Законодательная база российской федерации.

1. До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

2. Связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

3. При удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

4. При несоблюдении срока возврата страховой премии в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик уплачивает страхователю - физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента от страховой премии по договору обязательного страхования за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по такому договору.

5. Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего.

6. Общий размер неустойки (пени), суммы финансовой санкции, которые подлежат выплате потерпевшему - физическому лицу, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный настоящим Федеральным законом.

7. Со страховщика не могут быть взысканы не предусмотренные настоящим Федеральным законом и связанные с заключением, изменением, исполнением и (или) прекращением договоров обязательного страхования неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, штраф.

8. Ответственность за исполнение обязательств по договору обязательного страхования, заключенному страховым агентом или страховым брокером, несет страховщик.


Судебная практика по статье 16.1 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

    Постановление от 2 октября 2018 г. по делу № А12-12844/2018

    04.2002 № 40-ФЗ страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ) в соответствии с пунктом 15.2 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ...

    Постановление от 2 октября 2018 г. по делу № А12-7758/2018

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)

    Потерпевший вправе обратиться в суд с иском об оспаривании такого соглашения и о взыскании суммы страхового возмещения в ином размере. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования...

    Решение № 2-754/2018 2-754/2018~М-671/2018 М-671/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-754/2018

    Советский районный суд г. Иваново (Ивановская область) - Гражданские и административные

    Что предусмотренные Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" неустойка, финансовая санкция и штраф применяются и к профессиональному объединению страховщиков (абзац третий пункта 1 статьи 19 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). В силу части 3 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-...

    Решение № 2-3549/2018 2-3549/2018~М-1979/2018 М-1979/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-3549/2018

    Дзержинский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    Размере 10 000 рублей, почтовые расходы в размере 145 рублей 94 копейки, расходы на оплату услуг представителя 10 000 рублей, а также штраф, предусмотренный ст. 16.1 ФЗ РФ «Об ОСАГО». Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причине своей неявки суд не...

    Решение № 2-579/2018 2-579/2018~М-511/2018 М-511/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-579/2018

    Сухоложский городской суд (Свердловская область) - Гражданские и административные

    Руб. Оставшаяся сумма ущерба руб. ООО «СФ «Адонис» истцу не перечислена. Ссылаясь на положения ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 14.1, 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО), истец заявляет требования о...

    Решение № 2-1957/2018 2-1957/2018~М-1520/2018 М-1520/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-1957/2018

    Калининский районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) - Гражданские и административные

    И объема причиненного истцу морального вреда, выразившегося только в нравственных страданиях, сумму компенсации морального вреда следует определить в размере 2000 руб. В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при удовлетворении судом...

    Решение № 2-2081/2018 2-2081/2018~М-2028/2018 М-2028/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-2081/2018

    Крымский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    М., изложенных в претензии, а также сроки такого неисполнения (132 дня просрочки), суд полагает возможным снизить размер неустойки до 130 000 руб. Пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 года N 40-ФЗ установлено, что при удовлетворении судом требований потерпевшего – физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со...

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
Последнее изменение: 26 августа 2017


Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

  • Глава 1. Общие положения
    • . Основные понятия
    • . Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • . Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • . Правила обязательного страхования
    • . Объект обязательного страхования и страховой риск
    • . Страховая сумма
    • . Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • . Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • . Срок действия договора обязательного страхования
    • . Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • . Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • . Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • . Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
    • . Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
      • . Прямое возмещение убытков
    • . Порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • . Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • . Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • . Право на получение компенсационных выплат
    • . Осуществление компенсационных выплат
    • . Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • . Страховщики
    • . Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • . Профессиональное объединение страховщиков
    • . Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • . Правила профессиональной деятельности
      • . Соглашение о прямом возмещении убытков
    • . Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • . Имущество профессионального объединения страховщиков
    • . Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • . Информационное взаимодействие
    • . Международные системы страхования
    • . Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • . О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • . Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

    Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

    Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

    Основные положения по ОСАГО

    Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

    Основные правовые установки закона об ОСАГО :

    1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
    2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
    3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

    Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

    Контроль за выполнением закона

    Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

    Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет :

    • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
    • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
    • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

    Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
    2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон. Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.
    3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
    4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
    5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.
    6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

    Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи :

    • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
    • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
    • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
    • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

    Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

    Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО :

    • двоякое толкование многих установок и правил;
    • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
    • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
    • широкое распространение фальшивых полисов;
    • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

    Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

    Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

    Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.

    1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

    2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

    3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:

    А) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

    Б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

    В) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

    Г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

    Д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.

    Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.

    6. Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.


    Судебная практика по статье 12.1 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

      Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-24024/2018

      Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018 по делу № А12-24024/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 10 600 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

      Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-24260/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-25004/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      Права на получение страховой выплаты в денежной форме не противоречит примененным судами к правоотношения сторон по спорному страховому случаю пунктам 15.2, 15.3 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и их официальному судебному толкованию в постановлении Пленума Верховного Суда Российской...

      Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-21561/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      Ксенофонтова Н.А., изучив кассационную жалобу акционерного общества «АльфаСтрахование» в лице филиала в Волгоградской области (ответчик, г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 . 09.2018 по делу № А12-21561/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «...

      Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-26024/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2018 по делу № А12-26024/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 18 600 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

      Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-25656/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2018 по делу № А12-25656/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 20 000 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

      Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-25655/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2018 по делу № А12-25655/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 34 600 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

    Всем автовладельцам ежегодно приходится страховать свой автомобиль, выбирая один из двух вариантов: КАСКО или ОСАГО. И если КАСКО становится все менее популярным из-за постоянно возрастающих цен, то от покупки полиса ОСАГО никуда не деться и водители обязаны каждый год продлевать страховку. Собственно, аббревиатура ОСАГО (которая расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности) уже говорит о том, что полис является необходимым условием. Чтобы регулировать правовые вопросы, которые возникают в ходе оформления полисов ОСАГО, страховых выплат и, вообще, любых ситуаций, связанных с ОСАГО. Последняя редакция закона значится 3 июля 2016 года.

    Как и остальные законы Российской Федерации, документ разделен на статьи. Всего их 34. Одной из самых интересных и информативных для автовладельцев, пожалуй, является статья 12 «Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления» и статья 12_1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства». А так как эта статья непосредственно влияет на процесс начисления страховых выплат, очень важно быть в курсе всех ее изменений.

    Основные пункты статьи

    Пт 11 статьи 12 закона об ОСАГО оговорен самый острый и актуальный вопрос - осмотр автомобиля экспертами страховой компании и расчет стоимости ремонтных работ. В данном пункте появилось много дополнительных абзацев после принятия редакции, которая вступила в силу 4 июля 2016 года.

    Изначально смысл 11 пункта заключался в урегулировании ситуации, в которой потерпевший не предоставляет повреждённый в результате ДТП автомобиль осмотру или независимой экспертизе, назначенной по инициативе страховщика. Исходя из этого пункта максимальный срок не предоставление потерпевшим транспортного средства на осмотр равняется 20 календарным дням (за вычетом праздничных) и начинается с той даты, когда должен был пройти согласованный с потерпевшим осмотр.

    Дополнительные изменения, внесенные в пункт статьи, гласят, что потерпевший не имеет права организовывать независимую экспертизу в случае непредоставления автомобиля на осмотр или техническую экспертизу, организованную страховой компанией. Так же страховщик имеет право вернуть заявление пострадавшего без рассмотрения, если автомобиль не будет предоставлен для осмотра в оговоренные сроки. Если же потерпевший все-таки прошел независимую экспертизу, но при этом не явился на осмотр в страховую компанию, он не может использовать данные, полученные в ходе экспертной оценки, как основание для определения размера понесенного ущерба и размера компенсации.

    Однако при возвращении заявления, потерпевший имеет законное право на повторную его подачу. Все сроки и требования к проведению экспертизы остаются неизменными для повторной подачи.

    Пт 13 статьи 12 закона об ОСАГО регламентирует поведение страховой компании и потерпевшего в случае, когда они не пришли к договоренности о размере компенсации на основе осмотра, проведенного страховщиком. В таком случае страховая компания должна организовать независимую экспертизу автомобиля собственными силами. Если же страховщик не организовал осмотр и/или независимую экспертную оценку, то пострадавший может провести ее самостоятельно. При этом страховая компания будет вынуждена выплатить именно столько, сколько насчитает независимая экспертная оценка, инициированная пострадавшим.

    Пт 18 статьи 12 закона об ОСАГО оговаривает размер возмещения убытков, связанных с нанесением вреда собственности потерпевшего. В нем рассмотрены две ситуации:

    1. Имущество полностью уничтожено. Размер компенсации начисляется по действительной стоимости имущества на момент произошедшего ДТП. Уничтожение (или полная гибель) подразумевает, что ремонт транспортного средства невозможен или его стоимость будет примерно равноценна стоимости самого транспортного средства или даже превышает ее.
    2. Имущество повреждено. В таком случае размер страховой выплаты равен сумме расходов, которые потребуется понести, чтобы вернуть транспортное средство в состояние, в котором оно находилось до ДТП.

    Важно! Размер выплаты фактически отличается от действительной стоимости автомобиля на момент ДТП на сумму, которую назвали «стоимость годных отходов».

    В пт 19 статьи 12 закона об ОСАГО оговаривается, что в сумму выплат по подпункту 2 пункта 18 включена:

    • стоимость материалов и запасных частей;
    • стоимость ремонтных работ.

    Так же в 19-м пункте есть абзац, который регулирует размер расходов на запасные части. В нем говорится, что на размер расходов может накладываться «коэффициент износа», то есть может учитываться реальное состояние комплектующих автомобиля пострадавшего. Согласно этому же абзацу, износ не может начисляться свыше 50% стоимости деталей.

    Согласно 21 пункту, у страховщика есть 20 календарных дней (не считая праздничных дней) на выплату потерпевшему страховой компенсации либо передачу направления на ремонт автомобиля. Начало отсчета двадцати дней берется от дня того дня, в который было принято заявление пострадавшего.Если страховая компания не соблюдает сроки выплат, установленные законом об ОСАГО, за каждый день просрочки насчитывается неустойка (пеня) в размере одного процента от суммы страховой компенсации за каждый день просрочки.

    Важно! Неустойка не будет выплачена пострадавшему, пока он не подаст соответствующее заявления о выплате неустойки. В законе сказано, что заявление должна содержаться сумма неустойки, способ ее передачи потерпевшему (наличные или безналичные). В случае выбора безналичного расчета должны быть предоставлены реквизиты счета потерпевшего.

    Пункт 22 статьи 12 закона об ОСАГО регламентирует поведение потерпевших и страховой компании в самой неоднозначной ситуации - ДТП, в котором оба (или все, если их больше) участника признаны виновными. При дорожно-транспортном происшествие с обоюдной виной, начисление страховыми компаниями выплат происходит с учетом степени вины застрахованного водителя. Степень вины определяется в судебном порядке.

    Совет! Один из потерпевших вправе подать прошение о страховом возмещение его убытков любой страховой компании, в которой застрахован один из участников такого ДТП (при условии, что их было несколько).

    Примеры страховых случаев

    В последнее время широко распространено обращение пострадавших в ДТП к автоюристам, которые сразу рекомендуют проходить независимую экспертизу. Потому что ни для кого не секрет: страховые компании максимально занижают сумму выплат , уменьшая их всеми правдами и неправдами.

    Автоюристы успешно подают в суд, предоставляя результаты независимой экспертизы в качестве доказательств, и в большинстве случаев закон оказывается на их стороне. Так же в размер выплаты страховой теперь включается стоимость проведенной ранее экспертной оценки и оплата услуг самих автоюристов.

    Однако в связи с последними изменениями в законе об ОСАГО, которые вступили в силу 1 января 2017, пострадавшим запрещено проходить независимую экспертизу до осмотра автомобиля в страховой компании.

    Более подробно о самых новых поправках в законе об ОСАГО вы можете ознакомиться ниже: