Экономические ресурсы и их виды.

Тест по теме: « Экономическое развитие современного общества»

1. В переводе с греческого языка слово " экономика" означает:

а) искусство ведения домашнего хозяйства

б) организация хозяйства по территориальному признаку

в) рациональное распределение материальных благ

2. Экономическая наука изучает:

а) природные явления

б) поведение человека в быту

в) методы рационального хозяйствования

3. Приведите в соответствие понятия экономики как сферы общественной жизни и как науки с характеризующими их определениями:

1) экономика а) система общественного производства

2) Экономическая наука б) изучение деятельности по поводу производства и обмена

между людьми

в) изучение явлений экономической жизни, что помогает

выработать определенную политику

г) сфера реальной хозяйственной и производственной

деятельности.

4. Экономическая наука изучает:

а) материальные потребности общества

б) экономические ресурсы, т. е. средства для производства товаров и услуг.

в) технологию производства.

5. Приведите в соответствие уровень экономического анализа и изучаемые процессы:

а) общий уровень цен и инфляция 1) Микроэкономика

2) Макроэкономика

б) формирование цен на товары

в) уровень экономического роста, занятости и безработицы

г) распределение ресурсов на предприятии

6. Приведите в соответствие названия экономических теорий и важнейшие положения, их характеризующие:

б) учение физиократов

2) источник богатства-торговля, накопление денег в) учение А. Смита

3) источник богатства- труд

7. Какое из определений понятия " богатство" наиболее точно отражает современные научные представления?

а) " труд - отец богатства, земля - его мать"

б) " все, что не является "результатом труда", есть природа и в качестве такой не является социальным богатством"

в) " богатство-это все, что люди ценят: и профессиональное знание, и природные способности, и свободное время "

8. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?

а) люди в) средства производства

б) природа г) орудия труда

9. Расположите в последовательности, соответствующей логике экономических процессов: а) потребление б) производство в) ресурсы

1-? 2) -? 3) - ?

10. Основной вопрос, который решает экономика:

а) что производить? б) как производить?

в) для кого производить? г) все перечисленное выше.

11. Приводите в соответствие типы экономических систем и их характеристику:

1) традиционная экономика

2) командно - административная система

3) рыночная экономика

а) отражает интересы потребителя и проиводителя в условиях частной собственности и конкуренции

б) основой является замкнутое натуральное хозяйство, осуществляется уравнительное распределение (по обычаю, традиции)

в) особую роль играет государство, осуществляющее директивное планирование производства и обмена

12. Производство - это:

а) процесс воздействия человека на природу в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества

б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта

в) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные продукты (блага)

13. Факторы производства - это:

а) все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства

б) то, что используется для производства

в) то, от чего зависят непосредственно производство и его результаты

г) все указанные выше

14. Приведите в соответствие название и характеристику факторов производства:

1) природные 2) людские 3) инвестиционные 4) предпринимательство

а) средства производства: орудия труда (машины, станки, оборудование) и предметы труда (сырьё, материалы)

б) организационные и управленческие таланты людей в процессе производства

в) физические и умственные усилия людей в процессе создания материальных благ и услуг

а) школы и больницы

б) транспорт, дороги

в) знания и информация

22. Понятие собственности складывается из прав:

а) владения

б) владения и распоряжения

в) владения, распоряжения и пользования

23. Что является собственностью акционера?

а) часть оборудования фирмы

б) продукция фирмы

в) акции фирмы

24. Как называется ценная бумага, дающая право на получение дивидендов?

г) экономическое программирование

д) всё перечисленное выше

Александр Любимов


Из пункта А в пункт Б вышел поезд… Для того, чтобы он проехал поезду нужна энергия - электричество. Или дизельное топливо, если тепловоз. Или уголь, если паровоз. Точно так же и нам, чтобы попасть из пункта А (актуальное состояние) в пункт Б (желаемое состояние) требуется энергия, горючее. Называется это горючее «ресурсы».

Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности, убеждения, состояния, качества и т.д.
Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения ("Я имею право на ошибку");
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки "Urals" на Лондонской товарно-сырьевой бирже).
Ресурсы могут быть внутренними и внешними

Внутренние ресурсы - это наши состояния, умения, убеждения, знания и т.д.
Внешние ресурсы - это другие люди, деньги, информация и т.д.
При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.

Внешние ресурсы мы можем контролировать только через собственное поведение

Единственное, что человек может контролировать - это он сам. Всем остальным он может управлять только при помощи себя. То есть, если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её воздействуя на них самим собой. Слова там говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится - помогут. Не понравится - значит надо жестикулировать как-то по-другому. Или слова другие подобрать.
Именно поэтому в НЛП работают, в первую очередь, с внутренними ресурсами.
Так же удобно считать, что

все необходимые ресурсы для достижения цели у нас либо есть, либо мы можем их получить.

Просто такое полезное убеждение.

То что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать

Расслабленность очень полезна, когда вы хотите отдохнуть. Но представьте: поздний вечер, вы возвращаетесь домой, и вдруг на дороге к вам подходит пара небритых личностей и начинает у вас настойчиво требовать деньги, одежду и ценные вещи. А вы начинаете расслабляться… Хотя тут скорее надо напрячься и быстро-быстро убежать.
Злость может быть полезна в спорте, но мешать при общении с близкими людьми.
Бодрость полезна утром, но мешает, когда вы ложитесь спать.

Ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас

Многие очень уверенны лёжа дома на диване, но вся уверенность куда-то пропадает при общении с начальником. Если кратко, то наверно можно так. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё что нужно есть. В крайнем случае, можно всегда положить то, чего там не хватает. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из этой кладовой перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас. Но об этом чуть дальше.

Упражнение "Что может быть ресурсом"

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой - всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее 7 пунктов.
Внутренние ресурсы

  • убеждения;
  • эмоции;
  • качества

Внешние ресурсы

  • информация;
  • деньги;
  • отношения;

Упражнение "Ресурс и контекст".

Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких - наоборот.
Например:
состояние спокойствия
ресурс: при беседе с налоговым инспектором;
не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.

Упражнение "Поиск ресурса"

Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние) и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния).

От Гость >>

1. Обсудите с одноклассниками следующую проблему: «Что является определяющим ресурсом экономики: природа, люди, средства производства, знания (информация)? » Сделайте свой выбор и обоснуйте его. 2. Экономист Ф. А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа» . Согласны ли вы с данным утверждением? 3. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такс и ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения. 4. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить. 5 . Предпринимательство называют четвертым фактором производства. Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства. 6. «Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее», - утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело? 7. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъему российской экономики накануне Первой мировой войны? 8. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

В самом общем понимании ресурсы (от франц. resource- вспомогательное средство) - это денежные средства, ценности, запасы, Возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы - все то, что необходимо для процесса производства.

Следует отметить, что наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе часто как синоним используется понятие «факторы производства». Фактор (от лат. factor- делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его или отдельные его черты.

На самом деле, между ними есть общее - то, что ресурсы, и факторы являются одними и теми же природными и социальными силами, при помощи которых осуществляется производство. Различие между ними заключается в том, что к ресурсам относят те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам относят уже реально вовлеченные в этот процесс ресурсы. Исходя из этого, понятие «ресурсы» шире, чем «факторы производства».

На сегодня в западной экономической теории принято разделять факторы производства на три группы.

1. Земля как фактор производства является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага (земля, вода, полезные ископаемые и т. д.).

2. Капитал - все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Такой подход к этой категории синтезирует точки зрения западных экономистов на капитал (например, А. Смит трактовал капитал как накопленный труд, Д. Рикардо - как средства производства, Дж. Робинсон считала капиталом денежные средства). В марксистской политической экономии капитал понимался иначе - прежде всего как стоимость, приносящая прибавочную стоимость («самовозрастающая стоимость»).

3. Труд - целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Строго говоря, фактор «труд» включает в себя и предпринимательские способности. Их иногда рассматривают как отдельный фактор производства. Дело в том, что земля, труд и капитал сами по себе ничего создать не могут, пока они не объединены в определенной пропорции предпринимателем, организатором производства. Именно по этой причине деятельность предпринимателей, их способности (предприимчивость) часто рассматриваются в качестве самостоятельного фактора производства.

Помимо этих трех основных ресурсов на уровне общества часто принимаются во внимание такие факторы, как общая культура, различающаяся от общества к обществу; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности; правовая культура.

Все более весомую роль в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития общества играет такой фактор, как информация.

Информационные ресурсы - это ресурсы в виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания (производства) экономических благ.

В современной российской экономической литературе ресурсы обычно делят на четыре группы:

1) природные ресурсы- потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества природы;

2) материальные ресурсы - все созданные человеком (т. е. рукотворные) средства производства, которые сами являются результатом производства;

3) трудовые (людские) ресурсы – население в трудоспособном возрасте способное к труду;

4) финансовые (иначе инвестиционные, или денежные) ресурсы - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию или развитие (расширение) производства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной технологии, а затем от нее – к постиндустриальной технологии. На первом этапе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, на втором этапе - материальным, в постиндустриальном обществе - интеллектуальным и информационным ресурсам.

В самом широком смысле ресурсы, в экономике – это запасы и реальные потоки всех видов используемых в общественном производстве технологических факторов на входах в данный блок-преобразователь, совместно обеспечивающие полученные на его выходе заданного результата – продукта. К ним относятся не только основные и оборотные производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, необходимые для организации процесса, в том числе технологическая информация. Продукты одного блока могут выступать в качестве ресурса для другого звена экономической системы в цепи технологических преобразований.

Когда в понятие ресурсов включают и их потенциальные запасы в системе в целом, часто говорят о ресурсном потенциале (например, по отдельным видам, или группам ресурсов – производственный потенциал, научный потенциал и т.п.).

В более узкой трактовке понятие ресурсов охватывает лишь подлежащие последующему преобразованию материальные (вещественные и энергетические) потоки средств производства и потоки труда на входах в соответствующий блок-преобразователь.

Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняет. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности - это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.

Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т. е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие - нет.

Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей (альтернатив). Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.

Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).

Для иллюстрации можно воспользоваться следующим классическим, хотя и крайне примитивным примером, который приводит П. Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ - пушки и масло. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции, (см. табл.1):

Таблица 1.

Альтернативные возможности производства

На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации (рис. 4). Экономический смысл трансформаций состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.

Рис. 4 Кривая производственных возможностей

Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике (А, В, С, D, Е, F), при которых обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ (граница производственных возможностей).

В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (при наличии безработицы или неполной загрузке производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой (например, Х), которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.

Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей, в точках, расположенных выше линий (например, У), невозможно, т. е. выйти за ее рамки на данном уровне развития производительных сил нельзя.

На основе анализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судить об их производственном потенциале. Здесь следует также заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.

По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода «цену») принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки отвергнутых возможностей).

Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, «принести в жертву»), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).

1. Обсудите с одноклассниками следующую проблему: «Что является определяющим ресурсом экономики: природа, люди, средства производства, знания (информация)? » Сделайте свой выбор и обоснуйте его. 2. Экономист Ф. А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа» . Согласны ли вы с данным утверждением? 3. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такс и ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения. 4. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить. 5 . Предпринимательство называют четвертым фактором производства. Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства. 6. «Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее», - утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело? 7. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъему российской экономики накануне Первой мировой войны? 8. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.