Франция: общая характеристика страны. Экономические районы франции

Во Франции выделяется семь главных экономических районов («зоны экономических исследований и планировки территорий»), в состав которых входят 22 экономико-планировочных района (ЭПР) с городами-центрами. В основу районирования страны положены принципы природной, исторической и экономической общности территорий и наличие крупных городов, играющих важную роль. Границы большинства районов близки к рубежам исторических провинций, названия которых они и получили. В районах имеются органы, осуществляющие подготовку программ их экономического и социального развития.

Парижский район - крупнейший по площади и важнейший в экономическом и политическом отношении. Это столичный район страны, развитие которого тесно связано с Парижем. Территория района примерно совпадает с Северо-Француз- ской низменностью и включает семь ЭПР: Иль-де-Франс, Шампань-Арденны, Пикардию, Центр, Бургундию, Верхнюю и Нижнюю Нормандию.

Париж рос концентрически вокруг своего древнего ядра - острова Сите. Основу нынешней планировки города составляют магистрали, пересекающие Париж с севера на юг через Сите и с запада на восток вдоль берегов Сены и соединенные между собой кольцами бульваров.

Современный Париж - один из крупнейших и красивейших городов мира. В пределах старой городской черты его площадь составляет 104 кв. км, а население - 2,2 млн человек. Большой Париж - столица с пригородами (площадь 1,8 тыс. кв. км, население - 9,3 млн человек, свыше 15% - иммигранты). Большой Париж потребляет 25% сельскохозяйственной продукции, более 20% электроэнергии и около 40% природного газа. Нефть сюда поступает из Гавра, природный газ - из Нидерландов и месторождения Лак на юго-западе страны, черные металлы - из Лотарингии и Северного промышленного района, алюминий - из Рона-Альпийского района и Пиренеев. Париж - крупнейший центр промышленности страны, развитию которой способствовали сосредоточение здесь капиталов и квалифицированной рабочей силы, удобство транспортных связей, емкий потребительский рынок. Промышленность специализируется на производстве технически сложных и дорогих изделий. Ведущая отрасль - машиностроение, где занята половина рабочих. Велико значение автомобильных, авиационных и электротехнических заводов, предприятий по изготовлению станкЬв, полиграфических машин, изделий точной механики и оптики. В химической промышленности преобладает тонкая химия и производство резиновых изделий. Развита швейная и пищевая промышленность.

Париж - центр политической и культурной жизни Франции, здесь находится правительство, парламент и другие государственные учреждения, штабы корпораций, контролирующих экономику страны, ЮНЕСКО и более 100 международных организаций, ведущие НИОКР, а также вузы, в которых обучается 1/3 студентов страны. В 60 музеях (Лувр, Версаль и др.) собраны огромные художественные и исторические ценности. Город богат архитектурными ансамблями и памятниками, которые привлекают миллионы иностранных туристов.

Парижский район - ведущий сельскохозяйственный район страны. Типичны крупные хозяйства, поставляющие на рынок большие партии пшеницы, сахарной свеклы, овощей, разнообразных молочных и мясных продуктов. Однако каждый из районов, окружающих столицу, имеет свои особенности. Например, в Верхней Нормандии расположен портово-про- мышленный комплекс, сложившийся в устье Сены: это морские ворота Парижа. У Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы, работающие на импортном сырье, получили развитие текстильная и пищевая промышленность, машиностроение.

Нижняя Нормандия - молочная ферма столицы. Шампань выделяется производством пшеницы и шампанских вин, а Центр и Пикардия - пшеницы и сахарной свеклы. На Средней Луаре (между Орлеаном и Туром) находится самая мощная в стране группа АЭС, которые питают столицу энергией. Лицо Бургундии определяют города Дижон, Ле-Крезо, Шалон-сюр- Сон - важные центры металлургии и машиностроения (оборудование для АЭС, оружие, локомотивы).

Северный район (Hop-Па-де-Кале) невелик по площади, но густо заселен. Он лидирует в стране по развитию текстильной промышленности и текстильного машиностроения, занимает 2-е место по выплавке чугуна и стали (после Восточного района), машиностроению и металлообработке в целом (после Парижского района). Сельское хозяйство района по специализации сходно с сельским хозяйством Парижского района. Главные культуры - пшеница, ячмень, сахарная свекла, картофель.

Внешние морские связи района проходят главным образом через Дюнкерк. Это важный порт и промышленный узел с крупным нефтеперерабатывающим заводом, металлургическим комбинатом и алюминиевым заводом, которые работают на импортном сырье. Развито судостроение.

Восточный район включает три ЭПР - Лотарингию, Эльзас и Франш-Конте.

Лотарингия (главные города Нанси и Мец) - первый район страны по добыче железной руды и каменного угля, выплавке чугуна и стали. Крупнейшие металлургические заводы расположены в Гандранже, Сереманже, Тионвиле. Промышленность района испытывает трудности в развитии, что связано с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду во Франции и в странах ЕС.

Эльзас занимает французскую часть долины Рейна и восточный склон Вогезов. Главная отрасль промышленности - текстильная. Так, Леюлуз и его окрестности - важнейший район хлопчатобумажной промышленности. В энергоснабжении значительную роль играют АЭС и ГЭС на Рейне. Осуществляется добыча калийных солей. Плодородные почвы благоприятны для возделывания винограда, овощей, пшеницы, табака, хмеля; развито молочно-мясное животноводство. Главный город Эльзаса - Страсбург - порт на Рейне, узел сухопутных дорог. В нем развито транспортное машиностроение, нефтепереработка, пищевая и деревообрабатывающая промышленность.

Франш-Конте - гористая область (Юра), в экономике которой главную роль играет производство автомобилей (завод «Пежо» в Сошо-Монбельяре) и точное машиностроение (центр изготовления часов Безансоне). В горах развито молочное хозяйство (с сыроварением), лесная и бумажная промышленность. Широко распространены кустарные промыслы - изготовление очков, трубок, игрушек.

Лионский район расположен между Восточным и Средиземноморским районами. Его территория занимает долину рек Рона и Сона и горы (на востоке - Альпы, на западе - Центральный массив). Ядро района - промышленный узел Лион - Сент- Этьен. Мировую известность Лион (1,4 млн человек) получил с XVI в. как центр шелковой промышленности, которая опиралась на местное сырье (разведение шелкопряда в долине РонЫ). Теперь в районе выпускается 3/4 французских тканей из химического волокна. Лион - центр машиностроения (автомобили, станки, текстильные машины, электротехника), военной и химической промышленности.

Сент-Этьен, расположенный в 40 км от Лиона - центр выплавки легированной стали, производства оружия, велосипедов, мелких металлоизделий.

В Оверни на базе минеральных источников построено много курортов, например Виши и др. В Клермон-Феране расположен самый крупный в стране завод «Мишлен» по производству автомобильных шин.

«Столица» Французских Альп - Гренобль - быстро растущий университетский и научный центр, поставщик оборудования для ГЭС, центр горного туризма. Международную известность имеют альпийские турбазы, горные курорты и ярмарки. В Альпах построено много ГЭС, заводов по выплавке алюминия и электростали, производству азотных удобрений и взрывчатых веществ. В сельском хозяйстве преобладает молочное скотоводство (на горных пастбищах).

Западный район, границы которого совпадают с Армориканским массивом, включает три ЭПР - Бретань, Земли по Луаре, Пуату-Шаранта. Запад беден полезными ископаемыми. Специфические природные условия - морской климат, малоплодородные почвы и хорошие условия для роста трав - способствовали разведению крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Это главный район по производству молока и мяса. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, овес, картофель, овощи, травы. В долинах рек Луары и Шаранты с более сухим климатом распространено садоводство и виноградарство. В городе Коньяк развито изготовление коньяков. Большое значение в хозяйстве района имеют рыболовство и переработка рыбы, разведение устриц, морской каботаж.

Главный город района - Нант вместе со своим аванпортом Сен-Назером. Нант - важный морской порт с крупными верфями. В Бресте расположены военно-морская база, развито военное судостроение.

Юго-Западный район занимает Аквитанскую низменность с примыкающими к ней склонами Пиренеев и Центрального массива и включает три ЭПР - Аквитанию, Юг - Пиренеи, Лимузен. Этот район занимает 1-е место в стране по добыче газа и развитию лесной промышленности (Ланды), 2-е место по авиаракетной промышленности (Тулуза, Бордо), имеет крупные мощности в алюминиевой, военной, химической и пищевой промышленности. Юго-Западный район - важнейший производитель пшеницы, кукурузы, табака, а также свинины, птицы, яиц. Это второй район по виноградарству.

Бордо - крупный транспортный, промышленный и культурный центр, специализируется на переработке импортного сырья - нефти и фосфоритов. Бордо славится виноделием и виноторговлей.

Тулуза - второй после Парижа центр авиаракетной промышленности, а также центр космических исследований Франции.

Средиземноморский район, включающий три ЭПР - Прованс - Альпы - Лазурный берег, Корсику, Лангедок - Руссильон, отличается типичной средиземноморской природой. Сельское хозяйство специализируется на производстве винограда (особенно в Лангедоке), фруктов, овощей, цветов, в горах распространено овцеводство. Особое значение в экономике имеют курорты (Французская Ривьера с центром в Ницце, новые курорты на побережье Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (около 1,5 млн человек). Марсельский порт по грузообороту занимает 1-е место во Франции и 2-е в Европе. В нем находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие, нефтехимические, судоремонтные, авиационные заводы, развита металлургическая (Фос) и многие отрасли пищевой промышленности. Это многонациональный город, около 25% его жителей - иностранцы.

В Средиземноморском районе добываются бокситы, урановая руда, бурый уголь, соль.

Корсика - самая южная часть Франции, расположена в 170 км от основной территории. Это наиболее отсталая в экономическом отношении часть страны. На острове получило развитие животноводство (разводят коз, овец), а также рыболовство. Растениеводство специализируется на производстве винограда и цитрусовых. Довольно большой доход приносит туризм.

Экономические районы. Парижский район Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Промышленность Большого Парижа дает свыше? промышленной продукции Франции (по стоимости). Большое экономическое значение имеет долина нижней Сены с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности. Северный район Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное производство. Главная группа текстильных предприятий находится в 3-х слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

Слайд 18 из презентации «Экономическая география Франции» . Размер архива с презентацией 1319 КБ.

География 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Государство Франция» - Города Франции. Бриссак. Эльза. Нормандия. План. Валансэ. Что принято есть. Трувиль. Карнавал в Ницце. Диснейленд. Провинции Франции. Страсбург. Мода. Кло-Люсе. Замки. Франция. Вдоль пляжа проходит великолепный Английский променад. Шеверни. Все о Франции (города Франции, провинции Франции, культура). Немного истории. Монсоро. Французская культура. Вилландри. Кухня. Ницца. Обычаи и нравы. Юссе. Сульц.

«Темпы урбанизации» - Качество жизни. Мегалополис. Динамика городского населения мира. Уровень урбанизации. Дублин. Особенности урбанизации. Особенности городского образа жизни. Тенденции урбанизации. История появления городов. Основные стадии и уровни урбанизации. Принудительное выселение граждан. Субурбанизация. Агломерации мира. Проблемы городов. Внутренние миграции. Качество жизни в некоторых городах мира. Город. Переселение из села в город.

«Типы природных ресурсов» - Леса и кустарники. Биологические ресурсы. Изменение структуры земельного фонда планеты. Обрабатываемые земли. Необходимость предохранения от оскудения. Земли населённых пунктов, промышленности и транспорта. Уменьшение водоёмкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды. Малопродуктивные и непродуктивные земли (болота, пустыни и ледники). Расширение земель. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды.

«Выживание в тайге» - Что делать. Ориентировка. Ориентировка в зимнее время. Опасности. Устройство костров. Препятствия. Расположение тайги. Укрытия. Места для костров. Фауна. Флора. Выживание в тайге.

«География «Населения мира» 10 класс» - Ведущие идеи. Улыбка творит чудеса. Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста. Возраст является главным критерием. Возрастной и половой состав населения мира. Основные понятия. Алжир. Этнолингвистический состав. Страны с высоким уровнем образования. Страны делят на три группы. География населения. Навыки и умения. Где узнать больше. Проверь себя. Минута релаксации. Три мировые религии.

«Минеральные ресурсы мира» - Перерабатывающие предприятия. Мировые природные ресурсы. Причины истощения минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов. Обстановка на мировых рынках. Создание антропогенных форм рельефа. Пути и методы рационального использования. Меры по сбережению минеральных ресурсов. Классификация минеральных ресурсов. Обеспеченность стран мира. Вещества, которые не находят применения.

Франция – одна из крупнейших экономически развитых стран мира, крупнейший в Европе производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции, она занимает четвертое место в мире по экспорту промышленных товаров. В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг. Большую роль играют поступления от внешней торговли и туризма. В 1996 доход на душу населения составил 26 323 долл. По этому показателю Франция занимает 12-е место среди промышленно развитых стран мира. В том же году ВВП оценивался в 1,5 млрд. долл.

С начала 1950-х вплоть до начала 1970-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял более 5% (среди крупных экономических держав этот показатель был выше только в Японии). Отчасти это объясняется быстрым увеличением численности населения и расширением внутреннего рынка. Однако в результате последовавшего спада в экономике темпы роста ВВП за 1970–1990 снизились наполовину, а с начала 1990-х годов происходит дальнейшее его снижение.

Основные экономические районы.

Экономическая деятельность в пределах страны распределяется неравномерно. Самый большой контраст существует между Большим Парижем и остальной частью страны. Свыше 20% работающих заняты в Париже и его пригородах, на долю которых приходится всего 2,2% территории Франции. Этот же район производит более 27% доходов и является крупнейшим центром рабочих мест высшей квалификации и головных офисов компаний. Эта диспропорция между столицей и провинциальной Францией способствовала появлению многочисленных планов снижения чрезмерной концентрации в столице промышленных предприятий и учреждений культуры. Некоторые успехи были достигнуты в области децентрализации традиционной промышленности и административной деятельности.
Главенство Парижа традиционно рассматривалось в составе наиболее развитой в индустриальном отношении и урбанизированной восточной Франции, а менее развитые районы расположены к западу от условной линии, следующей от эстуария Сены до дельты Роны. Однако в настоящее время эти контрасты несколько сгладились. Разделение на Север и Юг стало заметно после того, как в структуре населения и в экономике произошли сдвиги, благоприятствовавшие экономическому расцвету южных районов Франции. В Провансе, Лангедоке, долине р.Роны и Приморских Альпах численность населения и число рабочих мест увеличились, тогда как на обширной территории северной Франции произошло свертывание угольной, металлургической и текстильной промышленности.

Занятость.

В 1998 численность трудоспособного населения Франции составляла более 25,8 млн. человек. Впервые она стала быстро расти в начале 1960-х годов, когда поколение детей, родившихся в период послевоенного увеличения рождаемости, достигло работоспособного возраста. На это же время пришелся рост иммиграции и увеличение занятости среди женщин. С начала 1980-х годов темпы роста трудовых ресурсов замедлились и в 1990–1993 в среднем составляли всего 0,3% в год (в 1966–1980 – 0,9% в год). Иммиграция иностранных рабочих практически прекратилась, а многие молодые люди, чтобы отложить поиск работы, продолжали обучение. Кроме того, люди значительно раньше, чем прежде, стали уходить на пенсию.

Общее число занятых не отставало от роста численности трудоспособного населения и постоянно росло до первого международного нефтяного кризиса 1973. Затем, исключая краткий период роста в конце 1980-х годов, число занятых оставалось на одном уровне. Число рабочих мест не соответствовало численности трудоспособного населения, что привело к значительному росту уровня безработицы. В 1975 только 4,1% трудоспособного населения было безработным, а к 1998 их доля составила 11,8%. В 1998 в стране насчитывалось 22,7 млн. занятых.

Ситуация с занятостью существенно различается в трех главных секторах экономики. В послевоенное время занятость в первичном секторе (сельское, лесное и рыбное хозяйство) постоянно уменьшалась и в 1996 составляла лишь 4,6% от общего числа занятых. Из-за экономического спада и автоматизации труда занятость во вторичном секторе (промышленность, строительство) снижалась. В 1996 в этом секторе работали 25,9% всех занятых, тогда как в конце 1960-х годов – 40%. Однако быстро росло число рабочих мест в сфере обслуживания, в 1996 здесь работало 69,5% всех занятых.

В 1998 женщины составляли 44% всех занятых, а число рабочих мест для мужчин из-за спада в тяжелой промышленности сократилось. Рост числа рабочих мест с неполной рабочей неделей позволил найти работу женщинам, особенно имеющим детей. Чтобы сократить расходы и повысить свою конкурентоспособность, фирмы стали чаще прибегать к использованию кадров, работающих неполный рабочий день. В 1998 частично занятыми были 31,6% работающих женщин и 5,6% мужчин. Увеличилось также число временных рабочих. В целом во Франции, как и в других развитых странах, в 1990-е годы число постоянных рабочих мест сократилось.

Горнодобывающая промышленность. За последние десятилетия объем добычи полезных ископаемых во Франции значительно снизился в основном из-за иностранной конкуренции. Это коснулось даже разработки железорудных месторождений северной Лотарингии, откуда поставляется сырье для местной металлургической промышленности. Продолжается добыча калийных солей на юге Эльзаса, хотя и в значительно меньшем объеме. В больших масштабах ведется добыча каменной соли в Лотарингии, Франш-Конте и Беарне, также налажено извлечение соли из морской воды в районе дельты Роны (равнина Камарг). На базе использования этих минеральных ресурсов сложилось производство соды и хлористых соединений.

Энергетика.

Во Франции за счет внутренних источников покрывается лишь ок. 50% общего энергопотребления. Хотя эта доля растет, одним из главных ограничений в производстве энергии остается нехватка собственных ресурсов. Объем добычи угля, нефти и природного газа невелик. Для улучшения снабжения собственной энергией с 1970-х годов реализуется обширная программа развития атомной энергетики.

Каменный уголь. Добыча угля значительно сократилась по сравнению с концом 1950-х годов, когда она превышала 58 млн. т в год. В 1997 было добыто всего 7,3 млн. т угля. Из-за высоких производственных затрат и истощения запасов в 1995 все шахты на севере страны (в планово-экономическом районе Нор-Па-де-Кале), были закрыты и теперь эксплуатируются только угольные месторождения Лотарингии. В 1997 было импортировано, в основном из США и Австралии, более 15 млн. т угля. В общем энергобалансе на долю угля приходится лишь 5,8%.

Нефть. Франция располагает ограниченными запасами нефти. В стране ежегодно добывается 3–4 млн. т нефти. Этого явно недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса на этот продукт. Импорт нефти впервые значительно увеличился в 1960-е годы, когда цены на нее снизились и она постепенно заняла место главного энергоносителя. В связи с резким ростом цен на нефть на мировом рынке в 1973 и 1979–1980 Франция стала шире использовать другие источники энергии, а импорт нефти сократился. Это вызвало спад в нефтеперерабатывающей промышленности, предприятия которой сконцентрированы в низовьях Сены и окрестностях Марселя (Бер-л"Этан).

В 1990-х годах не удалось радикально преодолеть зависимость Франции от импорта нефти, и в 1992 на ее долю приходился 41% в общем энергобалансе страны. В 1992 было ввезено 73,8 млн. т нефти, а в 1997 – 111,9 млн. т. В настоящее время основными поставщиками нефти являются североморские страны и Россия.

Природный газ добывается с 1940-х годов в предгорьях Пиренеев. В настоящее время эксплуатируются месторождения района Лак. Запасы газа сильно истощены, и в 1997 на долю местных ресурсов приходились только 6% всего потребляемого в стране газа, поэтому существенно увеличился его импорт из североафриканских стран, Нидерландов, России и Норвегии. Удельный вес газа в энергобалансе Франции составляет 13,6%.

Производство электроэнергии. Государственная компания «Электрисите де Франс» отвечает за производство и распределение электроэнергии. В 1946–1970 действовала крупная инвестиционная программа строительства гидроэлектростанций. Большинство из них сооружалось в Альпах и Центральном Французском массиве, а также на таких реках, как Рейн, Рона и Дюранс. В конце 1980-х годов началось развитие атомной энергетики, которая при относительно низких производственных затратах обеспечивала бoльшую независимость от стран-поставщиков энергоносителей. Во Франции действуют более 50 энергоблоков АЭС, приуроченных к долинам больших рек и морским побережьям.

В 1997 на долю АЭС Франции приходился 91% всей произведенной электроэнергии. Франция занимает второе место в мире (после США) по использованию атомной энергии.

Месторождения урана разрабатываются в центральной и западной Франции. Один из крупнейших в мире заводов по обогащению урана находится в Пьерлате, в низовьях Роны, а на крайнем северо-западе, на мысе Ла-Аг в Нижней Нормандии, – крупный комбинат по переработке радиоактивных отходов.

Развитие атомной энергетики во Франции не вызывало активных протестов населения. Компания «Электрисите де Франс» и государственные организации, отвечающие за добычу урана и переработку радиоактивных отходов, образовали мощное совместное лобби в поддержку атомной стратегии развития энергетики. Кроме того, когда началась реализация правительственной программы развития атомной энергетики, был выбран безопасный тип реактора, утвержден единый проект для АЭС и проведены консультации с местными органами власти по поводу выбора местоположения станций. Специальные государственные службы осуществляли строгий надзор за их строительством.

С начала 1980-х годов сократилось энергопотребление, а следовательно, и потребность в новых электростанциях. В настоящее время Франция производит электроэнергии больше, чем потребляет, и экспортирует ее в соседние страны – Великобританию, Италию и Швейцарию.

Транспорт.

Франция извлекает выгоду из своей хорошо развитой транспортной сети.
Автомобильные и железные дороги. В стране имеется густая сеть автомобильных дорог общей протяженностью свыше 7 тыс. км (начало 1990-х годов). Многие из этих дорог строились за счет частных инвестиций, и теперь там взимается плата за проезд. После завершения строительства основных международных магистралей приоритет был отдан развитию дорожной сети за пределами Парижа и особенно в таких районах, как Центральный Французский массив, где не хватает хороших дорог. В 1996 автомобильный парк страны насчитывал ок. 30 млн. машин, из них 25,3 млн. легковых. Ведущая роль в грузоперевозках перешла от железнодорожного транспорта к автомобильному.

Тем не менее железные дороги не утратили своего значения, хотя движение на многих малозагруженных линиях прекратилось. Организовано высокоскоростное пассажирское сообщение, где используются поезда с двумя локомотивами, развивающие скорость до 300 км/ч. Такие поезда на одной из первых линий, запущенной в 1983, преодолевают расстояние между Парижем и Лионом всего за два часа. Скоростное движение открыто также на линиях, соединяющих Париж с Ле-Маном и Туром на юго-западе и с Лиллем и Кале на севере. В настоящее время Лионская линия, которая в будущем свяжет Париж с Марселем, протянута на юг до Валанса.

Национальное общество французских железных дорог приняло решение превратить страну в главный узел европейской сети высокоскоростных железных дорог. Хотя после модернизации железных дорог во Франции увеличился объем пассажирских перевозок, объем грузоперевозок по ним продолжает уменьшаться.

После сооружения в 1994 туннеля под Ла-Маншем, соединившего Париж с Лондоном, и открытия по нему железнодорожного сообщения между двумя странами началась перевозка грузового автотранспорта на специально сконструированных железнодорожных платформах. Движение пассажирских поездов и платформ с легковыми автомобилями открылось в 1996.

В связи с расширением автопарка и «пробками» на городских улицах многие французские города финансируют развитие общественного транспорта, в том числе рельсового, а также сооружение подземных и надземных магистралей. Кроме знаменитого парижского подземного метрополитена, одного из самых старых в Европе (первая линия введена в строй в 1900), в 1970-е годы была построена региональная скоростная линия, с помощью которой парижский метрополитен соединен с пригородным железнодорожным сообщением. В таких провинциальных городах, как Лион, Марсель, Лилль и Тулуза, сооружено метро, а в Гренобле, Нанте, Страсбурге и Руане действует скоростное трамвайное сообщение.

Внутренние водные пути. Внутренний водный транспорт также испытал затяжной спад объема грузовых перевозок, чему способствовали разобщенный характер водных путей сообщения, конкуренция с другими видами транспорта и сокращение объема добычи и транспортировки угля и железной руды речными судами. В настоящее время сырая нефть и очищенные нефтепродукты, ранее перевозившиеся речными танкерами, транспортируются по трубопроводам.

Морской транспорт.

Во Франции имеется ряд крупных морских портов. Крупнейшие из них – Марсель и Гавр, которые в 1996 пропустили через себя соответственно 90,7 и 56,2 млн. т грузов. В их грузообороте преобладает импортная сырая нефть. Кале – главный пассажирский порт страны и морские ворота из Европы в Великобританию. Через него в 1996 прошли 18,1 млн. пассажиров, однако с открытием туннеля под Ла-Маншем роль Кале уменьшается.

Воздушный транспорт.

Наиболее интенсивное авиасообщение сосредоточено в двух международных аэропортах – Орли и Шарль-де-Голль, расположенных соответственно к югу и северо-востоку от Парижа. В 1996 через них прошли 59,2 млн. пассажиров. Из многочисленных провинциальных аэропортов самые крупные – в Ницце и Марселе, каждый из них пропускает в 10 раз меньше пассажиров, чем столичные аэропорты. Протяженность воздушных линий французских авиакомпаний – ок. 650 тыс. км. Крупнейшие авиакомпании Франции – «Эр-Франс», «ЮТА» и «Эр-Интер».

Телекоммуникации.

Благодаря крупным правительственным инвестициям Франция имеет одну из самых современных телефонных систем в Европе. В начале 1980-х годов французская телефонная «Телеком» создала информационную службу «Телетель». На смену печатным телефонным справочникам пришла компьютерная информация. Малогабаритный терминал «минитель» с экраном и клавиатурой выдается в почтовых отделениях жителям страны бесплатно. «Минитель» подключается к телеинформационной системе «Телетель» через телефонный аппарат. За пользование этой системой вносится месячная абонентская плата. «Телетель» предлагает более 2 тыс. разных видов услуг – от доступа к информационным и спортивным программам до покупок в магазинах, заказов билетов на поезда или концерты и проч.

Формы собственности и управление производством. Во Франции принят принцип «смешанной экономики», подразумевающий активное участие как государства, так и частных лиц в управлении экономической деятельностью. На протяжении большей части послевоенного периода до начала 1980-х годов вмешательство государства в экономику обеспечило формирование мощного и жизнеспособного государственного сектора.

Национализация важных отраслей промышленности и банков проводилась в два этапа. В первые годы после Второй мировой войны государство, стремясь реконструировать экономику, взяло на себя управление производством энергии, энергоснабжением, несколькими крупными банками, страховыми и различными промышленными компаниями, в частности заводами Рено. В 1981 к власти пришло социалистическое правительство. Оно инициировало второй этап национализации. На этот раз были национализированы пять крупных промышленных компаний, ряд банков и финансовых компаний.

С возвращением к власти консервативного правительства во главе с Жаком Шираком в 1986 стратегия национализации промышленности была заменена грандиозной программой приватизации, которая стала частью более широкой политики либерализации и денационализации. Ряд крупных промышленных предприятий и банков был приватизирован, но эта программа была сокращена из-за краха рынка ценных бумаг в октябре 1987 и смены правительственного курса после возвращения к власти социалистов в 1988. В 1993 у власти вновь оказались консерваторы. Они возобновили процесс приватизации. Однако, несмотря на это, на государственных предприятиях в начале 1990-х годов все еще работали более 1,7 млн. человек. Правительство почти полностью контролировало энергетику, космонавтику, оборонную промышленность, транспорт, телекоммуникации и в меньшей степени – банковскую сферу.

Хотя для Франции характерно занятие малым и семейным бизнесом, тенденция к консолидации с целью повышения конкурентоспособности, впервые проявившаяся в странах Общего рынка в 1960-е годы, усилилась в середине 1980-х годов, когда страны-члены ЕЭС стали продвигаться в направлении единого рынка. Французские фирмы активно размещали инвестиции за границей, в Северной Америке и других странах ЕС. Крупнейшая компания по производству автомобильных, мотоциклетных и велосипедных покрышек «Мишлен» приобрела американскую компанию «Юниройал-Гудрич», а крупнейшая химическая компания «Рон-Пуленк» – американскую компанию «Рорер». В то же время американские, европейские и японские инвесторы вкладывали средства во французские компании.

Экономическое планирование.

Франция имеет давнюю традицию плановой экономики, начиная с принятия первого пятилетнего национального плана в 1947. 11-й план был обнародован в 1993. Характер и цели этих планов значительно менялись. В первые послевоенные годы план помогал сконцентрировать ресурсы страны на восстановлении экономики и определял приоритеты для инвестиций.

В 1982 система планирования была реформирована. Теперь акцент делается на стратегические задачи, а не на конкретные показатели. В 1984 правительство ввело договорное планирование, при котором за определенное время необходимо было решить конкретные задачи. Для 22 плановых экономических районов составлялись региональные планы развития, а заключенный договорной план финансировался совместно центром и местными органами власти.

Сельское хозяйство. Франция – ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.

Франция занимает первое место в ЕС по производству и экспорту зерновых, которые составляют основу сельского хозяйства страны. Главная зерновая культура – пшеница, хотя в больших количествах выращиваются кукуруза и ячмень. Крупнейшие зерновые фермы находятся в Парижском бассейне. Расширяется посевная площадь под масличными культурами – рапсом и подсолнечником, которые идут как на производство масла, так и на корм скоту. Выращивается большой ассортимент фруктов и овощей (яблоки, груши, персики, вишня, томаты, цветная капуста, морковь, дыни и др.). Более одной трети вин, производимых в странах ЕС, изготовлены во Франции, которая является крупнейшим в Европе поставщиком вина. Сорта вин различаются от обычных столовых, производимых главным образом в Лангедоке на юге Франции, до более высокосортной продукции виноградников Бордо, Бургундии, Реймса (где делают шампанское), долины Роны и Эльзаса.

Повсеместно развито животноводство, преимущественно молочного направления. Наибольшие поголовья продуктивного скота разводят в Бретани и Нижней Нормандии. Кроме производства различных молочных продуктов, молоко используют для изготовления многочисленных сортов сыра, которыми славится Франция. Во многих районах страны, главным образом на западе, разводят крупный рогатый скот. Птицеводство и свиноводство более локализованы.

Французское законодательство, унаследованное еще от наполеоновских времен, содействовало раздробленности крестьянских хозяйств. После Второй мировой войны во Франции произошла значительная модернизация сельского хозяйства, а число ферм сократилось. В 1995 насчитывалось 735 тыс. ферм против 900 тыс. в 1950. Среди земледельцев преобладают пожилые люди, и после их ухода на пенсию или кончины возникают трудности с поиском новых хозяев. Чтобы привлечь молодежь в сельское хозяйство, с начала 1970-х годов государство выделяло дотации и предлагало крестьянам займы под низкие проценты. Тем не менее число фермеров и сельскохозяйственных рабочих продолжает уменьшаться.

Большие изменения произошли в методах ведения сельского хозяйства. Широко применяются сельскохозяйственная техника, минеральные удобрения, инсектициды и гербициды, а в засушливых районах – орошение. Были реструктурированы также сельскохозяйственные производства и система реализация продукции. Производителей, особенно мелких фермеров, заинтересовывали приобретением сырья и сельскохозяйственной техники в коллективную собственность. Фермеры все в большей степени производят сельскохозяйственную продукцию по прямым контрактам с крупными потребителями, особенно с сетью супермаркетов.

Многие изменения в сельском хозяйстве Франции произошли в результате политики правительства, а затем ЕС. К 1980-м годам, в связи с перепроизводством продуктов питания, были предприняты меры по ограничению производства сельскохозяйственной продукции. В 1984 для сокращения производства молока были введены квоты, а в 1992 ЕС снизил уровень гарантированных цен и потребовал сократить площади обрабатываемых земель, что вызвало массовые протесты французских фермеров.

Лесное и рыбное хозяйство. В 1990 леса покрывали 13,1 млн. га, или 24% территории страны. Наиболее густо залесенные районы находятся в горах (Альпы, Юра, Вогезы), в Центральном Французском массиве и в Ландах на юго-западе Франции. Несмотря на широкое распространение лесов и ежегодный прирост более 44 млн. куб.м древесины, Франция является импортером древесины. Хозяйственное использование лесов затруднено из-за многочисленных частных владений (государству принадлежит менее 30% площади лесов).

Население многих районов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша занимается рыболовством. Основные рыболовные порты – Булонь-сюр-Мер, Лорьян, Ла-Рошель. Налажено выращивание устриц, главным образом в Бретани. Международная конкуренция, ограничения на лов рыбы на шельфе у берегов Франции и высокие затраты негативно отразились на рыболовстве и рыбоперерабатывающей промышленности. В 1995 общий улов составил 790 тыс. т.

Обрабатывающая промышленность.

По объему выпускаемой промышленной продукции Франция делит с Италией четвертое место в мире (после США, Японии и Германии). В 1997 обрабатывающая промышленность дала 25,1% общей добавленной стоимости; в ней было занято 4,2 млн. человек, т.е. 18,6% всех трудовых ресурсов. В первые послевоенные годы в этой отрасли быстрыми темпами происходило наращивание мощностей и увеличение занятости, что способствовало восстановлению и дальнейшему развитию экономики. Однако с середины 1970-х годов число рабочих мест в промышленности непрерывно сокращалось в условиях постепенного экономического спада и ускоренного расширения сферы услуг. Эти тенденции привели к относительному снижению доли промышленного сектора в экономике страны.

В таких сферах хозяйства, как космонавтика, военно-промышленный комплекс, транспорт, французские фирмы завоевали международную известность благодаря внедрению передовых технических достижений. В то же время получили известность некоторые менее значительные и более специализированные отрасли, такие, как парфюмерная промышленность. В результате автоматизации и компьютеризации производства сократилось число рабочих мест, выросла доля инженерно-технического персонала по отношению к числу неквалифицированных рабочих. Увеличились капиталовложения в такие сферы нематериального производства, как научные исследования, повышение квалификации, маркетинг и программирование.

Все эти изменения способствовали модернизации промышленности и росту производительности в промышленном секторе. Тем не менее обрабатывающая промышленность Франции все еще остается диверсифицированной, а не высокоспециализированной, что снижает конкурентоспособность некоторых отраслей промышленности (например, микроэлектроники). Кроме того, во Франции доля ВВП, которая расходуется на научные исследования и разработки в промышленности, ниже, чем в других развитых странах. Кроме того, во Франции отсутствуют такие мощные многопрофильные корпорации, как в США, Японии, Германии и Великобритании. Мало компаний среднего размера (от 500 до 1000 занятых), способных тесно сотрудничать с крупными корпорациями на правах основных субподрядчиков, что особенно характерно для Германии. Во Франции масса более мелких фирм, но они экспортируют лишь незначительную часть производимой продукции. С середины 1980-х годов увеличился импорт таких товаров, как ткани, обувь и бытовые электроприборы.

Ведущие отрасли промышленности.

В 1997 на долю пищевой промышленности, выпускающей продукты питания и напитки, приходилось 543,6 тыс. занятых. Эта отрасль выпускала широкий ассортимент экспортных товаров, особенно вин и алкогольных напитков. Предприятия пищевой промышленности рассредоточены по всей стране, их концентрация особенно высока в основных сельскохозяйственных районах на западе Франции (Бретань, долина Луары), а также в таких крупных центрах потребления, как Парижский регион.

В металлургии, имеющей во Франции давние традиции, в 1997 было занято 398,5 тыс. рабочих, хотя в результате недавней крупномасштабной реструктуризации в этой отрасли произошло значительное сокращение числа рабочих мест. В результате экономического спада и конкуренции со стороны активно развивающейся промышленности таких стран, как Китай и Южная Корея, спрос на сталь французского производства упал. В 1995 во Франции было произведено лишь 18 млн. т стали (в 1974 – 27 млн. т). В связи с переходом на использование импортной руды большинство металлургических предприятий было переведено из Лотарингии в приморский район близ Дюнкерка. Франция – крупный производитель алюминия (384 млн. т в 1994). Бoльшая часть французских заводов, выпускающих этот металл, тоже переместилась к северному побережью. В частности, большой завод открыла там в 1992 компания цветной металлургии «Пешине». Такое местоположение благоприятно, в частности, из-за дешевой электроэнергии, получаемой с атомной электростанции у Гравлина.

В машиностроении, важной металлоемкой отрасли, в 1997 было занято 385 тыс. человек. Эта высоко диверсифицированная отрасль промышленности выпускает разнообразные машины, станки и механическое оборудование, предназначенное для разных рынков сбыта – от энергетики до фермерских хозяйств.

Франция является четвертым в мире и вторым в Европе (после Германии) производителем автомобилей. В 1997 было выпущено 4 млн. автомобилей, из них свыше 54,3% пошли на экспорт. В этой отрасли занято более 347,3 тыс. человек. Главными производителями являются компании «Рено» и «Пежо» (в который входит «Ситроен»), контролирующие 56% внутреннего рынка. В целях сохранения конкурентоспособности обе фирмы сократили число рабочих мест, вложили инвестиции в автоматизацию и перевели основные заводы из пригородов Парижа в северную и северо-восточную Францию и сельские районы на западе Парижского бассейна.

В электромашиностроении и электронной промышленности, включая производство хозяйственно-бытовых электроприборов, в 1997 насчитывалось 471,9 тыс. занятых. Ассортимент товаров, производимых в этой отрасли, варьирует от телекоммуникационного оборудования, компьютеров и офисного оборудования до электрокабелей, генераторов и электромоторов. Несмотря на некоторые тенденции к децентрализации, это производство и особенно его научно-технические центры все еще размещаются в Париже и его окрестностях.

Во Франции широко развита химическая промышленность, в которой в 1997 было занято 276,9 тыс. человек. Выпускается широкий ассортимент продуктов, включающий органические и неорганические полуфабрикаты (кислоты, углекислые соли и этилен) и многочисленные готовые продукты (минеральные удобрения, краски, растворители, моющие средства, косметика, фармацевтические средства). Многие из основных видов продукции этой отрасли производятся на нефтехимических заводах, расположенных в зонах размещения нефтеперерабатывающих предприятий в нижней части долины р.Сены и в городе Бер-л"Этан на юге Франции, тогда как фармацевтическая промышленность приурочена к таким крупнейшим урбанизированным центрам, как Париж и Лион, где сконцентрированы научно-исследовательские организации данной отрасли.

Текстильная и швейная промышленность

Текстильная и швейная промышленность Франции имеет давние традиции. В небольших и средних компаниях по производству тканей и одежды в 1997 было занято более 303,7 тыс. человек. Главные предприятия текстильной промышленности сосредоточены в северной Франции, в районе города Лилля, и в регионе Рона-Альпы, а швейные фабрики – в Париже.
Северная Франция, особенно район Кале и Лотарингия, где издавна преобладали машиностроение, металлообработка и текстильная промышленность, подверглась значительной деиндустриализации. Попытки создания там новых отраслей промышленности подкреплялись щедрыми правительственными дотациями на развитие современной инфраструктуры. Такая политика привлекла автомобилестроительные фирмы и компании, выпускающие электронное оборудование, хотя полностью компенсировать потерю рабочих мест так и не удалось.
Во время быстрого экономического роста до середины 1970-х годов многие районы, расположенные на периферии Парижского бассейна, особенно в западной Франции, сумели воспользоваться программами расширения, предпринятыми некоторыми компаниями в тот период, когда правительство осуществляло курс на децентрализацию. В Бретани, Нижней Нормандии и районе Пеи-де-ла-Луар произошел рост занятости. Эти районы и Южная Франция, недостаточно охваченная процессами индустриализации в прошлом, до сих пор привлекательны для новых капиталовложений. В последнее время в связи с развитием транспортной сети и возросшей ролью таких факторов, как качество жизни и условия работы, новые промышленные компании обосновываются в юго-восточных районах Франции, расположенных поблизости от средиземноморского побережья или в предгорьях Альп.

Строительство. 6,3% всех занятых, или 1,4 млн. человек (причем 1/3 из них составляют иностранные рабочие), и она произвела 4,6% добавочной стоимости. В 1997 было возведено только 271,6 тыс. домов (в 1985 – 295,5 тыс.). Строительные компании все больше сосредоточиваются на восстановлении и реконструкции старых зданий. Многие компании из-за колебаний цен на внутреннем рынке берут подряды на работы за рубежом, особенно в бывших французских колониях в Африке и в странах Латинской Америки.

Сфера обслуживания.

В 1997 в этой отрасли Как и в других крупных странах Запада, во Франции доминирует третичный сектор, или сфера услуг. В 1997 в нем было занято 70,88% всех занятых, или ок. 15,8 млн. человек. Даже во время экономического спада доходы и уровень жизни населения продолжали расти, стимулируя спрос на ряд деловых и потребительских услуг. Спрос вырос также и на ряд услуг государственного сектора, особенно в здравоохранении и образовании.
Набор услуг, объединяемых в третичном секторе, весьма разнообразен. Среди них основное различие можно провести между рыночными и нерыночными услугами. Категория рыночных услуг включает розничную торговлю, транспортные перевозки, телекоммуникации, почтовую связь, гостиничное и ресторанное обслуживание, финансовую деятельность и проч. Нерыночные услуги охватывают деятельность центральной и местной власти (полиция, вооруженные силы, суды и образование). Крупнейшими работодателями страны являются Французская система железных дорог (более 220 тыс. занятых) и почтовая служба (свыше 300 тыс. занятых).
Центры услуг сосредоточены преимущественно в крупных городах страны. Регионы Иль-де-Франс и плотно заселенный Прованс-Лазурный Берег отличаются высоким уровнем занятости в третичном секторе. Туризм преобладает в секторе услуг на юге, тогда как в Иль-де-Франс основным стимулом развития этого сектора служит ведущая роль столицы как административного, культурного и экономического центра страны, что способствует концентрации различных услуг. Хотя в Иль-де-Франс проживают лишь 19% населения страны, здесь сосредоточены 3/4 занятых в секторе услуг, включая большое число рабочих мест в области контроля и управления, вплоть до высших административных постов.
Продолжающееся расширение сферы услуг преобразовало облик городских ландшафтов за счет постройки новых офисных и торговых комплексов. Еще в начале 1960-х годов началось сооружение комплекса деловых высотных зданий в новом районе Дефанс в северо-западной части Парижа. Этот комплекс в 1994 занимал территорию в 80 га, а площадь офисов составляла 237 млн. кв. м. Здесь размещаются штаб-квартиры многих мультинациональных корпораций и один из крупнейших региональных торговых центров Иль-де-Франс. Сходные комплексы изменили облик центральных районов таких больших провинциальных городов, как Лион и Лилль. Первые такие супермаркеты появилась во Франции в 1960-х годах. К 1993 в стране насчитывалось 950 супермаркетов, в которых было занято 170 тыс. человек и продавалось 18% всех товаров розничной торговли (по суммарной стоимости) и 25% всех продуктов питания. В 1998 число супермаркетов выросло до 1123.

Туризм.

Франция с ее обилием привлекательных ландшафтов, многообразием памятников культуры и всемирно известной кухней и винами сумела превратить туризм в важную отрасль экономики, где насчитывается 1,5 млн. рабочих мест. В 1996 страну посетили 62,4 млн. иностранных туристов, которые истратили при этом 28,4 млрд. долл. Большинство туристов приезжает из Нидерландов, Италии и Великобритании. В целом сектор туризма в 1996 дал 2% ВВП.
Внешняя торговля и платежи. В 1997 объем внешней торговли составлял 36,5% ВВП. Главные статьи импорта – энергоносители, основные химические продукты, машины и оборудование, электроника, продовольственные товары, автомобили и ткани. Многие из этих статей являлись также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили, машины и оборудование, химические продукты и фармацевтические препараты. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. Баланс экспорта и импорта показывает, что в экспорте Франции растет доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия. С середины 1980-х годов страна стала также импортером продукции машиностроения. Франция длительное время испытывала внешнеторговый дефицит, хотя он был сбалансирован за счет поступлений от сферы услуг и туризма. В 1997 импорт в целом составлял 1563,6 млрд. франков, а экспорт 1713,3 млрд. франков.

Внешняя торговля

Внешняя торговля Франции постепенно переориентировалась на Европейский союз (ЕС). 55% экспорта и 49% импорта в 1980 приходились на страны-члены ЕС, а к 1997 эти показатели были соответственно 61% и 67%. Главными партнерами Франции в рамках ЕС являются Германия и Италия. За пределами Европы крупный торговый партнер – США.
Денежная и банковская системы. Франция располагает большой и разветвленной банковской системой с тремя ведущими банковскими учреждениями – «Креди Агриколь», «Банк Насьональ де Пари» и «Креди Лионне», входящими в первую десятку мировых банков. Общий контроль возложен на «Банк де Франс». Его новый независимый статус (1994) схож со статусом «Бундесбанка» в ФРГ и стал условием, установленным Маастрихтским соглашением, для введения единой европейской валюты. «Банк де Франс» выпускает французскую денежную единицу – франк. 1 января 1999 начал функционировать Европейский валютный союз, членом которого является и Франция.
Вслед за национализацией 1982 значительная часть банковской системы перешла в государственную собственность. Однако последующая приватизация двух ведущих банков, «Сосьете Женераль» в 1987 и «Банк Насьональ де Пари» в 1993, так же, как и основных финансовых групп и ряда более мелких банков, значительно изменила ситуацию.

Государственный бюджет.

В 1998 государственные расходы оценивались в 293,8 млрд. долл., а дефицит бюджета – свыше 47,8 млрд. долл., что составляет ок. 3,4% ВВП. Дефицит бюджета рос в течение 1990-х годов, так как более высокие расходы не покрывались увеличивавшимися доходами, главным образом из-за негативного воздействия экономического спада. Около 36% денежных поступлений в государственную казну связано со взиманием прямых налогов с корпоративных и частных доходов. Остальное поступает из косвенных источников, в первую очередь от налога на добавочную стоимость, который составляет 54%. Главные статьи расходов – образование, оборона, транспорт и жилищное хозяйство. После децентрализации системы управления страной в 1982 растущая доля государственных затрат была переложена на местные органы власти, особенно в области образования и профессионального обучения.
Затраты на социальное обеспечение значительно увеличились из-за роста пособий по безработице, расходов на здравоохранение и повышение пенсий пожилым людям. В 1994 эти затраты превысили 422 млрд. долл., т.е. составляли 30,5% ВВП.
























1 из 23

Презентация на тему: Экономическая география Франции

№ слайда 1

Описание слайда:

География сельского хозяйства Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2/3 территории Франции (35,5 млн. га в 1973 году); все более уменьшается доля пашни и растут площади, покрытые травами, что вязано с усилением животноводческой специализации сельского хозяйства. Пашня занимает 16,8 млн. га, многолетние насаждения – 2,2 млн. га (виноградники и сады), пастбища и сенокосы – 13,9 млн. га, под лесом 14,5 млн. га. Структура сельского хозяйства по стоимости продукции в %: растениеводство 43,3, в том числе зерновые 16,0, овощи и фрукты 9,0, виноград (на вино) 8,5; животноводство 56,7, в том числе производство мяса 26,1, молока 18,6, битой птицы и яиц 7,7. Растениеводство среднеевропейского и среднеземноморско-субтропического типов. По сборам зерновых Франция среди капиталистических стран уступает только США, Индии и Канаде. Главная зерновая культура – пшеница (около ½ всего сбора зерна), основной район ее производства – низменность на севере с траны. Выросло значение кукурузы и ячменя; в дельте Роны – рисоводство. Посевы сахарной свеклы, как и сахарные заводы, сосредоточены на севере. Из-за уменьшения продовольственного использования теряет свое значение картофель. Важное значение имеет виноградарство (1-е в мире по сбору винограда). Основная часть урожая используется для производства вина, из-за перепроизводства вина проводится политика ограничения виноградарства. Виноградники распространены почти повсеместно (за исключением северных районов Франции). Главные районы производства винограда и виноделия: провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турен, район г. Бордо, Гасконь. В южных районах распространена культура оливы. Производство овощей и фруктов развито повсеместно. Эти отрасли служат основой хозяйства многих районов (долины рек Рона, Гаронна и Луары, провинции Руссильон, северное побережье провинции Бретань), снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь Париж. Основная продукция плодовых – яблоки, груши, персики, цитрусовые (о. Корсика).

№ слайда 2

Описание слайда:

Внешняя торговля Объем внешнеторгового оборота Франции за годы после 2-й мировой войны существенно увеличился; по размерам экспорта и импорта Франция среди капиталистических стран уступает лишь США, ФРГ и Японии. В экспорте капиталистических стран доля Франции составила свыше 6,9%, импорта – свыше 6,7%. На мировом рынке Франции принадлежит видная роль экспортера машинного оборудования и транспортных средств (автомобили, суда, самолеты), продуктов сельского хозяйства (зерно, скот, молочные продукты, вина), а также черных металлов и алюминия, химикатов, изделий легкой промышленности. Основные статьи импорта: машины и оборудование, целлюлоза, каменный уголь, нефть, цветные металлы, хлопок, шерсть, древесина, хвойных и тропических пород. Около ½ внешнеторгового оборота Франции приходится на страны ЕЭС; главный торговый партнер Франции – ФРГ, торговля с которой, как и США, ведется с большим пассивом. Растет торговля Франции с бывшими социалистическими странами, в том числе с Россией. Франция является одним из главных районов международного туризма. Ежегодно страну посещает 10-15 млн.

№ слайда 3

Описание слайда:

Экономические районы Парижский район Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Промышленность Большого Парижа дает свыше ¼ промышленной продукции Франции (по стоимости). Большое экономическое значение имеет долина нижней Сены с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности. Северный район Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное производство. Главная группа текстильных предприятий находится в 3-х слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

№ слайда 4

Описание слайда:

Охрана окружающей среды. География туризма Во Франции свыше 3000 охраняемых территорий. Значительное число заповедников или национальных парков сосредоточено в горах (например, национальные парки Вануаз и Пельву в Альмах, заповедник Кеувель в Перинеях). Имеются заповедники, в которых охраняются преимущественно птицы (например, Камарг в дельте Роны – фламинго, утки, чайки, кулики; Ле-Сет-Иль на островах северо-запада страны – чистики, чайки, бакланы, кулики). Франция – одна из самых посещаемых туристами страна. Там несомненно есть на что посмотреть: Лувр, Эйфелева башня, Собор парижской богоматери, Версальский дворец, пещера Ласко…

№ слайда 5

Описание слайда:

Экономика Париж, прежде всего известный производством предметов роскоши. Ведущими отраслями является автомобиле- и машиностроение, металлообработка, химическая промышленность, производство электроприборов. Наибольшие автомобильные заводы - Рено и Ситроен. За счет сокращения промышленного производства последними десятилетиями существенно изменилась структура занятости: люди, которые потеряли рабочие места на промышленных предприятиях, перешли к сфере обслуживания. Сегодня здесь работают 85% занятого населения Парижа. В 2005 году ВВП парижского региона составлял Ђ478,7 млрд (US$595,3 млрд), то есть благодаря сосредоточению национальных и международных фирм в городе Париж обеспечивает приблизительно треть ВВП страны. Транспорт Самым удобным и самым быстрым транспортом Парижа считают метро, которое состоит из 16 линий (14 полных и 2 дополнительных; некоторые линии имеют на концах разветвление) общей протяжностью 212,5 км., которая делает его одним из наибольших в мире. Также существует региональное экспресс-метро (RER) - линии пригородных электричек, которые проходят в городе под землей и пересекаются с линиями метро. Сеть RER состоит из 5 линий. Из 1992 года в Париже опять начали строить трамвайные линии, уничтоженные в 60-70-ые годы. В Париже функционирует второй по величине речной порт в Европе. Париж обслуживают три международных аэропорта.

№ слайда 6

Описание слайда:

Животноводство. Лесное хозяйство. Рыболовство Имеет мясомолочное направление, усилилось значение свиноводства и птицеводства. По производству мяса Франция уступает в Западной Европе только ФРГ, а по производству молока занимает 1-е место. Разведение крупного рогатого скота особенно развито на северо-западе и в горных районах на альпийских пастбищах; свиноводство – в Бретани, Эльзасе, на севере и юге западе – в районе, где кукуруза или картофель, а также отходы пищевой промышленности служат кормовой базой. Овцеводство сохраняет значение главным образом на юге Центрального массива Франции и в Южных Альпах. В Парижском и Северном районах интенсивность животноводства выше, чем в других районах. Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг. Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1975 году) принадлежит частному сектору, меньшая – коммунам (17%) и государству (11%). Заготовка древесины 31,3 млн. плотных м3. Главный район лова – Атлантический океан. Улов рыбы 806 тыс. тонн. Главные рыболовные порты – Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный промысел (до 70% мирового сбора устриц).

№ слайда 7

Описание слайда:

Восточный район Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по берегам рек Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогёзы и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности Франции (около ½ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги. Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон). Другие крупные промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор. Лионский район Промышленный район, занимает 3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали, алюминия – 1-е место во Франции), машиностроение, химия (особенно промышленность органического синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы Клермон-Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из химического волокна), пищевое, кожевенно-обувное производство, производство спортивного инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан и другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные города – Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.

Франция имеет современную высокоразвитую постиндустриальную экономику .

Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговая деятельность - 20 %, сфера услуг - 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сеть высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире.

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство - 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспортирования на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

В числе основных продуктов машиностроения - автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другое), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция - один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), чёрных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные предмета торговли, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры (производится около 400 сортов).

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его - частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50 % продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

    Экономические районы. Парижский район . Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем.

    Северный район . Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля; национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива.

    Восточный район . Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и каменной соли. Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон).

    Лионский район . Промышленный район, занимает 3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали, алюминия – 1- е место во Франции), машиностроение, химия. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан и другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта.