Возмещение утраты товарной стоимости автомобиля после дтп. Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника дтп

Для того чтобы понять что такое утеря товарной стоимости, мы не станем использовать сложных определений и объясним своими словами. Автомобиль это не только средство передвижение, но и товар, и если вы связывались с куплей/продажей подержанных автомобилей, то знаете что «битая» машина всегда дешевле, даже если она хорошо отремонтирована.

В результате ДТП автомобиль получает повреждения, которые не позволяют него восстановить полностью до изначального состояния и для покупателя он уже будет битым. Собственно утеря товарной стоимости и отражает разницу между стоимостью автомобиля в ДТП не бывавшем и автомобиля отремонтированного.

Законные основания и практика

В первые годы после принятия закона об ОСАГО взыскать УТС было невозможно, поскольку страховщики трактовали УТС в соответствии с пунктом 63 статьи 2 закона об ОСАГО как упущенную выгоду. Впоследствии в 2007 году ВС РФ в постановлении №ГКПИ0-658 аннулировал ряд положений в т.ч. упомянутый п. 63. После этого стало возможно получение УТС через суд, но процесс был весьма хлопотным и далеко не всегда успешным.

29 января 2015 года вступило в законную силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, который отнес утерю товарной стоимости к реальному ущербу, а также обязал страховые компании производить соответствующие выплаты пострадавшей стороне.

Несмотря на это, страховые компании по-прежнему всячески стараются избегать выплаты утраты товарной стоимости. Чаще всего, чтобы избежать выплаты достаточно просто не напоминать о возможности ее получения. Но даже если пострадавший подает заявление на возмещение УТС, страховые компании до сих пор предпочитают любыми путями не выплачивать компенсацию. Тем не менее, закон полностью на стороне пострадавшего и дела по возмещению УТС почти всегда выигрышные.

Условия получения

Возраст автомобиля:

  • автомобили производства СНГ не старше 3-ти лет;
  • автомобили зарубежного производства не старше 5-ми лет;
  • отечественные автомобили не старше 3-х лет;
  • грузовой транспорт, прицепы, автобусы не старше 3-х лет производства СНГ и не старше 4-х лет для зарубежных;
  • мототехника не старше 5-ти лет.

Износ:

  • общий износ не более 40%;
  • пробег не более чем в 2 раза выше общенормативного.

Иные условия:

  • возмещению УТС подлежат только страховые случаи ОСАГО и КАСКО (если в договоре КАСКО не прописано иное);
  • вы не должны сами являться виновником повреждений своего автомобиля;
  • автомобиль не должен прежде бывать в ДТП и подвергаться кузовному ремонту;
  • на поврежденных деталях должна отсутствовать существенная коррозия;
  • при компенсации УТС не учитываются заменяемые мелкие элементы (фары, зеркала, молдинги и т.д.);
  • возмещение УТС не производится сверх установленных лимитов страховых выплат.

Что влияет на размер УТС:

  • устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  • замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  • ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски);
  • полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

Рентабельно ли это

Сумма выплаты УТС зависит от стоимости автомобиля и поэтому чем автомобиль дороже, тем компенсация выше. При определенных условия у некоторых дорогих марок автомобиля сумма выплаты УТС может даже превышать саму стоимость ремонта.

Получение дополнительных выплат всегда желательно, тем не менее в некоторых случаях не очень рентабельно из-за дополнительных затрат времени и денег. Так если страховая откажет вам в компенсации, вы будете вынуждены нанимать оценщика, судебного юриста и тратить свое время. Скорее всего, суд обяжет компенсировать вам издержки, но это будет только после суда. Поэтому, рентабельно начинать судиться за получение УТС, если речь идет о значительной для вас сумме. Спрогнозировать примерный размер УТС вы сможете сами на неофициальных онлайн калькуляторах, либо при консультации со специалистом.

Инструкция по получению УТС

Условно процесс получения возмещения утраты товарной стоимости можно разделить на 4 этапа. В некоторых случаях вопрос может успешно решиться уже на первым, а в других придется пройти все 4.

Этап 1

Вам надо проанализировать ситуацию самостоятельно или при помощи специалистов и понять, положена ли в вашем случае компенсация, это довольно просто, смотрите условия выше. Если вы считаете что компенсация вам положена, то вы должны подать в страховую компанию заявление на возмещение (образец вам должны дать в страховой). Кроме того, вы должны потребовать выдать вам следующие документы:

  • акт осмотра ТС экспертом страховщик а после ДТП;
  • страховой акт – вне зависимости от того выплатили ли вам уже основное возмещение, или еще нет.
  • справки формы №748 о ДТП – учтите, что заявление на основное возмещение должно быть вами написано в срок не позже 5-и дней с момента ДТП, а справка №748 выдается страховщиком обычно не ранее 11-го дня.

Этап 2

Если страховая компания самостоятельно не озаботилась оценкой размера УТС и не выплатила компенсацию, то вы должны приступать к самостоятельной оценке. Для этого, вы должны найти независимого оценщика или оценочную компанию, для оценки УТС. Вы договариваетесь с оценщиком о времени и месте осмотра автомобиля, а также в установленном законом порядке уведомляете страховую компанию. Скорее всего, представитель страховой компании не придет на осмотр, но уведомить необходимо, это поможет в будущем суде.

Этап 3

Когда у вас на руках есть акт экспертизы УТС, вы должны обратиться в страховую компанию с повторным заявлением на возмещение и приложить к нему копию акта. По результату вы должны получить либо компенсацию, либо отказ. На рассмотрение заявления у страховщика есть 20 дней, если по истечении этого времени вам отказали или ответа не последовало – приступаем к 4-му этапу.

Этап 4

Составляем исковое заявление в суд, к заявлению прикладываем акт оценки и иные документы. Для того чтобы правильно подать иск лучше всего обратиться к специалисту, поскольку в разных случаях к заявлению будут прикладываться разные документы. Кроме того, в случае успешного для вас исхода, суд обяжет страховщика компенсировать затраты на услуги представителя.

  • Если суммы выплат недостаточно для покрытия всего нанесенного вреда по основному или дополнительному возмещению ОСАГО (ДОСАГО), то пострадавший в праве требовать возмещения оставшейся части ущерба с виновника в досудебном и судебном порядке. Но в целом, например в ППВС РФ от 26.12.17 УТС признается дополнительным ущербом, а значит, может компенсироваться сверх лимита выплат ОСАГО и ДОСАГО.
  • Не верьте на слово страховщикам , страховщики могут устно заверить вас что компенсация УТС вам не положена. Не верьте словам, лучше всего проконсультируйтесь с независимым специалистом.
  • В ранее отказных случаях , раньше не считались подлежащими возмещению УТС повреждения не связанные с ДТП (хулиганские действия, стихийные бедствия, падение деревьев и т.д.), по новым правилам при наличие страхового случая и повреждений вы можете получить УТС и без ДТП.
  • Если ДТП было оформлено по европротоколу , то для возмещения по утрате товарной стоимости суду нужно будет предъявить фото или видеодоказательства нанесенного ущерба с места происшествия.

Рассчитывается для относительно новых автомобилей. Автовладелец должен доказать, что машина ранее не участвовала в дорожно-транспортных происшествиях и авария стала причиной реального ущерба и утраты товарного вида.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Серьёзное дорожно-транспортное происшествие портит все грандиозные планы водителя. Теперь поврежденное «железо» с трудом продается. Ведь каждый покупатель проводит проверки, битый ли автомобиль или нет. О чем думает владелец транспортного средства в момент, когда «рушатся все мечты»?

Скорее всего, собственник утешает себя мыслью, что он восстановит машину и будет пользоваться ей еще долгие годы без перепродаж другим лицам.

Мало кто знает, что в возмещение ущерба по ДТП входит еще и компенсация по УТС. Утрата товарной стоимости – это разница между стоимостью новенького автомобиля и ценой машины той же марки, которая, несмотря на свой относительно недавний год выпуска, уже успела побывать на станции восстановительного ремонта.

Как прописано в законодательстве

На деле страховщики не торопятся выплачивать компенсацию по УТС. Однако по российскому законодательству у страхователя есть все права получить полный расчет и «круглую сумму» на расчётный счет.

Основания к этому:

  1. В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности, пунктом 60 а, страховая компания должна установить и выплатить реальный ущерб потерпевшей стороны в полном объеме (стоимость ремонта + УТС). Но страховая сумма не может превышать определенной суммы в 400 тысяч рублей (), 1 миллиона рублей и более () (условия смотреть в полисе).
  2. Если страховая сумма превышает допустимые значения, то УТС взымается с виновника по аварийной ситуации по суду. Чтобы определить, кто виноват, необходимо узнать, кому предъявлены обвинения в нарушении Правил дорожного движения (кому выписан протокол об административном правонарушении, тот и виновник). Данное право (предъявлять иск к физическому лицу-причинителю вреда) регламентируется и .

Верховный суд Российской Федерации каждый раз заявляет о праве собственника транспортного средства требовать к возврату полную стоимость ущерба связи с ДТП.

В частности в Постановлении Пленума от 29 января 2015 №2 «расшифровывается» понятие утраченная товарная стоимость.

Это – преждевременный износ, снижение прочности отдельных кузовных деталей, утрата долговечности соединений, узлов, агрегатов, покрытий из-за последствий конкретной аварии и после ремонта на станции технического обслуживания.

Расчет онлайн

Судебные эксперты из Министерства юстиции уже давно разработали удобную схему расчета УТС.

Для формулы берутся следующие транспортные средства и показатели:

Расчет онлайн калькулируется по акту-наряду автосервиса или по осмотру независимого эксперта. Сразу скажем, что некоторые повреждения исключаются из списка, так как не влияют на эксплуатационные характеристики автомобиля.

Например:

  1. Арка колеса в сборе.
  2. Брызговик.
  3. Решетка радиатора.
  4. Панель рамы окна.
  5. Пол багажного отделения и т.д.

Все остальные важные элементы кузова транспортного средства учитываются в списке. Собственник авто просто указывает длительность ремонта, полную или частичную замену и необходимость окраски. Калькулятор выдает результат в зависимости от введенных значений.

Шаг 1. Ввод данных.

Шаг 2. Выбрать значение УТС и ввести первоначальную стоимость автомобиля.

Шаг 3. Получить сумму компенсации по УТС в зависимости от введенных повреждений автомобиля, его первоначальной стоимости.

Метод Хальбгевакса

По методу Хальбгевакса учитывается не износ, а пробег. Относительно новыми считаются машины, у которых пробег не превышает 100 тысяч километров для иномарок и 50 тысяч километров для русских автомобилей.

При этом анализируется:

  1. Возраст автомобиля.
  2. Стоимость на отдельные детали (СМ).
  3. Цена на ремонт (СР).
  4. Сумма ремонта (СО).
  5. Цена нового автомобиля и стоимость транспортного средства (ЦН) на момент аварии (ЦР).

Общая формула выглядит так:

УТС=K/100*(ЦР+СО)

Она вычисляется с помощью специальных калькуляторов.

Внимание! Перед применением метода проверяется экономическая целесообразность оплаты УТС. Она будет обоснована, если значение равно или больше 40 процентов. Вычисляется величина по формуле: (ЦР/ЦН)/100.

Учитываются следующие параметры:

Все эти значения используются при расчете УТС. Данные берутся из таблицы, подставляются в каждом индивидуальном случае в зависимости от периода пользования автомобилем и на основе этого получается точный результат:

Куда обращаться за компенсацией

Страховая компания часто отказывает в оплате УТС, по этому поводу предпочитают отмолчаться и , и его остальные участники. Проблема одна и та же: незнание законодательства и отсутствие опыта его удачного использования.

Между тем, владелец транспортного средства, представляющий потерпевшую сторону по ОСАГО, должен знать свои возможности истребовать возмещение.

Алгоритм действий в этом случае выглядит следующим образом:

Шаг 1. Определить, является ли легковой автомобиль – относительно новым транспортным средством. Для этого нужно подтвердить факт, что аварий и случайных повреждений кузова до происшествия не было, износ деталей минимален.

В общем случае на рассмотрение по вопросу УТС принимаются:

  1. Машины отечественного автомпрома, которые сошли с конвейера не позднее чем 3 года назад, с пробегом до 50 тысяч километров. Износ деталей не превышает 40 процентное значение.
  2. Машины иностранных производителей с пробегом до 100 тысяч километров и длительностью эксплуатации (у первого владельца) до 5 лет.

Шаг 2. Заявить о своем намерении вернуть УТС. Форма волеизъявления – письменная. Документ сдается в страховую компанию; на руки страхователь получает копию с отметкой о принятии. Срок рассмотрения любого прошения – 30 дней.

Шаг 3. Если страховщик отказывает вернуть УТС, в том числе и по программам страхования КАСКО, заявитель имеет право обратиться в районный суд. В исковом заявлении указывается довод, что «УТС входит в состав риска «ущерб» и должен быть оплачен в полном объеме».

Также истец самостоятельно рассчитывает УТС в исковом заявлении. Суд принудительно обеспечивает взыскание рассчитанной суммы.

Внимание! Компенсация по утрате товарной стоимости не может превышать 20 процентов от реальной стоимости ущерба.

Необходимые документы для подтверждения УТС по ОСАГО после ДТП

При обращении в страховую организацию важно собрать подробный пакет документации, который дает право на выплаты по страховому возмещению.

Сюда входят:

  1. Документы, полученные в отделе ГИБДД – протокол об административном правонарушении, схема ДТП, копии водительского удостоверения, договора ОСАГО виновника ДТП.
  2. Документы, полученные в результате независимой экспертизы от страховщика – экспертная оценка стоимости ущерба.
  3. Направление на ремонт от страховой компании. Обычно выдается на 10-14 день после оформления дела по страховому случаю.
  4. Отчет по второй, независимой экспертной оценке по поводу УТС. Данная оценка производится до ремонта, с уведомлением страховщика за три рабочих дня до начала осмотра. Отчет составляется за 10-14 дней и используется для разрешения спорных моментов.
  5. Заявление о возврате УТС.
  6. Паспорт, паспорт технического средства и его копия.
  7. Замеры показаний счетчика километража.
  8. Договор купли-продажи автомобиля у дилера, где указана первоначальная стоимость автомобиля.

Порядок получения выплат

Ремонт автомобиля производится в первоочередном порядке. Выплаты по УТС представляют собой небольшой денежный бонус, который компенсирует потерю товарного вида автомобиля.

Речь идет только об узлах и агрегатах автомобиля, которые прямо влияют на эксплуатационные характеристики того или иного транспортного средства.

Даже если страховщик направил потерпевшую сторону к дилеру, в авторемонтную мастерскую, то он всё равно обязан начислить денежный эквивалент за УТС.

Действия автовладельца:

  1. Провести независимую экспертизу.
  2. Оформить заявление в страховой организации на выплату УТС.
  3. Дождаться положительного решения.
  4. В случае отказа обратиться в суд.

Шансы досудебного решения спорной проблемы весьма велики. Но нужно знать, кто может претендовать на выплаты. К застрахованному автомобилю и его собственнику предъявляются особые требования.

Они выглядят следующим образом:

  1. ДТП должно быть первым на счету у автомобиля.
  2. В договоре по добровольному страхованию КАСКО отсутствует пункт, где описывается отказ по выплатам по УТС.
  3. Застрахованное лицо подтверждает документально, что он является потерпевшей стороной. Виновник ДТП также присутствует либо по протоколу об административном правонарушении, либо по уголовному делу.
  4. Износ автомобиля не является критичным показателем: не превышает 30-35-40 процентов.
  5. Возраст автомобиля не превышает пяти лет. По другим источникам для отечественных машин устанавливается трехлетний срок эксплуатации с правом возмещения УТС, а для иномарок – до 7 лет непрерывной эксплуатации.

Когда возможен отказ

Отказ правомерен, когда в договоре прописан определенный пункт, касающийся УТС. В этом случае действует «О свободе договора».

Ведь каждое соглашение подписывается двумя сторонами и владелец транспортного средства должен осознавать все последствия этого мероприятия. Действия собственника автомобиля – обратиться в суд для решения спора в цивилизованном порядке.

Опять же Верховный суд России обязывает судей разного значения руководствоваться правилом, что все реальные убытки должны быть возмещены в полном объеме.

Принимая во внимания пункт первый , судья может стать на сторону автовладельца и принудить страховую компанию в выплате УТС.

Любая адекватная оценка повреждений по ДТП должна включать расчеты по утрате товарной стоимости автомобиля. Эти деньги выплачиваются либо по КАСКО (всем, без исключения), либо по ОСАГО, но только потерпевшей стороне.

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

Суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции, рассмотрев иски о возмещении убытков, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), часто принимают решения о взыскании с виновной стороны, inter alea, и утраты товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП.

Понятие "утрата товарной стоимости" (УТС) воспринимается и судьями, и практикующими юристами как само собой разумеющееся, и спор в судах обычно ведется в плоскости ее размера, а также обоснованности ее взыскания по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В последнем случае споры ведутся по поводу того, к какому виду убытков относится УТС - реальному ущербу или упущенной выгоде?

Если же обратиться к детальному анализу этого понятия с позиций гражданского права, то он (анализ) тут же влечет целый шлейф вопросов, на которые нет вразумительных ответов в законодательстве. Ответы, которые находятся в результате изучения судебной практики, весьма противоречивы и неоднозначны.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство. Утрата товарной стоимости практически всегда связывается с ущербом, возникшим в результате повреждения транспортного средства. Но ведь ущерб может возникнуть и в результате повреждения другого имущества, например, дорогого рояля, который, как и все вещи, не изъятые из гражданского оборота, имеет товарную стоимость. Если следовать логике рассуждений об УТС транспортного средства, то и рояль, каким бы отличным он ни был после определенного ремонта, также утратит товарную стоимость. Будет ли суд ее взыскивать и как ее определять?

Ответов на эти вопросы пока нет, а те ответы, которые логически вытекают из основных начал гражданского законодательства и понятий гражданского права, идут чаще всего вразрез с правоприменительной практикой.

О правовом определении понятия "утрата товарной стоимости"

Статья 15 ГК РФ устанавливает только два вида убытков: (1) реальный ущерб и (2) упущенная выгода. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства понятие "реальный ущерб" является целостным и не делится на какие-либо виды, категории и иные структурные единицы, составляющие это понятие. Для пояснения этого утверждения и сравнения следует привести в качестве примера понятие "хозяйственное общество", охватывающее такие понятия, как "акционерное общество", "общество с ограниченной ответственностью" и "общество с дополнительной ответственностью" и которые, ко всему прочему, определены как составные части понятия "хозяйственное общество" законом (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

УТС считается ущербом, причиненным имуществу потерпевшего, возмещается ему путем уплаты денежных средств или их взыскания судами в его пользу. "С понятием "вред", "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах. Таким образом, убыток - это денежная оценка имущественного вреда" <1>. "Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <2>.

<1> Гражданское право: В 4 томах. Т. IV. Обязательственное право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 626.
<2> Гражданское право: В 4 томах. Т. I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601.

Таким образом, исходя из основных начал гражданского права <3>, УТС представляет собой не что иное, как убыток. Сразу же возникает вопрос: что же это за убыток - утрата товарной стоимости? И каким законодательным актом он установлен, если его взыскивают суды?

<3> Там же. С. 49.

Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ): "Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления". Норма аналогичного содержания имеется в ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Определение понятия "УТС" содержится в п. 6.1 Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (с Изменениями N 1, N 2, N 3): "Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту - УТС) может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей".

При ознакомлении с содержанием этих определений и правовых актов, в которых они содержатся, сразу же бросается в глаза два важных момента. Первое. Эти определения по своему содержанию являются техническими, а не юридическими и едва ли могут применяться при разрешении вопросов, связанных с осуществлением прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Второе. Минюстом России отказано в регистрации Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (Письмо Минюста России от 27 ноября 2002 г. N 07/11150-ЮД).

Следовательно, как вытекает из вышесказанного, суды при взыскании убытков, возникших в результате ДТП, взыскивают такой вид убытка, как УТС, не предусмотренный ни одним правовым нормативным актом, которым суд обязан руководствоваться, и более того, суды выносят решения о взыскании УТС фактически на основании правовых актов, не подлежащих применению.

Как и чем мотивируют суды свою позицию, разрешая дела о взыскании того, что не установлено законодательством, и при этом на основании нормативных актов, не подлежащих применению? Суды, как им кажется, нашли простой и понятный им выход: УТС суды "относят" к реальному ущербу или, иногда, к упущенной выгоде.

Реальный ущерб или упущенная выгода?

Страховые компании, которые выплатили страховое возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, еще до вступления в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО), подавали иски к причинителям ущерба о взыскании с них суммы страхового возмещения, которую они делили на две части - стоимость восстановительного ремонта и возмещение утраты товарной стоимости (УТС). В обоснование исков страховые компании приводили тот довод, что они возместили как стоимость ремонта, так и УТС, хотя нередко возмещение УТС договором страхования и не предусматривалось.

После вступления в силу Закона об ОСАГО споры об обязанности страховых компаний по выплате продолжились, да и судебная практика была неоднозначна. Согласно п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263) при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с этими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Некоторые суды взыскивали стоимость УТС, считая, что УТС - это также реальный ущерб, а другие суды отказывали в ее взыскании, рассматривая УТС как упущенную выгоду <4>. Президиум ВАС РФ, рассматривая дело по иску "Атомэнергоремонт" к страховой компании "РЕСО-Гарантия", 19 декабря 2006 г. указал в своем Постановлении, что УТС автомобиля относится в реальному ущербу и должна возмещаться в пределах страховой суммы по ОСАГО. Сторонники отнесения УТС к реальному ущербу ссылаются на разъяснение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., содержащееся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (далее по тексту - Обзор): "Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

<4> См. также: Дедиков С. Вопросы и ответы // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 49.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия" <5>.

<5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12.

Из содержания этого разъяснения неизбежно возникает вопрос: что значит "утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу"? Реальный ущерб, как следует из ст. 15 ГК РФ, является самостоятельным видом убытка. Но и УТС, в сущности, также является самостоятельным видом убытка, как было показано выше. Едва ли логично, обоснованно и разумно относить один самостоятельный вид убытка к другому самостоятельному виду. В данном случае это все равно, что относить реальный ущерб к упущенной выгоде и наоборот. Отнесение же одного самостоятельного вида убытка к другому самостоятельному виду и их одновременное взыскание означает не что иное, как взыскание дважды фактически одного и того же ущерба, что несовместимо с гражданским правом.

Обратимся к сути понятия "утрата товарной стоимости", т.е. утраты стоимости товара - продукта, предназначенного для продажи. Но автомобиль, пострадавший в ДТП, не предназначается, как правило, для продажи, а используется для повседневных потребностей гражданина или организации.

Повреждения, полученные автомобилем в ДТП, исправляются в процессе восстановительного ремонта, стоимость которого и покрывает реальный ущерб, причиненный владельцу автомобиля в результате его повреждения. Какова бы ни была величина возмещения утраты товарной стоимости, она все равно не обеспечит приведение автомобиля в то состояние, в котором он был до ДТП. Если исходить из положения, содержащегося в Обзоре, о том, что "уменьшение его (автомобиля. - Н.М.) потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства", то УТС реально проявляется только в одном случае - при продаже автомобиля, которой может и не быть - автомобиль может быть угнан, продан за символическую цену на запчасти в связи с его ветхостью, подарен, полностью быть разрушен в другом ДТП. То событие, которое может и не наступить, не может быть положено в основание взыскания реального ущерба. В этом отношении представляется убедительной позиция А. Коньшиной, которая, касаясь сути УТС, пишет, что это "категория, которая при определенных условиях существует (при продаже), а при определенных - нет (если ТС не продается), не может быть реальным ущербом, поскольку является условной величиной" <6>.

<6> Коньшина А. Проблемы компенсации товарной стоимости при выплате страховых возмещений // Страховое Ревю. 2006. Июнь.

Если следовать той логике применения УТС, которая содержится в Обзоре, то можно было бы ввести в оборот еще целый ряд "убытков", которые также "отнести" к реальному ущербу. Например , взыскивать возмещение за "сокращение срока эксплуатации", также относя этот убыток к реальному ущербу. Ведь можно доказывать, что в результате ДТП срок эксплуатации транспортного средства стал меньше. Можно было бы ввести и такое понятие, как "утрата уникального вида", с последующим взысканием за его утрату, относя ее также к реальному ущербу. В настоящее время довольно часто можно видеть автомобили, на кузове которых нарисованы изображения различных зверей, птиц, фантастических животных, пейзажей и т.д. (аэрографические рисунки). Цена таких изображений достигает иногда почти половину стоимости автомобиля. Предположим, что в ДТП был поврежден автомобиль, на передних крыльях и капоте которого были нанесены подобные рисунки известным художником. Крылья и капот заменили с высоким качеством работ, страховая компания полностью оплатила стоимость восстановительного ремонта (рисунки застрахованы не были). Владелец поврежденного автомобиля обращается в суд с иском к причинителю вреда о возмещении стоимости рисунков, которая, как считает потерпевший, гораздо выше стоимости их изготовления, поскольку, по мнению потерпевшего, рисунки имеют большую художественную ценность, будучи выполнены известным художником, являются единственными в своем роде и он мог бы продать автомобиль по цене, превышающей оценочную стоимость самого автомобиля перед ДТП, включая стоимость изготовления рисунков, ввиду наличия на автомобиле таких уникальных рисунков. Он может представить свидетелей, которые были бы готовы приобрести автомобиль по повышенной цене только из-за рисунков, выполненных на нем известным художником. А как должен будет поступить суд исходя из "преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида автомобиля", как сказано в Обзоре? Такой вид убытка, как "утрата уникального вида", близок к УТС. Отнесет ли его суд к реальному ущербу и взыщет ли вообще? Допустим, суд отнес этот убыток к реальному ущербу и взыскал стоимость этих рисунков с учетом их художественной ценности, а владелец автомобиля отказался от намерения продавать его. Какой же реальный ущерб тогда был возмещен и чем будет являться возмещение, взысканное за "утрату уникального вида", а проще - за утрату рисунков на автомобиле?

Относительно взыскания УТС представляет определенный интерес позиция члена Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.В. Шевелева, которую он изложил в интервью газете "Юридическая и правовая работа в страховании". В частности, он сказал: "В новой редакции излагаются название ст. 6 Федерального закона и понятие страхового риска при обязательном страховании. Из-за различий в определении понятия "утрата товарной стоимости" (в том числе в методическом плане) со страховщика снимается ответственность по возмещению убытков, вызванных утратой товарной стоимости имущества, а также возмещению вреда, причиненного имуществу, принадлежащему лицу, которое причинило вред" <7>. Однако до настоящего времени такие изменения в Закон пока не внесены.

<7> В интересах повышения эффективности системы страхования // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. N 4.

К какому виду убытков относят УТС суды? Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по делу N А13-8607/04-20 не счел возможным отнести УТС к реальному ущербу.

Противоположную позицию по этому вопросу занял Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев дело N КГ-А40/3127-06.

Особый интерес представляет Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/6720-03, принятое 11 сентября 2003 г. Открытое акционерное общество (ОАО) "Воскресенск-Лада" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГУП "Московская железная дорога" о взыскании 24 633 руб., в том числе 11 135 руб. 50 коп. - стоимость восстановительных работ, 8317 руб. 85 коп. - возмещение утраты товарной стоимости и 5000 руб. - расходы на проведение экспертизы (с учетом уточнения исковых требований). Решением от 9 июня 2003 г. иск удовлетворен. Не согласившись с решением в части взыскания размера утраты товарной стоимости, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене в указанной части как принятого с нарушением норм материального права и отказе в этой части в иске. Суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, связал возмещение УТС со стоимостью автомобилей, по которой производилась их продажа, иными словами, фактически отнес УТС не к реальному ущербу, а к упущенной выгоде.

Наличие полярно противоположных позиций судов относительно взысканий УТС объясняется прежде всего отсутствием самого понятия "УТС" в законодательстве, определения его содержания и условий и порядка его применения.

Последовательная и обоснованная позиция относительно правомерности взыскания УТС состоит в том, что УТС вообще не должна применяться в гражданско-правовых отношениях и взыскиваться как таковая, поскольку такой вид убытка законодательством не предусмотрен. При рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, причиненного любому имуществу, а не только транспортному средству, может взыскиваться только два убытка - реальный ущерб и упущенная выгода, которые прямо предусмотрены в законе. При этом оба убытка должны быть доказаны путем представления доказательств, допустимых в соответствии с ГПК РФ или АПК РФ.

Классики цивилистики о возмещении убытков

Учитывая высокий уровень развития российской цивилистики до 1917 г., позиция ее классиков относительно состава убытков, причиненных лицу, а также оснований, условий и порядка их возмещения представляет значительный практический интерес.

Так, К.П. Победоносцев различал только два вида убытков - положительный ущерб, что соответствует реальному ущербу по современному гражданскому праву, и потерянную выгоду, т.е. упущенную выгоду по современному праву <8>.

<8> Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 3 / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 545 - 546.

Аналогичную, причем четкую, ясную и аргументированную, позицию занимал и Г.Ф. Шершеневич, который писал только о возмещении реального ущерба, не упоминая ни одним словом УТС <9>.

<9> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Том 2. М.: Издательство "Статут", 2005. С. 204 - 205, 210 - 212.

Понятие "УТС" отсутствует и в работах другого выдающегося русского цивилиста - К.Д. Кавелина <10>.

<10> Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 596, 602 - 603.

В работах Д.Д. Гримма также нет упоминания УТС или какой-либо категории, которую можно было бы отнести так или иначе к УТС <11>.

<11> Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 312 - 314.

Нет какого-либо упоминания об УТС или о категории, близкой или схожей с ней, и в работах Д.И. Мейера <12>.

<12> Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: Статут, 1997. С. 216 - 218.

Логичный, аргументированный и убедительный анализ понятия убытка, оснований и форм его возмещения дан в работах М.М. Агаркова, который также не выделял такую категорию, как "УТС", или что-либо хоть отдаленно схожее с ней <13>.

<13> Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 томах. Том II. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. С. 319 - 320.

Таким образом, при изучении вопроса о возмещении убытков русские классики цивилистики считали, что существует только два вида убытков - положительный ущерб в имуществе (damnum emergens) (т.е. реальный ущерб по современному гражданскому праву) и упущенная выгода (lucrum cessans). Упоминание каких-либо иных видов убытков, в том числе и УТС, в их работах отсутствует.

В таком фундаментальном исследовании, как "Гражданское право" (в 4 томах), подготовленном под редакцией и при непосредственном участии известного российского цивилиста, доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова и выпущенном в свет издательством "Волтерс Клувер", также нет упоминания УТС. По поводу убытков и их возмещению в этом труде сказано следующее: "Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного или имущественного блага... Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <14>.

<14> Гражданское право: в 4 томах. Том I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601 - 602.

А как за рубежом?

Рассмотрим вопрос о взыскании УТС на примере двух стран - США и Франции. Он может быть темой обширного отдельного исследования, однако в рамках настоящей статьи имеется возможность осветить только основные моменты.

США. Практика взыскания УТС в США весьма интересна и поучительна. В работе страховых компаний и в судебной практике используется выражение "Loss in market value" (утрата рыночной стоимости), но чаще используется другое выражение - "diminished value", или сокращенно "D/V" (уменьшенная стоимость). Практика ее возмещения далеко не однозначная и весьма противоречивая, поэтому и в настоящее время ведется бурная полемика с участием страховых компаний относительно правомерности и оснований ее взыскания.

В отличие от российских судов американские суды и страховые компании считают, что сам по себе факт ДТП далеко не всегда является основанием для возмещения уменьшенной стоимости. Они полагают, что восстановительный ремонт может быть сделан на таком уровне, что автомобиль после его тщательной диагностики и иной проверки после ремонта будет находиться в том техническом состоянии, в котором он был до его повреждения (умеют же ремонтировать!).

Вопрос о взыскании возмещения за уменьшенную стоимость далеко не новый. Еще в 1923 г. апелляционный суд штата Иллинойс по делу Haussler v. Indemnity Co. of America пришел к выводу, что присяжным не следовало присуждать вознаграждение за уменьшенную стоимость автомобиля в дополнение к стоимости ремонта его повреждения. Суды только некоторых штатов когда-либо признавали, что уменьшенная стоимость должна рассматриваться как утрата, покрываемая договором страхования.

Верховный суд штата Техас 17 октября 2003 г. принял решение, в соответствии с которым вошел в ряды верховных и апелляционных судов штатов Южная Каролина, Флорида, Делавэр, Мэн, Миссури и Висконсин, выразив этим решением свою позицию, состоящую в том, что страховые компании не обязаны компенсировать страхователям утрату рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Этим решением было отменено решение апелляционной инстанции девятого окружного суда по делу American Manufacturers Mutual Insurance Company vs. Gary Schaefer, которым за техасским шофером было признано право на компенсацию со стороны его страховщика за уменьшение стоимости автомобиля.

Крупная американская компания The Insurance Services Office (ISO), которая оказывает консалтинговые и другие услуги страховым компаниям, разрабатывает для них и формы страхового полиса, разработала форму страхового полиса, в котором специально исключена графа о возмещении уменьшенной стоимости. Еще в 2001 г. эта форма полиса была принята для использования страховыми компаниями в 38 штатах.

В США также идут бурные дискуссии и полемику относительно соотношения таких категорий, как "неотъемлемое уменьшение стоимости" (inherent diminished value), "уменьшение стоимости вследствие ремонта" (repair-related diminished value) и "уменьшение стоимости вследствие страхования" (insurance-related diminished value).

Крупная американская страховая компания State Farm Mutual Automobile Insurance Company, которая страхует автомобили с 1922 г. и считается страховщиком N 1 на рынке страхования автомобилей, считает, что "неотъемлемого" уменьшения стоимости не существует, то есть то, что автомобиль попал в какое-либо ДТП, не означает, что его рыночная стоимость автоматически падает. Эта компания считает также, что транспортное средство, отремонтированное надлежащим образом, не теряет автоматически рыночную стоимость просто потому, что попало в ДТП. Во многих случаях высокопрофессиональные мастера могут восстановить транспортное средство до его состояния и стоимости, которые у него были до ДТП. По мнению компании, расширенное страхование и страхование от столкновения должно ограничиваться только возмещением стоимости восстановительного ремонта, если транспортное средство можно отремонтировать. Сама компания не выплачивает такое возмещение, за исключением нескольких штатов, в которых суды занимают противоположную позицию. Если же такие требования и предъявляются в этих штатах к компании, то согласно страховым правилам компании требуется представление убедительных доказательств. Компания полагает, что если страховые компании будут принуждаться к возмещению предполагаемой стоимости, то это приведет только к увеличению страховыми компаниями размера страховых премий, которые они взимают со страхователей.

Таким образом, в США практика возмещения убытков, возникших в результате повреждения автомобилей в ДТП, ясно и определенно высвечивает следующую тенденцию: в подавляющем большинстве случаев уменьшенная стоимость, или, применительно к российской практике, УТС, как таковая не возмещается, а возмещается только реальный ущерб путем оплаты стоимости восстановительного ремонта.

Франция. Порядок и условия возмещения убытков, причиненных лицу в результате повреждения его автомобиля, достаточно подробно урегулированы, и кроме того, имеется обширный опыт осуществления разумного возмещения.

Вопросы возмещения убытков в результате ДТП регулируются Гражданским кодексом (le Code civil), Страховым кодексом (le Code des assurances), Кодексом дорожного движения (le Code de la route) и другими законодательными актами.

В процессе возмещения убытков от ДТП употребляются понятие "valeur venale" (рыночная стоимость) и, кроме него, понятия-синонимы, такие как "valeur marchande" (рыночная стоимость), "prix de marche" (рыночная цена) или еще "valeur de realization" (стоимость реализации). Однако понятие "рыночная стоимость" употребляется в области возмещения убытков от ДТП при иных обстоятельствах и на других основаниях по сравнению с применением УТС в России.

Возмещение ущерба от ДТП осуществляется во Франции страховыми компаниями. В случае ДТП водители заполняют, как правило, "протокол о столкновении автомобилей" по установленной форме (le constat amiable), оборотная сторона которого является заявлением в страховую компанию (каждый водитель представляет свою копию протокола в свою страховую компанию). Получив протокол, страховая компания назначает автоэксперта для установления ущерба и его оценки. Следует отметить, что правовое положение и деятельность автоэкспертов во Франции подробно урегулированы. Правовое положение экспертов установлено Законом от 11 декабря 1972 г. N 72.1097 с последующими изменениями, а профессиональная деятельность была более детально урегулирована Декретом от 27 декабря 1991 г. N 91.1315. Помимо этого, квалификация автоэксперта определяется ст. ст. L.326-1 - L.326-12 Кодекса дорожного движения. В соответствии с французским законодательством экспертизу может проводить только дипломированный эксперт в сфере устройства и эксплуатации автомобилей - лицо, имеющее глубокие профессиональные знания в области устройства и эксплуатации автомобилей, диплом по специальности "устройство и эксплуатация автомобилей", выданный национальным образовательным учреждением и внесенный в национальный список экспертов, который ведет Министерство транспорта и который ежегодно обновляется. Экспертизу могут проводить только лица, внесенные в национальный список экспертов <15>.

<15> Следует отметить, что в России "автоэкспертизу" нередко проводят не эксперты-автотехники, имеющие документально подтвержденные знания и полномочия, а оценщики, ничего не имеющие, кроме лицензии на оценочную деятельность.

Размер возмещения для производства восстановительного ремонта не превышает размер рыночной стоимости автомобиля. Интересно отметить, что по французскому законодательству потерпевший в определенных случаях (например, когда для него автомобиль является источником дохода) имеет право на возмещение за период, в течение которого он работал, поскольку автомобиль находился в ремонте (в законодательстве для определения этого периода употребляется термин "безработица" (le chomage)).

После определения экспертом стоимости ремонта потерпевший договаривается о ремонте с автомастерской. Он может сам оплатить стоимость ремонта и после представления в страховую компанию счета на ремонт получить возмещение со стороны страховой компании или страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, если у нее имеется соответствующее соглашение с автомастерской. Как правило, страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, но только то, что она обязана оплатить.

Таким образом, по французскому законодательству возмещается только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, или, если он не подлежит ремонту, выплачивается денежная сумма, необходимая для приобретения на вторичном рынке автомобиля такой же марки и в состоянии, соответствующем тому, в котором был поврежденный автомобиль непосредственно перед ДТП, т.е. взыскивается исключительно реальный ущерб. Какой-либо убыток, сходный с российской УТС или близкий к ней, не определяется и не взыскивается. Страховая компания во Франции или оплачивает ремонт поврежденного автомобиля непосредственно, или возмещает потерпевшему документально подтвержденные расходы (в пределах страховой суммы). Какие-либо иные суммы потерпевшему не рассчитываются и не выплачиваются.

Вместо послесловия

Хотелось бы надеяться, что законодатель уделит в конце концов должное внимание проблеме существования "утраты товарной стоимости" и заполнит в законодательстве правовой вакуум, что позволит резко сократить число ненужных и бесполезных споров относительно правомерности и обоснованности отнесения ее к тому или иному виду убытков и последующего взыскания. Кроме того, это даст возможность определения и взыскания убытков, возникающих в результате ДТП, на основании содержательных законодательных актов, а не "методических руководств". Как показывает анализ зарубежной практики, это возможно.

Н.В.Морозов

член Президиума

Коллегии адвокатов г. Москвы

"Чаадаев, Хейфец и Партнеры"

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО - это предоставляемая страховой компанией компенсация по снижению реальной рыночной стоимости автомобиля по страховому полису ОСАГО. Большинство российских страховщиков не возвращают утрату товарной стоимости и отказывают клиентам, которые, на основании ФЗ №40 «Об ОСАГО» , требуют возмещения денежных средств в виде упущенной выгоды.

УТС: терминология

К ущербу в результате ДТП относится УТС, которая заключается в уменьшении стоимости автомобиля, вызванного ухудшением внешнего вида транспорта и долговечности отдельных деталей. Согласно Постановлению Верховного суда от 2015 года, все страховые компании обязуются выплачивать утраченную стоимость автомобиля.

Базой для установления УТС по ОСАГО является рыночная стоимость автомобиля. Исходя из этого, чем дороже стоимость транспортного средства, тем выгоднее борьба за компенсацию. В утраченную стоимость входит ущерб внешнего вида, а именно ухудшение лакокрасочного покрытия. Дополнительно учитывается понижение эксплуатационных характеристик, снижение прочности технических узлов автомобиля в связи с ремонтом.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году возмещается в том случае, если соблюдены следующие условия :

  1. Год выпуска транспорта иностранного производства не превышает пяти лет, отечественного и стран СНГ не больше трех лет;
  2. Водитель не является виновником ДТП;
  3. Компенсационная выплата не должна превышать четырехсот тысяч рублей;
  4. Детали, рассматриваемые в рамках УТС по произошедшему ДТП, не должны иметь повреждений в результате предыдущих аварий. УТС автомобиля по ОСАГО предусмотрена только для новых деталей.

Выплата по компенсации обосновывается на основании решении суда.

Расчет УТС

На сегодняшний день существуют несколько методик для расчета УТС по транспортному средству. Каждая из методик учитывается следующие факторы , которые влияют на конечную сумму:

  1. Дата выпуска автомобиля;
  2. Дата аварии;
  3. Стоимость транспорта на момент аварии;
  4. Стоимость ремонта автомобиля;
  5. Стоимость замененных деталей.

Восстановительный ремонт стоит оценивать с момента фиксации повреждений, пробега и регистрационных данных автомобиля. В том случае, если ремонт уже производился, то доказательством выступят фотографии и видео представителем страховщика. Согласно акту о повреждении формируется список деталей, которые подлежат замене и рассчитывается их рыночная стоимость. Дополнительно к сумме прикладывается стоимость работ по восстановлению автомобиля.

Как получить УТС

Для получения выплаты по УТС, необходимо соблюдать ряд действий :

  1. Инициировать платную экспертизу. Впоследствии затраты возместит страховая;
  2. Передать в страховую компанию лист экспертизы и заявление по возмещению УТС;
  3. После получения ответа следует составить заявление в суд;
  4. Ожидать ответа;
  5. Получить денежные средства.

Все расчеты по УТС необходимо производить в тот день, когда произошло ДТП.

Чаще всего ее величина составляет от 10 до 20 процентов от реального размера причиненного ущерба при потере товарного вида автомобиля по ОСАГО. Также нецелесообразно рассчитывать утрату товарной стоимости при завышенной стоимости запчастей для проведения восстановительных работ по отношению к цене выполнения самих работ.

  1. Полную стоимость аналогичного автомобиля на момент ДТП;
  2. Полная стоимость автомобиля на момент аварии;
  3. Полная стоимость автомобиля после произведенного ремонта.

О том, как запросить со страховой возмещение по УТС — расскажет автоюрист:

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях

А вы знаете, что кроме выплаты на восстановление автомобиля после ДТП страховая компания обязана возместить вам то, что рыночная цена машины, побывавшей в аварии всегда ниже. Читайте в нашей статье, кто имеет право на получение выплат и как самому без юриста получить возмещение утраты товарной стоимости автомобиля после ДТП.

Что такое утрата товарной стоимости?

Между стоимостью транспортного средства до аварии, и его стоимостью после потери товарного вида автомобиля в результате ДТП имеется ощутимая разница. Понятно, что как бы хорошо не был сделан ремонт, такой, как раньше, машина уже не станет, и после замены деталей она будет стоить меньше. Вот эта разница и есть утрата товарной стоимости.

Суды исходят из того, что утрата товарной стоимости (УТС) - это фактическое снижение цены автомашины, из-за ухудшения ее внешнего вида и свойств.

УТС относится к реальному ущербу, который причинен в результате ДТП. Такой ущерб возмещается по ОСАГО.

Как рассчитывается утрата товарной стоимости

Расчет утери товарной стоимости автомобиля после ДТП определяется экспертами, при этом методики ее определения бывают разными. Однако в судебной практике отражено, что расчет на основании Методических рекомендаций для судебных экспертов принимается судами как более достоверный.

Методические рекомендации для экспертов при расчете утери товарного вида утверждены в Минюсте, в отличие от Методического руководства РД 37.009.015-98, который тоже применяется для расчета УТС. Однако Методические рекомендации более предпочтительны.

Как получить УТС

Возмещение потери товарной стоимости автомобиля ограничены суммой страховки. И вполне возможно, что вы не получите утрату товарной стоимости вашей машины в полном размере. А если вы оформляете все документы без участия сотрудников полиции, то размер выплаты может оказаться еще меньше, поскольку в этом случае размер страховой выплаты не может быть больше 50 000 рублей.

Что касается аварий, которые произошли в Москве или Санкт-Петербурге, а также на территории Московской или Ленинградской области, то возмещение выплачивают в полном размере - в пределах 400 000 руб. Однако в этом случае владельцу пострадавшей машины нужно будет предоставить данные об аварии, которые имеются на технических носителях. Это:

  • видеосъемка на которой отчетливо видны повреждения, причиненные машине в результате аварии;
  • фотографии таких повреждений, сделанные в разных (спереди, сзади, сбоку);
  • сведения ГЛОНАСС, если на вашей машине она установлена.

Если такая фиксация отсутствует, то страховое возмещение, которое включает в себя утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, будет ограничено суммой в 50 000 руб.

Условия получения УТС

Получить УТС можно при соблюдении следующий условий:

  1. вы являетесь потерпевшим в ДТП, по которому наступил страховой случай по полису ОСАГО;
  2. страховая выплата без учета УТС не превышает выплату по полису ОСАГО. Следует учитывать требования закона в части оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. В этом случае сумма может быть уменьшена, это прямо следует из закона об ОСАГО;
  3. УТС рассчитан в соответствии с Методическими рекомендациями для экспертов, утвержденных Минюстом;
  4. были выполнены или необходимо выполнить конкретные ремонтные работы, к которым относятся:
    • устранение перекоса кузова или рамы;
    • замена кузовных несъемных элементов, которая может быть как полной, так и частичной;
    • ремонт элементов кузова (к ним относятся капот, крылья, двери, крышка багажника);
    • окраска наружных поверхностей кузова и бамперов;
    • полная разборка салона, которая нарушила качество сборки машины.

Учтите, что в соответствии с Методическими рекомендациями для экспертов, для расчета и выплаты УТС по ОСАГО необходимы некоторые дополнительные условия:

  • износ автомобиля был не более 35% (п. 7.1.4);
  • возраст транспортного средства в момент ДТП был не больше:
  • 5 лет - для легковых автомобилей (п. 7.1.4. 1);
  • 1 года - для отечественных грузовых автомашин (п. 7.1.4. 2);
  • 2 лет - для иностранных грузовых автомашин, предназначенных для перевозки коммерческих грузов.

Как получить УТС: пошаговая инструкция

Для получения УТС необходимо соблюдать порядок обращения за выплатой. Такой порядок требует пошагового прохождения следующих стадий:

  1. оформление дорожно-транспортного происшествия;проведение экспертного заключения о стоимости УТС;
  2. направление в страховую компанию соответствующей претензии по УТС с приложением необходимых документов;
  3. получение выплаты.

Смотрите на видео с третьей минуты - автовладелец рассказывает шаг за шагом, как он получил деньги от страховщика за УТС:

В качестве приложения к заявлению на возмещение УТС необходимы следующие документы:

  • копия паспорта заявителя;
  • копия водительского удостоверения;
  • полис ОСАГО;
  • копия ПТС;
  • копия справки о ДТП;
  • постановление о возбуждении административного производства (или отказ в возбуждении);
  • копия административного протокола;
  • копия извещения о ДТП;
  • копия акта о страховом случае с указанием причины его наступления;
  • свидетельство об осмотре транспортного средства (оформленное в виде акта);
  • экспертное заключение о стоимости УТС;
  • соглашение между заявителем и экспертной организацией.

Если заявление составлено правильно, и все необходимые компании-страховщику документы приобщены, выплата будет произведена.

Как написать заявление на получение УТС

Как любая претензия, заявление о выплате утери товарного вида должно быть составлено в двух экземплярах и подписано надлежащим лицом.

Можно отнести претензию непосредственно в страховую компанию лично, получив на втором экземпляре заявления подпись принявшего лица. Этот документ пригодится, если придется подавать исковое заявление о выплате в суд в случае снижения суммы выплаты или отказа страховщика возмещать УТС.

Образец заявления о возмещении УТС по ОСАГО

Директору (наименование страховой компании)
ФИО _______________
адрес: _______________
От ФИО _______________
адрес: _______________

Страховая претензия
(заявление о возмещении ущерба)

"__"____________ 2018 года в ___часов ____15 минут возле дома по адресу ____________________ произошло ДТП с участием моего автомобиля марки _________________ гос.номер______________, в результате которого мой автомобиль был поврежден.

В ДТП принимал участие автомобиль марки _______________ гос.номер _____________, который в момент аварии находился под управлением __________________.

Согласно материалов из ГИБДД, нарушения ПДД в моих действиях отсутствуют. Водитель ________________ нарушил п. ________ПДД РФ, что подтверждается справкой о ДТП от "__"_____________2018 г. и протоколом об административном правонарушении № ______ от "__"_____________2018 г.

Ремонт моего транспортного средства автомобиля производился на СТО официального дилера _________________. Все запчасти, ремонтно-восстановительные и покрасочные работы были оплачены страховой компанией _________________. При этом страхового возмещения за утрату товарного вида я не получал.

Перед тем, как передать свою машину для проведения ремонта, мною был заключен договор с ___________________, на проведение экспертизы стоимости УТС, возникшей в результате ДТП. Стоимость услуг по договору составила 3 000 руб.

Осмотр автомобиля оценщиком был произведен "__"__________2018 г. в___ час. ______мин. по адресу: ____________________,о чем Вы были уведомлены надлежащим образом в письменном виде, что подтверждается отметкой на уведомлении. Представитель страховой компании присутствовал при осмотре.

В соответствии с заключением эксперта, потеря рыночной стоимости автомобиля в результате ДТП составила 32 000 руб.

Утрата товарной стоимости является реальным ущербом наряду со стоимостью восстановительного ремонта, и такой ущерб в соответствии с действующим законодательством должен быть возмещен в полном объеме.

Принимая во внимание вышеизложенное, прошу Вас рассмотреть претензию по утере товарного вида автомашины и выплатить мне страховую сумму в размере 32 000 рублей.

Денежные средства прошу перечислить на следующие реквизиты: __________________

В случае отказа в удовлетворении претензии по УТС, уменьшения суммы, подлежащей выплате, либо отсутствия ответа на претензию, я буду вынужден обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.

Приложение:

"__"_________2018 г.
Подпись:__________

В каких случаях УТС не выплачивают

Утрату товарной стоимости автомашины можно получить не всегда. Так, страховые компании отказывают в возмещении потери товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО по следующим основаниям:

  • заявитель сам виноват в дорожно-транспортном происшествии, и его вина установлена;
  • транспортное средство не соответствует установленным в законе критериям (степень износа или возраст машины);
  • владелец автомашины не направил претензию по УТС в страховую компанию;
  • ремонт автомашины был проведен собственником транспортного средства самостоятельно;
  • в договоре страхования имеется прямой запрет на выплату страховки по УТС;
  • пострадавшему в ДТП уже была произведена страховая выплата премия в полном размере (400 000 руб. в соответствии с полисом ОСАГО).

Если вам отказали в выплате УТС

Случаи, когда страховая компания отказывает в выплате УТС по ОСАГО, встречаются достаточно часто. Если отказ произошел не по указанным выше причинам, и вы считаете, что страховая компания отказывает в возмещение потери товарной стоимости автомобиля по надуманным основаниям, и такой отказ не соответствуют закону, взыскание компенсации можно произвести по судебному решению.

Отказ страховой компании в выплате УТС может быть обжалован в судебном порядке путем направления искового заявления в суд. Как свидетельствует опубликованная судебная практика, суды зачастую встают на сторону страхователя.

Исковое заявление составляется по общим правилам, оплачивается государственной пошлиной, и к нему прикладываются документы, подтверждающие право вашего требования.

Образец искового заявления о взыскании УТС

Мировому судье судебного участка № __
____________________района
г. ____________________
Истец:
ФИО _________________________
адрес:_________________________
Ответчик: Страховая компания ________
адрес:
в лище директора ФИО ______________
адрес: ________________________
Цена иска: ________ руб.

Исковое заявление
о взыскании компенсации

"__"____________ 2018 года в ___часов ___15 минут возле дома по адресу ________________________ произошло ДТП с участием принадлежащего мне на праве собственности автомобиля марки _________________ гос.номер____________, в результате которого мой автомобиль получил механические повреждения.

В ДТП принимал участие автомобиль марки ________________ гос.номер _____________, который в момент аварии находился под управлением ____________________.

Согласно материалов из ГИБДД, нарушения ПДД в моих действиях отсутствуют. Водитель ____________________ нарушил п. ________ПДД РФ, что подтверждается справкой о ДТП от "__"_______________2018 г. и протоколом об административном правонарушении № ___ от "__"_______________2018 г.

Таким образом, налицо страховой случай, предусмотренный законодательством РФ, о котором я поставил в известность страховую компанию (полис ОСАГО № _____ от "__"__________2017 г.

Ремонт моего транспортного средства автомобиля производился на СТО официального дилера _________________. Все запчасти, ремонтно-восстановительные и покрасочные работы в размере 123 000 рублей были оплачены страховой компанией ________________. При этом страхового возмещения за утрату товарного вида я не получал.

Перед тем, как передать свою машину для проведения ремонта, мною был заключен договор с ___________________, на проведение экспертизы стоимости УТС, возникшей в результате ДТП.Стоимость услуг по договору составила 3 000 руб.

Осмотр автомобиля был произведен "__"__________2018 г. в_____ час. _______мин. по адресу: __________________________, о чем страховщик ______________был уведомлен надлежащим образом в письменном виде. Представитель страховой компании присутствовал при осмотре.

В соответствии с заключением эксперта, потеря рыночной стоимости автомобила в результате ДТП составила 32 000 руб.

Утрата товарной стоимости является реальным ущербом наряду со стоимостью восстановительного ремонта, и такой ущерб в соответствии с действующим законодателоьтством должен быть возмещен в полном объеме.

Мною "__"___________2018 г. была направлена в страховую компанию претензия о выплате УТС в установленном размере, однако страховщиком в возмещении компенсации было отказано.

Считаю данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку несмотря на произведенный ремонт, налицо потеря рыночной стоимости автомашины в результате ДТП и причинение мне реального ущерба, который подлежит возмещению.

На основании изложеннного, с учетом требований ст.ст. 3, 6 ФЗ «Об обязательном страховании», ст.ст. 15, 1082 ГК РФ, ст.3, ГПК РФ,

Взыскать со страховой компании __________________ в мою пользу:

32 000 рублей (невыплаченная компенсация по УТС);

3 000 рублей (стоимость услуг эксперта).

Приложение(материалы в копиях):

"___"________________2018 г.
Подписть_________________

К исковому заявлению необходимо приложить те же документы, что и к претензии о выплате УТ, которую вы направляли в страховую компанию, а также квитанцию об оплате пошлины.

В обязательном порядке к иску должны быть приобщены:

  • документы об аварии, которые были оформлены сотрудниками ГИБДД;
  • ответ страховой компании об отказе в выплате УТС по ОСАГО;
  • экспертное заключение, подтверждающее размер УТС.

Если утрата товарной стоимости автомашины выше 50 000 рублей, то иск следует направлять в федеральный суд по месту нахождения страховой компании, а не мировому судье.