Гсм от приобретения и до списания. Как отразить приобретение ГСМ по топливным картам

Добрый день! Нашему предприятию необходимы услуги по уборке урожая зерновых культур. В связи с этим у меня вопрос: Можно ли в договоре на оказание услуг по уборке урожая зерновых, где мы являемся Заказчиком, а сторонняя организация Исполнителем указать такие условия, как заправка комбайнов ГСМ за счет Заказчика? Как оформить такую операцию документально и в бухгалтерском учете? Не повлечет ли это операция отражения как реализация ГСМ? При каких условиях можно производить отпуск-реализацию ГСМ (наличие страховки на опасные объекты, налог на реализацию ГСМ)? Предприятие применяет режим ЕСХН.

: Как следует из Вашего вопроса, организация заправляет своим бензином машину подрядчика. В договор подряда может быть включено условие о том, что заказчик должен компенсировать подрядчику стоимость ГСМ. В этом случае данная операция считается реализацией. Деятельность по реализации ГСМ лицензированию не подлежит. В бухгалтерском учете заказчика делается проводка: Дебет 91-2 Кредит 10. Перечень расходов, которые можно признать при ЕСХН, является закрытым. В налоговом учете более безопасно стоимость ГСМ не учитывать.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

1.Статья: Возмещение расходов подрядчика заказчиком

Договор подряда может предусматривать различные условия. Например, обязательство заказчика не только уплатить подрядчику причитающееся вознаграждение за выполненные работы, но и возместить расходы, понесенные им в связи с исполнением условий договора* (на проезд, проживание работников и др.). Каков порядок оформления сумм компенсаций, возмещаемых заказчиком?

Дополнительные расходы

На практике часто можно встретить случаи, когда при заключении договора подряда стороны, помимо цены договора, предусматривают компенсацию заказчиком каких-то иных расходов подрядчика* (например, затрат на страхование строительных рисков).

Трактоваться такая ситуация должна следующим образом: любая установленная договором компенсация рассматривается как составная часть цены договора подряда.

При этом величина этой части цены договора подряда может рассчитываться по фактическим расходам подрядчика в том периоде, в котором такие расходы были понесены. Порядок оплаты данной части цены договора определяется условиями договора.

А. Ю. Дементьев

Генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

Поступление ГСМ, приобретенных за наличный расчет, отразите проводкой:*

Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета).

Бухучет

В бухучете доходы и расходы, связанные с продажей материалов, отнесите к прочим доходам и расходам (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). Отразите продажу следующими проводками*:

Дебет 91-2 Кредит 10
– списана стоимость реализованных материалов;

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:*

Экономически обоснованны (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
оплачены (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
поименованы в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ*.

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке*. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4.Статья: Налоговые последствия разных вариантовкомпенсации расходов заказчика или исполнителя

Минус в риске признания затрат, если заказчик является «упрощенцем». Если заказчик применяет «упрощенку» с объектом доходы минус расходы, учесть дополнительные затраты, возмещенные исполнителю, он вправе только при условии, что они отвечают требованиям статьи 346.16 НК РФ. А поскольку перечень расходов, предусмотренный этой статьей, является закрытым, то может возникнуть ситуация, когда заказчик не вправе будет учесть для целей налогообложения какие-либо расходы*.

Организация Заказчик заключила договор на транспортные услуги с транспортной компанией, по условиям договора ГСМ за счет заказчика. Правомерность признания в расходах затрат на ГСМ, не имея техники.

Вопрос: Организация Заказчик заключила договор на транспортные услуги с транспортной компанией. Исполнитель оказывает услуги на спецавтотехнике. ГСМ за счет заказчика.1 Правомерно ли организация - заказчик спишет на расходы ГСМ, не имея спецтехнику и, соответственно, нормы списания ГСМ?2 Можно ли оформить ГСМ как давальческое сырье?3. Возможна ли переквалификация договора на транспортные услуги в договор аренды транспортных средств с экипажем? Какие при этом могут быть правовые последствия?

Ответ:
Условиями договора (в описанной Вами ситуации это может быть и Договор на оказание транспортных услуг, и Договор по аренде автомобиля с экипажем) может быть предусмотрено, что расходы по ГСМ несет заказчик услуг.

