Финансовая система рф представляет собой. В финансовую систему рф не входят

Введение

1. Понятие финансовой системы в Российской Федерации

1.2 Особое значение играет министерство финансов РФ

1.3 Управления финансами

2. История Финансов России

3. Банковский сектор в Финансовой системе Российской Федерации

3.1 Банковский вклад

3.2 Кредитование малого и среднего бизнеса

4. Финансовая система в вопросах

4.1 Какая финансовая система нужна России?

4.2 Какие задачи должен решать финансовый сектор?

4.3 "Спящие резервы"

4.4 В чем же проблема?

4.5 "Продолжение финансовых спекуляций или фундамент экономики?

4.6 Бюджетная "спичка" для "второй волны"

4.7 Жизнь и смерть резервного фонда

5. "От нынешней финансовой системы не останется и следа"

5.1 Колоссальная финансовая накачка дает оживляющий результат

5.2 "Болезнь доллара"

Заключение

Список литературы


Введение

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.


Финансовая система - это сумма всех финансовых отраслей, которые очень тесно переплетаются между собой. Финансы - один из важнейших факторов, показывающий на уровень экономических отношений и расход валютных средств.

Основная задача создания финансовой системы - контроль над расходами и доходами. Позволяет определить главные зоны, в которых должно создаваться и увеличиваться прибыль. Финансовая система РФ делиться на государственную, местную и на финансы юридических и физических лиц. Финансы юридических лиц делятся на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Государственные финансы в свою очередь включает в себя государственный бюджет (главный фонд денежных средства) и всевозможные другие, более не значительные фонды такие, как пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд занятости населения, фонд социального страхования - предоставляет страховую защиту и другие. Сам бюджет тесно связан со всеми отраслями и от него исходит помощь все финансовой системе. Что касается местной финансовой системы, то роль ещё так же высока. Все вышеперечисленное делиться на подгруппы и звенья по руде деятельности. Обычно финансовый план делиться на один год. Финансовая система разрабатывается, согласована со всеми законами. Через государственный бюджет проходит больше половины всех государственных доходов. Федеральный бюджет включает в себя бюджеты областей и больших мегаполисов, таких как Москва или Санкт- Петербург.

1.1 Состав и структура финансовой системы

Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.

Финансовая система:

Централизованные финансы:

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит;

страхование:

социальное,

имущественное,

страхование ответственности,

страхование предпринимательских рисков.

Децентрализованные финансы:

финансы коммерческих предприятий;

финансы некоммерческих предприятий;

финансы общественных объединений.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

Функции финансовой системы:

денежная – эмиссия, обращение, расчеты;

налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

бюджетная – превращение налогов в доходы, последних – в расходы;

контрольно-надзорная – надзор за финансовыми институтами;

государственного кредита – управление государственным долгом.

Но возможен и организационный аспект, когда финансовая система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной власти.

Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:

Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:

Федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов

Субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.

Муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные образования.

В современных условиях в системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально не входит в Правительство РФ):

Центральный Банк РФ (Центральный аппарат ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры;

Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные управления + Управления Федерального Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации);

Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту);

Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ);

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение);

Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение);

Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды.

Полуфинансовый блок:

Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ;

Федеральная энергетическая комиссия;

Федеральная служба финансового оздоровления;

Российское агентство по государственным резервам.

Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается применение термина «финансовая система» и в другом значении - как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддержки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных
бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений;
- финансы страхования;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы байковский кредит, государственный кредит в нее включают2. В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначение.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные имуниципальныефонды - новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.

Финансы предприятий, организаций, учреждений-обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций^. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные. страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.

Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя: 1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро-уровне); 4) фонды страхования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микро-уровне. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При

этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления

контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное

казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Еще по теме Финансовая система России, её состав и структура:

  1. 85 Федеральная налоговая служба России: задачи, состав и структура
  2. Федеральная налоговая служба России: задачи, состав и структура
  3. 5.ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
  4. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура.
  5. Финансовая система России как совокупность различных сфер финансовых отношений.
  6. 1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
  7. Финансовая система Понятие и структура финансовой системы

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.


Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.

Лекция 1. Понятие, сущность и функции финансов


1. Сущность финансов

2. Функции финансов

3. Финансовый механизм

4. Финансовая система

5. Этапы развития финансов в России


1. Сущность финансов

Понятие "финансы" зачастую отождествляют с деньгами. Для этого рассмотрим историю развития данной категории. Термин "финансы" (ит. finansia) возник в ХШ-ХУ вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т.е. данный термин означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно - денежные отношения.

Таким образом, основными признаками финансов являются:

1. Денежные отношения , т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

2. Наличие двух субъектов , один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.

3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств . Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы – это не деньги, но в тоже время без денег нет финансов.

Финансы – это совокупность отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансы - это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

В качестве предпосылки возникновения финансов можно назвать:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение многих столетии. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: па военные цели, управление, экономику, социальные нужды.

Интересно, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды. Существенные изменения в структуре государственных расходов произошли во второй половине XX столетия. Они выразились в том, что некоторые страны Западной Европы значительно снизили военные расходы и отдали предпочтение затратам на социальные цели, экономику.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этане развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов любого государства являются валовой внутренний продукт и его основная часть - национальный доход. С помощью Финансов осуществляется его распределение и перераспределение и, следовательно, прямое воздействие на производство, распределение и потребление.

Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Финансы вместе с тем являются и исторической категорией, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется, во-первых, непроизводительным характером финансов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически финансы не оказывали воздействия на экономику. Во-вторых, узостью финансовой системы, состоящей из одного звена - бюджетного и ограниченного количества финансовых отношений. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили во второй этап своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношении, такие, как финансы межгосударственных сообществ. Например, страны Европейского сообщества создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов отдельными регионами этих стран. Страны СНГ также стоят на пути создания аналогичных фондов. Новой сферой финансовых отношений выступают и финансы частных транснациональных корпораций.

Исходя из сказанного можно дать более широкое определение финансов.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Для финансовых отношений характерно присутствие государства в качестве субъекта наделенного особыми правами. Государство устанавливает налоги, сборы, регламентирует порядок формирования фондов на предприятиях.

Финансы развивались вместе с укреплением государства. Для докапиталистических стадий и для раннего капитализма характерные развитые формы финансов. Их отличительная особенность – не производительный характер использования, например, средства госбюджета, расходовались на содержание королевского двора, воин. Новая развитая форма финансов сформировалась в промышленно-развитых странах в 20 веке. Ее отличие в активной роли финансов, с помощью которых государство воздействует на экономику (на сферу материального производства). Теоретической основой современных финансов послужило кейсианство. Кейнс выпустил книгу «Общая теория занятости, процентов и денег» в 1936 году. Сущность кейсианства в том, что Кейнс доказал, что государство может сглаживать циклические колебания в экономическом процессе формирования государственного бюджета. По Кейнсу существует 2 рычага фискальной политики (фискус – казна):

1. государственные расходы

Например: при спаде производства государству целесообразно увеличить государственные расходы, формируемые дефицит госбюджета (расходы больше доходов). При высокой инфляции государству необходимо сократить платежеспособный спрос и это может быть достигнуто за счет увеличения налогов и формирования излишка госбюджета.

До середины 70-х годов основа была кейсианство.

2. Функции финансов

1. Распределительная функция

С помощью финансов распределяется валовой национальный продукт (ВВП) и национальный доход (НД)


ВНП = (МЗ + ТЗ) + П

МЗ – материальные затраты

ТЗ – трудовые затраты

П – прибыль

Материальные затраты – затраты, перенесенные на готовую продукцию,


НД = ТЗ + П – вновь созданная стоимость


Сначала происходит первичное распределение национального дохода, т.е. каждый участник материального производства получает соответствующий доход (наемный работник – заработную плату, собственник средства производства – прибыль, которую в дальнейшем использует на потребление и расширение производства).

Вторичное распределение или перераспределение. Оно идет в сфере обращения (торговля и услуги). Оно происходит так же через налоговую систему в бюджеты различных уровней. Перераспределение может происходить между отраслями натурального производства, между различными социальными группами. Происходит также разо средств в внепроизводственную сферу.

2. Контрольная функция.

Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и в стоимостной. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Она проявляется через деятельность финансовых и контрольных органов, которые устанавливают нормативные требования в области финансов и контролируют их выполнение. Важный способ финансового контроля – контроль рублей (установление штрафов, пени, неустоек и т.д.).

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства, улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовый контроль. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов, которые осуществляют этот контроль

Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

> Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

> Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

> Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

> Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

3. Регулирующая функция – воздействие на сферу производства.

4. Стабилизирующая функция, следствие регулирующего воздействия финансов на экономику.

3. Финансовый механизм


Финансы воздействуют на сферу производства через финансовый механизм, который состоит из 5 взаимосвязанных элементов.

1. финансовые методы – это способы воздействия финансов на экономику.

Например, финансовое планирование, инвестирование, система расчетов, страхование и т.д.

2. финансовые рычаги – приемы действий финансового метода (цена, амортизация, дивиденды, % ставки, курсы валют и ценных бумаг и т.д.)

3. Правовое обеспечение – законы, постановления и др. документы органов управления.

4. Нормативное обеспечение - инструкции, нормативы, методические указания и т.д., которые по финансовой части выпускают Минфин. Государственный Таможенный комитет, Государственная налоговая инспекция.

5. Информационное обеспечение.

В состав информационной инфраструктуры современных финансов входят:

База данных содержание правовую и нормативную информацию, органы статистики

4. Финансовая система


Это с институциональной точки зрения, совокупность финансовых учреждений, с экономической точки зрения - это совокупность денежных отношений. Она состоит из следующих звеньев:

Общегосударственные финансы, их задача – концентрация ресурсов и финансирование государственных нужд;

Территориальные финансы, решают туже задачу, но на своей территории,

Финансы хозяйствующих объектов и, прежде всего, предприятий сферы материального производства.

Финансы граждан, финансы домохозяйств.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это - общегосударственные финансы , за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов , используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (вставить таблицу).

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны , главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды . Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. До 1990 г. страхование у нас было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета.

Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг. Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукт не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка.

Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.


5. Этапы развития финансов в России


Октябрьский переворот 1917 г.

Разрушены товарно-денежные и финансовые отношения в период первой мировой войны, наступил военный капитализм. Сущность в централизованном распределении ресурсов.

В 20-е годы по указам Ленина был осуществлен к НЭПу. Денежное обращение было реформировано с помощью золотого червонца.

Разрешено частное предпринимательство, было установлено множество налогов, ставки которых были дифференцированы для государственных и кооперативных предприятий были льготными, для частных был в « раза выше. Почти вся прибыль государственных предприятий изымалась в бюджет. Небольшая доля ее выделялась на жилищное строительство, улучшений условий труда работников.

Начало 30-х начало индустриализации провели налоговую реформу в 30-31-х. Число налогов сократилось, упростился порядок их расчета, введен налог с оборота, который существовал до 1992 г. После экономической реформы 1965 г. переход на новую систему планирования и экономического стимулирования. Появилось новое в распределении прибыли предприятия. Стали создаваться фонды экономического стимулирования, фонды жилищного строительства, развития производства, материального поощрения.

Была введена плата за фонды.

В 1979 году под лозунгом экономика должна быть экономной начался новый этап совершенствования финансового механизма. Были введены две модели хозрасчета. К концу 80-х годов снизились темпы роста производительности труда. 1/3 предприятий было убыточным. В 1989 году впервые появился дефицит госбюджета.

С 1992 г. началась демократизация и рыночные реформы.

Основная база заложена в начале 90-х годов.


Лекция 2. Бюджетная система

2. Концептуальные подходы к формированию бюджета.

3. Бюджетный процесс в РФ.

Бюджет – это роспись доходов и расходов. Применяется в государстве, семье, предприятие.

Госбюджет – это финансовый план государства на год, имеющий силу закона.

Бюджетная система- это совокупность всех видов бюджетов государства.

Бюджетное устройство – взаимосвязь между звеньями бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:


Лекция 5. Система страхования

1. Организация страховой деятельности в РФ.

2. Государственное социальное страхование.

3. Негосударственные пенсионные фонды.


1. Организация страховой деятельности в РФ


Страхование – отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, при наступлении определенных событий за отчет денежных фондов, формируемых из страховых взносов.

Страховой случай – событие, в связи с которым производится возмещение ущерба.

