Как внести информацию в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).
Чтобы внести необходимую информацию в Федресурс необходимо:
- Установить на компьютере специальную программу;
- Зарегистрироваться на сайте Федресурса;
- Составить и подписать квалифицированной электронной подписью сообщение для размещения;
- Оплатить счет.
1. Установить программу
Чтобы установить специальную программу, нужно:
- зайти с компьютера на интернет-страницу Помощь (на сайте федресурса);
- скачать в разделе «Программное обеспечение» файл «Инсталлятор ActiveX-компонента»;
- открыть этот файл и выполнить инструкцию по установке.
2. Зарегистрироваться
Чтобы зарегистрироваться на сайте федресурса, нужно:
- зайти с компьютера на главную страницу сайта;
- нажать на кнопку «Вход по сертификату», которая расположена в верхней левой части страницы;
- поставить галочку напротив слов «Согласие с правилами взаимодействия»;
- нажать на кнопку «Вход»;
- выбрать в появившемся окне сертификат электронной подписи, который установлен на компьютере.
После регистрации пользователь сайта попадет на страницу личного кабинета.
3. Составить сообщение и подписать сообщение
Чтобы составить сообщение для публикации, необходимо:
- нажать на кнопку «Сообщения» в верхней строке личного кабинета;
- нажать в открывшемся окне на кнопку «Создать сообщение»;
- выбрать в предложенном списке нужный тип сообщения («Получение лицензии», «Сведения о раскрытии финансовой отчетности», «Сообщение о вступлении в СРО» и т. д.);
- заполнить данные.
Пример заполнения данных в окне «Сообщение о вступлении в СРО»
После заполнения всех необходимых полей сообщения, нужно:
- нажать внизу страницы на кнопку «К подписи»;
- в открывшемся окне проверить итоговый текст сообщения и нажать на кнопку «Подписать»;
- выбрать сертификат, по которому пользователь вошел в личный кабинет.
В итоге у сообщения появится статус «Подписано».
4. Ооплатить счет
В окне подписанного сообщения нужно нажать на кнопку «Перейти к счету». После этого пользователь попадет на страницу «Счета». Необходимо нажать на строку с составленным сообщением и перейти в карточку счета. Он формируется автоматически.
Плата за внесение сведений в федресурс составляет 805 руб. Она не зависит от типа и объема сообщения. Внести ее (оплатить счет) стоит как можно быстрее.
Оператор федресурса публикует сообщение в течение одного рабочего дня после того, как поступила оплата (п. 2.6 приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178).
Какие сведения нужно вносить в федресурс
Закон предусматривает ряд данных, которые компании и предприниматели должны самостоятельно отражать в федресурсе.
Если эту обязанность нарушить, возникнет риск административной ответственности.
В федресурсе необходимо отражать:
- десять общих ситуаций - для всех заявителей;
- две дополнительные ситуации - только для юридических лиц;
- сведения о стоимости чистых активов - для ООО и АО.
Кроме того, федресурс содержит и иные сведения. Однако организациям и предпринимателям их вносить не надо. За них это делает ФНС России в лице налоговых инспекций (подп. «а»-«и» п. 7, абз. 3 п. 8, абз. 2 п. 11 ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее - Закон о госрегистрации).
Общие ситуации:
1) заявитель получил, приостановил, возобновил, переоформил лицензию либо лишился ее (подп. «м» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
2) арбитражный суд вынес в отношении заявителя определение о введении наблюдения (подп. «н» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
3) заявитель передал движимое имущество в залог (подп. «н.1» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
4) заявитель-гарант выдал независимую гарантию (подп. «н.2» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
5) финансовый агент (заявитель) заключил договор финансирования под уступку денежного требования (подп. «н.3» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
6) заявитель-лизингодатель заключил договор лизинга (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
7) заявитель вступил в саморегулируемую организацию (СРО) либо вышел из нее (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
8) в отношении заявителя провели обязательный аудит (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
9) заявитель получил отчет по договору на проведение оценки (ст. 8.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), подп. «о» п. 7 ст. 7.1, абз. 3 п. 11 Закона о госрегистрации);
10) судебный пристав-исполнитель обратил взыскание хотя бы на один из видов имущества заявителя:
- недвижимое имущество, которое заявитель не использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги;
- имущественные права, которые заявитель использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги;
- имущество для производства товаров: недвижимость производственного назначения, сырье, оборудование и т. д.
(Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Дополнительные ситуации для юридических лиц:
- у организации появились признаки банкротства (подп. «л.1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
- организация раскрыла финансовую и (или) бухгалтерскую отчетность, чтобы исполнить соответствующую обязанность закона (подп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Стоимость чистых активов необходимо отразить:
- в ООО - на момент, когда общество публично разместило облигации или иные эмиссионные ценные бумаги (подп. «л» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
- в АО - на последнюю отчетную дату (подп. «к» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
В какой срок необходимо внести сведения
По общему правилу регистрируемую ситуацию нужно отразить в федресурсе в течение трех рабочих дней с момента, когда она сложилась (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Исключение составляет случай, когда заявитель получил отчет по договору на проведение оценки. Эту ситуацию необходимо отразить в течение десяти рабочих дней с момента принятия отчета (ст. 8.1 Закона об оценочной деятельности).
Что будет, если заявитель не внесет сведения в федресурс
Формально за нарушение обязанности по регистрации в федресурсе закон предусматривает административную ответственность. К ней могут привлечь предпринимателя-заявителя или руководителя организации-заявителя, если заявитель:
- либо нарушит срок для внесения сведений в федресурс - предупреждение или штраф в размере 5000 руб. (ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ);
- либо вообще не отразит сложившуюся ситуацию в федресурсе - штраф до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ);
- либо внесет заведомо ложные сведения - штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до трех лет (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).
Вместе с тем, на практике эти нормы об ответственности пока не используют.
Обоснование
Протоколы о перечисленных нарушениях вправе составлять лишь должностные лица Росреестра (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). На данный момент они к таким мерам не прибегают. Судебной практики по частям 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ еще нет.
Однако обязанность по внесению сведений в федресурс все же стоит исправно исполнять. В результате заявитель:
- полностью обезопасит себя от риска административной ответственности по частям 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ;
- создаст репутацию добросовестного контрагента.
Обоснование
Федресурс - одна из информационных баз, по которой организации и предприниматели проверяют лицо перед тем, как заключить с ним тот или иной договор.
Чем больше сведений о заявителе будет в базе, тем больше шанс на то, что с ним оформят отношения. В частности, проверяющие посчитают заявителя надежным контрагентом: если он исправно исполняет даже «неработающую» обязанность закона, то, скорее всего, исполнит и договор.
Действительно ли с 1 января 2017 года сведения о проведенном ЛЮБОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ аудите, аудиторе и высказанном им мнением должны быть внесены заказчиком аудита,т.е. аудируемым лицом в Единый госреестр на сайте fedresurs.ru?Если да, то в какие сроки аудируемому лицу необходимо это сделать?И какие штрафные санкции предусмотрены за неопубликование сведений?
Да, сведения обо всех видах обязательного аудита подлежат внесению в федресурс. На это прямо указывает подп. 6 ст. 5 Закона № 207-ФЗ.
Внести сведения в Реестр необходимо в течение трех рабочих дней с даты, когда наступило событие (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Если организация нарушит этот срок, то ее директора могут привлечь к административной ответственности. Наказание – предупреждение или штраф в размере 5000 руб. (ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если организация вообще не отразит сведения в Реестре, то директора могут оштрафовать на сумму до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ).
Пошаговая процедура внесения сведений в федресурс приведена в рекомендации в обосновании.
Обоснование
Из справочника
Какую информацию содержит Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц
Кто вносит сведения | Ситуация или информация, которую нужно отразить | Дополнительные сведения | Срок для внесения сведений | Норма права |
Юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель (далее – заявитель) | 1. Заявитель получил, приостановил, возобновил, переоформил лицензию либо лишился ее | – | Подп. «м» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации) | |
2. Арбитражный суд вынес в отношении заявителя определение о введении наблюдения | – | Подп. «н» п. 7 , абз. 3 п. 11 | ||
3. Заявитель передал движимое имущество в залог | – | Подп. «н.1» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | ||
4. Заявитель-гарант выдал независимую гарантию | ИНН и ОГРН бенефициара и принципала, а также существенные условия гарантии | Подп. «н.2» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | ||
5. Финансовый агент (заявитель) заключил договор финансирования под уступку денежного требования |
Информация о договоре: – дата заключения; – сумма требования; – основания, по которым возникло требование; – дата его возникновения; – ИНН и ОГРН сторон |
Подп. «н.3» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | ||
6. Заявитель-лизингодатель заключил договор лизинга |
Информация о договоре: – дата заключения; – даты начала и окончания лизинга; – наименования (Ф. И. О.), ИНН и ОГРН сторон; – характеристика лизингового имущества |
П. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», подп. «о» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | ||
7. Заявитель вступил в саморегулируемую организацию (СРО) либо вышел из нее |
1. Информация о заявителе: – наименование или Ф. И. О.; – ИНН; – ОГРН или СНИЛС; – контактные данные. 2. Сведения о СРО: – наименование; – ИНН; – ОГРН; – виды деятельности, которые можно вести в СРО |
Ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», подп. «о» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | ||
8. Судебный пристав-исполнитель обратил взыскание хотя бы на один из видов имущества заявителя: – недвижимое имущество, которое заявитель не использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги; – имущественные права, которые заявитель использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги; – имущество для производства товаров: недвижимость производственного назначения, сырье, оборудование и т. д. |
– | Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подп. «о» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | ||
9. В отношении заявителя провели обязательный аудит* |
1. Информация о заявителе и аудиторской организации (аудиторе): – наименования или Ф. И. О.; – ИНН; – ОГРН или СНИЛС. 2. Данные об аудите: – перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой провели аудит; – период, за который составлена отчетность; – дата аудиторского заключения* |
Ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», подп. «о» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | ||
10. Заявитель получил отчет по договору на проведение оценки |
Информация: – о самом отчете (дата и номер); – об основаниях для проведения оценки; – об оценщике (Ф. И. О., ИНН, СНИЛС, сведения о членстве в СРО оценщиков); – об объекте оценки (его точное описание и рыночная стоимость, а также дата определения стоимости); – об экспертном заключении (дата, номер, сведения об эксперте, результаты экспертизы). Если объект оценки принадлежит организации, то также необходимо указать ее реквизиты и балансовую стоимость объекта |
Десять рабочих дней с момента, когда заявитель принял отчет | «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подп. «о» п. 7 , абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |
11. У организации появились признаки банкротства (ситуация распространяется только на юридические лица ) | – | Три рабочих дня с момента, когда сложилась соответствующая ситуация | Подп. «л.1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |
12. Организация раскрыла финансовую и (или) бухгалтерскую отчетность, чтобы исполнить соответствующую обязанность закона (например, после публичного размещения эмиссионных ценных бумаг). Эта ситуация распространяется только на юридические лица |
Подп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
13. Стоимость чистых активов: – для ООО – на момент, когда общество публично разместило облигации или иные эмиссионные ценные бумаги; – для АО – на последнюю отчетную дату. Остальные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели стоимость чистых активов отражать не обязаны |
– | Три рабочих дня с указанного момента | Подп. «к» , «л» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, «Об обществах с ограниченной ответственностью» | |
ФНС России в лице налоговых инспекций | 1. Учредители создали юридическое лицо (в т. ч. в процессе реорганизации) | – | Пять рабочих дней с момента внесения этих же сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП | Подп. «а» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации |
2. Юридическое лицо находится в процессе реорганизации | Подп. «б» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
3. Юридическое лицо находится в процессе ликвидации | Подп. «в» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
4. Инспекция приняла решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ | Подп. «г» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
5. Инспекция исключила организацию из ЕГРЮЛ | Подп. «д» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
6. Унитарное предприятие прекратило деятельность в связи с тем, что его имущественный комплекс продали в порядке приватизации или внесли в качестве вклада в уставный капитал АО | Подп. «е» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
7. Юридическое лицо увеличило или уменьшило уставный капитал | Подп. «ж» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
8. В организации назначили или сменили руководителя | Подп. «з» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
9. Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП считаются недостоверными | Подп. «з.1» п. 7 , абз. 3 п. 8 , ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
10. Организация сменила место своего нахождения | Подп. «з.2» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
11. Организация сменила свой адрес | Подп. «з.2» п. 7 , абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации | |||
12. Физическое лицо зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя | ||||
13. Физическое лицо прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя | Абз. 2 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации |
Сергея Рогожина, кандидата юридических наук, доцент, судьи Суда по интеллектуальным правам (до 2013 г. – судьи Арбитражного суда Ульяновской области)
Татьяны Дроздовой, заместителя начальника отдела правового сопровождения корпоративных проектов и методологии корпоративного управления АО «СУЭК»
Виталия Перелыгина, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист»
Как внести информацию в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц
Чтобы внести необходимую информацию в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – федресурс), нужно:
- установить на компьютере специальную программу;
- авторизоваться на сайте федресурса;
- составить сообщение для публикации;
- подписать его;
- сформировать и оплатить счет.*
Внимание! Совершить перечисленные действия можно лишь при условии, что у руководителя организации или индивидуального предпринимателя (либо представителя по доверенности) есть квалифицированная электронная подпись.
Без нее внести сведения в реестр не удастся – оператор федресурса откажет в регистрации (подп. «а» п. 10 ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о госрегистрации).
Подробнее о такой подписи и работе с ней см. отдельную рекомендацию.
Этап 1. Установить программу
Чтобы установить специальную программу для работы с федресурсом, нужно:
- зайти с компьютера на интернет-страницу Помощь (на сайте федресурса);
- скачать в разделе «Программное обеспечение» файл «Инсталлятор ActiveX-компонента»;
- открыть этот файл и выполнить инструкцию по установке.
- зайти с компьютера на главную страницу сайта;
- нажать на кнопку «Вход по сертификату», которая расположена в верхней левой части страницы;
- поставить галочку напротив слов «Согласие с правилами взаимодействия»;
- нажать на кнопку «Вход»;
- выбрать в появившемся окне сертификат электронной подписи, который установлен на компьютере.
Этап 3. Составить сообщение
Чтобы составить сообщение для публикации, необходимо:
- нажать на кнопку «Сообщения» в верхней строке личного кабинета;
- нажать в открывшемся окне на кнопку «Создать сообщение»;
- выбрать в предложенном списке нужный тип сообщения («Получение лицензии», «Сведения о раскрытии финансовой отчетности», «Сообщение о вступлении в СРО» и т. д.);
- заполнить данные.
Пример заполнения данных в окне «Сообщение о вступлении в СРО»
Если организация намерена отразить в федресурсе факт вступления в саморегулируемую организацию, то в соответствующем окне необходимо:
- указать дату вступления (выбрать ее из встроенного календаря или ввести вручную);
- нажать на кнопку «Выбрать СРО» и отметить нужную организацию;
- нажать на кнопку «Добавить» и выбрать как минимум одну сферу деятельности СРО;
- вручную заполнить поле «Текст сообщения» – в свободной форме описать отражаемую ситуацию (например, «ООО "Альфа" с 03.10.2016 является членом ассоциации "СРО Восток"»).
По желанию также можно заполнить поле «Адрес для связи с членом СРО».
