Налоговые поступления в бюджет рф. Метеж В.Д

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Аннотация
В статье даётся разъяснение понятия «налог», так же рассматриваются его сущность и функции для целей налогообложения. Анализируется динамика и структура поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта РФ за 2014-2015 годы, как во все уровни бюджета, так и в консолидированный бюджет Приморского края. Практическая значимость статьи связана с оценкой экономических изменений поступления налоговых платежей за анализируемые года, а также оценкой их влияния на будущие периоды.

ANALYSIS OF RECEIPT OF TAX PAYMENTS IN BUDGETARY SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION ON TERRITORY PRIMORYE

Metezh Victoria Dmitrievna
Vladivostok State University Economics and Service
3nd year student the direction of preparation is Economy (Taxes and taxation)


Abstract
In this article, the explanation of the concept "tax" is made, its essence and functions for the purposes of the taxation are also considered. Dynamics and structure of receipt of tax payments in the consolidated budget of the territorial subject of the Russian Federation for 2014-2015, both in all levels of the budget, and in the consolidated budget of Primorsky Krai is analyzed. The practical importance of article is connected with assessment of economic changes of receipt of tax payments for the analyzed years, and also assessment of their effect on future periods.

Библиографическая ссылка на статью:
Метеж В.Д. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Приморского края // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]..03.2019).

Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государственной политики. Само существование государства и реализация им своих функций и задач немыслимо без налогов.

Основной функций налогов была и остается фискальная - пополнение доходной части государственного бюджета. В самом деле, доля налоговых по­ступлений в доходах бюджета стабильно составляет 70-80 %.

Вторая немаловажная налоговая функция - контрольная. Посредством налогообложения государство контролирует доходы граждан и юридических лиц, их источники и направления расходования, тем самым решая общественные, всеобщие, задачи.

Помимо вышеназванных, в современном обществе все большее значение приобретают распределительная и регулирующая функции, позволяющие государству перераспределять доходы между отдельными категориями граждан, стимулировать развитие отдельных областей и видов деятельности и ограничивать другие.

Таким образом, налоги – достаточно гибкий и эффективный инструмент не только бюджетной, но и социальной политики. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей яв­ляются приоритетной задачей российских налоговых органов РФ.

Зависит они и от эффективности работы по контролю за соблюдением за­конодательства о налогах и сборах инспекциями ФНС на территории Приморского края.

В таблицах 1 и 2 представлены данные о налоговых поступлениях во все уровни бюджета за 2014-2015 гг., а также на территории Приморского края. Данные в таблице 1 приведены на основе налоговой отчетности формы №1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную си­стему РФ».

Таблица 1 – Поступление налоговых платежей бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Показатели 2014 год млрд. руб. 2015 год млрд. руб. в % к 2014г.
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 12 670,2 13 788,3 108,8
в том числе:
в федеральный бюджет 6 214,6 6 880,5 110,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 455,6 6 907,8 107,0

Поступления налогов и сборов по инспекциям на территории Приморского края в целом характеризуется некоторой нестабильностью. Так, за 2015 год наблюдался рост объема налоговых платежей на 1 118,1 млрд. руб. (8,8 %), по сравнению с 2014 годом. Общий объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году составил13 788,3 млрд. руб.

Рисунок 1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Федеральный бюджет, формирующийся плательщиками инспекции в те­чение всех двух лет остается дотационным - поступления этого уровня незна­чительно меньше, чем налоговые поступления в консолидированные бюджеты Приморского края.

Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет составляет 49 % в 2014 году и 49.9 % в 2015 году. Отклонение за анализируемый период составляет 10,7 % к предыдущему году. Увеличение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по сравнению с 2014 годом составляет 7 %.

Далее проанализирована структура налоговых поступлений каждого уровня бюджетов РФ. Удельный вес конкретных налогов и сборов в сумме всех поступлений бюджетной системы РФ за 2 года менялся мало, поэтому за ос­нову анализа структуры налоговых платежей был взят 2014 год.

На формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС: именно за счет того, что по данному налогу возмещаются значительные суммы, весь бюджет в целом отказывается дотационным.

Первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом, является НДС. В 2014 году его доля в федеральном бюджете - 80,8 %.

Вторая по значимости для федерального бюджета - группа платежей за пользование природными ресурсами. Это водный налог, НДПИ, сборы ВБР: соответственно, 5,1 %, 4,9 % и 2,9 %.

Налог на прибыль сформировал 4,0 % налоговых поступлений.

В региональном бюджете более одной третьей поступлений - 36,8 % – составляет налог на доходы физических лиц.

Практически равен ему по значимости налог на имущество организаций. Его доля 34,4 %.

В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его доля - 81,2 % всех поступлений.

А вот один из самых массовых налогов - налог на имущество физических лиц - занимает совсем незначительное место в доходах бюджета При­морского края (всего 1,5 % поступлений). Основной причиной является то, что порядок оценки инвентаризационной стоимости объектов налогообложения устарел, а налог на имущество граждан исчисляется из вышеуказанной стоимости. Изменения этого положения следует ожидать после 2015 года – в связи с введением в действие главы 31 НК РФ до 2020 года будет осуществлен постепенный переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов, приближенной к рыночной, что должно дать дополнительные поступления в местные бюджеты.

Таблица 2 – Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2014-2015 гг. в разрезе налогов

виды налогов

2014 год 2015 год

млрд. руб.

млрд. руб.

в % к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ
Всего поступило доходов 6 455,60 100 6 907,80 100
из них:
Налог на прибыль 1 961,50 30,4 2 107,50 30,5
НДФЛ 2 679,50 41,5 2 806,50 40,6
Акцизы 478,1 7,4 486,5 7
Налог на имущество физических лиц 27,1 0,4 30,3 0,4
Налог на имущество организаций 634,6 9,8 712,4 10,3
Транспортный налог 117,5 1,8 140 2
Земельный налог 175,3 2,7 185,1 2,7
НДПИ 46,2 0,7 66,8 1
Остальные налоги и сборы 335,7 5,2 372,7 5,4

По данным таблица 2 можно наблюдать, что лидирующее место в бюджете Приморского края по сравнению с другими видами налогов и сборов занимает НДФЛ (41,5 % в 2014 году, 40,6 % – 2015 год), который, как и все остальные виды налогов, является рычагом экономического воздействия. Ведь именно с помощью НДФЛ обеспечиваются достаточные денежные поступления в различные уровни бюджета. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления, иными словами данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование собственного бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют минимальную социальную защищенность.

Основным преимуществом НДФЛ для государства является то, что его платят практически все категории граждан, все трудоспособное население страны. НДФЛ – один из самых продуктивных и перспективных видов налога, потому что уклонение от его уплаты практически невозможно.

Второй по значимости – налог на прибыль: 30,5 % налоговых доходов. При этом незначительно увеличение поступлений по нему привело и к увели­чению удельного веса этого налога в доходах бюджета в среднем на 0,1 про­центных пунктов.

Большую роль в формировании налоговых доходов в 2015 году, как и в 2014 году, начали играть налог на имущество организаций: удельный вес налога, взимаемый на территории Приморского края, повысился до 10,3 %. При этом следует отметить, что налог на имущество физических лиц занимает намного меньшую долю - всего 0,4 %.

Обращает на себя внимание один из федеральных налогов – акциз, кото­рый также отличается стабильностью и положительной динамикой как в 2014 году (478,1 млрд. руб.), так и в 2015 году (486,5 млрд. руб.).

Прочие налоги и сборы образуют менее значительную часть налоговых доходов и, несмотря на колебания поступлений по ним, их доля остается прак­тически неизменной. Так, например, транспортный налог занимает 2 % общего объема поступлений консолидированного бюджета, земельный налог - 2,7 %, НДПИ – менее 1 %.

Все вышеуказанные изменения можно объяснить спецификой социально-экономического состояния подведомственных муниципальных образований на территории Приморского края.

Таким образом, налоговые поступления в 2015 году увеличились в среднем 7 % по сравнению с 2014 годом. Исходя из вышесказанного, можно заметить увеличение доходов не только Приморского края, но и Российской Федерации в целом.

Не смотря на положительные показатели администрируемых ФНС доходов, дефицит регионального бюджета на 2016 год составляет 6% от расходов, что говорит о необходимости увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта путем повышения эффективности налогового контроля инспекциями ФНС на территории Приморского края.

Количество просмотров публикации: Please wait

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране.

Рассмотрим структуру поступления федеральных налогов в федеральный бюджет РФ за 2009 - 2011 года по данным таблицы 2.2.1 .

Таблица 2.2.1 Поступление администрируемых ФНС России налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009-2011 гг.

Поступления в консолидированный бюджет

Изменение, %

Всего поступило

в том числе:

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налоги на имущество

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых

Прочие налоги и сборы

Из таблицы 2.2.1 видно, в течение всего анализируемого периода поступления налогов в консолидированный бюджет планомерно росли, об этом свидетельствуют данные ФНС.

В консолидированный бюджет в 2010 году поступило 7 трлн. 662,9 млрд. руб., что на 21,9% больше, чем в 2009 году (6 трлн. 268,2 млрд. руб.). В 2011 году поступления составили 9 трлн. 702,9 млрд.руб., что на 26,6% больше чем в 2010 году.

В 2010 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6823,3 млрд. рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд. рублей (6,5%), местных - 131,6 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд. рублей (2,7%).

Наглядно динамика налоговых поступлений в разрезе отдельных видов налогов представлена на рисунке 1.

Рис. 1

Из рисунка 1 видно, что в рассматриваемом периоде больше всего выросли налог на прибыль организаций, также значительно выросла сумма налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами.

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 году составило 1774,4 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2009 годом на 40,3%. В 2011 году поступление налога на прибыль организаций составило 2270,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 28,0%. В структуре налоговых поступлений по данному налогу в 2011 году доля налога на прибыль организаций, увеличилась по сравнению с 2010 годом с 23,1 до 23,4%.

В 2010 году в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1789,6 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 7,5% больше, чем за 2009 год. В 2011 году в консолидированный бюджет РФ поступило 1995,8 млрд. рублей данного налога, что на 11,5% больше, чем за 2010 год.

В 2010 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 441,4 млрд. рублей, что на 34,8% больше по сравнению с 2009 годом. Основную часть поступлений (85,9%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В 2011 году поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции) на сумму 615,3 млрд. рублей, что на 39,4% больше по сравнению с 2010 годом.

В 2010 году поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1406,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 33,4%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта. В 2011 году поступление данного налога составило 1994,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 41,8%.

Из данных таблицы 2.2.1 видно, что в структуре налогов произошли некоторые изменения. Так в 2009 году основная доля всех поступлений приходилась на налог на доходы физических лиц, а в 2011 году основная доля приходится на прибыль организаций. Доля НДС в общей сумме налоговых поступлений постепенно снижается с 19,3% до 18,1%, а доля акцизов выросла с 5,2 до 6,3%, что было обусловлено снижением налогового бремени по налогу на добавленную стоимость и ростом акцизов на алкоголь и табачную продукцию. Доля налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами выросла с 17,2% в 2009 году до 21,5% в 2011 году, что обусловлено повышением цены на нефть .

Наглядно структура налоговых поступлений представлена на рисунках 2 - 4.


Рис. 2.

Из рисунка 2 видно, что в структуре налогов в 2009 году основная доля приходится на налог на доходы физических лиц (26,6%) и на налог на прибыль организаций (20,2%) на третьем месте - налог на добавленную стоимость (19,3%). Самая маленькая доля приходится на прочие налоги и сборы (2,4%).


Рис. 3.

Из рисунка 3 видно, что в структуре налогов в 2010 году, также как и в 2009 году основная доля приходится на налог на доходы физических лиц (23,4%) и на налог на прибыль организаций (23,1%), на третьем месте - налог на добавленную стоимость (18,1%).


Рис. 4.

Из рисунка 4 видно, что в 2011 году основная масса администрируемых ФНС России доходов консолидированного бюджета обеспечена поступлениями налога на прибыль (23,4%), поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (21,5%).

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ в целом за период уменьшились на 6% (с 26,6% до 20,6%). Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:

1) сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;

2) снижения доходов, полученных налогоплательщиками в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций в результате принятия мер по ограничению в условиях кризиса размеров выплачиваемых дивидендов;

3) уменьшения поступления налогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резко сократилось число рекламных акций и кампаний;

4) появления новаций социального характера, выразившихся в увеличении налоговых вычетов по НДФЛ:

Пороговое значение дохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось до 40000 руб. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговая выгода составляет только 52 руб. в месяц.

Стандартные налоговые вычеты на детей, увеличились с 600 до 1000 руб., пороговое значение дохода, дающего право на вычет, составило 280000 руб., вместо 40000 руб. Однако эта мера на демографическую ситуацию не повлияет, 130 руб. экономии на налогах не помогут родителям вырастить ребенка. На доходы бюджета указанная мера оказывает крайне негативное влияние.

Имущественный налоговый вычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.

В 2009 году налоговая система РФ существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. За 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемых Федеральной налоговой службой, по сравнению с 2008 годом составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ - 24,9 %,. Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 2009 г. поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов - 56,7%.

Уже в 2010 году положение изменилось и поступления налогов в бюджет динамично росли в течение всего анализируемого периода, по всем видам налогов.

Таким образом, из приведенных данных видно, что в течение рассматриваемого периода наблюдается динамичный рост налоговых поступлений как в целом, так и по отдельным статьям. Это было обусловлено тем, что страна в 2010 году вышла из рецессии и производство стало развиваться.

Исторически сложилось, что налоговые поступления преобладают в структуре бюджета многих стран мира. Так доля налоговых поступлений составляет: для Италии - 80%, ФРГ - 80%, Китай - 95%, Япония - 80%, США - 90%. В структуре доходов бюджета РФ удельный вес налоговых поступления в 2015 году составляет 54% от всех доходов бюджета. Данный факт обосновывает необходимость дальнейшего изучения роли налоговых поступлений в доходах бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства .

Определение налоговых доходов зависит от сочетания: объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов и налоговых ставок. К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ .

Рассмотрим состав и структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2014-2015 годах (табл. 2)

По данным таблицы 2 видно, что налоговые поступления в бюджет РФ в рассматриваемый период возросли на 12,14% или на 857,4 млрд. руб.

Таблица 2. Состав и структура налоговых поступлений в бюджет РФ за 2014-2015 гг.

Показатель

Отклонение

млрд. руб.

млрд. руб.

абсолютное, млрд. руб.

относительное, %

Налоги на прибыль

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Самая большая доля налоговых поступлений приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которая в 2015 году составила 36,42% от всех налоговых поступлений или 2884,62 млрд. руб. Мы наблюдаем заметное увеличение доходов от налогов на прибыль. Прирост за анализируемый период составил 19,39% или 68,3 млрд. руб. в абсолютном выражении. Доходы от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами выросли на 12,91% по сравнению с 2014 годом. Увеличение доходов от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ составило 16,01% за анализируемый период. А если говорить о налогах на товары, ввозимые на территорию РФ, то увеличение доходов от них составило 5,05% или 87,62 млрд. руб. в абсолютном выражении. Наименьшую долю доходов от налоговых поступлений занимает задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, и остается практически неизменной за рассматриваемый период (1,20 млрд. руб. в 2014 и 1,19 млрд. руб. в 2015 году). Что касается государственных пошлин, то доходы от них в 2015 году снизились по сравнению с 2014 на 1,3 млрд. руб.

В мировой практике существует 4 базисные модели налоговых систем: англо-саксонская (характеризуется значительным доминированием прямых налогов над косвенными, с большой ролью подоходного налога), евро - континентальная (косвенные налоги, во главе с НДС, преобладают над прямыми), латиноамериканская (преобладание косвенных налогов над прямыми), смешанная (может содержать в себе черты различных налоговых систем). В РФ используется смешанная налоговая система.

Учитывая тот факт, что налоги на прибыль и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами являются прямыми налогами, а налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и налоги на товары, ввозимые на территорию РФ - косвенными, можно делать выводы о том, что в налоговых поступлениях в бюджет РФ преобладают косвенные налоги. Их удельный вес более 50%.

По данным таблицы 2 видно, что в 2014 году прямые налоги составляли 41,70% доходной части бюджета и 58,30% косвенные; в 2015 году ситуация изменилась - 42,22% прямые и 57,78% косвенные налоги.

Стоит отметить, что в обычной практике косвенные налоги в основном авансируются субъектами хозяйствования, увеличивая их налоговое бремя. В связи с чем, преобладание косвенных налогов негативно отражается на экономической стабильности субъектов хозяйствования. Однако в структуре бюджета РФ объём косвенных доходов в основном связан с ценой продажи нефтепродуктов, а не с деятельностью субъектов хозяйствования. Из чего следует, что данное преобладание косвенных над прямыми налогами, не отягощает экономику страны.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ, связанных, в основном, с ролью, которую они играют в формировании доходов бюджета государства:

Характеризуются быстрым поступлением в бюджет;

Так как процесс потребления товаров и услуг прекратить невозможно, эти налоги полностью или почти полностью поступят в бюджет;

Влияют на само государство, так как ему нужно создать условия для развития производства и сферы услуг, потому что поступления в бюджет напрямую зависят от объема реализации.

Влияют на потребителей.

Государство разрабатывает все новые и новые методы для увеличения налоговых поступлений. Государственные меры приносят различный результат - одни увеличивают объем налоговых поступлений, другие уменьшают. Так, государство посредством изменения налогового законодательства увеличивает объемы налоговых поступлений в бюджет. Например, в 2014 году в налоговом законодательстве произошли следующие изменения:

Индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары (на бензин 4-го класса ставка акциза в 2014 году равна 9916 руб. (вместо 9416 руб.) за 1 т, на бензин 5-го класса - 6450 руб. (вместо 5750 руб.) за 1 т.);

При исчислении транспортного налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент (сумма транспортного налога умножается: на 1,5, 1,3 или 1,1 в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более одного, двух или трех лет соответственно; на 2, если средняя стоимость автомобиля составляет от 5 до 10 млн. руб. и с года выпуска прошло не более пяти лет; на 3, если с года выпуска транспортного средства стоимостью от 10 до 15 млн руб. прошло не более 10 лет);

Повышение базовой ставки НДПИ на нефть с 470 до 493 рубля за тонну в 2014 году и другие изменения.

В то же время, предоставляемые государством налоговые льготы уменьшают объем налоговых поступлений: в результате их предоставления в 2015 году в бюджетную систему не поступило налоговых платежей на сумму 6,47 трлн. руб. (сумма предоставленных льгот (преференций) по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составила 5,86 трлн. руб., налогу на прибыль организаций - 179,46 млрд. руб., налогу на добычу полезных ископаемых - 420,29 млрд. руб., водному налогу - 1,22 млрд. руб.).

Снижение цен на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов добычи природного газа привело к тому, что по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья недопоступление в бюджет составило 80,34 млрд. руб.

Снижение объемов реализации подакцизной продукции также негативно сказалось на величине налоговых доходов: за счет снижения поступлений акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты недопоступление в бюджет составило 56,74 млрд. руб.

Снижение объемов импорта также негативно влияет на объем налоговых доходов бюджета (недопоступление НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, составило 20,28 млрд. руб., по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ, составило 15,65 млрд. руб.) .

Таким образом, налоговые поступления играют важную роль в финансовых отношениях, так как связанны с формированием денежных доходов, необходимых для выполнения государством своих полномочий. За анализируемый период произошло увеличение налоговых поступлений на 12,14%. Что является положительным фактором, ведь налоги являются объективной необходимостью, формирующей структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Так, проводимая государством налоговая политика в значительной мере влияет на объем налоговых поступлений, что оказывает непосредственное влияние на величину доходной части бюджета всей страны. Определение налоговых доходов является сложным процессом, который зависит от ряда факторов, таких как сочетание объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов, а также налоговых ставок. Однако именно благодаря скоординированной налоговой политике, нацеленной на экономическую стабильность граждан, государство управляет финансовыми потоками, воздействует на социальное и экономическое развитие страны и ставит приоритеты на дальнейшее развитие страны.

  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • УПЛАТА
  • НАЛОГИ
  • АНАЛИЗ
  • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В данной статье проведен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2015-2016 гг. проведение анализа является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета.

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.

На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 - 2016 гг.

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ.

Виды налогов

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет

Налог на прибыль

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить - всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

  • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
  • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
  • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
  • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
  • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
  2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
  3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
  4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
  5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
  6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. сайт. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.