Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок? Обязательный аудит Обязательный аудит для фгуп 44 фз.

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности - не менее 25 процентов;

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП - по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ - в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.


Время на чтение: 8 мин

Закон о госзакупках 44-ФЗ предусматривает ряд мероприятий, направленных на контроль за выполнением исполнения контракта и надзор за закупочными мероприятиями. Одним из нововведений в системе закупок является внедрение системы мониторинга и аудита контрактов.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Аудит в сфере госзакупок: законодательное регулирование

Различают несколько разновидностей аудита: финансовый, налоговый, экологический, управленческий и пр. Аудит системы госзакупок является относительно новым для российской практики явлением, и многим остается непонятной его суть. Это одна из разновидностей внешнего государственного контроля за госзакупками.

Целью аудита является, в первую очередь, анализ результатов закупочной деятельности. Также он направлен на достижение целей закупок; оценку с точки зрения эффективности закупочной деятельности учреждений; оценку проводимых закупок и ; систематизации полученных сведений и выработки предложений по оптимизации действующей модели закупок.

Если в ходе анализа аудиторами будут выявлены факты нарушения норм уголовного или административного права, то они обязаны будут передать полученную ими информацию в уполномоченные органы.

Таким образом, несмотря на то что контроль не является задачей аудита, аудиторы могут способствовать раскрытию преступлений в сфере госзакупок.

Кто проводит аудит госзакупок

Согласно ч. 1 ст. 97 ФЗ-44, уполномоченными за проведение аудита инстанциями являются:

  1. Счетная Палата РФ .
  2. Счетные палаты муниципальных образований .
  3. Контрольно-счетные органы Федерального уровня .

Ответственным лицам на стороне заказчика рекомендовано проводить внутренний аудит закупок своими силами для недопущения нарушений.

Деятельность Счетной палаты направлена на осуществление контрольных функций государственных учреждений на федеральном уровне. Она регулируется федеральным законодательством «О счетной палате» (Законом от 2013 № 41-ФЗ и регламентом).

Деятельность региональных или муниципальных местных палат регулируется местными нормативно-правовыми актами.

Общие принципы функционирования местных контролеров прописаны в ФЗ-6 от 2011 года. Они тесно взаимодействуют с федеральной Счетной палатой.

Ответственность за результаты оценки ложится на должностные лица (аудиторов).

Сроки проведения проверочных мероприятий определяются на текущий год и вносятся в графики. В 294-ФЗ указано на необходимость уведомления организации-заказчика о предстоящей проверке за 3 рабочих дня или за 24 часа при внеплановой проверке.

Кого и что проверяют

Аудит может быть направлен на анализ эффективности закупочной деятельности как отдельного учреждения, так и на оценку результативности государственной и программы, насколько эффективно были расходованы целевые средства и дополнительные ассигнования и пр.

Проверке подлежит деятельность:

  • государственных организаций;
  • унитарных предприятий;
  • бюджетных и автономных учреждений.

При этом оценивается деятельность должностных лиц заказчиков, закупочных комиссий, контрактных управляющих и служб .

Порядок проведения

При проведении аудиторских мероприятий выделяют три основных этапа:

  1. Подготовительный , который направлен на предварительный сбор и изучение информации по закупочной деятельности, а также составление проекта аудита.
  2. Основной этап , который предусматривает проверки всех материалов закупки и направлений работы организации. Отдельно стоит обратить внимание на вопросы эффективности и целесообразности результатов закупок и формирование бюджетной экономии.
  3. Заключительный этап , включающий обобщение результатов аудиторской деятельности и подготовку отчета с выводами и рекомендациями по результатам аудиторских мероприятий.

В ходе аудита специалистами анализируются данные из открытых источников, а также официальные документы, получаемые от государственных заказчиков. При проведении проверки контролирующими инстанциями могут запрашиваться у организации такие документы:

  • планы ;
  • планы-графики закупок ;
  • документы, обосновывающие потребности в конкретных товарах или услугах ;
  • реестры заключенных контрактов ;
  • полученные банковские гарантии (реестры);
  • реестры недобросовестных ;
  • каталоги необходимых ;
  • правила нормирования ;
  • оригиналы заключенных контрактов ;
  • отчетная документация по завершенным контрактам (акты и пр.).

Государственным заказчикам стоит учитывать, что за непредоставление запрашиваемых сведений либо за предоставление заведомо ложной информации законом установлена уголовная или административная ответственность.

Обычно наиболее пристальное внимание аудиторы уделяют контрактам, заключенным посредством неконкурентных способов.

В ходе аудиторских мероприятий работа заказчика оценивается по целому ряду направлений:

  • насколько правильно оформлены и заключены контракты (содержались ли там обязательные условия, соблюдены ли сроки подписания, получены ли необходимые согласования и пр.);
  • соблюдены ли поставщиками и исполнителями условия контракта с точки зрения количества и качества товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также сроков работы и порядка оплаты контракта;
  • соответствует ли требованиям планирование и процедура проведения закупок (в том числе при закупках с помощью конкурентных процедур);
  • отвечает ли установленным правилам расчет контракта , и насколько обоснованной она является;
  • насколько эффективно происходило управление контрактами .

Результаты проверок

По результатам проведенного аудита формируется отчет. В отчете должны содержаться конкретные сведения об обоснованности и эффективности затрат на проводимые в процессе государственных закупок, а также выводы, предложения и рекомендации.

В задачи аудиторов входит необходимость установления причин неэффективной работы системы госзакупок и подготовка предложений, направленных на их устранение и усовершенствование действующей контрактной системы.

Результаты проведенных мероприятий, оформленные в письменной форме, содержат указание на следующие данные:

  1. Количество проведенных контрольных мероприятий: сумма заказов, которые оценивались; отдельно сумма заказов, которые были признаны неэффективными и нерезультативными с точки зрения расходования бюджетных средств (например, были оплачены невыполненные или некачественно выполненные работы).
  2. Количество выданных предписаний и обращений в контролирующие инстанции и правоохранительные органы.

При аудите контролеры должны зафиксировать все выявленные ими нарушения: при организации заказа (например, проигнорированы требования о формировании конкурсной результатов, своевременность работы, порядок и пр.).

Также по результатам проверочного контрольного мероприятия аудиторами составляется акт, содержание которого доводится до сведений руководителей проверяемых инстанций и публикуется на официальном сайте госзакупок в в открытом доступе.

Руководитель учреждения-заказчика вправе не согласиться с результатами проведенных мероприятий, которые нашли отображение в акте. Он может приложить к акту свои пояснения и возражения. Руководитель всегда должен быть готов к тому, что от него потребуют обосновать его действия или бездействие при осуществлении госзакупок.

Когда аудиторами выявляются нарушения, то они обязаны направить заказчику предписание об их устранении, а также передать информацию в ФАС, прокуратуру или ФНС. По результатам внешнего аудита закупка может быть признана необоснованной.

Проверяемые учреждения также могут обжаловать деятельность аудиторов в законодательных (представительных) органах или арбитражном суде.

Таким образом, ключевой смысл аудита состоит в оценке эффективности и обоснованности различных аспектов проводимых закупок учреждения, которое является заказчиком государственных услуг. В процессе аудита в сфере закупок выполняется ряд важных задач: анализ, оценка, проверка обоснованности, законности, целесообразности и результативности затрат на закупки и контракты, выявление нарушений и недостатков при проведении закупок. По результатам аудита составляется акт и отчет.

Что представляет собой аудит в сфере закупок?

Аудит закупок,согласно ч. 12 ст. 14 закона «О счетной палате РФ» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости. Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения. Также анализируется порядок образования цен и то, насколько результативно работает система управления госконтрактами.

При выполнении аудита в сфере закупок осуществляетсяанализ и проводится оценка результативности совершенных госзакупок (ч. 2 ст. 98 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Выясняется, были ли достигнуты цели проведения торгов, предусмотренные различными государственными и международными программами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 13 закона). Для достижения перечисленных выше целей аудита проверяющие при получении экспертно-аналитических сведений и других необходимых данных проводят проверки, анализируют и оценивают полученные сведения о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности затрат по госконтрактам, которые только планируются к подписанию, уже заключены или исполнены (ч. 3 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

При проведении аудита уполномоченные органы выявляют нарушения, определяют причины возникновения, готовят рекомендации по их устранению. Впоследствии проверяющие систематизируют полученную информацию об исправлении обнаруженных недостатков и реализации направленных предложений. По итогам проведенных проверок сводная информация размещается в единой информсистеме.

Кто проводит аудит закупок по закону № 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок выполняется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

Счетная палата — это высший в России внешний орган для осуществления госконтроля. Она действует постоянно, обладает полной функциональной и финансовой независимостью и не прекращает свою деятельность из-за роспуска Госдумы (ст. 2 закона № 41-ФЗ).

Органы, осуществляющие контрольно-счетные функции, обладают организационной независимостью и ведут свою деятельность самостоятельно (ч. 4 ст. 3 закона «Об общих принципах…» от 07.02.2011 № 6-ФЗ). Это постоянно действующие органы финконтроля, образованные соответствующими властными субъектами (ч. 1-3 ст. 3).

В рамках аудита закупок Счетная палата и государственные (муниципальные) контролирующие органы оценивают и анализируют обоснованность госзакупок, законность их проведения, эффективность заключения контрактов.

Таким образом, аудит в сфере закупочной деятельности проводится органом финансового контроля — Счетной палатой на федеральном уровне, а также муниципальными контрольно-счетными органами на уровне регионов и отдельных населенных пунктов. Указанными органами проводятся проверки, анализируются нарушения и даются указания по их устранению.

П ункт 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ прямо указывает на то, что данный закон не регулирует отношения, связанные с проведением обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Таким образом, по Закону № 223-ФЗ закупка данного вида услуг не осуществляется.

Как следует из ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ), договор на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должен заключаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд о контрактной системе, т. е. в рамках Закона о контрактной системе. Однако данное требование распространяется только на организации, относящиеся к одной из перечисленных категорий:

  • организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • государственная корпорация;
  • государственная компания;
  • государственное унитарное предприятие;
  • муниципальное унитарное предприятие.
Условия проведения обязательного аудита в рамках Закона о КС

Частью 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ определены следующие условия заключения договора:

  • договор заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
  • периодичность проведения открытого конкурса: не реже чем один раз в пять лет;
  • способ и форма закупки: открытый конкурс;
  • установление требований к обеспечению заявок на участие в конкурсе, а также к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Кто должен проводить обязательный аудит

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих категорий организаций, а также аудит консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями :

  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • иные кредитные и страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

Это означает, что аудит отчетности организаций, относящихся к перечисленным в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ категориям, а также аудит консолидированной отчетности (вне зависимости от категорий организации, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ) должен проводиться исключительно аудиторскими организациями, несмотря на то, что ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ для аналогичных категорий организаций, например, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственные корпорации, государственные компании, предусмотрена возможность проведения аудита индивидуальным аудитором.

Как правило, у заказчиков есть разработанная типовая документация, где при предъявлении требований к участникам закупки прописывается стандартная формулировка, предусматривающая участие в закупке физических лиц. Поэтому с учетом требований ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в конкурсной документации о закупке услуг по проведению обязательного аудита следует не забывать указывать, что участником закупки может быть только юридическое лицо (или группа юридических лиц).

Способ и порядок определения поставщика

Закупка по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не может осуществляется иным способом, кроме открытого конкурса .

Периодичность проведения данной процедуры - не реже чем один раз в пять лет. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Как часто в таком случае следует объявлять конкурс? Открытый конкурс на проведение обязательного аудита можно проводить как ежегодно, так и раз 2–5 лет. Например, предмет может быть сформулирован так: «Проведение открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности АО „ХХХ“ в соответствии с МСФО за 2014, 2015, 2016 гг.». В случае если открытый конкурс проводится раз в 2–5 лет, удобнее выделять этапы проведения аудита (1 год - 1 этап), где также документацией и проектом договора предусмотрен поэтапный порядок оплаты на основании закрывающих этап (а не договор) документов.

Поскольку открытый конкурс на проведение обязательного аудита должен осуществляться в порядке, установленном Законом о контрактной системе, то при разработке критериев оценки и сопоставления заявок участников в конкурсной документации заказчикам следует руководствоваться правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085. Кроме того, Закон о контрактной системе предусматривает вскрытие конвертов с заявками участников, рассмотрение и оценку таких заявок конкурсной комиссией. Следовательно, помимо норм Закона о контрактной системе, касающихся порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, которые содержатся в ст. 48–58 названного закона, заказчику необходимо также создать комиссию для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном ст. 39 Закона о контрактной системе. Вместе с тем по общему правилу при проведении конкурсов (по Закону о контрактной системе) заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявок (ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Однако следует отметить, что, несмотря на указанную норму Закона о контрактной системе, заказчик все же вправе в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ данное требование при проведении открытого конкурса по проведению обязательного аудита отчетности не устанавливать, как и (или) не устанавливать требование к обеспечению исполнения контракта.

В силу требований ч. 5 ст. 5 Закона № 307-ФЗ организациям, в которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., необходимо проводить отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, и заключать договор нужно только с субъектами среднего и малого предпринимательства. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Однако возникает вопрос: можно ли проводить закупку на общих основаниях и заключать договор с контрагентом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, в случае если на открытом конкурсе не было заявок от таких субъектов? По смыслу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ заключение контракта в данном случае возможно только с участником, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства.

Последствия признания открытого конкурса несостоявшимся

Статья 55 Закона о контрактной системе в случае признания конкурса несостоявшимся, помимо проведения повторного конкурса или новой закупки (ч. 2 ст. 55 Закона о контрактной системе), предусматривает также заключение договора с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона (ч. 2 ст. 55 Закона о контрактной системе) и осуществление закупки путем проведения запроса предложений (ч. 4 ст. 55 Закона о контрактной системе). Возможно ли в таком случае осуществление закупки данного вида услуг у единственного поставщика или путем проведения запроса предложений?

По мнению автора статьи, нет, т. к. закупка по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не может осуществляться иным способом, кроме открытого конкурса. Заключение договора на проведение обязательного аудита по итогам проведения закупок такими способами, как запрос предложений и единственный поставщик, противоречило бы императивной норме Закона № 307-ФЗ, которая также является специальной по отношению к нормам Закона о контрактной системе.

Кроме того, при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг автор статьи рекомендует заказчикам руководствоваться материалами, принятыми с целью улучшения практики таких конкурсов, Советом по аудиторской деятельности (приказ от 18.09.2014 № 18), а именно:

  • Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
  • примерный договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Минфин России в письме от 30.09.2014 № 07-04-12 /48814 информирует о том, что указанные материалы размещены на официальном интернет-сайте Министерства www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность» («Общая информация» - «Обязательный аудит» и «Общая информация» - «Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов»).

Полезно также будет ознакомиться с презентацией, подготовленной Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, на тему «Методические материалы по организации закупки аудиторских услуг». Данная презентация также доступна для ознакомления на сайте Минфина .

Нарушение порядка проведения аудита

Обратимся к административной практике при рассмотрении дел о нарушении порядка проведения закупки услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Информацию о проведении открытого конкурса с целью обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности во избежание риска обжалования процедуры следует размещать в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (по Закону о КС).

Для этого организации, зарегистрированной на Официальном сайте в качества заказчика, по Закону № 223-ФЗ в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н от 10.08.2012 , необходимо пройти регистрацию в соответствующем разделе сайта (по Закону о КС) в порядке, предусмотренном приказом Казначейства России от 25.03.2014 № 4н.

Если на организацию не распространяется действие Закона № 223-ФЗ, однако в силу ст. 5 Закона № 307-ФЗ она обязана проводить открытый конкурс в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, то такой организации также следует для начала пройти регистрацию на Официальном сайте в порядке, предусмотренном приказом Казначейства России от 25.03.2014 № 4н.

Как уже было сказано, Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением Заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако некоторые заказчики, игнорируя п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, разрабатывают документацию в рамках Закона № 223-ФЗ и утвержденного в соответствии с данным законом положения о закупке, что является неправомерным. Данная позиция находит свое отражение в решениях Калмыцкого УФАС от 18.08.2014 № 08/2254, Ивановского УФАС от 15.09.2014 № 10126, Татарстанского УФАС от 20.11.2014 по делу № Т04-201 /2014 и др.

Также некоторые заказчики разрабатывают документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а извещение о проведении закупки размещают на Официальном сайте в разделе, предназначенном для размещенияи нформации о закупках отдельными видами юридически хлиц (по Закону № 223-ФЗ). В данной ситуации позиция антимонопольного органа в разных регионах по поводу правомерности подобных действий не столь однозначна. Так, Московское УФАС (решение от 03.12.2014 по делу № 1-00-1795 /77–14), Ивановское УФАС (решения от 15.09.2014 № 10126, от 13.11.2014 № 10313) считают, что не имеет значения, в какой части Официального сайта размещается извещение, поскольку поиск требуемого предмета закупки не может быть затруднен, т. к. при наборе в поисковой строке слова «аудит» информация обо всех закупках выходит на обозрение вне зависимости от раздела в информационном ресурсе, на котором размещена информация. Однако Татарстанское УФАС (решение от 20.11.2014 по делу № Т04-201 /2014), Пензенское УФАС (решение от 22.08.2014 по делу № 3–09/34–2014), Калмыцкое УФАС (от 18.08.2014 № 08/2254) придерживаются противоположной позиции, мотивируя это тем, что размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Если закупка аудита не осуществляется в рамках Закона о КС

Есть определенная категория заказчиков, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ, которые обязаны проводить обязательный аудит, но не входят в перечень случаев, когда его проведение необходимо осуществлять в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе. Правомерно ли в таком случае проводить закупку в рамках Закона № 223-ФЗ и размещать информацию на Официальном сайте в разделе, посвященному ему? По-нашему мнению, поскольку Закон № 223-ФЗ (в силу п. 7 ч. 4 ст. 1) не регулирует закупку данного вида услуг, то документацию следует разрабатывать вне рамок указанного закона. Если организация осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ и прошла на Официальном сайте процедуру регистрации в соответствующем разделе (по Закону № 223-ФЗ) в качестве заказчика и в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н от 10.08.2012 , то технически, конечно, у таких организаций есть возможность разместить извещение о проведении закупки аудиторских услуг на Официальном сайте, но правомерно ли это?

По мнению автора статьи, это неправомерно. Информация о закупке публикуется на Официальном сайте в силу того, что ее размещение предусмотрено Законом № 223-ФЗ, но в силу п. 3 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее - Постановление № 908) не допускается размещение на Официальном сайте информации, опубликование которой не предусмотрено этим законом. Следовательно, информация о закупке, которая осуществляется вне рамок Закона № 223-ФЗ, не подлежит размещению на Официальном сайте.

Однако данная позиция не всегда находит свое отражение в решениях антимонопольных органов при рассмотрении дел о нарушении заказчиком порядка проведения процедуры открытого конкурса, предметом которого является отбор аудиторской компании на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой отчетности). Так, жалоба заявителя, который указывал на то, что открытый конкурс, предметом которого является закупка услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен был осуществляться в рамках Закона о контрактной системе и соответственно информация о закупке также должна размещаться в соответствующем разделе Официального сайта, была признана Калужским УФАС необоснованной (решение от 11.09.2014 по делу № 02-31т /2014). Комиссией УФАС было установлено, что нормы ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не могут быть применены в отношении такого организатора торгов, поскольку общество не является государственной корпорацией, государственной компанией, государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, а доля государственной собственности в уставном капитале общества составляет менее 25%. Мотивировав (по-нашему мнению, совершенно справедливо) данными обстоятельствами отказ об удовлетворении жалобы заявителя, Калужское УФАС тем не менее все же не выявило нарушение п. 3 Постановления № 908, несмотря на то, что организатор торгов в своем пояснении прямо указал на то, что общество проводило вышеуказанный конкурс на добровольной основе, не основываясь и на нормах Закона № 223-ФЗ в силу п. 7 ч. 4 ст. 1 вышеуказанного закона. Заказчик обосновал это тем, что размещение информации о проведении открытого конкурса производилось на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе, посвященном Закону № 223-ФЗ, с целью привлечь как можно больше потенциальных участников конкурса, т. к. публикация информации о проведении открытого конкурса только на Официальном сайте общества снизила бы круг потенциальных участников открытого конкурса.

Несмотря на отсутствие у некоторых заказчиков обязанности осуществлять закупочную деятельность в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ или Законом о контрактной системе, тем не менее в целях экономии средств услугу по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно закупить путем проведения конкурентных способов определения поставщика. В таком случае имеет смысл использовать свою типовую закупочную документацию и доработать ее с учетом особенностей закупки данного вида услуг. Если у организации нет типовой документации, то можно воспользоваться опытом других заказчиков, которые публикуют подобного рода извещения на Официальном сайте. Информацию о проведении закупки, в т. ч. извещение, документацию, проект договора, можно опубликовать на корпоративном сайте организации. В случае отсутствия соответствующего раздела на таком сайте, а также в целях привлечения наибольшего количества участников извещение о проведении закупки можно разместить на одной из коммерческих электронных площадок.

Итак, при желании организация может объявить о проведении открытого конкурса на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности даже в случае отсутствия обязанности проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере закупок. Однако извещение о закупке следует размещать либо на собственном корпоративном сайте, либо на торговых площадках, либо в любых других средствах массовой информации, но не на Официальном сайте, как рекомендует автор статьи. При этом закупка может осуществляться любым другим способом (аукцион, запрос предложений и т. п.) и в любой другой форме, в т. ч. и электронной.

Под типовой документацией понимается шаблон документации, который используют заказчики при размещении различных закупок, т. к. разрабатывать новую документацию для каждой закупки довольно трудоемко. У каждого заказчика есть, как правило, своя типовая документация, которая периодически дорабатывается и изменяется.

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

  • организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности - не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП - по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1. Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2. Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ - в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.