Если дефицит муниципального образования превышает 10. Предельные значения дефицита федерального бюджета

Большое значение для выполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними функций и полномочий имеет сбалансированность бюджета. Соответствие доходов и расходов бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы РФ.

В Бюджетном кодексе РФ определен такой результат сбалансированности местного бюджета, как дефицит. Дефицит бюджета муниципального образования представляет собой превышение расходов местного бюджета над его доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в котором доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из фонда компенсаций) в течение двух из последних трех отчетных периодов превышала 70% величины собственных доходов, не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Анализ сбалансированности бюджетов городов, районов и поселений в большинстве субъектов РФ свидетельствует о том, что более трети из них являются дефицитными, если не учитывать объем финансовой помощи, предоставляемой из вышестоящего бюджета на достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности в виде дотаций.

При принятии бюджета с дефицитом определяются источники его финансирования. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита на местном уровне. Бюджетным законодательством РФ предусмотрено использование муниципальным образованием для финансирования своего бюджетного дефицита только внутренних источников, средства от реализации которых поступают в валюте РФ.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, указанных в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, как правило, учитываются поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ и др.

Особенностями финансирования дефицита местных бюджетов в Российской Федерации являются, во-первых, ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам, во-вторых, отсутствие у них ресурсов от реализации валютных ценностей.

Преобладающим источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Это объясняется простотой их привлечения по сравнению с выпуском муниципальных ценных бумаг, низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований (преимущественно районов и городских и сельских поселений) и неразвитостью рынка ценных бумаг в муниципальных образованиях. Однако в крупных городских округах с развитой рыночной инфраструктурой, значительными поступлениями в бюджет от градообразующих предприятий и наличием привлекательных инвестиционных проектов муниципальные органы управления в качестве источника покрытия дефицита местного бюджета могут использовать выпуск муниципальных облигаций. Использование муниципальных ценных бумаг как источника финансирования дефицита местного бюджета имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов приводит к возникновению системы экономических отношений между органами местного самоуправления и другими субъектами внутреннего права. В процессе их реализации в местные бюджеты привлекаются дополнительные источники, за счет которых происходит финансирование утвержденных расходных обязательств. Эта система отношений определяется как муниципальные заимствования. Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций.

Использование различных инструментов заемного финансирования ведет к образованию муниципального долга. Под ним понимается вся совокупность долговых обязательств муниципального образования, возникающих в результате муниципальных заимствований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям); обязательствам, возникшим в результате реструктуризации и пролонгации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет.

Таким образом, формы муниципального долга отличаются от форм муниципальных заимствований на сумму выданных органом местного самоуправления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В объем муниципального долга включаются только номинальная сумма долговых обязательств по выпущенным муниципальным бумагам, привлеченным кредитам и выданным муниципальным гарантиям без учета накопленных по ним процентов.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год и более, но менее пяти лет) и долгосрочными (пять лет и свыше, но не более 10 лет). Органы местного самоуправления могут использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Основным законом, регулирующим долговую политику муниципальных образований Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетному кодексу, определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом относится к компетенции федеральных органов власти. В соответствии с этим федеральное законодательство уже наложило некоторые ограничения на параметры долговой политики муниципальных образований. Так, начиная с 2001 г. внешние заимствования недоступны для муниципальных образований, не успевших к моменту вступления закона в силу выйти на международный финансовый рынок. Помимо запрета на внешние заимствования, Бюджетный кодекс содержит некоторые количественные ограничения на параметры долговой политики субъектов Федерации и муниципальных образований.

Бюджетный кодекс устанавливает несколько ограничений долговой политики местных администраций: предельный объем муниципального долга, который не должен превышать объема собственных доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; предельный объем кредитов и облигационных займов, которые могут быть привлечены в течение года сверх объемов выплат основной суммы по уже имеющейся задолженности, - в сумме, не превышающей предельного размера бюджетного дефицита местного бюджета; предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% совокупного объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, осуществляющихся за счет субвенций.

Верхний предел муниципального долга муниципального образования устанавливается представительным органом управления муниципального образования на очередной финансовый год в соответствующем законе о бюджете муниципального образования.

К основным факторам, влияющим на дефицит бюджета муниципального образования, его величину и динамику, относятся обеспеченность бюджета муниципального образования собственными доходами; уровень доходного потенциала муниципального образования (налогового и неналогового); размер кредиторской задолженности по основным социальным статьям (заработной плате и детским пособиям); структура расходов бюджета муниципального образования; степень привлечения средств на возвратной основе для финансирования текущих расходов местных бюджетов и бюджетного дефицита; развитие и эффективность рынка муниципальных долговых обязательств; зависимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

Эффективная муниципальная политика привлечения заемных средств должна строиться на следующих основных принципах.

Во-первых, органы власти муниципальных образований должны иметь формализованную стратегию развития муниципального образования на среднесрочную (3 - 5 лет) и долгосрочную (5 - 10 лет) перспективу. При этом выполнимость разработанной стратегии должна быть обеспечена ресурсами, в том числе инвестиционными.

Во-вторых, инвестиционная стратегия должна быть органично увязана со стратегией развития муниципального образования. При ее формировании необходимо учитывать угрозы (риски) и варианты их нейтрализации. Предпочтение целесообразно отдавать не прямому заимствованию, а созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и стимулирующих привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты. Это является одним из основных путей высвобождения бюджетных средств для последующего их использования на социальные инвестиционные потребности.

В-третьих, займы должны представлять собой целостное звено финансовой системы муниципального образования. Органы власти муниципального образования должны иметь подсистему управления, координирующую процесс привлечения и эффективного использования заемных средств. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заемных средств. Это достигается поддержанием оптимального баланса между кратко-, средне- и долгосрочными заемными инструментами, обеспечением ликвидности и ритмичности погашения заемных обязательств. Параметры долга, инвестиционных планов и обязательств должны выступать в качестве составных частей среднесрочного финансового плана, в котором должны быть отражены прогнозный объем доходов, расходов, стоимость обслуживания долга.

В-четвертых, привлечение заемных ресурсов должно осуществляться в целях финансирования экономически значимых муниципальных инвестиционных программ и проектов, реализация которых в кратко- или среднесрочной перспективе приведет либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов, либо к созданию предпосылок для увеличения доходов бюджета муниципального образования.

Каждая страна в своем национальном бюджетной практике применяет различные показатели бюджетной разбалансированности и самостоятельно определяет методологические аспекты их расчета. Самым распространенным в мире подходом к расчету абсолютного размера бюджетного дефицита является так называемая долговой концепция дефицита или концепция потребностей в заимствованиях. Ее описывают две приведенные ниже формулы:

S B = Rev - Exp,

где S B - это дефицит или профицит (сальдо бюджета); Rev - бюджетные доходы; Exp - бюджетные расходы.

Эта формула отражает соотношение доходов и расходов бюджета, которые вызывают формирование дефицита. Поскольку бюджетный дефицит одновременно выражает необходимый объем дополнительных финансовых источников (потребностей в заимствованиях), то:

Sb = Bor + C - D,

где Bor - это государственные заимствования; C - уменьшение остатка бюджетных средств; D - платежи на погашение основной суммы государственного долга.

Последняя формула описывает источники финансирования бюджетного дефицита. Это традиционный расчет бюджетного дефицита. Этот же показатель определяют как долю дефицита в ВВП. Все остальные показатели дефицита имеют в своей основе именно указанные две формулы.

Большое значение для расчета абсолютной величины бюджетного дефицита имеют вопросы правильного определения бюджетных доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита. В основе расчета бюджетного дефицита лежит бюджетная классификация, которая, в частности, дает возможность выделить те поступления, которые формируют доходы бюджета, и те, которые представляют собой операции по финансированию дефицита, а также отделить затраты, которые не относятся к составу расходов и является так называемым отрицательным финансированием.

Один из лучших вариантов долгового концепции дефицита, или концепции потребностей в заимствованиях, изложены в Положении по статистике государственных финансов (далее - Положение СМС), выданного Международным валютным фондом (МВФ) в 1986 г. 1 Положение СМС является одним из общепризнанных стандартов представления показателей национальных государственных финансов в международных фискальных обзорах. В нем разработано такое аналитическая группировка бюджетных операций:

o доходы и гранты, которые охватывают:

Налоговые доходы (в том числе взносы на социальное страхование),

Неналоговые доходы,

Капитальные доходы (включая поступления от приватизации государственного имущества),

o расходы (текущие, в том числе субсидии и трансферты, и капитальные расходы и трансферты) и кредитование за вычетом погашения,

o финансирование, которое отражается на чистой основе и включает:

Внутреннее финансирование (банковское, небанковское, со стороны центрального банка),

Внешнее финансирование,

Изменения в валютных резервах и депозитах центрального правительства,

Изменения в требованиях к другим суб" объектов, приобретенных правительством с целью управления ликвидностью.

Заметим, что аналитическое группирование не обязательно должно совпадать с организацией структуры бюджетной классификации, которая применяется в конкретной стране. Главная задача бюджетной классификации в контексте расчета бюджетного дефицита - дать возможность осуществлять перегруппировку бюджетных операций, таким образом, чтобы расчет показателя дефицита соответствовал конкретной задачей бюджетного менеджмента и анализа. На практике в зависимости от базы расчета можно определить:

а) дефицит государственного бюджета,

б) дефицит местного бюджета,

в) дефицит сводного бюджета,

г) дефицит, определенный по аналитическим балансом.

В последнем случае под аналитическим балансом имеется в виду консолидированный баланс сектора общего государственного управления, который охватывает не только сводный бюджет, но и операции внебюджетных фондов, которые формируют органы власти всех уровней.

В Украине показатели бюджетного дефицита определяются относительно Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, сводного бюджета (рис. 3.2). Анализируя данные Министерства финансов о сбалансированности бюджета, стоит отметить, что в 2000 и 2002 гг. имел место профицит бюджета в размере соответственно 1,0 и 1,6 млрд грн. Это связано с экономическим ростом и увеличением ВВП. Начиная с 2006 г. наблюдается четкая тенденция к увеличению дефицита бюджета.

Рис. 3.2. Дефицит Государственного и Сводного бюджетов Украины в 2005-2010 гг.

Отношение бюджетного дефицита к ВВП в значительной мере отражает состояние государственных финансов, поскольку показывает масштабы бюджетной разбалансированности в отношении национальной экономики. Снижение реального ВВП, которое произошло в Украине в 2008-2009 гг., крайне негативно сказалось на бюджетном дефиците. По данным официальной статистики, в 2009 г. дефицит сводного бюджета Украины достиг 4,1 % ВВП, а в 2010 г. - 6 % ВВП (рис. 3.3). МВФ оценивает бюджетный дефицит в Украине в 2010 г. на уровне около 10 % ВВП. Расхождения в оценках объясняются разными методиками расчета бюджетного дефицита. По нашим расчетам, в 2012 г. Украина будет иметь бюджетный дефицит на уровне

не ниже 10 % ВВП.

Рис. 3.3. Дефицит Государственного и Сводного бюджетов Украины в 2005-2010 гг.

Бюджетный дефицит используется не только для управления бюджетом как фондом финансовых ресурсов, сбалансирование бюджетных расходов с бюджетными ресурсами, но и как важный макрофінансовий показатель. Для аналитических целей можно рассчитать ряд показателей дефицита. Среди них особого внимания требуют скорректированные показатели традиционно рассчитанного бюджетного дефицита.

1. Бюджетный дефицит без учета в составе доходов трансфертов (дотаций, субсидий, грантов и тому подобное). Такой показатель полезно рассчитывать относительно отдельных видов бюджетов (а не консолидированных), поскольку он показывает, какой объем запланированных бюджетных расходов не покрывается "собственными" доходами правительства. Иначе говоря, из доходов бюджета изымают те статьи, которые связаны с неборговими поступлениями от других бюджетов, иностранных правительств и международных валютно-финансовых организаций.

S B = (Rev - T) - Exp,

где Tr - трансферты, полученные бюджетом.

2. Бюджетный дефицит без учета приватизационных (если они учитываются в составе бюджетных доходов) и иных поступлений разового характера, связанных с утратой правительством активов. Показывает, каким образом обычные, постоянные доходы бюджета способны покрыть запланированные в бюджете расходы.

Sb = (Rev - P) - Exp

S B = Bor + C + P - D

где P - приватизационные поступления.

3. Бюджетный дефицит, определенный с учетом в составе расходов платежей бюджета по погашению государственного долга. Показывает, насколько все расходы, которые осуществляются из бюджета покрываются его доходами.

S B = Rev - (Exp + D).

4. В расчете первичного дефицита бюджета из состава расходов вычитается сумма процентных платежей по обслуживанию государственного долга:

SPb = Rev - (Exp - Dp)

SP = S в + Эр,

где S B - первичный бюджетный дефицит; Эр - процентные платежи по государственному долгу.

Расчет первичного дефицита имеет большое значение, когда перед бюджетом стоит задача по разработке мер по сокращению государственного долга. Такой показатель дает возможность определить, насколько нынешняя разбалансированность вызвана потребностью обслуживать ранее накопленные долги. Иначе говоря, существует возможность рассчитать размер влияния прошлых бюджетных операций на нынешнее соотношение доходов и расходов бюджета.

Различные подходы к определению бюджетного дефицита соответствуют различным аналитическим задачам и потребностям управления бюджетом, как финансовым фондом. "Универсального" показателя дефицита не существует, а для адекватной оценки состояния бюджета и налогово-бюджетной политики необходимо рассчитывать ряд показателей дефицита.

Развитие ведущих стран мира свидетельствует о росте роли государства и усложнения организации денежного хозяйства, что проявилось в развитии крупного государственного сектора. Центральное место в его составе занимает сектор государственного управления. Он включает органы государственной власти и управления всех уровней, основная цель деятельности которых заключается в разработке и осуществлении государственной политики. Современное денежное хозяйство сектора государственного управления состоит, как и для любого субъекта, из целого ряда фондов финансовых ресурсов, а также денежных средств в нефондовій форме. Ведущее место среди них принадлежит центральному (государственному или федеральному) бюджету страны, в котором ярко проявляется вся государственная политика.

Вместе с тем правительство имеет в своем распоряжении разнообразные внебюджетные фонды, в том числе и фонды социального страхования, в которых сейчас концентрируется весомая часть ВВП. Кроме того, государственная политика непосредственно воплощается в жизнь на всех уровнях государственного управления (как центральным правительством, так и местными органами власти). В связи с этим традиционно рассчитан бюджетный дефицит утратил свою полную информативность: его определения недостаточно как для характеристики функционирования государственных финансов, так и для анализа влияния со стороны податковобюджетної политики. Он все больше служит лишь потребностям управления бюджетом, как финансовым фондом.

На практике для оценки деятельности сектора государственного управления и государственного сектора в целом рассчитывают не только бюджетный дефицит, но и другие итоговые финансовые показатели (рис. 3.4), которые могут быть охарактеризованы понятием фискальный (или финансовый) дефицит государства. Показатели фискального дефицита рассчитываются как превышение государственных расходов над государственными доходами за определенный период.

Дефицит государственного (федерального) бюджета

Дефицит сводного бюджета

Дефицит сектора общего государственного управления (включающий бюджетные и внебюджетные фонды и счета центрального правительства и местных органов власти)

Дефицит сектора общего государственного управления с учетом сальдо по операциям центрального банка

Дефицит государственного сектора (с учетом заимствований государственных нефинансовых и финансовых институтов)

Рис. 3.4. Виды фискального (финансового) дефицита государства

МВФ в своем стремлении приблизиться к принципам отчетности, заложенных в СНС ООН, разработал новую редакцию Положения СМС, опубликованную в 2001 г. Новая концепция выделяет четыре показателя фискального дефицита: валовой операционный баланс, чистый операционный баланс, чистые заимствование/чистое кредитование, политический баланс МВФ 1:

- чистый операционный баланс показывает изменения чистой стоимости правительства в результате осуществленных им денежных операций. Этот показатель считается таким, что отражает способность фискальной политики обеспечить устойчивое развитие;

Чистые заимствование/чистое кредитование - это показатель, который отражает потребности в заимствованиях и соответствует показателю дефицита сектора государственного управления, рассчитанном в соответствии с требованиями законодательства ЕС на базе данных Европейской системы национальных счетов;

Политический баланс представляет собой аналог показателя дефицита/избытка, рассчитанного на кассовой основе (см. Положение СМС, 1986 г.), но определенного на основе метода начислений.

Важно, что информационной базой расчета дефицита по методике МВФ являются данные бюджетного учета и бюджетных счетов.

Инструкция

Итак, для того чтобы рассчитать бюджет, необходимо составить план, в который войдут статьи бюджета, т е. те виды дохода, которые приходят в сообщество и статьи расхода этого бюджета. Статьи дохода бюджета в каждом сообщества свои. В семейном бюджете они складываются из заработной платы обоих родителей, пенсионных и и иных видов дохода (доход от сдачи внаем жилплощади, доход от продажи собственного производства или предметов быта и т.д.). Если дело касается определенного предприятия, то доходы в его бюджет складываются из доходов от деятельности предприятия, продажи продуктов производства, доходов от продажи и др. Доходная часть государственного бюджета более сложна, его рассчитывают Министерство и бюджетные государственные учреждения, налоговые инспекции, фонды и др. Государственные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений.

Превышение дохода бюджета над его расходом называется . Превышение расхода бюджета над доходом – дефицит. Как уже говорилось, чтобы рассчитать дефицит бюджета необходимо составить план. Например, чтобы рассчитать бюджет семьи, возьмите блокнот и занесите в него все ожидаемые доходы за месяц – заработную плату, свою и своей половинки, пособия (если имеются) и др. Сложите эти суммы. Именно эта запись будет статьей дохода вашего бюджета.

Сравните полученные суммы. Если сумма дохода превышает сумму расхода, то в вашем бюджете профицит. И это хорошо - вы сможете отложить определенную сумму на отпуск или для приобретения какого-нибудь предмета обстановки или автомобиля.

Но если сумма расхода вашего бюджета превышает сумму его дохода, значит у вас дефицит бюджета, и вы живете не по средствам. Необходимо либо увеличить доходы ( работу на более высокооплачиваемую, найти дополнительную работу и др.), либо сократить расходы (покупать менее дорогую одежду, пищу и т.д.). Сумма превышения расходов бюджета над его доходами будет являться суммой дефицита бюджета.

Бюджет, будь то семейный, государственный или корпоративный, был и остаётся основным перечнем всех затрат и доходов за отчётный период. Займёмся его расчётом.

Инструкция

Бюджет - крайне важный и определяющий .

В нём учитывается буквально всё, что касается финансовых потоков, причём как входящих, так и исходящих.

Обычно он составляется на год. Не будем обращаться к конкретике: бюджет ли это , или чего-то ещё - структура существенно не меняется.

Итак, основное соотношение, заложенное в бюджете: доходы/расходы.
Внимательно и серьёзно подумайте, какие гарантированные расходы вам предстоит покрывать (квартплата, арендная плата, и т.д.), какие ожидаются доходы (проценты, прибыль, инвестиции и т.д.).

Прикиньте, стоит ли и сможете ли вы выделить средства на развитие, что может потребовать ремонта или замены в ближайшее время.

Также было бы очень полезно предусмотреть возможные резервные суммы, которые пригодятся в случае форс-мажорных обстоятельств.

Оцените экономическую ситуацию, прогнозы по инфляции, биржам и прочее. Нельзя забывать, что расчёт с учётом этих коэффициентов индексации в течение следующего года, а не использовать данные текущего периода, потому что всё меняется. Исходя из этого, сделать вывод, что бюджет - это хоть и вычислительный документ, но он имеет солидную долю прогноза по своей сути. Поэтому вполне возможно, что в нём произойдут корректировки, и к следующему отчётному периоду вы сможете сравнить свои выкладки с реальностью и применить полученный опыт к составлению плана.

В итоге у вас может получиться дефицитный или профицитный бюджет - грубо говоря, будете ли вы в плюсе или в минусе по итогам года. Не всегда бывает так, что если у вас дефицит, то это однозначно плохо. Возможно, он обусловлен вложениями, которые могут принести значительную прибыль в будущем, за рамками рассматриваемого периода. Тоже самое касается и профицитного бюджета: да, у вас остаются, но подумайте: не стоит ли найти им применения, особенно если у вас в расчётах уже предусмотрена резервная .

Видео по теме

Источники:

  • как рассчитать семейный бюджет

Сейчас модно иметь акции . Большинство людей давно приобрели акции случайно, работая на предприятии. Во время приватизации каждый работник получил свою долю ценных бумаг. Частенько акции достаются по завещанию от родственников.

Вам понадобится

  • Акции, калькулятор, лист бумаги

Инструкция

Акции дают право голоса на собраниях акционеров. Чем больше , тем больше возможностей есть у акционера. Например, имея 2% , можно выдвигать своего кандидата на должность управляющего, вносить свои предложения на собраниях акционеров. Имея 25% акций, можно отменить решение совета директоров. Владельцу 50% плюс 1 акция дает возможность контролировать все решения совета директоров. А владелец 1% имеет право знать весь список акционеров для того, чтобы скупать акции компании.

Курс акций бывает нескольких видов: средний курс, курс на начало и конец биржевых торгов, курс покупателей и продавцов. Фондовые публикуют официально акций в своих бюллетенях, указывая в обязательном порядке: выплаченные дивиденды за последний год , самый высокий и самый низкий курс за последнее время, соотношение к курсу, изменение в течение дня, объем продаж. Для расчетов курса ценных бумаг, выпускаемыми банками, акционерными обществами и компаниями понадобятся такие данные: сумма дивидендов, рыночная стоимость и процент.

Организация бюджета и его ведение
Для начала систематизируй расходы и доходы. Заведи , блокнот или таблицу в Excel и записывай туда все данные. Можно еще скачать шаблоны для Excel или программы, специально разработанные для работы с семейным бюджетом. Записывай все поступления, зарплаты, родителей, проценты по вкладам… Нужно точно знать, на что можно рассчитывать.
Потом запиши виды расходов:
обязательные платежи ( , коммунальные услуги, телевидение – все, за что надо платить обязательно);
периодические платежи (плата за детсад, фитнесс-клуб, мобильник, процентов по кредиту – все, за что надо платить каждый месяц);
еда;
бытовая химия (стиральный порошок, мыло);
внешний вид (обувь, одежда, парикмахерская, косметика);
путешествия, отдых, развлечения;
обучение (университет, тренинги, семинары);
ребенок (карманные деньги, школьные принадлежности);
домашние животные;
транспорт.
Названия роли не играют. В идеале, на каждый пункт завести конверт, куда складывать деньги, нужные для этого вида расходов, вперед. Так можно обеспечить самые главные направления и избежишь лишних трат.

Какой бюджет идеален?
Исследования ученых определяют средние цифры:
50-60% – платежи и вещи, необходимые для жизни;
20-30% – путешествия, развлечения, отдых;
10-20% – сбережения (резерв, накопления, пенсионные фонды). Контроль расходов
Старайся записать все расходы, и ты удивишься, о скольких тратах ты уже забыла! И главное – большая часть их не являлась необходимой!
Зачем куплен пирожок по домой? Ужин и так через полчаса. Пошла в магазин за молоком, а купила кофе и соль, хотя планировала ехать супермаркет, где все дешевле… Встретилась с подружкой на улице, зашли поболтать в кафе, заказали пирожное, а в итоге кошелек сильно похудел…
Ты нервничаешь, ругаешь себя за ненужные расходы, а их можно было не совершать, если знаешь, сколько и куда тебе надо платить. Избежать мотовства
Кредитные очень удобны, но искушают потратить больше. Если тебе известно о собственной склонности к мотовству, кредитку с собой не бери. Положи столько, сколько собираешься истратить.

Видео по теме

Полезный совет

Составляя семейный бюджет и определяя основные статьи расходов, в глазах рябит от всех цифр, которые надо учесть. Становится лень ежедневно записывать расходы семьи.
Не горюй! Самая трудная работа по составлению основы бюджета производится один раз. Потом нужно будет лишь дополнять и изменять ее. Привычка укоренится в течение трех недель. А «свободные» деньги на развлечения и отдых, рост резерва будут еще больше стимулировать тебя на продуманное расходование семейных средств!

Связанная статья

Источники:

  • составляем семейный бюджет в 2019

Одним из основным аспектов удачной деятельности предприятия является грамотно составленный бюджет, под ним подразумевается годовой финансовый план организации. В данном плане делается прогнозируемый отчет о прибылях и убытках предприятия, а также предполагаемый балансовый отчет и кассовый план.

Вам понадобится

  • -операционные бюджеты, составленные на основе показателей прошлого года;
  • - план расходов, доходов;
  • - движение денежных средств и прогнозный баланс.

Инструкция

Бюджет необходим для планирования и контроля развития и деятельности предприятия. На начальной стадии действия он является планом, а в конце года средством контроля, с помощью которого руководство определяет эффективность работы.

Условно его делят на две категории: текущий и финансовый. В текущем нужно отразить план сбыта (он считается основной точкой для подготовки ), производственный план, смету прямых затрат , оплату труда, общезаводских накладных расходов и торговых и . В этом также следует предусмотреть прогнозированный отчет о прибылях и убытках предприятия. В финансовом разрабатывается кассовый план и прогнозируемый балансовый отчет.

При его подготовке необходимо иметь продаж, ожидаемый объем производства, расчеты производственных затрат и эксплуатационных расходов, движение денежных потоков. Для составления бюджета могут использоваться два основных подхода – приростной и подход без приращений.

Часто многие предприятия ограничиваются только бюджетом доходов и расходов. Однако для лучшего планирования желательно иметь все три формы. Эти формы заполняются на основании операционных бюджетов (производств, продаж и т. п). Утверждается он руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Источники:

  • бюджет как составить

Государство, как любой хозяйствующий субъект, ежегодно принимает бюджет, который включает доходную и расходную часть. В соответствии с классификацией доходов и расходов, в них предусматриваются поступление денежных средств в государственную казну, расходы на содержание государственного аппарата и исполнение обязательств государства. В том случае, если доходная часть бюджета превышает расходную, говорят о профиците бюджета .

Централизация денежных ресурсов в руках власти, как расчеты экономистов, отрицательно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов. При этом отвлекаются средства, которые могли быть использованы для модернизации производства, перехода на новые технологии, приобретение оборудования. Поэтому профицит бюджета не является плановой величиной, предусматриваемая при его составлении. Законодательство многих стран мира прямо запрещает это .Законодательство Российской Федерации предусматривает, что бюджеты любого уровня: федеральный, краевой или областной и местный составляются и утверждаются без бюджетного профицита. Если в процессе составления бюджета выявляется профицит, то бюджетные комиссии обязаны на эту сумму уменьшить поступления в доходную часть от продажи государственной собственности, реализации иных федеральных запасов и резервов. Для устранения профицита увеличиваются расходы в виде дотаций бюджета м других уровней и суммы, поступающие на погашение государственного долга.Если вышеперечисленные меры по устранению профицита бюджета будут признаны нецелесообразными, то, обычно, вводятся соответствующие изменения в налоговое законодательство и ставки на налоги снижаются.Профицит не будет однозначно положительным явлением и в том случае, если он образуется в ходе исполнения бюджета в течение года. Его можно признать положительным только тогда, когда предусмотренные расходные обязательства выполняются на 100%. В этом случае, средства могут быть направлены для создания денежного резерва и на покрытие перспективных расходов, которые планируется произвести в следующем году. В том случае, когда профицит бюджета возник из-за недофинансирования, выгодно сложившейся конъюнктуры рынка, то

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие отСтабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Цели управления

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

3 Анализ дефицита (профицита) местного бюджета

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. Объемы дефицита бюджетов всех уровней регулируются Бюджетным Кодексом (ст.92). размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи вышестоящих бюджетов. В случае, когда бюджет принимается с дефицитом необходимо утвердить источники финансирования дефицита бюджета.яблюдается процент невыполнения плана почти по всем ам был перевыполнен на 13%, в то время как уточненный невыполнен на 17%. ис

Сопоставить полученный размер дефицита бюджета с максимально допустимым (10%);

Указать возможные источники погашения бюджетного дефицита (если бюджет дефицитный);

Провести анализ дефицита бюджета по данным о его фактическом исполнении (прил.2 и прил.4);

Сделать выводы.

Сравним доходы и расходы за рассматриваемые периоды времени в табл. 11.

Данные о запланированных и исполненных доходах и расходах за 2004, 2005, 2006 гг., тыс. руб

В 2004 году дефицит составил 5% к общему объему доходов. Дефицит покрывался за счет кредитов коммерческих банков.

В 2006 году дефицит планировался в размере 11899,2 тыс.руб. что составляет 2% к объему доходов.

Если обратиться к предыдущему анализу доходной и расходной частей, то можно увидеть некоторые отрицательные моменты. С одной стороны наблюдается превышение полученных доходов над расходами (профицит), а с другой имеется кредиторская задолженность, задолженность предприятием ЖКХ, учреждениям образования и здравоохранения. Сравнивая плановые и фактические данные можно сделать вывод, что они существенно отличаются. Так в 2004 году был запланирован дефицит на сумму 24400 тыс.руб., на практике выявлен профицит на сумму 3160 тыс.руб. В 2005 году планируемый дефицит составил 33600 тыс.руб., в исполнении немного выше – 36960 тыс.руб. За 1 полугодие 2006 года планировали дефицит на сумму 14700 тыс.руб., а получили профицит на сумму 43604 тыс.руб.

Превышение фактических доходов над плановыми обусловлено преимущественно не повышением задолженности работы администрации при формировании бюджетных доходов, а низким качеством бюджетных планов.

Планирование осуществляется методом «от достигнутого», деятельность подразделений, занимающихся планированием по отдельным показателям не всегда скоординирована. Уточненные планы формируются не всегда «корректно» и основаны на приближении планового результата к уже достигнутому фактическому.

ВЫВОДЫ

Доходы бюджета г. Рязань представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, доход (2004 – 35%; 2005 – 39%; 2006 – 42%), в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами (2004 – 0,5%; 2005 – 0,5%; 2006 – 0,4%). В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост доходов на 1%.

Группа межбюджетных трансфертов уменьшилась на 2,7%. Произошло снижение по дотациям – 0,4%, субвенциям – 1,7% и по субсидиям – 0,7%.

Ситуация в 2006 году сложилась иная сравнению с 2005 годом. Доходы за рассматриваемый период времени повысились на 8%. Однако налоговые доходы остались прежними, неналоговые доходы повысились на 1%, уменьшились межбюджетные трансферты на 1%.

Очень большой рост наблюдается среди налогов на совокупный доход – на 113%. Главная причина роста данного налога заключается в процентных отчислениях от налогооблагаемой базы.

Прочие налоги, сборы, пошлины возросли на 138% в 2005 г. Это произошло за счет роста числа государственных пошлин за проведение различных действий. В 2006 году в эту статью включается суммы от регистрации транспортных средств и составил 39%.

В целом можно заметить, что доходы в 2006 году запланированы в большем размере, чем в 2005 году.

Проанализируем исполнение доходной части бюджета за 2005 год. При сравнении исполнения с уточненным планом первого полугодия наблюдается перевыполнение плана на 5,75%.

В целом за 1 полугодие 2006 года наблюдается переполнение уточненного плана 1 полугодия. Однако встречается отрицательные моменты, связанные с недостаточно эффективным планированием доходов.

Итак, динамика показателя р6 показывает, что уровень зависимости муниципального бюджета в 2005 году возрос до 19%, а в 2006 году существенно снизился до 13%

Таким образом, наблюдается снижение значимости дотаций при абсолютном и относительном увеличении объемов субвенций, получаемых муниципальным образованием и появлением из рассматриваемых периодов дотаций.

Эта тенденция может оцениваться как позитивная, поскольку снижается уровень дотационности муниципального образования, а дополнительные расходы, обусловленные решениями вышестоящих уровней власти, финансируются через субсидии и субвенции. Рассмотрим более подробно эти инструменты межбюджетных отношений, так как их значимость в рассматриваемом периоде существенно возросла.

Сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах 8-10%. Причем в 2006 г. по сравнению с 2004 голом намечена тенденция повышения затрат по данной статье. По статье ЖКХ также видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2004 – 9,3%, 2005 – 8,3%, 2006 – 7,4%.

Рассмотрим темпы роста расходов в 2005-2006 годах. Общие расходы в 2005 году возросли на 18%. Рост расходов наблюдается почти по всем статьям (за исключением ЖКХ). В 2006 году наблюдается значительный рост расходов по национальной безопасности.