2009

    Характеристика и сущность местных бюджетов, их значение в проведении общегосударственных экономических и социальных задач. Основные особенности законодательных уровней местных бюджетов в Российской Федерации. Экономический анализ местных бюджетов.

    реферат , добавлен 07.10.2011

    Основы формирования бюджета в разрезе местного самоуправления. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления. Структура и принципы формирования местного бюджета. Система и порядок формирования доходной и расходной части местных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Структурные составляющие элементы бюджета. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы местных (муниципальных) бюджетов. Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2009