В таком случае израсходованные ГСМ возможно рассматривать как давальческие материалы. То есть, по факту их расходования исполнитель должен представить заказчику Отчет об израсходованных материалах. А также, так как ГСМ расходовались на проведение определенных перевозочных работ, затраты по ним должны быть подтверждены путевыми листами, копии которых по факту выполнения услуг перевозки исполнитель предъявляет заказчику.

Следовательно, на основании условия в договоре и оформленных вышеуказанных документов, заказчик сможет учесть затраты на приобретение ГСМ в составе налоговых расходов.

Обоснование

Налоговые последствия разных вариантов компенсации расходов заказчика или исполнителя

Чтобы подстраховать себя от повышения цен на материалы, исполнители нередко настаивают, чтобы заказчик возместил им расходы сверх суммы вознаграждения. Однако это не самый выгодный вариант для обеих сторон

На практике к возмещаемым расходам исполнителя или подрядчика относят расходы на наем жилья, проезд, сборы за услуги аэропортов, оплату материалов, услуг субподрядчиков и т. д. Заказчик вправе самостоятельно определить наиболее выгодный для него вариант оплаты таких услуг исполнителю, к примеру:

в общую цену договора может входить как вознаграждение исполнителя, так и компенсация его затрат;

помимо оплаты стоимости работ или услуг заказчик может отдельно компенсировать расходы исполнителя;

заказчик может напрямую оплачивать третьим лицам расходы, понесенные исполнителем.

В зависимости от выбранного варианта различаются налоговые последствия для обеих сторон.

Вариант второй — помимо вознаграждения исполнителя заказчик компенсирует сумму затрат

Этот вариант достаточно рискованный для обеих сторон в силу того, что возникают спорные моменты по налогу на прибыль и НДС.

Неясность по налогу на прибыль у исполнителя. В этом случае у исполнителя доходом может быть признана только сумма вознаграждения. При получении компенсации затрат, подтвержденных документально, он не получает никакой экономической выгоды, что согласно статье 41 НК РФ является обязательным признаком дохода. Соответственно суммы возмещенных расходов также не признаются в налоговом учете исполнителя.

Однако контролирующие ведомства могут выступить против такого порядка учета. В довольно давних разъяснениях они указывают, что исполнитель должен определять доход от сделки с учетом всех поступлений от заказчика (письма Минфина России от 04.08.05 № 03-03-04/2/41 и УФНС России по г. Москве от 19.12.07 № 20-12/121656). Вместе с тем в случае признания дохода он сможет признать и соответствующие расходы, которые ему компенсирует заказчик. В этом случае налоговая база будет той же.

Плюс в возможности признать расходы заказчиком. У него обе суммы (и вознаграждение, и компенсация затрат) признаются в составе затрат в общем порядке (см. врезку ниже). Однако в интересах заказчика необходимо предусмотреть обязанность исполнителя приложить заверенные подписью и печатью подрядчика копии первичных документов. Имея на руках копии расходных документов, заказчик может признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС Западно-Сибирского от 18.08.09 № Ф04-4093/2009(12642-А67-39) и Московского от 13.08.08 № КА-А40/7595-08 округов).

Причем в договоре следует определить, какой конкретно документ (название, содержание, форма) оформляется исполнителем для предъявления суммы возмещаемых расходов заказчику. Это может быть отдельный документ в виде отчета о предъявляемых к возмещению расходах (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.08 № А42-6681/2005). Или же данные об осуществленных расходах могут быть указаны в справках о стоимости выполненных работ и затрат, счетах-фактурах, актах приемки выполненных работ (постановление ФАС Уральского округа от 30.04.09 № Ф09-2594/09-С3 , оставленное в силе определением ВАС РФ от 31.07.09 № ВАС-9188/09).

Кроме того, стороны должны четко прописывать наименование возмещаемых затрат. К примеру, часто заказчик в своем налоговом учете отражает командировочные расходы по сотрудникам организации-исполнителя. При таком оформлении в признании затрат будет отказано, так как юрлицо имеет право направлять в командировки только своих работников (письмо Минфина России от 16.10.07 № 03-03-06/1/723 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.11 № А03-3375/2010).

В этом случае безопаснее отражать затраты как возмещение командировочных расходов организации-исполнителя по проезду его сотрудников к месту выполнения работ (постановления ФАС Московского от 08.10.10 № А40-96191/09-108-586 и Поволжского от 20.11.07 № А55-19546/2006 округов).

Вариант третий — заказчик напрямую оплачивает третьим лицам расходы, понесенные подрядчиком

При данном варианте возможны те же претензии налоговиков, которые перечислены при рассмотрении второго варианта возмещения расходов. Ведь, по сути, в этой ситуации затраты также являются расходами подрядчика или исполнителя.

Отличия возникают, если в отношении работ такой вариант признается давальческой переработкой. В этом случае заказчик, получив право собственности на изготовленную продукцию, возмещает подрядной организации стоимость работ.

Плюс в возможности принятия к вычету НДС. Заказчик самостоятельно приобретает материалы для подрядчика и получает от продавца счет-фактуру. Соответственно при давальческой переработке у него не возникает проблем с вычетом НДС.

Плюс в том, что право собственности остается у заказчика. Право собственности на приобретенные материалы, которые предоставляет заказчик, не переходит к подрядчику. Стоимость материалов не является частью цены переработки и не относится к расходам подрядчика.

Плюс в признании затрат по налогу на прибыль. Заказчику проще учесть затраты в целях исчисления налога на прибыль. Так как расходные документы на покупку материалов будут на руках у заказчика, он сможет признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС

Когда входной НДС можно принять к вычету, как отразить приобретение ГСМ по топливным картам, как списывать ГСМ, порядок заполнения путевых листов разъяснит статья.

Вопрос: Наша организация занимается оптовой торговлей и находится на общей системе налогообложения. По договору с покупателями мы обязаны доставить товар. Для доставки привлекаются сторонние перевозчики (ИП). В договорах на оказание транспортных услуг в обязанность нашей организации (заказчика) входит обеспечение ГСМ транспортных средств перевозчиков, используемых для выполнения работ по договору перевозки грузов. Для этих целей заключен договор на приобретение ГСМ посредством топливных карт. (Топливные карты передаются водителям перевозчика). Можем ли мы как заказчик автотранспортных услуг возмещать НДС по ГСМ, израсходованным перевозчиками? Какие документы нам необходимо затребовать от перевозчика? Каким образом списывать ГСМ (на основании каких документов)? Не будет ли данная ситуация рассматриваться, как реализация топлива? Тогда ведь придется выставлять счет-фактуру перевозчику и платить НДС.

1.НДС можно принять к вычету, если соблюдаются все необходимые для этого условия:

НДС по приобретенным ГСМ предъявлен поставщиком;

ГСМ приобретены для облагаемых НДС операций;

ГСМ приняты на учет;

Поставщик выставил правильно оформленный счет-фактуру.

2.С перевозчиком необходимо оформлять и требовать от него подтверждающие документы:

Договор с перевозчиком на оказание услуг по перевозке груза;

Накладные на отпуск материалов на сторону, например по форме М-15, оформленные заказчиком транспортных услуг и подтверждающих передачу ГСМ перевозчику;

Транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, подтверждающие оказание услуг по перевозке груза;

Копии путевых листов перевозчика, в которых зафиксированы показатели работы транспортного средства.

3. Стоимость ГСМ может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли.

Для подтверждения факта расходования ГСМ на перевозку помимо документов на приобретение необходимы копии путевых листов перевозчика, на основании которых вы можете списывать ГСМ в расходы.

4.В данном случае факта реализации ГСМ с вашей стороны перевозчику не возникает. Вы обеспечиваете перевозчика ГСМ, согласно условиям договора с ним на оказание транспортных услуг. Вы как Заказчик приобретаете ГСМ и передаете его перевозчику для оказания услуг. Законодательство, а именно ст. 421 ГК РФ, позволяет заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика.

Когда входной НДС можно принять к вычету

Кто может воспользоваться вычетом НДС

Воспользоваться вычетом смогут только те организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения и не освобождены от обязанностей налогоплательщиков , связанных с уплатой НДС. В остальных случаях входной НДС к вычету принять нельзя. Такие суммы разрешено включать в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг и имущественных прав или же учитывать в расходах отдельно (п. 2 ст. 170 , подп. 8 п. 1 ст. 346.16 , подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК).

Как отразить приобретение ГСМ по топливным картам

Как подтвердить расход ГСМ

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для подтверждения используйте путевые листы. Типовые формы путевых листов, которые применяют при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей, утверждены .

Порядок заполнения путевых листов приведен в разделе 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78 , и в разделе 3 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 № 152 . Эти правила требуют заполнить реквизиты, которых нет в унифицированных формах путевых листов:

дата и время предрейсового и послерейсового медосмотров водителя. Проставляет медработник, который проводил осмотр. Эти данные он заверяет своей подписью с указанием Ф. И. О. или соответствующим штампом;

дата и время предрейсового контроля автомобиля. Проставляет контролер технического состояния автотранспортных средств, который проводил осмотр. Эти данные он заверяет своей подписью с указанием Ф. И. О.

Расчет количества топлива

По данным путевого листа рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Списание топлива

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО , по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3 - списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

ОСНО

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав:

материальных расходов (при оказании автотранспортных услуг) ( , письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253);

прочих расходов, связанных с производством и реализацией (при использовании автотранспорта для нужд организации) (подп. и п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если НДС включен в цену и выделен в расчетных документах отдельной строкой, то сумму этого налога следует исключить (п. 1 ст. 170 НК РФ). НДС на основании счета-фактуры можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов , который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 170 НК РФ).

О применении норм расхода ГСМ при расчете налога на прибыль см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные .

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных по топливной карте

Организация (Заказчик) заключила договор на оказание услуг спецтехникой. В договоре прописано, что заправка техники осуществляется за счет собственных средств Заказчика.Вопрос:1) на основании каких документов Заказчику списать ГСМ в БУ и НУ и по каким нормам?2) в баке спецтехники на момент начала оказания услуг был остаток ГСМ. Как учитывать его Заказчику? Возможна ли продажа этих остатков ГСМ Заказчику(в рамках договора оказания услуг)? Или есть другие варианты учета?

Списывать ГСМ организация может по самостоятельно разработанным нормам, правильнее будет согласовать их в договоре. В качестве документов, подтверждающих расходы на ГСМ, можно, например, использовать путевые листы и отчеты исполнителя.

Из формулировки вопроса следует, что по условиям договора возмездного оказания услуг обеспечение исполнителя ГСМ для работы спецтехники возложено на заказчика.

Порядок передачи заказчиком и использования ГСМ исполнителем нужно прописать в договоре, так как законодательно правила оформления и учета таких операций не регламентированы.

Поскольку в данном случае идет речь об оказании услуг иждивением заказчика, а не о предоставлении техники в аренду, учитывать расход ГСМ и предоставлять отчет об их использовании должен исполнитель. В договоре стороны могут также утвердить нормы расхода топлива и порядок возмещения стоимости остатков ГСМ в баках автомашин.

Например, передачу исполнителю приобретенных ГСМ, принадлежащих заказчику, можно оформить накладной № М-15 или на основании самостоятельно разработанной формы, содержащей необходимые реквизиты. Исполнитель по факту оказания услуг составляет отчет об использовании материалов заказчика. Причем отчет и данные об остатках ГСМ нужно подтвердить копией или дополнительным экземпляром путевого листа. На основании этих документов заказчик отражает в бухучете списание ГСМ. В налоговом учете также можно признать документально подтвержденные экономически обоснованные расходы в полном объеме.

Порядок взаиморасчетов между сторонами за неизрасходованные остатки ГСМ нужно предусмотреть в договоре об оказании услуг. Например, можно оформить это как отдельную компенсацию расходов заказчика или исполнителя и подтвердить первичными документами и счетами-фактурами.

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы. Они необходимы независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

Главбух советует : если организация не является автотранспортным предприятием, то подтверждать расходы на бензин необязательно строго путевыми листами. Но в этом случае будьте готовы к спорам с проверяющими. А аргументы тут могут быть следующими.

Использовать путевой лист обязаны только специализированные автотранспортные организации, автохозяйства. Об этом сказано в Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.

Для остальных же организаций обязанность использовать путевой лист законодательством не предусмотрена. Поэтому организовать учет ГСМ можно на основании других первичных документов бухгалтерского и налогового учета. Например, это приказы, отчеты, акты, оборотные ведомости движения ГСМ и т. п. Аналогичной позиции придерживаются в своих решениях и судьи (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60 , от 25 октября 2012 г. № А40-13623/12-75-66 , Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2010 г. № А74-3569/2009).

Организация может использовать:

  • унифицированные формы;
  • самостоятельно разработанные путевые листы (см., например, упрощенную форму путевого листа легкового автомобиля).

Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице . Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано.

Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 . При этом они не являются обязательными к применению .

Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.

Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен проверить (показания одометра, расход топлива и т. д.) и заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

По итогам месяца, квартала или на конкретную дату можно провести сверку соответствия фактических показаний одометра с данными в путевом листе. Результат такой проверки оформите актом .

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Главбух советует : Оформляя путевые листы, заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут стать для инспекторов основанием исключить путевые листы из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность затрат придется доказывать в суде.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают: несоответствия в путевых листах не опровергают того, что у организации были расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08 , постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007 , от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008).

В то же время многие суды подтверждают: расходы на ГСМ не уменьшают базу по налогу на прибыль, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях одометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13 , постановления ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5 , Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа невозможно, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности одометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания одометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания одометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным одометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой . В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848 .

Данные приборов учета

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354 .

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО , по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета , , , , ).

Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на бензин учитывайте в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если машины эксплуатируют для оказания автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам ().

Когда же транспортное средство используют просто для нужд организации (например, для перевозки сотрудников), то расходы включите в состав прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Это подтверждает Минфин России в письмах , .

Для расчета налога на прибыль топливо принимайте к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом сумму НДС, выделенную в чеке, исключите из налоговой базы (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ отнесли к материальным расходам, то списывайте их с учетом метода оценки материалов , который применяете в организации (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Когда же речь идет о прочих расходах, стоимость учтенного бензина списывайте по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 170 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Дело в том, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы , которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие ), носят рекомендательный характер. То есть применять их не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12 .

Главбух советует : для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы , рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы.

Выбрав второй вариант, утвердите лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Лучше всего утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться таблицей значений зимних надбавок по регионам России . Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.

Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).

Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р .

А организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве , утвержденные приказом Рослесхоза от 13 сентября 1999 г. № 180 .

Если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011 .

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы . Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только на автомобили, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71 , от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57 , от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61 , УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

ВИП-версии Системы Главбух

Налоговые последствия разных вариантов компенсации расходов заказчика или исполнителя

На практике к возмещаемым расходам исполнителя или подрядчика относят расходы на наем жилья, проезд, сборы за услуги аэропортов, оплату материалов, услуг субподрядчиков и т. д. Заказчик вправе самостоятельно определить наиболее выгодный для него вариант оплаты таких услуг исполнителю, к примеру:

  • в общую цену договора может входить как вознаграждение исполнителя, так и компенсация его затрат;
  • помимо оплаты стоимости работ или услуг заказчик может отдельно компенсировать расходы исполнителя;
  • заказчик может напрямую оплачивать третьим лицам расходы, понесенные исполнителем.

В зависимости от выбранного варианта различаются налоговые последствия для обеих сторон. Причем положения, касающиеся определения цены, применимы к договорам возмездного оказания услуг, а также договорам подряда.

Вариант первый - общая цена договора включает вознаграждение исполнителя с учетом его затрат

В этом случае общую стоимость договора на практике стороны определяют как:

  • твердую, которая не меняется из-за понесенных исполнителем расходов;
  • плавающую, состоящую из двух частей: собственно вознаграждения исполнителя и суммы, эквивалентной понесенным им расходам, которая подтверждается первичными документами.

Независимо от выбранного подварианта (см. врезку ниже) у исполнителя вся сумма признается доходом для целей налога на прибыль и облагается НДС, если он является плательщиком этого налога. Заказчик в свою очередь всю сумму по договору признает в расходах в общем порядке. Однако если выбран вариант с плавающей ценой, то сумму, эквивалентную понесенным затратам, необходимо подтвердить документально.

Порядок такого подтверждения стороны устанавливают в договоре. Распространенный вариант - исполнитель представляет копии первичных документов, заверенные им самим, а также общую смету затрат.

Плюс в неизменности цены, указанной в договоре. Если стороны определили в договоре твердую цену, изменить ее можно только по соглашению сторон, в том числе в случае, когда корректировка цены происходит по видам работ в пределах сметной стоимости (постановление ФАС Московского округа от 13.10.09 № КГ-А41/10355-09). При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда не было возможности предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (определение ВАС РФ от 13.05.10 № А73-5195/2009).

Плюс в том, что заказчик сможет принять вычет НДС со всей стоимости договора. Заказчик вправе принять к вычету НДС не только с суммы выплаченного вознаграждения, но и с суммы, эквивалентной понесенным затратам исполнителя. Конечно, если последний является плательщиком НДС и выполнены иные условия для предъявления вычета (ст. 170-172 НК РФ, постановления ФАС Московского округа от 05.09.08 № КА-А40/8211-08 и от 11.09.08 № КА-А40/8600-08).

Минус, если договор заключается с лицом, не являющимся плательщиком НДС. Если подрядчиком или исполнителем выступает физическое лицо или «упрощенец», заказчик не сможет принять к вычету НДС даже по материалам. То же самое ожидает заказчика при использовании второго варианта - компенсации суммы затрат. Принять к вычету НДС при таких условиях он сможет, только если приобретет товар, работы или услуги, самостоятельно оплачивая их третьим лицам.

Вариант второй - помимо вознаграждения исполнителя заказчик компенсирует сумму затрат

Этот вариант достаточно рискованный для обеих сторон в силу того, что возникают спорные моменты по налогу на прибыль и НДС.

Неясность по налогу на прибыль у исполнителя. В этом случае у исполнителя доходом может быть признана только сумма вознаграждения. При получении компенсации затрат, подтвержденных документально, он не получает никакой экономической выгоды, что согласно статье 41 НК РФ является обязательным признаком дохода. Соответственно суммы возмещенных расходов также не признаются в налоговом учете исполнителя.

Однако контролирующие ведомства могут выступить против такого порядка учета. В довольно давних разъяснениях они указывают, что исполнитель должен определять доход от сделки с учетом всех поступлений от заказчика (письма Минфина России от 04.08.05 № 03-03-04/2/41 и УФНС России по г. Москве от 19.12.07 № 20-12/121656). Вместе с тем в случае признания дохода он сможет признать и соответствующие расходы, которые ему компенсирует заказчик. В этом случае налоговая база будет той же.

Плюс в возможности признать расходы заказчиком. У него обе суммы (и вознаграждение, и компенсация затрат) признаются в составе затрат в общем порядке (см. врезку ниже). Однако в интересах заказчика необходимо предусмотреть обязанность исполнителя приложить заверенные подписью и печатью подрядчика копии первичных документов. Имея на руках копии расходных документов, заказчик может признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС и округов).

Причем в договоре следует определить, какой конкретно документ (название, содержание, форма) оформляется исполнителем для предъявления суммы возмещаемых расходов заказчику. Это может быть отдельный документ в виде отчета о предъявляемых к возмещению расходах (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.08 № А42-6681/2005). Или же данные об осуществленных расходах могут быть указаны в справках о стоимости выполненных работ и затрат, счетах-фактурах, актах приемки выполненных работ (постановление ФАС Уральского округа от 30.04.09 № Ф09-2594/09-С3 , оставленное в силе определением ВАС РФ от 31.07.09 № ВАС-9188/09).

Кроме того, стороны должны четко прописывать наименование возмещаемых затрат. К примеру, часто заказчик в своем налоговом учете отражает командировочные расходы по сотрудникам организации-исполнителя. При таком оформлении в признании затрат будет отказано, так как юрлицо имеет право направлять в командировки только своих работников (письмо Минфина России от 16.10.07 № 03-03-06/1/723 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.11 № А03-3375/2010).

В этом случае безопаснее отражать затраты как возмещение командировочных расходов организации-исполнителя по проезду его сотрудников к месту выполнения работ (постановления ФАС Московского от 08.10.10 № А40-96191/09-108-586 и Поволжского от 20.11.07 № А55-19546/2006 округов).

Минус в риске признания затрат, если заказчик является «упрощенцем». Если заказчик применяет «упрощенку» с объектом доходы минус расходы, учесть дополнительные затраты, возмещенные исполнителю, он вправе только при условии, что они отвечают требованиям статьи 346.16 НК РФ. А поскольку перечень расходов, предусмотренный этой статьей, является закрытым, то может возникнуть ситуация, когда заказчик не вправе будет учесть для целей налогообложения какие-либо расходы.

Неясность в вопросе, должен ли исполнитель включать суммы возмещения в налоговую базу по НДС. Фактически возмещение затрат не связано с переходом права собственности на какие-либо товары, работы или услуги. Кроме того, денежные средства, полученные исполнителем в качестве компенсации затрат, нельзя признать выручкой, так как они не несут экономической выгоды, а носят компенсационный характер. Следовательно, эти суммы не должны увеличивать налоговую базу по НДС у исполнителя.