Страховые взносы – страховые премии, страхование добровольное на основе договора или обязательное в силу закона.

Три вида страхования:

1. Личное – страхование жизни, здоровья, трудоспособности, а также пенсионное обеспечение.

2. Имущественное – связано с распоряжением и пользование имущества.

3. Страхование ответственности – связано с возмещение причиненного вреда личности или имуществу.

Страхователь заключает договор страхования со страховой организацией, которая является страховым обязательством. Страхователи могут заключать договоры о страховании третьих лиц.

Страховщик – юридическое лицо любой организации правовой формы, имеющие специальную лицензию.

Страховые организации не имеют права заниматься производственной, торгово-предпринимательской и банковской деятельностью.

Государство устанавливает квоты иностранного участия в уставных капиталах страховых организаций – максимально 15%.

При достижении этой квоты органы надзора за страховой деятельностью прекращают выдачу лицензий страховым организациям с участием иностранного капитала.

Страховщики могут работать через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховой агент действует от имени и поручению страховщика в рамках предоставляемых полномочиями.

Страховой брокер – юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель, которые ведут посредническую деятельности от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика.

Страховой риск – предполагает, что событие является объектом страхования, обладает признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховая сумма – это сумма, исходя из которой, определяется размер страхового взноса и страховой оплаты. При страховании имущества страховые суммы не могут превышать его действительной стоимости на момент заключения договора.

Страховые возмещения не может превышать размера прямого ущерба, если договором не предусмотрена выплата возмещение в определенной сумме.

Для получения лицензии на осуществлении страховой деятельности установленный размер уплаты уставного капитала 25.000 или размеров оплаты труда (МРОТ).

Страховые организации образуют из полученных страховых взносов страховые резервы для предстоящих выплат. Эти резервы не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты, из доходов остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение поставщиков.

Они могут образовывать фонды необходимые для их деятельности. Временно свободные средства страховых резервов используются для доходных вложений в ценные бумаги, в банковские депозиты. При размещении средств, страховщики должны руководствоваться принципами диверсификации, возвратности, прибыльности, ликвидности. Страховщики публикуют годовые балансы и отчеты о прибылях и убытках.


2. Государственное социальное страхование


В соответствии с конституцией РФ государство предоставляет гражданам следующие виды социального обеспечения:

1. по возрасту

2. по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождении и воспитании детей

3. на случай безработицы

4. охрана здоровья и бесплатная медицинская помощь

Финансовая основа системы государственного социального страхования – это государственные внебюджетные фонды:

1. пенсионный фонд

2. фонд социального страхования РФ

3. федеральный фонд обязательного медицинского страхования

4. государственный фонд занятости населения.

Средства этих фондов являются федеральной собственностью, но не входят в состав бюджетов любых уровней и не подлежат изъятию на другие цели.

Доходы внебюджетных фондов формируются из обязательных платежей, устанавливаются законодательством добровольных взносов, физических и юридических лиц, доход от размещения временно свободных средств в ценные бумаги и банковские депозиты.

Исполнение бюджетов осуществляется федеральным казначейством. Бюджеты каждого внебюджетного фонда ежегодно рассматриваются, утверждаются и получают статус закона.

Пенсионный фонд – взносы работодателя 28% от фонда оплаты труда + (каждый трудящийся 1% от своей з/п).

Фонд социального страхования – 5,4% от фонда оплаты труда платит организация. Из него выплачиваются на роды, временную нетрудоспособность, погребение, санаторно-курортное лечение (не выплачивается).

Государственный фонд занятости – 1,5% от фонда оплаты труда выплачиваются пособия по безработице, финансирование мероприятия по переквалификации.

Фонд обязательного медицинского страхования 3,6% от фонда оплаты труда в т.ч. 0,2% идет в федеральный фонд.


3. Негосударственные пенсионные фонды – см. лекции

Финансы некоммерческих организаций.

Общественные, религиозные общества, союзы, ассоциации – в их учредительных документах не указываются цель получать прибыль.

Некоммерческие организации – разрешается заниматься предпринимательством в той мере, в которой она способствует достижению основной цели – производить и продавать товары, ценные бумаги, участвовать в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предприятиям от деятельности, она может владеть личным имуществом, источники формируются имущества некоммерческих организаций – это взносы учредителей, членов добровольного общества и пожертвования, выручка от реализации, дивиденды, б/о, арендная плата. Прибыль некоммерческих организаций не подлежат разделению между участниками.

Лекция 6. Финансы бюджетных организаций.


Бюджетные средства должны быть израсходованы исключительно на установленные цели:

1. оплата труда

2. страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

3. трансферты

4. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам

5. оплата товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам

6. оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов

Закупки товаров, на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, производятся исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов заключенных с физическими или юридическими лицами.

Государственные и муниципальные контракты размещаются на конкурентной основе, если иное не предусмотрено соответствующими законодательством. Бюджетные учреждения, а также органы государственной власти и муниципального самоуправления обязаны вести реестры закупок, в которых соответственно фиксируются наименование закупаемых товаров, сведения о поставщиках, цены и даты закупок.

Лекция 7. Финансы коммерческих организаций и предприятий

1. основы организации финансов коммерческих организаций

2. строение баланса

4. доходы и расходы

5. финансовые результаты


1. Основы организации финансов коммерческих организаций


Коммерческие организации ставят пред собой цель деятельности – получение прибыли. Финансы коммерческих организаций строятся на следующих позициях:

1. Хозяйственная самостоятельность - предприятия самостоятельно изымают источники финансирования своей деятельности, определяет сферу своей деятельности, а также круг поставщиков и покупателей своей продукции.

2. Самофинансирования – означает предприятие должно обеспечить текущую деятельность, за счет собственных источников средств, формируемых в счет выручки от реализации.

В случае нехватки собственных средств предприятия может привлекать коммерческий и банковский кредит на принципах возвратности, срочности, платности.

3. Материальная заинтересованность - в результате производства, связанных с распределением прибыли.

4. Материальная ответственность – при заключении любых договоров (штрафы, пени, неустойки) за налоговые нарушения, за нарушения сроков возвратов банковских кредитов.

5. Создание финансовых резервов . Финансовые резервы – фонды денежных средств, предназначенных для чрезвычайных ситуаций на покрытие непредвиденных потерь, списание безнадежных долгов.

На организацию влияют два условия:

1. Организационно-правовая форма

2. Отраслевые особенности – например, для предприятия торговли, в товары для реализации; промышленное производство характерны вложения в производственные запасы.

В торговле товар оборачивается быстрее, причем торговля в большей степени используются кредиты банка, чем предприятия.

2. Строение баланса


Актив – размещенные средства

Пассив – собственные средства, заемные средства

Актив и пассив представляют собой две различные классификации денежных средств, которыми располагает предприятие.

Пассив отвечает на вопрос: откуда пришли средства. Актив отвечает на вопрос, во что вложены или размещены средства.

Новая форма баланса введена приказом Минфина 13.01.2000г.

Актив

1 раздел – внеоборотные средства

1. нематериальные активы – вложения в патенты, в лицензии, товарные знаки, авторские права.

2. основные средства – здания, машины и оборудование, земельные участки.

В обороте нематериальных активов и оборотных средств много общего. Они участвуют в производстве в течение нескольких лет и переносят свою стоимость на готовую продукцию в виде амортизационных отчислений.

3. доход от вложений в материальные ценности

4. долгосрочные финансовые вложения – это вложения в виде инвестиций в другие организации, а также займы, представляемые на срок более 12 месяцев.

2 раздел – оборотные активы

Они делятся на оборотные фонды и фонды обращения.

1. Оборотные фонды – производственные запасы (сырье, полуфабрикаты, топливо тара). Их стоимость полностью переносится на готовую продукцию за один оборот капитала и полностью возмещается за счет реализации продукции.

2. Фонды обращения обслуживают процесс реализации продукции. К ним относят запасы готовой продукции, товаров, денежные средства в расчетах, т.е. дебиторская задолженность.

В составе оборотных активов учитываются также краткосрочные финансовые вложения на срок не менее 12 месяцев.

Пассив

3 раздел – капитал и резервы (отражается уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал)

Добавочный капитал – при переоценке основных средств, которые формируются в соответствии с учредительными документами, отражает фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года, а также не покрытый убыток прошлых лет и отчетного года.

4 раздел – долгосрочные средства (общества) займы и кредиты, полученные предприятиями которые подлежат погашению через 12 месяцев от отчетной даты.

5 раздел – краткосрочные средства (общества) займы и кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, отражается кредиторская задолженность, т.е. суммы, которые предприятие должно поставщикам и подрядчикам за полученную продукцию, суммы векселей подлежащих оплате, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, отражаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.


3. особенности формирования уставного капитала акционерных обществ (ОА) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО)


АО – коммерческая организация уставной капитал, которой разделен на определенное число акций.

Акционеры не отвечают по обязательства общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих акций.

Акционерным обществом является юридическое лицо, имеющие собственное обособленное имущество, самостоятельный баланс.

АО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Уставный капитал АО складывается из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов. АО имеет право выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Сумма привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. Минимальный уставный капитал открытого общества составляет не менее 1000 от размера оплаты труда, а ЗАО не менее 100.

Уставный капитал может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Уставный капитал может быть уменьшен путем уменьшения номинала акций или сокращение их общего количества, за счет выкупа их у акционеров.

При учреждении АО не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации.

АО обязано создать резервный фонд в размере не менее 15% его уставного капитала.

Этот резерв формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли – не менее 50% в год. Назначение резервного фонда покрытие убытков, погашение облигаций и выпуск акций в случае отсутствия иных средств.

ООО – хозяйственное общество уставный капитал, которого разделен на доли. Участники ООО несут риск убытков в пределах стоимости их вкладов.

Уставный капитал ООО - не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда. Размер доли участника определяется в процентах или доли.


4. доходы и расходы


Классификация доходов предприятий дается в положении по бухгалтерскому учету, который называется – доходы организации ПБУ 9/99.

Доходы – экономические выгоды увеличиваются в результате поступления денежных средств или иного имущества и погашения обязательств. Все доходы в зависимости от их характера, условия получения и направления прибыли делятся на 3 вида:

1. доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг.

2. операционные – плата за аренду, б/о и др., доходы по у/б, поступления от продажи различных активов.

3. внереализованные – штрафы, пени, неустойки, безвозмездные поступления имущества.

Их классификация дается в бухучете, который называется расходы организации ПБУ 10/99.

Расходы – уменьшение экономических выплат в результате выбытия денежных средств и другого имущества и возникновение обязательств.

Расходы организации делятся на виды:

1. расходы по обычным видам деятельности – расходы по изготовлению и продажи продукции, приобретение и продажа товаров, выполнение работ и услуг, амортизация основных средств и нематериальных активов. Расходы по обычным видам деятельности формируются по элементам:

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация

Прочие затраты

2. операционные расходы , связанные с продажей, выбытием и списанием активов, уплата б/о, а также расходы, связанные с участием уставных капиталов других организаций, оплата услуг банков.

3. внереализационные расходы – уплаченные штрафы, пени, неустойки, суммы уценки активов, отрицательные курсовые разницы.


5. финансовые результаты


Финансовый результат – это прибыль или убыток определяемые как разница между доходами и расходами предприятия.

Абсолютный размер прибыли мало говорит о эффективности работы предприятия, поэтому необходимо использовать относительные показатели, т.е. показатели рентабельности.

1. рентабельность производства – отношение прибыли к сумме оборотных и внеоборотных активов предприятия. Характеризует отдачу на вложенный капитал.

2. рентабельность отдельных видов продукции – отношение прибыли заключается в цене изделия к его себестоимости.

Например: цена (ед. изделия) – 200р.

Себестоимость – 120 р.

Рентабельность его производства 80/120х100 = 66,7%

Прибыль, получаемая производителем, является балансовой прибылью. После уплаты налогов в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, за счет которой формируется фонд накопления и фонд потребления.

Фонд накопления – это источник финансовых средств для расширения деятельности предприятия за счет приобретения основных фондов и оборотных средств.

Фонд потребления предназначен для социального развития предприятия и материального поощрения персонала.

Финансовые состояние предприятия характеризуется, прежде всего, его ликвидностью, т.е. способностью своевременного расплатиться по обязательствам. Различают следующие показатели ликвидности.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности – Кал .


Кал = ДС + КФВ/ОКС


ДС – денежные средства

КФВ – краткосрочные финансовые вложения

ОКС – краткосрочные обязательства


2. Промежуточный коэффициент покрытия (или ликвидности) - КПЛ.


КПЛ = ДС+КФВ+ДЗ/ОКС


ДЗ – дебиторская задолженность


3. Коэффициент покрытия - КП


КП = ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ/ОКС

ЗЗ – запасы и затраты


Важнейший финансовый показатель предприятия – это стоимость чистых активов (ЧА).

ЧА – стоимость имущества предприятия свободного от обязательств. Согласно закону об АО стоимость ЧА должен быть не менее величины уставного капитала. Если по окончании второго и каждого последующего года деятельности, стоимость их оказывается меньше уставного капитала, акционерное общество уменьшает величину уставного капитала дол величины чистых активов.

Если величина чистых активов оказалась меньше минимального размера уставного капитала, то АО должно быть ликвидировано.

Предприятие может оказаться несостоятельным должником, т.е. банкротом.

Для своевременной диагностики банкротства утверждены критерии и удовлетворительные структуры баланса предприятия (постановление правительства РФ от 20.05.1994г. № 498).

Признаками неудовлетворительной структуры баланса являются критические значения следующих коэффициентов.

1. Коэффициент текущей ликвидности – КТЛ.


КТЛ = Итог 2раздела/ итог 5 раздела (стр. 640+650+440) больше 2 (если меньше, то плохо).


2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами - Косс


Косс = 3 р-1р/2раздел

Меньше 0(если больше, то плохо)


В целях улучшения финансовых результатов предприятие должно осуществлять финансовый менеджмент.

Его сущность состоит в умелом руководстве движения финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент включает следующие действия:

1. планирование и прогнозирование финансового состояния

2. организация исполнения финансовых программ

3. регулирование

4. стимулирование работников в достижении высоких результатов

5. запасы продукции, сырья и материалов

Лекция 8. Финансовое планирование и финансовый контроль на предприятии


1. финансовый план как составная часть бизнес-плана

2. цели и методы финансового планирования

4.финансовая отчетность предприятия

5. финансовый контроль на предприятии


1. финансовый план как составная часть бизнес-плана


Бизнес-план предприятия представляет собой план хозяйственно-финансовой деятельности предприятия на определенный период. Внутри предприятия бизнес-план используется как инструмент управления и стратегического планирования. Он также используется при получении кредита в банке в качестве обоснования потребности в заемных средствах. Бизнес-план состоит из следующих разделов:

Первый раздел – резюме – содержит сведения о предполагаемых мероприятиях и источников их финансирования. Здесь же приводится ожидаемый экономический эффект.

Второй раздел – досье компании – приводится точное название и юридический адрес предприятия, перечень регистрационных документов и лицензии, которыми оно располагает, дается информация о составе акционеров и распределении акций между ними, излагается краткая история предприятия и характеризуется его оргструктура.

Третий раздел – продукты и услуги – дается характеристика производимых товаров и услуг, оценивается их конкурентоспособность.

Четвертый раздел – производственная деятельность – рассчитывается потребность в производственных помещениях, оборудовании, сырье, материалах, указываются поставщики и условия поставок.

Пятый раздел – анализ отрасли – определяется размер рынка, доля предприятия на рынке, указываются конкуренты и их доли рынка.

Шестой раздел – объем продаж - определяется объем и цена продаж, а также формы сбыта.

Седьмой раздел – маркетинг – рассчитывается потребность в данном товаре, определяются методы продвижения товара, способы проведения рекламы.

Восьмой раздел – финансовый план – составляется по данным всех предыдущих разделов.


2. цели и методы финансового планирования


Финансовое планирование преследует основные цели:

1. расчет потребности в денежных средствах

2. определение источников финансирования

Источники финансирования, во многом определяются стадией жизненного цикла, на которой находится предприятие. На стадии создания предприятие ориентируется на использование собственного капитала.

На стадиях роста и зрелости используется такие источники финансирования как выпуск дополнительных акций, банковские кредиты, а также привлечение средств путем выпуска долговых ценных бумаг, а именно облигаций и векселей. Если предприятие действует в сфере относящейся к государственным приоритетам, оно может получить бюджетный кредит под процент ниже ставки рефинансирования.

Важнейший источник финансирования текущей деятельности предприятия – кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам.

Если предприятие планирует рост объема производства, оно должно увеличить размер основных средств за счет капитальных вложений. Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные средства в виде накопленной амортизации и фонда накопления, создаваемого из части чистой прибыли. Однако чаще всего собственные источники бывают недостаточными и потому предприятия привлекают долгосрочные кредиты банков и выпускают долгосрочные долговые обязательства. При составлении финансового плана используются следующие методы :

1. нормативный – норматив расхода сырья и материалов на единицу продукции нормы амортизации, налоговые ставки.

2. расчетно-аналитический метод – плановые показатели определяются путем корректировки достигнутых показателей на предполагаемый темп изменения его в будущем.

3. балансовый

4. метод оптимизации плановых решений . Как правило, составляется несколько вариантов финансового плана. Для получения наихудших и усредненных условий. Признак оптимальности плана – это возможность получения максимальной прибыли при минимальных затратах.



Финансовый план представляет собой совокупность ряда таблиц :

1-таблица - прогноз объема реализации товаров и услуг. Обычно на три года. Первый год по месяцам, на второй год по кварталам, третий год – на год.

2-таблица - баланс денежных потоков, которая строится по схеме:

Наличные денежные средства на начало периода

Источники поступления средств

Расход денежных средств

Наличие денежных средств на конец периода

На основании этого расчета определяется потребность предприятия в заемных средствах или излишки денежных средств, о доходном размещении которых необходимо позаботится.

3-таблица – баланс доходов и расходов, в котором отражаются балансовая прибыль, амортизация, доходы от выпуска ценных бумаг, планируемые суммы уплаты налогов, создание фондов накопления, потребления, резервного фонда. Расчет точки безубыточности предприятия, т.е. объема производства при котором предприятие не получает ни прибыли ни убытка, а выручка от реализации равна себестоимости продукции. Точке безубыточности соответствует критический объем производства, если предприятие будет производить продукции меньше критического объема, оно понесет убытки.


4. финансовая отчетность предприятия


В состав современного комплекта отчетности предприятия входят следующие формы:

Форма № 1 – бухгалтерский баланс, также содержатся сведения о за балансовых операциях предприятия. Например, забалансом показываются суммы полученных и предоставленных гарантий, поручительстве, а также выделяются суммы товаров принятых на ответственное хранение, на налично арендованные основные средства.

Форма № 2 – отчет о прибылях и убытка. Приводятся сведения о доходах и расходах по обычным видам деятельности, операционных внереализационных и чрезвычайных доходах и расходах. Здесь же показывается прибыль или убыток.

Форма № 3 – отчет об изменениях капитала – отражается увеличение или уменьшение отдельных элементов капитала предприятия, а именно уставного, добавочного, резервного фонда и др. специальных фондов, показываются причины изменений.

Форма № 4 – отчет о движении денежных средств. Построение этой формы аналогично балансу денежных потоков.

Форма № 5 – приложение к бухгалтерскому балансу. Здесь содержится отчет о движении заемных средств, показываются займы и кредиты (отдельно долгосрочные, отдельно краткосрочные). Содержатся сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по срокам. Приводятся сведения об амортизации нематериальных активов и основных средств, а также показываются источники финансирования капитальных вложений, финансовые вложения и структура себестоимости продукции по элементам затрат.

Форма № 6 – отчет о целевом использовании средств предназначена для некоммерческих предприятий.


5. финансовый контроль на предприятии


Внутренний финансовый контроль на предприятии осуществляется бухгалтерией и финансовым отделом главного бухгалтера отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Оперативный финансовый контроль должен, осуществляться на основе четкой организации бухучета и контроля за движение денежных средств.

Стратегический финансовый контроль осуществляется на стадии финансового планирования для принятия оптимальных решений по вложению капитала.

Чрезвычайно важен аудиторский контроль, который в РФ введен в конце 80-х годов. Аудиторская проверка может быть инициативной – по решению самого предприятия, или обязательной. Существует список организаций, которые подлежат обязательной аудиторской проверке – банки, страховые компании, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, предприятия с участием иностранного капитала, все ОАО.

Финансовый контроль может проводиться по поручению государственных органов – прокурора, налоговой службы, налоговой полиции.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.