Состояние экономики бразилии. Экономика бразилии


По окончании Второй мировой войны экономика Бразилии претерпела значительные изменения. Если до войны Бразилия являлась в основном экспортёром минерального сырья и некоторого количества продуктов лесного и сельского хозяйства, то после войны был сделан большой рывок в области развития обрабатывающей промышленности. На сегодняшний день Бразилию можно смело назвать индустриально-аграрной страной.

Несмотря на бурное развитие промышленности, сельское хозяйство страны не отставало от неё. Бразилия вошла в число мировых лидеров по экспорту сахара, а в области производства соевых бобов заняла второе место в мире. Она также является лидеров производства кофе, и поставляет на мировой рынок большое количество хлопка и какао. Внутренние потребности в почти всех основных продуктах питания Бразилия удовлетворяет собственными силами.

Основными отраслями экономики страны являются горнодобывающая, энергетическая, обрабатывающая промышленности и сельское хозяйство.

Горнодобывающая промышленность

До сих пор большую роль в этой отрасли играет иностранный капитал, в основном из США, Японии, Канады и Франции. Важнейшими ископаемыми, поставляемыми на мировой рынок, являются марганцевая и железная руды, а также бокситы. Остальные металлы добываются в основном для внутренних нужд.

Добывают в Бразилии и драгоценные, а также полудрагоценные камни: топазы, алмазы, аквамарины и сапфиры. Растёт добыча золота, первые месторождения которого были открыты в восьмидесятых годах прошлого века.

Собственные месторождения позволяют Бразилии примерно наполовину удовлетворять внутреннюю потребность в нефти. Остальное страна импортирует.

Энергетика

Энергобаланс Бразилии распределяется примерно следующим образом: гидроэнергетика - 1/3, нефть и природный газ - 1/3, этиловый спирт, являющийся результатом обработки сахарного тростника - 1/6, уголь, древесина и биогаз - ещё 1/6. Поскольку страна располагает огромным источником гидроэнергии в лице Амазонки и её многочисленных притоков, эта отрасль энергетики постоянно и неуклонно растёт и развивается. При этом так же постоянно сокращается потребление природного газа и нефти. Что интересно, около 90% автомобилей страны работает не на бензине, а использует в качестве топлива этиловый спирт.

Атомная энергетика в Бразилии развивается медленно, так как проводится государственная политика сдерживания в её отношении, связанная с экологическими соображениями и недостатком инвестиций в эту отрасль.

Обрабатывающая промышленность

Более четверти ВВП Бразилии приходится на долю предприятий обрабатывающей промышленности. Важное место здесь занимают нефтепереработка, химическая и тяжёлая промышленность.

Месторождения высококачественной железной руды обусловили развитие чёрной металлургии, хотя для её нужд приходится импортировать значительное количество кокса, а также применять древесный уголь. Цветная металлургия - это в основном производство алюминия, которое контролируется иностранным капиталом.

Хорошо развито машиностроение, в частности - автомобилестроение. Ведущие позиции занимает Бразилия в производстве морских судов.

Страна реализует собственные ядерную и космическую программы.

Сельское хозяйство

Около 30 процентов активного экономически населения Бразилии занято в сфере сельского хозяйства. Часть продукции производится сугубо для внутреннего потребления, тогда как некоторые культуры возделываются почти исключительно на экспорт. Среди этих последних: соевые, кофе, сахарный тростник, рис, какао и апельсины. Объём экспорта продукции сельского хозяйства весьма высок: Бразилия является по этому показателю обладателем третьего места в мире, уступая лишь Франции и США. При этом в отдельных отраслях (таких как экспорт сахара и сахарного тростника, сбору апельсинов и бананов) Бразилия прочно удерживает пальму первенства.

Продукция животноводства составляет почти половину стоимости всего, производимого в сельскохозяйственной отрасли, имея преимущественно мясное направление.

Лесное и рыбное хозяйство

Более половины территории страны покрыто лесами. Именно Бразилия - обладатель первого места по запасу древесины различных ценных пород. Несмотря на это лесные ресурсы страны используются слабо. В основном это сбор бразильского ореха, природного каучука, карнаубского воска, плодов масличного дерева и пальмы бабасу. Значительная часть продукции лесной отрасли экспортируется.

Несмотря на то, что Бразилия имеет большую по протяжённости береговую линию, рыболовство, равно как и рыбоперерабатывающая промышленность здесь развито слабо. Промысел ведут в основном малые суда, а продукция отправляется на экспорт.

Транспорт

Несмотря на то, что в Бразилии мало дорог с твёрдым покрытием (всего около 10% от общего числа) основную роль в пассажирских перевозках играет автомобильный транспорт. Протяжённость железных дорог, в основном устаревших, насчитывают всего лишь чуть более 30 тысяч километров, из них электрифицированы лишь 2,5 тысячи километров. В виду большой протяжённости водных путей и атлантического побережья, большое значение имеет речной и каботажный транспорт. Хорошо также развито воздушное сообщение: в стране насчитывается 29 только крупных аэропортов.

Внешняя торговля

Основная тенденция внешней торговли - увеличение удельного веса готовой продукции, нетрадиционной продовольственной продукции и полуфабрикатов. За последние десятилетия прошлого века и начало нынешнего в разы возросла доля продукции, производимой обрабатывающей промышленностью. Среди товаров, идущих на экспорт, выделяются самолёты, автомобили, сталь, бокситы, железная руда и электронные приборы.

Растёт импорт станков, машин, промышленного оборудования, полуфабрикатов и промышленного сырья: угля, нефти, цветных металлов.

Состав экспорта: транспортное оборудование, железная руда, соя, обувь, кофе, автомобили.
География экспорта (2010 г .): Китай 15,2%, США 9,6%, Аргентина 9,2%, Нидерланды 5,1%, Германия 4%
Объем экспорта (2010 г.) $201,9 млрд.
Состав импорта: электрических и транспортное оборудование, химическая продукция, нефть, автозапчасти, электроника.
География импорта (2010 г .): США 15%, Китай 14,1%, Аргентина 7,9%, Германия 6,9%, Южная Корея 4,6%,
Объем импорта (2010 г.) $181,7 млрд.
Внешний долг (2010 г.): $410 млрд.

По данным ЦРУ, в 2003 году в промышленности Бразилии было занято 14 % работающего населения страны, а в 2011 году -- 13,3 % (по оценке). Доля промышленности в ВВП составляет 26,4%.

Горнодобывающая промышленность - в Бразилии добываются более 40 видов полезных ископаемых. Наиболее значимыми являются железная и марганцевая руды. Добывается более 200 млн. тонн железной руды в год, примерно 80 % экспортируется. Бразилия занимает одно из первых мест в мире по добыче бокситов. Добыча цинка, меди и никеля осуществляется для внутреннего рынка. Бразилия -- поставщик стратегического сырья: вольфрам, ниобий, цирконий, слюда и др. Потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. В 1970-х годах в Амазонии найдены значительные запасы золота, ныне её добыча составляет примерно 80 тонн в год. Найдены месторождения угля, однако уголь низкого качества и его добыча составляет около 5 млн. тонн в год.

Обрабатывающая промышленность - Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП. Главными отраслями являются нефтепереработка и химическая промышленность.

Производство биотоплива - Бразилия является крупнейшим (после США) производителем биоэтанола: в 2006 году в Бразилии было произведено 16 977 млн. литров биотоплива. Этанол обеспечивает около 30 % потребностей страны в горючем. В Бразилии для заправки автомобилей используют как «чистый» этанол, так и смесь с бензином. Содержание этанола в смеси составляет 22--25 %. Также этанол (2 % от состава) добавляют в дизельное топливо. Сырьём для производства этанола служит сахарный тростник. Технологические возможности бразильских предприятий позволяют ежегодно производить этанол на уровне 16--20 млрд. литров. Развитие производства этанола из сахарного тростника позволяет сбалансировать производство сахара на мировом рынке: при снижении спроса на сахар-сырец увеличиваются объёмы переработки тростника на этанол, что позволяет сохранять объёмы выращивания культуры в независимости от мировой конъюнктуры рынка.

Автомобильная промышленность - Ежегодно Бразилия производит более 1,5 млн. автомобилей. Основными производителями автомобилей в стране являются фирмы «Скания», «Мерседес-Бенц» и «Фиат». Главным производителем автобусов является «Мерседес-Бенц».

Легкая промышленность - текстильная промышленность, главная отрасль лёгкой промышленности Бразилии. По производству изделий из текстиля Бразилия занимает 6-7 место в мире. 80 % хлопка в Бразилию ввозится из-за рубежа. Это объясняется низким качеством бразильского хлопка. Развита обувная промышленность -- в стране работают более четырёх тысяч обувных заводов.

Лесная промышленность - Под лесами занято более 60% территории Бразилии. Ей принадлежит первое место по запасам древесины ценных пород. Древесные ресурсы страны пока используются слабо. Наибольшее значение имеют сбор латекса дикорастущих каучуконосов(30-50 тыс. тыс. в год) во влажных тропических лесах Амазонии, бразильского ореха, карнаубского воска, плодов пальмы бабасу и масличного дерева ойтисики на Северо-Востоке и «парагвайского чая» (йерба матэ) на Юге. Заготовка древесины араукарии ведется на Юге. Значительная часть продукции лесного хозяйства идет на экспорт.

Рыбная промышленность - Несмотря на довольно большую протяженность береговой линии, рыболовство в Бразилии слабо развито. Промысел ведется на малых судах у берегов Санта-Катарины и Риу-Гранди-ду-Сул на Юге и Сан-Паулу на Юго-Востоке. Продукция реализуется непосредственно на берегу. Рыба перерабатывающая промышленность развита слабо. 40% переработки проводится десятью компаниями, в основном на юге. Большая часть добычи экспортируется.

По данным ООН, Бразилия относится к группе новых индустриальных стран. По объему ВВП — 375 млрд. долл. Бразилия занимает 10-е место в мире. На долю промышленности в ВВП приходится 43%, а на сельское хозяйство — 10%. Индустриальный рост, особенно интенсивный в 70-80-е гг. XX ст., стал скачком . Ее развитию способствовали: иммиграция, давшая квалифицированную рабочую силу; кофейный бум, создавший условия для первоначального накопления капитала; освоение гидроресурсов, ставших энергетической основой индустриализации; политика «открытых дверей» для международных монополий; льготы, предоставленные предпринимателям, прямые иностранные инвестиции и займы, в экономику Бразилии составили в 1998 г.

Немецкая компания

Американские компании

Итальянская

Японско-шведские

компании

Германской компании принадлежит 10 заводов

В Бразилии нет сегодня ни одной отрасли экономики, где бы иностранный капитал не пустил свои корни. Более 5000 иностранных фирм, 3/4 всех инвестиций ТНК вложили в обрабатывающую , т.е. с каждого вложенного в экономику доллара иностранные компании извлекают три доллара прибыли.

Основным видом транспорта в Бразилии является автомобильный. Главной магистралью страны является Трансамазонское шоссе. Длина автодорог — 1,7 млн. км, а железных дорог — 30 тыс. км. Длина судоходных рек — 31 тыс. км. Наиболее удобные водные пути удалены от основных хозяйственных центров. Внешние экономические связи осуществляет морской транспорт. Развит воздушный транспорт. В стране насчитывается 1,5 тыс. внутренних аэропортов, в том числе 21 — международного класса. Ежегодно посещает 1 млн. туристов. Экспорт дает 15% национального дохода. Главными торговыми партнерами являются Япония, и . Внешняя задолженность составляет 35 млрд. долл. США.

Бразилия – крупнейшая по территории и населению страна Латинской Америки, занимает почти половину площади материка Южная Америка. Наиболее обжита приморская часть Бразилии, выходящая к Атлантическому океану. Громадные по площади внутренние районы Бразилии – Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность слабо заселены и недостаточно освоены.

Бразилия располагает разнообразными и значительными природными ресурсами: это минеральные ресурсы (железные руды, полиметаллические руды, редкоземельные элементы), лесные и водные ресурсы, большие площади пахотных земель. Климат Бразилии позволяет выращивать сельскохозяйственные культуры тропического пояса.

Средняя плотность населения Бразилии невелика и составляет 22 человека на км 2 . Уровень урбанизации составляет 86 %. Как и в других государствах – бывших колониях, население подразделяется скорее не по национальному, а по расовому признаку. Белые бразильцы (представители европеоидной расы) составляют около 54 % населения, мулаты – около 39 %. Негры составляют около 5 % населения, а на долю представителей других рас (индейцы, бразильцы азиатского происхождения) приходится около 2 %. В начале ХХI века в Бразилии произошел демографический переход и ранее высокий уровень рождаемости начал снижаться.

Демографический переход – исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений.

Отрасль мировой специализации экономики Бразилии – черная металлургия. Развита добывающая промышленность, перерабатывающую промышленность, главными отраслями которой являются нефтепереработка и химическая промышленность. В результате совершенного Бразилией индустриального рывка (Бразилия относится к новым индустриальным странам) в стране налажено массовое производство автомобилей, самолетов, электротехники. Главными отраслями легкой промышленности являются текстильная и обувная промыщленность.

По экспорту сельскохозяйственной продукции Бразилия находится на третьем месте в мире. Страна специализируется на выращивании кофе (1-е место в мире), сахарного тростника (1-е место в мире). Основными потребительскими сельскохозяйственными культурами в Бразилии являются кукуруза, рис и пшеница. Выращиваются также какао-бобы, хлопчатник и соя. Важную роль в сельском хозяйстве Бразилии играет и животноводство, наиболее развитое в Центрально-Западном регионе страны. Кроме данного региона, выделяются Северный, Северо-Восточный, Южный и Юго-Восточный экономические регионы.

Наиболее развит Юго-Восточный регион страны, где расположены основные экономические центры: города Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Белу-Оризонти.

Южный регион можно назвать житницей Бразилии: это главный сельскохозяйственный район, в котором возделывают рис, пшеницу и сою.

Бразилия - одна из ключевых стран развивающегося мира. По объему ВВП она занимает первое место в Латинской Америке, а по объему промышленного производства входит в десятку крупнейших стран мира. Доля промышленности в ВВП - 33%, а сельского хозяйства - 11%. Бразилия обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной (свыше 100 млрд. тонн), марганцевой (100 млн. т.), урановой (256 тыс. т.) руд, угля (21 млрд. т.), нефти и др.

Горнодобывающая промышленность.

Несмотря на быстрое развитие и богатую сырьевую базу Бразилия, доля этой отрасли в ВВП невелика. Там сильно развита добыча апатитов и железной руды, так же развита добыча золота, серебра, олова, алмазов и асбеста. Железорудная промышленность работает в большой степени на экспорт.

Энергетика.

До 90% всей электроэнергии страны производят ГЭС, также используются альтернативные источники (большая часть автомобилей работает на спирте), дрова, каменный уголь, работает одна АЭС.

Черная металлургия. работает на собственной руде и импортном коксе. Страна входит в десятку мировых производителей стали (выплавка - 25 млн. тонн). Крупнейшие заводы находятся в штатах Минас-Жерай и Сан-Паулу.

Цветная металлургия.

Наиболее развито производство алюминия на собственных бокситах, а также никеля и меди.

Машиностроение и обработка. занимает ведущее место в обрабатывающей промышленности по стоимости продукции. Развиты - транспортное машиностроение (прежде всего автомобилестроение, Бразилия производит один миллион автомобилей в год), станкостроение. Страна занимает четвертое место в мире по строительству морских судов, заметны успехи авиастроения. Развито радио-аппаратное строение, большими темпами развивается производство электронно-вычислительной техники. Главные центры отрасли - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Сельское хозяйство.

В структуре отрасли лидирует растениеводство (60% стоимости всей продукции), причем в ходе эволюции систем землепользования и землевладения сложился институт крупный земельной собственности - латифундии (80% всех обрабатываемых земель). Кроме того, распространено мелкое землевладение - минифундии. Хотя удельный вес последних невелик, но именно они производят основную часть продовольственных (а не экспортных, как на плантациях латифундий) культур для внутреннего потребления: зерновых, бобовых, картофеля. Бразилия является традиционным производителем и экспортером ряда сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы, какао, бананов, хлопчатника, а также значительным поголовьем крупного рогатого скота.

На севере Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии, занимающие 60% всей территории страны. Но запасы ценных древесных пород используются нетрадиционно и слабо. Наибольшее значение имеет сбор каучука, заготовка орехов и лекарственных растений.

Животноводство Бразилии преимущественно мясное, дает около 40% стоимости сельхозпродукции. Преобладают пастбищное скотоводство, а так же мясное скотоводство в сочетании с овощеводством.

Транспорт.

Транспортный магистрали (сначала железнодорожные) начали формироваться еще в XIX веке. И сейчас новые и модернизированные железнодорожные ветви в основном соединяют центры добычи полезных ископаемых и районы сельхозпроизводства с портами. Длина железных дорог составляет 28 862 км.

Длина автомобильных дорог составляет 1,98 млн. км. (из них с твердым покрытием - 184 140 км.). Автомобильные дороги, хотя и являются самыми протяженными во всей Латинской Америке и перевозят большую часть пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и авиационный транспорт.

Роль Бразилии в мировом хозяйстве

Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью (она занимает первое место в мире по добыче железной руды, апатитов, второе - по добыче бериллия, третье - по добыче бокситов, четвертое - по добыче золота, асбеста, олова) и сектором услуг, является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки.

Бразилия - крупнейший в мире производитель кофе и сахарного тростника, один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.