Правовое регулирование экономических отношений. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений

Государственное регулирование рыночной экономики

3.1 Способы вмешательства государства в экономику

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства - это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:

Стимулирование капиталовложений;

Обеспечение полной занятости;

Стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

Поддержку устойчивого экономического роста;

Перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящие организации", имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.

Государственное вмешательство в рыночные отношения: объективная необходимость и границы

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития...

Государственное регулирование рыночной экономики

Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику обусловлена тем, что с помощью одного рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения в производстве, стратегические прорывы в области науки и техники...

Государственное регулирование экономики

В первую очередь, это правильная организация денежного обращения. Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности...

Государственное регулирование экономики

Границы необходимого вмешательства государства в экономику - это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых...

Государственное регулирование экономики, его средства и методы

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых...

Государственное регулирование экономического роста

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной само регуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых...

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы этого процесса: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы...

Границы государственного регулирования в РФ

Задачи государственного регулирования экономики в современной России

В первую очередь, это правильная организация денежного обращения. Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности...

Методы государственного регулирования экономики

Крупномасштабное производство, которое стало формироваться в современном мире со времени появления машин, немыслимо без наличия развитых хозяйственных связей и специфических экономических отношений...

Государственное вмешательство в экономику - это совокупность мер государства, с помощью которых оно влияет на социально-экономическое развитие общества. Задачей государственного вмешательства является, прежде всего...

Методы, средства и границы государственного регулирования в российской экономике

Прежде всего, границами государственного вмешательства являются такие области, где механизм рыночной саморегуляции уже не способен эффективно осуществлять деятельность, и тем самым необходимо срочное государственное вмешательство...

Регулирование государством рыночной экономики

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых...

Роль государства в рыночной экономике

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Все процессы в экономике подчиняются единым, достаточно жестким закономерностям...

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Государственное регулирование

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран.

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

Понятие, формы и виды экономических отношений

Определение 1

Сегодня под экономическими отношениями принято понимать некие связи (отношения) возникающие между людьми независимо от их воли и сознания в процессе общественного воспроизводства. Как правило, такие отношения опоясывают все сферы жизни человеческого общества.

Возникновение и развитие экономических отношения связано с реализации четырех групп процессов:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Их совокупность формирует основу общественного воспроизводства.

Экономические отношения неоднородны по своему составу и предназначению. В связи с этим принято выделять их различные формы и виды.

Основные формы экономических отношений представлены на рисунке 1. Рассмотри их более подробно.

Рисунок 1. Формы экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Технико-экономические отношения сопряжены с использованием ресурсов в ходе воспроизводственного процесса. Они находят свое отражение в общественном разделении труда, специализации и кооперировании.

Социально-экономические отношения связаны с отношениями собственности на средства и результаты производства.

Организационно-экономические отношения представляют собой формы и методы хозяйствования и складываются в части выбора и использования определенных способов организации процессов общественного производства и управления ими.

Различаются экономические отношения и по видовому признаку. В частности они могут быть устойчивыми и разовыми, добровольными и принудительными и т.п.

Так или иначе, экономические отношения опираются на отношения собственности и требуют своего регулирования, которое может осуществляться на добровольной (саморегулирование) и принудительной основе.

Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений

Экономические отношения издревле являются объектом регулирования, основным же их регуляторов выступает право.

Определение 2

Правовое государственное регулирование экономических отношений представляет собой одну из форм государственного регулирования общественных отношений, обеспечивающую поведение субъектов экономических отношений согласно требованиям действующих норм права.

Сегодня в основе государственного регулирования экономических отношений лежат нормы гражданского и хозяйственного права.

Замечание 1

Сущность правового государственного регулирования экономических отношений сводится к разработке и формированию законодательной базы, обеспечивающей нормы функционирования различных рыночных структур, коммерции и предпринимательства, интересов общества и равноправия субъектов рынка.

Определяющая роль в системе государственного правового регулирования экономических отношений отводится антимонопольному законодательству и дефляционной политике.

В основе антимонопольной государственной политики лежит реализация мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации торговли и производства отдельными экономическими субъектами. Ее основными инструментами выступают:

  • государственный контроль цен предприятий-монополистов;
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция чрезмерно крупных коммерческих, производственных и управленческих структур;
  • развитие конкуренции (включая контроль допуска на отечественный рынок иностранных товаропроизводителей);
  • обеспечение антимонопольной экспертизы принимаемых законов.

Не менее важную роль в государственном регулировании экономических отношений играет и дефляционная политика, направленная на сдерживание роста цен. Ее основными инструментами выступает стабилизация совокупного платёжеспособного спроса, управление предложением и переход к равновесным рыночным ценам.

Правовое регулирование экономических отношений может осуществляться на различных уровнях, начиная от регионального и заканчивая глобальным. Так или иначе, оно выступает неотъемлемым элементом действующей системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования экономические отношения подлежат рыночному управлению и контролю. Речь в данном случае идет о механизмах саморегулирования и в первую очередь – о свободной конкуренции.

Тем не менее, в современном мире определяющая роль в регулировании экономических отношений отводится непосредственно институтам государства и права.

Формы и виды правового регулирования экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений выступает одной из форм его участия в экономической жизни. Его сущность сводится к прямому или опосредованному воздействию на процессы распределения ресурсов и формирование пропорций.

В общем виде правовое регулирование экономических отношений может принимать две основные формы (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы правового регулирования экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Прямые формы государственного регулирования экономических отношений сопряжены с применением различных методов безвозвратного финансирования отраслей, территорий и предприятий. К ним относятся прямые субсидии, включающие в себя разнообразные пособия, дотации и доплаты, осуществляемые из специально созданных фондов (бюджетных и внебюджетных). Кроме того, сюда же относятся налоговые льготы и льготные кредиты.

В отличие от прямых, косвенные формы регулирования экономических отношений включают в себя различные рычаги государственной политики, реализуемой его правительством. В частности сюда относится:

  • денежно-кредитная политика;
  • налогово-бюджетная политика;
  • внешнеэкономическая и валютная политика;
  • таможенно-тарифная политика и пр.

Помимо этого принято выделять административную форму регулирования экономических отношений, включающую в себя целый спектр мер косвенного воздействия. В качестве таких мер выступают лицензирование, квотирование, изменение ставки учетного процента, контроль цен и пр.