Конкурентные преимущества приграничных регионов россии.

Крупные девелоперы в последнее время охладели к городам-миллионникам, где и аренда по умолчанию дороже, и конкуренция по причине достаточно высокого уровня насыщенности жестче. Куда привлекательнее регионы, где по-прежнему не хватает серьезных проектов.

Тем не менее эксперты отмечают, что прежде, чем тот или иной застройщик сможет выйти в регион, придется преодолеть немало трудностей. На его пути будет множество негативных факторов, среди которых и информационный вакуум относительно аналитических данных по местному рынку, и подковерная борьба местных конкурентов.

Главное внимание — регионам

По словам Григория Алтухова, который является коммерческим директором ФСК «Лидер», девелоперов интересуют прежде всего регионы, где есть достаточно большие возможности для внешнего инвестирования, где работают федеральные операторы по оказанию соответствующих услуг, а также до определенного уровня диверсифицирована экономика. При отсутствии хотя бы одного из этих факторов сохранить как минимум достигнутый уровень покупательской способности населения и, соответственно, экономической целесообразности в условиях сложившейся на сегодняшний день нестабильной ситуации на рынке практически невозможно.

Такую точку зрения поддерживает Вениамин Голубицкий, президент ГК «Кортрос». Он указывает на то, что наиболее перспективными сегодня представляются города-миллионники, где в кризисные периоды есть условия для того, чтобы гибко варьировать бюджетную политику и вопросы занятости. Самыми благоприятными в этом отношении он называет Екатеринбург, Пермь, Ярославль. «Мы осуществляем проекты по комплексному освоению территорий (КОТ), поэтому для нас очень важен размер бюджетной составляющей, то есть чтобы регион имел возможность принимать участие в тех проектах, которые мы реализовываем на рынке», — пояснил Голубицкий.

По мнению экспертов группы «ЛСР», на любом рынке одним из самых важных факторов успешной девелоперской деятельности является наличие определенных строительных мощностей. Отмечается, что группа «ЛСР» не вышла бы на рынок недвижимости в Екатеринбурге, если бы в этом городе не было домостроительного комбината.

А вот для руководства Группы компаний «ПИК» приоритетными являются такие факторы, как инвестиционная привлекательность и уровень спроса на жилую недвижимость. Именно поэтому одним из наиболее инвестиционно привлекательных и прогрессивных регионов в России считается Калужская область. Здесь работают ведущие иностранные концерны — Peugeot, Samsung, Renault, Volkswagen. В Обнинске, первом наукограде России, находится свыше десяти научно-исследовательских институтов. Поэтому неудивительно, что именно в данном регионе отмечается высокий спрос на качественное доступное жилье.

В целом работа в регионах на сегодня наиболее перспективная, поскольку на этих рынках в сфере жилищного строительства ощущается острый дефицит действительно масштабных, серьезных решений.


Особенности регионального формата

Для того чтобы проект был востребован в регионах, должны быть соблюдены два условия: возможность привлекать государственные средства и ориентация на потребителя, имеющего средства на приобретение жилья. Поэтому самыми популярными по-прежнему остаются проекты эконом-класса, предполагающие возможность купить квартиру в ипотеку. Эти проекты характеризуются максимальной устойчивостью ко всем негативным факторам, неизбежным в кризисный период, а потому рынок проявляет к ним особый интерес. В ГК «Кортрос» в качестве примера приводят проекта «Академический»: его параметры, невзирая на кризис, остались практически неизменными, а спрос и, соответственно, объем продаж удалось сохранить на том же уровне.

Голубицкий среди самых успешных региональных проектов называет также пермский «Квартал №179». Его уникальность заключается в том, что этот комплекс строится в центральной части Перми, тогда как строить в центре жилье эконом- или даже комфорт-класса рискованно: такие проекты предполагают, как правило, максимальную экономию по всем видам затрат, а потому они трудно вписываются в среду городского центра.

По словам Сергея Анискина, генерального директора ЕРД «Патриот-Девеломпент-Юг», подразделения Группы компаний «Патриот», крупные девелоперы заинтересованы в том, чтобы обосноваться в регионе на довольно продолжительное время, поэтому они ищут возможности реализовывать проекты по комплексному освоению территорий, что предполагает строительство обширных микрорайонов эконом- или комфорт-класса с хорошо развитой внутренней инфраструктурой.

Конечно, работать в регионах опираясь только лишь на собственные кадры, невозможно и очень дорого. Поэтому необходимо максимально задействовать местные кадры. Так, вышеупомянутый проект в Перми разрабатывали французские архитекторы совместно с местными. Тем не менее Григорий Алтухов утверждает, что оптимальный вариант — создание команды под руководством специалиста, который уже показал хороший результат в центральном офисе.

«Как показывает практика, одних только тренингов недостаточно — на месте всегда должен присутствовать сильный руководитель из центрального офиса. Все же приходится констатировать, что в регионах менталитет сферы обслуживания развивается медленнее, поэтому проблемы клиентов решаются или очень медленно, или подчас не решаются вовсе», — пояснил эксперт. А если говорить о качестве собственно строительства, то при наличии грамотного контроля все процессы абсолютно такие же, как и в столице, поскольку СНиПы и СанПиНы едины на всей территории РФ.

Конкуренция на местах

Многие специалисты сходятся во мнении относительно того, что выход на региональный рынок является сложной задаче для девелопера любого уровня. Самые главные проблемы — это недостаток отработанных правил, регулирующих вопросы взаимодействия властей и девелоперов, а также индивидуальная специфика спроса покупателей.

«Главная сложность заключается в том, что крупных конкурентов, особенно столичных, на этих рынках никто не ждет. Поэтому нередки случаи, когда возникают препятствия, порой непреодолимые, вследствие того что борьбу за возможность реализовать проект ведут местные конкуренты. И конечно же, именно они обладают мощным лоббистским ресурсом в регионе, — рассказал Голубицкий. — Тот же проект «Квартал №179» было сложно продвигать в условиях местной конкуренции. Поначалу должен был проводиться тендер, потом его отменили по каким-то малопонятным причинам, связанным с антимонопольной службой, а потом появились соперники».


Крупные девелоперы в регионы не спешат

Кроме всех вышеперечисленных проблем есть вопросы, требующие регулирования в нормативном и законодательном поле, отмечает Анискин. К примеру, затраты на инфраструктуру могут быть равны или даже превышать прибыль, которую предполагается получить от реализации проекта, тогда как затраты на строительство объектов существенны и требуют дополнительных инвестиций, что в целом оказывает существенное влияние на экономику проекта. В таких ситуациях целесообразно, например, развивать механизмы государственно-частного партнерства и муниципального финансирования, но для этого нужна соответствующая законодательная база.

Некоторые эксперты говорят, что законодательные нормы, касающиеся проектов КОТ, тоже требуют доработки, поскольку некоторые важные градостроительные и строительные нормативы противоречат данному формату застройки. К примеру, технические условия выдаются максимум на три года, тогда как реализация проекта может продолжаться десять лет. Или к плате за аренду участка, на котором проводятся строительные работы, применяются коэффициенты, которые повышают стоимость проекта, что в конечном итоге сказывается на конечной цене квадратного метра. Также является существенным препятствием тот факт, что проекты планировок и договора на размежеванные территории могут утверждаться очень долго (известны случаи, когда эти процессы продолжались до двух лет), вследствие чего увеличивается срок реализации.

По-прежнему рынок недвижимости — один из самых закрытых, данные о сделках, которые заключаются в регионах, практически неизвестны, поскольку редко публикуются. Информационный вакуум приводит к тому, что девелоперы, чтобы не действовать наугад, проводят самостоятельно мониторинг региона, в который планируют зайти, или пользуются услугами специальных экспертов. Такая процедура непростая и весьма затратная, но она тем не менее необходима, поскольку без такого анализа невозможно создать адекватную экономическую модель проекта и составить бизнес-план хотя бы на два-три года вперед.

Савельева Марина Владиславовна , Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Менеджмента ФГОУ-ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при Президенте Российской Федерации», Россия

Translation will be available soon.

| Скачать PDF | Загрузок: 72

Аннотация:

Конкурентные преимущества регионов представляют собой особые, отличительные ценности, характерные для каждой конкретной территории, позволяющие им успешно действовать в рыночных условиях экономики.

JEL-классификация:

Конкурентные преимущества регионов представляют собой особые, отличительные ценности, характерные для каждой конкретной территории, позволяющие им успешно действовать в рыночных условиях экономики .

Существует множество подходов к оценке региональных конкурентных преимуществ, которые направлены на расчет сводных индексов. Однако последние не всегда позволяют в полной мере оценить ситуацию, так как они дают общее представление об изучаемом объекте. Для более точного анализа необходимо рассматривать составляющие данных индексов, что дает возможность сделать выводы и разработать мероприятия по созданию конкурентных преимуществ.

Более того, различные индексы конкурентных преимуществ регионов предназначены для разных целей, например, для определения инвестиционной привлекательности или целесообразности создания и развития того или иного бизнеса и т.д.

В соответствии с этим необходимо выявить:

‑ кто является потребителем информации, содержащей в себе индексы конкурентных преимуществ регионов;

‑ для чего используются данные индексы, в принятии каких решений они могут быть полезны;

‑ кто занимается их расчетом.

Одним из направлений анализа конкурентных преимуществ регионов является оценка формирования региональной экономики знаний. Потребителями данной информации являются:

‑ органы власти региона, которые используют данный индекс при разработке социально-экономической стратегии развития;

‑ инвесторы, использующие эту информацию для определения инвестиционной привлекательности региона;

‑ бизнес-структуры, действующие или собирающиеся осуществлять свою деятельность в регионе, оценивающие с помощью индекса формирования региональной экономики знаний свои возможности для развития;

‑ научные и образовательные учреждения, направляющие свою деятельность с учетом полученных данных о развитии экономики знаний в регионе.

При этом рассчитывать данный индекс могут:

‑ информационный центр (самостоятельная организация, предоставляющая услуги по статистическим, социально-экономическим исследованиям);

‑ ученые и специалисты в области социологии, экономики и статистики в научных и образовательных учреждениях.

Достаточно полной и объективной в оценке формирования экономики знаний является система индикаторов, предложенная Организацией экономического сотрудничества и развития для стран-участниц .

Второе направление – оценка конкурентоспособности региональной управленческой команды. Ее результаты необходимы, в первую очередь, самой администрации для разработки мероприятий по формированию своей конкурентоспособности; инвесторам для более полной оценки инвестиционной привлекательности региона; бизнес-структурам, образовательным и научным учреждениям для формирования своих стратегий развития. Данную оценку может осуществлять агентство развития при региональной администрации, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики или информационный центр. При этом учитываются следующие количественные и качественные параметры:

‑ применение бенчмаркинга;

‑ получение образования (индивидуально и командно), стажировка в конкурентоспособных отечественных и зарубежных регионах, обмен опытом;

‑ совместное принятие решений в команде;

‑ приветствие иных точек зрения;

‑ наличие единых ценностных ориентиров в команде;

‑ поток рационализаторских предложений;

‑ горизонтальный характер взаимосвязей участников управленческой команды;

‑ эволюционное развитие правил, норм взаимодействия в управленческой команде;

‑ стиль управления.

Третье направление – оценка развития социального капитала региона.

В данном случае потребителями информации являются региональная управленческая команда, общественные организации, научные и образовательные учреждения, бизнес-структуры. Все они совместными усилиями могут разрабатывать и осуществлять мероприятия по развитию социального капитала. Кроме того, результаты такой оценки интересны и инвесторам, поскольку они также определяют инвестиционную привлекательность региона.

Рассчитывать индекс развития социального капитала могут:

‑ территориальный орган Федеральной службы государственной статистики;

‑ статистическое агентство или информационный центр;

‑ образовательные или научные учреждения, специализирующиеся в данной сфере.

Причем оценка социального капитала для разных целей может сильно варьироваться. Индекс развития социального капитала может рассчитываться в соответствии с подходом, предложенным А.Б. Виссарионовым .

Четвертое направление – оценка развития институциональной среды.

Информация о результатах данной оценки необходима региональной управленческой команде, предпринимательским структурам и общественным организациям. Они разрабатывают мероприятия по созданию благоприятных условий для развития бизнеса, социальной ответственности, сплоченности регионального сообщества, доверия к власти и т.д. Кроме того, организации учитывают эти результаты для развития своих коллективов, повышения производительности. Также эти данные используются при оценке инвестиционной привлекательности региона.

Непосредственно оценку развития институциональной среды региона могут осуществлять территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, информационный центр, исследовательские группы ученых и специалистов в образовательных и научных учреждениях.

Составляющими оценки развития институциональной среды регионов могут быть:

‑ индекс развития деловой среды ;

‑ сводный индекс предпринимательского климата в регионах;

‑ эффективность бюрократической системы;

‑ криминогенность и политические конфликты;

‑ «сила» местной власти и политические права населения .

К сожалению, в настоящее время оценка конкурентных преимуществ региона применяется только по отдельным показателям. В целом же отслеживание всех необходимых параметров не осуществляется ни в субъектах Российской Федерации, ни в правительственных агентствах, которые могли бы выполнять данную функцию.

Несмотря на ограниченную применимость сводных рейтингов вследствие их основания на экспертных оценках опыт использования развернутых индексов Международного института развития менеджмента в Лозанне и Всемирного экономического форума подтверждает востребованность в них. Хотя данные индексы применяются в отношении стран, то же самое относится и к регионам. Сопоставление данных о конкурентном положении региона по направлениям и показателям позволяет более целенаправленно проводить региональную политику.
2. Виссарионов А. Стратегическое планирование развития социального капитала [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.obo.ru/?lang=ru&option=message&mess_id=699&PHPSESSID=5b9ee00c1a251e44cbc1bbbcc622a013

3. Индекс развития российской деловой среды. Презентация. [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.deloros.ru/netcat_files/11_402.ppt

4. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003. – 256 с., с.126.

5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/vv/journal/vran/session/vran5.htm

Теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ региона

Умбиталиев А.Д., Рсалиев Б.Т.

Шымкентский университет, г.Шымкент

На современном этапе развития экономики возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у региона конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами. «При этом каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой».Конкурентные преимущества региона, составляющие основу конкурентоспособности, по существу и определяют уровень развития всей региональной социально-экономической системы.

Формирование конкурентных преимуществ региона происходит на базе современных достижений научно-технического прогресса, развития экономической теории с учетом процессов глобализации экономики. Следует также отметить, что региональные конкурентные преимущества создаются на основе высоких интеллектуальных возможностей его населения, персонала предприятий (фирм), и организаций расположенных на данной территории, обеспечивающих разработку и производство конкурентной продукции с высокими потребительскими свойствами, минимальными ресурсами и энергетическими затратами. При этом система управления созданиемрегиональных конкурентных преимуществ должна строиться по законам рыночных отношений, законам управления (менеджмента), законам конкуренции и т.д. В современных условиях политика укрепления и развития конкурентоспособности региона осуществляется на том, что его конкурентные преимущества – это средства, за счет которых он может стать лучше своих конкурентов, и достичь главной его цели – высокого уровня жизни своего населения, соответствующего как отечественным, так и мировым стандартам.

Конкурентные преимущества региона – это есть интегральный показатель, образующийся из преимуществ предприятий и организаций, производящих конкурентоспособные товары и услуги. Производство в регионе конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом потребителей на отечественном и мировом рынках, является одним из основных факторов его конкурентного преимущества. Задача состоит в том, чтобы регион как социально-экономическая система сама должна содействовать формированию конкурентных преимуществ предприятий и фирм, находящихся на его территории, путем создания конкурентной среды и развития соответствующей инфраструктуры.

Конкурентоспособность региона означает устойчивый рост уровня жизни населения, расширение возможностей для занятости и способность выполнять свои обязательства на внутреннем и внешнем рынках. Очевидно, что конкурентоспособность региона имеет существенные отличия от конкурентоспособности фирмы: во-первых, регион продолжает существовать, даже если он не является конкурентоспособным; во-вторых, одна из характеристик региональной конкурентоспособности - рост занятости, что зачастую противоречит требованиям конкурентоспособности фирмы; в-третьих, положительные внешние эффекты, которые генерирует динамично развивающийся регион, создают условия для развития соседних территорий, в результате успех одного региона не означает потери для другого.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым: конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Конкурентоспособность региона - продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике.

