Неверный октмо в платежном поручении ндфл. Исправление октмо в платежном поручении

Несмотря на то что сейчас процесс перечисления налогов в бюджет полностью автоматизирован, бухгалтеры все равно допускают ошибки при оформлении платежных документов на перечисление налогов в бюджет. Ведь прежде чем запус­тить процесс формирования платежки, нужно внести все необходимые реквизиты. Так что и сейчас человеческий фактор играет свою роль. Давайте посмотрим, какие ошибки приведут к негативным налоговым последствиям, а какие можно безболезненно исправить.

С 1 июля 2015 г. налоговые органы начинают поэтапное внедрение в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы нового поколения «Налог-3». В ней подъем данных из предыдущих программных комплексов будет производиться не более чем за три года, предшествующих подъему, а именно за 2012, 2013, 2014 гг. В связи с этим ФНС России в письме от 02.04.2015 № ЗН-4-1/5411 настоятельно рекомендовала налогоплательщикам до 1 июля 2015 г. произвести уточнение платежных до­кумен­тов, оформленных до 1 января 2012 г.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет суммы налогов. При этом на расчетном счете организации должно находиться достаточное количество денежных средств (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Случаи, когда обязанность по уплате налога не будет признаваться исполненной, перечислены в п. 4 ст. 45 НК РФ. Их всего пять. Среди них неправильное указание налогоплательщиком (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Исходя из формулировки данной нормы, ошибки или неточности в других реквизитах платежного поручения на перечисление налога вполне допустимы. Речь идет о КБК, ИНН, КПП, кодах ­ОКАТО и др. Разберемся, так ли это. Сразу отметим, чтобы избежать проблем с налоговиками, лучше произвести уточнение платежа.

Казнить, нельзя помиловать

Как мы уже сказали, если платеж ушел не на тот счет Федерального казначейства или налогоплательщик допустил ошибку в наименовании банка получателя, то налог не будет считаться уплаченным. Это, безусловно, приведет к возникновению недоимки, начислению пеней.

Суд выиграть можно, но сложно

Доказывать, что ошибка не повлекла неперечисление денег в бюджет долго и, как показывает практика, нецелесообразно. Решения арбитражных судов в пользу налогоплательщика в этих случаях крайне редки. Тем не менее они есть. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 плательщик перепутал счета Федерального казначейства Москвы и Московской области. Инспекция не могла провести межрегиональный зачет налога. Фирма, признав ошибку, уплатила налог по правильным реквизитам. Но, естественно, с опозданием. Налоговый орган по заявлению компании вернул ошибочно перечисленный платеж, при этом начислил ей пени за пропуск срока платежа.

Обратившись в суд с требованием признать начисление пени незаконным, фирма выиграла процесс. Суд решил, что «указание в платежном поручении номера счета одного органа Федерального казначейства вместо другого еще не означает непоступление денежных средств в бюджетную систему, поскольку УФК по г. Москве, так же как и УФК по Московской обл., осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации».

Отметим, что на беспроблемный пересчет пени при «фатальной ошибке» фирма может не рассчитывать. Такой пересчет может быть проведен только при условии, что обязанность по уплате налога признана исполненной (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Виной всему банк

Бывает, что в неправильных реквизитах виноват не плательщик, а банк. Тогда фирма может требовать возмещения убытков в виде пеней со своей кредитной организации в судебном порядке.

Обосновать свое требование нужно положениями ст. 60 НК РФ. В ней указано, что банки обязаны исполнять поручение на перечисление налога в бюджетную сис­тему на соответствующий счет Федерального казначейства, а также нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. А для налогового органа совершенно не важно, по чьей оплошности деньги не попали в бюджет (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@).

Правила исправления

Для того чтобы исправить «фатальную» ошибку и избежать начисления пеней и обвинений в недоимке, необходимо уплатить налог повторно по правильным реквизитам (письмо ФНС России от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228). Напомним, что при перечислении налогов и сборов в бюджетную систему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств проводится по заявлению налогоплательщика, которое нужно представить в налоговый орган по месту учета и приложить к нему копию платежного до­кумен­та, подтверждающего уплату (письмо ФНС России от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@).

