Бюджетный дефицит в зарубежных странах. Бюджеты стран мира на одном графике: кто больше всех зарабатывает

Начало 10-х годов 21 века ознаменовалось резким увеличением сторонников теории о «российской супердержаве» и «особенной» роли российского государства в мире. Но ситуация в мире серьезно изменилась после падения цен на энергоносители в 2014 году, что намного поубавило ряды приверженцев «вставания с колен».

На самом деле все довольно просто: Россия, с начала 2000-х годов, жила на деньги от продажи нефтеуглеродов, которые сильно выросли на фоне растущей мировой экономики. Никакой реальной конкурентной экономики, которая бы могла предложить миру качественные продукты, в РФ за годы «нефтяного изобилия» не было создано, а большинство вырученных средств от продажи нефти и газа, банально были разворованы и остались в карманах чиновников.

Но давайте обратимся к языку цифр, чтобы определить, является ли Россия такой могущественной и богатой, как утверждают некоторые российские политики, сравнив величину государственных бюджетов России и других стран мира за 2016 год.

Государственные бюджеты ведущих стран мира за 2016 год

Страны Млн. долл. США
1 США 3 251 000
2 КНР 2 426 000
3 Германия 1 515 000
4 Япония 1 439 000
5 Франция 1 253 000
6 Великобритания 1 101 000
7 Италия 876 000
8 Канада 585 000
9 Испания 473 600
10 Австралия 425 700
11 Нидерланды 336 500
12 Республика Корея 291 300
13 Мексика 259 600
14 Швеция 250 800
15 Индия 236 000
16 Бельгия 226 800
17 Швейцария 221 900
18 Норвегия 230 300
19 Россия 216 000
30 Венесуэла 203 400

Как видно из приведенной выше таблицы, размер российского не входит даже в первую 15-ку бюджетов стран мира, его величина меньше, чем у Бельгии и Швеции (!), в 7 раз меньше, чем у Германии, в 12 раз меньше, чем у Китая и 16 раз меньше, чем у США. К слову, расходы тех же США превышают федеральный бюджет России в 3 раза.

Федеральный бюджет России на 2017 год: конец истории

Новым Федеральным бюджетом на 2017 год ни правительство, ни Госдума ничем не удивили: это бюджет проедания и продолжения агонии социально-экономической модели, утвержденной в начале 2000-х годов. Не смотря на падение уровня жизни населения в уходящем году, продолжилась тенденция по укреплению власти за счет силовых ведомств, на которые в бюджете страны денег не экономят. Так на военные расходы и силовые ведомства в новом бюджете заложено около 4,7 трлн. рублей, что превышает совокупные расходы на здравоохранение, образование и культуру более чем в 4 раза. Бюджет страны рассчитан из среднегодовой цены нефти марки Urals 40 за баррель, что является оптимистическим сценарием, учитывая мировые тенденции, а также приход в США республиканской партии во главе с Дональдом Трампом, обещающими открыть доступ на мировой рынок американской нефти.

Бюджет стран мира - это денежный фонд, который используется их правительствами для финансирования собственной деятельности. Он представляет собой своеобразную общенациональную смету доходов и расходов. Государственный бюджет взаимодействует со многими звеньями финансовой системы страны. Именно с помощью денег из него происходит оказание помощи перспективным и ключевым отраслям.

Основные понятия

Бюджет стран мира отличается рядом особенностей. Его структура зависит от целого ряда факторов, важное место среди них занимает административно-территориальное устройство государства. Бюджет обычно составляется правительством, а утверждается парламентом или другим высшим законодательным органом. Следует отметить, что само понятие появилось с появлением государства. Однако форму документа, утверждаемого высшим законодательным органом, он приобрел только с приходом к власти буржуазии. Казначейством принято называть финансовое ведомство, которое занимается исполнением бюджета, то есть хранением и использованием его денежных средств.

Данный документ расписывает доходы и расходы государства за год. Зачастую во внимание принимается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом он отображает денежные отношения, которые возникают у правительства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода. Он включает две статьи. Доходы формируются за счет:

В РФ около 84% бюджетных поступлений приходится на налоговые доходы.

Расходы - это те средства, которые направляются правительством на финансирование определенным им целей и задач. С макроэкономической точки зрения их разделяют на следующие группы:

  • Государственные закупки.
  • Трансферты.

Расходы можно разделить и по их назначению:

  • На политические цели. Здесь можно выделить расходы на обеспечение безопасности и содержание государственного аппарата.
  • На Это расходы на обеспечение функционирования государственного сектора и субсидирование частного.
  • На социальные цели. Это расходы на выплату пенсий, пособий и стипендий, а также на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

В историческом контексте

В странах мира появилось в 18 веке. Сама идея учета доходов и расходов государства принадлежит сэру Роберту Уолполу. В то время он был канцлером казначейства и стремился восстановить доверие общественности к системе после краха компании Южных морей в 1720 году. В 1733-м Уолполу огласил свои планы по введению акциза на потребление множества товаров, в том числе на вино и табак. Налоговая нагрузка на мелкопоместное дворянство, напротив, предполагалось уменьшить. Это вызвало волну общественного возмущения. Была опубликована брошюра под названием «Бюджет открыт, или ответ на памфлет». Ее автором был Уильям Пултень. Именно он первый использовал слово «бюджет» в связи с фискальной политикой государства. Инициатива Уолполу была отменена. Однако уже к середине 18 века учет доходов и расходов правительства стал обычной практикой в развитых странах.