Есть и решения судов в пользу этого мнения (постановления ФАС Северо-Западного от 25.08.08 № А42-7064/2007 , Ф04-1010/2009(961-А27-31) , Ф04-1010/2009(962-А27-31), оставлено в силе определением ВАС РФ от 19.06.09 № ВАС-7272/09 , и Московского от 05.09.08 № КА-А40/8211-08 округов).

Неясность в вопросе, кто из сторон может предъявлять к вычету «входной» НДС по возмещенным расходам. Если исполнитель не облагает НДС сумму полученной компенсации, то у него нет никаких оснований для предъявления к вычету «входного» НДС по понесенным затратам. В этом случае он перевыставляет их заказчику от своего имени, который и предъявляет НДС к вычету.

Но налоговики могут предъявить претензии уже заказчику. Так, по аналогичной ситуации давно ведется спор, может ли арендатор предъявить к вычету НДС по электроэнергии по счетам-фактурам, которые ему перевыставил арендодатель. И инспекторы на местах указывали, что не может. Конечно, есть решения и в пользу налогоплательщика (постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.09 № 12664/08 и ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 № А45-8185/2009), однако такой вариант является очень рискованным.

Если же исполнитель облагает полученную компенсацию НДС, то заказчик предъявляет его к вычету в общем порядке, так же как и в варианте с плавающей ценой договора.

Неясность в вопросе удержания НДФЛ с суммы компенсации, если исполнителем выступает физлицо. Единого мнения о необходимости удержания налога с суммы возмещаемых физлицу расходов пока нет.

По мнению Минфина России, компенсационные выплаты по гражданско-правовым договорам являются частью вознаграждения исполнителя. Суммы возмещения расходов в перечне доходов, не облагаемых НДФЛ, не поименованы, следовательно, их сумма должна облагаться налогом (письма от 20.03.12 № 03-04-05/9-329 и от 05.03.11 № 03-04-05/8-121).

Некоторые арбитры также поддерживают позицию финансового ведомства по этому вопросу, считая, что командировочные выплаты лицам, не являющимся работниками, следует квалифицировать как их доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ (постановления ФАС Северо-Кавказского от 25.03.11 № А63-3539/2010 и Поволжского от 01.06.09 № А12-15743/2008 , от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22 округов).

Однако в письме ФНС России высказала иное мнение. Оно основано на положениях пункта 2 статьи 709 ГК РФ, в котором указано, что выплаты по договору подряда делятся на две части: вознаграждение и компенсация расходов, связанных с исполнением работ или оказанием услуг. Следовательно, компенсация расходов подрядчика не является вознаграждением, также такая выплата не влечет получение исполнителем экономической выгоды. По мнению налоговых органов, такие суммы не будут облагаться НДФЛ (письмо ФНС России от 25.03.11 № КЕ-3-3/926).

Организации, скорее всего, свою позицию придется отстаивать в судебном порядке. Отметим, что некоторые судьи принимают сторону налогоплательщика (определение ВАС РФ от 26.03.09 № ВАС-3334/09).

Вариант третий - заказчик напрямую оплачивает третьим лицам расходы, понесенные подрядчиком

При данном варианте возможны те же претензии налоговиков, которые перечислены при рассмотрении второго варианта возмещения расходов. Ведь, по сути, в этой ситуации затраты также являются расходами подрядчика или исполнителя.

Отличия возникают, если в отношении работ такой вариант признается давальческой переработкой. В этом случае заказчик, получив право собственности на изготовленную продукцию, возмещает подрядной организации стоимость работ.

Плюс в возможности принятия к вычету НДС. Заказчик самостоятельно приобретает материалы для подрядчика и получает от продавца счет-фактуру. Соответственно при давальческой переработке у него не возникает проблем с вычетом НДС.

Плюс в том, что право собственности остается у заказчика. Право собственности на приобретенные материалы, которые предоставляет заказчик, не переходит к подрядчику. Стоимость материалов не является частью цены переработки и не относится к расходам подрядчика.

Плюс в признании затрат по налогу на прибыль. Заказчику проще учесть затраты в целях исчисления налога на прибыль. Так как расходные документы на покупку материалов будут на руках у заказчика, он сможет признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС Западно-Сибирского от 18.08.09 № Ф04-4093/2009(12642-А67-39) и Московского от 13.08.08 № КА-А40/7595-08 округов).

Спорность в предоставлении отчета об израсходованных материалах. Подрядчик обязан использовать материал экономно, а после окончания своей работы предоставить отчет об израсходовании материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ). Ведь при работах подрядчик может использовать не весь представленный заказчиком материал.

Также отсутствие отчета о расходе давальческих материалов и операций по возврату неиспользованных остатков - это одно из оснований для претензий со стороны налоговиков. Кроме того, если излишки давальческого сырья подрядчик не возвращает, они будут являться безвозмездно полученным имуществом, с рыночной стоимости которого придется заплатить налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Однако некоторые суды считают, что представление отчета о расходовании материала не обязательно. Например ФАС Московского округа в постановлении от 03.09.08 № А40-67911/07-129-404 указал, что форма отчета об использовании материала законодательно не установлена, также как и не предусмотрена унифицированная форма для этого документа. Поэтому указание в акте приемки выполненных работ количества исходного материала и количества полученной готовой продукции является достаточным отчетом подрядчика об использовании материала.

Таким образом, заказчику в договоре лучше прописать обязанность подрядчика отчитаться за предоставленные средства (постановление ФАС Московского округа от 15.01.10 № А40-51820/08-14-203).

Минус в том, что подрядчик может не вернуть неиспользованный материал. Иногда, чтобы получить свое неиспользованное имущество, заказчику приходится обращаться в суд, который в первую очередь рассматривает документальные доказательства, а именно «первичку» - акты о приемке-передаче товаров и о приемке выполненных работ. При наличии указанных документов суд, скорее всего, примет сторону заказчика (

Ситуация. Исполнитель использует топливо заказчика

Организация-исполнитель заключила со строительной фирмой договор на оказание услуг собственным транспортом. По условиям договора заправку транспорта топливом осуществляет заказчик. Документом, подтверждающим заправку транспорта исполнителя топливом, является путевой лист.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

1. Достаточно ли сведений в путевом листе, подтверждающих факт заправки транспорта исполнителя топливом? Следует ли в этом случае оформлять товарную накладную?

2. Должен ли исполнитель вести учет топлива, предоставленного заказчиком? Если да, то каков порядок его учета (постановка на учет, списание, остатки, возврат остатков)?

3. По каким нормам производится списание топлива - по нормам заказчика или исполнителя?

ТРИ ВАРИАНТА ПЕРЕДАЧИ ТОПЛИВА ЗАКАЗЧИКОМ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Для ответа на поставленные вопросы необходимо знать конкретные условия заключенного сторонами договора.

Однако, принимая во внимание общую формулировку вопроса, отметим следующее.

Использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо;

После окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала |*| ;

* Информация о том, следует ли устанавливать нормы расхода смазочных материалов на автотранспортные средства , доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену (смету) работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Следует иметь в виду, что результат работы, как правило, имеет материальное выражение. Если исходя из заключенного договора предусмотренные для оказания исполнителем услуги можно квалифицировать как работы, то переданное для заправки топливо будет квалифицировано как «давальческое » и у исполнителя должно учитываться на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». В договоре с заказчиком необходимо согласовать нормы расхода топлива, которые должны быть определены в порядке, предусмотренном Инструкцией № 141. Сторонами договора должен быть установлен документ (акт, отчет и т.п.), в котором исполнитель будет представлять заказчику информацию об израсходованном топливе исходя из учета работы техники (в путевых листах и (или) иных документах) и согласованной нормы расхода. Списание топлива на затраты осуществляется в этом случае заказчиком исходя из правил, установленных Инструкцией № 133, на основании таких отчетов, которые составляются исходя из данных путевых листов исполнителя о работе техники. Исполнитель в путевых листах ведет учет топлива заказчика в общеустановленном порядке. При необходимости движение собственного топлива |*| и топлива заказчика в путевом листе исполнителя можно указывать раздельно.

* Информация о применении зимнего повышения норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного «ГБ»

ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТОПЛИВА НЕОБХОДИМ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

Для всех вышеперечисленных вариантов действует правило: передача товарно-материальных ценностей (в т.ч. топлива) между организациями независимо от цели такой передачи оформляется накладными формы ТТН-1 или ТН-2 (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной