Предельный дефицит бюджета муниципального образования. Предельные значения дефицита федерального бюджета


Советы Эксперта - Консультанта по финансовым вопросам

Фото по теме


Бюджет – это все доходы, все денежные средства, существующие в том или ином сообществе, а также его расходы на его функционирование. Неважно, какое сообщество имеется в виду. Законы расчета бюджета приблизительно одинаковы. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути.

Краткое пошаговое руководство

Итак, рассмотрим действия, которые необходимо предпринять.

Статьи Доходов И Расходов Бюджета отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы


Шаг - 1
Итак, для того чтобы рассчитать бюджет, необходимо составить план, в который войдут статьи бюджета, т е. те виды дохода, которые приходят в сообщество и статьи расхода этого бюджета. Статьи дохода бюджета в каждом сообщества свои. В семейном бюджете они складываются из заработной платы обоих родителей, пенсионных и детских пособий и иных видов дохода (доход от сдачи внаем жилплощади, доход от продажи продуктов собственного производства или предметов быта и т.д.). Если дело касается определенного предприятия, то доходы в его бюджет складываются из доходов от деятельности предприятия, продажи продуктов производства, доходов от продажи акций предприятия и др. Доходная часть государственного бюджета более сложна, его рассчитывают Министерство финансов и бюджетные государственные учреждения, налоговые инспекции, фонды и др. Государственные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Циклический Дефицит Бюджета дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.


Шаг - 2
Превышение дохода бюджета над его расходом называется профицит. Превышение расхода бюджета над доходом – дефицит. Как уже говорилось, чтобы рассчитать дефицит бюджета необходимо составить бюджетный план. Например, чтобы рассчитать бюджет семьи, возьмите блокнот и занесите в него все ожидаемые доходы за месяц – заработную плату, свою и своей половинки, детские пособия (если имеются) и др. Сложите эти суммы. Именно эта запись будет статьей дохода вашего бюджета. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 3
Статьей расхода вашего бюджета являются: оплата за коммунальные услуги, расходы на питание, одежду, оплата различных учебных курсов, оплата кредита, налоговые платежи, оплата детского сада и др. Сложите эти суммы. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 4
Сравните полученные суммы. Если сумма дохода превышает сумму расхода, то в вашем бюджете профицит. И это хорошо - значит вы сможете отложить определенную сумму на отпуск или для приобретения какого-нибудь предмета обстановки или автомобиля. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 5
Но если сумма расхода вашего бюджета превышает сумму его дохода, значит у вас дефицит бюджета, и вы живете не по средствам. Необходимо либо увеличить доходы (поменять работу на более высокооплачиваемую, найти дополнительную работу и др.), либо сократить расходы (покупать менее дорогую одежду, пищу и т.д.). Сумма превышения расходов бюджета над его доходами будет являться суммой дефицита бюджета.
Надеемся ответ на вопрос - Как рассчитать дефицит бюджета - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Глава 14. Дефицит бюджета и источники его покрытия. Государственный и муниципальный долг

14.1. Дефицит бюджетаи источники его покрытия

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджетана часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансированиядефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходови не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать10 процентов объема доходов местного бюджетабез учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышениемдоходов над расходами

В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн. 417,7 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами определено в сумме 72 млрд. 150 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозируется в сумме13 трлн. 50 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 10- 12 процентов. Превышение доходов над расходами в 2003 году планируется распределить следующим образом: 51,4 млрд. рублейнаправляется на погашение государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.

Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.

На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человекпараметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.

На примере муниципального образования рассмотрим порядок определенияпараметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования – города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх. = Дох. собст. + Дох. фин. пом. + Деф. =320+100+32= 452 млн. рублей.

Если объем планируемых расходов будет превышать определеннуювыше сумму местномусамоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.

Выше уже отмечалось, что еслибюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.

Для федерального бюджета определены две группыисточников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

Государственныезаймы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах:

Кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

Изменения остатков средств насчетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

Изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаютсяот источников, определенных для субъекта РФ:

Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

Поступления от продажи муниципального имущества;

Изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, которыйпо мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.

Каждая страна в своем национальном бюджетной практике применяет различные показатели бюджетной разбалансированности и самостоятельно определяет методологические аспекты их расчета. Самым распространенным в мире подходом к расчету абсолютного размера бюджетного дефицита является так называемая долговой концепция дефицита или концепция потребностей в заимствованиях. Ее описывают две приведенные ниже формулы:

S B = Rev - Exp,

где S B - это дефицит или профицит (сальдо бюджета); Rev - бюджетные доходы; Exp - бюджетные расходы.

Эта формула отражает соотношение доходов и расходов бюджета, которые вызывают формирование дефицита. Поскольку бюджетный дефицит одновременно выражает необходимый объем дополнительных финансовых источников (потребностей в заимствованиях), то:

Sb = Bor + C - D,

где Bor - это государственные заимствования; C - уменьшение остатка бюджетных средств; D - платежи на погашение основной суммы государственного долга.

Последняя формула описывает источники финансирования бюджетного дефицита. Это традиционный расчет бюджетного дефицита. Этот же показатель определяют как долю дефицита в ВВП. Все остальные показатели дефицита имеют в своей основе именно указанные две формулы.

Большое значение для расчета абсолютной величины бюджетного дефицита имеют вопросы правильного определения бюджетных доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита. В основе расчета бюджетного дефицита лежит бюджетная классификация, которая, в частности, дает возможность выделить те поступления, которые формируют доходы бюджета, и те, которые представляют собой операции по финансированию дефицита, а также отделить затраты, которые не относятся к составу расходов и является так называемым отрицательным финансированием.

Один из лучших вариантов долгового концепции дефицита, или концепции потребностей в заимствованиях, изложены в Положении по статистике государственных финансов (далее - Положение СМС), выданного Международным валютным фондом (МВФ) в 1986 г. 1 Положение СМС является одним из общепризнанных стандартов представления показателей национальных государственных финансов в международных фискальных обзорах. В нем разработано такое аналитическая группировка бюджетных операций:

o доходы и гранты, которые охватывают:

Налоговые доходы (в том числе взносы на социальное страхование),

Неналоговые доходы,

Капитальные доходы (включая поступления от приватизации государственного имущества),

o расходы (текущие, в том числе субсидии и трансферты, и капитальные расходы и трансферты) и кредитование за вычетом погашения,

o финансирование, которое отражается на чистой основе и включает:

Внутреннее финансирование (банковское, небанковское, со стороны центрального банка),

Внешнее финансирование,

Изменения в валютных резервах и депозитах центрального правительства,

Изменения в требованиях к другим суб" объектов, приобретенных правительством с целью управления ликвидностью.

Заметим, что аналитическое группирование не обязательно должно совпадать с организацией структуры бюджетной классификации, которая применяется в конкретной стране. Главная задача бюджетной классификации в контексте расчета бюджетного дефицита - дать возможность осуществлять перегруппировку бюджетных операций, таким образом, чтобы расчет показателя дефицита соответствовал конкретной задачей бюджетного менеджмента и анализа. На практике в зависимости от базы расчета можно определить:

а) дефицит государственного бюджета,

б) дефицит местного бюджета,

в) дефицит сводного бюджета,

г) дефицит, определенный по аналитическим балансом.

В последнем случае под аналитическим балансом имеется в виду консолидированный баланс сектора общего государственного управления, который охватывает не только сводный бюджет, но и операции внебюджетных фондов, которые формируют органы власти всех уровней.

В Украине показатели бюджетного дефицита определяются относительно Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, сводного бюджета (рис. 3.2). Анализируя данные Министерства финансов о сбалансированности бюджета, стоит отметить, что в 2000 и 2002 гг. имел место профицит бюджета в размере соответственно 1,0 и 1,6 млрд грн. Это связано с экономическим ростом и увеличением ВВП. Начиная с 2006 г. наблюдается четкая тенденция к увеличению дефицита бюджета.

Рис. 3.2. Дефицит Государственного и Сводного бюджетов Украины в 2005-2010 гг.

Отношение бюджетного дефицита к ВВП в значительной мере отражает состояние государственных финансов, поскольку показывает масштабы бюджетной разбалансированности в отношении национальной экономики. Снижение реального ВВП, которое произошло в Украине в 2008-2009 гг., крайне негативно сказалось на бюджетном дефиците. По данным официальной статистики, в 2009 г. дефицит сводного бюджета Украины достиг 4,1 % ВВП, а в 2010 г. - 6 % ВВП (рис. 3.3). МВФ оценивает бюджетный дефицит в Украине в 2010 г. на уровне около 10 % ВВП. Расхождения в оценках объясняются разными методиками расчета бюджетного дефицита. По нашим расчетам, в 2012 г. Украина будет иметь бюджетный дефицит на уровне

не ниже 10 % ВВП.

Рис. 3.3. Дефицит Государственного и Сводного бюджетов Украины в 2005-2010 гг.

Бюджетный дефицит используется не только для управления бюджетом как фондом финансовых ресурсов, сбалансирование бюджетных расходов с бюджетными ресурсами, но и как важный макрофінансовий показатель. Для аналитических целей можно рассчитать ряд показателей дефицита. Среди них особого внимания требуют скорректированные показатели традиционно рассчитанного бюджетного дефицита.

1. Бюджетный дефицит без учета в составе доходов трансфертов (дотаций, субсидий, грантов и тому подобное). Такой показатель полезно рассчитывать относительно отдельных видов бюджетов (а не консолидированных), поскольку он показывает, какой объем запланированных бюджетных расходов не покрывается "собственными" доходами правительства. Иначе говоря, из доходов бюджета изымают те статьи, которые связаны с неборговими поступлениями от других бюджетов, иностранных правительств и международных валютно-финансовых организаций.

S B = (Rev - T) - Exp,

где Tr - трансферты, полученные бюджетом.

2. Бюджетный дефицит без учета приватизационных (если они учитываются в составе бюджетных доходов) и иных поступлений разового характера, связанных с утратой правительством активов. Показывает, каким образом обычные, постоянные доходы бюджета способны покрыть запланированные в бюджете расходы.

Sb = (Rev - P) - Exp

S B = Bor + C + P - D

где P - приватизационные поступления.

3. Бюджетный дефицит, определенный с учетом в составе расходов платежей бюджета по погашению государственного долга. Показывает, насколько все расходы, которые осуществляются из бюджета покрываются его доходами.

S B = Rev - (Exp + D).

4. В расчете первичного дефицита бюджета из состава расходов вычитается сумма процентных платежей по обслуживанию государственного долга:

SPb = Rev - (Exp - Dp)

SP = S в + Эр,

где S B - первичный бюджетный дефицит; Эр - процентные платежи по государственному долгу.

Расчет первичного дефицита имеет большое значение, когда перед бюджетом стоит задача по разработке мер по сокращению государственного долга. Такой показатель дает возможность определить, насколько нынешняя разбалансированность вызвана потребностью обслуживать ранее накопленные долги. Иначе говоря, существует возможность рассчитать размер влияния прошлых бюджетных операций на нынешнее соотношение доходов и расходов бюджета.

Различные подходы к определению бюджетного дефицита соответствуют различным аналитическим задачам и потребностям управления бюджетом, как финансовым фондом. "Универсального" показателя дефицита не существует, а для адекватной оценки состояния бюджета и налогово-бюджетной политики необходимо рассчитывать ряд показателей дефицита.

Развитие ведущих стран мира свидетельствует о росте роли государства и усложнения организации денежного хозяйства, что проявилось в развитии крупного государственного сектора. Центральное место в его составе занимает сектор государственного управления. Он включает органы государственной власти и управления всех уровней, основная цель деятельности которых заключается в разработке и осуществлении государственной политики. Современное денежное хозяйство сектора государственного управления состоит, как и для любого субъекта, из целого ряда фондов финансовых ресурсов, а также денежных средств в нефондовій форме. Ведущее место среди них принадлежит центральному (государственному или федеральному) бюджету страны, в котором ярко проявляется вся государственная политика.

Вместе с тем правительство имеет в своем распоряжении разнообразные внебюджетные фонды, в том числе и фонды социального страхования, в которых сейчас концентрируется весомая часть ВВП. Кроме того, государственная политика непосредственно воплощается в жизнь на всех уровнях государственного управления (как центральным правительством, так и местными органами власти). В связи с этим традиционно рассчитан бюджетный дефицит утратил свою полную информативность: его определения недостаточно как для характеристики функционирования государственных финансов, так и для анализа влияния со стороны податковобюджетної политики. Он все больше служит лишь потребностям управления бюджетом, как финансовым фондом.

На практике для оценки деятельности сектора государственного управления и государственного сектора в целом рассчитывают не только бюджетный дефицит, но и другие итоговые финансовые показатели (рис. 3.4), которые могут быть охарактеризованы понятием фискальный (или финансовый) дефицит государства. Показатели фискального дефицита рассчитываются как превышение государственных расходов над государственными доходами за определенный период.

Дефицит государственного (федерального) бюджета

Дефицит сводного бюджета

Дефицит сектора общего государственного управления (включающий бюджетные и внебюджетные фонды и счета центрального правительства и местных органов власти)

Дефицит сектора общего государственного управления с учетом сальдо по операциям центрального банка

Дефицит государственного сектора (с учетом заимствований государственных нефинансовых и финансовых институтов)

Рис. 3.4. Виды фискального (финансового) дефицита государства

МВФ в своем стремлении приблизиться к принципам отчетности, заложенных в СНС ООН, разработал новую редакцию Положения СМС, опубликованную в 2001 г. Новая концепция выделяет четыре показателя фискального дефицита: валовой операционный баланс, чистый операционный баланс, чистые заимствование/чистое кредитование, политический баланс МВФ 1:

- чистый операционный баланс показывает изменения чистой стоимости правительства в результате осуществленных им денежных операций. Этот показатель считается таким, что отражает способность фискальной политики обеспечить устойчивое развитие;

Чистые заимствование/чистое кредитование - это показатель, который отражает потребности в заимствованиях и соответствует показателю дефицита сектора государственного управления, рассчитанном в соответствии с требованиями законодательства ЕС на базе данных Европейской системы национальных счетов;

Политический баланс представляет собой аналог показателя дефицита/избытка, рассчитанного на кассовой основе (см. Положение СМС, 1986 г.), но определенного на основе метода начислений.

Важно, что информационной базой расчета дефицита по методике МВФ являются данные бюджетного учета и бюджетных счетов.

3 Анализ дефицита (профицита) местного бюджета

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. Объемы дефицита бюджетов всех уровней регулируются Бюджетным Кодексом (ст.92). размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи вышестоящих бюджетов. В случае, когда бюджет принимается с дефицитом необходимо утвердить источники финансирования дефицита бюджета.яблюдается процент невыполнения плана почти по всем ам был перевыполнен на 13%, в то время как уточненный невыполнен на 17%. ис

Сопоставить полученный размер дефицита бюджета с максимально допустимым (10%);

Указать возможные источники погашения бюджетного дефицита (если бюджет дефицитный);

Провести анализ дефицита бюджета по данным о его фактическом исполнении (прил.2 и прил.4);

Сделать выводы.

Сравним доходы и расходы за рассматриваемые периоды времени в табл. 11.

Данные о запланированных и исполненных доходах и расходах за 2004, 2005, 2006 гг., тыс. руб

В 2004 году дефицит составил 5% к общему объему доходов. Дефицит покрывался за счет кредитов коммерческих банков.

В 2006 году дефицит планировался в размере 11899,2 тыс.руб. что составляет 2% к объему доходов.

Если обратиться к предыдущему анализу доходной и расходной частей, то можно увидеть некоторые отрицательные моменты. С одной стороны наблюдается превышение полученных доходов над расходами (профицит), а с другой имеется кредиторская задолженность, задолженность предприятием ЖКХ, учреждениям образования и здравоохранения. Сравнивая плановые и фактические данные можно сделать вывод, что они существенно отличаются. Так в 2004 году был запланирован дефицит на сумму 24400 тыс.руб., на практике выявлен профицит на сумму 3160 тыс.руб. В 2005 году планируемый дефицит составил 33600 тыс.руб., в исполнении немного выше – 36960 тыс.руб. За 1 полугодие 2006 года планировали дефицит на сумму 14700 тыс.руб., а получили профицит на сумму 43604 тыс.руб.

Превышение фактических доходов над плановыми обусловлено преимущественно не повышением задолженности работы администрации при формировании бюджетных доходов, а низким качеством бюджетных планов.

Планирование осуществляется методом «от достигнутого», деятельность подразделений, занимающихся планированием по отдельным показателям не всегда скоординирована. Уточненные планы формируются не всегда «корректно» и основаны на приближении планового результата к уже достигнутому фактическому.

ВЫВОДЫ

Доходы бюджета г. Рязань представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, доход (2004 – 35%; 2005 – 39%; 2006 – 42%), в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами (2004 – 0,5%; 2005 – 0,5%; 2006 – 0,4%). В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост доходов на 1%.

Группа межбюджетных трансфертов уменьшилась на 2,7%. Произошло снижение по дотациям – 0,4%, субвенциям – 1,7% и по субсидиям – 0,7%.

Ситуация в 2006 году сложилась иная сравнению с 2005 годом. Доходы за рассматриваемый период времени повысились на 8%. Однако налоговые доходы остались прежними, неналоговые доходы повысились на 1%, уменьшились межбюджетные трансферты на 1%.

Очень большой рост наблюдается среди налогов на совокупный доход – на 113%. Главная причина роста данного налога заключается в процентных отчислениях от налогооблагаемой базы.

Прочие налоги, сборы, пошлины возросли на 138% в 2005 г. Это произошло за счет роста числа государственных пошлин за проведение различных действий. В 2006 году в эту статью включается суммы от регистрации транспортных средств и составил 39%.

В целом можно заметить, что доходы в 2006 году запланированы в большем размере, чем в 2005 году.

Проанализируем исполнение доходной части бюджета за 2005 год. При сравнении исполнения с уточненным планом первого полугодия наблюдается перевыполнение плана на 5,75%.

В целом за 1 полугодие 2006 года наблюдается переполнение уточненного плана 1 полугодия. Однако встречается отрицательные моменты, связанные с недостаточно эффективным планированием доходов.

Итак, динамика показателя р6 показывает, что уровень зависимости муниципального бюджета в 2005 году возрос до 19%, а в 2006 году существенно снизился до 13%

Таким образом, наблюдается снижение значимости дотаций при абсолютном и относительном увеличении объемов субвенций, получаемых муниципальным образованием и появлением из рассматриваемых периодов дотаций.

Эта тенденция может оцениваться как позитивная, поскольку снижается уровень дотационности муниципального образования, а дополнительные расходы, обусловленные решениями вышестоящих уровней власти, финансируются через субсидии и субвенции. Рассмотрим более подробно эти инструменты межбюджетных отношений, так как их значимость в рассматриваемом периоде существенно возросла.

Сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах 8-10%. Причем в 2006 г. по сравнению с 2004 голом намечена тенденция повышения затрат по данной статье. По статье ЖКХ также видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2004 – 9,3%, 2005 – 8,3%, 2006 – 7,4%.

Рассмотрим темпы роста расходов в 2005-2006 годах. Общие расходы в 2005 году возросли на 18%. Рост расходов наблюдается почти по всем статьям (за исключением ЖКХ). В 2006 году наблюдается значительный рост расходов по национальной безопасности.

Помогите разобраться в пункту 4 ст.92.1 БК РФ. При проверки годового отчета ф. 0503117 установлено, что фактический дефицит бюджета превышает утвержденный в законе о бюджете дефицит. Источником финансирования дефицита согласно закона о бюджете является изменение остатков средств на счете. Возникают ли в данной ситуации меры финансового принуждения.

Ответ

Отвечает Елена Павленко, эксперт

Если дефицит местного бюджета не превышает 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, то считается что дефицит бюджета не превысил установленную законом о бюджете величину.

Только за превышение установленных статьей 92.1 ограничений применяются меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, а не за превышение фактического дефицита в ф. 0503117 от установленного законом о бюджете.

Обоснование

Бюджетный кодекс РФ

«Статья 92.1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета

1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 306.2. Бюджетные меры принуждения

1. Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

2. К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие бюджетные меры принуждения:5
бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

3. Применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 2 настоящей статьи, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.2

4. Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.

6. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.4
Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.1

7. Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 30. Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение

Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств

1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.6

3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Статья 306.5. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.

Статья 306.6. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом

Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.

Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита

Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Статья 306.8. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов

Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).»