Налоговый учет на енвд. Налогоплательщики на усн или енвд: как подготовиться к выездной проверке

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Красноярск)

ИП - вид деятельности - вывоз бытовых отходов (мусора), система налогообложения ЕНВД. ИФНС предъявило решение о выездной проверке, а также требование о предоставлении документов (стандартный пакет), в том числе первичную документацию.

Правомерно ли это? Какие документы мы должны предоставить находясь на ЕНВД, либо можем написать письменно, что в данном случае эти требования о предоставлении первичных документов неправомерны?

Я индивидуальный предприниматель. Обязана ли я при выездной проверке представлять закупочные накладные или достаточно тех документов, которые подтверждают показатели расчета налоговой декларации по ЕНВД?

Необходимо показать все документы, которые от вас потребует налоговая инспекция в ходе проверки (п. 1 ст. 93 НК). Требование должно содержать наименование и вид необходимых документов и быть оформлено по установленной форме (Приложение 2 к Инструкции МНС от 10 апреля 2000 г. N 60). Его подписывает должностное лицо налогового органа, проводящего проверку. Требование инспектор вручает налогоплательщику под расписку с указанием даты.

Срок представления документов, истребованных в ходе налоговой проверки, - 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ руководитель налогового органа вправе продлить сроки представления документов, если налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомил о невозможности представления в определенные сроки документов, указав причины.

Что касается непредставления документов по требованию налогового органа, то ст. 126 НК РФ за данное нарушение предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Однако для того, чтобы применить данную санкцию, должны быть соблюдены следующие условия.

1. Представление данных документов должно быть предусмотрено НК РФ. По мнению автора, представление документов, подтверждающих правомерность применения расчетных показателей по ЕНВД, в рамках камеральной проверки не предусмотрено. Поэтому если документы были истребованы для камеральной проверки, то неисполнение данного требования не влечет налоговой ответственности.

Истребование любых документов, имеющих отношение к исчислению и уплате налогов, а также финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, с 01.01.2007 может проводиться без ограничений только при проведении выездных налоговых проверок. Но надо иметь в виду, что налоговики вряд ли данный факт признают без спора. Поэтому свою правоту придется доказывать в суде.

2. Для применения налоговой санкции налоговому органу необходимо четко определить перечень истребуемых документов. Если требование не позволяет определить количество затребованных документов, то применить санкцию будет невозможно.

В соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ в случае отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов. Порядок проведения данной процедуры предусмотрен ст. 94 НК РФ.

Отметим, что для подтверждения правомерности применения расчетных показателей при исчислении ЕНВД важную роль играют внутренние распорядительные документы.

В статье с учетом сложившейся арбитражной практики рассмотрены наиболее часто применяемые налоговиками в отношении плательщиков ЕНВД мероприятия налогового контроля.

Главой 14 "Налоговый контроль" НК РФ определены формы и методы проведения контрольных мероприятий. Статьями 82, 87, 88, 89 НК РФ регламентировано осуществление налогового контроля посредством налоговых проверок (выездных и камеральных), в рамках которых должностные лица налоговых органов, в частности, вправе:
- истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ);
- производить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ);
- производить осмотр помещений и территорий, документов и предметов (ст. 92 НК РФ);
- получать при необходимости документы, связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц (ст. 87 НК РФ);
- получать от банков справки о движении денежных средств на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ);
- в конкретных случаях, если возникает такая необходимость, привлекать обладающих специальными знаниями экспертов и специалистов (ст. ст. 95, 96 НК РФ).

Налоговая служба обладает довольно внушительным арсеналом средств, которые могут быть ею использованы при проверках плательщиков ЕНВД.

Несмотря на это, "вмененщикам" не стоит бояться проверок - надо только четко следовать выбранной модели поведения.

Кроме того, необходимо обращать внимание на соблюдение сотрудниками ФНС всех формальностей, связанных с проведением тех или иных мероприятий и, что называется, брать на карандаш все упущения (недочеты), допускаемые налоговиками. В дальнейшем это поможет при обжаловании действий налоговой службы через суд.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Индивидуальные предприниматели наравне с юридическими лицами подвергаются проверкам со стороны Инспекции ФНС. В ходе проведения мероприятий контроля определяются правильность соблюдения налогового законодательства, указания доходов в отчетности, наличие учетной документации. Законодательством установлены виды налоговых проверок камерального и выездного типа.

Необходимость проверок возникает:

  • По факту получения данных от отдела аудита ИФНС. После проведения анализа соответствия данных по нескольким отчетным периодам, не охваченных проверкой, инспекторы отдела представляют информацию о необходимости включения ИП в план проверок. В ряде случаев контроль назначается при несопоставимости данных, например, доходов по разным налогам – НДФЛ, единого налога и НДС.
  • При отсутствии проверок в течение длительного периода деятельности. ИФНС старается провести мероприятие контроля в пределах 3 лет – срока исковой давности. Предприниматели с малыми оборотами, доходом и при отсутствии имущества подвергаются контролю реже 3 лет.
  • После появления обстоятельств, вынуждающих к проверке – получение информации по встречным мероприятиям других отделений ИФНС и органов МВД о возможном применении незаконных схем при ведении деятельности.
  • В случае подачи декларации, по результатам которой необходимо вернуть денежные средства из бюджета. Проверки преимущественно осуществляются при возврате НДС, указанных в декларации.

Вне зависимости от причин, побудивших к мероприятию контроля, процедура осуществляется в соответствии с Регламентом проведения проверок.

Внимание! ИП и лицам, ответственным за состояние учета предпринимателя, желательно ознакомиться с правилами проведения проверок, правами и обязанностями инспекторов.

Документальное оформление начала мероприятия контроля

Проверка, инициированная налоговым органом, оформляется документально. О начале проверки Инспекция уведомляет предпринимателя документами:

  • Решением о проверке. Форма составляется на фирменном бланке учреждения, право ее подписи имеет руководитель или заместитель – должностное лицо, имеющее равные с начальником Инспекции права. Документ содержит суть мероприятия с указанием лица, в отношении которого назначена проверка.
  • Требованием о представлении документов. Перечень включает подробный список бумаг, обязательных к представлению и период, за который формы представляются. На подготовку пакета документов налогоплательщику дается срок, указанный в требовании.

Регламент не допускает требовать от ИП формы, не описанной в требовании. На практике возникают случаи, когда инспектор запрашивает формы, указанные в требовании как «иные». Не стоит препятствовать дополнительным просьбам инспекторов. Упрощение процедуры проверки идет на пользу налогоплательщику для предупреждения возможного субъективного отношения.

Желательно представить документы строго согласно указанного в требовании срока и перечня. При отсутствии ряда документов можно дополнить представленный список в ходе проверки. Если подача форм производится в ИФНС, пакет бумаг сопровождается письмом с указанием перечня. После приемки документов на экземпляре ИП представитель Инспекции должен поставить штамп с входящим номером и датой.

Внимание! Дополнительная сдача запрашиваемых документов удлиняет срок проведения контроля.

Сроки проведения мероприятий налогового контроля

Законодательство установило сроки проверок предпринимателей:

  • Длительность камеральной ревизии составляет 90 дней.
  • Срок проведения выездного мероприятия контроля – 2 месяца.

Исчисление периода производится на следующий после вынесения решения о проверке день и по дату составления справки об окончании проверки. Составлением справки занимается инспектор, назначенный на ревизию. Справка – внутренний документ инспекции, позволяющий определить срок, предоставляемый для написания акта.

Процедура проверки может быть продлена на срок до 6 месяцев в случаях:

  • Приостановки мероприятия. Временное прекращение проведения мероприятия может возникнуть, если инспекция узнает о фактах, требующих получения дополнительных запросов. Проверка может быть приостановлена и по инициативе ИП при наличии уважительных причин – отпуска, болезни ИП или бухгалтера. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально.
  • Возникновения непредвиденных ситуаций, пожара, затопления документации и иных форс-мажорных обстоятельств.
  • Других причин, допускаемых законодательством.

Процедура продления должна быть оформлена документально.

Камеральные проверки

По деятельности предпринимателей часто проводятся камеральные проверки – мероприятия, в ходе реализации которых осуществляется контроль одного или нескольких налогов по одному вопросу. Например, инспекция может проверить полноту уплаты земельного налога по основанию (правильное использование категории земель) и включение суммы в размер профессионального вычета или только доходов, полученных в конкретном периоде.

В стандартном варианте полнота уплаты и исполнение требований законодательства охватывает один отчетный или налоговый период, но иногда инспектор проверяет дополнительный период для создания полной картины о доходах, операциях по расчетным счетам в банке, движении активов.

Особенность проведения камерального мероприятия:

  • Документы предпринимателем представляются по запросу.
  • ИП не имеет права участвовать или наблюдать за проверкой.

После того как у инспектора возникнут вопросы, лицо может быть вызвано для допроса и дачи пояснительных показаний. Пояснения или протокол оформляются в письменном виде. После дачи показаний ИП или его официальный представитель должен подписать документ. При возникновении возражений лицо имеет право сделать запись на протоколе в форме замечаний или дополнений.

Выездные проверки ИП

В ходе проведения мероприятия производится сплошная или выборочная проверка документов за указанный в решении период. Ревизии подвергаются преимущественно крупные компании, оформленные в качестве ИП. В ходе инспекции значительное внимание уделяется денежным операциям.

Особенности проверки:

  • Предприниматели не ведут в полном объеме бухгалтерский документооборот.
  • Средства на расчетных счетах в банках используются как ИП, так и физическим лицом.
  • В отношении ИП имеются послабления кассовой дисциплины. Часть предпринимателей имеют право не рассчитывать лимит кассы (на ПНС, ЕНВД) и может не сдавать сверхлимитную выручку на счет в банке.

ИП не составляет баланса и имеет право брать денежные средства из кассы и со счета без предупреждения и подотчета, что затрудняет определение доходов. В ряде систем, например, ЕНВД, определение выручки не включается в план мероприятий.

Особенность проверок ИП на ЕНВД

Для ИП, использующих режим ЕНВД, контроль производится преимущественно камеральным способом. Предприниматели на ЕНВД имеют право вести учет только физического показателя, на основании которого основывается налогообложение. На величину обязательств размер полученных доходов не влияет. Даже при наличии расчетных счетов необходимость в выездной проверке не возникает.

Предприниматели, применяющие ЕНВД, могут не использовать зарегистрированные в налоговой инспекции ККМ для подтверждения доходов. При расчетах с населением предприятие выдает форму, аналогичную чеку и обозначенную в законодательных актах как «иной документ». Бланк может разрабатываться самим ИП, применяющим ЕНВД с содержанием важных реквизитов ИП и покупки. Для расчетов по услугам по ЕНВД используется БСО. В результате отсутствия необходимости регистрации ККМ кассовая дисциплина не проверяется.

Порядок выездных проверок сохраняется только в отношении ИП на ЕНВД, имеющих имущество. После назначения выездной проверки ревизии подвергается недвижимость и земельные участки, применяемые для ведения деятельности, попадающей под ЕНВД.

Дополнительные мероприятия, проводимые в ходе проверки

В связи со сложностью реализации проверок ИП ИФНС часто проводит дополнительные мероприятия. Налоговая инспекция имеет право получить полную информацию о ведении деятельности предпринимателя – полученных им доходах, активах и иных источниках налогообложения. Инспекцией проводятся:

  • Выезд на место ведения деятельности, расположения имущества и складов.
  • Проведение опроса наемных работников, в том числе уволенных с предприятия.
  • Осуществление инвентаризации активов.
  • Получения распечаток и выписок с расчетного счета.

В ходе проверки налоговые инспекторы могут привлекать экспертов, свидетелей и использовать иные возможные источники информации.

Документы, вручаемые ИП по окончании проверки

По окончании выездной проверки налогоплательщику вручаются:

  • Акт, подробно описывающий деятельность ИП, его структуру, состояние учета, недостатки в разрезе каждого из уплачиваемых налогов. При наличии нарушений в акте указываются суммы доначислений налога, дополненных пени.
  • Решение, содержащие краткое описание результатов проверки, начисленные недоимки и штрафные санкции. Если Инспекция не выявила нарушений, решение не составляется. Налогоплательщику вручается только акт.

Полученный предпринимателем акт должен быть подписан лично либо лицом, действующим от его имени по нотариально заверенной доверенности. Для подписания документа ИП получает предупреждение о необходимости явки в инспекцию. После того, как акт был получен, предприниматель может подать возражения.

Предприниматель имеет право опровергнуть позиции ИФНС в отношении доходов, налогов, расходов и иных показателей.

Условия предъявления возражений:

  • Законодательством вне зависимости от вида проверки предоставляется 15 календарных дней, в течение которых ИП может опротестовать действия Инспекции.
  • Подсчет срока на предоставление возражений начинается со следующего после получения акта дня.
  • В случае уклонения от получения акта ИФНС направляет документ почтой. Величина срока увеличивается на 6 дней вне зависимости от даты вручения.
  • Претензии принимаются в письменном виде с аргументацией позиции.

О результатах камеральной проверки ИП может не узнать, если нарушений в ходе ревизии не обнаружено. В случае принятия решения о возмещении НДС налогоплательщику выдается документ о правомочности вычета.

Блокировка счетов

Мероприятие контроля может выявить серьезные нарушения по вопросам соблюдения налогового законодательства. В отношении налогоплательщика возникают пресекающие деятельность меры. Одним из существующих способов служит закрытие счета или ограничение доступа к операциям.

Налоговая инспекция имеет право закрыть счет через 5 дней после вынесения решения камеральными отделами учреждения. Например, если ИП не сдал отчетность, через 10 дней списки о нарушителях попадают в камеральный отдел. Те, в свою очередь, в течение 5 дней формируют решение о закрытии счета. Если налогоплательщик не принял меры и поздно узнал о мероприятии, разблокировать счет можно только по решению ИФНС.

Форма представления документов для проверки

Мероприятие контроля может проводиться:

  • На территории Инспекции. Документы предоставляются в учреждение при камеральном контроле и выездной проверке в случае отсутствия у ИП возможности предоставить налоговому инспектору отдельное рабочее место.
  • На территории налогоплательщика. Документы представители ИФНС будут проверять на территории ИП – ведения деятельности или в офисном помещении.

Бумаги представляются в заверенных копиях. Если одноименных документов более одного листа, формы сшиваются. В ряде инспекций предусматривается подшивка в папки без скрепления документов между собой. Каждый из документов должен быть заверен предпринимателем с фразой «копия верна», наименованием ИП и подписью. Если документы прошиты с соблюдением правил, допускается заверение только первой страницы.

Внимание! Инспектор имеет право просить представить оригиналы документов для сличения с копиями. На практике подлинники запрашиваются в редких случаях.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Некоторых индивидуальных предпринимателей волнует вопрос о возможности проверки со стороны ИФНС после прекращения деятельности. Чаще всего выездные мероприятия контроля проводятся при закрытии ИП (аннулировании регистрации). При закрытии ИП на вмененке необходимость выездной проверки рассматривается в каждом случае отдельно.

Но процедура может проводиться в течение 3 лет после прекращения статуса ИП. Законодательно это разрешается. Механизм проведения мероприятия контроля не отличается от стандартной формы. При обнаружении фактов нарушения налогового законодательства физическое лицо может быть привлечено к ответственности. Поэтому прекращая вести предпринимательскую деятельность, не забудьте рассчитаться со всеми долгами перед налоговой инспекцией.

Налоговая проверка ИП основывается на тех же самых правилах НК РФ, что и проверка юрлиц. Вместе с тем некоторые особенности у налоговой проверки ИП все же есть. Рассмотрим их.

Что такое налоговая проверка

Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиком таких обязанностей, как:

  • начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность;
  • правильность расчета налогов;
  • обоснованность применения льгот;
  • своевременность уплаты налогов.

Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

  1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
  2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

Подробности и нюансы налоговых проверок узнайте из нашей рубрики .

Правила проверки в инспекции

Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

  • логичность обязанности представления такой отчетности;
  • правильность применения ставок;
  • обоснованность льгот;
  • правильность арифметических расчетов;
  • корреляцию со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС;
  • увязку с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС;.
  • наличие резких колебаний в размере налоговой базы;
  • обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика - своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

Как сэкономить на копировании документов по запросам налоговиков, узнайте .

Когда нужно подать уточненную декларацию во время камеральной проверки первичной декларации

Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

Срок этой проверки - 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

Что налоговики анализируют в уточненной декларации, узнайте из .

Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней (10 дней дается контролерам на оформление акта + 5 дней на его передачу проверенному лицу) вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1-4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

  • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.
  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3-5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
  • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов - 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6-8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях - до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
  • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
  • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
  • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
  • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
  • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

  • часто сдают отчетность с ошибками;
  • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
  • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
  • не платят вовремя налоги.

Для безошибочного составления налоговой отчетности пользуйтесь материалами рубрики «Налоговые изменения 2018» .

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

Как оформить возражения на акт проверки, узнайте по .

Итоги

ИП должен быть готов в налоговым проверкам - камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены - они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД проводится отслеживание деятельности предприятия и на совершение им всех необходимых операций. Это важный момент, без которого невозможно проконтролировать выполнение обязанностей налогоплательщиками. ЕНВД представляет собой единый налог на вмененный доход. Этот показатель прекрасно сочетается с общей и упрощенной системой налогообложения.

Что собой представляет налоговая проверка

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД специальная служба проводит контроль над выполнением задач, которые поставлены перед налогоплательщиками. В эти обязанности входит:

  • начисление налогов, относительно обязанностей налогоплательщика;
  • правильный расчет;
  • обоснованность, касательно используемых льгот;
  • своевременная оплата всех налогов.

Главным инструментом контроля в этом вопросе выступает Налоговая проверка. Подразделяется она на 2 основных типа: камеральную и выездную. Первый тип проверки представляет собой всестороннее ознакомление со всеми видами отчетности. Выездная процедура проводится исключительно на территории предпринимателя. В результате визита просматривается информация касательно оригиналов первички, согласно которой и проводится расчет налога.

Существуют определенные правила, выполняемые во время процедуры. Так, камеральная проверка подразумевает обязательное предоставление налоговой отчетности. При этом специалисты обращают внимание на обоснованность предоставляемых льгот, правильный расчет суммы, сочетание с другими данными и логичность вносимых изменений.

При возникновении спорных ситуаций служба может запросить первичную документацию. Во избежание серьезных штрафов предпринимателю рекомендуется своевременно отреагировать.

Вернуться к оглавлению

Камеральная проверка

В Налоговую инспекцию предприниматель подает декларацию, в которой указана вся информация о перечисляемых суммах.

Камеральная проверка осуществляет отслеживание за правильностью заполнения данного документа, достоверностью представленной информации и полнотой сведений. Инспекция учитывает факт своевременной подачи декларации, наличие ошибок и неточностей в документе.

Если в ходе этого действия были замечены погрешности, инспектор налоговой службы отправит предпринимателю уведомление. В нем будет указана вся информация касательно выявленных ошибок и сроков, которые даются на их устранение. Человеку желательно своевременно отреагировать на представленные претензии. В противном случае могут возникнуть проблемы, в том числе и с дальнейшим функционированием предприятия.

Проверяющий инспектор нередко запрашивает первичную документацию и все данные касательно деятельности предпринимателя. В некоторых случаях это позволяет на месте решить конфликтную ситуацию.

Если в ходе проверки были выявлены мелкие ошибки, их необходимо исправить в срок. Камеральная инспекция не представляет опасности для предпринимателя, но только в случае правомерных действий.

Вернуться к оглавлению

Выездная проверка

Что проверить у ИП на ЕНВД могут в ходе выездной инспекции? Первым делом, необходимо отметить, что данный тип проверки уместен только в случае нарушений правил со стороны предпринимателя. Это могут быть ошибки при заполнении декларации, несвоевременная ее подача, скрытый доход или отсутствие какого-либо обязательного элемента. В этом случае инспекция наносит выездной визит.

Инспектор приезжает на территорию к ИП, где и проводит проверку. В этом действии могут участвовать сразу несколько человек. Ревизия предприятия способна длиться порядка 60 суток, и это вполне нормально. Поэтому предпринимателям рекомендуется своевременно устранять ошибки и не совершать неправомерных действий.

В ходе ревизии ИП должен обеспечить комиссию рабочими местами. Иногда длительность этого процесса составляет порядка полугода. Это возможно в случае обнаружения правонарушений, проблем с документами и непредвиденных ситуациях.

Если ИП не имеет торговых площадей или помещений, ревизия проводится на территории Налогового органа. В ходе ревизии ИП должен представить все документы. Если деятельность предпринимателя закрывается, инспекция еще раз совершает выездную проверку. При обнаружении нарушений человек может быть привлечен к ответственности.

Избежать оплаты единого налога невозможно. Это может привести к развитию серьезных проблем с Налоговой инспекцией, вплоть до закрытия предприятия.

В целях контроля за соблюдением организациями и предпринимателями налогового законодательства налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.

Из данной статьи вы узнаете:
. чем камеральная проверка отличается от выездной
. сроки налоговых проверок
. права налоговиков при проведении проверок

Камеральная налоговая проверка

Проведение налоговых проверок регламентируется главой 14 НК РФ. Согласно НК РФ камеральная проверка начинается после того, как плательщик ЕНВД представил в ИФНС налоговую декларацию или расчет. Также камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам). Причем если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается новая камеральная проверка «уточненки» (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем налоговики не вправе дважды проверять одну и ту же декларацию (расчет) за один и тот же период (постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 № А12-10597/2009).

Приведем основные положения Налогового кодекса РФ, касающиеся камеральных проверок:

Выездная налоговая проверка

Порядку проведения налоговыми органами выездных проверок посвящена НК РФ. Так, в отличие от камеральной проверки, которая проводится в налоговом органе, выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика. И только если у налогоплательщика нет возможности предоставить налоговикам помещение для выездной проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового орган

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Она может осуществляться по одному или нескольким налогам и охватывать три года, предшествующих году вынесения решения о проверке (если иное не предусмотрено НК РФ). Причем проведение более одной выездной проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период допускается, только если:

Осуществляется реорганизация или ликвидация организации (в отношении прекращения деятельности ИП это правило не действует);

Проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего, проводившего первую проверку;

Проверка осуществляется ИФНС, проводившей первую проверку, если организация (предприниматель) представил уточненную налоговую декларацию, предусматривающую меньшую заявленной ранее суммы налога.

Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основаниями для продления срока проведения выездной

1) получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

2) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопления, наводнения, пожара и т.п.) на территории, где проводится проверка;

3) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

4) непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Обратите внимание: срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

Истребование документов;

Допрос свидетелей;

Назначение экспертизы;

Выемка документов и предметов;

Инвентаризация имущества;

Привлечение специалиста, переводчика.

Обратите внимание: истребование документов (информации) у «вмененщика» возможно как в случае проведения в отношении него камеральной и выездной налоговых проверок, так и в процессе контрольных мероприятий в отношении третьих лиц.

Что касается оформления результатов проверки, то в последний день проверки налоговики обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее «вмененщику» или его представителю. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Если налогоплательщик (или его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется в адрес плательщика заказным письмом по почте.

Факт составления справки свидетельствует о том, что проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика. Далее налоговики не вправе требовать от проверяемого лица представления документов или проводить другие мероприятия налогового контроля в рамках решения о проведении этой выездной проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностные лица налогового органа оформляют в установленной форме акт налоговой проверки. В нем отражаются результаты проверки, в том числе и выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.

Если плательщик ЕНВД не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения.

Акт и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные «вмененщиком» возражения рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного для подачи письменных возражений налогоплательщика.