Этап 4. Подписать сообщение
После того как пользователь заполнит все необходимые поля сообщения, нужно:
- нажать внизу страницы на кнопку «К подписи»;
- в открывшемся окне проверить итоговый текст сообщения и нажать на кнопку «Подписать»;
- выбрать сертификат, по которому пользователь вошел в личный кабинет.
В итоге у сообщения появится статус «Подписано».
Этап 5. Сформировать и оплатить счет
В окне подписанного сообщения нужно нажать на кнопку «Перейти к счету». После этого пользователь попадет на страницу «Счета». Необходимо нажать на строку с составленным сообщением и перейти в карточку счета. Он формируется автоматически.
Плата за внесение сведений в федресурс составляет 805 руб. Она не зависит от типа и объема сообщения. Внести ее (оплатить счет) стоит как можно быстрее.
Оператор федресурса публикует сообщение в течение одного рабочего дня после того, как поступила оплата (п. 2.6 приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178).
Если счет не оплатить, оператор откажет в регистрации (подп. «б» п. 10 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Чтобы не пропустить сроки внесения информации в федресурс из-за длительного процесса оплаты, можно заранее пополнить лицевой счет на необходимую сумму. В таком случае в окне подписанного сообщения нужно нажать на кнопку «Оплатить с лицевого счета». После этого откроется окно оплаты с лицевого счета, где нужно выбрать платежные реквизиты из списка и нажать кнопку «Да» для совершения оплаты.
Естественно, что сообщать о наличии лицензии по состоянию на 1 января 2013 года не требуется. Уведомлять нужно только о тех изменениях, которые произошли или произойдут после 1 января 2013 года.
Подать нужно сведения только о разрешениях на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) или иными законами, где предусмотрено лицензирование именно видов деятельности (например, Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Это означает, что сообщать о тех лицензиях, на которые указанные законы не распространяется, не обязательно. Например, не нужно подавать сведения о разрешениях на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, которая лицензируется на основании Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Также не надо сообщать о лицензиях кредитных организаций, страховщиков, клиринговых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов и других лицензиях в тех сферах деятельности, которые пунктом 2 статьи 1 Закона № 99-ФЗ о лицензировании исключены из сферы действия данного закона.
В последние годы в ряде отраслей, например, в строительстве или в аудиторской деятельности, лицензирование заменено на обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО). Поскольку такое членство, по сути, не является лицензированием, сообщать о нем в ЕФРС не обязательно. Разве что подать как «сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению».
Сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами
В настоящее время внесение иных сведений в ЕФРС действующими федеральными законами не предусмотрено. Но со временем такая обязанность может появиться. Например, через год, с 10 января 2014 года вступают в силу изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». В соответствии с этими изменениями в ЕФРС будет вноситься информация о залоге движимого имущества юридических лиц.
Иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению
Мы уже упоминали об информации о членстве в СРО. Некоторые организации планируют публиковать в ЕФРС сообщения о существенных фактах, которые предусмотрены упомянутым выше Законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Что грозит тем, кто не подаст сведения
Какая же ответственность наступает, если организация проигнорирует требования закона о внесении сведений в ЕФРС? Существует две нормы КоАП РФ, которые, на мой взгляд, могут быть задействованы в случае непредставления сведений в ЕФРС или несвоевременного представления этих сведений.
3) непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом;
4) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
За эти нарушения должностным лицам грозит штраф в размере 5 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет.
Однако мы видим, что в процитированных нормах речь идет только о тех документах и сведениях, которые организации должны представить в налоговую инспекцию, как орган, осуществляющий госрегистрацию. Сведения, о которых у нас идет речь, представляются совсем в другой орган. Так что КоАП РФ в нынешней редакции применить вряд ли удастся. Хотя в любой момент могут быть внесены поправки в КоАП РФ или будет издано разъяснение Высшего арбитражного или Конституционного суда. Но пока будем исходить из того, что есть.
Но, повторюсь, это касается только информации о стоимости чистых активов и грозит только эмитентам ценных бумаг. То есть всем ОАО и ЗАО, а также тем ООО, которые осуществили размещение облигаций.
Вывод: в настоящее время нет норм, которые прямо устанавливали бы ответственность за непредставление информации о стоимости чистых активов в ЕФРС. Однако существует некоторая вероятность применения части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Как подавать информацию в ЕФРС
Сведения в ЕФРС могут быть переданы только в электронной форме. При этом они должны быть подписаны электронной подписью. Об этом говорится в пункте 5 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц.
Какой же должна быть подпись для отправки сведений в ЕФРС? Подойдет ли для этого та электронная цифровая подпись, которую организации использует для ?
Законами или иными нормативными правовыми актами требования к подписи пока не установлены. Остается верить оператору, который обеспечивает функционирование реестра. Представитель ЗАО «Интерфакс» в статье на форуме сайта ЕФРС , твердо заявляет, что не подойдет. Ведь для размещения информации в ЕФРС установлено требование: электронная подпись должна содержать один из четырех специальных идентификатор реестра (признак наличия права размещать информацию в Реестре). А подпись, которая сейчас используется для сдачи налоговой и прочей отчетности, такого идентификатора, разумеется, не содержит.
Получить подпись для размещения сведений в ЕФРС можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров (например, в Удостоверяющем центре СКБ Контур). При заказе сертификата необходимо указать, что он должен быть предназначен для подачи сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Для надежности можно уточнить, что в сертификат необходимо включить ОИД 1.2.643.3.5.10.2.12.
Размещение информации происходит с помощью сертификата электронной подписи на сайте Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. При этом согласно « Правилам взаимодействия оператора и пользователей Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц » отчетность в ЕФРС размещается на платной основе.
Пока организация не заплатит за размещение информации, она в реестре не появится. Естественно, это касается только информации, которую представляет сама организация. Налоговая инспекция свою информацию размещает бесплатно. Стоимость размещения одного сообщения уже объявлена на сайте ЕФРС и составляет 640 руб. с учетом НДС.
Заключение договора автоматизировано.Вход в личный кабинет по сертификату электронной подписи считается признаком акцепта оферты оператора ЕФРС (ЗАО «Интерфакс») об оказании услуг по размещению сообщений в ЕФРС. То есть после того, как вы вошли в личный кабинет с сертификатом, договор заключен. Счет на оплату тоже формируется автоматически с использованием сведений из ЕГРЮЛ. Если предполагается размещение нескольких сообщений в течение непродолжительного периода времени, можно сделать предоплату.
Аудит – часто дело добровольное. Но некоторые компании в определенных ситуациях подпадают под проведение обязательного аудита. Кого это касается, как часто нужно проводить данное мероприятие и, самое главное, что может быть, если не проводить обязательный аудит – в нашей тематической статье.
Кому нужен обязательный аудит
Чтобы узнать, подлежит ли ваша организация аудиту в обязательном порядке, достаточно обратиться к положениям статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В соответствии с ними, обязательный аудит должны проводить:
· акционерные общества;
· компании, чьи ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
· банковские организации, страховые компании, биржи, фонды (в т.ч. пенсионные и инвестиционные, а также компании-управляющие фондами);
· организации с показателями выручки более 400 млн. руб. (очищенная от косвенных налогов сумма);
· организации с общей стоимостью активов на балансе более 60 млн. руб.
Напомним, что сейчас аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, поименованной в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .
Одновременно, если компания должна публиковать в соответствии с действующим законодательством, то это делается вместе с аудиторским заключением.
Помимо этого, аудиторское заключение должно представляться в Росстат в течение десяти рабочих дней с момента составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, который следует за . Отметим, что, как правило, такое заключение просто прикладывается к соответствующей бухгалтерской отчетности и сдается вместе с ней.
Таким образом, важно помнить, что открытые (т.е. публичные) акционерные общества должны раскрывать информацию, состав и порядок предоставления которой определяется Банком России. Об этом говорят положения статьи 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» .
Состав сведений, которые подлежат раскрытию на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки этого раскрытия определяют нормативные акты регулятора – пункт 26 статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» .
Одновременно в настоящее время действует Положение Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» .
В соответствии с указанным нормативно-правовым актом, на акционерные общества возлагается обязанность по раскрытию сведений в виде годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем эта отчетность должна иметь в своем составе аудиторское заключение, которое бы подтверждало соответствующие показатели и финансовые результаты, если компания подлежит обязательному в соответствии с федеральным законодательством.
Раскрытие бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения акционерных обществ производится, в частности, через опубликование на официальной странице компании в . На это отводится 2 дня с момента составления аудиторского заключения.
Если же эмитент не раскрывает что-либо из обязательной для этого информации, то для этого у него должны иметься основания, которые он обязан привести. Игнорирование данного порядка может привести к:
· установлению ограничений на обращение ценных бумаг эмитента-нарушителя;
· возникновению у эмитента ответственности за нарушение российского законодательства.
Совет из практики: как правило, текст итоговой части публикуется целиком. Однако для соблюдения норм закона достаточно, чтобы в прессу попало мнение (оценка) независимого аудитора или аудиторской компании о достоверности бухгалтерской отчетности акционерного общества.
Сразу скажем, что преследование по статье 126 Налогового кодекса за непредставление аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организациям сейчас не грозит. Ведь еще с начала позапрошлого года у компаний нет соответствующей обязанности. А нет обязанности – не может быть и ответственности. На этот момент УФНС по г. Москве обратил внимание еще в письме от 20 января 2014 г. № 16-15/003855 .
С другой стороны, никто не отменял административной ответственности – смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 9 декабря 2013 г. № Ф05-16487/2012 . Ее могут применить за:
· нераскрытие эмитентом обязательной к раскрытию информации;
· нарушение эмитентом порядка раскрытия обязательных сведений;
· нарушение эмитентом сроков раскрытия необходимой информации;
· раскрытие обязательных для этого сведений в неполном объеме;
· раскрытие недостоверной информации;
· публикацию сведений, вводящих в заблуждение;
· непредставление статистической отчетности в территориальный орган Росстата;
· представление недостоверной статотчетности в территориальный орган Росстата.
А аудиторское заключение, как уже упоминалось выше, относится к перечню информации, обязательной к публикации. Указанные проступки наказываются штрафом по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ . Его размер составляет:
· для организаций – от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб.;
· для должностных лиц компаний – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
Вместо наложения штрафа должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на один-два года.
Что касается непредставления аудиторского заключения в составе статотечтности, то за подобную «небрежность» на основании положений статьи 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут взыскать:
· с провинившегося должностного лица – от 300 руб. до 500 руб.;
· с компании-нарушителя – от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.
Таким образом, мы описали актуальные «аудиторские» обязанности и риски, возникающие у хозяйствующих субъектов в процессе ведения ими деятельности.
Статья подготовлена с использованием материалов СПС «Консультант Плюс»
Резюме:
1. Случаи обязательного аудита перечислены в статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
2. В настоящее время аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности.
3. Аудиторское заключение должно представляться в Росстат в течение десяти рабочих дней с момента составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, который следует за отчетным.
4. Публичные акционерные общества должны раскрывать информацию, состав и порядок предоставления которой определяется Банком России.
5. На акционерные общества возлагается обязанность по раскрытию сведений в виде годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе аудиторского заключения.
6. Раскрытие бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения акционерных обществ производится, в частности, через опубликование на официальной странице компании в сети Интернет. На это отводится 2 дня с момента составления аудиторского заключения.
7. За нарушение правил по публикации отчетности, в том числе аудиторского заключения, а также за непредставление такой отчетности в Росстат, действующим законодательство предусмотрена существенная административная ответственность.