Ключевой характеристикой региональной конкурентоспособности является то, что она определяется результатами, важнейший из которых - рост благосостояния, который должен ассоциироваться не только с повышением уровня жизни, ростом реальных доходов, но и с устойчивостью этой динамики, повышением качества социальной среды и экологической обстановки. Требование устойчивости роста и создания благоприятной социальной среды означает, что конкурентоспособность не должна быть краткосрочным феноменом и такие формы межрегиональной конкуренции, как региональный протекционизм и региональный налоговый демпинг, являются нецелесообразными и неразумными. Защита местных производителей консервирует производственный аппарат региональной экономики, снижает стимулы к реструктуризации и росту эффективности. Такая политика не способна давать положительные результаты в долгосрочной перспективе, не говоря уже о том, что она создает почву для злоупотребления властью.

Вследствие большой сложности конкурентоспособность может оцениваться системой показателей и индикаторов. По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности). Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в России, большой износ основных фондов (физический и моральный), важное значение приобретает обеспечение в национальной экономике воспроизводственного процесса на современной технологической и инновационной основе, что требует инвестиций. Поэтому следует добавить к названным выше такую характеристику, как уровень прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство. Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

Иногда конкурентоспособность региона связывается в первую очередь с географическим положением и наличием ресурсов, которые определяют специализацию территории и структуру производства. Однако в современных условиях все большее значение в глобальной конкуренции приобретают не только производимая продукция, но и создаваемые в регионе условия, которые определяют привлекательность территории. Если раньше основным фактором успеха являлись массовое производство и рост его эффективности в результате расширения, то в настоящее время все более важную роль играют инновации и способность к гибкости производственных единиц. На смену классическим сравнительным преимуществам, таким как низкая себестоимость факторов производства и минимизация транспортных расходов, приходит создание социально-экономических условий, позволяющих развивать инновационный потенциал, и эти условия в значительной мере определяются региональной политикой. Ключевыми характеристиками региональной среды с точки зрения инновационного развития являются способность к овладению производственными процессами, технологическими изменениями и эволюцией рынка, система культурных ценностей, накопленный общественный капитал, созданный производственный, научный, инфраструктурный потенциал. Таким образом, трансформация экономической модели увеличивает требования к региональной среде, расширяя систему детерминант региональной конкурентоспособности и увеличивая вес политических шагов и решений.

Литература

1. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. ч.2. Механизмы региональной политики. Учебное пособие. Конкурентные преимущества как стартовое условие регионального развития. Режим доступа:http://www.dvo.sut.ru/ .

2. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография/ Л.Н.Чайникова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – с. 125-130.

3. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999. - с. 30-32.

4. Л.С. Шеховцева. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ/ Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузовый сборник научных трудов/ Калининградский университет. - Калининград, 2000. - с. 20-32.

5. Панкрухин А.П., Территориальный маркетинг. Маркетинг в России и за рубежом. № 5- 1999 - с. 99-122.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

На данный момент в мире происходят существенные изменения, связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни общества; задает новые условия развития как страны в целом, так регионов в частности. В таких условиях, значительную роль играет региональная конкурентоспособность, что связано с выходом регионов на мировой рынок, как самостоятельных субъектов рыночной экономики, способствующих росту экономики страны в целом.

Конкурентоспособность национальной экономики в значительной мере обусловливается неоднородностью экономического пространства и взаимодействием региональных экономик, при этом проблема экономической конкурентоспособности имеет существенные особенности применительно к разным регионам страны.

Происходящие процессы коренным образом изменяют роль отдельного региона в национальной и мировой экономике.

Регион как самостоятельная территориально организованная экономическая система постепенно становится не только отдельным действующим экономическим агентом национальной экономики, но также вступает в мировые конкурентные процессы. Положение и роль территориально организованных экономических систем оказываются зависимыми не только от макроэкономических условий или возможностей самих регионов, но также от расстановки конкурентных сил, механизмов конкурентного взаимодействия регионов и позиций региона в этом взаимодействии. конкурентоспособность экономический политический

В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, определяемые во многом его отраслевой специализацией.

В отечественной региональной науке проблема межрегиональной конкуренции разработана недостаточно. В России до начала процесса рыночных преобразований регион анализировался, прежде всего, с ресурсно-производственной стороны и не выступал как самостоятельный субъект хозяйствования. Соответственно, региональная экономика не рассматривала регион в качестве субъекта экономических отношений, носителя особых интересов, отличных от интересов других регионов и страны в целом.

Следствием этого стало отсутствие теории конкуренции регионов. Необходимо понимать и уметь применять в управлении ключевые термины конкурентоспособности регионов, модели и показатели её оценки, выбирать направления повышения конкурентоспособности, знать и учитывать тенденции развития регионов-конкурентов и возможности сотрудничества с ними.

1. Понятие конкурентоспособности региона

Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Конкурентоспособность является одной из основных экономических категорий в рыночных отношениях, которая формируется на уровнях товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами.

В условиях усиления взаимозависимости и взаимосвязи экономических процессов в иерархии конкурентоспособности особое место занимает конкурентоспособность региона. Это объясняется тем, что регионы являются самостоятельными субъектами рыночных отношений, где непосредственно реализуются поставленные цели и задачи удовлетворения социально-экономических потребностей населения.

Кроме того, в формирующемся рыночном пространстве участвуют все субъекты Российской Федерации, интересы которых тесно переплетаются, образуя конкурентную среду, где побеждает регион, имеющий наиболее надёжные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Происходящее на современном этапе развития экономики усиление конкуренции регионов за инвестиции, покрытие растущего уровня потребностей населения предъявляют повышенные требования к раскрытию сущности и экономического содержания региональной конкурентоспособности. Развитие региона зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности организаций и компаний, расположенных на его территории. Именно поэтому, создание достойных условий функционирования организаций в целом является приоритетной региональной политикой.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым : конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона, наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

В связи с новыми экономическими тенденциями XXI века конкурентоспособность регионов стала рассматриваться как самостоятельная теоретическая и практическая проблема регионального развития.

2. Конкуренция и конкурентоспособность регионов

Конкурентоспособность региона -- сложное понятие. Поскольку конкуренция между странами в современном мире происходит в основном не в материальной сфере, а в области идей, проектов, стратегий, воздействия на сознание, то уже само определение конкурентоспособности как идеального понятия становится инструментом в конкурентной борьбе. Вот как люди с экономическим мышлением определяют конкурентоспособность. М.Портер определил конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения.

В материалах института «Евроград» понятие территориальной конкуренции в условиях глобализации базируется на теории конкуренции предприятий, понимаемой как соревнование между предприятиями, которые поставляют товары на один и тот же рынок. В этих терминах конкуренция территорий определяется как соревнование между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные группы потребителей местных ресурсов и условий жизнедеятельности.

Такой узко экономический подход не учитывает всей совокупности политических, социальных, культурных и прочих связей внутри государства. С чисто экономической точки зрения значительная часть регионов России вряд ли в обозримой перспективе станет конкурентоспособной.

Процессы глобализации и экономической интеграции приводят к формированию геоэкономического пространства. А потому региональное развитие определяется способностью встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена.

Каждый регион обладает факторами производства, уникальное сочетание которых определяет его международную специализацию и конкурентоспособность. Однако эффективность их использования зависит от того, найдет ли регион свое место в этой системе. Основой геоэкономический отношений является международное разделение труда. Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического положения, регионы создают предпосылки для развития специализированных производств и функций, наращивая свои конкурентные преимущества.

Каждый регион стремится занять выгодное положение в системе глобального обмена, привлечь на свою территорию ресурсы. Поэтому на первый план выходит понятие конкуренции регионов, проявляющейся в привлечении инвестиций и капитала, трудовых ресурсов, технологий, в обеспечении доступа к внешним сырьевым ресурсам. В конкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удалось создать уникальные условия, привлекательные для внешних контрагентов - конкурентные преимущества. Для повышения и поддержки конкурентоспособности приоритетными являются стратегия создания конкурентных преимуществ и стратегия их удержания.

Реализация стратегии создания конкурентных преимуществ направлена на формирование в регионе особых условий и среды, выгодных для проживания и ведения бизнеса. Реализация стратегии удержания конкурентных преимуществ предполагает реализацию мероприятий по поддержанию созданных условий. Одно из направлений обеспечения конкурентных преимуществ - это формирование и поддержка благоприятного регионального имиджа (бренда). Под региональным брендом рассматривается уникальный образ территории, создаваемый в представлении потенциальных клиентских групп. В качестве таких клиентских групп выступают внешний бизнес, институциональные инвесторы и банки, мигранты, туристы. Уникальность бренда может достигаться за счет использования стратегии дифференциации, предполагающей развитие и усиление региональных черт, отличных от конкурентов.

Особое значение для вовлечения территории в систему глобального обмена имеет бизнес. Современный транснациональный бизнес экстерриториален. Он, стремясь максимизировать прибыль, размещает свои активы там, где производительность капитала максимальна. Задача региональной власти создать и поддерживать такие условия.

Конкурентоспособность региона связана с наличием условий для появления региональных производственных и сервисных кластеров, основывающихся на следующих детерминантах конкурентоспособности:

1. стратегии фирм и региона, их согласованности, уровень внутренней конкуренции;

2. факторных условиях (доступности и достаточности факторов производства);

3. конъюнктурные факторах (рыночной конъюнктуры);

4. уровне развития родственных и поддерживающих отраслей.

Конкурентное преимущество получают регионы, в пределах которых:

1. созданы условия для согласования интересов бизнеса и органов власти, создания частно - государственных партнерств;

2. созданы условия для накопления специализированных ресурсов и навыков для расширенного воспроизводства капитала;

3. существует независимая и достоверная информация о рыночной среде;

4. осуществляются постоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей, систем жизнеобеспечения.

Современная российская экономика существенно регионализирована. Каждый регион - субъект РФ располагает особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием эффективной экономической политики становится ее региональная проекция. Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.

3. Естественные и искусственные конкурентные преимущества

Региональные конкурентные стратегии должны базироваться на региональных особенностях и предпосылках развития. Их уникальное сочетание создает конкурентные преимущества, позволяя сформировать уникальный региональный бренд. Одно из правил создания конкурентного преимущества - стать непохожим на других, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов. Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости в регионе, являющихся источником конкурентных преимуществ. Необходимо выделение региональных особенностей, на основе которых возможно создание конкурентных преимуществ. Например, в Республике Карелия к таким особенностям относятся:

1.Уникальность географического положения (приграничное положение и общая граница с ЕС с одной стороны, и близость к федеральному центру, с другой стороны);

2.Развитая приграничная инфраструктура, транспортная инфраструктура меридионального и широтного направлений;

3. Наличие разнообразного природно-ресурсного потенциала, элементы которого используются в неодинаковой степени (например, серьезную хозяйственную нагрузку испытывают лесные ресурсы, туристские ресурсы используются лишь на 14%);

4.Национально-культурная самобытность территории, поддерживаемая исторически обоснованными традиционными секторами хозяйства.

Эти особенности закладываются в основу естественных конкурентных преимуществ республики по сравнению с другими регионами. Как правило, естественные конкурентные преимущества являются базой для специализации экономики на традиционных и базовых секторах. Закладывая в основу региональной стратегии только естественные конкурентные преимущества, регион изначально ориентируется на участие во внешних цепочках создания стоимости, которые, как правило, контролируются инорегиональными субъектами. В большинстве случаев это участие ограничивается добычей и первичной переработкой ресурсов. Основная же добавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случае существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидать не стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за его пределами в руках собственников инвестированного капитала.

При формировании конкурентной стратегии региона, необходимо естественные конкурентные преимущества закладывать в основу формирования искусственных преимуществ. На их основе региональные компании способны самостоятельно генерировать цепочки создания стоимости. Цепочки будут включать следующие элементы, участвующие в создании добавленной стоимости и формировании производственных кластеров:

1. Предмет труда (сырье и природные ресурсы);

2. Кадры (количество и квалификация трудовых ресурсов);

3. Средства труда (ОПФ, недвижимость, оборотный капитал);

4. Транспорт и логистика (транспортная инфраструктура, логистика);

5. Система сбыта (каналы сбыта продукции, распределительные и торговые сети);

6. Финансовое обслуживание (банковская система, лизинговый и страховой сектора);

7. Система управления (инструменты управления собственностью);

8. Рынок сбыта (локализация и масштабы рынков сбыта продукции).

Для формирования производственных кластеров на основе генерирования собственных цепочек создания стоимости необходимо максимально полно сосредоточить вышеназванные элементы цепочки в регионе через:

1. Повышение обеспеченности местных компаний предметом труда (сырьем);

2. Привлечение мигрантов и повышение квалификации трудовых ресурсов;

3. Повышение эффективности использования ОПФ, создание и развитие рынков собственности, обеспечение оборотным капиталом;

4. Развитие транспортной инфраструктуры и региональной товарной логистики;

5. Развитие собственных распределительных и торговых сетей, обеспечение контроля над сбытом продукции за пределами региона;

6. Повышение обеспеченности компаний финансовыми ресурсами, автономности региональной банковской системы, развитие в регионе лизинга и страхования;

7. Концентрацию в регионе активов и рычагов управления компаниями;

8. выход на внешние рынки и продвижение региональных продуктов на основе брендинга и поддержки их конкурентоспособности.

Реализация этих мероприятий позволит сконцентрировать в регионе цепочки создания стоимости и снизить отток капитала (добавленной стоимости). Такая региональная стратегия позволяет осуществлять структурную перестройку экономики на основе перехода от естественных конкурентных преимуществ к искусственным. Так на основе использования наиболее доступных ресурсов, в стратегии должны быть предложены инструменты создания новых продуктов или использования ресурсов, дающих большую добавленную стоимость при их переработке.

4. Российские субъекты на мировом рынке

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт, поэтому на современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг, и в целом экономики России выходит на первый план.

За последние несколько лет на глобальном рынке появились новые игроки, которые поменяли правила игры, а сила мировой экономики, еще недавно сконцентрированная в США, Европе и Японии, теперь рассредоточена: доступ к финансам, интеллектуальной элите и высоким технологиям сегодня можно получить практически отовсюду.

Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынки главным образом чтобы понизить затраты на производство, стали ключевыми игроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне с местными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес. Кроме того, одним из главных достижений последнего времени стал стремительный рост среднего класса в Азии, России, Центральной Европе, Латинской Америке и районе Персидского залива: с 2000 года около 600 млн. человек достигли статуса среднего класса, и они тратят в среднем приблизительно $ 4 млрд. каждый год. Вместе с тем большинство развивающихся экономик, в том числе лидеров по экономическому росту, по-прежнему находятся в нижней части рейтинга. Так, Китай опустился с 15-го на 17-е место и теперь уступает Тайваню, поднявшемуся на 13-ю строчку с 18-й в 2007 году. Индия снизилась с 27-го места на 29-е. Из всех стран «большой четверки» (Китай, Индия, Бразилия и Россия) только Бразилия показала рост, поднявшись с 49-го места на 43-е. «Несмотря на то, что экономики Китая, Индии и России развиваются очень быстрыми темпами -- Китай на 11%, Индия и Россия на 8%, - это не дает им серьезной прибавки к рейтингу, поскольку им все еще достается очень небольшая часть от пирога мировой экономики».

В этом году Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась с 43-го на 47-е место. Вместе с тем она опережает Турцию (48-е место), Хорватию (49-е), Мексику (50-е), Индонезию (51-е), Аргентину (52-е), Украину (54-е) и ряд других стран. По критерию эффективности государственной политики Россия за последний год поднялась с 39-го на 30-е место в рейтинге.

Среди наиболее сильных показателей России назвали уровень налоговых отчислений на социальные нужды (1-е место в мире), уровень золотовалютных и иных государственных резервов (3-е место), профицит бюджета (4-е). К отрицательным показателям эксперты IMD, в частности, относят состояние пенсионной системы (54-е место). В целом по критерию эффективности государственной политики Россия опережает Японию (39-е место) и Францию (45-е), но уступает США (18-е), Австрии (20-е), Великобритании (24-е) и Германии (26-е).

В целом по критерию развитости инфраструктуры Россия опережает Украину, Аргентину, Филиппины, Индию. Лидирующие места по этому параметру уже не первый год занимают США, Швейцария и Сингапур. Проблема России - в высоких прибылях от продажи нефти и газа. Это усложняет диверсификацию экономики. Также есть проблемы с прозрачностью законодательства для бизнеса. Методология исследований строится на анализе и ранжировании способности государств создавать и поддерживать условия, в которых предприятия могут эффективно конкурировать.

При расчете рейтинга используются материалы международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры - действительно тема для критики. Но надо учитывать, что Россия - одна из самых больших стран по территории. К тому же у нас в последнее время настоящий строительный бум, в том числе и в инфраструктурных отраслях, напоминает эксперт. Однако, поскольку сооружение дорог, сетей, портов требует значительных вложений, сроки окупаемости по которым очень длительны, то резких изменений здесь не произойдет, признает Касьянова. Но даже если оценка не вполне справедлива, учесть советы зарубежных коллег стоит.

Кроме этого можно выделить ряд других преимуществ, которыми Россия обладает в настоящее время:

1. Наша страна располагает значительной частью ресурсного потенциала планеты. Это крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и другие полезные ископаемые. Валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30 трлн. (свыше $200 тыс. на одного жителя); прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140 трлн., что более чем вдвое, превышает суммарное национальное богатство Японии; в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% - газа, 12% - угля; 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных потребителей (62% от уровня Китая, 47% от США, 30% от Германии и 15% от Японии), что дает ей бесспорное преимущество. Однако из этого не вытекает автоматически конкурентоспособность нашей экономики, поскольку естественными условиями нужно уметь воспользоваться. В настоящее время существуют «уникальные» российские трудовые и интеллектуальные ресурсы, а ведь именно они дают существенную возможность создания конкурентоспособного продукта;

2. Значительный экологический и геоэкономический потенциал территории. Страна обладает повышенной экологической "прочностью", что позволяет с меньшими издержками реализовать концепцию устойчивого развития и получить реальные экономические выгоды в общемировом масштабе (выбросы СО2 на единицу площади РФ в 2 раза уступают среднемировому значению и в 3,5 раза величине для промышленно развитых стран;

3. На Россию приходится почти четверть всех мировых площадей, занятых лесонасаждениями;

4. Огромные размеры российской территории определяют ее значительный транзитный потенциал в области транспорта, связи и телекоммуникаций;

5. Евразийский статус страны создает благоприятные возможности для участия в различных торгово-экономических, интеграционных и других региональных объединениях;

6. Квалифицированная и недорогая рабочая сила. 3 место по уровню грамотности населения (99,5% всего взрослого населения против 87,5% в Малайзии, 84% в Бразилии и 82,9% в Китае);

7. Высокий инновационно-технологический потенциал. II место по количеству научно-исследовательского персонала (в эквиваленте полного рабочего времени) и 7 место по этому показателю в расчете на душу населения (в 2,2 раза больше Ю. Кореи, в 2,8 раза - Венгрии, в 4,9 раза - Аргентины, в 9,2 раза - Китая, в 16,1 раза - Турции, в 19,8 раза - Малайзии);

8. 5 место по количеству выданных резидентам патентов (в 4,0 раза больше Великобритании, в 11,6 раза - Китая, 47,3 раза - Бразилии, 73,1 раза - Венгрии).

9. И в завершении всего приведенного вышеможно сделать вывод, что Россия обладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров по рейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы) могли конкурировать и были конкурентоспособны как на национальном, так и на мировом рынке.

Заключение

Россия должна стать конкурентоспособной - это один из наиболее часто повторяемых призывов, из которого следует, что вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов стали сегодня одними из важнейших для Российской Федерации. Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность региона - это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

Экономический, научно-технический, кадровый потенциал - та база, на которой формируется конкурентоспособность региона, того или иного субъекта Федерации. Посредством воздействия факторных условий эта база из состояния потенции трансформируется в новую действительность - конкурентную позицию региона. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, капиталов, инвестиций). Конкурентная позиция региона будет благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных). Формирование конкурентоспособности региона ориентируется на указанные параметры.

К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести:

* удобное географическое положение региона;

* наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей;

* рациональное размещение производительных сил;

* соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков;

* наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе;

* наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры;

* устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;

* наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;

* стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в России и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства;

* эффективность существующих схем товародвижения;

* сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона;

* наличие высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей;

* емкость регионального рынка, приближенность его к мировым рынкам;

* стабильность политической обстановки в регионе;

* доверие населения региональным лидерам;

* наличие в регионе социально ориентированной программы;

* протекционизм местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики региона.

Совокупность этих (и других) условий обеспечивает региону реальную возможность осуществления собственных социально-экономических программ, эффективного участия в межрегиональном разделении труда, выхода на международные рынки, успешного формирования конкурентного поведения.

Факторы конкурентоспособности - обстоятельства и условия, обусловливающие конкурентоспособность. Конкурентные преимущества - факторы, которые выгодно отличают конкурирующего субъекта (товар) от других. Экономика региона считается внутренне конкурентоспособной, если показатель относительной конкурентоспособности этого региона больше единицы, т.е. если ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения в регионе больше, чем ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения в стране. Экономику региона считается внутренне неконкурентоспособной, если показатель относительной конкурентоспособности региона меньше единицы.

Одним из основных факторов, определяющих конкурентные позиции регионов, выступает уровень развития институциональной среды. Повышение качества институциональной среды способствует формированию и реализации региональных конкурентных преимуществ, так как в значительной степени позволяет снизить трансакционные издержки и повысить эффективность хозяйственной деятельности. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность регионов должна определяться способностью общественных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы для постоянного развития и совершенствования региональных конкурентных преимуществ.

В заключение подчеркнем, что концепция конкурентоспособности должна выстраиваться во взаимосбалансированности всех принципов социально-экономического развития региона. Хотя экономический аспект конкурентоспособности является ведущим и определяющим, такие составляющие, как территориальная (географическая), эколого-природная, социальная и т.п., должны быть обязательно учтены при её построении.

Список литературы

1. Абдульманов И.М. Проблемы повышения конкурентоспособности регионов // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 1. С. 4-7.

2. Ахметова Д.Ф. Методика оценки конкурентоспособности регионов // Вестник экономической интеграции. 2011. № 5. С. 107-110.

3. Землянская И.А. Конкурентоспособность регионов // Деловой Волгоград. 2009. №5(21). С. 2-3.

4. Курушина Е.В. Конкурентоспособность российских регионов // Российское предпринимательство. 2010. № 5-1. С. 130-134.

5. Лемдяев А.В. Методологические и методические аспекты управления конкурентоспособности региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 22. С. 115-122.

6. Попова А.И., Саркисянц Г.В. Исследование конкурентоспособности регионов // Инженерный вестник Дона. 2010. Т. 14. № 4. С. 216-220.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие регионов с учетом ритмики развития производительных сил. Анализ ресурсных циклов И.В. Комара. Концепция территориально-производственных комплексов Н.Н. Колосовского. Конкурентоспособность пространственно-временных воспроизводственных кластеров.

    монография , добавлен 10.06.2013

    Понятие региона и функциональная система регионов. Экономические условия устойчивого развития Кемеровской области. Социальные условия обеспечения и государственное регулирование устойчивого развития региона. Конкурентоспособность и трудовые отношения.

    научная работа , добавлен 21.05.2013

    Сущность понятия экономическая система. Экономическая классификации регионов. Региональные хозяйственные комплексы. Разница в региональных условиях хозяйствования. Выбор стратегии экономического развития для конретного региона РФ.

    реферат , добавлен 09.11.2006

    Факторы экономического развития региона, территориальное сочетание ресурсов. Территориально-производственный комплекс, его сущность, формирование и состав. Влияние территориально-производственного комплекса на социально-экономическое развитие региона.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

    Методики оценки конкурентоспособности регионов России. Факторы их социально-экономического развития. Экономическая оценка конкурентоспособности Волгоградской области. Проблемы и направления ее повышения. Конкурентные преимущества Волгоградской области.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2012

    Цели и критерии социального развития региона. Факторы социально-экономического развития, самостоятельности и конкурентоспособности регионов, прогнозирование их развития. Современные методы управления региональным развитием. Рейтинг развития регионов.

    презентация , добавлен 01.12.2010

    Развитие экономики по отраслям, комплексная экология региона. Сырьевая и ресурсная база, включая географическое положение. Динамика показателя валового регионального продукта Гомельской области. Методы многомерного шкалирования и кластерного анализа.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2010

    Экономико-географическое положение региона и его административно-территориальная структура, его макроэкономический анализ. Исследование состояния и тенденций развития социальной сферы региона, корректировка параметров и принципы их нормирования.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Экономическая политика РФ в регионах, методы ее реализации. Программы социально-экономического развития. Рыночная инфраструктура и ее роль в развитии региона. Полномочия субъекта РФ по поддержке малого предпринимательства. Положение в социальной сфере.

    шпаргалка , добавлен 13.07.2009

    Роль отдельного региона в национальной и мировой экономике. Оценка факторов конкурентоспособности с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни и ведения бизнеса.

Правильно настроенный геотаргетинг позволяет показывать рекламу целевой аудитории и повышать эффективность продвижения. Если кампания должна охватить несколько стран или регионов, можно корректировать ставки для выбранных объявлений или создать отдельные кампании для каждого региона показа. Мы спросили специалистов агентств iConText и Artics Internet Solutions, что дает разделение контекстных кампаний по регионам и насколько подробно нужно это делать на поиске и в РСЯ.

  1. Вы работаете по всей России, но условия для разных регионов отличаются (сроки и стоимость доставки, размер скидки и т. д.). В этом случае запуск отдельных кампаний на разные регионы позволит персонализировано коммуницировать с каждой аудиторией и, как следствие, повысить эффективность кампаний.
  2. Минимальные ставки для входа в спецразмещение и гарантию могут отличаться в разных регионах. И если вы не делите кампании по геотаргетингу, то в одних регионах ваше объявление может быть на первом месте, а в других только в гарантии. Деление кампаний по целевому местоположению позволяет выставлять отдельные ставки для разных регионов. И кроме того, вы сможете оперативно отслеживать активности конкурентов по этим геолокациям.

В некоторых случаях оптимизировать кампании можно и без деления на регионы. Например, в системах веб-аналитики вы видите, что конверсия в покупку у пользователей из Тверской области в два раза выше, чем у пользователей из Новосибирской области. Если разделение по регионам было сделано, то можно вносить изменения на уровне кампаний по регионам. Если нет, то можно воспользоваться корректировками ставок (есть и в Яндекс.Директе, и в Google AdWords). С помощью этой функции можно повысить ставку до 1200% для эффективных геотаргетингов и понизить до −90% для неэффективных. Такая настройка поможет вам не дублировать кампании дополнительно, но снизит скорость управления кампаниями.

В целом деление контекстных кампаний значительно упрощает процесс опт​и​мизации. При этом нужно отталкиваться от специфики бизнеса и от того, насколько он геозависимый. Если разницы в эффективности работы отдельных регионов нет, то можно обойтись корректировками ставок на уровне всей кампании.

Итого

Вот четыре условия, которые помогут ответить на вопрос о разделений контекстных кампаний по регионам:

  1. В регионах, где планируется показ, потенциальные клиенты ведут себя по-разному, их покупательская способность разнится. Это зависит от уровня жизни в регионе, потребительской активности, ценности покупки для пользователя и т. д.
  2. Отличаются подход в работе и задачи бизнеса. В регионах разные ограничения или особенности работы: ассортимент, акции, условия доставки и так далее.
  3. SWOT-анализ выявил разные преимущества и недостатки каждого региона, что также предполагает отличие в настройках.
  4. Стоимость рекламы в разных регионах отличается.

Если существенных различий в регионах нет, то оптимизировать кампании можно с помощью корректировок ставок.