Виды бюджета

Обычно их выделяют три. Чаще всего встречается означает, что расходы правительства превышают поступления. Выделяют дефицит доходов, финансовый и первичный. Излишек бюджета возникает тогда, когда поступления превышают расходы. Это достаточно редкая ситуация. Наиболее оптимальным вариантом является сбалансированный бюджет. Он подразумевает, что поступления равны расходам. Именно к такому положению дел стремятся все страны мира.

Назначение

У бюджета стран мира есть четыре основных функции:

  • Распределительная. Это означает, что бюджет формируется за счет централизованных фондов и используется на различных уровнях власти. Распределение доходов способствует сбалансированному развитию регионов.
  • Стимулирующая. Государство с помощью бюджета регулирует экономику страны. Оно может целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производств в отдельных регионах.
  • Социальная. Бюджет аккумулирует средства, которые могут быть использованы для развития здравоохранения, образования, культуры и поддержки незащищенных слоев населения.
  • Контрольная. Государство следит за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы составления

Считается, что любой бюджет должен быть полным, единым, реальным и гласным. От соблюдения данных принципов зависит доверие к правительству, а также сбалансированность и скорость развития экономики страны. Под полнотой понимается то, что в бюджет обязательно должны быть включены все поступления и расходы. Все неучтенное способствует тенизации экономики и увеличению неравномерности развития. Единство бюджета подразумевает наличие единого документа, в котором все доходы и расходы классифицируются определенным образом. Поэтому их можно сравнивать и сопоставлять. Реальность или, как еще называют этот принцип, правдивость бюджета указывает на то, что все статьи данного документа должны быть обоснованными и правильными. Для этого и нужно его публичное обсуждение правительством и утверждение парламентом. Как раз с последним и связан такой важный принцип, как гласность. Он также включает необходимость периодических отчетов об исполнении бюджета различными органами.

Казначейство как особый финансовый орган

Данное ведомство занимается кассовым исполнением бюджета. В различных странах он может иметь различные названия. Однако везде казначейство выполняет сходный набор функций. Среди них:

  • Обеспечение учета всех бюджетных доходов.
  • Подтверждение обязательств правительства по расходованию средств.
  • Осуществление платежей от имени получателей денег от государства.

Бюджеты стран мира в 2017 году

Данный показатель можно рассматривать по-разному. Например, имея в виду самые большие бюджеты стран мира, можно учитывать доходы, размера дефицита (излишка). Рассмотрим сначала страны мира по объему поступлений. Доходы бюджета стран мира варьируются от 3,4 триллионов долларов США у США до 1 миллиона у Питкерных островов. В первую пятерку по данному показателю вошли, кроме Соединенных Штатов, такие государства, как Китай, Япония, Германия и Франция. Они же являются лидерами по расходам. Но гораздо интереснее рейтинг бюджетов стран мира по дефициту (профициту). На первом месте - Германия. Профицит ее бюджета составляет 23 миллиарда долларов США. В первую пятерку также вошли такие страны, как Норвегия, Макау, Швейцария и Исландия. Если рассматривать по проценту профицита, то лидерами являются несколько другие государства. Это Макау, Тувалу, Исландия, Палау и острова Теркс и Кайкос.

Военные бюджеты стран мира

Данный показатель рассчитывается двумя организациями. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, военный бюджет стран мира в 2017 году превысил 1,686 миллиардов долларов. Это 2,2% мирового На первом месте по объему расходов на данную сферу Соединенные Штаты. В 2017 году они потратили 611,2 миллиарда долларов или 3,3% ВВП. На втором - Китай. Но его расходы почти в три раза меньше, чем у США - только 215,7 миллиардов долларов или 1,9% ВВП. В тройку лидеров также вошла потратила на военную сферу 69,2 миллиардов долларов или 5,3% ВВП. В пятерку по данному показателю также вошли такие страны, как Саудовская Аравия и Индия. По оценке Международного института стратегических исследований, на первом месте по военным расходам также США, а на втором - Китай. Однако затем идут такие страны, как Саудовская Аравия, Россия, Великобритания и Индия. Немного отличаются и сами цифры, однако несущественно.

Бюджет является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Он необходим для того, чтобы вести хозяйство, осуществлять планирование и развивать национальную экономику.

Государственные расходы России на оборону в постоянных долларах сократились в 2016 году на 6,6%, говорится в исследовании IHS Markit. Индия вытеснила Россию из пятерки стран с крупнейшими оборонными бюджетами

Стрелковые учения в Ростовской области (Фото: Валерий Матыцин/ТАСС)

Россия впервые за несколько лет потеряла место в пятерке стран с крупнейшими расходами на оборону, следует из ежегодного доклада Annual Defence Budgets Report военно-аналитического издания IHS Jane’s (группа IHS Markit). Госбюджет России 2016 года включал первое с конца 1990-х годов сокращение оборонных расходов, в результате чего Россия откатилась с четвертого на шестое место по величине военных бюджетов в мире, говорится в пресс-релизе IHS Markit, посвященном исследованию. Россию обогнали Индия и Саудовская Аравия.

По данным IHS Jane’s, оборонный бюджет России в 2016 году составил $48,45 млрд против $51,84 млрд годом ранее (в постоянных долларах 2016 года). «В обозримом будущем 2015 год, похоже, так и останется пиком оборонных расходов России», — пишет компания. В 2017 году траты на оборону продолжат снижаться, ожидают аналитики IHS. Официальный бюджет России по направлению «Национальная оборона» в 2017 году снизится на 27% по сравнению с 2016-м, до 2,84 трлн руб. ($42 млрд по среднегодовому курсу рубля, заложенному в бюджет), следует из проекта федерального бюджета на предстоящие три года.

Оборонный бюджет Индии вырос на 8,6%, до $50,7 млрд в 2016 году, и она поднялась на четвертое место, уступая только Соединенным Штатам, Китаю и Великобритании. При этом IHS ожидает, что в 2018 году Индия опередит и Великобританию, которая сейчас тратит на оборону $53,8 млрд в год, и выйдет на третье место в мире. США и Китай далеко впереди: в 2016 году они потратили на оборону $622 млрд и $192 млрд соответственно.

В 2016 году расходы российского бюджета по разделу «Национальная оборона» составят 3,89 трлн руб. — формально на 700 млрд руб. больше, чем в 2015-м. Но резкий рост объясняется , взятые несколько лет назад для выполнения гособоронзаказа. Без учета этих разовых расходов оборонные расходы составили бы в 2016 году около 3,1 трлн руб. — чуть меньше, чем в 2015 году (3,18 трлн руб.). А в сопоставимых ценах 2016 года оборонные траты 2015 года, которые IHS называет пиковыми для России, составили еще больше — около 3,4 трлн руб., следует из недавнего . Точкой отсечения для сбора данных IHS Jane"s по военным бюджетам было 6 декабря.

IHS прогнозирует, что при текущих планах Россия по размеру оборонных расходов уступит к 2020 году еще и Франции и опустится на седьмую позицию в мире. Оборонный бюджет Франции в 2016 году составил $44,3 млрд — на $4 млрд ниже, чем у России.

Государства получают эту плату в виде налогов – это пошлины и НДС от внешней торговли, это налоги с бизнеса и с доходов физических лиц. Чем больше государству удается собрать налогов – тем лучше, ведь тогда оно становится богаче и сильнее, а ещё сможет больше потратить на жизнь своих же граждан.

Как и в бизнесе, доходы государств неодинаковы. Чаще всего всё зависит от ресурсов, от “численности” трудящихся и технологического развития, а также важную роль играет то, насколько эффективно работает руководство такой компании.

Ежегодно ЦРУ США, которое, к слову обладает обширной статистической базой по многим вопросам, сравнивает и объемы государственных бюджетов разных стран. Естественно, в долларах, чтобы их можно было сопоставить.

По итогам 2016 года первое место по размеру бюджета заняли США, бюджет которых составил более 3,267 трлн долларов. На втором месте Китай с доходами в размере 2,402 трлн долларов. На третьем месте оказалась Япония с доходами в 1,684 трлн долларов. Следом за ними идут страны Европы – Германия, Франция, Великобритания и Италия – они “зарабатывают” в среднем от 1 до 1,5 трлн долларов в год.

Доходы России, несмотря на природные богатства и лидирующие мировые позиции по производству и экспорту многих товаров, выглядят скромно. В пересчете на доллары наш бюджет составил 200,7 млрд долларов. Среди других стран мы занимаем 23 место. Примерно такой же бюджет, как у нас, у таких стран, как Австрия, Турция и Дания. Согласитесь, как-то немного неловко, учитывая количество нашего трудящегося населения, площадь территории и количество природных ресурсов.

Впрочем, есть и страны, которые зарабатывают намного меньше нас. В основном, это небольшие островные государства или страны Африки. Так, например, доходы Тувалу за 2016 год составили только 42,7 млн долларов, Тонго – 135,4 млн долларов, Сомали – 145,3 млн долларов, Сан-Томе и Принсипи – 105,6 млн долларов.

Ниже представлена интерактивная карта – можно кликнуть на страну и посмотреть, какой бюджет был у каждого государства в миллиардах долларов.