Механизм возврата налога довольно детально прописан в письме Минфина России от 02.11.2011 № 02-04-10/4819 . В нем подробно описаны процедуры взаи­модействия УФК и налогового органа. А основное действие, которое для этого требуется совершить налогоплательщику, — подать заявление

Обратите внимание: при возврате налогов, в том числе ошибочно уплаченных «не туда», заявление подается по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ . Соответствующее решение принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления от компании или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов. Сумма налога возвращается в течение одного месяца с даты, указанной в заявлении.

Эти правила установлены ст. 78 НК РФ. При подаче заявления на возврат необходимо придерживаться нескольких прос­тых правил.

Во-первых, заявление на возврат излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня его уплаты. Пропуск трехлетнего срока влечет отказ в возврате.

Во-вторых, о принятом решении налоговый орган обязан уведомить компанию в течение трех дней.

В-третьих, пропуск месячного срока на возврат влечет начисление процентов. В такой ситуации инспекция обязана сразу приплюсовать проценты, рассчитанные со дня, когда налог должен быть возвращен, по день фактического возврата к той сумме, которая перечисляется организации (письмо Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-08/54846). Никакого дополнительного заявления для этого подавать не нужно.

Казнить нельзя, помиловать

Как мы уже сказали в начале статьи, при оформлении поручений на уплату налогов плательщики часто путают КБК, коды ­ОКАТО и ­ОКТМО, ИНН налоговых органов и др. Из-за этого возникают споры с инспекциями по признанию обязаннос­ти об уплате налога исполненной.

Плательщики настаивают на том, что требования п. 4 ст. 45 НК РФ выполнены и претензии чиновников необоснованны. Довольно часто эти споры доходят до самой высокой инстанции.

­ОКАТО и ­ОКТМО

Наибольшее количество споров возникает при перечислении ­НДФЛ за работников общества в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения компании. Как показывает практика, компании указывают правильный КБК, но допускают ошибки в ­ОКАТО (с прошлого года — ­ОКТМО).

У судов долго не было единой позиции о том, считается ли в данном случае обязанность налогового агента исполненной или нет, возможен ли межбюджетный зачет и обоснованны ли пени. Яркий пример — постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13. Неправильный ­ОКАТО в платежке привел к начислению пени по ­НДФЛ. Фирма оспорила их в суде, и первая инстанция ее поддержала, а вот апелляция и кассация высказались против. Они указали, что предприятие нарушило требования п. 7 ст. 226 НК РФ, согласно которому «налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту своего нахождения и по мес­ту нахождения каждого обособленного подразделения». А задолженность перед муниципальными бюджетами влечет начисление пеней.

А вот надзор отменил решения нижестоящих судов и достаточно логично сформулировал свою позицию. Среди оснований для признания обязанности по уплате налога неисполненной неправильное указание кода ­ОКАТО не названо. Раз сумма налога поступила в бюджетную систему РФ, значит, она считается уплаченной и задолженность у предприятия отсутствует. Пени могут быть начислены только на неуплаченную сумму налога. Аналогичный подход ранее был продемонстрирован в Определении ВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16910/10, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 № А56-48850/2011, Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 № A45-15055/2011 и др.

Вроде бы постановление надзорной инстанции должно было привести к единообразию в решениях судов. Но не тут-то было. Буквально в следующем после выхода вышеназванного постановления Президиума ВАС РФ году появилось Определение ВАС РФ от 22.05.2014 № ВАС-3838/14, в котором тройка судей в похожем споре поддержала противоположную позицию и отказала в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмот­ра в порядке надзора.

В данном деле фирма настаивала, что переплату ­НДФЛ по обособленному подразделению можно было зачесть в счет недоимки по головной организации, а начисление пени неправомерно. Первые две инстанции встали на сторону компании. Они указали, что бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов — федерального, субъектов РФ, местных, а это значит, что система не может страдать, если налог в нее в принципе поступил (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Однако, кассационная инстанция, а вслед за ней и надзор приняли другое решение. Они посчитали пени обоснованными. Так как «компенсация соответствующему бюджету непоступивших сумм налогов обес­печена пеней — суммой, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки».

Но на радость плательщикам сейчас позиция о том, что ошибка в ­ОКТМО (ранее — ­ОКАТО) не является основанием считать налог неперечисленным, подтверждена Верховным судом РФ (Определение от 10.03.2015 № 305-КГ15-157). На наш взгляд, эта позиция более обоснованна. Так как платежи зачислены на единый бюджетный счет, соответствующий КБК, то неверное указание кода ­ОКАТО или ­ОКТМО в платежном до­кумен­те не может служить причиной для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Кстати, ФНС России, в отличие от налоговых органов на местах, уже как полтора года вполне с этим согласна (письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Неверный КБК

Не секрет, что коды бюджетной классификации для уплаты налогов изменяются чуть ли не ежегодно. Поэтому бухгалтеры следят за ними очень пристально. Тем не менее ошибки происходят.

Бояться проставления в платежном поручении на уплату неправильного КБК не стоит. Минфин России еще в письме от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 разъяснил, что в случае неправильного указания налогоплательщиком КБК, не повлекшего неперечисления налога в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства, следует руководствоваться п. 7 ст. 45 НК РФ. То есть подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением до­кумен­тов, подтверждающих уплату, с просьбой уточнить принадлежность платежа. Также можно попросить инспекцию о сверке расчетов, после которой налоговики примут решение об уточнении платежа.

Напомним, что порядок сверки расчетов проводится по Регламенту, утвержденному приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Срок процедуры не должен превышать десяти дней. Если же выявлены расхождения в данных плательщика и инспекции, он увеличивается до 15 дней. Результаты сверки должны быть оформлены актом и соответствующей справкой, подписанной руководителем инспекции.

Отметим, что уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же налога. На это обратила внимание ФНС России в письме от 22.12.2011 № ЗН-4-1/21889.

Правда, территориальные налоговые органы не всегда готовы так просто решать подобные вопросы, что подтверждается арбитражной практикой. Налогоплательщики вынуждены отстаивать свои платежи в судах и, надо сказать делают это довольно успешно. Приведем примеры.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012 суд указал, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных до­кумен­тах. Ведь этот код необходим лишь для правильного распределения средств между бюджетами. Аналогичное мнение — в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2013 № А32-31731/2012, Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012, Центрального округа от 08.10.2013 № А14-18051/2012 и др.

И несколько слов об указании КБК, которого не существует (код отменен или изменен). Несмотря на мнение ФНС России, суды считают, что такая ошибка также не приводит к фатальным последствиям и налоговый орган вполне в состоянии идентифицировать платеж при прочих правильных реквизитах. В частности, такой вывод содержат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 № Ф04-8059/2006(29059-А81-33), Северо-Западного округа от 07.10.2008 № А42-1319/2008. Решения, хоть и приняты довольно давно, содержат ссылки на действующие нормы НК РФ, а значит, вполне актуальны и в 2015 г.

Платите налоги сами!

Рассмотрим еще один вопрос, касающийся порядка заполнения поручения на перечисление налогов в бюджет в случае, если плательщиком является третье лицо. Такая ситуация может возникнуть, например, при уплате налогов за компанию директором или учредителем.

Позиция Минфина России достаточно определенна. Во-первых, при перечислении налогов и сборов в бюджетную сис­тему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Во-вторых, в платежке должны быть указаны реквизиты налогоплательщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые позволяют его идентифицировать. В-третьих, обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика. А это значит, что ее исполнение должно быть подтверждено до­кумен­тами, по которым можно четко установить, что причитающаяся сумма уплачена именно им (письмо Минфина России от 22.12.2014 № ­03-02-08/66327).

Организация ошибочно перечислила НДФЛ, удержанный у работников обособленного подразделения, с указанием в платежке ОКАТО по месту нахождения головного офиса. Головной офис и обособленное подразделение расположены в одном субъекте РФ, но в разных муниципальных образованиях. Какие последствия повлечет такое перечисление?

Уплата НДФЛ по обособленным подразделениям

Порядок уплаты НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, прописан в п. 7 ст. 226 НК РФ. Согласно этой норме перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет нужно как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. При этом по месту обособленного подразделения уплачивается налог, удержанный с доходов работников обособленного подразделения и выплат по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением от имени организации.

В письме от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@ ФНС России разъяснила, что по каждому обособленному подразделению оформляются отдельные платежные поручения с указанием присвоенного ему КПП и соответствующего кода муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

Поскольку в ситуации, описанной в вопросе, организация перечислила НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения в бюджет муниципального образования по месту нахождения головного офиса, она нарушила требования законодательства. Однако это не означает, что обязанность по перечислению удержанного налога в бюджет ей не выполнена.

Исполнение обязанности по уплате налога в бюджет

Организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получило доход, признаются налоговыми агентами по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24 НК РФ). Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Таким образом, для того чтобы обязанность налогового агента по перечислению налога считалась исполненной, необходимо, чтобы в платежном поручении был указан правильный счет Федерального казначейства и на счету налогового агента были денежные средства, необходимые для осуществления платежа.

Из текста вопроса можно сделать вывод, что счет Федерального казначейства в платежном поручении на перечисление НДФЛ указан правильно и что единственной ошибкой является неверный код ОКАТО. Перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не считается исполненной, приведен в п. 4 ст. 45 НК РФ. Неверное указание в платежке кода ОКАТО в нем не значится. Следовательно, обязанность компании по перечислению удержанного налога в бюджет является выполненной.

Суды это подтверждают. Так, в постановлении от 23.07.2013 № 784/13 Президиум ВАС РФ рассмотрел аналогичную ситуацию, когда компания ошибочно указала в платежке на перечисление НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения код ОКАТО по месту нахождения головной организации. Высшие арбитры разъяснили, что, поскольку в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, поступила в бюджетную систему РФ, налог, исходя из смысла ст. 45 НК РФ, считается уплаченным. К такому же заключению пришел Верховный суд РФ в Определении от 10.03.2015 № 305-КГ15-157. А в постановлении от 14.05.2018 № Ф05-5361/18 АС Московского округа отметил, что все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов Федерального казначейства и уже после распределяются между бюджетами соответствующих уровней. Поэтому даже в случае неправильного указания кода ОКАТО суммы налога считаются зачисленными в бюджет.

ФНС России согласна с вышеуказанной позицией судов (письмо от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852).

Нет недоимки - нет штрафа и пеней

Налоговым правонарушением признаются те действия налогоплательщика, за которые Налоговым кодексом предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). В списке налоговых правонарушений, приведенном в главе 16 НК РФ, нет ответственности за нарушение налоговым агентом порядка перечисления в бюджет удержанного НДФЛ. В нем есть только штраф за несвоевременное неудержание и (или) неперечисление налога в бюджет (ст. 123 НК РФ). Но эта статья в нашем случае неприменима, поскольку удержанный налог был полностью перечислен в бюджет. ВАС РФ и чиновники это подтверждают (постановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , от 23.08.2005 № 645/05, письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010 , ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852). Таким образом, штрафные санкции за перечисление НДФЛ, удержанного с работников обособленного подразделения, в муниципальный бюджет по месту нахождения головного офиса компании не грозят.

Пеней у компании тоже не будет. Ведь они начисляются на сумму недоимки (п. 4 ст. 75 НК РФ). А как мы уже выяснили выше, никакой недоимки в связи перечислением НДФЛ не в тот бюджет у компании нет. С тем, что пени не начисляются, согласны и чиновники, и суды (письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852, от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@ , постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13, ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12, Северо-Западного округа от 14.03.2011 по делу № А05-4762/2010).

Нужно ли уточнять платеж

В пункте 7 ст. 45 НК РФ сказано, что при обнаружении ошибки в платежном поручении, не повлекшей неперечисление налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить платеж. Таким образом, подача уточнения является правом, а не обязанностью компании.

На наш взгляд, уточнение лучше подать. Ведь, как сказано в письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа.

Если компания не уточнит платеж, налоговый орган при выявлении им факта перечисления компанией налога не в тот муниципальный бюджет должен самостоятельно принять решение об уточнении платежа и представить соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства (постановление АС Московского округа от 14.05.2018 № Ф05-5361/18).

В Федеральной налоговой службе России настолько устали от ошибок в реквизитах платежных поручений, которые допускают организации и ИП при перечислении налогов, что попросили депутатов разработать законопроект о введении штрафов за неправильное указание кода ОКТМО. В настоящее время платеж по налогу должен быть исполнен даже с неверным ОКТМО, но если инициативу Законодательного собрания Иркутской области поддержит парламент, ошибки не только придется исправлять, но и платить за них.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект № 445467-7 с поправками в Налоговый кодекс РФ, авторами которых выступили депутаты Иркутской области. Парламентарии предлагают наказывать плательщиков НДФЛ за неправильное указание в платежных документах ко-да ОКТМО. Этот реквизит обозначает Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, то есть указание на бюджет, в который и должен поступить взысканный с плательщиков налоговым агентом НДФЛ, который является местным налогом. Если при перечислении указать неправильный код, то деньги поступят в бюджет неправильного муниципалитета.

Неверный реквизит платежки — причина штрафа

Сейчас ошибка в коде ОКТМО не приводит к образованию у налогового агента недоимки по НДФЛ. Этот недочет в платежном поручении специалисты налоговой службы не рассматривают в качестве основания для штрафа налоговому агенту, а также начисления пеней. Если речь идет об отдельно взятом обособленном подразделении, то происходит перераспределение задолженности в целом по организации. В противном случае органы ФНС улаживают ситуацию и перебрасывают средства в нужный бюджет своими силами.

Депутатам Законодательного собрания Иркутской области такое положение дел не понравилось. В пояснительной записке к законопроекту они отмечают, что органы ФНС и местного самоуправления очень часто выявляют ситуации, когда налоговые агенты фактически платят НДФЛ не по месту осуществления хозяйственной деятельности. Но суды в случае обращения туда налоговиков по поводу недоимки принимают сторону организаций, поскольку в НК РФ отсутствуют указания на возможность привлечения налоговых аген-тов к налоговой ответственности за такую провинность, как неверный код ОКТМО в платежке. В итоге бюджеты многих российских регионов постоянно несут потери, ведь НДФЛ является для них основным бюджетооб-разующим налогом.

Парламентарии намерены устранить эти сложности администрирования НДФЛ. Для того чтобы распределение налоговой базы подоходного налога стало справедливым и экономи-чески обоснованным, а также для того, чтобы платеж-ная дисциплина налогоплательщиков и налоговых агентов повысилась, как сказано в пояснительной записке, необходимо установить реальную ответственность за ошибки.

Поправки иркутские депутаты предлагают внести в пункт 4 статьи 45 НК РФ , которая в настоящее время регулирует исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. Если законопроект будет принят, в этой статье появится дополнительное основание признать обязанность по уплате налога неис-полненной, если в платежном поручении была допущена ошибка при указании ОКТМО. Поскольку в этом случае налог будет считаться неуплаченным до поступления денег по правильным реквизитам, налоговых агентов можно будет привлекать к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 123 НК РФ . Размер штрафа в этом случае составляет 20% суммы неуплаченного налога.

Авторы инициативы уверены, что такие меры значительно повысят платежную дисциплину налоговых агентов по перечислению в бюджет НДФЛ. Тем самым повысится собираемость налога, а значит, вырастут доходы местных бюджетов бюджетной системы РФ. Дата рассмотрения законопроекта в пленарном заседании пока не определена.

Подскажите, пожалуйста, как быть. В платежном поручении на перечисление НДФЛ, указан неверный код ОКАТО? что нужно сделать в данном случае, и какие санкции предусмотрены?

Ответ

В случае ошибки будут действовать те же правила, что и сейчас по ОКАТО. То есть платеж будет считаться уплаченным, но его нужно будет уточнить. Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация: какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов

Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма налога хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:

  • либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);
  • либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;
  • либо в бюджет одного из внебюджетных фондов;
  • либо на невыясненные поступления.

КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать об уточнении реквизитов платежного поручения.* На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) инспекция примет об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. В результате обязанность организации по уплате налога будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны. Уточнить платеж можно и в том случае, если сумма налога была перечислена в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из положений статьи 45 и статьи 78 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России и .

Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа.* Такой вывод содержится, в частности, в , определениях ВАС РФ , постановлениях ФАС , Западно-Сибирского округа , Северо-Западного округа , . А в ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных поручений на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа.

Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления , ).

Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в .

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов (страховых взносов). Заявление организации в налоговую инспекцию о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения - в статье.

Вопрос: В платёжном поручении неверно указан ОКТМО. Как уточнить платёж, чтобы избежать начисления пени?

Ответ: Для того чтобы уточнить платеж подайте соответствующее заявление. В ФСС и налоговую инспекцию заявление пишется в произвольной форме, рекомендованная форма заявления в ПФР приведена в письме ПФР от 6 апреля 2011 № ТМ-30-25/3445 .

На основании заявления и акта совместной сверки платежей (если такая сверка проводилась) инспекция (фонд) примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога (страховых взносов). В результате обязанность организации будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны.

Вообще, сложившаяся арбитражная практика показывает, что обязанность по уплате налога (страховых взносов) считается исполненной независимо от правильности указания ОКТМО

в платежном поручении, поэтому начисление пеней и штрафов в этом случае суды признают неправомерным.

Обоснование

Какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов (страховых взносов)

Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:

Либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);

Либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;

Либо в бюджет другого внебюджетного фонда (например, вместо ПФР в ФФОМС или ФСС России);

Либо на невыясненные поступления.

КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого подайте заявление об уточнении платежа:
- в ИФНС - по налогам и страховым взносам, уплаченным после 1 января 2017 года (кроме взносов на травматизм);
- в ФСС - по взносам на травматизм;
- в ПФР или ФСС - по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, уплаченным до 1 января 2017 года.

На основании заявления и акта совместной сверки платежей (если такая сверка проводилась) инспекция (фонд) примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога (страховых взносов). В результате обязанность организации будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны. Уточнить платеж можно и в том случае, если средства были перечислены в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из пунктов , статьи 45 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 17 июля 2013 № 03-02-07/2/27977 , от 29 марта 2012 № 03-02-08/31 и ФНС России от 10 октября 2016 № СА-4-7/19125 .

Учитывайте, что платеж по пенсионным взносам, перечисленным после 1 января 2017 года, нельзя уточнить без подтверждения из Пенсионного фонда РФ. Дело в том, что эти суммы могут быть учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ). Поэтому сначала налоговая инспекция направит запрос в ПФР. В течение пяти рабочих дней фонд рассмотрит запрос и сообщит в ИФНС, можно уточнить платеж или нет. И только после этого инспекция примет окончательное решение об уточнении платежа. Для взносов в ФСС таких ограничений нет. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России, ПФР от 6 июня 2017 № ЗН-4-22/10626а, № НП-30-26/8158 . С 1 декабря 2017 года аналогичный порядок прописан в приказе ФНС России от 25 июля 2017 № ММВ-7-22/579 .

Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284 , Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. № А41-23154/11).

Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92 .

Важно: нельзя уточнить платеж по пенсионным взносам, если перечисленная сумма была учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ).

Заявление организации в налоговую инспекцию о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения на перечисление налога (указан неверный КБК)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

г. Москва 06.04.2018

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ организация «Альфа» просит принять решение об уточнении платежа. В поле 104 платежного поручения от 28 января 2018 г. № 415 на перечисление транспортного налога в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан КБК - 182 1 06 04012 02 1000 110. Правильный КБК - 182 1 06 04011 02 1000 110.

Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Приложение: